116землях. Владение дворян этими деревнями и селами было услов-
ным, временным. Такая условная собственность называлась поме-
стьями. Поместные крестьяне либо пахали землю помещика, либо
выплачивали ему оброк. Для того чтобы оградить дворян от кресть-
янских «выходов» во время сельхозработ, был выпущен указ о пра-
ве крестьян переходить с одного места на другое только в ноябре –
за неделю до и неделю после Юрьева дня.
Для заведования поместьями в Москве была устроена Помест-
ная изба, а для контроля над службой, которую несли дворяне-по-
мещики и бояре-вотчинники, создавалась канцелярия под названи-
ем «Разряд». Централизации власти должно было способствовать
административное деление всех земель на уезды и волости. Некото-
рые волости отдавались в кормление боярам или наиболее отличив-
шимся дворянам.
В пограничных городах Иван III поставил военные гарнизоны
из стрельцов, пищальников, пушкарей, которые получали госуда-
рево денежное жалованье. Иногда денежное жалованье получали
и дворяне. Все, кто поступал на службу к великому князю, давали
ему клятву верности.
Взяв курс на усиление центральной власти, Иван III посчитал
нужным продемонстрировать преемственность складывающейся
российской государственности от Византийской империи. Идея
такой преемственности содержалась в державной идеологии, свя-
занной с политической интерпретацией тезиса о Москве как о «треть-
ем Риме», в новом пышном дворцовом церемониале, новом госу-
дарственном гербе – двуглавом орле, заимствованном у византий-
цев. Наконец, идее преемственности российской государственности
|
от Византийской империи должна была послужить женитьба Ива-
на III на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского
императора.
Сын Ивана и Софьи Василий III должен был олицетворять со-
бой соединение двух династий – киевской и византийской. Васи-
лий продолжил политику своего отца, закрепив все достигнутые
Иваном III успехи в деле государственного строительства. Он присо-
единил к своим владениям оставшиеся рязанские уделы. В 1514 го-
ду после очередной войны с Литвой москвичам удалось отбить
у соперника важнейшую крепость Смоленск, что явилось большим
117успехом. В делах внутреннего управления Василий III усилил са-
модержавные тенденции, продолжив курс на ликвидацию остат-
ков удельного строя
13. Актуальные проблемы истории России XV-XVI вв.
ЭПОХА ИВАНА ГРОЗНОГО
7.1. Реформы Избранной Рады
В январе 1547 года Иван IV получил титул царя. Этот новый
для тогдашней России титул был призван подчеркнуть возросшее
значение центральной власти в стране, еще выше поднять престиж
верховного правителя. Воцарение Ивана IV состоялось, когда ему
исполнилось 17 лет. До достижения совершеннолетия он полно-
той власти не обладал. Великокняжеский престол Ивану достался,
когда ему не было и четырех лет. После смерти Василия III дела
управления страной взяла в свои руки мать Ивана Елена Глинская.
В качестве регентши она правила пять лет, а после ее смерти на-
ступил период боярского правления. Бояре не считались с малолет-
|
ним монархом, часто ставя собственные интересы выше интере-
сов государства. Это был период разгула боярских амбиций и свое-
волия, борьбы боярских кланов за власть и влияние, расшатывания
государственного порядка, ослабления централизованной власти. Пе-
ред молодым царем встала задача восстановления роли государст-
венного центра и завершения процесса централизации власти.
Сложной была и внешнеполитическая обстановка. Середина
XVI века стала временем «русского одиночества»: Россия не имела
надежных союзников, находясь в кольце враждебного окружения,
в состоянии круговой обороны. Еще не успев сложиться в плотное
политическое и этническое ядро, имея незначительные людские ре-
сурсы (около 7 млн чел.), страна напрягала все силы для решения
задачи выживания. Ее северо-западные, западные, южные и восточ-
ные границы были сухопутными, и по всему периметру этих гра-
ниц русским приходилось держать оборону против шведов, ливон-
119цев, литовцев, поляков, турок, Крымского, Астраханского, Казан-
ского, Сибирского ханств, Ногайской Орды. Ответом на историчес-
кий вызов должна была стать концентрация всех наличных ресур-
сов, всеобщая дисциплина и соборная солидарность.
Советники из ближайшего окружения Ивана IV – митрополит
Макарий, Сильвестр, Алексей Адашев, князь Андрей Курбский,
дьяк Висковатый – составили кружок ближайших советников моло-
дого царя – так называемую Избранную Раду, которая занялась раз-
|
работкой программы реформ, направленных на совершенствова-
ние системы управления страной.
В 1549 году в Москве был созван первый Земский собор – орган
сословного представительства, задачей которого являлось обеспе-
чение связи центра и периферии. Иван IV, выступая на Земском
соборе, назвал его «советом всей земли». Он осудил засилье бояр
в системе управления и объявил о необходимости провести широ-
кие государственные реформы.
В 1550 году проводится судебная реформа. Был принят новый
Судебник, по которому усиливался контроль над судами: наряду
с царской администрацией этот контроль стали осуществлять так-
же представители местных обществ в лице выбранных старост и
«ссудных мужей», выполнявших функции, подобные функциям по-
явившихся в XIX веке присяжных заседателей. В каждой конкрет-
ной ситуации «ссудными мужами» выбирались представители тех
или иных сословий. Протоколы судебных заседаний стали писать
земские дьяки. Вводился единый размер судебных пошлин. Судеб-
ник сохранял право владельческих крестьян на уход на новое мес-
то жительства.
В 1551 году церковный собор, получивший название Стоглаво-
го, принял решение унифицировать церковные обряды и устано-
вить единый иконописный канон, запретил священникам занимать-
ся ростовщичеством.
Важнейшее решение Стоглавого собора касалось распростра-
нения просвещения среди населения. В сборнике решений собора
системе образования была посвящена специальная статья под на-
званием «Об училищах книжных во всех градах», закреплявшая
решение о создании широкой сети приходских и частных школ:
120«В царствующем граде Москве и по всем градам избрать добрых
духовных священников, дьяконов и дьяков благочестивых, вла-
деющих грамотой и письмом. И у тех священников, и у дьяконов,
и у дьяков учинить в домах училища, чтобы священники и дьяко-
ны, и все православные христиане в каждом граде отдавали им
своих детей на учение грамоте и на учение книжному письму»
[1, с. 290–291].
После Стоглавого собора в стране возникло множество новых
приходских и частных школ, где обучались дети священников, куп-
цов, ремесленников. Были написаны новые специальные учебни-
ки по грамматике и арифметике. Росту грамотности в большой сте-
пени способствовало появление книгопечатания. Печатный двор
недалеко от Кремля в Москве был устроен за счет собственных
средств царя Ивана IV. Книгопечатание способствовало расшире-
нию естественно-научных, математических, технических знаний.
Распространялись и исторические знания, в чем свою заинтересо-
ванность проявлял царский двор, передававший летописцам до-
кументы из государственных архивов и деловые бумаги из прави-
тельственных учреждений. Под руководством митрополита Мака-
рия началась работа над Степенной книгой, в которой московские
цари были объединены едиными генеалогическими нитями со свои-
ми предками – великими киевскими князьями, что должно было
выражать идею единства русской истории.
Особое внимание Иван IV и его советники уделяли военной
реформе: к конному дворянскому ополчению добавлялось постоян-
ное войско в виде стрелецких полков и пушкарских рот. Создается
регулярное казачье войско, взявшее на себя охрану российского по-
граничья. Оно также должно было участвовать в военных действиях
в случае войны. Вводился военный налог. В 1556 году принято Уло-
жение о службе, по которому устанавливался единый порядок не-
сения воинской службы, вводилась должность главнокомандующе-
го армией – «воеводы большого полка», ограничивалось местни-
чество на период военных действий.
Немалое значение придавалось также реформе центрального уп-
равления. Формировалась система приказов как органов отрасле-
вого управления. Были созданы Посольский, Разбойный, Ямской
121приказы, Большой приход, Поместный (ведал раздачей земли слу-
жилым людям), Стрелецкий, Разрядный (ведал дворянским вой-
ском, назначал воевод) и другие приказы.
Особую роль в приказной системе выполняла Челобитная изба,
главным назначением которой являлось принятие и рассмотрение
жалоб со стороны рядового населения на те или иные решения го-
сударственных служащих. Эти жалобы, согласно обычаю, подава-
лись на имя царя. Дьяки Челобитной избы должны были в корот-
кий срок рассмотреть эти жалобы и либо самостоятельно найти
нужное решение, либо направить эти жалобы в соответствующий
приказ. Челобитная изба являлась гарантом обратной связи между
правительством и населением страны, играла важную контролиру-
ющую роль в правительственном механизме. Не случайно Иван IV
главой Челобитной избы поставил одного из своих приближен-
ных – Алексея Адашева, обладавшего прекрасными организатор-
скими способностями.
В рамках земской реформы боярское наместничество заменя-
лось выборными старостами, присягавшими царю и получавшими
государственное жалованье. С земской реформой была тесно связа-
на налоговая реформа, отменившая систему боярских кормлений,
когда бояре-наместники, собирая налоги на подконтрольных им
территориях, часть полученных средств оставляли себе. Вводился
централизованный налоговый сбор, устанавливался определенный
размер налогов. Впервые в налоговой практике Руси появились спе-
циальные налоги: помимо военного, были введены также ямской
налог и налог на выкуп пленных.
Результатом реформ Избранной Рады стало укрепление госу-
дарства и наведение порядка в управлении страной. Заметно повы-
силась боеспособность армии, благодаря чему были достигнуты
большие успехи во внешней политике.
7.2. Успехи восточной политики
Ситуация круговой обороны, в которой к середине XVI века ока-
залась Россия, требовала и от правительства, и от населения перена-
пряжения всех наличных сил. Для того чтобы ослабить давление
122со стороны внешних соперников, нужно было разорвать кольцо враж-
дебного окружения. Ключевым звеном в этом окружении являлось
Казанское ханство. Во-первых, казанские разбойничьи отряды до-
ставляли огромное беспокойство русским границам. Во-вторых,
в Казани противоборствовали две политические группировки, одна
из которых ориентировалась на союз с Крымским ханством, а дру-
гая – на союз с Россией. После того как ханский престол в Казани
оказался у представителя крымской партии, за которой стояли ин-
тересы турецкого султана, царь и его советники посчитали исчер-
панными дипломатические методы решения казанской проблемы.
В Москве был составлен детальный план покорения Казани.
В 1551 году русские войска двинулись по направлению к Ка-
зани. Недалеко от нее, в месте впадения в Волгу Свияги, была по-
ставлена русская крепость Свияжск, которая становилась опорной
базой для подготовки к походу на Казань. Через год 150-тысячная
русская армия, руководимая самим царем, завоевала столицу Казан-
ского ханства, взяв ее штурмом и освободив множество русских не-
вольников, томившихся в казанском плену.
В 1556 году взята Астрахань, которой правили слабые ногай-
ские ханы, сами искавшие покровительства Москвы над собой.
С этого момента Волга – от истока до устья – стала российской ре-
кой, что открывало для русских крестьян, казаков и промышленни-
ков широкий выход на Восток. В Поволжье и на Южный Урал хлы-
нула волна русских переселенцев. Здесь была поставлена целая цепь
русских крепостей: Чебоксары, Цивильск, Яранск, Уржум, Мал-
мыж, Уфа и др. Народы региона охотно признавали власть москов-
ского царя: его налоговая политика была для них более мягкой,
чем политика казанских ханов. Кроме того, московское правитель-
ство покончило с работорговлей, которая практиковалась здесь
во времена казанских ханов.
Вхождение мордвы, марийцев, казанских татар, башкир в сос-
тав России давало им целый ряд преимуществ: среди них почти
прекратились клановые усобицы, было покончено с территориаль-
ной и политической раздробленностью их земель, увеличилась бе-
зопасность жизни людей, дополнительную динамику получило хо-
зяйственное развитие, выросла численность населения.
123Присоединение народов Уральско-Волжского региона к России
стало результатом согласованных усилий и взаимовыгодных усту-
пок с обеих сторон, но оно воспринималось этими народами не
как вынужденное или продиктованное политическим прагматиз-
мом, а как естественный акт, отразивший восстановление единой
евразийской державы, существовавшей под властью Золотой Орды.
Контакты мордвы, марийцев, казанских татар, чувашей, башкир,
удмуртов с русскими заметно оживились. Появились предпосылки
для сближения поволжских народов, стали накапливаться общие
политические интересы.
Есть свидетельства о том, что народы, подвластные казанским
ханам, положительно восприняли взятие русскими войсками Каза-
ни. К примеру, в башкирских народных преданиях содержится ле-
генда о Сура-батыре, который представлен как пленник казанских
ханов, много лет пробывший в Казани. Согласно легенде, когда рус-
ская армия, в которой воевали и башкиры, подошла к городу, Сура-
батыр, увидев с крепостных стен своих соплеменников, бежал к ним,
а затем привел их по тайному ходу внутрь крепости, после чего
овладеть ею войскам Ивана Грозного уже не составило труда.
Большинство башкирских, чувашских, удмуртских родовых
объединений, живших на территории Казанского ханства, добро-
вольно признали российское подданство. Башкиры, чуваши, марий-
цы, мордва, удмурты получили от московского правительства опре-
деленные льготы, сохранив самоуправление и принципы земель-
ных отношений. Московская власть во главе с Иваном Грозным
была заинтересована в союзнических отношениях с этими народа-
ми. Царь Иван через своих уполномоченных обратился к ним с при-
зывом добровольно войти в состав Российского государства. Мно-
гие племенные объединения Поволжья воспользовались обраще-
нием Ивана IV и направили своих послов в Казань на переговоры
с царским наместником князем Петром Шуйским.
Весьма успешными эти переговоры оказались для башкир. Мос-
ковские власти просили их согласия на выплату налогов и несение
воинской службы для защиты южных рубежей государства. В от-
вет на признание царем их родовых прав башкиры взяли обязатель-
ство платить ему ясак – поземельную подать и выполнять за свой
124счет военно-пограничные функции в пользу Российского государст-
ва. Размер ясака был для них необременительным. Башкиры обеща-
ли нести «искреннюю службу царю» и стали выполнять обещание,
не ограничив свои воинские функции только пограничной служ-
бой. Прошло совсем немного времени после присоединения Баш-
кирии к России, как башкиры влились в состав российской армии
для участия в Ливонской войне.
После того как условия присоединения башкир к России были
согласованы в Казани, несколько групп башкирских послов побыва-
ли в Москве, где Иван IV вручил им жалованные грамоты, гаран-
тировавшие башкирам неприкосновенность их традиций, обычаев
и религии, автономию и сохранение традиционной системы само-
управления. Власть на местах оставалась в руках родовых вождей.
Сохранялись права башкир на вотчинное владение родовыми зем-
лями. Башкиры-вотчинники, получившие от Ивана Грозного жало-
ванные грамоты на владение родовыми землями, относились к ним
как к очень важным документам и дорожили ими. Признание ца-
рем вотчинных прав башкир содействовало добровольному приня-
тию ими российского подданства. Неудивительно, что в башкир-
ских народных преданиях образ Ивана IV является положительным.
Известно, что в российской историографии за Иваном IV закре-
пилось прозвище «Грозный». А вот в сознание башкир, части но-
гаев и татар, чувашей и других народов Иван вошел как «добрый
царь». Позитивное восприятие этими народностями Ивана IV объяс-
нялось не только уступками с его стороны, а вписывалось в гораз-
до более широкий культурно-исторический контекст. Башкиры и
татары называли Ивана «белым падишахом» или «белым ханом»,
т. е. величали его титулом, который носили Чингисиды, управляв-
шие Монгольской империей или ее отдельными частями. Присвоив
Ивану этот титул, его новые подданные проявили уверенность в том,
что московский царь является не только достойным, но и законным
преемником «покорителя народов» Чингисхана и его потомков.
По представлению народов Поволжья и Урала, московский пра-
витель был призван восстановить геополитическую целостность ев-
разийского пространства, утерянную после распада Золотой Орды.
На фоне такого представления перенос столичного центра из Сарая
125в Москву выглядел несущественной формальностью. Марийские,
чувашские, башкирские старшины ехали к царю в Москву, ориен-
тируясь на церемониальный этикет, установившийся в Сарае еще
в XIII веке. Русским этот этикет был хорошо знаком с тех пор, как
князь Ярослав Всеволодович, а затем его сын Александр Невский
приезжали к Батыю. Ивану IV, принимавшему башкирских и ногай-
ских биев, не нужно было придумывать новый церемониал. Пов-
торив церемониальный обряд, давно отработанный ордынскими
правителями, царь Иван показал гостям из-за Волги, что признает
те же знаки и символы, которые признают и они. Поэтому новые
подданные и видели в Иване Грозном законного наследника ордын-
ских ханов.
Ивану IV были близки традиции Орды в сфере государственно-
го строительства. Вслед за дедом и отцом он создавал и пытался
совершенствовать служилую монархию – тот тип государственнос-
ти, который существовал в Золотой Орде. Царь понимал, что присо-
единение бывших ордынских земель к России не будет успешным,
если пренебречь историческим опытом Золотой Орды как много-
этничного государства и не проявить уважения к традициям при-
соединяемых народов. Служилое сословие формировалось не по
узкоэтническому признаку – Иван IV давал возможность проявить
себя на государственной службе всем, кто был к ней расположен.
При этом царь выделял Чингисидов – Сеида Булата, Шаха Али и
др., оказывал им различные почести. В этом заключались и про-
пагандистские расчеты – Чингисиды в окружении Ивана IV долж-
ны были повысить его легитимность в глазах татар, ногаев и баш-
кир. Да и среди русских выходцы из восточной, ордынской арис-
тократии имели высокий статус и пользовались немалым почетом.
Повышению градуса легитимности московской власти служи-
ла и титульная атрибутика, принятая Иваном Грозным. Он провоз-
гласил себя царем, а не королем, потому что для восточной тради-
ции королевский титул ничего не значил, а титул царя напрямую
связывался с ордынской политической традицией – ведь царями
на Руси называли именно ордынских ханов, а не византийских им-
ператоров и не западноевропейских королей.
Иван Грозный сознательно претендовал на золотоордынское
наследство. Ему не приходило в голову разводить народы на евро-
126пейские и азиатские, передовые и отсталые. Он не считал европей-
цев образцом передового поведения. В письме польскому королю
Стефану Баторию он укорял его за нарушение обещаний, скреплен-
ных присягой, и ставил ему в пример восточных правителей, доро-
живших своей честью в отношениях с дипломатическими партнера-
ми: «Не только в христианских государствах не принято нарушать
присягу, как ты захотел сделать, но и в мусульманских государст-
вах не принято нарушать клятву. Мусульмане, если они государи
почтенные и разумные, держат клятву крепко и не навлекают на се-
бя хулы, а тех, кто нарушает обещание, укоряют и хулят» [2, с. 191].
Царь стремился доказать новым подданным, что он для них
не чужой. С этой целью огласке предавались сведения о родстве
Ивана с Чингисидами по линии его матери, Елены Глинской, одним
из предков которой был ордынский хан Бердибек. В кругах татар-
ской и башкирской знати было известно о том, что с Чингисидами
роднились и представители отцовской ветви Ивана IV, заключая
браки с ордынскими царевнами, как это сделал, к примеру, москов-
ский князь Юрий Данилович в начале XIV века.
Иван IV использовал династическую тему в дипломатической
переписке, проявляя при этом немалую изощренность. В письмах
европейским правителям царь утверждал, что «его род восходит
к Августу-кесарю» [Там же, с. 134]. А вот в посланиях, отправляе-
мых на Восток, он обходился без таких упоминаний, делая упор
на свое кровное родство с Чингисханом. Целью Грозного было
обоснование его прав на владения бывшей Золотой Орды. Эта цель
успешно достигалась. Так, ногаи называли Ивана IV «чингисовым
прямым потомком», пытались объединить родословные Рюрикови-
чей и наследников Чингисхана. В свою очередь, царь подчеркивал
свое расположение к народам, вместе с которыми русские на про-
тяжении двух с половиной веков находились в одной геополитиче-
ской сфере, подчиняясь общим для тогдашней Евразии традициям
и установкам.
В 1555 году правитель Сибирского ханства Едигер прислал по-
слов к Ивану IV с просьбой взять Сибирь под российское покрови-
тельство и начал выплачивать российской казне ясак. Но возмож-
ность мирного вхождения Сибири в состав России была сорвана
127Кучумом, который убил Едигера и узурпировал власть в Сибирском
ханстве. В 80-е годы XVI века русские казаки во главе с атаманом
Ермаком, а за ними и московское правительство вступили в борьбу
с Кучумом. И Ермак, и московские воеводы опирались на поддержку
местного населения – вогулов, остяков, башкир. Благодаря этой под-
держке, соединенной с беспримерной храбростью казаков Ермака,
Западная Сибирь в конце XVI века вошла в состав Российского го-
сударства.
7.3. Ливонская война
Завоевав Казанское ханство, Иван IV и его правительство по-
вернули свои взоры на запад – в сторону Ливонии, еще в XIII веке