ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 14 глава




 

ла русских к мысли о необходимости объединения, способствова-

 

ла преодолению раздробленности и созданию единой государствен-

 

ности. Разделяя эту мысль, В. О. Ключевский выделял еще одну

 

сторону власти ордынского хана над русскими князьями – он пола-

 

гал, что она выступала в качестве объединительного фактора и что

 

без арбитража Орды князья своими усобицами «разнесли бы Русь

 

на бессвязные, вечно враждующие между собою удельные лос-

 

кутья» [6, с. 255].

 

Л. Н. Гумилев категорично отверг понятие «монголо-татарское

 

иго», назвав его мифом. Ученый утверждал: «Говорить о завоевании

 

России монголами нелепо, потому что монголы в 1249 году ушли

 

из России, и вопрос о взаимоотношениях между Великим монголь-

 

ским Улусом и Великим княжеством Владимирским ставился уже

 

позже и был решен в княжение Александра Невского, добивше-

 

гося выгодного союза с Золотой Ордой....Гарнизонов монголы

 

не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать.

 

...Союз с Ордой во второй половине XIII века принес Северо-Вос-

 

точной Руси вожделенный покой и твердый порядок. Русские кня-

 

жества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идео-

 

логическую независимость и политическую самостоятельность»

 

[12, с. 121–122].

 

85Л. Н. Гумилев привел доводы в пользу добровольности русско-

 

ордынского союза, назвав дань законной платой монголам за охра-

 

ну русских границ и обратив внимание на факты участия русских

 

войск в монгольских завоевательных походах: русские отряды

 

участвовали в покорении монголами Северного Кавказа и даже Юж-

 

ного Китая. В свою очередь В. В. Кожинов, не отрицая зависимос-

 

ти Руси от Орды, отверг тезис о чрезвычайной обременительности

 

дани для русского народа. Он писал, что отвозимая в Орду дань небла-

 

гоприятно сказывалась на состоянии казны русских князей, но в пе-

 

ресчете на душу населения составляла совсем небольшие суммы,

 

и простой народ не воспринимал ее слишком тяжелой [см.: 15, с. 379].

 

В средневековой Руси такого понятия, как «монголо-татар-

 

ское иго», не существовало. В русских летописях это выражение

 

не употреблялось. Оно возникло только в XIX веке как кабинет-

 

ный термин историков, попавших под влияние модных тогда со-

 

циологических концепций, механически деливших народы на «аван-

 

гардные» и «отсталые». В сознание многих поколений россиян

 

внедрялся стереотип, по которому зависимость Руси от мощной

 

евразийской империи была позором. Однако в XIII–XV веках ру-

 

сичи так не считали.

 

Своеобразие русско-ордынских отношений может быть осозна-

 

но только в конкретно-историческом контексте. В XIII веке Русь

 

оказалась «в тисках», подвергшись нападению не только со сторо-

 

ны Батыя, но и со стороны крестоносцев. Как писал Г. В. Вернад-

 

ский, она «могла погибнуть между двух огней в героической борь-

 

бе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она

 

не могла» [11, с. 152]. Сложившаяся внешнеполитическая ситуа-

 

ция настоятельно требовала от русских князей сделать определен-

 

ный геополитический выбор. В отношениях с монголами были воз-

 

можны две линии стратегического поведения: либо конфронтация,

 

либо дипломатическая гибкость. Обе линии реализовались: одна –

 

Даниилом Галицким, вторая – Александром Невским.

 

Даниил поначалу лавировал между католическим Западом и

 

монголами. Он получил поддержку Батыя, и его дипломатический

 

вес резко вырос: Запад, по словам Г. В. Вернадского, «начал заиски-

 

вать перед ним» [Там же, с. 153]. Но Даниилу расположение к нему

 

ордынцев показалось унизительным. «Злее зла честь татарская»

 

86[Там же], – решил он и вступил в переговоры с папой римским,

 

рассчитывая на военную помощь Европы. Не получив этой помощи,

 

разменявшись «на повседневные политические мелочи», он упус-

 

тил из рук главные нити исторических событий и открыл Венгрии,

 

Литве и Польше дорогу на юго-восток Руси. Волынь и Галиция

 

на долгие века попали в сферу влияния католичества, оторвавшись

 

от общерусского культурного потока. Линия Даниила привела к рас-

 

колу русского мира, потере одной из его частей собственной само-

 

идентификации. Г. В. Вернадский писал: «Используй Даниил с тыла

 

поддержку монгольской силы, он достиг бы результатов совершен-

 

но непредвиденных и необыкновенных. Он мог утвердить Русь и

 

православие в Восточной и Средней Европе. Шумная и блестящая

 

эпопея Даниила Галицкого прошла впустую» [Там же, с. 155].

 

Александр Невский повел себя по-другому: заручившись дип-

 

ломатической поддержкой монголов и страхуя тылы, он подавил

 

попытки немцев и шведов проникнуть в земли Северо-Западной

 

Руси. Подчинение Александра монголам не было механическим:

 

он выделил у них те качества, которые помогли Руси сохранить

 

культурную самобытность, защитить ее от католического Запада.

 

Невский помог Батыю в решении внутриордынских динас-

 

тических споров. В 1252 году монголы поддержали Александра

 

в усмирении его противников среди русской знати, а спустя десять

 

лет он укрепил дипломатический союз с Ордой, миром уладив на-

 

зревавший конфликт с нею после избиения монгольских баскаков

 

в северорусских городах, предотвратив кровавый погром Руси.

 

В это время русским приходилось сдерживать ливонскую агрессию,

 

и им трудно было обойтись без покровительства Орды. В 1269 году

 

ордынский отряд помог новгородцам отогнать крестоносцев от стен

 

Новгорода. Князь Александр сорвал агрессивные колонизаторские

 

замыслы католического Запада, сохранил плацдарм для накопле-

 

ния Русью жизненных сил, спас самое ценное наследие – культур-

 

ную традицию. После кончины князя «бысть во всемъ народе плачь

 

неутешимъ» [10, с. 285].

 

Русско-ордынские отношения были неоднозначными. Батыев

 

погром стал для Руси национальной катастрофой, привел к оскуде-

 

нию людских и материальных ресурсов, упадку ремесел и сниже-

 

нию значения городов. Под воздействием этой катастрофы в рус-

 

87ском общественном сознании сформировалась «идеология выжива-

 

ния», которой подчинялась социальная структура и хозяйственная

 

жизнь Руси. Такая идеология содержала установку на максималь-

 

ную осторожность в выборе путей развития и порождала импера-

 

тив всеобщей консолидации. Однако трагедия 1237 года не означа-

 

ет, что весь период русско-ордынских взаимоотношений нужно

 

изображать исключительно в черных красках. После похода Батыя

 

русская история не закончилась. Острота, заложенная в 1237 году

 

в отношения Руси с ханами, постепенно спадала. Многое зависе-

 

ло от дипломатического искусства русских князей, их стратегичес-

 

кого чутья.

 

Князья получали подтверждение на великое княжение в хан-

 

ской ставке, выплачивали дань ханам. При этом, однако, и у Руси

 

имелись каналы политического и идеологического влияния на Орду.

 

Оно шло через Русскую православную церковь. Прошло не так уж

 

много времени после Батыева погрома, когда в 1261 году в столице

 

Золотой Орды Сарае была открыта епархия Русской церкви, что

 

позволило не только защищать интересы живших здесь русских

 

людей из числа пленников, но и проводить миссионерскую и про-

 

поведническую деятельность среди местного населения Орды.

 

В 1279 году русский митрополит получил от хана Менгу-Тиму-

 

ра охранную грамоту, давшую гарантию неприкосновенности хра-

 

мов и церковного имущества. Православная Церковь освобожда-

 

лась от выплаты дани, что позволило ей укрепить материальную

 

базу для расширения культурно-просветительской миссии. Деятель-

 

ность православной епархии в Орде не прошла даром: в XIV веке

 

на Русь двинулся поток православных ордынцев. Большинство из них

 

принималось на службу к московскому князю, находившемуся

 

в союзе с православной Церковью. Пополнив свою дружину воина-

 

ми, имевшими высокую боевую выучку, Москва получила военно-

 

политическое преимущество перед другими княжествами.

 

Историческое творчество Руси в период «ига» не прерывалось,

 

а в сфере культуры и дипломатии оно было отмечено высокой ак-

 

тивностью. Именно благодаря этой активности Русь и оказалась

 

геополитической наследницей Золотой Орды, территория которой

 

в XV–XVIII веках по частям (Поволжье, Урал, Западная Сибирь,

 

88Северный Кавказ, Крым) вошла в состав Российского государства.

 

Главным условием достижения такого исторического результата

 

стал дипломатический союз Северо-Восточной Руси с Золотой Ор-

 

дой, который можно трактовать и как ориентацию русских на поли-

 

тическое и культурное взаимодействие с народами Поволжья, Юж-

 

ного Урала и Северного Кавказа.

 

Л. Н. Гумилев утверждал, что великороссы – это этнос, сложив-

 

шийся из трех компонентов: славян, угро-финнов и татар, подразу-

 

мевая под татарами смесь тюрок с монголами. По его словам, этот

 

этнос, возникнув «на базе этнического синтеза, при взаимной комп-

 

лиментарности», сложился очень сильным и свободным от враж-

 

ды на национальной почве, благодаря чему «удалось создать тот

 

монолит, который мы называем великой Россией» [15, с. 157]. Гу-

 

милев полагал, что этническое смешение русичей с их соседями

 

достигало значительных масштабов. Следует, однако, учитывать,

 

что русско-ордынские контакты, какой бы ни являлась степень их

 

интенсивности, все-таки не могли стать решающим фактором

 

при формировании качественных характеристик великоросского эт-

 

носа, так как основы русской материальной и духовной культуры

 

сложилась задолго до начала этих контактов. Влияние Орды не мог-

 

ло трансформировать своеобразие русской культуры. То же самое

 

можно сказать и о языковом взаимодействии: в русском языке закре-

 

пился заметный тюркский лексический ряд, но морфология русско-

 

го языка при этом совершенно не изменилась.

 

5.3. Золотая Орда

 

В начале XIII века монгольские племена, объединенные под

 

властью Чингисхана, начали военные походы, целью которых бы-

 

ло создание огромной сверхдержавы. Вскоре пространства от Ти-

 

хого океана до Черного моря оказались под контролем Чингиси-

 

дов. В 1224 году Чингисхан разделил исполинскую империю меж-

 

ду четырьмя сыновьями. Крупнейшим из четырех улусов стал Улус

 

Джучи, старшего сына Чингисхана. Еще в 1207 году Джучи совер-

 

шил удачный поход на север от Монголии, в результате которого

 

89власть Чингисхана признали предки бурят, ойраты, енисейские кир-

 

гизы и некоторые другие племена. Чингисхан был доволен сыном,

 

сумевшим без военных усилий ввести эти племена в сферу мон-

 

гольской власти, и назначил его правителем новоприобретенных

 

земель. Прошло более десятка лет, и Монгольская империя начала

 

быстро расширяться в западном направлении, а все присоединяе-

 

мые земли автоматически включались во владения Джучи.

 

Поначалу в Улус Джучи входили Западная и Южная Сибирь,

 

Половецкая степь и Хорезм. Джучи активно занимался выстраива-

 

нием системы управления в подчиненных землях, одновременно

 

расширяя их южные и западные рубежи. Он умер в 1227 году, еще

 

при жизни своего отца. Наследником Джучи был признан его вто-

 

рой сын Бату (Батый, как его именовали на Руси), возглавивший

 

общемонгольский поход на запад, в ходе которого были покорены

 

Волжская Булгария, Северный Кавказ, Крым и другие земли. При Ба-

 

тые Улус Джучи стал простираться от Иртыша до Дуная и от Камы

 

до Амударьи, вбирая в себя Западную Сибирь, часть Казахстана

 

и Средней Азии, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Дон, Се-

 

верный Кавказ, Крым, Северное Причерноморье. По занимаемой

 

площади Джучиев Улус был одним из крупнейших государствен-

 

ных образований Средневековья.

 

Батый организовал военный поход в Центральную Европу, где

 

вел боевые действия против армий Польши, Венгрии и Далмации.

 

Удержать за собой эти страны он не смог, ограничившись присоеди-

 

нением к Улусу Джучи земель в нижнем течении Дуная. В 1243 году

 

Батый возвратился из похода в Европу и стал править обширными

 

владениями из своей ставки в Сарае, расположенном в низовьях

 

Волги. Батыю подчинились многие народы. В вассальную зависи-

 

мость от него попали и русские княжества.

 

Вассальные отношения оформлялись выдачей правителями Джу-

 

чиева Улуса специальных разрешительных грамот – ярлыков, кото-

 

рыми признавались властные полномочия русских князей, а также

 

их союзнический статус. Принимая ярлыки, князья, в свою оче-

 

редь, брали на себя определенные обязательства перед ханской став-

 

кой. Вассалами Улуса Джучи были не только русские княжества.

 

В 1242 году ярлык на правление в Грузии получила царица Русу-

 

90дан, а в 1244 году подобный ярлык Батый выдал сельджукскому

 

султану Кей-Хосрову. Вассальная зависимость от Золотой Орды вы-

 

глядела как личная уния русских князей, грузинских царей или

 

сельджукских султанов с правителем Джучиева Улуса, поэтому

 

после смерти каждого из этих правителей русским, грузинским и

 

сельджукским властителям нужно было снова ехать в Сарай для под-

 

тверждения своих полномочий и статуса.

 

Джучиев Улус находился в составе Монгольской империи при-

 

мерно до середины 60-х годов XIII века, когда столица монголь-

 

ских ханов была перенесена из Каракорума в Пекин и связь меж-

 

ду административным центром империи и отдаленными от него

 

регионами практически прервалась. В этих условиях преемник Ба-

 

тыя Берке перестал отсылать в Пекин налоги, собранные внутри

 

своего улуса. Заботясь о его финансовом состоянии, он провел пере-

 

пись подвластного ему населения.

 

Вполне самостоятельно правил Улусом и Менгу-Тимур, сохра-

 

нивший лишь номинальную зависимость от имперской столицы.

 

Как и Берке, он не отдавал в Пекин собранные им налоги. Мен-

 

гу-Тимур начал чеканить монеты со своим именем и своим новым

 

титулом «правосудный великий хан», тем самым закрепив за пра-

 

вителем Улуса Джучи ранг великого хана. Он и его преемники ста-

 

ли именовать свои владения Монгольским государством и Ве-

 

ликим престолом, подчеркивая тем самым правопреемство Улуса

 

от державы Чингисхана. Начиная с правления Менгу-Тимура, уже

 

не Монгольская империя, а именно Джучиев Улус становится до-

 

минирующей политической силой на просторах Евразии. Его во-

 

енная мощь в течение долгого времени не имела равных. Дружбы

 

с его правителями искали монархи многих стран. По территории

 

Улуса проходили важные торговые маршруты, связывавшие Вос-

 

ток и Запад.

 

Русские стали именовать владения Менгу-Тимура Золотой Ор-

 

дой, чаще всего имея в виду только западную часть Джучиева Улу-

 

са. Менгу-Тимур был весьма лоялен к русским. Благодаря его по-

 

кровительству Русской церкви отношения Руси с Ордой приняли

 

характер дружественного союза. В это время русские войска стали

 

участвовать в военных походах золотоордынской армии. В лето-

 

91писях упоминается поход 1277 года, когда «князи же вси ходиша

 

с царем Менгуте-мирим на Ясы» [17, с. 125].

 

В ХХ веке в научной и учебной литературе, как и на уровне

 

обыденного сознания, утвердились некоторые стереотипы и заблуж-

 

дения, связанные с Золотой Ордой. Это относится к развитию куль-

 

туры, наличию городов, соотношению понятий «монголы» и «тата-

 

ры», некоторым моментам истории русско-ордынских отношений.

 

Долгое время Золотая Орда была нежелательной темой в науке,

 

любой положительный факт по отношению к ней попадал под со-

 

мнение.

 

Термин «татарщина» в трудах классиков марксизма нес исклю-

 

чительно пренебрежительный смысл. Объяснялось это тем, что они

 

в своих трудах выражали негативное отношение к образу жизни

 

и быта кочевых народов, безосновательно накладывая на него пе-

 

чать «азиатского варварства». Затрагивая историю Улуса Джучи,

 

Карл Маркс писал: «Татарское иго продолжалось более двух столе-

 

тий. Оно не только подавляло, но оскорбляло и иссушало душу став-

 

шего его жертвой народа. Татаро-монголы установили режим сис-

 

тематического террора; опустошения и массовая резня стали его

 

непременным атрибутом... оставляя после себя пустыню, они руко-

 

водствовались принципом замещения людей овцами и превраще-

 

ния плодородных земель и населенных местностей в пастбища»

 

[18, с. 5]. В такой оценке «монголо-татар» присутствовал очевид-

 

ный субъективизм. Поскольку в официальной советской историо-

 

графии подход к историческим явлениям определялся в первую

 

очередь мнением основоположников марксизма, этот субъективизм

 

был превращен в методологическую норму.

 

Однако среди советских исследователей были и те, кто к исто-

 

рии Золотой Орды относился объективно и непредвзято. К ним при-

 

надлежали видные ученые – академики В. В. Бартольд, Б. Я. Вла-

 

димирцов, Г. А. Федоров-Давыдов, занимавшиеся изучением Зо-

 

лотой Орды. Они писали об Орде как о высокоорганизованном

 

государстве с развитой культурой, питаемой достижениями мно-

 

гих народов, среди которых русские не были исключением.

 

Политического и экономического расцвета Золотая Орда до-

 

стигла во время правления хана Узбека, находившегося у власти

 

92с 1312 по 1342 год. Он значительно усилил централизацию власти,

 

создав мощный управленческий аппарат. Функции главы прави-

 

тельства выполнял визирь, контролировавший государственную

 

казну. Военными делами руководил беклерибек (старший эмир).

 

На местах ханскую власть представляли наместники, ведавшие

 

сбором налогов и следившие за исполнением подвластным насе-

 

лением различных повинностей. Значимым элементом админист-

 

ративной системы являлся совещательный орган под названием

 

«диван». В него входили ханские родственники, эмиры, военачаль-

 

ники. Порой созывались курултаи – съезды, в которых участвова-

 

ли наиболее авторитетные представители населения Орды.

 

Ордынское государство брало на себя обязанность защищать

 

жизнь своих подданных, регулировало общественную, хозяйствен-

 

ную и культурную жизнь страны. В годы расцвета Золотой Орды

 

там был отмечен самый высокий среди стран Европы и Азии уро-

 

вень жизни людей. Жители Орды чувствовали себя в большей бе-

 

зопасности, чем жители Западной Европы.

 

В течение долгого времени ни одна страна тогдашнего мира

 

не могла сравниться с Золотой Ордой по военной мощи. Дружбы

 

с ордынцами искали правители многих стран. По территории Орды

 

проходили важные торговые маршруты: Великий шелковый путь,

 

связывавший Восток и Запад; Волжский путь, соединявший се-

 

верные и южные районы государства. Вдоль этих путей распола-

 

галось большое число городов, в которых интенсивно велась как

 

внутриордынская торговля, так и торговый обмен с купцами, при-

 

езжавшими из русских княжеств, Китая, Индии, Средней Азии, Кав-

 

каза, стран Средиземноморья. Ордынские купцы, в свою очередь,

 

выезжали в эти и другие страны. Проходившие по территории

 

Орды торговые маршруты были хорошо организованы и безопас-

 

ны. И хотя торговые пошлины были невысокими, за счет больших

 

объемов товарооборота торговля – как внешняя, так и внутренняя –

 

приносила ордынской казне огромные доходы. Торговля являлась

 

одной из главных отраслей хозяйства. Для закрепления за нею ве-

 

дущей роли хан Токта в начале XIV века провел денежную рефор-

 

му, превратившую сарайский дирхем в самую устойчивую по пла-

 

тежному весу валюту, высоко ценимую и за рубежами Орды.

 

93Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде состо-

 

ит в том, что это государство было чисто кочевническим и почти

 

не имело городов. Этот стереотип переносит ситуацию времен

 

Чингисхана на всю историю Золотой Орды. Преемники Чингис-

 

хана хорошо понимали, что «нельзя управлять Поднебесной, сидя

 

на коне». В Золотой Орде было создано более сотни городов, вы-

 

полнявших функции административно-налоговых и торгово-ремес-

 

ленных центров. Столица государства Сарай насчитывала 75 тыс.

 

жителей. По средневековым масштабам это был очень крупный

 

город.

 

Важными ремесленными и интеллектуальными центрами бы-

 

ли Сарай, Булгар, Хаджи-Тархан, Дербент и другие города. В них

 

высокое развитие получили черная и цветная металлургия, гон-

 

чарное, ткацкое, кожевенное производство, обработка дерева, юве-

 

лирное искусство, изготовление стеклянных и костяных изделий.

 

Благодаря союзу городов со степью развивались ремесла и торгов-

 

ля, создавался экономический потенциал, помогавший Золотой

 

Орде в течение долгого времени сохранять могущество. Некото-

 

рые ордынские города сохранились до наших дней: Азов, Казань,

 

Старый Крым, Тюмень, Дербент и ряд других. В таких городах

 

на территории Орды, как Елец, Тула, Калуга, преобладало русское

 

население.

 

Экономика Золотой Орды была многоотраслевой и многоук-

 

ладной. К примеру, в районе Средней Волги было налажено про-

 

изводство зерна и другой земледельческой продукции. Слова Марк-

 

са о «замещении людей овцами и превращении плодородных

 

земель в пастбища» далеки от реалий хозяйственной жизни Ор-

 

ды, хотя кочевое скотоводство было там высокоразвитой отраслью

 

хозяйства.

 

В советской исторической литературе население Золотой Орды

 

зачастую именовалось «монголо-татарами». После знакомства с реа-

 

лиями истории условность этого термина становится очевидной.

 

Племена, объединенные Чингисханом, называли себя монголами.

 

Русские, жившие в Орде или часто приезжавшие туда, знали, что

 

ее правящий слой составляли именно монголы, а не представите-

 

ли каких-то иных племен. При этом на Руси в разговорном обиходе

 

94и в летописях использовалось слово «татары», не относившееся

 

лишь к монголам: им в тогдашней Руси обозначались многие на-

 

родности, обитавшие к востоку от нее.

 

Словесный гибрид «монголо-татары» возник в XIX веке как

 

сугубо кабинетное изобретение, что не помешало ему укорениться

 

в части историографии. В реальной же истории народ, который

 

называл бы себя этим двойным именем, никогда не существовал.

 

Растянувшаяся на огромных пространствах Орда с этнической

 

точки зрения являла собою разнообразный конгломерат народов,

 

в котором монголы представляли управленческую и военную эли-

 

ту. Свой многонациональный характер Золотая Орда наследовала

 

вместе с территориями, принадлежавшими ранее государствам ски-

 

фов, сарматов, готов, гуннов, Хазарии, Волжской Булгарии. В сос-

 

тав Золотой Орды, кроме монголов, входили половцы, буртасы,

 

волжские булгары, мордва, русские, башкиры, марийцы, ясы, черке-

 

сы, грузины и многие другие народности. Преобладающей по чис-

 

ленности народностью в Орде были половцы.

 

Контакты и взаимодействия между народами, находившимися

 

в составе Орды, были весьма интенсивными и оказывали непосред-

 

ственное влияние на формирование их этнических культур. Сло-

 

жившаяся в Золотой Орде культурная среда характеризовалась мир-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: