ла русских к мысли о необходимости объединения, способствова-
ла преодолению раздробленности и созданию единой государствен-
ности. Разделяя эту мысль, В. О. Ключевский выделял еще одну
сторону власти ордынского хана над русскими князьями – он пола-
гал, что она выступала в качестве объединительного фактора и что
без арбитража Орды князья своими усобицами «разнесли бы Русь
на бессвязные, вечно враждующие между собою удельные лос-
кутья» [6, с. 255].
Л. Н. Гумилев категорично отверг понятие «монголо-татарское
иго», назвав его мифом. Ученый утверждал: «Говорить о завоевании
России монголами нелепо, потому что монголы в 1249 году ушли
из России, и вопрос о взаимоотношениях между Великим монголь-
ским Улусом и Великим княжеством Владимирским ставился уже
позже и был решен в княжение Александра Невского, добивше-
гося выгодного союза с Золотой Ордой....Гарнизонов монголы
не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать.
...Союз с Ордой во второй половине XIII века принес Северо-Вос-
точной Руси вожделенный покой и твердый порядок. Русские кня-
жества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идео-
логическую независимость и политическую самостоятельность»
[12, с. 121–122].
85Л. Н. Гумилев привел доводы в пользу добровольности русско-
ордынского союза, назвав дань законной платой монголам за охра-
ну русских границ и обратив внимание на факты участия русских
войск в монгольских завоевательных походах: русские отряды
участвовали в покорении монголами Северного Кавказа и даже Юж-
ного Китая. В свою очередь В. В. Кожинов, не отрицая зависимос-
|
ти Руси от Орды, отверг тезис о чрезвычайной обременительности
дани для русского народа. Он писал, что отвозимая в Орду дань небла-
гоприятно сказывалась на состоянии казны русских князей, но в пе-
ресчете на душу населения составляла совсем небольшие суммы,
и простой народ не воспринимал ее слишком тяжелой [см.: 15, с. 379].
В средневековой Руси такого понятия, как «монголо-татар-
ское иго», не существовало. В русских летописях это выражение
не употреблялось. Оно возникло только в XIX веке как кабинет-
ный термин историков, попавших под влияние модных тогда со-
циологических концепций, механически деливших народы на «аван-
гардные» и «отсталые». В сознание многих поколений россиян
внедрялся стереотип, по которому зависимость Руси от мощной
евразийской империи была позором. Однако в XIII–XV веках ру-
сичи так не считали.
Своеобразие русско-ордынских отношений может быть осозна-
но только в конкретно-историческом контексте. В XIII веке Русь
оказалась «в тисках», подвергшись нападению не только со сторо-
ны Батыя, но и со стороны крестоносцев. Как писал Г. В. Вернад-
ский, она «могла погибнуть между двух огней в героической борь-
бе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она
не могла» [11, с. 152]. Сложившаяся внешнеполитическая ситуа-
ция настоятельно требовала от русских князей сделать определен-
ный геополитический выбор. В отношениях с монголами были воз-
|
можны две линии стратегического поведения: либо конфронтация,
либо дипломатическая гибкость. Обе линии реализовались: одна –
Даниилом Галицким, вторая – Александром Невским.
Даниил поначалу лавировал между католическим Западом и
монголами. Он получил поддержку Батыя, и его дипломатический
вес резко вырос: Запад, по словам Г. В. Вернадского, «начал заиски-
вать перед ним» [Там же, с. 153]. Но Даниилу расположение к нему
ордынцев показалось унизительным. «Злее зла честь татарская»
86[Там же], – решил он и вступил в переговоры с папой римским,
рассчитывая на военную помощь Европы. Не получив этой помощи,
разменявшись «на повседневные политические мелочи», он упус-
тил из рук главные нити исторических событий и открыл Венгрии,
Литве и Польше дорогу на юго-восток Руси. Волынь и Галиция
на долгие века попали в сферу влияния католичества, оторвавшись
от общерусского культурного потока. Линия Даниила привела к рас-
колу русского мира, потере одной из его частей собственной само-
идентификации. Г. В. Вернадский писал: «Используй Даниил с тыла
поддержку монгольской силы, он достиг бы результатов совершен-
но непредвиденных и необыкновенных. Он мог утвердить Русь и
православие в Восточной и Средней Европе. Шумная и блестящая
эпопея Даниила Галицкого прошла впустую» [Там же, с. 155].
Александр Невский повел себя по-другому: заручившись дип-
ломатической поддержкой монголов и страхуя тылы, он подавил
попытки немцев и шведов проникнуть в земли Северо-Западной
|
Руси. Подчинение Александра монголам не было механическим:
он выделил у них те качества, которые помогли Руси сохранить
культурную самобытность, защитить ее от католического Запада.
Невский помог Батыю в решении внутриордынских динас-
тических споров. В 1252 году монголы поддержали Александра
в усмирении его противников среди русской знати, а спустя десять
лет он укрепил дипломатический союз с Ордой, миром уладив на-
зревавший конфликт с нею после избиения монгольских баскаков
в северорусских городах, предотвратив кровавый погром Руси.
В это время русским приходилось сдерживать ливонскую агрессию,
и им трудно было обойтись без покровительства Орды. В 1269 году
ордынский отряд помог новгородцам отогнать крестоносцев от стен
Новгорода. Князь Александр сорвал агрессивные колонизаторские
замыслы католического Запада, сохранил плацдарм для накопле-
ния Русью жизненных сил, спас самое ценное наследие – культур-
ную традицию. После кончины князя «бысть во всемъ народе плачь
неутешимъ» [10, с. 285].
Русско-ордынские отношения были неоднозначными. Батыев
погром стал для Руси национальной катастрофой, привел к оскуде-
нию людских и материальных ресурсов, упадку ремесел и сниже-
нию значения городов. Под воздействием этой катастрофы в рус-
87ском общественном сознании сформировалась «идеология выжива-
ния», которой подчинялась социальная структура и хозяйственная
жизнь Руси. Такая идеология содержала установку на максималь-
ную осторожность в выборе путей развития и порождала импера-
тив всеобщей консолидации. Однако трагедия 1237 года не означа-
ет, что весь период русско-ордынских взаимоотношений нужно
изображать исключительно в черных красках. После похода Батыя
русская история не закончилась. Острота, заложенная в 1237 году
в отношения Руси с ханами, постепенно спадала. Многое зависе-
ло от дипломатического искусства русских князей, их стратегичес-
кого чутья.
Князья получали подтверждение на великое княжение в хан-
ской ставке, выплачивали дань ханам. При этом, однако, и у Руси
имелись каналы политического и идеологического влияния на Орду.
Оно шло через Русскую православную церковь. Прошло не так уж
много времени после Батыева погрома, когда в 1261 году в столице
Золотой Орды Сарае была открыта епархия Русской церкви, что
позволило не только защищать интересы живших здесь русских
людей из числа пленников, но и проводить миссионерскую и про-
поведническую деятельность среди местного населения Орды.
В 1279 году русский митрополит получил от хана Менгу-Тиму-
ра охранную грамоту, давшую гарантию неприкосновенности хра-
мов и церковного имущества. Православная Церковь освобожда-
лась от выплаты дани, что позволило ей укрепить материальную
базу для расширения культурно-просветительской миссии. Деятель-
ность православной епархии в Орде не прошла даром: в XIV веке
на Русь двинулся поток православных ордынцев. Большинство из них
принималось на службу к московскому князю, находившемуся
в союзе с православной Церковью. Пополнив свою дружину воина-
ми, имевшими высокую боевую выучку, Москва получила военно-
политическое преимущество перед другими княжествами.
Историческое творчество Руси в период «ига» не прерывалось,
а в сфере культуры и дипломатии оно было отмечено высокой ак-
тивностью. Именно благодаря этой активности Русь и оказалась
геополитической наследницей Золотой Орды, территория которой
в XV–XVIII веках по частям (Поволжье, Урал, Западная Сибирь,
88Северный Кавказ, Крым) вошла в состав Российского государства.
Главным условием достижения такого исторического результата
стал дипломатический союз Северо-Восточной Руси с Золотой Ор-
дой, который можно трактовать и как ориентацию русских на поли-
тическое и культурное взаимодействие с народами Поволжья, Юж-
ного Урала и Северного Кавказа.
Л. Н. Гумилев утверждал, что великороссы – это этнос, сложив-
шийся из трех компонентов: славян, угро-финнов и татар, подразу-
мевая под татарами смесь тюрок с монголами. По его словам, этот
этнос, возникнув «на базе этнического синтеза, при взаимной комп-
лиментарности», сложился очень сильным и свободным от враж-
ды на национальной почве, благодаря чему «удалось создать тот
монолит, который мы называем великой Россией» [15, с. 157]. Гу-
милев полагал, что этническое смешение русичей с их соседями
достигало значительных масштабов. Следует, однако, учитывать,
что русско-ордынские контакты, какой бы ни являлась степень их
интенсивности, все-таки не могли стать решающим фактором
при формировании качественных характеристик великоросского эт-
носа, так как основы русской материальной и духовной культуры
сложилась задолго до начала этих контактов. Влияние Орды не мог-
ло трансформировать своеобразие русской культуры. То же самое
можно сказать и о языковом взаимодействии: в русском языке закре-
пился заметный тюркский лексический ряд, но морфология русско-
го языка при этом совершенно не изменилась.
5.3. Золотая Орда
В начале XIII века монгольские племена, объединенные под
властью Чингисхана, начали военные походы, целью которых бы-
ло создание огромной сверхдержавы. Вскоре пространства от Ти-
хого океана до Черного моря оказались под контролем Чингиси-
дов. В 1224 году Чингисхан разделил исполинскую империю меж-
ду четырьмя сыновьями. Крупнейшим из четырех улусов стал Улус
Джучи, старшего сына Чингисхана. Еще в 1207 году Джучи совер-
шил удачный поход на север от Монголии, в результате которого
89власть Чингисхана признали предки бурят, ойраты, енисейские кир-
гизы и некоторые другие племена. Чингисхан был доволен сыном,
сумевшим без военных усилий ввести эти племена в сферу мон-
гольской власти, и назначил его правителем новоприобретенных
земель. Прошло более десятка лет, и Монгольская империя начала
быстро расширяться в западном направлении, а все присоединяе-
мые земли автоматически включались во владения Джучи.
Поначалу в Улус Джучи входили Западная и Южная Сибирь,
Половецкая степь и Хорезм. Джучи активно занимался выстраива-
нием системы управления в подчиненных землях, одновременно
расширяя их южные и западные рубежи. Он умер в 1227 году, еще
при жизни своего отца. Наследником Джучи был признан его вто-
рой сын Бату (Батый, как его именовали на Руси), возглавивший
общемонгольский поход на запад, в ходе которого были покорены
Волжская Булгария, Северный Кавказ, Крым и другие земли. При Ба-
тые Улус Джучи стал простираться от Иртыша до Дуная и от Камы
до Амударьи, вбирая в себя Западную Сибирь, часть Казахстана
и Средней Азии, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Дон, Се-
верный Кавказ, Крым, Северное Причерноморье. По занимаемой
площади Джучиев Улус был одним из крупнейших государствен-
ных образований Средневековья.
Батый организовал военный поход в Центральную Европу, где
вел боевые действия против армий Польши, Венгрии и Далмации.
Удержать за собой эти страны он не смог, ограничившись присоеди-
нением к Улусу Джучи земель в нижнем течении Дуная. В 1243 году
Батый возвратился из похода в Европу и стал править обширными
владениями из своей ставки в Сарае, расположенном в низовьях
Волги. Батыю подчинились многие народы. В вассальную зависи-
мость от него попали и русские княжества.
Вассальные отношения оформлялись выдачей правителями Джу-
чиева Улуса специальных разрешительных грамот – ярлыков, кото-
рыми признавались властные полномочия русских князей, а также
их союзнический статус. Принимая ярлыки, князья, в свою оче-
редь, брали на себя определенные обязательства перед ханской став-
кой. Вассалами Улуса Джучи были не только русские княжества.
В 1242 году ярлык на правление в Грузии получила царица Русу-
90дан, а в 1244 году подобный ярлык Батый выдал сельджукскому
султану Кей-Хосрову. Вассальная зависимость от Золотой Орды вы-
глядела как личная уния русских князей, грузинских царей или
сельджукских султанов с правителем Джучиева Улуса, поэтому
после смерти каждого из этих правителей русским, грузинским и
сельджукским властителям нужно было снова ехать в Сарай для под-
тверждения своих полномочий и статуса.
Джучиев Улус находился в составе Монгольской империи при-
мерно до середины 60-х годов XIII века, когда столица монголь-
ских ханов была перенесена из Каракорума в Пекин и связь меж-
ду административным центром империи и отдаленными от него
регионами практически прервалась. В этих условиях преемник Ба-
тыя Берке перестал отсылать в Пекин налоги, собранные внутри
своего улуса. Заботясь о его финансовом состоянии, он провел пере-
пись подвластного ему населения.
Вполне самостоятельно правил Улусом и Менгу-Тимур, сохра-
нивший лишь номинальную зависимость от имперской столицы.
Как и Берке, он не отдавал в Пекин собранные им налоги. Мен-
гу-Тимур начал чеканить монеты со своим именем и своим новым
титулом «правосудный великий хан», тем самым закрепив за пра-
вителем Улуса Джучи ранг великого хана. Он и его преемники ста-
ли именовать свои владения Монгольским государством и Ве-
ликим престолом, подчеркивая тем самым правопреемство Улуса
от державы Чингисхана. Начиная с правления Менгу-Тимура, уже
не Монгольская империя, а именно Джучиев Улус становится до-
минирующей политической силой на просторах Евразии. Его во-
енная мощь в течение долгого времени не имела равных. Дружбы
с его правителями искали монархи многих стран. По территории
Улуса проходили важные торговые маршруты, связывавшие Вос-
ток и Запад.
Русские стали именовать владения Менгу-Тимура Золотой Ор-
дой, чаще всего имея в виду только западную часть Джучиева Улу-
са. Менгу-Тимур был весьма лоялен к русским. Благодаря его по-
кровительству Русской церкви отношения Руси с Ордой приняли
характер дружественного союза. В это время русские войска стали
участвовать в военных походах золотоордынской армии. В лето-
91писях упоминается поход 1277 года, когда «князи же вси ходиша
с царем Менгуте-мирим на Ясы» [17, с. 125].
В ХХ веке в научной и учебной литературе, как и на уровне
обыденного сознания, утвердились некоторые стереотипы и заблуж-
дения, связанные с Золотой Ордой. Это относится к развитию куль-
туры, наличию городов, соотношению понятий «монголы» и «тата-
ры», некоторым моментам истории русско-ордынских отношений.
Долгое время Золотая Орда была нежелательной темой в науке,
любой положительный факт по отношению к ней попадал под со-
мнение.
Термин «татарщина» в трудах классиков марксизма нес исклю-
чительно пренебрежительный смысл. Объяснялось это тем, что они
в своих трудах выражали негативное отношение к образу жизни
и быта кочевых народов, безосновательно накладывая на него пе-
чать «азиатского варварства». Затрагивая историю Улуса Джучи,
Карл Маркс писал: «Татарское иго продолжалось более двух столе-
тий. Оно не только подавляло, но оскорбляло и иссушало душу став-
шего его жертвой народа. Татаро-монголы установили режим сис-
тематического террора; опустошения и массовая резня стали его
непременным атрибутом... оставляя после себя пустыню, они руко-
водствовались принципом замещения людей овцами и превраще-
ния плодородных земель и населенных местностей в пастбища»
[18, с. 5]. В такой оценке «монголо-татар» присутствовал очевид-
ный субъективизм. Поскольку в официальной советской историо-
графии подход к историческим явлениям определялся в первую
очередь мнением основоположников марксизма, этот субъективизм
был превращен в методологическую норму.
Однако среди советских исследователей были и те, кто к исто-
рии Золотой Орды относился объективно и непредвзято. К ним при-
надлежали видные ученые – академики В. В. Бартольд, Б. Я. Вла-
димирцов, Г. А. Федоров-Давыдов, занимавшиеся изучением Зо-
лотой Орды. Они писали об Орде как о высокоорганизованном
государстве с развитой культурой, питаемой достижениями мно-
гих народов, среди которых русские не были исключением.
Политического и экономического расцвета Золотая Орда до-
стигла во время правления хана Узбека, находившегося у власти
92с 1312 по 1342 год. Он значительно усилил централизацию власти,
создав мощный управленческий аппарат. Функции главы прави-
тельства выполнял визирь, контролировавший государственную
казну. Военными делами руководил беклерибек (старший эмир).
На местах ханскую власть представляли наместники, ведавшие
сбором налогов и следившие за исполнением подвластным насе-
лением различных повинностей. Значимым элементом админист-
ративной системы являлся совещательный орган под названием
«диван». В него входили ханские родственники, эмиры, военачаль-
ники. Порой созывались курултаи – съезды, в которых участвова-
ли наиболее авторитетные представители населения Орды.
Ордынское государство брало на себя обязанность защищать
жизнь своих подданных, регулировало общественную, хозяйствен-
ную и культурную жизнь страны. В годы расцвета Золотой Орды
там был отмечен самый высокий среди стран Европы и Азии уро-
вень жизни людей. Жители Орды чувствовали себя в большей бе-
зопасности, чем жители Западной Европы.
В течение долгого времени ни одна страна тогдашнего мира
не могла сравниться с Золотой Ордой по военной мощи. Дружбы
с ордынцами искали правители многих стран. По территории Орды
проходили важные торговые маршруты: Великий шелковый путь,
связывавший Восток и Запад; Волжский путь, соединявший се-
верные и южные районы государства. Вдоль этих путей распола-
галось большое число городов, в которых интенсивно велась как
внутриордынская торговля, так и торговый обмен с купцами, при-
езжавшими из русских княжеств, Китая, Индии, Средней Азии, Кав-
каза, стран Средиземноморья. Ордынские купцы, в свою очередь,
выезжали в эти и другие страны. Проходившие по территории
Орды торговые маршруты были хорошо организованы и безопас-
ны. И хотя торговые пошлины были невысокими, за счет больших
объемов товарооборота торговля – как внешняя, так и внутренняя –
приносила ордынской казне огромные доходы. Торговля являлась
одной из главных отраслей хозяйства. Для закрепления за нею ве-
дущей роли хан Токта в начале XIV века провел денежную рефор-
му, превратившую сарайский дирхем в самую устойчивую по пла-
тежному весу валюту, высоко ценимую и за рубежами Орды.
93Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде состо-
ит в том, что это государство было чисто кочевническим и почти
не имело городов. Этот стереотип переносит ситуацию времен
Чингисхана на всю историю Золотой Орды. Преемники Чингис-
хана хорошо понимали, что «нельзя управлять Поднебесной, сидя
на коне». В Золотой Орде было создано более сотни городов, вы-
полнявших функции административно-налоговых и торгово-ремес-
ленных центров. Столица государства Сарай насчитывала 75 тыс.
жителей. По средневековым масштабам это был очень крупный
город.
Важными ремесленными и интеллектуальными центрами бы-
ли Сарай, Булгар, Хаджи-Тархан, Дербент и другие города. В них
высокое развитие получили черная и цветная металлургия, гон-
чарное, ткацкое, кожевенное производство, обработка дерева, юве-
лирное искусство, изготовление стеклянных и костяных изделий.
Благодаря союзу городов со степью развивались ремесла и торгов-
ля, создавался экономический потенциал, помогавший Золотой
Орде в течение долгого времени сохранять могущество. Некото-
рые ордынские города сохранились до наших дней: Азов, Казань,
Старый Крым, Тюмень, Дербент и ряд других. В таких городах
на территории Орды, как Елец, Тула, Калуга, преобладало русское
население.
Экономика Золотой Орды была многоотраслевой и многоук-
ладной. К примеру, в районе Средней Волги было налажено про-
изводство зерна и другой земледельческой продукции. Слова Марк-
са о «замещении людей овцами и превращении плодородных
земель в пастбища» далеки от реалий хозяйственной жизни Ор-
ды, хотя кочевое скотоводство было там высокоразвитой отраслью
хозяйства.
В советской исторической литературе население Золотой Орды
зачастую именовалось «монголо-татарами». После знакомства с реа-
лиями истории условность этого термина становится очевидной.
Племена, объединенные Чингисханом, называли себя монголами.
Русские, жившие в Орде или часто приезжавшие туда, знали, что
ее правящий слой составляли именно монголы, а не представите-
ли каких-то иных племен. При этом на Руси в разговорном обиходе
94и в летописях использовалось слово «татары», не относившееся
лишь к монголам: им в тогдашней Руси обозначались многие на-
родности, обитавшие к востоку от нее.
Словесный гибрид «монголо-татары» возник в XIX веке как
сугубо кабинетное изобретение, что не помешало ему укорениться
в части историографии. В реальной же истории народ, который
называл бы себя этим двойным именем, никогда не существовал.
Растянувшаяся на огромных пространствах Орда с этнической
точки зрения являла собою разнообразный конгломерат народов,
в котором монголы представляли управленческую и военную эли-
ту. Свой многонациональный характер Золотая Орда наследовала
вместе с территориями, принадлежавшими ранее государствам ски-
фов, сарматов, готов, гуннов, Хазарии, Волжской Булгарии. В сос-
тав Золотой Орды, кроме монголов, входили половцы, буртасы,
волжские булгары, мордва, русские, башкиры, марийцы, ясы, черке-
сы, грузины и многие другие народности. Преобладающей по чис-
ленности народностью в Орде были половцы.
Контакты и взаимодействия между народами, находившимися
в составе Орды, были весьма интенсивными и оказывали непосред-
ственное влияние на формирование их этнических культур. Сло-
жившаяся в Золотой Орде культурная среда характеризовалась мир-