ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 16 глава




 

гом: на Куликовом поле Русь сражалась не против Золотой Орды, а

 

против Мамаевой орды.

 

Хотя в 1237–1240 годах многим русским городам пришлось от-

 

биваться от монгольских войск, спустя непродолжительное время

 

Русь установила дипломатический союз с Золотой Ордой, в после-

 

дующем не предпринимая никаких видимых попыток разорвать его.

 

Контроль ордынских ханов над русскими князьями с течением вре-

 

мени ослабевал. Во второй половине XIV века Золотая Орда была

 

охвачена внутренними смутами: за двадцать лет у власти смени-

 

лось 14 ханов.

 

106Мамай был военачальником в армии хана Бердибека. После смер-

 

ти хана в 1362 году он предпринял попытку захватить ханский пре-

 

стол, закрепившись в Крыму и вступив в борьбу с другими эмира-

 

ми. Мамай опирался на финансовую поддержку генуэзских купцов,

 

потеснивших в Крыму византийцев и построивших укрепленные

 

фактории на южном берегу Крымского полуострова. Во второй по-

 

ловине XIV веке генуэзцы являлись в Крыму большой силой, вла-

 

дея фактически всем южным берегом Крыма, имея колоссальные

 

доходы от работорговли. Крупнейший невольничий рынок распо-

 

лагался в Кафе, находившейся в границах нынешней Феодосии.

 

Политическая роль генуэзцев в событиях 1380 года была опре-

 

деляющей. Им хотелось утвердиться на русских торговых путях,

 

к тому же они были тесно связаны с папской курией, с середины

 

XIV века призывавшей правителей католических стран к созданию

 

единого фронта против русских, изображаемых папой римским

 

«врагами всего христианского мира» [6, с. 211–212]. Готовя поход

 

против Руси, Мамай выполнял волю генуэзцев. По их наущению он

 

заключил союз с литовским князем Ягайло, который состоял в дове-

 

рительных отношениях с римским папой Урбаном IV. Коалиция

 

генуэзцев, Мамая и Ягайло координировалась из Рима, и это означа-

 

ло, что Мамаево нашествие на Русь было окрашено в тона католи-

 

ческого Крестового похода.

 

По словам В. В. Кожинова, Руси угрожал натиск «всемирной

 

силы, в которой соединились католический Запад и часть азиатско-

 

го воинства» [4, с. 407]. Он писал: «Мамаева Орда, конечно, имела

 

азиатское происхождение, но всецело оторвавшийся и отчужден-

 

ный от монгольского государства Мамай вступил в теснейший союз

 

с генуэзцами Кафы, то есть с авангардной силой Запада, и стал вы-

 

полнять его волю, его “задания”, включился в ту геополитику, ко-

 

торую Запад, руководимый папством, осуществлял в XIV столетии

 

на всем протяжении “линии”, отделявшей его от православной ци-

 

вилизации» [Там же, с. 404–405]. Правоту В. В. Кожинова подтверж-

 

дает «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ива-

 

новича, царя русского», где сказано: «Мамай, подстрекаемый лука-

 

выми советниками, которые христианской веры держались, а сами

 

творили дела нечестивые, изрек князьям и вельможам своим: “За-

 

хвачу землю Русскую, и церкви христианские разорю”» [7, с. 180].

 

107Союз Мамая с Западом нес угрозу государственной и культур-

 

но-религиозной самостоятельности Руси. Эта угроза хорошо осо-

 

знавалась русскими людьми. Защита православия от духовной аг-

 

рессии стала главным мотивом литературных памятников, посвя-

 

щенных Куликовской битве. В поэтических повестях «Задонщина»

 

и «Сказание о Мамаевом побоище» патриотический долг русских

 

людей раскрывался как готовность «не пощадить живота своего

 

за святые церкви, за землю Русскую и веру крестьянскую» [8, с. 164].

 

Из текста «Задонщины» видно, что защита православия от полчищ

 

Мамая воспринималась на Руси и как религиозный долг русских

 

людей, и как общенародное, общеполитическое дело. Под знамена

 

московского князя Дмитрия Ивановича, внука Ивана Калиты, при-

 

ходили воины из всех русских земель, еще не объединенных в рам-

 

ках единого государства.

 

Г. В. Вернадский выдвинул тезис, весьма значимый для пони-

 

мания особенностей московского периода русской истории: «Духов-

 

ным основателем Московского царства было православное хрис-

 

тианство» [9, с. 5]. Московские князья и митрополиты вели единую

 

стратегическую линию, направленную на защиту православия. Эта

 

линия и определила исторический вектор Московского государства.

 

Патриаршая летопись повествует, что Дмитрия Донского на битву

 

с Мамаем благословили «игумен всея Руси» Сергий Радонежский,

 

митрополит Киприан и епископ Коломенский Герасим. Летописец

 

вложил Сергию в уста пророчество о том, что «нечестивого Мамая

 

ждет конечное погубление и запустение», а Дмитрию были обеща-

 

ны «Божья помощь, и милость, и слава» [10, с. 52]. Перед Куликов-

 

ской битвой Сергий Радонежский освятил меч Дмитрия Иванови-

 

ча и благословил на участие в бою иноков Ослябю и Пересвета.

 

В русском православии не считалось грехом взяться за оружие,

 

когда речь шла о защите святынь, выполнении нравственного дол-

 

га. Христианство на Руси не осознавалось лишь как смирение, рус-

 

ские помнили слова Иисуса Христа из Евангелия от Луки: «Про-

 

дай одежды свои и купи меч» (Лк., 22: 36).

 

Мамай не был Чингисидом, поэтому и в Орде, и на Руси его

 

воспринимали самозванцем, бросившим вызов легитимному пра-

 

вителю Золотой Орды Тохтамышу. Мамаевы притязания на власть

 

в Орде натолкнулись на всеобщее неприятие и отпор со стороны

 

108ордынского населения. Тогда Мамай задумал предпринять поход

 

на русские княжества с целью подчинить их своей власти, ликви-

 

дировав княжеское правление, т. е. он замахнулся на то, на что

 

не замахивался даже Батый. В литературном памятнике той эпохи

 

замыслы Мамая представлены следующим образом: «Безбожный

 

Мамай, распаляемый дьяволом, ополчаясь на христианство, начал

 

глаголать своим алпаутам, и есаулам, и князьям, и уланам: “Я так

 

не хочу делать, как Батый; когда войду на Русь, убью их князей, и

 

которые грады приглянутся нам, там и сядем”» [11, с. 31].

 

В 1378 году Мамай организовал первое вторжение на Русь, но

 

его войско было разбито на р. Воже и отступило в степь. Мамай жаж-

 

дал реванша, но и в Москве не теряли бдительности. Князь Дмит-

 

рий Иванович готовил отпор врагу и собрал невиданную для раз-

 

дробленной Руси рать, насчитывавшую 150 тыс. воинов. В ней

 

объединились отряды не только из северо-восточных земель Руси,

 

но и с русского юго-запада, находившегося под властью литовских

 

князей. Во главе пришедших с юга отрядов стояли князья Андрей

 

и Дмитрий Ольгердовичи и воевода Дмитрий Боброк Волынский,

 

внесший решающий вклад в победу русских на Куликовом поле.

 

Армия Мамая достигала 200 тыс. человек. Она состояла из со-

 

бранных на итальянские деньги разноплеменных наемников – степ-

 

няков и горцев. Были среди Мамаева воинства и генуэзцы. Из Лит-

 

вы на помощь Мамаю выдвинулся Ягайло во главе 80-тысячного

 

войска, в котором, помимо литовцев, было немало поляков и ливон-

 

ских немцев. Но вовремя соединиться с Мамаем Ягайло не успел.

 

Дмитрий Иванович, понимая, что нельзя допустить соедине-

 

ния Мамая с Ягайло, принял решение встретить Мамаеву орду

 

в степи и вступить с нею в бой до того, как подойдут литовцы. Две

 

армии сошлись на Куликовом поле, расположенном на правом бе-

 

регу Дона, при впадении в него Непрядвы. Битва состоялась 8 сен-

 

тября 1380 года – в день православного праздника Рождества Бого-

 

родицы.

 

Столкновение двух армий сразу превратилось в ожесточенную

 

сечу. Пользуясь численным превосходством, Мамаевы полчища раз-

 

били русский передовой полк и стали теснить русские рати. Моск-

 

вичи, смоляне, новгородцы, псковичи, суздальцы, ярославцы би-

 

лись отчаянно, но их силы были небезграничны. После многих

 

109часов кровавой битвы наступил момент, когда сдерживать ярост-

 

ный напор «агарян» русские ратники уже не могли. Мамаю каза-

 

лось, что вот-вот он начнет праздновать победу. В этот критичес-

 

кий миг из засады вырвался полк воеводы Дмитрия Боброка Волын-

 

ского, резко ударивший во фланг Мамаевой коннице, сломавший

 

ее строй и вызвавший панику среди нее. Ситуация на поле боя мгно-

 

венно переменилась, и теперь уже русские преследовали обратив-

 

шихся в бегство противников.

 

Кровопролитное побоище закончилось полным разгромом

 

Мамаева воинства. Русские ратники одержали очень трудную и важ-

 

ную победу, а Дмитрий Иванович получил в народе почетное про-

 

звище Донской, с которым и вошел в историю. Московский князь

 

утвердился в роли лидера русского мира и главного поборника идеи

 

объединения русских земель. Перед Русью открывались широкие

 

исторические перспективы, в то время как в Золотой Орде после

 

удара по ней армии Тамерлана в конце XIV века начался процесс

 

распада. Вскоре она разделилась между новыми государственны-

 

ми образованиями: Казанским, Астраханским, Крымским, Сибир-

 

ским ханствами и Ногайской Ордой. После Куликовской битвы,

 

польско-литовской унии 1385 года, разгрома Тохтамыша Тамерла-

 

ном в 1395 году наступил качественный перелом в геополитичес-

 

ком положении Руси. Для нее теперь самым заметным соперником

 

становилась Польша.

 

6.3. Политика Василия Темного,

 

«феодальная война»

 

Победа на Куликовом поле значительно повысила моральный

 

и политический авторитет Дмитрия Донского на Руси, в том числе

 

и среди удельных князей. При Дмитрии к Москве присоединились

 

Стародуб, Дмитров, Кострома. Важными приобретениями москов-

 

ских князей стали обширные территории в Заволжье, а в 1393 году

 

сын Дмитрия Василий I добился от хана Орды подчинения Москве

 

Муромского и Нижегородского княжеств. При Василии заметно

 

110усилилось русское продвижение на Восток; благодаря миссионер-

 

ской деятельности Стефана Пермского были обращены в христи-

 

анскую веру коми-пермяки.

 

По завещанию Василия I великокняжескую власть получил его

 

10-летний сын Василий II. Это вызвало недовольство брата Васи-

 

лия I, Юрия Галицкого, вступившего в борьбу за престол. Столк-

 

нулись два разных варианта престолонаследования – один был пред-

 

ставлен принципом родового старшинства дядьев перед племян-

 

никами, другой выражал взгляд на великокняжескую вотчину как

 

неделимое государственное целое; централизаторские тенденции

 

столкнулись с удельными. На практике это столкновение вылилось

 

в затяжную войну, длившуюся более 20 лет. После смерти Юрия

 

Галицкого его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка продол-

 

жили борьбу с Василием Васильевичем. Историки-марксисты на-

 

звали эту борьбу феодальной войной.

 

Феодальную войну отличала крайняя жестокость. Так, попав-

 

ший в плен к москвичам Василий Косой был ослеплен. Подобным

 

образом был изувечен и Василий II, когда в 1446 году он был схва-

 

чен Дмитрием Шемякой в Троицком монастыре; после ослепле-

 

ния Василий получил прозвище Темный. Иногда историки трак-

 

туют это прозвище как некий указатель места Василия в русской

 

истории: имена его деда – Дмитрия Донского, сына – Ивана III,

 

правнука – Ивана Грозного освещены в исторической литературе

 

и известны гораздо шире, чем имя Василия II. Однако роль Васи-

 

лия Темного в русской истории была весьма значительной.

 

В начале правления юный Василий не мог самостоятельно

 

влиять на государственную политику, поэтому ее определяла мос-

 

ковская служилая аристократия. Когда же он повзрослел, то столк-

 

нулся с многочисленными, постоянно возникавшими трудностями,

 

для преодоления которых ему пришлось тратить огромное количе-

 

ство душевной и физической энергии. Его положение отягоща-

 

лось тем, что, ведя борьбу за престол с двоюродными братьями, он

 

одновременно должен был отражать набеги ордынских отрядов.

 

В 1445 году Василий отважился на конфликт с ханом Улу-Мухам-

 

медом. Раненный в бою князь был захвачен в плен; освободиться

 

ему удалось лишь ценой огромного выкупа, собранного москвича-

 

ми, не бросившими своего князя в трудный час.

 

111После освобождения Василия ждало еще более жестокое ис-

 

пытание. Учинивший над ним расправу Шемяка захватил его в плен

 

во время богослужения в Троицком монастыре, всеми почитаемом,

 

что в глазах православных само по себе являлось преступлением.

 

Но этот трагический эпизод не сломал московского князя. Ослеп-

 

ленный, лишенный, казалось бы, всех шансов в политической

 

борьбе, он не впал в отчаяние, не сложил оружия, как на то рассчи-

 

тывали его соперники во главе с Шемякой. Василий проявил уди-

 

вительную силу характера, сумев не только выйти победителем

 

в трудной борьбе, но и править затем государством в течение полу-

 

тора десятилетий.

 

Победе Василия Темного в междоусобной войне способство-

 

вал ряд факторов. Во-первых, он сумел использовать самую мощ-

 

ную силу, которую не оценили его противники – силу народного со-

 

чувствия. Бесчеловечная расправа, устроенная Шемякой и поправ-

 

шая христианские понятия, принесла Василию ореол мученика.

 

Кроме того, большинству населения – боярам, духовенству и прос-

 

тому народу – позиция великого князя была ближе потому, что

 

они видели преимущества прямого наследования, ведущего стра-

 

ну от раздробленности и хаоса к объединению и стабильности.

 

Во-вторых, великому князю удалось нейтрализовать сепара-

 

тистские наклонности бояр. Он верно определил слабое место бо-

 

ярства – владение вотчинами, составлявшее основу его экономи-

 

ческого и политического влияния. Василий Васильевич, пользуясь

 

правом верховного собственника земли, конфисковал («записал

 

на себя») владения бояр-мятежников, поддержавших Шемяку, тем

 

самым напомнив всему боярству, что когда-то, при первых Рюри-

 

ковичах, бояре получали земельные владения за службу великокня-

 

жескому дому. Эта акция послужила надежным уроком для носите-

 

лей сепаратистских настроений.

 

В-третьих, на помощь Василию Темному пришли сыновья того

 

самого Улу-Мухаммеда, у которого Василий в 1445 году побывал

 

в плену, а сын хана Касим поступил на службу к московскому кня-

 

зю. В 1452 году в районе Средней Оки было учреждено вассальное

 

Касимовское ханство. Находясь под сюзеренитетом Москвы, это

 

ханство способствовало значительному повышению авторитета

 

112Василия II среди населения распавшейся Золотой Орды. Многие

 

ордынцы симпатизировали Москве.

 

В-четвертых, немаловажную роль для победы централизатор-

 

ской линии Василия II сыграли события на внешнеполитической

 

арене. В 1439 году Константинопольский патриарх, стремясь спас-

 

ти погибающую под ударами Османов Византийскую империю,

 

пошел на подписание унии с католической Церковью. Уния была

 

с негодованием отвергнута на Руси, действия Константинополь-

 

ского патриарха оценивались русскими как измена православию.

 

Следствием этого конфликта стал отказ Русской церкви подчинять-

 

ся Константинополю, и с этого времени митрополитов стали изби-

 

рать на соборе русских архиереев.

 

После захвата турками Константинополя и падения Византии

 

в 1453 году на Руси стало формировалось представление о Москве

 

как о третьем Риме, новом центре вселенского православия. Русь

 

осознала себя носительницей особой нравственно-религиозной

 

миссии, связанной с охранением и защитой «неповрежденной»

 

веры. Эти представления стали быстро складываться в стройную

 

идеологическую систему, в центр которой ставилась идея «Право-

 

славной Державы, Православного Царства». Церковь и верующие

 

видели в великокняжеской власти проводника этой идеи, поддер-

 

живали ее действия по созданию единого государства.

 

Процесс объединения Руси при Василии Темном приобрел ха-

 

рактер национально-религиозного движения, и территория, подчи-

 

ненная московскому князю, продолжала динамично расширяться.

 

К Москве были присоединены Калуга, Тула, Ржев, Суздаль, Вели-

 

кий Устюг.

 

6.4. Процесс государственной централизации

 

при Иване III

 

В 1462 году правителем Московского княжества стал старший

 

сын Василия Темного Иван III. Еще при жизни отца он начал ак-

 

тивно участвовать в делах управления и получил титул великого

 

князя. Он рано обзавелся политическим опытом, который хорошо

 

113сочетался с его личными качествами: умом, сильной волей, талан-

 

том стратега. Опыт и высокие личные качества позволили Ивану III

 

завершить собирание русских земель вокруг Москвы. Начав свою

 

деятельность удельным князем, он закончил ее с титулом «Госу-

 

дарь всея Руси». При нем территория, подчиненная Москве, уве-

 

личилась в 6 раз.

 

К моменту вокняжения Ивана III идея объединения русских

 

земель приобрела сакральное звучание. На волне ее быстрого рас-

 

пространения на московскую службу охотно переходили бояре из

 

разных удельных княжеств, а также многие удельные князья. Так,

 

в 1463 году на положение московских служилых людей доброволь-

 

но перешли все ярославские князья, а несколько позднее – ростов-

 

ские и некоторые рязанские князья.

 

В деле объединения Руси особую значимость имел Новгород

 

Великий, к середине XV века владевший обширными северными

 

территориями, доходящими до Югры и по размерам намного пре-

 

вышавшими московские владения. Без новгородских территорий

 

об успешном продолжении и завершении процесса собирания рус-

 

ских земель в единое государство не могло быть и речи. Стремясь

 

присоединить Новгород, Иван III рассчитывал на поддержку

 

со стороны новгородского простонародья. Боярская верхушка Нов-

 

города искала политического союза с католической Польшей, а нов-

 

городские низы усматривали в таком союзе измену православию

 

в пользу латинства. В 1471 году новгородские бояре во главе с кла-

 

ном Борецких заключили с польским королем Казимиром союзный

 

договор, по которому тот обязывался предоставить им военную за-

 

щиту от Москвы, послав в Новгород своего наместника с войском.

 

Основная масса новгородцев отвергла союз с Польшей, стре-

 

мясь к объединению с Москвой, уже воспринимаемой к тому мо-

 

менту как духовный центр не только русского, но и вселенского

 

православия. Откликаясь на эти настроения, Иван III отправил

 

против новгородских бояр вооруженный отряд. Несмотря на то,

 

что собранное новгородскими боярами войско численно превосхо-

 

дило московскую рать, оно было разбито в двух битвах – на бере-

 

гах оз. Ильмень и на р. Шелони. Новгородские воины не имели мо-

 

тивации воевать за интересы боярской пропольской партии.

 

114По жалобам новгородцев боярская верхушка Новгорода была

 

предана суду. В 1478 году новгородцы согласились с требованием

 

Ивана III отменить вече и боярское посадничество и дать присягу

 

на верность московской власти. Новгород и его огромные владе-

 

ния – Север, Вятская и Пермская земли, Псков – влились в состав

 

единого государства.

 

Успехи Руси на пути государственной консолидации входили

 

в противоречие с ее вассальным статусом по отношению к Орде.

 

В 1480 году оно было снято. Иван III отказался выплачивать дань

 

хану Большой Орды Ахмату. Тот решил восстановить прежнее по-

 

ложение дел и двинул свои войска против великого князя, кото-

 

рый, в свою очередь, направил отряды навстречу ордынцам. Встре-

 

ча двух армий вылилась в «стояние» на р. Угре: русские не пред-

 

принимали наступательных действий, не имея в том особой нужды,

 

ордынцы не атаковали, чувствуя свою неуверенность перед силь-

 

ной русской ратью. В конце концов, Ахмат отдал своему воинству

 

приказ возвращаться назад. Это означало, что Россия стала незави-

 

симым государством.

 

В 1485 году, стремясь защитить остатки удельной «старины»,

 

тверской князь Михаил Борисович повел переговоры с Литвой о во-

 

енном союзе против Москвы. Когда Ивану III стало известно об этом,

 

он направил на Тверь свое войско, которое одержало легкую побе-

 

ду над дружиной Михаила Борисовича, бежавшего в Литву. С это-

 

го момента вся Северная Русь была объединена под властью вели-

 

кого московского князя.

 

Идея создания единого Русского православного государства име-

 

ла большую притягательность для населения Юго-Западной Руси,

 

находящейся под властью литовской династии. Из русских облас-

 

тей Литвы шла массовая миграция на северо-восток, в московские

 

пределы. На службу к Ивану III шли представители знатных запад-

 

норусских родов: князья Вяземские, Одоевские, Новосильские, Во-

 

ротынские и др. Под их влиянием Иван III принял титул «Государь

 

всея Руси», причем подразумевалась не только Великая, но и Ма-

 

лая, и Белая Русь (т. е. Украина и Белоруссия). Принятием этого

 

титула Иван обозначил свои внешнеполитические приоритеты,

 

бросая открытый вызов Литве. До этой поры Москва только обо-

 

115ронялась от давления Литвы; теперь же Иван III решил перейти

 

в наступление.

 

В 1500–1503 годах московские рати воевали с Литвой, одержи-

 

вая победы. По итогам успешной для москвичей войны «под руку»

 

великого московского князя перешли Чернигов, Путивль, Гомель,

 

Любеч, Брянск, Мценск и еще 11 городов, а также около 70 сель-

 

ских волостей.

 

Объединив земли Северо-Восточной Руси, Иван III предпри-

 

нял меры для укрепления и усиления централизованной власти.

 

В 1497 году был принят общероссийский Судебник, призванный

 

освободить страну от разнобоя удельных порядков, превратив ее

 

в единое юридическое пространство. Иван III предпринимал все-

 

возможные меры для ликвидации удельщины, особенно охотно

 

используя прием «смешивания знати», когда самая активная часть

 

новгородских, тверских, черниговских, рязанских бояр и потомков

 

удельных князей переселялась в Москву, а на их место отправля-

 

лись московские служилые люди.

 

Иван III стал самодержавным монархом. Его власть имела вот-

 

чинный характер, т. е. он не только управлял страной, но и владел

 

ею. Все бывшие удельные княжества стали вотчиной великого кня-

 

зя. Прежние хозяева уделов теряли статус полноправных вотчин-

 

ников, становясь держателями земель, даруемых им за службу ве-

 

ликому князю. Каждый, кто владел землей, был обязан защищать

 

государство, приходя в войско «конно, людно и оружно».

 

Поломать прежние удельные порядки было непросто. Аристо-

 

кратия из бывших удельных князей, принадлежавших к родам Рю-

 

риковичей или Гедиминовичей, ставила себя наравне с Иваном III

 

и претендовала на участие в управлении страной, тем самым тор-

 

мозя процесс централизации. Централизаторские тенденции замед-

 

лялись также местничеством – получением боярами должностей

 

на государственной и военной службе в соответствии со степенью

 

знатности, а не по принципу личных заслуг или способностей. Ис-

 

ходя из этого, Иван III не мог полагаться только на княжеско-бояр-

 

скую аристократию. Опорой его власти становилось дворянство –

 

военно-служилое сословие, получавшее за службу великому кня-

 

зю деревни и села, расположенные на дворцовых или казенных



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: