ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 19 глава




 

Безвластие и потеря централизующих начал вели к оживлению

 

местного сепаратизма. Собранные до этого в единое государство от-

 

дельные земли стали вновь проявлять тягу к обособленности. Бро-

 

жение охватило жителей нерусских окраин – как тех, что были

 

присоединены с помощью военной силы, так и тех, которые вош-

 

ли в состав Российского государства добровольно, откликнувшись

 

на перспективу стабильного порядка в сильном государстве. До

 

Смуты Москва была координирующим центром, связующим все

 

области страны, а с утратой доверия к московским властям утра-

 

139чивались и связи между отдельными областями. Государство пре-

 

вращалось в бесформенный конгломерат земель и городов.

 

Пренебрежение к государственным интересам и мелочная ко-

 

рысть боярства породили такое явление, как самозванство. Осенью

 

1604 года на юге России появился первый Лжедмитрий – бывший

 

монах Чудова монастыря в Москве Григорий Отрепьев, бежавший

 

в Польшу, где он назвался «чудесно спасшимся царевичем Дмит-

 

рием». Польские верхи поспешили воспользоваться этим прохо-

 

димцем для удовлетворения собственных аппетитов. Со времен Сте-

 

фана Батория польские магнаты и шляхта рассматривали Моско-

 

вию как объект захватнических устремлений. В желании польской

 

верхушки подчинить себе Россию просматривалась, помимо проче-

 

го, и идейно-религиозная мотивация, выраженная пренебрежени-

 

ем католиков к православным «схизматикам» и планами внедрить

 

среди русских католицизм. До 1917 года российская историогра-

 

фия и представляла Смуту как столкновение православия с католи-

 

цизмом. Такой взгляд возник еще в годы самой Смуты и утвердил-

 

ся сразу после ее завершения.

 

В 1569 году в результате Люблинской унии Литва и Польша

 

слились в единое государство – Речь Посполитую. Южнорусские

 

земли, находившиеся в составе Литовского княжества, подпали

 

под власть польской короны. А в 1596 году православным Запад-

 

ной и Южной Руси усилиями иезуитов и польского короля была

 

навязана Брестская уния, с помощью которой паписты хотели за-

 

ставить русичей отказаться от «схизмы» и «принять милость» рим-

 

ского понтифика. Народ ясно ощущал всю фальшь униатства, на-

 

саждавшегося с применением грубого насилия. У православной

 

Церкви отнимались храмы и монастыри. Православное богослуже-

 

ние запрещалось. Агрессивность католической Церкви и польской

 

шляхты не оставляла православным выбора: они должны были либо

 

смириться перед католиками, либо встать на путь борьбы. Сопро-

 

тивление нарастало, вспыхивали восстания, многие из них прини-

 

мали широкий размах. В 1591–1593 годах украинские крестьяне и

 

казаки под главенством Кристофа Косинского захватили несколько

 

городов в Малороссии и осадили Киев. В 1594–1596 годах восста-

 

ние, поднятое казацким атаманом Северином Наливайко, распрост-

 

ранилось от Запорожской Сечи до Могилева и от российской грани-

 

140цы до Луцка. Папа римский требовал от польского короля распра-

 

вы над православными: «Пусть проклят будет тот, кто удержит меч

 

свой от крови! Пусть ересь чувствует, что ей нет пощады!» [4, с. 181].

 

Православие в Западной Руси держалось верой простого наро-

 

да. Польско-католическое угнетение усиливало стремление бело-

 

русов и украинцев к объединению с единокровной и единоверной

 

Россией. Она служила им своеобразным психологическим тылом,

 

помогавшим сопротивляться унии. Польские власти и католичес-

 

кие прелаты не могли не видеть братского расположения Западной

 

и Южной Руси к московитам. Белорусы и украинцы, образно го-

 

воря, «телом» были в Речи Посполитой, а «душой» – в России.

 

На умонастроения западнорусского населения существенное влия-

 

ние оказало и учреждение патриаршества в Москве в 1589 году.

 

Пока для православных Речи Посполитой существовал «мос-

 

ковский тыл», польские паны не могли быть уверенными в окон-

 

чательном успехе своих замыслов по ополячиванию Западной

 

и Южной Руси. В Варшаве приходили к мысли, что едва ли удаст-

 

ся полностью покорить Западную и Южную Русь, если не продол-

 

жить экспансию на Восток для установления контроля над Моско-

 

вией. Эта мысль оставалась несбыточной, пока Россия сохраняла

 

державную мощь под скипетром династии Рюриковичей. Но когда

 

в 1598 году древняя династия пресеклась, паны и кардиналы рас-

 

ценили это как шанс, который позволит им осуществить амбици-

 

озные замыслы в отношении России.

 

Папа римский Климент VIII и его преемник Павел V охотно

 

поддержали авантюру Лжедмитрия. Отрепьев тайно принял католи-

 

чество, и папский нунций Рангони благословил его поход на Моск-

 

ву. Русский летописец описал, как самозванец, «сатанинский угод-

 

ник, окаянный законопреступник, отпавший от христианской веры

 

и поругавший сам образ Божий» [5, с. 36], был принят польским

 

королем, который, «найдя его велеречивым, признал в нем настоя-

 

щего царевича и обещал ему помогать. А он, зломысленный, обе-

 

щал отдать королю российский город Смоленск и города Север-

 

ской страны даже и до Можайска, да и быть с ним в одной и той же

 

вере. А король за это велел созывать вольных людей ему на по-

 

мощь» [Там же, с. 36].

 

141Лжедмитрий, получив от магнатов деньги и оружие, повел в Рос-

 

сию большой польский отряд. В военных столкновениях с этим

 

отрядом правительственные войска имели очевидное преимущест-

 

во, однако нанести решающее поражение Отрепьеву не успели. Вес-

 

ной 1605 года Годунов умер, и бояре открыли перед самозванцем

 

ворота в Кремль.

 

Лжедмитрий не посмел бы посягнуть на престол без открытой

 

или тайной поддержки боярских группировок. Смуту в умы людей

 

вносили «неправды лукавые». Мать погибшего в 1591 году цареви-

 

ча Дмитрия Марфа Нагая, «дарами прельстившаяся», согласилась

 

признать самозванца своим сыном. Но немало было и тех, кто не хо-

 

тел признавать ложь и приспосабливаться к ней. Варвара Отрепье-

 

ва, родная мать самозванца, его брат и дядя обличали его как про-

 

ходимца, за что подверглись гонениям. Дворянин Петр Тургенев

 

и мещанин Федор Колачник, прилюдно называвшие Отрепьева «ан-

 

тихристом, посланным от сатаны» [6, с. 110], были казнены по его

 

приказу.

 

Самозванец владел московским престолом более года. За это

 

время казна была опустошена. Пришедшие с ним поляки занялись

 

грабежами. Среди русских людей назревало возмущение, резко уси-

 

лившееся, когда пришельцы принялись осквернять православные

 

святыни. По описаниям писателя XVII века Авраамия Палицына,

 

поляки «во святых божиих церквах скот свой затворяху и псов в ал-

 

тарях питаху, <...> чин иноческий и священнический не вскоре

 

смерти предааху, но прежде зле мучащее всячески, и огнем жгу-

 

щее, испытующа сокровищ, <...> и ругающееся им, повелевая пес-

 

ни петь срамныя, и скакати, и плескати» [6, с. 121]. «Смертную

 

муку» от поляков приняли тверской и суздальский архиепископы,

 

а коломенского епископа поляки, привязав к пушке, возили с собой

 

для устрашения непокорных. Палицын не жалел красок для изо-

 

бражения бесчинств со стороны интервентов: «У иных же чадо

 

похитив, пред очами родителей на огне держаху, иных о землю, и

 

о пороги, и о камни, и об углы разбиваху, иных же на копья и на саб-

 

ли взоткнувше перед родителями ношаху....И где пролита была

 

мученическая кровь, на том же месте бяше беснования блудного

 

одр. Красных же жен и девиц на мног блуд взимаху, и те во многом

 

142сквернении нечисты умираху....Невесты же христовы, честные

 

и святые инокини растерзаемы бываху, и по станам их влачили,

 

и оскверняли блудом» [Там же, с. 123–124].

 

Терпеть все это москвичи не могли и не хотели. Вспыхнуло

 

восстание, в ходе которого они перебили поляков и расправились

 

с Отрепьевым. После этого царем стал Василий Шуйский. Он был

 

выбран некоторыми боярскими группировками, «без совета всей

 

земли», а значит, по убеждению писателя XVII века Ивана Тимофее-

 

ва, «заскочил на царство самовольно и бесстыдно, царствовал нечес-

 

тиво. Из-за неустойчивости его власти люди беспорядочно неис-

 

товствовали, и море житейское неукротимо волновалось» [7, с. 262].

 

В народе Шуйский не был признан. Началось брожение, перерос-

 

шее в кровавое междоусобие.

 

В это же время на исторической сцене появился новый само-

 

званец, прозванный Тушинским вором. Ему в «наследство» от пер-

 

вого лжецаря достались не только польские сабли, но и «царица»,

 

роль которой старательно исполняла Марина Мнишек – дочь бо-

 

гатого польского магната. Побывав под венцом с одним прохо-

 

димцем, она после его смерти быстро освоилась в шатре другого.

 

Перед народом разыгрывался большой и фальшивый спектакль.

 

Многие были сбиты с толку хитрой пропагандой и верили в «ис-

 

тинность» самопровозглашенных царей. Вставший на сторону вто-

 

рого самозванца дворянин Иван Болотников призывал народ к рас-

 

праве над боярами, «овладению женами их, и вотчинами, и помес-

 

тьями». Страну захлестнула уголовщина. Грабежами занимались

 

бродившие от города к городу польские, дворянские, казачьи отря-

 

ды, различные ватаги и банды. От имени Тушинского вора и поль-

 

ского наместника Гонсевского присягнувшие им корыстолюбцы

 

получали поместья, хотя хозяева этих поместий были в полном

 

здравии. Алчность мутила умы, толкала к предательству.

 

Как и Лжедмитрий I, Тушинский вор опирался на поддержку

 

поляков, которые снабжали его деньгами и оружием. Когда он дви-

 

нулся на Москву, из Польши на помощь ему потянулись отряды

 

шляхты, грезящей о богатой добыче. Среди пришельцев присутст-

 

вовали явные уголовники, одним из которых был Ян Лисовский,

 

приговоренный на родине королевским судом к смертной казни

 

143за бандитизм. Немудрено, что все русские города и села, оказавшие-

 

ся на пути этих «ясновельможных панов», подвергались диким

 

грабежам. Лжедмитрий II обещал полякам осыпать их золотом пос-

 

ле взятия Москвы. Эти обещания не гарантировали ему дружбы

 

со стороны поляков. После поражения тушинских и польских от-

 

рядов под Троицким монастырем «было в Тушине у вора смяте-

 

нье, и все поляки вкупе начали сечь русских изменников, кои были

 

в Тушине» [6, с. 205]. Сам Тушинский вор оказался пленником по-

 

ляков. Польские «советники» в глаза называли его мошенником

 

и лгуном, угрожали побоями. Ему пришлось спасаться бегством

 

от своих «помощников».

 

Основная масса русских людей воспринимала самозванцев

 

оборотнями, а самозванство расценивала как сатанинское явле-

 

ние, ибо самозванцы действовали с помощью лжи, переступали

 

через принцип «быть, а не казаться». Отказываясь от имени, полу-

 

ченного при крещении, они «губили душу». Иван Тимофеев назы-

 

вал их «антихристами во плоти, самих себя принесших в жертву

 

бесам» [7, с. 255].

 

Духовным вдохновителем сопротивления интервентам стал

 

патриарх Гермоген, который, как рассказывалось в Степенной кни-

 

ге, «видя людей божиих в России мятущихся и близких к погибе-

 

ли, поучал их: “Что за смятение бесполезное обуяло вас? Зачем

 

вверяете вы души свои поганым полякам? Что общего имеете вы

 

со злохищными волками? Вы кротки во Христе, те дерзки, как са-

 

тана. Ведь издавна православная наша вера ненавидима инопле-

 

менными странами; почему же вы хотите примириться с пришель-

 

цами этими?”» [8, с. 329].

 

Пример самоотверженности в борьбе с интервентами показа-

 

ли защитники Троице-Сергиевой лавры, в течение 16 месяцев вы-

 

держивавшие осаду со стороны поляков и тушинских отрядов. Ге-

 

роическая оборона Троицы стала одним из ключевых событий Смут-

 

ного времени. Лавра была духовно-административным центром

 

русского православия и вошла в сознание русских людей как важ-

 

нейший национально-религиозный символ, как «обитель благочес-

 

тия, сияющая для всей России яко солнце или яко луна посреди

 

звезд» [6, с. 131]. Взятие лавры «сонмищем сатанинским» подорва-

 

144ло бы духовные силы русского народа, нанесло бы ему большой

 

моральный урон. Это понимали и поляки, говорившие, что лавру

 

надо обязательно покорить в назидание всем русским, а «аще не об-

 

ратится, то рассыпать ее прахом» [Там же, с. 131].

 

Под монастырские стены пришли со своими отрядами гетман

 

Ян Петр Сапега и Ян Лисовский. К началу осады Троицы у Сапеги

 

и Лисовского насчитывалось примерно 15 тыс. человек, в то время

 

как число защитников монастыря не превышало 2,5 тыс. Несмотря

 

на «великую тесноту и напасти в обители», священники, воеводы

 

и все, кто находился в лавре, «целовали крест, что седети в осаде

 

без измены, и оттоле бысть во граде братолюбство великое, и все

 

с усердием ратовахуся со враги» [Там же, с. 134]. Сапега и Лисов-

 

ский пытались покорить лавру «прельщением», послав туда гра-

 

моту со словами: «Помилуйте себя сами, покоритесь государю на-

 

шему и вашему, и будет милость и ласка к вам государя царя Дмит-

 

рия, каковой ни один из вас у царя Василия Шуйского не был

 

пожалован. <...> Если же не покоритесь милости нашей и ласке

 

и не сдадите нам града, а даст Бог возьмем его, то ни один из вас

 

милости от нас не узрит, но все умрут зле» [Там же, с. 135–136].

 

Защитники лавры отвергли «прельщение вражье»: «Какая

 

польза человеку возлюбить тьму паче света и променять ложь

 

на истину и честь на бесчестие, а свободу на горькую работу? Как

 

же нам оставить вечную святую истинную православную веру и по-

 

кориться еретическим законам, проклятым вселенскими патриар-

 

хами? Какое нам приобретение и почесть, если оставим своего пра-

 

вославного государя и покоримся лжецу, врагу и вору и вам, ино-

 

верные латиняне? <...> Ложною ласкою, тщетною лестью, суетным

 

богатством прельстить нас хотите, но и богатства всего мира не

 

хотим против своего крестного целования» [Там же, с. 137]. Защит-

 

ники Троицы переживали голод, холод, нехватку всего самого не-

 

обходимого, «и аще бы кто и каменно сердце имел, и тот, видя сия

 

тесноты и напасти, восплакался...» [Там же]. Монахи, стрельцы,

 

дворяне и крестьяне «пили смертную чашу за святую православ-

 

ную веру», сражаясь против «сынов беззаконных», спасая себя и

 

Россию от «латынского порабощения». Потери среди «троицких

 

людей» были велики, но они не сломили их боевой дух. Отважно

 

145бились с врагами монахи и крестьяне из окрестных сел: «И нерат-

 

ные охрабришася, никогда же обычай ратных не видевши, и убо

 

исполинскою крепостью препояшася» [Там же, с. 153].

 

Осада Троицы была снята отрядом молодого полководца Ми-

 

хаила Скопина-Шуйского, который привел из Новгородской земли

 

3 тыс. ратников. Скопин-Шуйский разбил тушинцев и в марте

 

1610 года вступил в Москву.

 

Пример Троице-Сергиевой лавры вдохновлял русских на осво-

 

бодительную борьбу. Еще одним образцом героизма явилась оборо-

 

на Смоленска. Его защитники во главе с Михаилом Шеиным долго

 

отбивали натиск польского войска, руководимого королем Сигиз-

 

мундом. В «Новой повести о преславном Российском царстве»,

 

написанной в 1611 году, говорилось: «Поревнуем и подивимся ве-

 

ликому нашему граду Смоленску, тому, как в нем наши братья, пра-

 

вославные христиане, в осаде сидят и великую скорбь и тесноту

 

терпят, но стоят крепко за православную веру, и за святые церкви,

 

и за свои души, и за всех за нас, а супостату и врагу, королю, не по-

 

корятся и не сдадутся» [9, с. 24].

 

Разгром тушинцев отрядами Скопина-Шуйского дал стране про-

 

блеск надежды. Но вскоре Скопина-Шуйского предательски отрави-

 

ли его завистники. После этого страну захлестнул разгул анархии.

 

Василий Шуйский боярами-изменниками был насильно пострижен

 

в монахи, а позднее поляки увезли его в плен. Роль московского

 

правительства взяли на себя выдвиженцы нескольких боярских

 

кланов. В августе 1610 года они организовали в Кремле присягу

 

польскому королевичу Владиславу. Патриарх Гермоген «укрепляше

 

их, чтоб отнюдь без крещения на царство его не сажали» [10, с. 101].

 

Однако польский король Сигизмунд не позволил сыну креститься

 

по православному обряду. Он не собирался идти на уступки право-

 

славию, а жаждал подавить «схизму» и навязать русским като-

 

лицизм.

 

Присягнув королевичу, а затем впустив в Москву польский гар-

 

низон, бояре дали полякам удобный повод для прямой интервен-

 

ции против России. Поляки повели себя здесь как хозяева положе-

 

ния: «Все державство Московское начаша правити и везде своя вое-

 

воды и судей начаша поставляти. <...> Гетман Желковский с поляки

 

146начал казну царскую грабить: ово себе, ово королю под Смоленск

 

посылая. По всей же Русской земле стали имати дани великия и

 

оброки, оружием препоясуются и повсюду ратным обычаем наси-

 

луют. <...> И кто ту беду изглаголет, каковы быша правежи пра-

 

вославным христианам?» [6, с. 210].

 

19 марта 1911 года интервенты устроили в русской столице

 

кровавую резню: «Поляцы же, неистово дыхая на пролитие крови

 

и на восхищение великого сокровища, на великий царствующий

 

град Москву нападают, и пламень великий возжигают, и елико лю-

 

дей обретают, и тако мечом погубляют, богатство грабят, всех смер-

 

ти предают и разсуждения возраста не имеют» [11, с. 136].

 

Палицын, описывая разорение интервентами Москвы, особо

 

подчеркнул их религиозную нетерпимость: «Начаша сечь поляки

 

в царствующем граде Москве православных христиан, и многое

 

множество побиша православных... Церкви же и монастыри и вся-

 

кую святыню осквернили и попрали» [6, с. 213]. По словам Авраа-

 

мия, «многия бесчестия принял от изменников и от поляков патри-

 

арх Ермоген» [Там же, с. 210], который стал рассылать в разные

 

города грамоты с призывом к народу «идти к Москве на литовских

 

людей» [Там же, с. 211]. Этот призыв нашел живой отклик среди

 

русского населения, принимавшего на сходах постановления «не-

 

ослабно стоять за православную веру и за Московское государство,

 

королю польскому креста не целовать и не служить ему, Москов-

 

ское государство от польских и литовских людей очищать» [6, с. 212].

 

Бояре-изменники требовали от Гермогена написать русским опол-

 

ченцам, «чтоб не ходили на Москву. Он же, великий государь-

 

исповедник, рече им: да будут те благословенны, которые идут

 

на очищение Московского государства, а вы, окаянные изменники,

 

будете прокляты. И оттоле начаша его морить гладом и умориша

 

его гладной смертью» [10, с. 117].

 

Элитарное высокомерие, с каким поляки принялись хозяйни-

 

чать в Московии, мешало им правильно оценить потенциал сопро-

 

тивления со стороны русских, с новой остротой осознавших себя

 

жителями независимой православной державы, защитниками

 

«прославляемого и удивительного царствующего града Москва, па-

 

че же рекомого Новый Рим» [6, с. 212]. Историк А. В. Карташев дал

 

147такое изображение Смуты: «Латинство вплотную подошло к сте-

 

нам Третьего Рима, а затем вместе с латинником-самозванцем вошло

 

в Кремль и село на трон православных царей. Было от чего ужас-

 

нуться душе Руси и ощутить веяние антихристова времени! Много

 

можно указать условий, помогавших восстановлению рухнувшего

 

порядка. Но моральный, духовный корень спасения может быть

 

указан только один. Сердца народа собрались и укрепились под зна-

 

менем высшей народной святыни – веры православной, под знаме-

 

нем Святой Руси» [12, с. 41–42].

 

К концу 1611 года Московское государство выглядело пол-

 

ностью разрушенным. Правительство было парализовано. В цент-

 

ре страны хозяйничали поляки, захватившие Смоленск и Москву.

 

Новгород оказался у шведов. Каждый русский город действовал

 

особняком. Однако в сознании людей все настойчивее крепла тяга

 

к порядку. В отдельных землях регулярно собирались местные зем-

 

ские советы, где люди сообща обсуждали ход дел в стране. Посте-

 

пенно становилось все яснее, что решение проблем невозможно

 

только в местных рамках, зрело понимание необходимости обще-

 

русского движения. Отражением этого стали народные ополчения,

 

собираемые в русских провинциальных городах. Несмотря на рас-

 

пад внутригосударственных связей, осознание национального

 

единства не исчезло. Непрерывную проповедь в пользу единства

 

всех православных вела Церковь. Проводя идею общественной

 

и государственной консолидации, она сформулировала главные

 

задачи момента: изгнать интервентов и подготовить условия

 

для создания русского правительства, пользующегося доверием

 

населения.

 

Народная энергия не увяла от «безнарядья», продолжая питать

 

историческое творчество народа. В результате низовой инициати-

 

вы и вопреки политическим маневрам боярской знати было собра-

 

но народное ополчение. Движение шло из провинции. Сначала

 

рязанский воевода Прокопий Ляпунов «начал ссылатись со всеми

 

городами, чтоб им стать за одно и помочь Московскому государст-

 

ву» [10, с. 105]. Люди откликнулись, «начаша присылати к Проко-

 

фью и во всех городах збираться. И все соединеся во едину мысль,

 

что всем помереть за православную веру» [Там же].

 

148После гибели Ляпунова троицкие монахи разослали русским

 

городам грамоты с призывом собирать новое ополчение. В тот мо-

 

мент в Нижнем Новгороде появился народный вождь по имени

 

Кузьма Минин. Он убеждал земляков не искать личных выгод, а

 

отдать все для спасения Отечества. На зов Минина откликнулось

 

Поволжье, где вместе с русскими в ополчение шли татары, морд-

 

ва, чуваши. Откликнулись города Русского Севера, Урала, Сибири.

 

Было организовано боеспособное ополчение, во главе которо-

 

го встал опытный военачальник суздальский князь Дмитрий Пожар-

 

ский. В августе 1612 года ополчение подошло к Троице-Сергиевой

 

лавре, а от нее двинулось к Москве и вскоре осадило поляков в Ки-

 

тай-городе, «велику тесноту им сотвориша» [6, с. 215]. Осенью

 

произошли решающие бои, интервенты были разбиты. 22 октября

 

(4 ноября по новому стилю) Китай-город был взят приступом,

 

«много в нем литвы и немец побили, оставшихся же в Кремль во-

 

гнали» [Там же, с. 216]. В этот день всем стало ясно: победу русские

 

не отдадут.

 

Она далась им нелегко. Для многих ее достижение связыва-

 

лось с преодолением инерции и малодушия. В начале Смуты мо-

 

ральный уровень российского общества был явно не на высоте.

 

Государственные и общественные интересы сплошь и рядом подав-

 

лялись корпоративностью и эгоизмом. На передний план стреми-

 

лись выбиться жулики и проходимцы, оттирая в сторону людей

 

честных и достойных. Не пересилив свои слабости, не обновив свой

 

дух, русские не смогли бы освободить страну от противника. Ког-

 

да хаос стал нестерпимым, весомое слово сказали духовные лиде-

 

ры страны – патриарх Гермоген, Михаил Скопин-Шуйский, Кузьма

 

Минин, Дмитрий Пожарский. Благодаря им народ собрался с си-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: