ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 22 глава




воздействий. Слишком свежи были в памяти людей события Смут-

 

ного времени и роль в них иностранцев. Политические и экономи-

 

ческие решения принимались с учетом реальных возможностей

 

страны, и ее развитие не стояло на месте: были достигнуты нема-

 

лые успехи в военном деле, дипломатии, строительстве дорог и

 

т. д. Положение Московской Руси после Смуты оказывалось во мно-

 

гих отношениях лучше, чем ситуация в Европе. XVII век для За-

 

падной Европы – это время кровопролитной Тридцатилетней вой-

 

ны, принесшей народам разорение, голод и вымирание. Наиболь-

 

ший урон был нанесен Германии, где погибло 5 млн человек: шведы

 

сожгли треть немецких городов и большинство деревень.

 

Из германских княжеств, Голландии, Шотландии и других

 

стран шел поток переселенцев в Россию. Эмигрантов привлекал

 

громадный земельный фонд. Жизнь российского населения в прав-

 

ление первых Романовых становилась размеренной и сравнитель-

 

но упорядоченной, а богатства лесов, лугов, рек и озер делали ее

 

достаточно сытой. Тогдашняя Москва – златоглавая, с византий-

 

ской пышностью, бойкой торговлей и веселыми праздниками – по-

 

ражала воображение европейцев. Многие переселенцы доброволь-

 

но переходили в православие, брали русские имена.

 

Часть эмигрантов не хотела рвать с прежними привычками и

 

обычаями. Немецкая слобода на р. Яузе под Москвой стала «угол-

 

ком Западной Европы в самом сердце Московии». Многие инозем-

 

ные новинки – театральные представления, балы, наряды, кулинар-

 

170ные блюда – вызывали интерес у русской знати. Вельможи из цар-

 

ского окружения – Нарышкин, Артамон Матвеев, Василий Голи-

 

цын, Головин – устроили свои дома на «заморский манер», стали

 

носить западное платье и брить бороды. При этом, однако, они ос-

 

тавались патриотами, чуждаясь слепого поклонения западной моде

 

и полного неприятия русской жизни. От них отличались такие ярые

 

западники, как Иван Хворостинин, принявший в Польше католи-

 

цизм и заявивший, что «в Москве народ глуп» [21, с. 113], и Григо-

 

рий Котошихин, сбежавший в 1664 году за границу, где написал

 

мрачный антирусский пасквиль.

 

Начальник Посольского приказа Афанасий Ордин-Нащокин и

 

ближайший советник царя Алексей Ртищев полагали, что в России

 

не мешало бы переделать на западный манер кое-что, но далеко

 

не все. Ордин-Нащокин говорил: «Доброму не стыдно навыкать

 

со стороны у чужих», однако стоял за сохранение русской самобыт-

 

ной культуры: «Иноземное платье... не по нас, а наше не по них»

 

[Там же, с. 110]. О необходимости совершенствования российской

 

жизни с учетом не только лучшего в Европе, но и недостатков и

 

пороков, имевшихся в европейской действительности, писал хор-

 

ват Крижанич, живший в России. Он предостерегал от некритич-

 

ного перенимания чужих образцов.

 

Вопросы, касавшиеся соотношения между западным влияни-

 

ем и национально-культурной самобытностью России, вставали

 

также и перед Церковью. Не отрицая задач восполнения недостат-

 

ка светской культуры, развития науки и техники, наиболее даль-

 

новидные представители православного духовенства призывали

 

к усилению нравственного начала в русском обществе и русском

 

человеке. Они ратовали за такой вариант развития страны, кото-

 

рый вел бы ее к достижению политической и экономической мощи

 

при сохранении своеобразия русской духовной культуры. Русский

 

народ ими представлялся хранителем подлинной христианской

 

нравственности, поэтому они протестовали против распространяв-

 

шихся из Немецкой слободы нравов, нередко переходивших грань

 

дозволенности, выступали против действий правительства, кото-

 

рое содействовало курению табака – «дьявольского зелья», рас-

 

ширяло сеть кабаков, разлагавших традиционную мораль. Церковь

 

171призывала к искоренению пьянства, а кабак представляла «исча-

 

дием ада», неким антихрамом и антиобщиной умерших при жиз-

 

ни. «Оне упиваются, а дьявол радуется» [22, с. 103], – писал страст-

 

ный сторонник традиционных ценностей протопоп Аввакум Петров.

 

Традиционная нравственность русских людей тесно связыва-

 

лась с их религиозностью, которая в то время не имела ничего об-

 

щего с фанатизмом или начетничеством. Религия для православ-

 

ных верующих тогда являлась не столько обрядом, сколько высо-

 

кой нравственной дисциплиной. Их главное стремление выливалось

 

в спасение души, для чего им и нужны были христианские запове-

 

ди. Православная мораль не сводилась к отвлеченным правилам,

 

а направлялась на ясное понимание житейского смысла нравствен-

 

но-этических норм: человеколюбия, благочестия, великодушия

 

и т. п. К тому времени религиозные установки прочно впитались

 

в русский быт. Религиозно-нравственное подвижничество русских

 

поражало приезжавших в Россию иностранцев.

 

Русская церковь в это время стремилась влиять на все сторо-

 

ны общественной жизни. Духовенство в России не было замкну-

 

той кастой, пополнялось за счет наиболее образованных и уважае-

 

мых мирян. Монашество представляло все слои народа – от князей

 

до бездомных. Воздействие царской власти на Церковь не было од-

 

носторонним: для Церкви царь был только самым высокопостав-

 

ленным из мирян, для которого требования христианской этики

 

обязательны в первую очередь.

 

Смута принесла в настроения духовенства и монахов элемен-

 

ты ратоборства, поскольку многим монастырям пришлось высту-

 

пать в качестве крепостей и держать оборону против захватчиков.

 

В представлениях русских священников Смута связывалась с идео-

 

логической экспансией папства и интригами иезуитов. Дух воин-

 

ственности сохранился и после Смуты, проявляясь в непримири-

 

мости к проникновению неправославных вероучений. В первые

 

десятилетия после Смуты эти настроения поддерживались и цар-

 

ской администрацией, на которую Церковь оказывала заметное

 

влияние. Достаточно сказать, что с 1619 по 1633 год патриархом

 

был Филарет – отец царя Михаила, определявший мысли и поступ-

 

ки сына и потому ставший фактическим правителем страны. Цер-

 

172ковь поставила свою проповедь на службу государственному и на-

 

циональному единству, формировала державную идеологию, под-

 

держивала концепцию «Москва – третий Рим», согласно которой

 

Москва объявлялась центром вселенского православия и защитни-

 

цей всех православных народов.

 

С середины XVII столетия в духовно-религиозной жизни рус-

 

ского общества усилилось светское влияние; споры между тради-

 

ционалистами и поклонниками новшеств захватили и церковный

 

клир. В немалой степени это связывалось с притоком в Россию ук-

 

раинского духовенства и греческих ученых монахов.

 

На Украине была развита широкая сеть православных школ.

 

Еще до воссоединения с Россией Украина стала поставлять сюда

 

кадры образованного духовенства. Многие выходцы из Украины

 

заняли высокое положение в московской церковной иерархии.

 

Пополнение православного клира киевлянами имело для Рус-

 

ской церкви сложные идеологические последствия. С одной сторо-

 

ны, на Украине в условиях господства католической Речи Поспо-

 

литой росло стремление сохранить православие, проявлялись ан-

 

тикатолические настроения. С другой стороны, Украина оставалась

 

в юрисдикции Константинопольского патриархата. Там закрепи-

 

лись изменения в обрядах, проведенные по новогреческим образ-

 

цам, хотя, к примеру, двуперстие среди украинцев удерживалось

 

вплоть до XVII века. В глазах московитов эти изменения являлись

 

отходом от «истинного» православия.

 

В 1652 году патриархом Русской церкви стал Никон – выходец

 

из мордовской глубинки, в миру именовавшийся Никитой Мино-

 

вым. Он вытребовал для себя титул «Великого государя», заявляя

 

о необходимости решающего значения его голоса в любом государ-

 

ственном деле. В следующем году была проведена церковно-обря-

 

довая реформа. Вместо старовизантийской вводилась новогречес-

 

кая обрядность: двуперстие заменялось троеперстием, символом

 

культа был объявлен четырехконечный крест вместо восьмико-

 

нечного и т. п. Никон объявил об исправлении старославянских

 

церковных текстов в соответствии с новогреческой редакцией.

 

Исправлением церковных книг занялись выходцы из Украины,

 

что вело к вытеснению московских образцов древнерусского языка

 

173киевскими образцами. Украинское влияние нарастало также в ико-

 

нописи и литургии.

 

Никоновская реформа по времени совпала с присоединением

 

к Московскому государству Левобережной Украины, и это совпа-

 

дение, конечно, не было случайностью. Помимо государственно-

 

политического смысла, тема воссоединения русских земель имела

 

и религиозную окраску, о чем Богдан Хмельницкий не преминул

 

напомнить на Переяславской Раде: «Единое есть мы тело церкви

 

с православием Великой России» [23, с. 111]. Пафос Богдана был

 

всем понятен, но в реалиях российская и украинская церкви в тот

 

момент вовсе не являлись единым структурным организмом: в Рос-

 

сии Церковь подчинялась собственной патриархии, тогда как пра-

 

вославные приходы Южной Руси находились в юрисдикции Кон-

 

стантинопольского патриархата, что и определило обрядовые раз-

 

личия в церковной жизни Московии и Украины.

 

Отказ Никона от старорусской обрядности в пользу греческой

 

объяснялся его желанием увеличить в глазах украинцев привле-

 

кательность соединения с Россией. При этом патриарха интересо-

 

вало мнение не столько рядовых украинцев, сколько украинских

 

иереев, которым не хотелось уходить из подчинения Константино-

 

польскому патриархату. Они ощущали это подчинение как необре-

 

менительную формальность и опасались, что переход под контроль

 

Москвы будет сопровождаться усилением уставной дисциплины.

 

Этот настрой украинских клириков патриарх взялся нейтрализо-

 

вать за счет максимальной лояльности к ним. Внедряя среди мос-

 

ковитов обрядовые «новины», он опирался на влиятельную про-

 

слойку выходцев с Украины. Еще до того, как Никон был избран

 

патриархом, в Москве обосновались образованные киевские мона-

 

хи, выпускники Киевской Могилянской духовной коллегии Епи-

 

фаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Феодосий Сафонович,

 

Дамаскин Птицкий. Еще один воспитанник Могилянской колле-

 

гии Симеон Полоцкий прибыл в Москву уже после начала никонов-

 

ской реформы и сделался ближайшим сотрудником царя Алексея.

 

Политико-дипломатический подтекст церковной реформы ни

 

от кого не скрывался, но она проводилась поспешно, без должной

 

подготовки массового сознания и вызвала первый серьезный рас-

 

174кол Русской церкви. Боровшаяся в годы раздробленности и в Смут-

 

ное время за государственную и народную консолидацию Церковь

 

на этот раз сама оказалась расколотой, что неизбежно роняло ее ав-

 

торитет в народе.

 

Раскол произошел из-за внешней атрибутики, но принял фор-

 

мы крайнего противостояния, затронув и мировоззренческие фак-

 

торы. Некоторые русские историки, в том числе С. М. Соловьев и

 

В. О. Ключевский, изображали раскол как конфликт, коснувшийся

 

только сферы обрядности, а С. Ф. Платонов считал, что этот взгляд

 

не отражает всей глубины раскола, ставшего тяжелым испытани-

 

ем для народного самосознания.

 

Наиболее влиятельными из церковных традиционалистов бы-

 

ли Иван Неронов, Аввакум Петров, Стефан Вонифатьев (имевший

 

возможность стать патриархом вместо Никона, но отказавшийся

 

от выдвижения своей кандидатуры), Андрей Денисов, Спиридон

 

Потемкин. Это были даровитые и умные люди, далекие от рели-

 

гиозного фанатизма. К примеру, Потемкин знал пять иностранных

 

языков, Аввакум был талантливым писателем, новатором по сти-

 

лю и принципам литературного изображения. Интересно, что пер-

 

вые импульсы реформирования пошли именно из этой группиров-

 

ки, к которой, кстати, в 1645–1652 годах принадлежал и Никон.

 

Вопрос об исправлении накопившихся за века ошибок в богослу-

 

жебных текстах впервые был поставлен в стенах Троице-Сергие-

 

вой лавры.

 

После того как дело переписки книг оказалось в руках у при-

 

езжих, сторонники старины выступили под флагом «хранителей

 

древлего благочестия». Сказалась приобретенная в Смутное время

 

непримиримость к любому покушению на старорусскую православ-

 

ную традицию. Исправление церковных текстов по греческим об-

 

разцам вольно или невольно ставило под сомнение канон русских

 

православных святых. Реформа Никона зачеркивала решения Сто-

 

главого собора 1551 года, закрепившего приверженность «старине»,

 

бросала тень на традицию школы Сергия Радонежского, делавшей

 

акцент на особый характер русского православия, его отличие от

 

византийского. С точки зрения исторических фактов, правы были

 

Аввакум и его товарищи: не русские, а греки отступили от тради-

 

ций первых христиан, пересмотрев в XII веке обрядовые нормы.

 

175Войдя в унию с католичеством в 1439 году, греки, по мнению рус-

 

ских, потеряли право на первенство в православном мире. Еще Иван

 

Грозный выразил общую для русских позицию: «Греки нам не Еван-

 

гелие. У нас не греческая, а русская вера» [21, с. 38]. Благочестие

 

греков на Руси ставилось под большое сомнение. Что касается ис-

 

правления священных книг, то у греков ошибок и погрешностей

 

встречалось не меньше, чем у русских.

 

Никон после отстранения московских правщиков священных

 

текстов пригласил не только киевлян, но и иностранцев, среди ко-

 

торых выделялись Паисий Лигарид и Арсений Грек. Показатель-

 

но, что Арсений Грек трижды менял вероисповедание, одно время

 

был даже мусульманином, а Лигарида Константинопольский пат-

 

риарх за симпатии к католичеству отлучил от православной Церкви.

 

Никону удалось привлечь на свою сторону и некоторых епис-

 

копов Русской церкви, в силу конформизма и нежелания терять

 

должности не рискнувших пойти на конфликт с патриархом, вы-

 

ступавшим в политической связке с царем. Те, кто отваживался

 

на такой конфликт, подвергались карам.

 

Полемика между староверами и никонианами вылилась в на-

 

стоящую идеологическую войну. Аввакум и его соратники стара-

 

лись действовать силой логики. Их противники, бывало, прибега-

 

ли к прямым подлогам (каким было, к примеру, пресловутое «Со-

 

борное деяние на еретика Мартина»). Возможность компромисса

 

была мизерной – столь сильный накал приобрела полемика. Побе-

 

ду никонианам фактически гарантировала стоявшая за ними госу-

 

дарственная власть. Царь Алексей, несмотря на истовую религи-

 

озность, не препятствовал Никону в сломе прежнего церковного

 

уклада. Старообрядцы восприняли Алексея как вероотступника,

 

что подтверждает характеристика, данная царю протопопом Авва-

 

кумом: «Отеческое откиня, странное противоборство возлюбиша,

 

извратишася» [24, с. 539]. Людям было непонятно, чем оказался плох

 

привычный уклад, освященный временем. Отказ от прежних обря-

 

дов переживался ими как национальная и личная катастрофа.

 

Реформаторы не утруждали себя подбором стройной аргумен-

 

тации для доказательства правильности своих идей. Один из глав-

 

ных идеологов реформирования Симеон Полоцкий, а с ним его уче-

 

176ники Сильвестр Медведев и Карион Истомин объявили духовный

 

багаж Руси не имеющим особой ценности. Русская культура объяв-

 

лялась отсталой. Отрицались все привычные идеи и обиходные ак-

 

сиомы, в незыблемости которых было уверено абсолютное боль-

 

шинство русского населения. Старые книги и иконы у старообряд-

 

цев изымались силой и сжигались. О чрезмерно жестких методах

 

внедрения «новин» свидетельствовала «Повесть об осаде Соловец-

 

кого монастыря», обвинявшая Никона: «Непокорившихся же уза-

 

ми, темницами, ранами и заточеньями озлобив, горчайшими смер-

 

тями жития лишил» [25, с. 160]. Вождь старообрядцев Аввакум

 

Петров возмущался: «Чудо, как в познание не хотят прийти: огнем,

 

да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апосто-

 

лы научили так? Не знаю. Мой Христос не приказал нашим апосто-

 

лам так учить, еже бы огнем да кнутом, да виселицею в веру при-

 

водить....Волею зовет Христос» [26, с. 187–188]. Пренебрежение

 

к духовной свободе верующих стало главным недостатком в прове-

 

дении реформы.

 

Русская историческая мысль уделяла немало внимания вопро-

 

су о методах проведения различных преобразований. Так, в трак-

 

тате «О причинах гибели царств», написанном в начале XVII века,

 

говорилось: «Изменение древних и старых обычаев ведет к переме-

 

нам в государстве. А если уже нужно изменить какой-либо из обы-

 

чаев страны, то следует делать это не наспех, а постепенно, чтобы

 

от неожиданных перемен не смутились сердца подданных и чтобы

 

вслед за тем не пришло в смятение государство, ибо всякое новое

 

несет государству больше потерь, чем прибыли» [27, с. 471]. Ре-

 

форматоры не вняли предупреждению предшественников, не учли

 

исторический опыт.

 

Конфликт внутри Русской церкви касался не только внешней

 

атрибутики, не сводился лишь к «прениям о ритуалах». Если бы

 

его причины ограничивались обрядовыми спорами, то вряд ли бы

 

он вылился в непримиримое противостояние и в раскол Церкви.

 

Суть разгоревшейся полемики точно выразил историк А. М. Пан-

 

ченко: «Это был историософский спор – спор об историческом

 

идеале, исторической дистанции, о соотношении духа и интеллек-

 

та, человека и времени, о вечности и бренности, о прошлом, настоя-

 

177щем и будущем» [28, с. 40–41]. Похожую мысль высказал церков-

 

ный историк протоиерей А. Д. Шмеман: «Раскол приобрел всю

 

свою трагическую глубину, как спор об истории, и особенно о смыс-

 

ле в ней русского православия, о судьбах христианского царства»

 

[29, с. 376].

 

Остроту раскола определяли мировоззренческие мотивы. Тема

 

обрядности выполняла лишь роль удобного инструмента в споре:

 

для большинства верующих обряды не были самоцелью, фетишем.

 

На Руси обрядовые нормы изменялись не один раз. Так, в середи-

 

не XVI века псковичи, применявшие троеперстие, после специаль-

 

ного решения Стоглавого собора без проблем и потрясений пере-

 

шли к двуперстию. Показательно, что Константинопольский пат-

 

риарх Паисий писал Никону, что обряды не имеют существенного

 

значения: главное – не допускать искажений в области вероучения,

 

а обряды можно и не исправлять. Сам Никон в момент моральной

 

усталости от неудач на поприще реформирования, не скрывая свое-

 

го равнодушия, говорил, что старые и новые книги одинаково «доб-

 

ры – все де равно, по коим хощешь, по тем и служишь» [30, с. 312].

 

В центре споров оказались не обряды как таковые, а их взаи-

 

мосвязь с традициями, с опытом предыдущих поколений. В конф-

 

ликте «новаторского» проекта и «древлеправославного» наследия

 

столкнулись разные образы «идеала будущего» и «идеала прошло-

 

го». «Ревнители старины» под «идеалом прошлого» понимали

 

опыт, проверенный конкретной практикой и на конкретной почве.

 

Большинство из тех, кто поддержал никоновские нововведения,

 

проповедовало разрыв с прошлым. Умонастроения этих людей вы-

 

разил Феофан Прокопович, выступивший идеологом церковных

 

реформ уже при Петре I: «Чем мы прежде хвалились, того ныне

 

стыдимся» [31, с. 135].

 

Сторонниками новаторства прошлое стало ощущаться отжив-

 

шим, мертвым, ненужным. Историю они отождествляли только

 

с поступательным развитием, понимаемым лишь как преодоление

 

прошлого. Идея свободной состязательности нового и старого от-

 

брасывалась. Всю предшествующую русскую историю «новаторы»

 

подвергли суровой «ревизии». Проект будущего приобрел значи-

 

тельно больший вес, чем исторический опыт, неровный, противо-

 

речивый, но при этом реальный.

 

178Новообрядцы, по словам А. М. Панченко, «ощущали себя об-

 

ладателями истины и творцами истории», отрицая «почти все, что

 

было создано за семь столетий, протекших со времен Владимира

 

Святого <...> Цель этого отрицания – не эволюция, но забвение,

 

всеобщая замена. В глазах “новых учителей” русская культура –

 

“плохая” культура, строить ее нужно заново, как на пустом месте»

 

[28, с. 35].

 

Сторонники «новин» отказались от сакрализации истории,

 

предъявили права на нее, захотели стать ее хозяевами. Если для

 

старообрядцев история была «вечностью в настоящем», то для «но-

 

ваторов» она стала набором фактов, легко поддающихся произ-

 

вольному комбинированию и использованию для текущих нужд.

 

Критерием в строительстве русской культуры «с чистого листа»,

 

по логике «новаторов», должны были стать образцы и шаблоны,

 

заимствованные извне.

 

Старообрядцы же, отождествляя культуру с традициями, по-

 

нимали ее не как некий набор количественных достижений, а как

 

комплекс вечных идей и идеалов, которые никогда не теряют ак-

 

туальности. Старообрядцы не хотели порывать с традициями, торо-

 

пить и подгонять историю, они были духовно «растворены» в ней,

 

а потому недоумевали: зачем надо отказываться от привычного,

 

ставшего родным жизненного уклада? Протопоп Аввакум в своем

 

«Житии» с горечью писал: «Русь, чего-то тебе захотелось немецких

 

поступков и обычаев!» [26, с. 136].

 

«Новины» вводились с позиций пренебрежения к мнению

 

большинства. Когда Никон отдал единоличное, не подкрепленное

 

решением церковного собора распоряжение об изменении прежних

 

обрядовых норм, это вызвало волнения среди верующих. Беспокой-

 

ство людей порождалось не столько «ревностью к обряду», сколь-

 

ко протестом против попрания соборных правил. До раскола де-

 

мократизм был органически присущ церковной жизни на Руси.

 

Наглядным примером отсутствия непереходимой черты между ни-

 

зами и верхами Русской церкви был сам патриарх Никон – выхо-

 

дец из мордовского крестьянства.

 

Совершенно иной являлась практика, закрепившаяся в ка-

 

толической Польше, где высшее духовенство формировалось

 

только за счет аристократического сословия – магнатов и шляхты.

 

179В 1648–1668 годах Польшей правил Ян-Казимир, который перед

 

тем, как стать королем, являлся католическим кардиналом. Польско-

 

му мещанству, а тем более крестьянству доступ в высший клир был

 

закрыт. «Польский фактор» в неявной форме проявился в событи-

 

ях, связанных с церковным расколом. Одной из его предпосылок

 

стал приток в Московию переселенцев из той части Руси, которая

 

находилась под властью Польши. Среди массы простого люда, бе-

 

жавшего от религиозной и социальной дискриминации, оказывались

 

клирики и дворяне, представлявшие русскую культуру, подверг-

 

шуюся частичной полонизации, воздействию шляхетских пове-

 

денческих стереотипов, проникнутых повышенным беспокойством

 

о личном статусе в обществе и чуждых соборному началу. Это озна-

 

чало, что ментальные установки приезжих порой не совпадали

 

с традициями и интересами основной массы местного населения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: