ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 21 глава




 

лований, то с помощью вооруженной силы захватывали украин-

 

ские земли, становясь владельцами гигантских латифундий. Под-

 

ражая им, средняя и мелкая польская шляхта забирала себе села и

 

хутора. От присвоения украинских земель не оставалась в стороне

 

и католическая Церковь.

 

Во многих районах украинские крестьяне лишались земли. По-

 

винности, накладываемые на крестьян панами, непрерывно росли.

 

Крепостничество на Украине приняло особо жестокие формы.

 

Из документов того времени видно, что степень эксплуатации

 

крестьян была запредельной: феодалы заставляли их «выходить

 

на работу, едва начнет светать, а отпускали только в два часа ночи».

 

Крестьяне не могли выполнять «никакой своей домашней работы –

 

ни пахать, ни жать, ни косить сена» [Там же, с. 115]. Нередко их

 

между выполнением ими работ на барщине «держали в темнице

 

в оковах» [Там же, с. 158]. К середине XVII века размер барщины

 

достигал шести дней в неделю. Отдавая помещикам все, что те

 

захотят, сельчане находились в постоянной нужде и бедности. Поль-

 

ские паны наделяли себя правом распоряжаться крестьянской жиз-

 

нью и имуществом. За малейшее несогласие крестьяне подверга-

 

лись грабежу, избиениям, пыткам, за любой намек на сопротивле-

 

ние – смертным казням.

 

Польские военнослужащие вели себя на Украине как завое-

 

ватели-оккупанты. Притесняло украинских крестьян и ремеслен-

 

ников и польское чиновничество, заставляя их работать на себя.

 

В одном из документов того времени сказано: «Тех, которые отказы-

 

ваются работать, долго мучают тюрьмой, побоями, отнимают у них

 

дома, держат в жестоком заключении, морят голодом, пока они

 

не согласятся работать» [Там же, с. 163].

 

Бесправными были и городские жители. Так, в Киевском и Брац-

 

лавском воеводствах 4/5 всех городов были частновладельчески-

 

ми. Украинские купцы и ремесленники выплачивали панам мно-

 

жество различных податей.

 

Недовольство местного населения каралось жестоко и беспо-

 

щадно. В 1637 году польский коронный гетман Станислав Конец-

 

польский в своем универсале призывал шляхту усмирять и аресто-

 

160вывать всех бунтовщиков, требуя при этом: «Если вы не смогли

 

задержать их, то должны карать их жен и детей и дома их уничто-

 

жать, ибо лучше, чтоб на тех местах росла крапива, нежели раз-

 

множались изменники Речи Посполитой» [Там же, с. 179]. Эти ус-

 

тановки воплощались на практике.

 

Польский гнет усиливал тягу украинцев к объединению с еди-

 

новерной и единокровной Россией. Московскому правительству

 

из Украины регулярно поступали просьбы о присоединении украин-

 

ских земель к России. Первым призвал царя Федора Иоанновича

 

взять Украину под свою власть казачий предводитель Кристоф Ко-

 

синский, возглавивший крупное восстание против Польши в кон-

 

це XVI века. Затем посольство в Москву с просьбой принять в рос-

 

сийское подданство запорожское войско направил гетман Петр

 

Сагайдачный. В 1622 году схожая просьба к царю, касавшаяся всей

 

Малой Руси, прозвучала из уст епископа Исайи Копинского. Два го-

 

да спустя киевский митрополит Иов Борецкий уговаривал царя Ми-

 

хаила позаботиться о судьбе жителей Южной Руси, внушая ему,

 

что они «единоутробны твоему российскому племени, людям тво-

 

ей державы и самому твоему царскому величеству» [Там же, с. 47].

 

Украинцы, подвергавшиеся преследованиям со стороны па-

 

нов, уходили на российскую территорию, оседая в российском по-

 

граничье, названном Слободской Украиной, а также на Дону, в Курс-

 

ке, Воронеже, Белгороде. На протяжении всей первой половины

 

XVII века миграция из Украины в Россию носила массовый харак-

 

тер и по мере усиления польского гнета только возрастала.

 

Те, кто оставался на родной земле, вынуждены были все чаще

 

и чаще браться за оружие. Восстания следовали сплошной чере-

 

дой. В 1637 году гетман Павлюк обратился к населению Украины

 

с призывом подняться против «неприятелей народа русского хрис-

 

тианского и древней греческой веры» [16, с. 102]. Он хотел перей-

 

ти в российское подданство, но не успел этого сделать: магнаты по-

 

давили восстание с помощью жестокого террора, а сам Павлюк был

 

показательно казнен в Варшаве.

 

В 1638 году крупное восстание запорожцев возглавил гетман

 

Степан Остранин. Он подписал воззвание, извещая, что идет «с вой-

 

ском на Украину для освобождения православного народа от ярма

 

161порабощения и мучительства тиранского ляховского, для отмще-

 

ния причиненных обид, разорений и ругательств, нанесенных все-

 

му сообществу рода русского, по обеим сторонам Днепра обитаю-

 

щего» [17, с. 140]. Казаки нанесли полякам несколько поражений,

 

но польская армия во главе с Николаем Потоцким разбила казачьи

 

отряды. Остранин с частью запорожцев ушел в пределы Московско-

 

го царства. Оставшимися руководил помощник Остранина полков-

 

ник Дмитрий Гуня, два месяца сдерживавший атаки польского вой-

 

ска. Но силы были неравны, и Гуне с товарищами также пришлось

 

уйти в Россию.

 

К середине XVII века пламя освободительной войны охватило

 

всю Украину. Всюду возникали повстанческие отряды, куда всту-

 

пали крестьяне, горожане, мелкое дворянство, православные свя-

 

щенники. В авангарде борьбы, как и прежде, находились запорож-

 

ские казаки. Под руководством гетмана Богдана Хмельницкого по-

 

встанцы несколько раз разбили польские войска. Хмельницкий

 

понимал, что освобождение Украины от польско-католического ига

 

недостижимо без военной поддержки России. В июне 1648 года

 

он пишет письмо царю Алексею Михайловичу, просит помощи про-

 

тив «безбожных неприятелей, опустошающих нашу землю», а за-

 

тем заявляет: «Хотим мы в своей земле такого самодержца госпо-

 

даря, яко Ваша царская вельможность православный христианский

 

царь....Милости Вашего царского величества покорно отдаем себя»

 

[15, с. 33].

 

В течение последующих пяти лет гетман подобным образом

 

обращался к царю свыше тридцати раз. Опираясь на этот факт, один

 

из самых авторитетных украинских историков академик П. П. То-

 

лочко сделал вывод о том, что в XVII веке украинцы были полны

 

стремления войти в состав России: «Объединение было доброволь-

 

ным, а его инициатива исходила от украинской стороны» [18, с. 196].

 

П. П. Толочко, безусловно, прав. На это указывает то, что царское

 

правительство довольно долго, вплоть до 1651 года, отклоняло

 

просьбы о присоединении Украины, и это было объяснимо: Рос-

 

сия, с трудом преодолевшая последствия Смуты начала XVII века,

 

не располагала достаточными ресурсами для гарантированной побе-

 

ды над Польшей, война с которой после ухода Украины из-под поль-

 

162ской власти становилась неизбежной. К тому же выступление про-

 

тив Польши означало нарушение Россией условий подписанного

 

в 1634 году Поляновского мира, и Посольский приказ в Москве

 

вполне оправданно опасался негативных дипломатических послед-

 

ствий такого шага.

 

В 1651 году польская армия нанесла казацкому войску тяже-

 

лый удар, поставивший под вопрос жизнь всего украинского насе-

 

ления. К тому времени людские потери на Украине превысили

 

уже 30 процентов, соответственно и казацкое войско сократилось

 

на треть [Там же, с. 178]. Многие области Украины пришли в запус-

 

тение. Хмельницкий, пытаясь в очередной раз убедить царя в необ-

 

ходимости принять Украину в состав России, отправил в Москву

 

новое посольство. В этот раз царские дипломаты известили послов

 

о готовности царя удовлетворить их просьбу и вступить в войну

 

с Польшей. В октябре 1653 года Земский собор вынес решение

 

о вхождении Восточной Украины в состав России, а царь Алексей

 

Михайлович объявил о вступлении России в войну против Польши.

 

От имени царя и Земского собора на Украину выехали послы

 

во главе с боярином Василием Бутурлиным. В Переяславле, где

 

находилась гетманская ставка, Бутурлин, выполняя царский наказ,

 

вручил Хмельницкому знаки гетманской власти и заверил, что

 

права украинцев, завоеванные в тяжкой борьбе, будут сохранены.

 

8 января 1654 года в Переяславле была созвана Генеральная Рада,

 

представлявшая все области Украины и единогласно проголосовав-

 

шая за присоединение Украины к России. После Переяславской

 

рады казаки разослали гонцов по всей Украине, чтобы «со всем

 

обществом присягу приняли на вечное подданство его царскому ве-

 

личеству, что по всей Украине весь народ с охотою учинил, и нема-

 

лая радость меж народа стала» [19, с. 67].

 

Начавшаяся в 1654 году война с Польшей поначалу была ус-

 

пешной для России, но затем в силу вмешательства Швеции, моро-

 

вой эпидемии в Московии, серии измен казацкой верхушки ситуа-

 

ция изменилась, и война потребовала от российской казны колос-

 

сальных затрат. Истощив силы тяжелой войной, Россия и Польша

 

в 1667 году заключили Андрусовское перемирие, по которому к Рос-

 

сии отошли Смоленск, Киев, Запорожье, Левобережье Украины.

 

163Украина в составе Российского государства получила автоно-

 

мию. В марте 1654 года украинским послам в Москве была вруче-

 

на жалованная грамота, сохранявшая права и вольности запорож-

 

ского войска в виде выборности гетмана, законодательной власти

 

рады, самоуправления, самостоятельных судов. Царское правитель-

 

ство оказывало Украине немалую денежную помощь. Вхождение

 

украинцев в состав Российского государства многократно повы-

 

сило безопасность и стабильность их жизни. Во второй половине

 

XVII века крестьяне и горожане с правого берега Днепра, с Волы-

 

ни и Галиции, где продолжался панский гнет, массово переселя-

 

лись на Левобережье, которое вместе со Слобожанщиной быстро

 

превратилось в густозаселенный край, где развивались различные

 

отрасли хозяйства, налаживалась культурная жизнь. Впервые за дол-

 

гое время украинцы почувствовали себя свободными людьми, об-

 

ладающими правом на нормальное существование и самостоятель-

 

ное историческое творчество.

 

Потенциал России делал ее притягательным центром для мно-

 

гих народов. Под покровительство России настойчиво просились

 

правители православных Грузии и Молдавии, стремясь избавить-

 

ся от турецких разорений. Оказывая моральную и дипломатичес-

 

кую поддержку грузинам и молдаванам, Москва тогда еще не была

 

готова к оказанию им прямой военной помощи.

 

В XVII веке царское правительство разрешило заселить ни-

 

зовья Волги калмыкам, перекочевавшим из Центральной Азии и

 

просившим российского подданства. В Москве рассчитывали ис-

 

пользовать их в борьбе против крымских набегов на южные преде-

 

лы России. Проблема юга оставалась острой на протяжении всего

 

XVII века. Крымское ханство не прекращало опустошительных

 

грабежей русских окраин. В течение первой половины XVII века

 

было захвачено и уведено для продажи в рабство более 150 тыс.

 

русских пленников. Особенно пагубный характер вторжения крым-

 

ских татар – в силу безнаказанности – носили в период Смуты.

 

Покончив с польско-шведской интервенцией, Россия серьезно

 

занялась укреплением южной границы. Увеличив гарнизоны на Туль-

 

ской засечной черте, с 1635 года начали строить новую – Белгород-

 

скую – черту. Появились города-укрепления: Козлов, Тамбов, Верх-

 

164ний и Нижний Ломов, был восстановлен Орел, заново построен

 

Ефремов. Основная тяжесть пограничной службы ложилась на ка-

 

зачество.

 

Военное столкновение России с Крымским ханством назрева-

 

ло. Москва удержалась от войны после взятия казаками Азова, од-

 

нако столкновение все-таки произошло: крымские татары в союзе

 

с турками вторглись на Украину. В 1677–1681 годах шли боевые

 

действия, где русские войска имели определенный перевес, но на-

 

нести решающее поражение турецко-татарской армии в этот пери-

 

од они были еще не в силах.

 

8.4. Освоение русскими Сибири

 

Казаки Ермака проложили дорогу на сибирские просторы энер-

 

гичным и предприимчивым русским людям. В XVII веке русское

 

продвижение в Сибирь было необычайным по темпам и размаху.

 

Это явилось результатом соединенных усилий казаков и госу-

 

дарственных служб. Первыми шли маневренные казачьи отряды.

 

Царские воеводы с ратными людьми и строительными артелями

 

представляли вторую волну колонизации.

 

Сибирь влекла к себе прежде всего неисчислимыми в то время

 

пушными богатствами, в которых были заинтересованы и «торго-

 

вые люди», и крепнущее государство. Государственные расходы по-

 

стоянно увеличивались, и нужны были новые пополнения казны.

 

Правительство поощряло заселение Сибири с помощью ссуд и по-

 

датных льгот. В Москве освоение сибирских земель рассматрива-

 

лось как задача первостепенной государственной важности.

 

Состав первых переселенцев был довольно разнообразным.

 

Кроме казачества, служилых людей и промысловиков, в Сибирь

 

«по государеву указу» шли ремесленники и пашенные крестьяне.

 

Заметную часть переселенцев составили ссыльные из числа уголов-

 

ных преступников и «иноземцы» из числа военнопленных. Пересе-

 

ленческая волна влекла за собой зырян (коми), казанских татар, ма-

 

рийцев, мордву, чувашей. Правительство вынуждено было «сквозь

 

165пальцы» смотреть на уход в Сибирь крепостных крестьян, кото-

 

рых она влекла бескрайними вольными просторами. Свой вклад

 

в колонизацию новых земель вносили также монастыри.

 

При всем разнообразии движущих сил колонизации большин-

 

ство переселенцев составляли жители северорусских, так назы-

 

ваемых черносошных, уездов, где не было боярского и помещичьего

 

землевладения. Природно-климатическая и географическая бли-

 

зость Севера и Сибири облегчала крестьянское продвижение. Се-

 

верорусские промышленники задолго до Ермака были знакомы

 

с Зауральем, интересовавшим их большими возможностями для раз-

 

вития пушного промысла. В северных городах – Вологде, Вели-

 

ком Устюге, Холмогорах, Каргополе и др. – набирали ратных лю-

 

дей из числа добровольцев для службы в Сибири. Поток вольных

 

переселенцев нарастал и постепенно превысил число тех, кто от-

 

правлялся в Сибирь не по своей воле. Именно вольно-народная

 

колонизация в конечном итоге привела к прочному вхождению

 

Сибири в состав Российского государства.

 

Вольная колонизация тесно переплеталась с правительствен-

 

ной. Добровольные переселенцы собирались под защиту стен стро-

 

ившихся воеводами городов и крепостей, которые ставились как

 

опорные базы для дальнейшего продвижения. Первые укрепления

 

возникли еще в XVI веке и в самом начале XVII века: Тюмень,

 

Тобольск, Пелым, Сургут, Обдорск, Томск, Туруханск, Мангазея.

 

В 1618 году построен Кузнецкий острог, в 1619 году – Енисейский

 

острог. В 1628 году был основан Красноярск, оставшийся главным

 

оплотом России на Верхнем Енисее и в последующее время. В го-

 

родах и острогах располагались гарнизоны и резиденции местной

 

администрации, они служили центрами обороны и ясачного сбора.

 

Местными сибирскими племенами ясак выплачивался в основном

 

пушниной и почти весь направлялся в государственную казну.

 

Если в Западной Сибири продвижение проходило в соответ-

 

ствии с определенными правительственными планами, то в Вос-

 

точной Сибири, в силу ее удаленности от центра, оно становилось

 

более стихийным. Отряды служилых и промышленных людей, опе-

 

режая друг друга, за короткий срок преодолевали огромные рас-

 

стояния, находя новые неясачные и богатые соболем земли. Дух

 

166предпринимательства разгорался с новой силой, когда по следам

 

первопроходцев двигались следующие экспедиции, рассчитываю-

 

щие на большее, по сравнению с их предшественниками. Царская

 

администрация во время походов не сковывала волю служилых.

 

Казаки и стрельцы сами решали многие важные вопросы, касавшие-

 

ся целей и маршрутов похода. Воеводы снабжали служилых оружи-

 

ем, боеприпасами, продовольствием, а после завершения походов

 

строили и заселяли новые остроги, организовывали местное управ-

 

ление, ясачный и таможенный сборы, казенную пашню, связь и т. п.

 

В продвижении от Енисея к Лене и Тихому океану выделялись

 

отряды под руководством промышленников Пенды, Добрынского,

 

Васильева, Ерофея Хабарова, казачьих десятников Василия Бугра

 

и Владимира Атласова, атаманов Перфильева, Василия Галкина,

 

Дмитрия Копылова, воеводского помощника Пояркова. Широкий

 

размах приняло полярное мореходство, позволившее резко расши-

 

рить масштабы освоения новых земель, проникая туда с севера и

 

востока. Наиболее крупные морские походы возглавляли казаки

 

Михаил Стадухин и Семен Дежнев.

 

В 1632 году стрелецкий сотник Бекетов основал Якутск.

 

В 1639 году отряд Ивана Москвитина вышел на побережье Тихого

 

океана. Спустя год-два русские попадают на Сахалин и Курилы, ус-

 

тановив дружественные контакты с местными айнами. Мирно

 

складывались отношения русских с остяками, вогулами, ненцами,

 

эвенками, коряками, бурятами, якутами. Трения возникли при со-

 

прикосновении с енисейскими киргизами. В Приамурье казакам

 

Хабарова пришлось воевать с маньчжурами.

 

Процесс вхождения сибирских народов в состав Российского

 

государства завершился в течение XVII века. Многие племена при-

 

няли российское подданство добровольно. Большую часть тайги и

 

тундры малочисленные русские отряды прошли, не встретив серьез-

 

ного сопротивления. Местные народы рассчитывали на выгодную

 

торговлю с русскими и на защиту от разорительных вражеских на-

 

бегов. Еще Семен Дежнев мирил тунгусские племена на р. Оле-

 

нек, предотвратив войну между ними. Русское продвижение в Си-

 

бирь сравнивали с открытием Нового Света, однако при освоении

 

Сибири русскими не было того, чем отличалось заселение Амери-

 

ки испанцами и англичанами: массового уничтожения аборигенов.

 

167С. М. Степняк-Кравчинский считал, что «нет ни одного наро-

 

да на земном шаре, который столь добросердечно относился бы

 

к чужеземцу, как русские мужики. Они мирно живут бок о бок с сот-

 

нями народностей, различных по расе и религии» [20, с. 123]. Ис-

 

тория ясно свидетельствует о том, что русские переселенцы в Си-

 

бири никогда не были проникнуты духом нетерпимости по отно-

 

шению к автохтонному населению. Оседая на сибирских землях,

 

русские крестьяне располагали свои деревни рядом с селениями

 

аборигенов. Нередко возникали смешанные (русско-вогульские,

 

русско-тунгусские, русско-бурятские и др.) поселения, где шло слия-

 

ние пришельцев и аборигенов. На Индигирке, Колыме, в Иркут-

 

ском крае, Забайкалье и других местах вследствие смешения с си-

 

бирскими народами сильно менялись и внешний облик, и язык,

 

и быт осевших там русских.

 

Многое перенимали и аборигены от русских: рубленые избы,

 

орудия труда, одежду, кулинарию, верования, обычаи, лексику. Уже

 

к концу XVII века отдельные местные племена мало чем отлича-

 

лись от обитавших по соседству русских и жили тем опрятнее и

 

зажиточнее, чем ближе к ним находились. Многие сибирские наро-

 

ды со временем частично обрусели (шорцы, алтайцы, манси, буря-

 

ты, камчадалы), а некоторые ассимилировались в составе русско-

 

го этноса: енисейцы в районе Туруханска, теленгеты на Алтае, чу-

 

ванцы и ламуты на Камчатке, карагасы в районе Томска, гольды

 

на Амуре и др.

 

8.5. Церковный раскол

 

XVII век стал временем крупных перемен в культурной жизни

 

России. На протяжении всего столетия росла грамотность населе-

 

ния, чему способствовал перевод книгопечатания с дорогого перга-

 

мента на более доступную бумагу. Невиданным для тогдашней

 

Европы тиражом было издано Соборное Уложение. Печатались бук-

 

вари, азбуки, грамматики, другая учебная литература. Сохранялись

 

и рукописные традиции. В Посольском приказе с 1621 года со-

 

ставлялись «Куранты» – первая газета в виде рукописных сводок

 

168о событиях в мире. Рукописная литература продолжала преобла-

 

дать на Севере и в Сибири.

 

Были написаны сотни сочинений. Выходили книги, содержав-

 

шие различные научно-практические сведения. Шло накопление

 

естественно-научных знаний, выпускались пособия по математи-

 

ке, химии, медицине, астрономии, географии, сельскому хозяйству.

 

Усилился интерес к истории: события начала века – Смута, утверж-

 

дение во главе государства новой династии – требовали осмысле-

 

ния. Появились многочисленные исторические повести, где пред-

 

ставленный материал служил извлечению уроков на будущее.

 

Немало новых тенденций проникло в литературу: появились

 

вымышленные персонажи и сюжеты, стали распространяться са-

 

тирические сочинения, произведения философского плана. Новым

 

явлением в литературе стало стихосложение. В это время усили-

 

лись процессы оформления общего великорусского языка и стира-

 

ния диалектных различий в нем.

 

Некоторые новые веяния проявились в зодчестве: проникно-

 

вение «мирских» мотивов в строительство храмов, распростране-

 

ние архитектурного стиля «московское барокко»; в живописи: по-

 

явление элементов психологизма в изображении святых; в приклад-

 

ном искусстве, в музыке. При дворе Алексея Михайловича появился

 

театр.

 

В XVII веке Россия установила постоянное общение с Запад-

 

ной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломати-

 

ческие отношения, использовала европейские достижения в науке,

 

технике, культуре. До определенной поры это было именно общени-

 

ем, взаимной связью, о бездумной подражательности речи не шло.

 

Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западноевро-

 

пейского опыта происходило естественным путем, без крайностей,

 

в рамках спокойного внимания к чужим достижениям.

 

Русь никогда не страдала болезнью национальной замкнутос-

 

ти. До середины XV века происходил интенсивный культурный об-

 

мен между русскими и греками, болгарами, сербами. У восточных

 

и южных славян существовали единая литература, письменность,

 

литературный (церковнославянский) язык, которым, кстати, пользо-

 

вались также молдаване и валахи. Западноевропейское влияние

 

169проникало на Русь через своеобразный «фильтр» византийской куль-

 

туры. Во второй половине XV века в результате османской агрес-

 

сии Византия пала, южные славяне потеряли государственную не-

 

зависимость и полноту религиозной свободы. Условия культурно-

 

го обмена России с внешним миром существенно изменились.

 

Хозяйственная стабилизация в России, развитие товарно-де-

 

нежных отношений, интенсивное складывание общероссийского

 

рынка на протяжении всего XVII века – все это объективно требо-

 

вало обращения к техническим достижениям Запада. Правитель-

 

ство Михаила Романова не делало проблемы из заимствования ев-

 

ропейского технологического и экономического опыта. При этом

 

русская духовная культура оберегалась от западнохристианских

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: