ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 26 глава




 

со стороны поляков. После поражения тушинских и польских от-

 

рядов под Троицким монастырем «было в Тушине у вора смяте-

 

нье, и все поляки вкупе начали сечь русских изменников, кои были

 

в Тушине» [6, с. 205]. Сам Тушинский вор оказался пленником по-

 

ляков. Польские «советники» в глаза называли его мошенником

 

и лгуном, угрожали побоями. Ему пришлось спасаться бегством

 

от своих «помощников».

 

Основная масса русских людей воспринимала самозванцев

 

оборотнями, а самозванство расценивала как сатанинское явле-

 

ние, ибо самозванцы действовали с помощью лжи, переступали

 

через принцип «быть, а не казаться». Отказываясь от имени, полу-

 

ченного при крещении, они «губили душу». Иван Тимофеев назы-

 

вал их «антихристами во плоти, самих себя принесших в жертву

 

бесам» [7, с. 255].

 

Духовным вдохновителем сопротивления интервентам стал

 

патриарх Гермоген, который, как рассказывалось в Степенной кни-

 

ге, «видя людей божиих в России мятущихся и близких к погибе-

 

ли, поучал их: “Что за смятение бесполезное обуяло вас? Зачем

 

вверяете вы души свои поганым полякам? Что общего имеете вы

 

со злохищными волками? Вы кротки во Христе, те дерзки, как са-

 

тана. Ведь издавна православная наша вера ненавидима инопле-

 

менными странами; почему же вы хотите примириться с пришель-

 

цами этими?”» [8, с. 329].

 

Пример самоотверженности в борьбе с интервентами показа-

 

ли защитники Троице-Сергиевой лавры, в течение 16 месяцев вы-

 

держивавшие осаду со стороны поляков и тушинских отрядов. Ге-

 

роическая оборона Троицы стала одним из ключевых событий Смут-

 

ного времени. Лавра была духовно-административным центром

 

русского православия и вошла в сознание русских людей как важ-

 

нейший национально-религиозный символ, как «обитель благочес-

 

тия, сияющая для всей России яко солнце или яко луна посреди

 

звезд» [6, с. 131]. Взятие лавры «сонмищем сатанинским» подорва-

 

144ло бы духовные силы русского народа, нанесло бы ему большой

 

моральный урон. Это понимали и поляки, говорившие, что лавру

 

надо обязательно покорить в назидание всем русским, а «аще не об-

 

ратится, то рассыпать ее прахом» [Там же, с. 131].

 

Под монастырские стены пришли со своими отрядами гетман

 

Ян Петр Сапега и Ян Лисовский. К началу осады Троицы у Сапеги

 

и Лисовского насчитывалось примерно 15 тыс. человек, в то время

 

как число защитников монастыря не превышало 2,5 тыс. Несмотря

 

на «великую тесноту и напасти в обители», священники, воеводы

 

и все, кто находился в лавре, «целовали крест, что седети в осаде

 

без измены, и оттоле бысть во граде братолюбство великое, и все

 

с усердием ратовахуся со враги» [Там же, с. 134]. Сапега и Лисов-

 

ский пытались покорить лавру «прельщением», послав туда гра-

 

моту со словами: «Помилуйте себя сами, покоритесь государю на-

 

шему и вашему, и будет милость и ласка к вам государя царя Дмит-

 

рия, каковой ни один из вас у царя Василия Шуйского не был

 

пожалован. <...> Если же не покоритесь милости нашей и ласке

 

и не сдадите нам града, а даст Бог возьмем его, то ни один из вас

 

милости от нас не узрит, но все умрут зле» [Там же, с. 135–136].

 

Защитники лавры отвергли «прельщение вражье»: «Какая

 

польза человеку возлюбить тьму паче света и променять ложь

 

на истину и честь на бесчестие, а свободу на горькую работу? Как

 

же нам оставить вечную святую истинную православную веру и по-

 

кориться еретическим законам, проклятым вселенскими патриар-

 

хами? Какое нам приобретение и почесть, если оставим своего пра-

 

вославного государя и покоримся лжецу, врагу и вору и вам, ино-

 

верные латиняне? <...> Ложною ласкою, тщетною лестью, суетным

 

богатством прельстить нас хотите, но и богатства всего мира не

 

хотим против своего крестного целования» [Там же, с. 137]. Защит-

 

ники Троицы переживали голод, холод, нехватку всего самого не-

 

обходимого, «и аще бы кто и каменно сердце имел, и тот, видя сия

 

тесноты и напасти, восплакался...» [Там же]. Монахи, стрельцы,

 

дворяне и крестьяне «пили смертную чашу за святую православ-

 

ную веру», сражаясь против «сынов беззаконных», спасая себя и

 

Россию от «латынского порабощения». Потери среди «троицких

 

людей» были велики, но они не сломили их боевой дух. Отважно

 

145бились с врагами монахи и крестьяне из окрестных сел: «И нерат-

 

ные охрабришася, никогда же обычай ратных не видевши, и убо

 

исполинскою крепостью препояшася» [Там же, с. 153].

 

Осада Троицы была снята отрядом молодого полководца Ми-

 

хаила Скопина-Шуйского, который привел из Новгородской земли

 

3 тыс. ратников. Скопин-Шуйский разбил тушинцев и в марте

 

1610 года вступил в Москву.

 

Пример Троице-Сергиевой лавры вдохновлял русских на осво-

 

бодительную борьбу. Еще одним образцом героизма явилась оборо-

 

на Смоленска. Его защитники во главе с Михаилом Шеиным долго

 

отбивали натиск польского войска, руководимого королем Сигиз-

 

мундом. В «Новой повести о преславном Российском царстве»,

 

написанной в 1611 году, говорилось: «Поревнуем и подивимся ве-

 

ликому нашему граду Смоленску, тому, как в нем наши братья, пра-

 

вославные христиане, в осаде сидят и великую скорбь и тесноту

 

терпят, но стоят крепко за православную веру, и за святые церкви,

 

и за свои души, и за всех за нас, а супостату и врагу, королю, не по-

 

корятся и не сдадутся» [9, с. 24].

 

Разгром тушинцев отрядами Скопина-Шуйского дал стране про-

 

блеск надежды. Но вскоре Скопина-Шуйского предательски отрави-

 

ли его завистники. После этого страну захлестнул разгул анархии.

 

Василий Шуйский боярами-изменниками был насильно пострижен

 

в монахи, а позднее поляки увезли его в плен. Роль московского

 

правительства взяли на себя выдвиженцы нескольких боярских

 

кланов. В августе 1610 года они организовали в Кремле присягу

 

польскому королевичу Владиславу. Патриарх Гермоген «укрепляше

 

их, чтоб отнюдь без крещения на царство его не сажали» [10, с. 101].

 

Однако польский король Сигизмунд не позволил сыну креститься

 

по православному обряду. Он не собирался идти на уступки право-

 

славию, а жаждал подавить «схизму» и навязать русским като-

 

лицизм.

 

Присягнув королевичу, а затем впустив в Москву польский гар-

 

низон, бояре дали полякам удобный повод для прямой интервен-

 

ции против России. Поляки повели себя здесь как хозяева положе-

 

ния: «Все державство Московское начаша правити и везде своя вое-

 

воды и судей начаша поставляти. <...> Гетман Желковский с поляки

 

146начал казну царскую грабить: ово себе, ово королю под Смоленск

 

посылая. По всей же Русской земле стали имати дани великия и

 

оброки, оружием препоясуются и повсюду ратным обычаем наси-

 

луют. <...> И кто ту беду изглаголет, каковы быша правежи пра-

 

вославным христианам?» [6, с. 210].

 

19 марта 1911 года интервенты устроили в русской столице

 

кровавую резню: «Поляцы же, неистово дыхая на пролитие крови

 

и на восхищение великого сокровища, на великий царствующий

 

град Москву нападают, и пламень великий возжигают, и елико лю-

 

дей обретают, и тако мечом погубляют, богатство грабят, всех смер-

 

ти предают и разсуждения возраста не имеют» [11, с. 136].

 

Палицын, описывая разорение интервентами Москвы, особо

 

подчеркнул их религиозную нетерпимость: «Начаша сечь поляки

 

в царствующем граде Москве православных христиан, и многое

 

множество побиша православных... Церкви же и монастыри и вся-

 

кую святыню осквернили и попрали» [6, с. 213]. По словам Авраа-

 

мия, «многия бесчестия принял от изменников и от поляков патри-

 

арх Ермоген» [Там же, с. 210], который стал рассылать в разные

 

города грамоты с призывом к народу «идти к Москве на литовских

 

людей» [Там же, с. 211]. Этот призыв нашел живой отклик среди

 

русского населения, принимавшего на сходах постановления «не-

 

ослабно стоять за православную веру и за Московское государство,

 

королю польскому креста не целовать и не служить ему, Москов-

 

ское государство от польских и литовских людей очищать» [6, с. 212].

 

Бояре-изменники требовали от Гермогена написать русским опол-

 

ченцам, «чтоб не ходили на Москву. Он же, великий государь-

 

исповедник, рече им: да будут те благословенны, которые идут

 

на очищение Московского государства, а вы, окаянные изменники,

 

будете прокляты. И оттоле начаша его морить гладом и умориша

 

его гладной смертью» [10, с. 117].

 

Элитарное высокомерие, с каким поляки принялись хозяйни-

 

чать в Московии, мешало им правильно оценить потенциал сопро-

 

тивления со стороны русских, с новой остротой осознавших себя

 

жителями независимой православной державы, защитниками

 

«прославляемого и удивительного царствующего града Москва, па-

 

че же рекомого Новый Рим» [6, с. 212]. Историк А. В. Карташев дал

 

147такое изображение Смуты: «Латинство вплотную подошло к сте-

 

нам Третьего Рима, а затем вместе с латинником-самозванцем вошло

 

в Кремль и село на трон православных царей. Было от чего ужас-

 

нуться душе Руси и ощутить веяние антихристова времени! Много

 

можно указать условий, помогавших восстановлению рухнувшего

 

порядка. Но моральный, духовный корень спасения может быть

 

указан только один. Сердца народа собрались и укрепились под зна-

 

менем высшей народной святыни – веры православной, под знаме-

 

нем Святой Руси» [12, с. 41–42].

 

К концу 1611 года Московское государство выглядело пол-

 

ностью разрушенным. Правительство было парализовано. В цент-

 

ре страны хозяйничали поляки, захватившие Смоленск и Москву.

 

Новгород оказался у шведов. Каждый русский город действовал

 

особняком. Однако в сознании людей все настойчивее крепла тяга

 

к порядку. В отдельных землях регулярно собирались местные зем-

 

ские советы, где люди сообща обсуждали ход дел в стране. Посте-

 

пенно становилось все яснее, что решение проблем невозможно

 

только в местных рамках, зрело понимание необходимости обще-

 

русского движения. Отражением этого стали народные ополчения,

 

собираемые в русских провинциальных городах. Несмотря на рас-

 

пад внутригосударственных связей, осознание национального

 

единства не исчезло. Непрерывную проповедь в пользу единства

 

всех православных вела Церковь. Проводя идею общественной

 

и государственной консолидации, она сформулировала главные

 

задачи момента: изгнать интервентов и подготовить условия

 

для создания русского правительства, пользующегося доверием

 

населения.

 

Народная энергия не увяла от «безнарядья», продолжая питать

 

историческое творчество народа. В результате низовой инициати-

 

вы и вопреки политическим маневрам боярской знати было собра-

 

но народное ополчение. Движение шло из провинции. Сначала

 

рязанский воевода Прокопий Ляпунов «начал ссылатись со всеми

 

городами, чтоб им стать за одно и помочь Московскому государст-

 

ву» [10, с. 105]. Люди откликнулись, «начаша присылати к Проко-

 

фью и во всех городах збираться. И все соединеся во едину мысль,

 

что всем помереть за православную веру» [Там же].

 

148После гибели Ляпунова троицкие монахи разослали русским

 

городам грамоты с призывом собирать новое ополчение. В тот мо-

 

мент в Нижнем Новгороде появился народный вождь по имени

 

Кузьма Минин. Он убеждал земляков не искать личных выгод, а

 

отдать все для спасения Отечества. На зов Минина откликнулось

 

Поволжье, где вместе с русскими в ополчение шли татары, морд-

 

ва, чуваши. Откликнулись города Русского Севера, Урала, Сибири.

 

Было организовано боеспособное ополчение, во главе которо-

 

го встал опытный военачальник суздальский князь Дмитрий Пожар-

 

ский. В августе 1612 года ополчение подошло к Троице-Сергиевой

 

лавре, а от нее двинулось к Москве и вскоре осадило поляков в Ки-

 

тай-городе, «велику тесноту им сотвориша» [6, с. 215]. Осенью

 

произошли решающие бои, интервенты были разбиты. 22 октября

 

(4 ноября по новому стилю) Китай-город был взят приступом,

 

«много в нем литвы и немец побили, оставшихся же в Кремль во-

 

гнали» [Там же, с. 216]. В этот день всем стало ясно: победу русские

 

не отдадут.

 

Она далась им нелегко. Для многих ее достижение связыва-

 

лось с преодолением инерции и малодушия. В начале Смуты мо-

 

ральный уровень российского общества был явно не на высоте.

 

Государственные и общественные интересы сплошь и рядом подав-

 

лялись корпоративностью и эгоизмом. На передний план стреми-

 

лись выбиться жулики и проходимцы, оттирая в сторону людей

 

честных и достойных. Не пересилив свои слабости, не обновив свой

 

дух, русские не смогли бы освободить страну от противника. Ког-

 

да хаос стал нестерпимым, весомое слово сказали духовные лиде-

 

ры страны – патриарх Гермоген, Михаил Скопин-Шуйский, Кузьма

 

Минин, Дмитрий Пожарский. Благодаря им народ собрался с си-

 

лами перед лицом катастрофы и воссоздал разрушенное государ-

 

ство, доказав, что Россия – не чья-то частная вотчина, а предмет

 

общей заботы всех русских городов и волостей. Решающую роль

 

в борьбе против интервентов и в прекращении Смуты сыграло демо-

 

кратическое, соборное начало.

 

Смута преподала важный урок русскому народу. Призыв Кузь-

 

мы Минина не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело

 

имел отклик у большинства простых людей, символизируя пово-

 

149рот общества к нравственному гражданскому началу. Народ, настра-

 

давшись от беспорядков, на последние деньги собрал ополчение

 

для восстановления спокойствия в стране, взяв в свои руки судьбу

 

государства. Произошло то, что С. М. Соловьев назвал «подвигом

 

очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углу-

 

бился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь

 

средства спасения» [13, с. 947]. В годы Смуты правящая верхушка

 

обанкротилась, а народ, по словам И. Е. Забелина, обнаружил «та-

 

кое богатство нравственных сил и такую прочность своих исто-

 

рических и гражданских устоев, каких в нем предполагать было

 

невозможно» [14, с. 268]. Русские люди, перед лицом катастрофы

 

собравшись с силами, воссоздали разрушенное государство, нагляд-

 

но показав, что оно – предмет общей заботы и общего дела всех

 

жителей России.

 

21 февраля 1613 года государственная власть в стране была вос-

 

становлена: Земский собор избрал царем Михаила Романова. Те-

 

перь народ в лице всех сословий должен был настойчиво и спокой-

 

но вести восстановительную работу, постепенно воссоздавая разру-

 

шенную страну.

 

8.2. Государственное и общественное развитие

 

после Смуты

 

После восстановления государственной власти в 1613 году стра-

 

на оказалась перед необходимостью стабилизировать обществен-

 

ные связи, преодолеть хозяйственное разорение и запустение мно-

 

гих районов, усовершенствовать формы управления, восстановить

 

налоговую систему. Атмосфера, установившаяся в обществе, спо-

 

собствовала решению этих задач. Население после всех бед и по-

 

трясений тянулось к упорядоченной, спокойной жизни. Взяв курс

 

на стабилизацию положения в стране, правительство опиралось

 

именно на настроения большинства. В государстве, подорванном

 

Смутой, юный и малоопытный царь Михаил мог удержаться

 

на престоле только благодаря общественной поддержке.

 

150Внутреннее и внешнее положение государства в начале царст-

 

вования Михаила было тяжелым. Разоренная страна с трудом вос-

 

станавливала нормальную жизнь. Внутренний порядок и спокойст-

 

вие нарушались бандами польских авантюристов и местных уголов-

 

ников, продолжавших в первое время после Смуты терроризировать

 

население грабежами и убийствами. Ликвидация воровских отря-

 

дов стоила царским воеводам больших усилий. «В наследство»

 

от Смуты правительству достались и внешнеполитические пробле-

 

мы: приходилось отбивать атаки шведов, поляков, крымских та-

 

тар. Решение сложнейших внутренних и внешних задач требовало

 

предельной концентрации государственных и общественных сил.

 

Названные факторы и определили пути формирования государ-

 

ственного управления. Для скорейшей ликвидации негативных по-

 

следствий Смуты усиливалась его централизация. В руках царя со-

 

средоточивалась вся верховная, законодательная, исполнительная

 

и судебная власть. Все государственные органы действовали по цар-

 

ским указам. Центральное управление представляло собой систему

 

приказов. При первых Романовых она разрасталась по мере услож-

 

нения административных задач. Распределение дел между прика-

 

зами нередко бывало нечетким и запутанным: в одной и той же

 

сфере сталкивались полномочия нескольких приказов. Приказы

 

делились на общегосударственные – Посольский, Поместный, Раз-

 

рядный, Разбойный, Большой казны, Большого прихода и терри-

 

ториальные – Сибирский, Малороссийский и др.

 

Особое место в административном устройстве занимала Бояр-

 

ская дума, поставлявшая круг ближайших советников и сотрудни-

 

ков царя. Но если до Смуты в думу входили в основном предста-

 

вители аристократических фамилий, то при царе Михаиле в нее

 

были введены наиболее компетентные выходцы из среднего дво-

 

рянства. Технические функции в думе выполняли дьяки, секрета-

 

ри и докладчики.

 

Дума обсуждала административные и судебные вопросы, со-

 

ставляла указы и законы. Законодательная функция думы была ут-

 

верждена в Судебнике 1550 года. Обычная вводная формула новых

 

законов гласила: «Государь указал и бояре приговорили». Часто в за-

 

седаниях думы участвовал царь, а для решения особо важных дел

 

151приглашались представители высшего духовенства. Члены думы

 

для проведения конкретных мероприятий создавали специальные

 

комиссии, назначались послами, начальниками приказов, полковы-

 

ми и городовыми воеводами.

 

Особое значение в тот период имела централизованная воен-

 

ная организация. Московское государство, находясь в состоянии

 

непрерывной борьбы на три фронта, остро нуждалось в регуляр-

 

ной армии. Но для ее создания не хватало ни финансовых, ни тех-

 

нических средств. Военные силы до некоторого времени носили

 

характер ополчения, когда дворяне обязаны были по команде пра-

 

вительства являться на войну со своими отрядами, вооружением

 

и на своих конях. По мере стабилизации государственных финан-

 

сов создаются военные части, получившие более регулярный ха-

 

рактер, нежели дворянское ополчение. Это были драгунские, рей-

 

тарские и пехотные полки. Привлекались казачьи формирования.

 

Военная организация совершенствовалась в направлении регуляр-

 

ности и централизации.

 

Усиливая централизм в управлении, правительства Михаила

 

Федоровича и Алексея Михайловича ясно понимали опасность пе-

 

рекосов в сторону тотального администрирования. Первые Рома-

 

новы признавали наличие церковных традиций и правовых норм,

 

ограничивавших самодержавие. Далеко не последнюю роль играл

 

духовно-этический контроль со стороны православной Церкви.

 

Нельзя было не считаться и с возросшим гражданским сознанием

 

подданных. Взяв в 1612 году дело спасения страны в свои руки,

 

народ хотел убедиться, что его усилия не были потрачены зря. Это

 

отражали земские соборы, где представители всех земель и со-

 

словий обсуждали проблемы страны. Царь прислушивался к их

 

мнению, видя, что они не желают «будить уснувшую Смуту». Не за-

 

бывалось и то, что царская власть была учреждена именно Зем-

 

ским собором.

 

Обществу удавалось влиять на политику правительства, при-

 

давая ей протекционистский характер. Земский собор заседал по-

 

чти непрерывно в течение первых 10 лет царствования Михаила,

 

помогая восстановлению Российского государства после Смуты,

 

в чем проявилась его крупная историческая заслуга. И в дальней-

 

152шем ключевые для государственного и общественного бытия воп-

 

росы выносились на «совет всей земли» – такие, к примеру, как

 

внешняя политика в связи со взятием Азова казаками (1642), при-

 

нятие нового свода законов (1649), воссоединение русских земель

 

(1653) и др. Кроме того, для обсуждения более частных вопросов

 

правительство неоднократно созывало совещания представителей

 

отдельных сословий.

 

В Смутное время в провинции важную роль сыграли земские

 

собрания. Однако после Смуты необходимость централизации уп-

 

равления для решения сложных внутренних и внешнеполитичес-

 

ких задач привела к ослаблению местного самоуправления. Уси-

 

ливая представительство центральной власти на местах, правитель-

 

ство во все земли страны командировало воевод, сосредоточивших

 

в своих руках военную и гражданскую власть в уездах.

 

В некоторых центральных и большинстве северных волостей

 

население образовывало «всеуездные миры», во главе которых ста-

 

вились выборные земские старосты. Но функции местного самоуп-

 

равления регламентировались сверху; вопросы, касавшиеся воен-

 

ной и политической сфер, оставались в ведении центра.

 

Первые Романовы стремились внести элементы централиза-

 

ции и в социальную политику. Правительство выполняло функцию

 

арбитража во всех социальных конфликтах, вмешиваясь не только

 

в меж- и внутрисословные отношения, но нередко даже во внутри-

 

родовые споры. Все сословия обязаны были служить государству

 

и отличались лишь характером возложенных на них повинностей.

 

Социальная политика правительства в значительной степени

 

определялась демографическими проблемами. Занимая площадь,

 

превышающую размеры всей Западной Европы, Россия к середи-

 

не XVII века имела не более 10 млн жителей, в то время как Фран-

 

ция – 18 млн, Австрия – 14 млн, Италия – 11,5 млн. Недостаток

 

людских ресурсов препятствовал успешному освоению новых зе-

 

мель, пополнению казны, содержанию боеспособной армии. Юри-

 

дическое закрепление на местах касалось не только помещичьих

 

крестьян, но и некоторых категорий посадского населения. По боль-

 

шому счету, перед лицом государства не более свободными, чем

 

крестьяне и горожане, были и дворяне, связанные обязательства-

 

153ми пожизненной государственной службы. Социальная структура

 

общества, выстраиваемая в интересах государства, принимала мо-

 

билизационный отпечаток, когда в этой структуре за каждой об-

 

щественной группой закреплялось определенное место в зависи-

 

мости от нужд и потребностей государства. Население было раз-

 

делено на тяглых и служилых.

 

Во главе служилого сословия стояло около сотни боярских се-

 

мей – потомков бывших великих и удельных князей. Они занима-

 

ли все высшие должности в военном и гражданском управлении,

 

но постепенно в течение ХVII века их позиции потеснили выход-

 

цы из средних служилых слоев. Шло слияние бояр и дворян в один

 

класс – государственных служилых людей. По своим социальным

 

и национальным корням этот класс отличался заметной пестротой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: