ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 28 глава




 

Потенциал России делал ее притягательным центром для мно-

 

гих народов. Под покровительство России настойчиво просились

 

правители православных Грузии и Молдавии, стремясь избавить-

 

ся от турецких разорений. Оказывая моральную и дипломатичес-

 

кую поддержку грузинам и молдаванам, Москва тогда еще не была

 

готова к оказанию им прямой военной помощи.

 

В XVII веке царское правительство разрешило заселить ни-

 

зовья Волги калмыкам, перекочевавшим из Центральной Азии и

 

просившим российского подданства. В Москве рассчитывали ис-

 

пользовать их в борьбе против крымских набегов на южные преде-

 

лы России. Проблема юга оставалась острой на протяжении всего

 

XVII века. Крымское ханство не прекращало опустошительных

 

грабежей русских окраин. В течение первой половины XVII века

 

было захвачено и уведено для продажи в рабство более 150 тыс.

 

русских пленников. Особенно пагубный характер вторжения крым-

 

ских татар – в силу безнаказанности – носили в период Смуты.

 

Покончив с польско-шведской интервенцией, Россия серьезно

 

занялась укреплением южной границы. Увеличив гарнизоны на Туль-

 

ской засечной черте, с 1635 года начали строить новую – Белгород-

 

скую – черту. Появились города-укрепления: Козлов, Тамбов, Верх-

 

164ний и Нижний Ломов, был восстановлен Орел, заново построен

 

Ефремов. Основная тяжесть пограничной службы ложилась на ка-

 

зачество.

 

Военное столкновение России с Крымским ханством назрева-

 

ло. Москва удержалась от войны после взятия казаками Азова, од-

 

нако столкновение все-таки произошло: крымские татары в союзе

 

с турками вторглись на Украину. В 1677–1681 годах шли боевые

 

действия, где русские войска имели определенный перевес, но на-

 

нести решающее поражение турецко-татарской армии в этот пери-

 

од они были еще не в силах.

 

8.4. Освоение русскими Сибири

 

Казаки Ермака проложили дорогу на сибирские просторы энер-

 

гичным и предприимчивым русским людям. В XVII веке русское

 

продвижение в Сибирь было необычайным по темпам и размаху.

 

Это явилось результатом соединенных усилий казаков и госу-

 

дарственных служб. Первыми шли маневренные казачьи отряды.

 

Царские воеводы с ратными людьми и строительными артелями

 

представляли вторую волну колонизации.

 

Сибирь влекла к себе прежде всего неисчислимыми в то время

 

пушными богатствами, в которых были заинтересованы и «торго-

 

вые люди», и крепнущее государство. Государственные расходы по-

 

стоянно увеличивались, и нужны были новые пополнения казны.

 

Правительство поощряло заселение Сибири с помощью ссуд и по-

 

датных льгот. В Москве освоение сибирских земель рассматрива-

 

лось как задача первостепенной государственной важности.

 

Состав первых переселенцев был довольно разнообразным.

 

Кроме казачества, служилых людей и промысловиков, в Сибирь

 

«по государеву указу» шли ремесленники и пашенные крестьяне.

 

Заметную часть переселенцев составили ссыльные из числа уголов-

 

ных преступников и «иноземцы» из числа военнопленных. Пересе-

 

ленческая волна влекла за собой зырян (коми), казанских татар, ма-

 

рийцев, мордву, чувашей. Правительство вынуждено было «сквозь

 

165пальцы» смотреть на уход в Сибирь крепостных крестьян, кото-

 

рых она влекла бескрайними вольными просторами. Свой вклад

 

в колонизацию новых земель вносили также монастыри.

 

При всем разнообразии движущих сил колонизации большин-

 

ство переселенцев составляли жители северорусских, так назы-

 

ваемых черносошных, уездов, где не было боярского и помещичьего

 

землевладения. Природно-климатическая и географическая бли-

 

зость Севера и Сибири облегчала крестьянское продвижение. Се-

 

верорусские промышленники задолго до Ермака были знакомы

 

с Зауральем, интересовавшим их большими возможностями для раз-

 

вития пушного промысла. В северных городах – Вологде, Вели-

 

ком Устюге, Холмогорах, Каргополе и др. – набирали ратных лю-

 

дей из числа добровольцев для службы в Сибири. Поток вольных

 

переселенцев нарастал и постепенно превысил число тех, кто от-

 

правлялся в Сибирь не по своей воле. Именно вольно-народная

 

колонизация в конечном итоге привела к прочному вхождению

 

Сибири в состав Российского государства.

 

Вольная колонизация тесно переплеталась с правительствен-

 

ной. Добровольные переселенцы собирались под защиту стен стро-

 

ившихся воеводами городов и крепостей, которые ставились как

 

опорные базы для дальнейшего продвижения. Первые укрепления

 

возникли еще в XVI веке и в самом начале XVII века: Тюмень,

 

Тобольск, Пелым, Сургут, Обдорск, Томск, Туруханск, Мангазея.

 

В 1618 году построен Кузнецкий острог, в 1619 году – Енисейский

 

острог. В 1628 году был основан Красноярск, оставшийся главным

 

оплотом России на Верхнем Енисее и в последующее время. В го-

 

родах и острогах располагались гарнизоны и резиденции местной

 

администрации, они служили центрами обороны и ясачного сбора.

 

Местными сибирскими племенами ясак выплачивался в основном

 

пушниной и почти весь направлялся в государственную казну.

 

Если в Западной Сибири продвижение проходило в соответ-

 

ствии с определенными правительственными планами, то в Вос-

 

точной Сибири, в силу ее удаленности от центра, оно становилось

 

более стихийным. Отряды служилых и промышленных людей, опе-

 

режая друг друга, за короткий срок преодолевали огромные рас-

 

стояния, находя новые неясачные и богатые соболем земли. Дух

 

166предпринимательства разгорался с новой силой, когда по следам

 

первопроходцев двигались следующие экспедиции, рассчитываю-

 

щие на большее, по сравнению с их предшественниками. Царская

 

администрация во время походов не сковывала волю служилых.

 

Казаки и стрельцы сами решали многие важные вопросы, касавшие-

 

ся целей и маршрутов похода. Воеводы снабжали служилых оружи-

 

ем, боеприпасами, продовольствием, а после завершения походов

 

строили и заселяли новые остроги, организовывали местное управ-

 

ление, ясачный и таможенный сборы, казенную пашню, связь и т. п.

 

В продвижении от Енисея к Лене и Тихому океану выделялись

 

отряды под руководством промышленников Пенды, Добрынского,

 

Васильева, Ерофея Хабарова, казачьих десятников Василия Бугра

 

и Владимира Атласова, атаманов Перфильева, Василия Галкина,

 

Дмитрия Копылова, воеводского помощника Пояркова. Широкий

 

размах приняло полярное мореходство, позволившее резко расши-

 

рить масштабы освоения новых земель, проникая туда с севера и

 

востока. Наиболее крупные морские походы возглавляли казаки

 

Михаил Стадухин и Семен Дежнев.

 

В 1632 году стрелецкий сотник Бекетов основал Якутск.

 

В 1639 году отряд Ивана Москвитина вышел на побережье Тихого

 

океана. Спустя год-два русские попадают на Сахалин и Курилы, ус-

 

тановив дружественные контакты с местными айнами. Мирно

 

складывались отношения русских с остяками, вогулами, ненцами,

 

эвенками, коряками, бурятами, якутами. Трения возникли при со-

 

прикосновении с енисейскими киргизами. В Приамурье казакам

 

Хабарова пришлось воевать с маньчжурами.

 

Процесс вхождения сибирских народов в состав Российского

 

государства завершился в течение XVII века. Многие племена при-

 

няли российское подданство добровольно. Большую часть тайги и

 

тундры малочисленные русские отряды прошли, не встретив серьез-

 

ного сопротивления. Местные народы рассчитывали на выгодную

 

торговлю с русскими и на защиту от разорительных вражеских на-

 

бегов. Еще Семен Дежнев мирил тунгусские племена на р. Оле-

 

нек, предотвратив войну между ними. Русское продвижение в Си-

 

бирь сравнивали с открытием Нового Света, однако при освоении

 

Сибири русскими не было того, чем отличалось заселение Амери-

 

ки испанцами и англичанами: массового уничтожения аборигенов.

 

167С. М. Степняк-Кравчинский считал, что «нет ни одного наро-

 

да на земном шаре, который столь добросердечно относился бы

 

к чужеземцу, как русские мужики. Они мирно живут бок о бок с сот-

 

нями народностей, различных по расе и религии» [20, с. 123]. Ис-

 

тория ясно свидетельствует о том, что русские переселенцы в Си-

 

бири никогда не были проникнуты духом нетерпимости по отно-

 

шению к автохтонному населению. Оседая на сибирских землях,

 

русские крестьяне располагали свои деревни рядом с селениями

 

аборигенов. Нередко возникали смешанные (русско-вогульские,

 

русско-тунгусские, русско-бурятские и др.) поселения, где шло слия-

 

ние пришельцев и аборигенов. На Индигирке, Колыме, в Иркут-

 

ском крае, Забайкалье и других местах вследствие смешения с си-

 

бирскими народами сильно менялись и внешний облик, и язык,

 

и быт осевших там русских.

 

Многое перенимали и аборигены от русских: рубленые избы,

 

орудия труда, одежду, кулинарию, верования, обычаи, лексику. Уже

 

к концу XVII века отдельные местные племена мало чем отлича-

 

лись от обитавших по соседству русских и жили тем опрятнее и

 

зажиточнее, чем ближе к ним находились. Многие сибирские наро-

 

ды со временем частично обрусели (шорцы, алтайцы, манси, буря-

 

ты, камчадалы), а некоторые ассимилировались в составе русско-

 

го этноса: енисейцы в районе Туруханска, теленгеты на Алтае, чу-

 

ванцы и ламуты на Камчатке, карагасы в районе Томска, гольды

 

на Амуре и др.

 

8.5. Церковный раскол

 

XVII век стал временем крупных перемен в культурной жизни

 

России. На протяжении всего столетия росла грамотность населе-

 

ния, чему способствовал перевод книгопечатания с дорогого перга-

 

мента на более доступную бумагу. Невиданным для тогдашней

 

Европы тиражом было издано Соборное Уложение. Печатались бук-

 

вари, азбуки, грамматики, другая учебная литература. Сохранялись

 

и рукописные традиции. В Посольском приказе с 1621 года со-

 

ставлялись «Куранты» – первая газета в виде рукописных сводок

 

168о событиях в мире. Рукописная литература продолжала преобла-

 

дать на Севере и в Сибири.

 

Были написаны сотни сочинений. Выходили книги, содержав-

 

шие различные научно-практические сведения. Шло накопление

 

естественно-научных знаний, выпускались пособия по математи-

 

ке, химии, медицине, астрономии, географии, сельскому хозяйству.

 

Усилился интерес к истории: события начала века – Смута, утверж-

 

дение во главе государства новой династии – требовали осмысле-

 

ния. Появились многочисленные исторические повести, где пред-

 

ставленный материал служил извлечению уроков на будущее.

 

Немало новых тенденций проникло в литературу: появились

 

вымышленные персонажи и сюжеты, стали распространяться са-

 

тирические сочинения, произведения философского плана. Новым

 

явлением в литературе стало стихосложение. В это время усили-

 

лись процессы оформления общего великорусского языка и стира-

 

ния диалектных различий в нем.

 

Некоторые новые веяния проявились в зодчестве: проникно-

 

вение «мирских» мотивов в строительство храмов, распростране-

 

ние архитектурного стиля «московское барокко»; в живописи: по-

 

явление элементов психологизма в изображении святых; в приклад-

 

ном искусстве, в музыке. При дворе Алексея Михайловича появился

 

театр.

 

В XVII веке Россия установила постоянное общение с Запад-

 

ной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломати-

 

ческие отношения, использовала европейские достижения в науке,

 

технике, культуре. До определенной поры это было именно общени-

 

ем, взаимной связью, о бездумной подражательности речи не шло.

 

Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западноевро-

 

пейского опыта происходило естественным путем, без крайностей,

 

в рамках спокойного внимания к чужим достижениям.

 

Русь никогда не страдала болезнью национальной замкнутос-

 

ти. До середины XV века происходил интенсивный культурный об-

 

мен между русскими и греками, болгарами, сербами. У восточных

 

и южных славян существовали единая литература, письменность,

 

литературный (церковнославянский) язык, которым, кстати, пользо-

 

вались также молдаване и валахи. Западноевропейское влияние

 

169проникало на Русь через своеобразный «фильтр» византийской куль-

 

туры. Во второй половине XV века в результате османской агрес-

 

сии Византия пала, южные славяне потеряли государственную не-

 

зависимость и полноту религиозной свободы. Условия культурно-

 

го обмена России с внешним миром существенно изменились.

 

Хозяйственная стабилизация в России, развитие товарно-де-

 

нежных отношений, интенсивное складывание общероссийского

 

рынка на протяжении всего XVII века – все это объективно требо-

 

вало обращения к техническим достижениям Запада. Правитель-

 

ство Михаила Романова не делало проблемы из заимствования ев-

 

ропейского технологического и экономического опыта. При этом

 

русская духовная культура оберегалась от западнохристианских

 

воздействий. Слишком свежи были в памяти людей события Смут-

 

ного времени и роль в них иностранцев. Политические и экономи-

 

ческие решения принимались с учетом реальных возможностей

 

страны, и ее развитие не стояло на месте: были достигнуты нема-

 

лые успехи в военном деле, дипломатии, строительстве дорог и

 

т. д. Положение Московской Руси после Смуты оказывалось во мно-

 

гих отношениях лучше, чем ситуация в Европе. XVII век для За-

 

падной Европы – это время кровопролитной Тридцатилетней вой-

 

ны, принесшей народам разорение, голод и вымирание. Наиболь-

 

ший урон был нанесен Германии, где погибло 5 млн человек: шведы

 

сожгли треть немецких городов и большинство деревень.

 

Из германских княжеств, Голландии, Шотландии и других

 

стран шел поток переселенцев в Россию. Эмигрантов привлекал

 

громадный земельный фонд. Жизнь российского населения в прав-

 

ление первых Романовых становилась размеренной и сравнитель-

 

но упорядоченной, а богатства лесов, лугов, рек и озер делали ее

 

достаточно сытой. Тогдашняя Москва – златоглавая, с византий-

 

ской пышностью, бойкой торговлей и веселыми праздниками – по-

 

ражала воображение европейцев. Многие переселенцы доброволь-

 

но переходили в православие, брали русские имена.

 

Часть эмигрантов не хотела рвать с прежними привычками и

 

обычаями. Немецкая слобода на р. Яузе под Москвой стала «угол-

 

ком Западной Европы в самом сердце Московии». Многие инозем-

 

ные новинки – театральные представления, балы, наряды, кулинар-

 

170ные блюда – вызывали интерес у русской знати. Вельможи из цар-

 

ского окружения – Нарышкин, Артамон Матвеев, Василий Голи-

 

цын, Головин – устроили свои дома на «заморский манер», стали

 

носить западное платье и брить бороды. При этом, однако, они ос-

 

тавались патриотами, чуждаясь слепого поклонения западной моде

 

и полного неприятия русской жизни. От них отличались такие ярые

 

западники, как Иван Хворостинин, принявший в Польше католи-

 

цизм и заявивший, что «в Москве народ глуп» [21, с. 113], и Григо-

 

рий Котошихин, сбежавший в 1664 году за границу, где написал

 

мрачный антирусский пасквиль.

 

Начальник Посольского приказа Афанасий Ордин-Нащокин и

 

ближайший советник царя Алексей Ртищев полагали, что в России

 

не мешало бы переделать на западный манер кое-что, но далеко

 

не все. Ордин-Нащокин говорил: «Доброму не стыдно навыкать

 

со стороны у чужих», однако стоял за сохранение русской самобыт-

 

ной культуры: «Иноземное платье... не по нас, а наше не по них»

 

[Там же, с. 110]. О необходимости совершенствования российской

 

жизни с учетом не только лучшего в Европе, но и недостатков и

 

пороков, имевшихся в европейской действительности, писал хор-

 

ват Крижанич, живший в России. Он предостерегал от некритич-

 

ного перенимания чужих образцов.

 

Вопросы, касавшиеся соотношения между западным влияни-

 

ем и национально-культурной самобытностью России, вставали

 

также и перед Церковью. Не отрицая задач восполнения недостат-

 

ка светской культуры, развития науки и техники, наиболее даль-

 

новидные представители православного духовенства призывали

 

к усилению нравственного начала в русском обществе и русском

 

человеке. Они ратовали за такой вариант развития страны, кото-

 

рый вел бы ее к достижению политической и экономической мощи

 

при сохранении своеобразия русской духовной культуры. Русский

 

народ ими представлялся хранителем подлинной христианской

 

нравственности, поэтому они протестовали против распространяв-

 

шихся из Немецкой слободы нравов, нередко переходивших грань

 

дозволенности, выступали против действий правительства, кото-

 

рое содействовало курению табака – «дьявольского зелья», рас-

 

ширяло сеть кабаков, разлагавших традиционную мораль. Церковь

 

171призывала к искоренению пьянства, а кабак представляла «исча-

 

дием ада», неким антихрамом и антиобщиной умерших при жиз-

 

ни. «Оне упиваются, а дьявол радуется» [22, с. 103], – писал страст-

 

ный сторонник традиционных ценностей протопоп Аввакум Петров.

 

Традиционная нравственность русских людей тесно связыва-

 

лась с их религиозностью, которая в то время не имела ничего об-

 

щего с фанатизмом или начетничеством. Религия для православ-

 

ных верующих тогда являлась не столько обрядом, сколько высо-

 

кой нравственной дисциплиной. Их главное стремление выливалось

 

в спасение души, для чего им и нужны были христианские запове-

 

ди. Православная мораль не сводилась к отвлеченным правилам,

 

а направлялась на ясное понимание житейского смысла нравствен-

 

но-этических норм: человеколюбия, благочестия, великодушия

 

и т. п. К тому времени религиозные установки прочно впитались

 

в русский быт. Религиозно-нравственное подвижничество русских

 

поражало приезжавших в Россию иностранцев.

 

Русская церковь в это время стремилась влиять на все сторо-

 

ны общественной жизни. Духовенство в России не было замкну-

 

той кастой, пополнялось за счет наиболее образованных и уважае-

 

мых мирян. Монашество представляло все слои народа – от князей

 

до бездомных. Воздействие царской власти на Церковь не было од-

 

носторонним: для Церкви царь был только самым высокопостав-

 

ленным из мирян, для которого требования христианской этики

 

обязательны в первую очередь.

 

Смута принесла в настроения духовенства и монахов элемен-

 

ты ратоборства, поскольку многим монастырям пришлось высту-

 

пать в качестве крепостей и держать оборону против захватчиков.

 

В представлениях русских священников Смута связывалась с идео-

 

логической экспансией папства и интригами иезуитов. Дух воин-

 

ственности сохранился и после Смуты, проявляясь в непримири-

 

мости к проникновению неправославных вероучений. В первые

 

десятилетия после Смуты эти настроения поддерживались и цар-

 

ской администрацией, на которую Церковь оказывала заметное

 

влияние. Достаточно сказать, что с 1619 по 1633 год патриархом

 

был Филарет – отец царя Михаила, определявший мысли и поступ-

 

ки сына и потому ставший фактическим правителем страны. Цер-

 

172ковь поставила свою проповедь на службу государственному и на-

 

циональному единству, формировала державную идеологию, под-

 

держивала концепцию «Москва – третий Рим», согласно которой

 

Москва объявлялась центром вселенского православия и защитни-

 

цей всех православных народов.

 

С середины XVII столетия в духовно-религиозной жизни рус-

 

ского общества усилилось светское влияние; споры между тради-

 

ционалистами и поклонниками новшеств захватили и церковный

 

клир. В немалой степени это связывалось с притоком в Россию ук-

 

раинского духовенства и греческих ученых монахов.

 

На Украине была развита широкая сеть православных школ.

 

Еще до воссоединения с Россией Украина стала поставлять сюда

 

кадры образованного духовенства. Многие выходцы из Украины

 

заняли высокое положение в московской церковной иерархии.

 

Пополнение православного клира киевлянами имело для Рус-

 

ской церкви сложные идеологические последствия. С одной сторо-

 

ны, на Украине в условиях господства католической Речи Поспо-

 

литой росло стремление сохранить православие, проявлялись ан-

 

тикатолические настроения. С другой стороны, Украина оставалась

 

в юрисдикции Константинопольского патриархата. Там закрепи-

 

лись изменения в обрядах, проведенные по новогреческим образ-

 

цам, хотя, к примеру, двуперстие среди украинцев удерживалось

 

вплоть до XVII века. В глазах московитов эти изменения являлись

 

отходом от «истинного» православия.

 

В 1652 году патриархом Русской церкви стал Никон – выходец

 

из мордовской глубинки, в миру именовавшийся Никитой Мино-

 

вым. Он вытребовал для себя титул «Великого государя», заявляя

 

о необходимости решающего значения его голоса в любом государ-

 

ственном деле. В следующем году была проведена церковно-обря-

 

довая реформа. Вместо старовизантийской вводилась новогречес-

 

кая обрядность: двуперстие заменялось троеперстием, символом

 

культа был объявлен четырехконечный крест вместо восьмико-

 

нечного и т. п. Никон объявил об исправлении старославянских

 

церковных текстов в соответствии с новогреческой редакцией.

 

Исправлением церковных книг занялись выходцы из Украины,

 

что вело к вытеснению московских образцов древнерусского языка

 

173киевскими образцами. Украинское влияние нарастало также в ико-

 

нописи и литургии.

 

Никоновская реформа по времени совпала с присоединением

 

к Московскому государству Левобережной Украины, и это совпа-

 

дение, конечно, не было случайностью. Помимо государственно-

 

политического смысла, тема воссоединения русских земель имела

 

и религиозную окраску, о чем Богдан Хмельницкий не преминул

 

напомнить на Переяславской Раде: «Единое есть мы тело церкви

 

с православием Великой России» [23, с. 111]. Пафос Богдана был

 

всем понятен, но в реалиях российская и украинская церкви в тот

 

момент вовсе не являлись единым структурным организмом: в Рос-

 

сии Церковь подчинялась собственной патриархии, тогда как пра-

 

вославные приходы Южной Руси находились в юрисдикции Кон-

 

стантинопольского патриархата, что и определило обрядовые раз-

 

личия в церковной жизни Московии и Украины.

 

Отказ Никона от старорусской обрядности в пользу греческой

 

объяснялся его желанием увеличить в глазах украинцев привле-

 

кательность соединения с Россией. При этом патриарха интересо-

 

вало мнение не столько рядовых украинцев, сколько украинских

 

иереев, которым не хотелось уходить из подчинения Константино-

 

польскому патриархату. Они ощущали это подчинение как необре-

 

менительную формальность и опасались, что переход под контроль

 

Москвы будет сопровождаться усилением уставной дисциплины.

 

Этот настрой украинских клириков патриарх взялся нейтрализо-

 

вать за счет максимальной лояльности к ним. Внедряя среди мос-

 

ковитов обрядовые «новины», он опирался на влиятельную про-

 

слойку выходцев с Украины. Еще до того, как Никон был избран



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: