ным сосуществованием различных традиций и обычаев, что спо-
собствовало постепенному перерастанию разнородных и несхожих
элементов многоэтничного сообщества в органический синтез ду-
ховной и материальной культуры. В Золотой Орде культурные до-
стижения разных народов сливались в один поток.
Культурную жизнь Орды определяли полиэтничность, языко-
вое и религиозное многообразие, постоянное взаимодействие ко-
чевого и оседлого хозяйственно-бытовых укладов. Монгольская
элита не чуждалась культурных достижений зависимых от нее на-
родов, но это вовсе не означало, что монгольский субстрат ор-
дынской культуры не имел самостоятельного значения и не влиял
на другие племена и народности. Монголам была присуща слож-
ная и самобытная обрядовая система. Характерным для них явля-
лось спокойное и терпимое отношение ко всем религиям. Веротер-
пимость вела к тому, что даже в одном семействе уживались при-
95верженцы различных исповеданий. К примеру, в роду Джучидов
хан Батый был язычником, его сын Сартак – христианином, а брат
Батыя Берке – мусульманином. Право личности на духовную сво-
боду находилось под защитой государства.
В отличие от ситуации в других мусульманских странах,
в быту и общественной жизни Орды довольно высокой была роль
женщин. Развивалась традиционная народная культура, в которой
выделились богатый и яркий фольклор героико-былинного, пе-
сенного характера и орнаментально-прикладное искусство. Важ-
нейшей чертой культуры монголов было наличие собственной
письменности.
Строительство золотоордынских городов сопровождалось ди-
|
намичным развитием архитектуры и домостроительной техники.
В XIV веке, когда в Орде в качестве государственной религии был
принят ислам, стали сооружаться мечети, минареты, медресе, мав-
золеи, монументальные дворцы. В разных районах страны выде-
лились зоны влияния различных градостроительных традиций:
крымских, булгарских, хорезмских и т. п.
До 1313 года, когда хан Узбек объявил ислам официальной
религией Орды, события там развивались так, что это государство
могло стать монголо-русским, как было монголо-китайское, монго-
ло-персидское, а с другой стороны – литовско-русское. От решения
религиозного вопроса зависело многое: когда группировки мон-
гольской знати принимали веру большинства населения страны,
в которой они правили, как это было в Китае (буддизм) или в Пер-
сии (ислам), тогда культурное слияние с этим большинством ока-
зывалось фактически полным. Если бы монгольские ханы приня-
ли православие, духовным и культурным центром Русской земли
мог оказаться Сарай, а не Москва.
Связи Руси с Золотой Ордой оказали немалое воздействие
на ход русской истории. Видный русский историк Г. В. Вернад-
ский писал: «Подчинившись государям из дома Чингисхана, Рус-
ская земля в политическом и других отношениях была включена
в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого океана
до Средиземного моря» [11, с. 161]. При этом ордынская полиэт-
ничная материальная и духовная культура ничуть не подавляла
|
96вполне сложившуюся к XIII веку русскую культуру, не размывала
ее основ, связанных с православным вероучением.
Во второй половине XIV века Золотая Орда вошла в состояние
политического кризиса, проявившегося в виде затяжных распрей
между представителями ханской династии, когда за двадцать лет
на сарайском престоле сменилось 14 ханов. Ожесточенная борьба
за ханский престол привела к децентрализации власти в Орде,
ослаблению связей между столицей и окраинами, появлению не-
зависимых от Сарая владений. В то время как Золотая Орда вошла
в фазу распада, Московская Русь, напротив, стала консолидиро-
ваться и набирать мощь. Распад Золотой Орды означал, что ее гео-
политическое наследство неизбежно должно было кому-то достать-
ся. Оно перешло к Руси.
5.4. Русско-Литовское княжество
Одним из последствий государственной децентрализации Ки-
евской державы, усиленным Батыевым нашествием, стало разобще-
ние древнерусских территорий, когда северо-восточная часть Руси
оказалась в сфере влияния Золотой Орды, а ее юго-западные земли
попали под власть Литвы. Это территориальное разобщение соста-
вило первичную предпосылку разделения прежде единого русско-
го народа на три ветви: великороссов, украинцев и белорусов. Хотя
осознание духовно-этнической общности не оставляло потомков
древних русичей и в условиях взаимной изолированности, разрыв
политических и культурных связей между частями прежде едино-
|
го целого все-таки вел к консервации некоторых диалектных и об-
рядовых особенностей.
Присоединение западнорусских земель к Литве началось во вто-
рой трети XIII века при великом князе Литовском Миндовге. В пе-
риод правления Гедимина и его сына Ольгерда территориальные
приобретения Литвы продолжались. В ее состав вошли Полоцкое,
Витебское, Минское, Друцкое княжества, Турово-Пинское Полесье,
Берестейщина, Волынь, Подолье, Черниговская земля и часть Смо-
ленщины. В 1362 году под власть литовского князя был приведен
97Киев. Коренная Литва окружалась поясом подвластных ей русских
земель, которые составили 9/10 всей территории образовавшегося
государства, простиравшегося от Балтийского до Черного моря.
Русское культурное влияние в новом государстве пользовалось
подавляющим преобладанием, подчиняя господствующую в поли-
тическом плане народность – литовцев. Гедимин и его сыновья
были женаты на русских княжнах, при дворе и в официальном де-
лопроизводстве господствовал русский язык. Литовской письмен-
ности в то время не существовало. Вплоть до конца XIV века рус-
ские области, присоединяясь к Литве, не испытывали националь-
но-религиозного гнета. Строй и характер местной жизни
сохранялся, потомки Рюрика оставались на своих экономических
позициях, мало потеряв и в политическом плане, поскольку
государственный строй Литвы носил федеративный характер. Ве-
ликое княжество Литовское являлось скорее конгломератом земель
и владений, чем единым политическим целым. До некоторых пор
русское культурное влияние в Русско-Литовском государстве уси-
ливалось по нарастающей. Гедиминовичи обрусевали, принимали
православие. До определенного момента крепли тенденции, веду-
щие в сторону складывания нового своеобразного варианта рус-
ской государственности на южных и западных землях бывшей
Киевской державы.
Но эти тенденции были сломлены, когда великим князем Ли-
товским стал Ягайло. Такие личные качества, как властолюбие и
тщеславие, делали его жестоким и беспринципным, заставляли от-
кликаться на различные посулы, приходящие извне. Он отказался
от присущей его предкам ориентации на русские культурные образ-
цы и стал проводить прозападнический курс. В 1385 году Ягайло
оформил брак по расчету с польской королевой Ядвигой, означав-
ший государственную унию Литвы с Польшей. Династическая сдел-
ка сопровождалась подписанием подготовленного поляками специ-
ального соглашения, по которому Ягайло взял на себя обязатель-
ство перейти в католицизм вместе со своими братьями и боярами,
окатоличить народ Русско-Литовского княжества, перевести Лит-
ву на латинский алфавит, присоединить к Польскому королевству
значительную часть русских земель.
98Амбиции польской шляхты, связанные со стремлением про-
никнуть на обширные русские территории, были удовлетворены.
Ее права и привилегии быстро перевесили права русской аристо-
кратии. Началась католическая экспансия на южные и западные зем-
ли Руси. Упразднялись крупные областные княжения в Полоцке,
Витебске, Киеве и других местах, самоуправление заменялось наме-
стничеством. Литовская аристократия сменила культурную ориен-
тацию с русской на польскую. Полонизация и окатоличивание за-
хватили и часть западнорусской знати, в то время как средние и
нижние слои западнорусского общества сохраняли верность право-
славию и древним традициям. Началась национально-религиозная
вражда, которой не было до 80-х годов XIV века. Она перерастала
в жестокую политическую борьбу, в ходе которой у национально
мыслящей части западнорусского населения неизбежно крепли на-
строения в пользу единого Русского государства. Процесс складыва-
ния государственного ядра на северо-востоке Руси влиял на эти
настроения и усиливал их.
Библиографические ссылки
1. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов //
Полное собрание русских летописей. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
Т. 3.
2. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века / под ред.
Б. А. Рыбакова. М.: Высш. шк., 1975.
3. Думин С. В., Турилов А. А. «Откуда есть пошла Русская земля?» //
История Отечества: люди, идеи, решения: очерки истории России IX –
начала XX в. / сост. С. В. Мироненко. М.: Политиздат, 1991.
4. Карамзин Н. М. Предания веков. М.: Правда, 1988.
5. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда,
1989.
6. Ключевский В. О. Русская история: полн. курс лекций. М.: Мысль,
1995.
7. Слово о полку Игореве. М.: Худож. лит., 1985.
8. Суздальская летопись // Полное собрание русских летописей. Л.:
Наука, 1926. Т. 1.
9. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М.; Л.: Наука,
1968.
9910. Хитров М. Святой благоверный великий князь Александр Нев-
ский. СПб.: Лениздат, 1992.
11. Вернадский Г. В. Два подвига св. Александра Невского // Евра-
зийский временник. Берлин: Евразийское книгоиздательство, 1925.
Кн. 4.
12. Гумилев Л. Н. От Руси до России. СПб.: ЮНА, 1992.
13. Гейденштейн Р. Записки о Московской войне (1578–1582).
СПб.: Археогр. комиссия, 1889.
14. Юрганов А. Л. У истоков деспотизма // История Отечества: люди,
идеи, решения: очерки истории России IX – начала XX в. / сост. С. В. Ми-
роненко. М.: Политиздат, 1991.
15. Кожинов В. В. История Руси и русского слова. М.: ЭКСМО-
Пресс, 2001.
16. Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии. М.: Экопрос, 1993.
17. Ермолинская летопись // Русские летописи. Рязань: Узорочье,
2000. Т. 7.
18. Маркс К. Разоблачения дипломатической истории XVIII века //
Вопр. истории. 1989. No 4.
100Лекция 6
ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
6.1. Причины и условия
возвышения Москвы
Состояние русской государственности на рубеже XIII–XIV ве-
ков характеризовалось продолжавшимся противоборством объеди-
нительных и разъединительных тенденций. Русь по-прежнему оста-
валась территориально разобщенной, однако в социально-полити-
ческой жизни страны в это время наметились позитивные сдвиги,
способствовавшие постепенному, но неуклонному усилению инте-
грационных процессов.
Во-первых, к тому моменту произошла определенная стабили-
зация отношений северо-восточных русских княжеств с Золотой
Ордой. Немалое напряжение эти отношения испытали в последней
четверти XIII века, когда Орда пережила политический кризис, вы-
званный личными амбициями и закулисными интригами ее прави-
теля Ногая. Кризис вылился в длительный конфликт в среде ордын-
ской знати. В тот период порядка в стране не было, что сказалось и
на русских землях: на них было совершено 14 крупных вторже-
ний, не считая множества мелких набегов, устраиваемых разными
грабительскими отрядами, пользующимися отсутствием контроля
со стороны центральной власти. В 1299 году Ногай проиграл хану
Тохте спор за власть. Тохта и его преемник Узбек не злоупотреб-
ляли военно-политической мощью Орды для давления на Русь.
Во-вторых, в Северо-Восточной Руси в данный период происхо-
дил рост хозяйственной активности, основной импульс которому
придавало масштабное переселение людей туда из переживавшей
экономический упадок Южной Руси. Шел процесс перемещения
101жизненного центра Руси с юга на северо-восток. Миграция населе-
ния в этом направлении началась еще в XII веке, когда в Залесской
Украине появилось много новых городов. Некоторые из них были
названы именами тех южнорусских городов, откуда пришли пере-
селенцы: Переяславль, Звенигород, Галич, Стародуб, Вышгород.
В XIII и в первой половине XIV века миграционный поток с юга
в относительно безопасные районы северо-востока еще более уси-
лился и принял интенсивный характер. Рост числа сельских посе-
лений сопровождался распространением земледелия, появление
новых городов означало развитие ремесел и торговли.
В-третьих, в XIV веке началось и стало набирать обороты рас-
пространение объединительной идеологии, носителем которой яв-
лялась в первую очередь Русская православная церковь, в период
государственной раздробленности сохранившая организационное
единство, выполняя на Руси роль скрепляющей структуры. В то
время без участия православной Церкви не совершалось ни одно
важное событие в жизни русского общества. Церковь несла в сво-
их проповедях идею объединения русских земель, поддерживая тех,
у кого хватало смелости и мужества взяться за практическое осу-
ществление важной исторической задачи. Этими смелыми людьми
стали московские князья. Благодаря их воле и упорству в XIV веке
на Руси появился общенациональный и государствообразующий
центр, которым стала Москва. Без такого центра об объединении
Руси в единое государственное целое не могло быть и речи.
Еще в XIII веке представлявшая собой незначительное поселе-
ние, в течение XIV века Москва возвысилась над другими русскими
городами. Этому возвышению способствовал целый комплекс фак-
торов, среди которых историки часто выделяют фактор географи-
ческий, имея в виду выгоды географического расположения Моск-
вы на перекрестье важных торговых путей, делавших ее значимым
транспортным узлом и торгово-ярмарочным пунктом. Историки об-
ращают внимание и на то, что окруженная поясом соседних кня-
жеств Московская земля оказывалась менее доступной для инозем-
ных вторжений, а потому представлялась более безопасной для пе-
реселенцев с юго-запада Руси.
В. О. Ключевский писал: «В Москву со всех краев Русской зем-
ли стекались народные силы» [1, с. 221]. Действительно, выходцы
102с юго-западных окраин Руси охотно оседали в Московском княжест-
ве, тем самым обеспечивая его людским ресурсом – самым значи-
мым из всех ресурсов. Однако привлекательность Москвы в глазах
мигрантов была обусловлена не только географическим фактором.
Не меньшее значение имела политика московских князей, направ-
ленная на повышение политической роли и морального авторите-
та Москвы среди населения Руси. Ничто так не способствовало при-
влечению переселенцев в Москву, как успехи этой политики.
Исторические процессы не являются безличными, протекают
не сами по себе, а находятся в прямой зависимости от стратегичес-
ких программ и политической воли конкретных исторических лич-
ностей. Возвышение Москвы было определено в первую очередь
стратегическим фактором: московские князья поставили перед со-
бой конкретную цель: обеспечить Москве лидирующее положение
на Руси и собрать вокруг нее русские земли. Наличие ясных стра-
тегических задач явилось залогом успешности политики москов-
ских князей, использовавших для решения этих задач весь диапа-
зон средств и методов.
Первым собирать земли вокруг Москвы начал князь Даниил
Александрович, младший сын Александра Невского. Получив
в удельное владение непрестижную в XIII веке Москву, Даниил
понимал, что устоявшийся к тому времени регламент удельных от-
ношений не сулит ему никаких масштабных перспектив. Он не
останавливался перед тем, чтобы обходить или открыто ломать этот
регламент. В 1301 году Даниил отвоевал у Рязани стратегически
важную крепость Коломну. В 1302 году Даниилу был завещан Пе-
реяславский удел, окончательно присоединенный к Москве сыном
Даниила Юрием.
Юрий продолжил политическую линию своего отца, связанную
с дерзкой, наступательной тактикой. В 1303 году он отбил у смо-
ленского князя Можайск, после чего вступил в борьбу за великое
княжение Владимирское. Юрий и его брат Иван по прозвищу Ка-
лита старались расширить свои владения всеми способами, какие
только возможны, используя как покупку отдельных поселений и
целых уделов, так и их вооруженный захват. Такая политика в то
время могла быть успешной только при одном-единственном ус-
ловии – при поддержке со стороны ханов Золотой Орды.
103Дипломатический фактор в деле возвышения Москвы оказал-
ся очень весомым. Александр Невский советовал своим детям под-
держивать дружественные отношения с Золотой Ордой. Среди его
потомков самым старательным исполнителем этого совета оказал-
ся Даниил, который, в свою очередь, подобный наказ оставил и сво-
им сыновьям. Юрий Даниилович женился на Кончаке, сестре хана
Узбека. В Москве принявшая православие Кончака стала Агафьей.
Породнившись с Узбеком, Юрий укрепил свое положение, добив-
шись также и ярлыка на великое княжение. Для того чтобы поддер-
жать родственника, Узбек направил с ним в Москву подразделение
из состава ордынского войска.
Брат Юрия Даниловича Иван Калита продолжил курс на укреп-
ление дружеских отношений с Ордой. Он подчеркивал свою предан-
ность ордынскому хану, девять раз ездил в Сарай, привозя с собой
богатые подарки ханским родственникам и приближенным.
Калита присоединился к карательной экспедиции, организован-
ной ордынцами против Твери. Тверичи восстали против произвола
ордынского отряда во главе с племянником хана Узбека Чолханом,
направленным на Русь для сбора дани и контроля над великим кня-
зем. В тот момент этот титул принадлежал тверскому князю Алек-
сандру Михайловичу, в котором Калита видел своего соперника.
Тверская земля подверглась разорению, а ярлык на великое княже-
ние вновь оказался в руках московского князя. Кроме ярлыка, Иван
Калита получил право собирать дань в пользу Орды и доставлять ее
в ханскую ставку без участия баскаков. Баскачество было отменено,
и обстановка на Руси стала более спокойной. С получением Калитой
титула великого князя Владимирского, по словам летописи, «бысть
оттоле тишина велика християном по всей Русской земле на многа
лета и престаше татарове воевати Русскую землю» [2, с. 218].
Право сбора дани давало Калите большие преимущества: часть
собранных денег оседала в его казне. Эти деньги московский князь
использовал для покупки в соседних уделах сел и деревень. Он
приобрел также три удельных города: Галич, Белоозеро и Углич.
Калита значительно усилил свою дружину и с ее помощью очис-
тил Московскую землю от разбойников, сделав ее самой безопас-
ной и привлекательной для переселенцев. Для их привлечения
104Калита использовал также податные льготы и материальную по-
мощь. Немалые средства тратились на городское строительство.
Особую роль в возвышении Москвы сыграл религиозно-цер-
ковный фактор. В 1325 году глава Русской церкви митрополит Петр
перенес свою резиденцию из Владимира в Москву. В глазах наро-
да Москва стала духовным центром Руси. Церковь оказывала мос-
ковскому князю как моральную, так и материальную поддержку.
Политику Ивана Калиты успешно продолжили его сыновья Си-
меон Гордый и Иван II. При них авторитет Москвы продолжал рас-
ти, чему способствовала проповедническая деятельность Церкви.
Православный подвижник и основатель Троицкого монастыря непо-
далеку от Москвы Сергий Радонежский, пользовавшийся огромным
влиянием среди верующих, распространял идеологию «Святой
Руси», означавшую соединение православного вероучения с идеей
патриотизма и государственного объединения русских земель.
С возвышением Москвы начался московский период русской
истории – время территориального собирания Северо-Восточной
Руси и образования Российского государства. Этот отрезок русской
истории наполнен драматическим напряжением, требовавшим
от народа максимальных усилий для решения сложных историчес-
ких задач, связан с преодолением многочисленных трудностей.
Одновременно с этим он явился временем интенсивного истори-
ческого творчества.
Процесс постепенного возвышения Москвы как государствооб-
разующего центра имел под собой прочные духовные основания.
Философ А. С. Панарин писал: «По историческому закону вызова
и ответа московский период стал ответом на вызовы смут и усобиц.
Московские люди хорошо помнили, чем чревато дробление государ-
ства на феодальные уделы – иностранным порабощением. С этим
горьким экзистенциальным знанием и приступили люди москов-
ские к строительству нового государства....Чувство исторической
реальности не дается тому или иному поколению автоматически –
его предстоит выстрадать в тяжких испытаниях» [3, с. 227].
Общественная атмосфера того времени отражала стремление
русских людей к консолидации, осознаваемой решающим услови-
ем сохранения для Руси исторической перспективы. Такое стремле-
ние вырастало на почве освоения тяжелого и жестокого истори-
105ческого опыта, связанного с княжескими распрями, потерей госу-
дарственного единства, Батыевым погромом, утратой политическо-
го суверенитета. Возникла насущная необходимость преодоления
негативных, кризисных перекосов в развитии. На Руси сложилась
ситуация, когда обращение к урокам истории делалось реальным
двигателем исторического процесса, когда людям становилось ясно,
что нельзя уклоняться от проблем общественного бытия, какими
бы болезненными они ни были, и что при любых испытаниях не-
допустимо впадать в «грех отчаяния».
6.2. Смысл и значение
Куликовской битвы
Куликовская битва стала важнейшей вехой отечественной исто-
рии и, по словам В. В. Кожинова, «одной из немногих главнейших
основ национально-исторической памяти» [4, с. 369]. Эта данность
признается абсолютным большинством историков. Однако смысл
и значение битвы до сих пор оцениваются по-разному. Некоторые
историки, отражая однолинейные концепции истории, трактуют Ку-
ликовскую битву как отпор «страшной угрозе – повторению Бaтые-
ва погрома» [5, с. 153], говоря о том, что «был нанесен решающий
удар по монголо-татарскому владычеству над народами нашей стра-
ны, ускоривший последующий распад Золотой Орды» [Там же,
с. 156]. Однако такой взгляд на Куликовскую битву не соответству-
ет историческим реалиям XIV века. Факты свидетельствуют о дру-