1. Чтобы разрушить буржуазное общество, нужно разорить его финансовую систему. В этом высказывании Ленина под демагогической оболочкой скрывается суть вопроса.
В экономическом порядке, присущем централизованно управляемой экономике, деньги играют незначительную роль. То, что домашнее хозяйство в состоянии купить, зависит не столько от его денежных доходов, сколько от количества товаров, выделяемых ему в рамках нормированного распределения. Предприятие получает сырье также по разнарядкам центральных органов, а не в соответствии с покупательной силой денег, которыми оно располагает. Будут ли осуществляться капиталовложения, решают не предприниматели и банки, предоставляющие кредиты, а центральные административные органы. Поскольку в подобных экономических порядках регулирование экономического процесса осуществляют не цены, то деньги не имеют существенного значения для этого регулирования. Следовательно, в таких экономических порядках денежная политика не выходит на передний план, а занимает второстепенное место.
2. И в этом отношении конкурентный порядок является полной противоположностью порядкам, присущим централизованно управляемой экономике. Здесь имеет силу принцип, согласно которому все усилия, направленные на реализацию конкурентного порядка оказываются тщетными до тех пор, пока не будет обеспечена определенная стабильность стоимости денег, В силу этого валютная политика имеет главенствующее значение для конкурентного порядка.
Иллюстрацией сказанному служит экономическая история Германии, начиная с войны 1914—1918 гг. С этого момента инфляция в стране проявлялась в открытой и «подавленной» форме. «Открытая инфляция», подобная той, которая наблюдалась в период между 1914 и 1923 гг., лишала регулирующий механизм цен способности осуществлять в достаточной степени управление экономическим процессом. Ведь повышение цен протекает неравномерно. Например, рост арендной платы и цен на некоторые виды сырья происходит более медленными темпами. В то же время другие цены повышаются значительно быстрее. Так, расчет издержек предприятия окажется ошибочным именно потому, что соотношение цен больше не отражает пропорций ограниченности ресурсов. И даже в том случае, если бы повышение всех цен проходило в равном соотношении, искажения общей картины все же имели бы место, ибо долгосрочные долги предприятий при росте цен на продукцию и средства производства остаются неизменными. Активная сторона баланса отражает увеличение средств предприятия, а показатели пассивной стороны не меняются. Тем самым возникают прибыли, порождаемые не правильным регулированием экономического процесса, а инфляцией. Продолжают работать также такие производства, которые при правильном хозяйственном расчете должны были бы сокращаться или даже полностью останавливаться.
|
Но «подавленная инфляция», суть которой заключается в том, что при увеличении денежной массы цены удерживаются на прежнем уровне, как это было в Германии в 1936— 1948 гг., незамедлительно парализует механизм цен. В ценах уже не отражается смещение экономических параметров, и, поскольку на рынках спрос превышает предложение, вводятся нормированное распределение товаров и централизованное регулирование, по меньшей мере по таким важным продуктам, как уголь, сталь, кожа и т.п. Следовательно, механизм цен как инструмент регулирования быстро ликвидируется. Вместе с тем формируются черные рынки, с другими ценами и другими соотношениями цен, а также осуществляется натуральный обмен. Хозяйственный расчет как единое целое прекращает свое существование.
|
Впрочем, и такая дефляция, которая имела место в Германии в 1929—1932 гг., равным образом искажает структуру цен. Одни цены остаются относительно неизменными, другие быстро меняются. В результате и здесь расчет издержек во многих случаях не имеет смысла. Потери возникают только потому, что в ходе дефляционного процесса одни цены понижаются в большей мере, чем другие. Показатели активной стороны баланса уменьшаются, в то время как величина долгов остается неизменной.
3. Принцип, в соответствии с которым валютной политике следует придать особый статус в рамках экономической политики, как оказалось, имеет определенный смысл с точки зрения политики порядков. Прибегая к грубому сравнению, можно сказать, что действия в полном соответствии с этим принципом не принесут экономику в жертву валюте. Совсем наоборот: благодаря определенной стабилизации стоимости денег становится возможным встроить в экономический процесс полезный инструмент регулирования.
Если бы удалось снабдить валютный порядок стабилизатором стоимости денег, то можно было бы надеяться, что станет проявляться внутренне присущая конкурентному порядку тенденция к установлению состояния равновесия, а не процесс бесконечной смены конъюнктуры, то есть инфляции и дефляции, как это было в прошлом, из-за порочной структуры существующих валютно-финансовых систем.
|
Добротная система валютного конституирования не только должна была быть построена с таким расчетом, чтобы она поддерживала стоимость денег по возможности на стабильном уровне. Помимо того ей следовало выполнить еще одно условие. Как и сам конкурентный порядок, она должна функционировать по возможности автоматически, причем не только просто потому, что «справедливость системы» требует осуществлять валютное и общее экономическое конституирование на основе одного и того же принципа, но прежде всего потому, как свидетельствует опыт, что валютное конституирование, которое предоставляет свободу действий руководителям — проводникам денежной политики, оказывает им большее доверие, чем то, которое им вообще может быть оказано. Неосведомленность, бессилие перед группировками, связанными общими интересами, и общественным мнением, ошибочные теории — все это оказывает на этих руководителей влияние, наносящее ущерб задаче, которую им доверено решать. Как раз в нынешней ситуации существует большая опасность того, что создаваемой отнюдь не автоматически системой валютного конституирования станут злоупотреблять в инфляционных целях. Ведь чересчур велико искушение временно перекрыть диспропорциональности, которые в процессе производства возникают либо как следствие проведения «политики обеспечения полной занятости любой ценой», либо в результате борьбы за власть различных экономических группировок, либо по каким-либо другим причинам, с помощью таких инфляционистских мер, как кредитная экспансия, девальвация, политика низких процентных ставок и т.д. Подобная денежная политика напоминает действия строителя, который вместо того, чтобы подвести под здание прочный фундамент, все свое внимание сосредоточивает в первую очередь на сооружении крыши.
Абстрагируемся от некоей инфляционистской денежной политики. В этом случае заметим, что накопленный опыт четко показал: в реальном развитии проявляется противоречие. Регулирование индустриальной экономики нуждается в монетарной стабильности, но, как свидетельствуют колебания конъюнктуры, именно нестабильность стоимости денег, по-видимому, органически присуща этой экономике.
4. Как следует объяснять монетарную нестабильность? Главным образом тем, что банки стали «монетными дворами». Начиная с XVIII в. развитие в возрастающей степени шло в том направлении, что деньги стали возникать в результате предоставления кредитов банками и исчезать в процессе возвращения полученных кредитов банкам; так обстоит дело с банкнотами и деньгами жирооборота центральных банков, а также с деньгами жирооборота частных банков. Это два важнейших вида денег в настоящее время. С колебаниями объемов банковских кредитов изменяется также и денежная масса. Кредитная экспансия означает увеличение денежной массы; сдержанность в предоставлении кредитов — при погашении ранее предоставленных кредитов — означает уменьшение денежной массы. Каждый день при предоставлении кредитов банками возникают деньги, и каждый день они исчезают в процессе возвращения кредитов.
Прежде деньги возникали, как правило, по-другому: в результате превращения товара в деньги, например при чеканке монет из металла. Или это происходило при покупке товара, скажем золота, серебра, эмиссионным банком. Начиная с XIX в. этот только что описанный третий тип денежной системы начинает постепенно выходить на передний план1. Часто писалось о том, как активно эта эластичность денег стимулировала инвестиционную деятельность в период индустриализации. Без нее индустриализация медленнее продвигалась бы вперед. Но в этом кроется одновременно причина нестабильности денег, существования тенденции к инфляционному росту и дефляционному уменьшению денежной массы. Обеспечение деньгами зависело от соответствующей ликвидности и готовности банков предоставлять кредиты и одновременно от спроса на ссудный капитал, то есть от склонности предпринимателей к инвестированию. В рамках этого денежного порядка сбережения не во всех формах ведут к соответствующему расширению масштабов кредитования, осуществляемого банками2.
Впрочем, и в условиях конкурентного порядка приходится считаться с восприимчивостью механизма цен к нестабильности валют. Если бы такие нестабильные денежные порядки, какие существовали в первой половине XX в., были включены в конкурентные порядки, то экономические процессы в их рамках также привели бы к ошибкам в управлении и к кризисам с безработицей.
Итак, возникает крупный политико-экономический вопрос: как денежный порядок более высокой стабильности может быть встроен в конкурентный порядок?
В последнее время с этим вопросом было связано немало самых различных серьезных предложений.
5. Но может быть, реально, сохраняя существующую банковскую систему, ликвидировать нестабильность лишь с помощью денежной и кредитной политики центральных органов? Мнение Гестриха было таково: «В действительности нет никакого другого средства регулирования, кроме как с помощью мер принуждения денежной и кредитной политики, если только есть намерение сохранить рыночное хозяйство с индивидуальной свободой потребления, накопления и инвестирования и не использовать преимущественно элементы централизованно управляемой экономики. При этом неизбежно становится очевидным поразительный факт, суть которого в том, что функционирующее по возможности без помех рыночное хозяйство нуждается в централизованно регулируемой кредитной политике, обладающей всеми средствами принуждения, необходимыми для полного овладения денежной и кредитной системами»3. Лишь благодаря постоянному активному вмешательству денежной и кредитной политики должны приводиться в соответствие между собой накопление и кредит. Дисконтная политика, политика открытого рынка, установление норм ликвидных резервов, государственная финансовая политика и, пожалуй, государственные капиталовложения должны были бы служить целям стабилизации. Такие предложения нельзя путать с политикой обеспечения полной занятости кейнсианского толка. Дело в том, что они направлены на то, чтобы обеспечить функционирование механизма цен конкуренции.
Однако еще неизвестно, окажется ли успешной реализация этих предложений. Центральные государственные органы, которые должны были бы определять кредитную политику и обладать довольно значительными средствами принуждения, стали бы осуществлять прямое вмешательство в повседневный экономический процесс. Окажется ли у них достаточно сил и самообладания для того, чтобы ограничиться установлением состояния равновесия между сбережениями и кредитами? Мощные факторы действуют в том направлении, что государственные органы выходят за эти границы. Так, например, сами государства нередко оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы снизить процентные ставки, что позволяло бы поддерживать взимание процентов по государственному долгу на низком уровне, а курс государственных ценных бумаг, соответственно, на высоком. И даже тогда, когда для предотвращения инфляции было бы необходимо повысить ставки процента. Кроме того, интересы частных заемщиков.подталкивают к кредитной экспансии. В этом предложении содержится чересчур много требований к органам государственного управления и ответственному руководству кредитной политикой. In concretо, видимо, не удалось бы добиться стабильности.
6. Может быть, реально достижение той же цели путем реорганизации банков? Это — та цель, которая достигается путем использования так называемого 100%-ного, или чикагского, плана4. Он ориентируется на то, чтобы лишить банки способности создавать деньги, то есть быть монетными дворами. Это могло бы удаться. Ведь каждый частный банк можно было бы расчленить на два подразделения: подразделение жирооборота и собственно банковское подразделение. Деньги жирооборота (кредиты, сроки исполнения обязательств по которым наступают каждый день) должны были бы в этом случае на 100% обеспечиваться за счет денег центрального банка, иными словами, банкнотами или авуарами центрального банка. Банковские подразделения по пассивной части своего баланса проводили бы помимо прочего вкладчиков-кредиторов, а по активной — в том числе требования к торговле и промышленности. Таким образом, кредитные операции были бы отделены — точно по мысли Рикардо — от создания денег. Предоставлять кредиты могло бы только банковское подразделение, но не подразделение жирооборота.
100%-ный план, который ставит на повестку дня ряд интересных проблем, в случае своей реализации мог бы воспрепятствовать тому, чтобы денежная масса изменялась в результате колебаний процесса предоставления кредитов частными банками. Нестабильность, порождаемая частными банками, была бы устранена. Объем денежной массы регулировался бы центральным банком, который в своей деятельности руководствуется политикой открытого рынка, то есть покупает и продает ценные бумаги. Но какую денежную политику стал бы проводить центральный банк, если бы он зависел от своего руководства и от государственных инстанций, оказывающих на него большое влияние, например от министерства финансов, которое сегодня в большинстве стран определяет денежную политику? Объем денежной массы регулируется не автоматически, а через волеизъявление этих органов. В этом заключается одна из слабых сторон плана. Создание денег центральным банком и его вложения ценных бумаг, и прежде всего предоставление кредитов государству, не нуждаются в ориентации на функционирующий механизм цен. Несмотря на реализацию плана, может возникнуть инфляция, если центральный банк станет покупать чересчур много государственных ценных бумаг. Впрочем, не была бы устранена и дефляции. Вопреки возросшей покупке ценных бумаг центральным банком созданные им деньги могут оказаться неэффективными, поскольку нет достаточного спроса на кредиты со стороны торговли и промышленности. Оба этих момента — зависимость объема денежной массы от случайных решений центральных органов и зависимость скорости обращения (эффективности) денег от частного спроса на кредиты — могли бы привести к тому, что и денежный порядок чикагского плана оказался бы нестабильным.
7. Под эту критику не попал следующий, третий план, а именно план «товары — резервы — валюта», или план Грехэма1.
а) В нем в особой форме находит свое выражение простая идея, которая неоднократно претворялась в жизнь. Центральное агентство покупает и продает определенный набор товаров, точнее сказать, складские сертификаты на эти товары по твердой цене. В своей книге, опубликованной в 1937 г., Бенджамин Грехэм предлагает что за набор, состоящий из товаров в приводимых ниже пропорциях, должна быть установлена цена, равная примерно 100 долларам.
НАБОР ТОВАРОВ
12 бушелей пшеницы 16,3 фунта табака
12,5 бушеля кукурузы 6,3 барреля керосина
87 фунтов хлопка 7480 фунтов угля
25 фунтов шерсти 204 фунта целлюлозы
24 фунта каучука 506 фунтов чугуна
34 фунта кофе 35 фунтов меди
9,25 фунта чая 4 фунта олова
30 фунтов сахара
Пропорции рассчитаны по стоимости мирового производства этих товаров и по экспорту стран — участниц мировой торговли.
Хотя цены на отдельные товары могли бы меняться, но цена всего набора, то есть «единицы товара», оставалась бы постоянной. И упомянутое агентство, которое вводит в обращение новые деньги, стало бы незамедлительно, едва только возникнет возможность приобретать единицу товара приблизительно за 95 долларов, покупать товар на всех этих товарных рынках и тотчас же продавать его, если будет можно сбывать эту единицу товара за 105 долларов. При этом агентство действовало бы активно на рынках.
Система «товар — резервы — валюта» напоминает систему золотого стандарта в той мере, в какой деньги возникали в ней путем покупки золота центральным банком и исчезали в результате продажи его этим банком. Но стоимость денег должна быть связана со стоимостью не одного товара, то есть золота, а многих товаров. Стоимость денежной единицы зависит не от случайностей производства золота, а от средней ограниченности товаров данного набора. Следовательно, предложение сводится к тому, чтобы в индустриальную экономику встроить еще одну, вторую денежную систему и хотя бы частично обеспечение деньгами увязать с покупкой и продажей товаров, а не с предоставлением кредитов банками.
б) Подобного рода институт в действительности мог бы представить собой политико-валютный стабилизатор, причем действующий автоматически, функции которого не зависят от соответствующих каждодневных решений политических инстанций. Поскольку существует интердепенденция всех цен на товары и доходов, то регулирование объема денежной массы сказалось бы на всех ценах и доходах. Дефляцию можно было бы приостановить за счет того, что агентство станет покупать единицы товара, введет в обращение новые деньги и своими закупками стимулирует производство. При инфляции действует обратная схема. Агентство противодействует ей, осуществляя продажи товаров, так что автоматически происходит уменьшение находящейся в обращении денежной массы. В отличие от нынешнего положения — и от доминирующей роли третьей денежной системы вообще — не существовало бы склонности увеличивать масштабы обеспечения деньгами в условиях повышающегося уровня цен и уменьшать их в условиях понижения этого уровня. Развитие обеспечения деньгами протекало бы в обратном направлении, и оно оказывало бы противодействие тенденции к уходу от равновесия.
Если наряду с созданием денег агентством деньги создаются еще посредством предоставления кредитов банками, например эмиссионными, то в этом случае произошло бы следующее: в рамках инфляционистской кредитной экспансии центрального банка изъятие денежной массы за счет продаж агентством могло бы продолжаться только до тех пор, пока не окажутся исчерпанными складские запасы товаров, которыми оно располагает. Таким образом, стабилизатор вскоре оказался «изношенным». При сокращении объема денег центрального банка границы не устанавливались бы. Ведь при продолжительных покупках единиц товаров деньги агентства могли бы заменить все деньги центрального банка. Итак, в условиях дефляции стабилизатор оказался бы более действенным средством, чем при инфляции.
в) Этот случай сосуществования агентства и банковского аппарата требует, как и многие другие вопросы, вытекающие из плана, серьезного обсуждения. Если бы эмиссионные и частные банки продолжали и дальше известным, а ныне уже обычным способом создавать деньги и изымать их из обращения, то здесь было бы задействовано два независимых носителя денежного обеспечения: агентство и банковский аппарат, состоящий из центрального и частных банков. Тогда функцией агентства в первую очередь было бы исправление ошибок в денежном обеспечении, допущенных банковским аппаратом, что удается, как это отмечено в пункте б, лишь в ограниченной степени. К тому же перспектива того, что стабилизатор сбалансирует сдвиги в стоимости денег, могла бы побудить руководство центрального банка действовать менее осмотрительно при проведении в жизнь своей кредитной политики. Подобное сосуществование агентства и банковского аппарата оказалось бы, таким образом, невыносимым.
Связь обеих структур была бы необходимой. Каким же образом она стала бы возможной? Вначале речь идет здесь о центральном банке, кредитная политика которого должна быть увязана с актами Купли и продажи агентства. Масштабы его кредитных операций следовало бы поставить в зависимость от товарных запасов, кото-РЬ1ми располагает агентство. При увеличении запасов агентства по складским распискам, то есть при падающих ценах на товары, центральный банк мог бы увеличить объемы своего кредитования. И наоборот — при росте цен и расширении продаж агентства. Следовательно, агентство и центральный банк делали бы одно дело и не выступали бы друг против друга.
Наряду с этим следовало бы решить еще один вопрос, а именно: как можно было бы разместить частные банки в этой валютно-финансовой системе? Ведь нужно было бы помешать тому, чтобы создание денег жирооборота частными банками шло особыми путями. Здесь вполне пригодились бы идеи чикагского плана, который, как мы знаем, вообще препятствует созданию денег жирооборота частными банками. Следовательно, его можно было бы встроить в систему «товары — запасы — валюта».
г) Создание системы «товары — запасы — валюта» существенно облегчило бы стабилизацию валютных курсов не только в том случае, если бы ее переняли ведущие страны, но и в том, если бы одновременно наборы товаров формировались одинаковым образом в различных странах. При существовании различий в выборе видов товаров, когда, например, в одной стране выбрали бы сырую нефть, а в другой — цемент, возникли бы серьезные трудности. То же самое произошло бы и тогда, когда набор товаров формировался бы из одинаковых товаров, но в различных пропорциях. Тогда возникла бы необходимость в заключении международного соглашения по формированию набора товаров. Это был бы такой договор, действие которого должно было бы распространяться исключительно на политико-валютные правила игры, а не прямо на образование ежедневного курса валют.
д) Чикагский план имеет значение потому, что он ориентирован на решающие моменты, как-то: преодоление нестабильности денег путем искоренения истинной причины этой нестабильности, то есть полной зависимости процесса обеспечения деньгами от кредитных операций банков, и одновременно создание рационального автоматизма, то есть создание формы, в рамках которой происходит рациональное регулирование денежной массы по определенным установленным правилам. Обеспечение взаимосвязи создания и исчезновения денег с покупкой и продажей важных, постоянно производимых и потребляемых товаров означает выбор торной дороги.
В системе «товары — запасы — валюта» проявляется действие другого, более совершенного принципа обеспечения деньгами. Обеспечение деньгами через банковские кредиты отодвигается на второй план, оно носит вспомогательный характер. Лишь центральный банк несет ответственность за это, частные банки уже не играют такой роля. Тот же центральный банк регулирует свою кредитную политику параллельно актам купли и продажи агентства, то есть также подчиняется определенным единообразным правилам игры (пункт в).
В остальном же преимущество системы «товары — запасы — валюта» заключается в простоте ее основной идеи.
е) Само собой разумеется, что система «товары — запасы — валюта» имеет смысл лишь в рамках такого экономического порядка, который и в других отношениях обладает достаточным механизмом регулирования. Таким образом, не следует думать, что все можно оставить по-прежнему, решать все проблемы с помощью только одного такого монетарного стабилизатора. Если при этом станут игнорироваться другие принципы, то польза от этого стабилизатора, даже точно разработанного, будет небольшой. Если, скажем, экономическая политика в силу быстрых изменений налогообложения, торгово-политических соглашений и т.п. нарушит принцип неизменности, то стабилизатор вряд ли будет в состоянии удовлетворительно стимулировать инвестиционную деятельность, даже при условии, что он препятствует дефляции. В такой же малой степени он согласуется с политикой низких процентных ставок.
Vice versa в силе остается следующее: для того чтобы другие принципы способствовали созданию и поддержанию экономического порядка с пригодной системой регулирования экономики, необходим политико-валютный стабилизатор, дельный принцип денежного обеспечения. Сохранение ныне общепринятой нестабильной системы существенно затруднило бы протекание экономического процесса, присущего конкурентному порядку.
III. Открытые рынки
1. Закрытие спроса и предложения является тем методом, который использовался и используется чаще всего для того, чтобы нарушить или воспрепятствовать сильной тенденции к конкуренции, которая оказывается действенной как раз в индустриальной экономике. Современное государство, а также частные и полугосударственные властные группировки использовали необычно большой инструментарий для того, чтобы «закрыть» спрос или предложение. Запреты на импорт, запретительные пошлины или монополия на внешнюю торговлю отделяют продавцов той или иной страны от зарубежных конкурентов, то есть претворяют в жизнь локальное закрытие предложения. Запреты на осуществление капиталовложений, уменьшение посевных площадей, запреты на учреждение новых компаний и т.п. оказывают то же влияние. Ограничение притока и миграции населения, а также свободы выбора профессии, введение в торговле, ремесленном производстве и промышленности лицензионных систем с контролем за спросом и установление numerus clausus1 также относятся к упоминавшемуся выше комплексу средств, равно как и запрет на занятие одновременно несколькими промыслами.
До сих пор мы говорили о государственных мерах закрытия спроса и предложения. Но частные властные группировки и монополистические единоличные предприятия разработали систему для того, чтобы затруднять деятельность аутсайдеров и препятствовать самому их появлению.
Сюда же следует отнести и своеобразные методы «закрытия», по которым совместно работают государственные и частные властные группы, когда государство оказывает поддержку с тем, чтобы частные лица имели возможность «закрыть» спрос. Это имело место, например, в патентном праве или в деле охраны товарного знака путем установления единых картельных цен по вертикали.
В средние века и в эпоху меркантилизма также использовались весьма действенные меры с тем, чтобы ограничить приток населения и капитала в тот или иной промысел. Не менее успешно подобные методы разрабатывались в период индустриализации2.
2. Если какому-либо предприятию предоставляется исключительная привилегия заниматься каким-либо определенным промыслом, например почте — заниматься доставкой писем или центральному банку — осуществлять эмиссию денег, то закрытие спроса и предложения прямо создает монополию. Итак, сам факт закрытия спроса и предложения способствует ликвидации всех немонополистических форм рынка. Однако нередко предложение закрывается применительно не только к отдельно взятому предприятию, но и в пользу большого числа оферентов. Сказанное имеет место, например, при ограничении допуска к занятию розничной торговлей, или при наложении на целые отрасли промышленности запрета на осуществление капиталовложений, или при ограничении посевных площадей под сахарную свеклу и другие сельскохозяйственные культуры. Может быть, в подобных случаях закрытие рынков вполне совместимо с конкурентным порядком? Разве не возможно, чтобы в рамках закрытых рынков возникала конкуренция, как это было, скажем, в Германии в 30-е годы XX в. с предложением табака? Действительно ли дело обстоит так, что закрытие рынков несовместимо с полной конкуренцией и что для обеспечения последней следует по возможности открыть все рынки?
И в самом деле — именно так необходимо возразить на это, — в рамках закрытых рынков механизм конкуренции может стать эффективным. Тем не менее для экономической политики должен сохранять силу принцип, в соответствии с которым нужно делать рынки открытыми, поскольку при их закрытии возникает реальная угроза ограничения полной конкуренции. В этом направлении действуют два фактора.
Во-первых, закрытие спроса и предложения существенно облегчает образование монополий. Если существует запрет на осуществление капиталовложений для цементных заводов или если закрыт доступ к занятию тем или иным ремеслом, то существует большая вероятность возникновения монополий. Если запреты на импорт или на осуществление капиталовложений ограничивают предложение стали, то это создает солидную основу становления стальных картелей. И наоборот, там, где рынки не закрываются, где отменены запреты на импорт, устранены препятствия на пути к рынку, не существует запретов на осуществление инвестиционной деятельности, часто бывает очень трудно поддерживать монополию, а олигополии переходят к конкуренции. Вот почему открытие спроса и предложения является предпосылкой конституирования конкурентного порядка в промышленную эпоху.
Не менее важен второй момент. Даже если на отдельных закрытых рынках возникает полная конкуренция, то закрытие спроса и предложения нарушает связи между рынками и вся система полной конкуренции не в состоянии функционировать в полном объеме. Если, например, государство запретит станкостроительным заводам осуществлять инвестиции, то хотя между заводами и может существовать конкуренция, однако запрет на осуществление капиталовложений станет препятствовать тому, чтобы в станкостроительную промышленность направлялось такое количество капитала и, соответственно, рабочей силы, металла и других материалов, какое было бы возможно на основе соотношения цен. В результате предложение металлообрабатывающих станков оказывается меньше, чем при отмене запрета на капиталовложения. Общее равновесие, то есть взаимоувязку между собой многих рынков и отраслей производства, удается установить не полностью, если сохраняют свою силу запреты на инвестиционную деятельность, а также другие меры по закрытию спроса и предложения. Функции регулирования и выбора, которые в условиях открытой, полной конкуренции выполняют цены, а через цены также и потребители, в результате закрытия спроса и предложения берут на себя те самые органы, которые принимали решение об этом закрытии. Впрочем, в закрытых промыслах возникают напоминающие ренту доходы, которые открытие рынка смыло бы, словно водный поток.
Итак, действует принцип: для конституирования конкурентного порядка необходимо открытие спроса и предложения. Исключения из этого правила встречаются редко, например, при предоставлении центральному банку исключительного права выпуска банкнот.
3. Государство не может ограничивать свою деятельность выдачей каждому разрешения на занятие промыслом, отменой запретов на инвестиционную деятельность, устранением препятствий на пути к рынку, отменой привилегий, запретительных и принудительных правовых норм, предоставлением свободы занятия промыслом, а также права свободного перемещения и повсеместного проживания, недопущением установления запретов на импорт, то есть в общем и целом недопущением принятия государственных мер по закрытию спроса и предложения с тем, чтобы оставить процесс выбора за механизмом цен полной конкуренции. Скорее необходимо, чтобы не происходило закрытия рынков также частными властными группировками. Какой прок от провозглашенной государством свободы занятия промыслом, если она фактически сводится на нет политикой, проводимой в жизнь властными группировками? Что означает свобода промысла, если не может быть построен прокатный цех, поскольку существующий синдикат препятствует этому, используя силовые методы? Следует запретить любую разновидность «недобросовестной конкуренции», то есть барьеры всех видов, скидки с цен, предоставляемые за длительные деловые связи, договоры, предоставляющие исключительные права, и «боевые цены», которые устанавливаются специально для того, чтобы уничтожить или по меньшей мере отпугнуть аутсайдеров.
Открытию рынков присущ смысл экономического конституирования. Поэтому частным властным группировкам не должно предоставляться право закрывать их. Оно является составной частью политики порядков, которую нельзя передавать в руки частных лиц. Здесь вновь дает о себе знать существующее отличие от политики laissez-faire, в рамках которой частные властные группировки обладали правом не только конституироваться как таковые, но и закрывать свои рынки, прибегая к использованию силовых мер.
4. В отдельных отраслях экономики проведение этого принципа в жизнь ставит на повестку дня важные и сложные частные вопросы. Попытаемся подробнее рассмотреть эту проблему на двух примерах, а именно на примерах таможенной и патентной политики.
Как же в соответствии с этим принципом следует смотреть на покровительственные пошлины, точнее сказать, на пошлины, которые не носят запретительного характера и в силу этого не равнозначны запрету на импорт? Такого рода пошлины не закрывают предложения. В связи с этим стоит вспомнить большинство пошлин, которые существовали до 1914 г. в рамках так называемой центральноевропейской системы торговых договоров.
Подобные пошлины прямо не разрушают конкурентного порядка. Они оказывают такое же влияние, как и увеличение расстояния между странами. Они изменяют соотношение цен. Но эти пошлины не исключают того, что механизм цен полной конкуренции осуществляет регулирование экономики. В этом отношении пошлины совместимы с конкурентным порядком. Более того, переход от системы запретов на импорт или импортных лицензий к таможенной системе является шагом в направлении к конкурентному порядку.
И все же, несмотря на это, пошлины опосредованно могут стать весьма опасными для конкурентного порядка, в частности там, где они облегчают возникновение монополий. Как известно, они способны развить присущую промышленности страны, защищенной таможенными пошлинами, способность к образованию картелей зачастую именно тем, что они позволяют вычленить эту страну как рынок сбыта из мирового рынка и установить в ней монополистическое господство. История металлургической промышленности Германии дает тому многочисленные примеры1. В таких случаях снижение пошлин может быть средством ликвидации тенденции к образованию монополии, и оно, следовательно, действует в направлении установления конкурентного порядка. Во многих отраслях германской промышленности картели исчезнут сразу, как только снизятся пошлины. Соответствующая торговая политика — это важное средство реализации конкурентного порядка.
5. Формы экономики, несовместимые с конкурентным порядком, то есть чуждые этой системе формы экономики, часто возникали в связи с современным патентным правом. И патентное право также относится к многочисленным более новым правовым институтам, которые порождали совершенно другие последствия, нежели те, которые хотел бы видеть законодатель. Целью последнего было как стимулирование технического развития, так и защита изобретателя, а также обеспечение вознаграждения его труда. Вопрос о том, в какой степени удалось достичь этих целей, остается открытым.