Б. Что такое конкурентный порядок?




1. Объединены ли хлопкопрядильные фабрики какой-либо страны в картели, господствует ли небольшое количество самостоятельных прядильных концернов на рынке или многочисленные прядильные фабрики сбывают свою продукцию торговцам и ткацким фабрикам в рамках конкуренции между собой, имеет большое значение для ценообразования и регулирования экономического процесса в сфере снабжения пряжей, как, впрочем, и за ее пределами. Как создаются банковские билеты ил деньги жирооборота частных банков, происходит ли это в процессе кредитования и если да, то в какой степени, имеет ли это место при существовании монополий или при конкуренции ― это, несомненно, существенно также для совокупного экономического процесса. Не менее важно, существуют ли профсоюзы, имеются ли объединения предпринимателей, насколько велика их власть. Ход процесса производства и распределения неодинаков, он зависит от тех форм, в которых сталкиваются на рынках спрос и предложение, и от того, как образуются цены и заработная плата.

Мы исходим из этих известных явлений повседневной жизни. Экономическая политика конкурентного порядка ориентирована на такое упорядочение рынков, которое позволяло бы рационально объединить в единое целое все части экономического процесса. Каждый отдельно взятый сельский хозяин, промышленник, ремесленник и рабочий, то есть каждое отдельно взятое предприятие и домашнее хозяйство, должен свободно планировать и свободно осуществлять свою деятельность. Хозяйствующие субъекты не исполняют приказов, но сами изыскивают то применение своей собственной рабочей силы, своих средств производства и своих денег, которое представляется им наилучшим. Следовательно, существует не подчинение одних домашних хозяйств и предприятий другим, а координация их деятельности. Решения о том, что предприятия производят, какую технику они используют, какое сырье приобретают и на каких рынках реализуют свою продукцию, принимаются независимо. И рабочие также не принуждаются к строго определенному применению своего труда. Они обладают правом свободного передвижения и повсеместного проживания, а также свободой заключать трудовое соглашение. Существует также свобода потребления. Но нет свободы произвольно определять правила игры, создавать те формы, в которых протекает экономический процесс, равно как формы рынка и денежные системы. Именно здесь открыты возможности для проведения в жизнь политики упорядочения1.

2. Формой рынка, доминирующей в условиях конкурентного порядка, является форма рынка «полной конкуренции». Это та форма, которая должна координировать между собой планы и решения отдельно взятых предприятий и домашних хозяйств. Там, где это невозможно, необходимо принимать особые политико-экономические меры. В некоторых странах может быть установлен конкурентный порядок с теми специфическими чертами, которые учитывали бы их географическое и историческое положение. Например, в Германии, Бельгии или США он выглядел бы по-разному, о чем речь пойдет ниже. Но общей для всех конкурентных порядков чертой является преобладающая роль полной конкуренции.

Наряду с полной конкуренцией широко распространенной формой порядка должно быть и будет «собственное натуральное хозяйство» (простое централизованно управляемое хозяйство). Так обстоит дело с крестьянином, который не только покупает посевной материал, удобрения, сельхозтехнику и т.д. на конкурентных рынках и точно так е продает на конкурентных рынках картофель, свинину, овощи, но и одновременно, будучи потребителем картофеля и мяса, ведет собственное натуральное хозяйство. В крестьянском дворе тесно переплелись между собой обе формы порядка. В другой форме они представлены в домашнем хозяйстве рабочего-металлиста, который владеет к тому же садово-огородным участком и выращивает на нем картофель, овощи и фрукты для своей семьи. В силу того что упорядочить в достаточной степени современное хозяйство, базирующееся на разделении труда, чрезвычайно трудно, важно, чтобы при проведении в жизнь экономической политики проявлялась забота об этих элементах собственного натурального хозяйства. Благодаря этому люди становятся менее зависимыми от рынка и в трудное время имеют определенное обеспечение. Но поскольку собственное натуральное хозяйство непригодно для регулирования промышленного экономического процесса, основанного на разделении труда, то в целом оно может представлять собой лишь дополняющую форму порядка. Это полная конкуренция, которая должна накладывать свой отпечаток на современный экономический порядок.

3. Что такое полная конкуренция? Это известная поддающаяся точному определению форма рынка, которую не следует путать с laissez-faire. Она представляет собой также нечто совершенно иное нежели «борьба монополий», скажем, борьба частично монополисти­ческого синдиката против аутсайдеров, которые до последнего мо­мента пребывали в его тени, или же борьба между собой двух олигополистических судовых компаний, железных дорог или концернов, производящих и реализующих бензин. В частично монополистиче­ской или олигополистической борьбе часто прибегают к такому при­ему, как возведение экономических барьеров против поставщиков или клиентов соперника. В условиях полной конкуренции подобных барьеров быть не может. Олигополисты либо монополисты спроса или предложения проводят рыночную стратегию, которой нет в усло­виях полной конкуренции. Последняя не сводится к борьбе каждого против каждого, она протекает в параллельном направлении. Это не недобросовестная, а добросовестная конкуренция2.

Прежняя критика конкуренции в значительной степени утрати­ла свою значимость в силу того, что она смешивала различные фор­мы рынка и называла все это вместе взятое конкуренцией. Рисова­лась картина того, как конкуренты боролись лично между собой и разоряли друг друга, картина конкуренции «неистовства соперни­чающих капиталов» (Маркс), картина того, как более крупные ка­питалисты разделывались с мелкими, как в этой борьбе попусту растрачивались целые состояния, как рабочие попадали в зависи­мость от работодателей, картина того, что в целом конкурентная борьба представляет собой состояние анархии. Описывавшиеся в связи с этим факты действительно имели место, но толковались они совершенно неправильно, поскольку преподносились как результат конкуренции. Это были описания борьбы монополий и состояния зависимости от монополий и частичных монополий. Даже сегодня уничтожение запасов приписывается конкуренции, в то время как на самом деле это может иметь место только в рамках монополисти­ческих форм рынка.

Тем временем наука разработала экономическую морфологию. В той мере, в какой эта морфология ориентирована на то, чтобы пол­ностью охватить реальную экономику и четко обозначить существующие в ней формы, она в состоянии точно определить, что же такое конкуренция (разумеется, для этого непригодна наука, которая ак­сиоматично конструирует определенные модели и ищет и находит формы рынка не в реальной действительности)3.

 

Разрабатывая свои хозяйственные планы, сельский хозяин не обращает внимания на ту реакцию, которую вызывает на рынке зерновых его продажа пшеницы, так как его предложение относи­тельно невелико. Он закладывает в основу своих планов цены на пшеницу, свинину или овощи, которые рассматриваются им как за­данные величины, параметры, а это те цены, которые образуются на рынке. При этом он может принимать в расчет определенную рыночную цену или же в первом приближении определить цены, которые будут установлены, и предположить, что они колеблются в известных пределах. Как раз это и есть конкуренция.

Конкуренция существует между домашними хозяйствами того или иного города, которые предъявляют спрос на продовольственные товары, текстиль и обувь; конкуренция существует и между арендо­дателями, сдающими жилье внаем. Нередко конкуренция имела мес­то в сельском хозяйстве, торговле и промышленности, и прежде всего в перерабатывающей, например в промышленности по переработке бумаги, во многих отраслях машиностроения, текстильной промыш­ленности. Конечно, этот перечень можно было бы продолжить.

Если продавцы и покупатели находятся в состоянии конкурен­ции между собой и если они, руководствуясь ею, строят свои хозяй­ственные планы, то в жизнь претворяется форма рынка полной конкуренции. Следовательно, это будет иметь место тогда, когда пшеницу станут не только предлагать, но и покупать в условиях конкуренции, когда городские торговцы продовольственными това­рами станут конкурировать между собой, как это делают домашние хозяйки. То, что эта форма рынка зачастую реализовывалась не только в торговле и сельском хозяйстве, но также и в промышлен­ности XIX и начала XX в., известно каждому, кто знаком с про­мышленностью по собственному опыту.

4. Однако этого обозначения формы рынка полной конкуренции еще недостаточно для экономической политики. Существуют ли ме­тоды, применение которых позволяет распознавать полную конку­ренцию и другие формы рынка в практике управленческой деятель­ности? Экономическая политика нуждается в отличительных при­знаках, симптомах, чтобы иметь возможность реализовывать политику конкурентного порядка. Ей нужны простые и ясные правила. Есть ли такие? На данный вопрос следует дать положительный ответ. В нашем распоряжении имеется два метода. Прежде всего, необходимо выяснить непосредственно в фирмах разрабатываются ли планы в условиях ведения конкуренции или нет. Если какая-то фирма при планировании и произ­водстве определенных машин рассчитывает на то, что она станет ре­ализовывать эти машины на рынке по цене примерно 500 марок за штуку, поскольку они продавались на нем по этой цене, то можно предположить, что конкуренция существует. Цена воспринимается рынком, но не навязывается ему в рамках определенной рыночной стратегии. Констатация того, что на рынке нет никаких картельных соглашений, а также данные о конкурентах и масштабах рынка только подкрепляют подобные предположения.

Второй, опосредованный метод заключается в следующем. Оп­ределенные меры, которые могут быть определены извне, скажем противоположной стороной на рынке, дают основание с уверенно­стью говорить о том, что имеет место отнюдь не полная конкурен­ция, поскольку в ее рамках подобные меры не могут быть приняты. Например, создание экономических барьеров перед потребителями или поставщиками, которые вступают в деловые отношения с аут­сайдерами, скидки с цены, предоставляемые за длительные дело­вые связи, демпинг или уничтожение запасов. Еще пример: цены на шелк-сырец резко упали, а фирма не снижает своих цен на изделия из шелка. В данном случае она не может находиться в условиях полной конкуренции, так как механизм цен полной конкуренции вынудил бы ее понизить цены на продукты, если цена на сырье па­дает. Видимо, эта фирма обладает частичной монополией. Такие косвенные методы определения формы рынка извне можно приме­нять относительно просто, и они оказываются эффективными.

5. Полная конкуренция в рамках конкурентного порядка служит не только повышению эффективности работы фирмы. Она является к тому же формой рынка, цены которого регулируют экономиче­ский процесс. Изучение централизованно управляемого хозяйства показало, что даже в этих условиях конкуренция используется для улучшения результатов хозяйственной деятельности. С этой целью нередко организуются соревнования между отдельными предприя­тиями, предприятия отмечаются премиями по достигнутым резуль­татам, организуется соревнование между рабочими, предусматрива­ются особые отличия за высокие показатели труда. Конкуренция используется как средство повышения конечных результатов труда, в то время как регулирование экономического процесса осуществ­ляется центральными плановыми органами.

Но в условиях конкурентного порядка как раз регулирование эко­номического процесса осуществляется через цены полной конкурен­ции и планы многочисленных домашних хозяйств и предприятий, ко­торые ориентируются на эти цены. Регулированию экономического процесса и повышению конечных результатов труда должна способ­ствовать полная конкуренция в рамках конкурентного порядка.

6. Можно также попытаться определить понятие конкурентного порядка с другой стороны, а именно путем сравнения с правовым государством. Как правовое государство, так и конкурентный поря­док должны создавать такие рамки, в которых свободная деятель­ность одного индивида ограничивается сферой свободы другого, в результате чего сферы свободы людей приводятся в состояние рав­новесия. И в самом деле, воля к установлению и поддержанию кон­курентного порядка тесно связана с волей к свободе.

 

Однако желания увидеть эту волю реализованной так же недо­статочно, как и простого одобрения правового государства, а также одной только надежды на его установление. Дом нужно строить, а его план надлежит разработать.

 

III. «Принцип» и «момент»

1. Эффект принятия любого политико-экономического акта — будь то принятие закона о картелях, изменение действующего зако­на об эмиссионных банках, издание постановления о посредничест­ве в найме рабочей силы или иного рода распоряжения — зависит, как следует констатировать, от экономического порядка, в услови­ях которого он принимается. Любая политико-экономическая мера обретает смысл только в рамках общего плана построения экономи­ческого порядка. Одновременно осуществление такой меры влечет за собой относительно большие или небольшие изменения самого экономического порядка.

Следовательно, каждый отдельно взятый политико-экономиче­ский акт должен приниматься с учетом того экономического поряд­ка, которому отдается предпочтение. Если есть намерение создать экономический порядок типа, характерного для централизованно Управляемого хозяйства, то аграрная политика будет ориентирова­на на централизованное регулирование сельскохозяйственного про­изводства, например, путем создания в этой отрасли принудитель­ных сельскохозяйственных объединений, управляемых государст­вом; будет создаваться монополия внешней торговли; промышлен­ные предприятия станут объединяться в крупные концерны. Анало­гичные политико-экономические акты в условиях конкурентного порядка не имели бы никакого смысла, и проведение их в жизнь имело бы разрушительные последствия.

Принятие общего решения, связанного с проведением политики порядков, следовательно, должно предшествовать реализации от­дельно взятых политико-экономических мер, если только вообще следует проводить в жизнь рациональную экономическую полити­ку. Как оказалось, это — то требование, которое обусловливается опытом, накопленным в процессе реализации экономической поли­тики, а не какой-либо доктриной. Возможности достаточного упо­рядочения современной индустриализированной экономики оказа­лись весьма ограниченными. Только конкурентный порядок, кото­рому под силу решить проблему политики порядков, отвечает суще­ственным критериям и требованиям сложившейся общей историче­ской ситуации. Если же общее решение принимается в пользу по­следнего, то возникает вопрос: что необходимо предпринять для ре­ализации данного решения?

2. С началом поиска ответа на данный вопрос возникает дилемма. Соответствующее конкретное положение отдельно взятой страны должно быть учтено в экономической политике. К примеру, нынеш­няя политическая обстановка в США отличается от политической си­туации в Англии, равным образом различаются между собой эконо­мическое положение и реально существующее политико-экономиче­ское законодательство этих стран. Установление в той или иной стра­не конкурентного порядка потребовало бы принятия совершенно раз­личных конкретных мер. И здесь и там ранжирование политико-эко­номических проблем, диктуемое ситуацией, также было бы различ­ным. В то же время совершенно иной является обстановка в Германии или Франции. В каждой стране сложились различные исходные си­туации, различные соотношения властей, существуют совершенно разные возможности для экономической политики, возникают раз­ные частные задачи. Экономическую политику нельзя отделять от со­ответствующего исторически обусловленного положения страны. Не­возможно разработать всеобъемлющий свод политико-экономиче­ских законов, приемлемый для всех без исключения стран. Если бы предпринимались попытки вычеркнуть историю, как этого хотел Руссо, то они терпели бы неудачу, столкнувшись с фактами. Установ­ление и поддержание конкурентного порядка требует, таким образом, принятия различных, обуславливаемых историческим «момен­том» политико-экономических мер. Исторически обусловленные си­туации, которые сложатся, скажем, в 1960 и 1980 гг. в различных час­тях света, окажутся разнородными. Как же можно в таком случае вы­сказать нечто общезначимое по поводу установления и поддержания такого порядка?

Но насколько неправильно было бы оставлять без должного внимания исторический момент с его особыми соотношениями властей и многочисленными факторами, не поддающимися учету, настолько же опасным явился бы отказ от принципиальных сооб­ражений и возврат к роковой ошибке прошлого с его пунктуально непринципиальной экономической политикой. Тот, кто полагает, что торговую, ценовую, патентную, аграрную политику и вообще экономическую политику можно проводить пунктуально, руковод­ствуясь впечатлениями дня, как нам известно, абсолютно заблуж­дается. В таком образе действий кроется главная причина нынеш­него бедственного положения с экономической политикой.

Экономическая политика обнаруживает склонность впадать ли­бо в нереалистическое доктринерство, которое не учитывает соот­ветствующую историческую ситуацию, либо в непринципиальный пунктуализм, превращающий экономическую политику в хаос не связанных между собой или противоречивых мер. В любом случае цель не достигается.

3. Как же преодолеть эту дилемму? Кратко говоря, если четко отграничивать сам принцип от его применения в конкретном исто­рическом моменте.

Дело в том, что из экономической и политико-экономической действительности последних 150 лет можно вывести определенные принципы, которые должны быть претворены в жизнь, если пред­стоит установить конкурентный порядок. Поскольку полная конку­ренция постоянно реализуется, существует возможность обозначить те условия, в которых она претворялась и может быть претворена в жизнь. Именно так вырабатываются принципы. Они не выводятся дедуктивным методом из аксиом и, разумеется, не противопостав­ляются истории. Скорее они формулируются путем глубокого ос­мысления истории, в первую очередь экономической политики и опыта, накопленного при ее проведении. Они носят практический характер. Следовательно, в них содержатся требования общего по­рядка и их выполнение необходимо для достижения цели. Таким образом, они позволяют экономической политике, к примеру, анти­монопольной и торговой политике, осуществить выбор из ряда име­ющихся возможностей.

Подобные принципы политико-экономической деятельности, например принцип открытых рынков или принцип неизменности экономической политики, нужны для того, чтобы отдельно взятые политико-экономические акты рациональным образом переплета­лись между собой. Подобно тому как строитель для того, чтобы возвести дом, должен знать законы статики, лицу, проводящему в жизнь экономическую политику, должны быть знакомы принци­пы, необходимые для строительства in concretо здания конкурентного порядка. В других областях жизни также не будет возмож­ности устанавливать конкретный рациональный порядок, если окажутся неразработанными аналогичные принципы, например принципы правового и государственных порядков. Остается при­знать правоту старой истины, гласящей, что порядок рушится там, где имеет место нарушение принципов.

4. Для установления желаемого порядка эти принципы должны находить применение в конкретный исторический момент. Их ис­пользование представляет собой особое достижение и в каждом от­дельном случае требует глубокого осмысления. В какой последова­тельности и как должны были, скажем, в Германии 1948 г., осущест­вляться меры валютной, внешнеторговой, банковской и антимоно­польной политики с тем, чтобы привести в движение механизм цен, было особым вопросом, который требовал применения этих прин­ципов к конкретной ситуации. Применительно к историческому мо­менту происходит приведение их в соответствие с разнообразием и подвижностью вещей.

Аналогичным образом наука о государстве разработала принцип разделения властей, который позднее по-разному был претворен в жизнь многими государствами. Если оно должно иметь характер правого государства, то это разделение властей необходимо. Тако­вой была аргументация. Использование на практике данного прин­ципа в отдельных странах и в конкретные периоды времени было различным в зависимости от сложившейся ситуации. Параллельно приведем и мы свою аргументацию. Если должен быть установлен конкурентный порядок, следует применять разрабатываемые прин­ципы. Подобно тому, как принцип разделения властей возник на ба­зе исторического опыта злоупотребления органов исполнительной власти, принципы, реализация которых способствует установлению конкурентного порядка, были сформулированы, исходя из накоп­ленного политико-экономического и экономического опыта. Как оказалось, принцип laissez-faire не устанавливает конкурентного порядка. Необходимы другие принципы.

Итак, существует возможность решить главную проблему совре­менной политики порядков: необходимо разработать определенные принципы действий, а с другой стороны, их применение, обеспечи­вающее постоянно меняющийся эффект совершенно иного характе­ра. Прежде, когда экономическому порядку предоставлялась воз­можность развиваться, было проще. В сложном мире с развитой техникой, промышленностью и большими массами людей следует поступать по-иному. Прежде всего, нам необходимо привыкнуть к тому, чтобы проводить различия между «принципом» и «момен­том» и действовать в соответствии с этим.

5. Тем самым вопрос об установлении конкурентного порядка сужается до вопроса о принципах, использование которых каждый раз обусловливается конкретным случаем.

Какие же принципы следует использовать, чтобы установился конкурентный порядок? Впрочем, только этим вопрос еще не исчер­пывается. В частности, даже тогда, когда принципы, по которым кон­ституируется конкурентный порядок, находят полновесное примене­ние, остается открытым целый ряд вопросов. Это вопросы двоякого рода. Во-первых, необходимо принимать в расчет то, что, несмотря на последовательное проведение политики конкурентного порядка, на отдельных рынках возникает не полная конкуренция, а другие формы рынка. Как должна относиться экономическая политика к та­ким отраслям производства и рынка. Это первое. Второе: опыт и на­учный анализ свидетельствуют о том, что регулирование экономиче­ского процесса через полную конкуренцию, несмотря на большие ус­пехи, в определенных местах приводит к ущербу и незавершенности. Отсюда также вытекает необходимость принятия определенных по­литико-экономических мер при реализации становления конкурент­ного порядка.

Таким образом, существует две группы принципов, тесно сопри­касающихся друг с другом: конституирующие и регулирующие. В первом случае речь идет об установлении конкурентного порядка (гл. XVI), во втором — о том, чтобы поддерживать его в состоянии функционирования (гл. XVII).

Глава XVI



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: