1. Объединены ли хлопкопрядильные фабрики какой-либо страны в картели, господствует ли небольшое количество самостоятельных прядильных концернов на рынке или многочисленные прядильные фабрики сбывают свою продукцию торговцам и ткацким фабрикам в рамках конкуренции между собой, имеет большое значение для ценообразования и регулирования экономического процесса в сфере снабжения пряжей, как, впрочем, и за ее пределами. Как создаются банковские билеты ил деньги жирооборота частных банков, происходит ли это в процессе кредитования и если да, то в какой степени, имеет ли это место при существовании монополий или при конкуренции ― это, несомненно, существенно также для совокупного экономического процесса. Не менее важно, существуют ли профсоюзы, имеются ли объединения предпринимателей, насколько велика их власть. Ход процесса производства и распределения неодинаков, он зависит от тех форм, в которых сталкиваются на рынках спрос и предложение, и от того, как образуются цены и заработная плата.
Мы исходим из этих известных явлений повседневной жизни. Экономическая политика конкурентного порядка ориентирована на такое упорядочение рынков, которое позволяло бы рационально объединить в единое целое все части экономического процесса. Каждый отдельно взятый сельский хозяин, промышленник, ремесленник и рабочий, то есть каждое отдельно взятое предприятие и домашнее хозяйство, должен свободно планировать и свободно осуществлять свою деятельность. Хозяйствующие субъекты не исполняют приказов, но сами изыскивают то применение своей собственной рабочей силы, своих средств производства и своих денег, которое представляется им наилучшим. Следовательно, существует не подчинение одних домашних хозяйств и предприятий другим, а координация их деятельности. Решения о том, что предприятия производят, какую технику они используют, какое сырье приобретают и на каких рынках реализуют свою продукцию, принимаются независимо. И рабочие также не принуждаются к строго определенному применению своего труда. Они обладают правом свободного передвижения и повсеместного проживания, а также свободой заключать трудовое соглашение. Существует также свобода потребления. Но нет свободы произвольно определять правила игры, создавать те формы, в которых протекает экономический процесс, равно как формы рынка и денежные системы. Именно здесь открыты возможности для проведения в жизнь политики упорядочения1.
|
2. Формой рынка, доминирующей в условиях конкурентного порядка, является форма рынка «полной конкуренции». Это та форма, которая должна координировать между собой планы и решения отдельно взятых предприятий и домашних хозяйств. Там, где это невозможно, необходимо принимать особые политико-экономические меры. В некоторых странах может быть установлен конкурентный порядок с теми специфическими чертами, которые учитывали бы их географическое и историческое положение. Например, в Германии, Бельгии или США он выглядел бы по-разному, о чем речь пойдет ниже. Но общей для всех конкурентных порядков чертой является преобладающая роль полной конкуренции.
Наряду с полной конкуренцией широко распространенной формой порядка должно быть и будет «собственное натуральное хозяйство» (простое централизованно управляемое хозяйство). Так обстоит дело с крестьянином, который не только покупает посевной материал, удобрения, сельхозтехнику и т.д. на конкурентных рынках и точно так е продает на конкурентных рынках картофель, свинину, овощи, но и одновременно, будучи потребителем картофеля и мяса, ведет собственное натуральное хозяйство. В крестьянском дворе тесно переплелись между собой обе формы порядка. В другой форме они представлены в домашнем хозяйстве рабочего-металлиста, который владеет к тому же садово-огородным участком и выращивает на нем картофель, овощи и фрукты для своей семьи. В силу того что упорядочить в достаточной степени современное хозяйство, базирующееся на разделении труда, чрезвычайно трудно, важно, чтобы при проведении в жизнь экономической политики проявлялась забота об этих элементах собственного натурального хозяйства. Благодаря этому люди становятся менее зависимыми от рынка и в трудное время имеют определенное обеспечение. Но поскольку собственное натуральное хозяйство непригодно для регулирования промышленного экономического процесса, основанного на разделении труда, то в целом оно может представлять собой лишь дополняющую форму порядка. Это полная конкуренция, которая должна накладывать свой отпечаток на современный экономический порядок.
|
3. Что такое полная конкуренция? Это известная поддающаяся точному определению форма рынка, которую не следует путать с laissez-faire. Она представляет собой также нечто совершенно иное нежели «борьба монополий», скажем, борьба частично монополистического синдиката против аутсайдеров, которые до последнего момента пребывали в его тени, или же борьба между собой двух олигополистических судовых компаний, железных дорог или концернов, производящих и реализующих бензин. В частично монополистической или олигополистической борьбе часто прибегают к такому приему, как возведение экономических барьеров против поставщиков или клиентов соперника. В условиях полной конкуренции подобных барьеров быть не может. Олигополисты либо монополисты спроса или предложения проводят рыночную стратегию, которой нет в условиях полной конкуренции. Последняя не сводится к борьбе каждого против каждого, она протекает в параллельном направлении. Это не недобросовестная, а добросовестная конкуренция2.
|
Прежняя критика конкуренции в значительной степени утратила свою значимость в силу того, что она смешивала различные формы рынка и называла все это вместе взятое конкуренцией. Рисовалась картина того, как конкуренты боролись лично между собой и разоряли друг друга, картина конкуренции «неистовства соперничающих капиталов» (Маркс), картина того, как более крупные капиталисты разделывались с мелкими, как в этой борьбе попусту растрачивались целые состояния, как рабочие попадали в зависимость от работодателей, картина того, что в целом конкурентная борьба представляет собой состояние анархии. Описывавшиеся в связи с этим факты действительно имели место, но толковались они совершенно неправильно, поскольку преподносились как результат конкуренции. Это были описания борьбы монополий и состояния зависимости от монополий и частичных монополий. Даже сегодня уничтожение запасов приписывается конкуренции, в то время как на самом деле это может иметь место только в рамках монополистических форм рынка.
Тем временем наука разработала экономическую морфологию. В той мере, в какой эта морфология ориентирована на то, чтобы полностью охватить реальную экономику и четко обозначить существующие в ней формы, она в состоянии точно определить, что же такое конкуренция (разумеется, для этого непригодна наука, которая аксиоматично конструирует определенные модели и ищет и находит формы рынка не в реальной действительности)3.
Разрабатывая свои хозяйственные планы, сельский хозяин не обращает внимания на ту реакцию, которую вызывает на рынке зерновых его продажа пшеницы, так как его предложение относительно невелико. Он закладывает в основу своих планов цены на пшеницу, свинину или овощи, которые рассматриваются им как заданные величины, параметры, а это те цены, которые образуются на рынке. При этом он может принимать в расчет определенную рыночную цену или же в первом приближении определить цены, которые будут установлены, и предположить, что они колеблются в известных пределах. Как раз это и есть конкуренция.
Конкуренция существует между домашними хозяйствами того или иного города, которые предъявляют спрос на продовольственные товары, текстиль и обувь; конкуренция существует и между арендодателями, сдающими жилье внаем. Нередко конкуренция имела место в сельском хозяйстве, торговле и промышленности, и прежде всего в перерабатывающей, например в промышленности по переработке бумаги, во многих отраслях машиностроения, текстильной промышленности. Конечно, этот перечень можно было бы продолжить.
Если продавцы и покупатели находятся в состоянии конкуренции между собой и если они, руководствуясь ею, строят свои хозяйственные планы, то в жизнь претворяется форма рынка полной конкуренции. Следовательно, это будет иметь место тогда, когда пшеницу станут не только предлагать, но и покупать в условиях конкуренции, когда городские торговцы продовольственными товарами станут конкурировать между собой, как это делают домашние хозяйки. То, что эта форма рынка зачастую реализовывалась не только в торговле и сельском хозяйстве, но также и в промышленности XIX и начала XX в., известно каждому, кто знаком с промышленностью по собственному опыту.
4. Однако этого обозначения формы рынка полной конкуренции еще недостаточно для экономической политики. Существуют ли методы, применение которых позволяет распознавать полную конкуренцию и другие формы рынка в практике управленческой деятельности? Экономическая политика нуждается в отличительных признаках, симптомах, чтобы иметь возможность реализовывать политику конкурентного порядка. Ей нужны простые и ясные правила. Есть ли такие? На данный вопрос следует дать положительный ответ. В нашем распоряжении имеется два метода. Прежде всего, необходимо выяснить непосредственно в фирмах разрабатываются ли планы в условиях ведения конкуренции или нет. Если какая-то фирма при планировании и производстве определенных машин рассчитывает на то, что она станет реализовывать эти машины на рынке по цене примерно 500 марок за штуку, поскольку они продавались на нем по этой цене, то можно предположить, что конкуренция существует. Цена воспринимается рынком, но не навязывается ему в рамках определенной рыночной стратегии. Констатация того, что на рынке нет никаких картельных соглашений, а также данные о конкурентах и масштабах рынка только подкрепляют подобные предположения.
Второй, опосредованный метод заключается в следующем. Определенные меры, которые могут быть определены извне, скажем противоположной стороной на рынке, дают основание с уверенностью говорить о том, что имеет место отнюдь не полная конкуренция, поскольку в ее рамках подобные меры не могут быть приняты. Например, создание экономических барьеров перед потребителями или поставщиками, которые вступают в деловые отношения с аутсайдерами, скидки с цены, предоставляемые за длительные деловые связи, демпинг или уничтожение запасов. Еще пример: цены на шелк-сырец резко упали, а фирма не снижает своих цен на изделия из шелка. В данном случае она не может находиться в условиях полной конкуренции, так как механизм цен полной конкуренции вынудил бы ее понизить цены на продукты, если цена на сырье падает. Видимо, эта фирма обладает частичной монополией. Такие косвенные методы определения формы рынка извне можно применять относительно просто, и они оказываются эффективными.
5. Полная конкуренция в рамках конкурентного порядка служит не только повышению эффективности работы фирмы. Она является к тому же формой рынка, цены которого регулируют экономический процесс. Изучение централизованно управляемого хозяйства показало, что даже в этих условиях конкуренция используется для улучшения результатов хозяйственной деятельности. С этой целью нередко организуются соревнования между отдельными предприятиями, предприятия отмечаются премиями по достигнутым результатам, организуется соревнование между рабочими, предусматриваются особые отличия за высокие показатели труда. Конкуренция используется как средство повышения конечных результатов труда, в то время как регулирование экономического процесса осуществляется центральными плановыми органами.
Но в условиях конкурентного порядка как раз регулирование экономического процесса осуществляется через цены полной конкуренции и планы многочисленных домашних хозяйств и предприятий, которые ориентируются на эти цены. Регулированию экономического процесса и повышению конечных результатов труда должна способствовать полная конкуренция в рамках конкурентного порядка.
6. Можно также попытаться определить понятие конкурентного порядка с другой стороны, а именно путем сравнения с правовым государством. Как правовое государство, так и конкурентный порядок должны создавать такие рамки, в которых свободная деятельность одного индивида ограничивается сферой свободы другого, в результате чего сферы свободы людей приводятся в состояние равновесия. И в самом деле, воля к установлению и поддержанию конкурентного порядка тесно связана с волей к свободе.
Однако желания увидеть эту волю реализованной так же недостаточно, как и простого одобрения правового государства, а также одной только надежды на его установление. Дом нужно строить, а его план надлежит разработать.
III. «Принцип» и «момент»
1. Эффект принятия любого политико-экономического акта — будь то принятие закона о картелях, изменение действующего закона об эмиссионных банках, издание постановления о посредничестве в найме рабочей силы или иного рода распоряжения — зависит, как следует констатировать, от экономического порядка, в условиях которого он принимается. Любая политико-экономическая мера обретает смысл только в рамках общего плана построения экономического порядка. Одновременно осуществление такой меры влечет за собой относительно большие или небольшие изменения самого экономического порядка.
Следовательно, каждый отдельно взятый политико-экономический акт должен приниматься с учетом того экономического порядка, которому отдается предпочтение. Если есть намерение создать экономический порядок типа, характерного для централизованно Управляемого хозяйства, то аграрная политика будет ориентирована на централизованное регулирование сельскохозяйственного производства, например, путем создания в этой отрасли принудительных сельскохозяйственных объединений, управляемых государством; будет создаваться монополия внешней торговли; промышленные предприятия станут объединяться в крупные концерны. Аналогичные политико-экономические акты в условиях конкурентного порядка не имели бы никакого смысла, и проведение их в жизнь имело бы разрушительные последствия.
Принятие общего решения, связанного с проведением политики порядков, следовательно, должно предшествовать реализации отдельно взятых политико-экономических мер, если только вообще следует проводить в жизнь рациональную экономическую политику. Как оказалось, это — то требование, которое обусловливается опытом, накопленным в процессе реализации экономической политики, а не какой-либо доктриной. Возможности достаточного упорядочения современной индустриализированной экономики оказались весьма ограниченными. Только конкурентный порядок, которому под силу решить проблему политики порядков, отвечает существенным критериям и требованиям сложившейся общей исторической ситуации. Если же общее решение принимается в пользу последнего, то возникает вопрос: что необходимо предпринять для реализации данного решения?
2. С началом поиска ответа на данный вопрос возникает дилемма. Соответствующее конкретное положение отдельно взятой страны должно быть учтено в экономической политике. К примеру, нынешняя политическая обстановка в США отличается от политической ситуации в Англии, равным образом различаются между собой экономическое положение и реально существующее политико-экономическое законодательство этих стран. Установление в той или иной стране конкурентного порядка потребовало бы принятия совершенно различных конкретных мер. И здесь и там ранжирование политико-экономических проблем, диктуемое ситуацией, также было бы различным. В то же время совершенно иной является обстановка в Германии или Франции. В каждой стране сложились различные исходные ситуации, различные соотношения властей, существуют совершенно разные возможности для экономической политики, возникают разные частные задачи. Экономическую политику нельзя отделять от соответствующего исторически обусловленного положения страны. Невозможно разработать всеобъемлющий свод политико-экономических законов, приемлемый для всех без исключения стран. Если бы предпринимались попытки вычеркнуть историю, как этого хотел Руссо, то они терпели бы неудачу, столкнувшись с фактами. Установление и поддержание конкурентного порядка требует, таким образом, принятия различных, обуславливаемых историческим «моментом» политико-экономических мер. Исторически обусловленные ситуации, которые сложатся, скажем, в 1960 и 1980 гг. в различных частях света, окажутся разнородными. Как же можно в таком случае высказать нечто общезначимое по поводу установления и поддержания такого порядка?
Но насколько неправильно было бы оставлять без должного внимания исторический момент с его особыми соотношениями властей и многочисленными факторами, не поддающимися учету, настолько же опасным явился бы отказ от принципиальных соображений и возврат к роковой ошибке прошлого с его пунктуально непринципиальной экономической политикой. Тот, кто полагает, что торговую, ценовую, патентную, аграрную политику и вообще экономическую политику можно проводить пунктуально, руководствуясь впечатлениями дня, как нам известно, абсолютно заблуждается. В таком образе действий кроется главная причина нынешнего бедственного положения с экономической политикой.
Экономическая политика обнаруживает склонность впадать либо в нереалистическое доктринерство, которое не учитывает соответствующую историческую ситуацию, либо в непринципиальный пунктуализм, превращающий экономическую политику в хаос не связанных между собой или противоречивых мер. В любом случае цель не достигается.
3. Как же преодолеть эту дилемму? Кратко говоря, если четко отграничивать сам принцип от его применения в конкретном историческом моменте.
Дело в том, что из экономической и политико-экономической действительности последних 150 лет можно вывести определенные принципы, которые должны быть претворены в жизнь, если предстоит установить конкурентный порядок. Поскольку полная конкуренция постоянно реализуется, существует возможность обозначить те условия, в которых она претворялась и может быть претворена в жизнь. Именно так вырабатываются принципы. Они не выводятся дедуктивным методом из аксиом и, разумеется, не противопоставляются истории. Скорее они формулируются путем глубокого осмысления истории, в первую очередь экономической политики и опыта, накопленного при ее проведении. Они носят практический характер. Следовательно, в них содержатся требования общего порядка и их выполнение необходимо для достижения цели. Таким образом, они позволяют экономической политике, к примеру, антимонопольной и торговой политике, осуществить выбор из ряда имеющихся возможностей.
Подобные принципы политико-экономической деятельности, например принцип открытых рынков или принцип неизменности экономической политики, нужны для того, чтобы отдельно взятые политико-экономические акты рациональным образом переплетались между собой. Подобно тому как строитель для того, чтобы возвести дом, должен знать законы статики, лицу, проводящему в жизнь экономическую политику, должны быть знакомы принципы, необходимые для строительства in concretо здания конкурентного порядка. В других областях жизни также не будет возможности устанавливать конкретный рациональный порядок, если окажутся неразработанными аналогичные принципы, например принципы правового и государственных порядков. Остается признать правоту старой истины, гласящей, что порядок рушится там, где имеет место нарушение принципов.
4. Для установления желаемого порядка эти принципы должны находить применение в конкретный исторический момент. Их использование представляет собой особое достижение и в каждом отдельном случае требует глубокого осмысления. В какой последовательности и как должны были, скажем, в Германии 1948 г., осуществляться меры валютной, внешнеторговой, банковской и антимонопольной политики с тем, чтобы привести в движение механизм цен, было особым вопросом, который требовал применения этих принципов к конкретной ситуации. Применительно к историческому моменту происходит приведение их в соответствие с разнообразием и подвижностью вещей.
Аналогичным образом наука о государстве разработала принцип разделения властей, который позднее по-разному был претворен в жизнь многими государствами. Если оно должно иметь характер правого государства, то это разделение властей необходимо. Таковой была аргументация. Использование на практике данного принципа в отдельных странах и в конкретные периоды времени было различным в зависимости от сложившейся ситуации. Параллельно приведем и мы свою аргументацию. Если должен быть установлен конкурентный порядок, следует применять разрабатываемые принципы. Подобно тому, как принцип разделения властей возник на базе исторического опыта злоупотребления органов исполнительной власти, принципы, реализация которых способствует установлению конкурентного порядка, были сформулированы, исходя из накопленного политико-экономического и экономического опыта. Как оказалось, принцип laissez-faire не устанавливает конкурентного порядка. Необходимы другие принципы.
Итак, существует возможность решить главную проблему современной политики порядков: необходимо разработать определенные принципы действий, а с другой стороны, их применение, обеспечивающее постоянно меняющийся эффект совершенно иного характера. Прежде, когда экономическому порядку предоставлялась возможность развиваться, было проще. В сложном мире с развитой техникой, промышленностью и большими массами людей следует поступать по-иному. Прежде всего, нам необходимо привыкнуть к тому, чтобы проводить различия между «принципом» и «моментом» и действовать в соответствии с этим.
5. Тем самым вопрос об установлении конкурентного порядка сужается до вопроса о принципах, использование которых каждый раз обусловливается конкретным случаем.
Какие же принципы следует использовать, чтобы установился конкурентный порядок? Впрочем, только этим вопрос еще не исчерпывается. В частности, даже тогда, когда принципы, по которым конституируется конкурентный порядок, находят полновесное применение, остается открытым целый ряд вопросов. Это вопросы двоякого рода. Во-первых, необходимо принимать в расчет то, что, несмотря на последовательное проведение политики конкурентного порядка, на отдельных рынках возникает не полная конкуренция, а другие формы рынка. Как должна относиться экономическая политика к таким отраслям производства и рынка. Это первое. Второе: опыт и научный анализ свидетельствуют о том, что регулирование экономического процесса через полную конкуренцию, несмотря на большие успехи, в определенных местах приводит к ущербу и незавершенности. Отсюда также вытекает необходимость принятия определенных политико-экономических мер при реализации становления конкурентного порядка.
Таким образом, существует две группы принципов, тесно соприкасающихся друг с другом: конституирующие и регулирующие. В первом случае речь идет об установлении конкурентного порядка (гл. XVI), во втором — о том, чтобы поддерживать его в состоянии функционирования (гл. XVII).
Глава XVI