Ожидание от порядка собственности решения социальными и политико-экономических вопросов явилось фундаментальной ошибкой политико-экономической дискуссии и экономической политики XIX — начала XX в. Тем самым политическая активность оказалась сориентированной в неверном направлении, о чем речь уже шла. Но даже если к основной проблеме экономической политики следует подходить с совершенно другой стороны, то и тогда вопрос собственности имеет большое политико-экономическое значение не только потому, что коллективная собственность на важные части производственного аппарата представляет собой исключительно эффективный инструмент господства в руках руководящего слоя, но и потому, что она неизбежно связана с централизованным регулированием экономического процесса и порождает социальные проблемы, которые невозможно решить.
Правда, отдельные социал-теоретики придерживаются мнения, что в государстве, в котором существует коллективная собственность, может и должен быть установлен конкурентный порядок1. Выше уже говорилось о нереальности осуществления данных предложений. Это обосновывается тем, что государство едва выпустит из своих рук регулирование всех тех механизмов, которые принадлежат ему. По меньшей мере оно претендовало бы на управление капиталовложениями, что привнесло бы внутренний разлад в совокупный экономический процесс.
Кроме того, большое значение имеет еще одна точка зрения. Далее если государство и отказалось бы от своей власти на осуществление регулирования, руководители предприятий не стали бы действовать так, как поступают предприниматели в рамках конкурентного порядка. На каждом предприятии ежедневно существует бесчисленное множество возможных комбинаций средств производства. Оптимальная комбинация этих средств требует быстрого принятия решения и постоянного движения к нему «на ощупь». Если у предпринимателей не будет определенной свободы действий, в рамках которой всегда проявляются стихийные силы, то они не смогут в достаточной степени приспособиться к новым обстоятельствам, преодолевая при этом трудности и не останавливаясь2.
|
Руководитель предприятия, который получил приказ поступать по возможности экономически и который и в остальном зависит от многочисленных приказов центральных государственных органов, не может принимать разнообразные, каждый день обновляемые решения, приводя их в соответствие с постоянно меняющейся ситуацией на рынках рабочей силы, рынках сбыта своей продукции и на рынках средств производства. Практика свидетельствует о необходимости иметь тонкое чутье, без которого невозможно выживание в условиях конкуренции. Как раз это качество не может быть проявлено чиновниками в рамках экономического порядка, в котором доминирует всеобщая коллективная собственность на средства производства и в которой чиновники управляют средствами производства.
В силу этого на вопрос, необходима ли частная собственность на средства производства для реализации конкурентного порядка, необходимо дать положительный ответ. Наблюдающаяся в последнее время тенденция к устранению частной собственности на средства производства все больше уводит в сторону от конкурентного порядка. Частная собственность является одной из предпосылок конкурентного порядка.
|
Принцип не исключает того, что отдельные предприятия могут находиться в руках государства, например государственные лесничества, государственные угольные шахты или банки — наряду с частными. До тех пор пока такие государственные предприятия вписываются в рынки, работающие в условиях конкуренции, а государственные субсидии этим предприятиям не нарушают процесс ценообразования на рынках, существование последних в условиях конкурентного порядка допустимо.
2. И наоборот, означает ли институт частной собственности сам по себе гарантию установления конкурентного порядка? Очевидно, нет. Ведь знакомство с реальным положением вещей показывает' что частная собственность совместима с самыми различными экономическими порядками. Если, скажем, в «собственном натуральном хозяйстве» осуществляется весь хозяйственный процесс, то частная собственность представляет собой нечто совсем иное, чем в том случае, когда в рамках экономического порядка рыночного типа частный собственник соляного рудника или железной дороги занимает монопольное положение на рынках соли или транспортных услуг. Опять же другим является содержание права собственности, если обувные фабрики, находящиеся в частной собственности, находятся на рынках в состоянии конкуренции между собой. Оно вновь будет иным, если частная собственность связана с регулированием, присущим централизованно управляемой экономике, например в сфере производства обуви.
Еще один конкретный пример. Крупный частный автомобильный завод, расположенный в небольшом городе, является основным, то есть частично монополистическим, потребителем рабочей силы. Здесь частная собственность обеспечивает существенные властные позиции именно потому, что сам частный собственник является частичным монополистом-покупателем. Те властные позиции, которые видят перед собой рабочие, укрепятся еще больше, если автомобильный завод, от которого они зависят, станет неотъемлемой составной частью централизованно управляемой экономики. Здесь речь идет о конкретном случае, который периодически реализовывался в Германии. Автомобильный завод оставался в частной собственности, но регулирование производства автомашин, а также рабочей силы было передано государственным плановым органам. Теперь рабочие были привязаны к заводу путем принудительного привлечения к отбыванию трудовой повинности. Они стали зависеть от плановых органов, регулировавших экономический процесс, а именно в рамках экономического порядка, в котором централизованное регулирование было связано с частной собственностью. В корне иной является ситуация, когда в другом месте многочисленные машиностроительные и автомобильные заводы и т.д. предъявляют спрос на рабочую силу в условиях конкуренции между собой и заключаются свободные трудовые договоры. В этом случае доминирующее по отношению к рабочим положение потребителей подрывается, а экономическое и социальное содержание понятия частной собственности меняется.
|
Итак, в зависимости от формы рынка частная собственность приобретает совершенно различный характер, и в зависимости от этого меняется функция права собственности. Анализ показал, что частная собственность в монополистических формах рынка приводит к тяжелым потерям. Частные собственники фабрик или частные концерны, синдикаты и союзы предпринимателей, используя преимущества, которые предоставляет им частная собственность, осуществляли власть, направленную против интересов рабочих, потребителей, конкурентов. Эта власть была столь велика, что гарантий правового государства оказалось недостаточно для ее ограничения. Поэтому было понятно, что многие критики господствовавшего в XIX и начале XX в. экономического порядка критиковали прежде всего частную собственность на средства производства. Нередко такая практика была справедливой.
Необходимо четко и ясно видеть конфликт, существующий между необходимостью такого института и его проблематикой. На протяжении почти двух столетий складывалась устойчивая привычка обращать одностороннее внимание лишь на потери и делать из критики частной собственности вывод о необходимости внедрения коллективной собственности. Уже Руссо объяснял, что «каждый индивид со всеми своими правами должен раствориться в совокупности». «Каждый должен целиком посвящать себя этому, причем со всем тем, что с этим связано, отдавать себя самого и все свои силы, к каковым относится и его состояние, которым он, быть может, располагает»1. И даже Мирабо в 1789 г. критически высказывался по поводу того, что «члены имущих классов являются агентами или управляющими общественного организма». Когда позже Маркс выдвинул в адрес «капиталистической собственности на средства производства» в общем виде упрек в эксплуатации, то он упустил из виду то, чего как раз нельзя оставлять без внимания, а именно что частная собственность в зависимости от формы рынка каждый раз означает нечто совсем другое. Существенный вопрос заключается в том, могут ли быть реализованы формы рынка и денежные системы, в рамках которых «эксплуатация» невозможна и которые, следовательно, не ведут к концентрации власти и в которых совокупный экономический процесс приводится в состояние равновесия. Иначе говоря: каким образом частная собственность может стать полезным в экономическом и социальном отношении инструментом установления порядка?
3. Для решения этого неотложного вопроса необходимо уяснить себе, какое содержание должно иметь понятие частной собственности, если она должна выполнять свое народнохозяйственное предназначение. В конкурентной экономике «механизм цен подобен радиоустановке: с одной стороны, тысячи обладающих покупательной способностью потребителей высказывают через микрофон свои пожелания. С другой — тысячи собственников предприятий получают имеющие силу советы, каким образом они могут на частнохозяйственной основе с выгодой для себя осуществлять свое право собственности. Но сами не зная того, они одновременно получают предписание, как им следует осуществлять его правильно и в народнохозяйственном отношении. Частный собственник станет принимать свои решения, касающиеся как направления производственного процесса и выбора технологии производства, так и объема производства, в соответствии с этими указаниями. Если ему не удастся по крайней мере на длительное время обеспечить средний диспозитивный уровень производства, то механизм полной конкуренции безжалостно лишит его полномочий распоряжаться средствами производства.
...Тем самым частная собственность в условиях полной конкуренции означает:
а) свободу и полномочия распоряжаться на службе народного хозяйства;
б) практическую невозможность за счет общества ограничивать свободу и право других собственников быть распорядителями.
В условиях полной конкуренции между частными собственниками предприятий существует состояние равновесия в распределении экономической власти»1.
Однако это имеет силу в той мере, в какой частная собственность действительно совместима с конкуренцией. Это не имеет силы, если здесь возникают монополистические структуры спроса и предложения в самых различных своих проявлениях. Ведь подобные властные структуры искажают народнохозяйственный смысл частной собственности и, находясь в противоречии с целями всей системы, наносят серьезный ущерб экономическому процессу. Тогда влияние частной собственности носит действительно антисоциальный характер.
Лишь в рамках конкурентного порядка имеет силу часто упоминаемая посылка о том, что частная собственность приносит пользу не только ее собственнику, но и тому, кто не является таковым. Это происходит в действительности за счет высокой экономической эффективности конкурентного порядка, а также за счет того, что различные частные собственники конкурируют между собой, а ищущие работу люди видят перед собой многочисленные возможности и не пребывают в односторонней зависимости.
Итак, подобно тому как частная собственность на средства производства является предпосылкой конкурентного порядка, так и конкурентный порядок является предпосылкой тому, что частная собственность на средства производства не ведет к экономическим и социальным неурядицам. Частная собственность на средства производства нуждается в контроле со стороны конкуренции. Здесь исключительно важна интердепенденция всех политико-экономических мер. Если остальные принципы, применение которых влияет на реализацию конкурентного порядка, на самом деле будут соблюдены, то это означает, что частная собственность на средства производства и свободное распоряжение ими обладают важной социальной функцией и функцией политики порядков. Если прочие принципы не будут учитываться, если возникнут монополии и если, следовательно, будет отсутствовать контроль со стороны конкуренции, то полномочия распоряжаться частной собственностью должны быть ограничены.
4. Напрашивается мысль проанализировать связи, существующие между порядком собственности и другими человеческими порядками, например с общественным или государственными порядками. При этом постоянно проявлялось бы, что частная собственность является обязательной предпосылкой сохранения частной сферы свобод. Если вообще доминирует коллективная собственность на средства производства, то устанавливается огромная, подавляющая свободу человека экономическая власть, противостоящая каждому отдельно взятому индивиду. Эта зависимость приводит к тому, что положение отдельно взятого индивида в общественном порядке становится малозначащим и зависимым. Аналогичная картина наблюдается и в государстве. Самостоятельности лишены как подневольные люди, так и функционеры с чиновниками.
Здесь под специфическим углом зрения обнаруживается то, какое место конкурентный порядок занимает в интердепенденции 'различных порядков. Только конкурентный порядок в состоянии на длительное время сделать приемлемой частную собственность рамках современной индустриальной экономики. Однако частная собственность является опять же предпосылкой свободного государственного и общественного порядков.