1. Пророки противопоставляют свои пророческие видения безрадостной действительности, тем самым увлекают за собой массы и завоевывают власть.
Но пророчество и видения не наше дело. В современном индустриализированном мире существует жизненно важная проблема политики порядков, решение которой требует проведения в высшей степени трезвого анализа. Оказывается, что эта экономическая проблема политики порядков может быть решена с помощью конкурентного порядка. Но в отличие от пророков мы должны оставаться достаточно трезвомыслящими людьми, чтобы видеть недостатки и опасности относительно наилучшего решения. Конкурентный порядок обладает недостатками и таит в себе опасности. Но простой констатации наличия недостатков и существования опасностей еще недостаточно. Их установление является основой разработки последующих регулирующих принципов, которые устраняют или уменьшают эти недостатки и опасности.
2. В условиях полной конкуренции анонимный экономический процесс распределяет между людьми их доходы и спрос этих получателей доходов через механизм цен регулирует производственный процесс. Именно здесь и развернулась критика. Заработная плата, проценты, рента и прибыль предпринимателей формируются — таковы аргументы — в рамках полной конкуренции в принудительном порядке. И распределение происходит, таким образом, не на основе этических точек зрения, оно предоставляется автоматизму, безразличному к этике. Как же может проявиться в таком случае социальная справедливость? Мы уже затрагивали эту проблему. Выяснилось, что распределение социального продукта с помощью механизма цен полной конкуренции, несмотря на многочисленные недостатки, все же лучше распределения на основе произвольных решений частных или общественных властных структур.
|
3. Но и этот механизм распределения также оставляет открытыми многие вопросы и нуждается в корректировке. Возникают существенные различия в распределении покупательной способности, что определяет ориентированность производства на удовлетворение относительно незначительных потребностей, в то время как насущные потребности других получателей доходов остаются неудовлетворенными. Неравенство доходов приводит к тому, что предметы роскоши уже производятся, а насущные потребности домашних хозяйств с незначительными доходами требуют своего удовлетворения. Следовательно, здесь в распределение, которое осуществляется в условиях конкурентного порядка, необходимо внести поправки2.
4. Для частичного внесения таких поправок можно использовать, например, налоговую политику. Именно в этом заключается смысл системы прогрессивных налогов. Как известно, при проведении той политики обеспечения полной занятости, какая имеет место, скажем, в Англии и в Америке, также используется этот инструмент. Но те, кто проводит в жизнь эту политику, имеют совсем иную цель. Они хотят воспрепятствовать чересчур активному накоплению. Поэтому в высоких доходах, большая часть которых, как показывает опыт, идет на накопления, они усматривают опасность. Мы уже говорили об этом в другой связи. Правда, такая налоговая политика позволяет получить результат, которого как раз и следовало бы избежать, а именно ограничение инвестиций.
|
Прогрессия подоходного налога в рамках конкурентного порядка имеет совершенно иной, а именно социальный смысл. В этих рамках она должна корректировать процесс распределения. Тем самым обозначаются границы этого прогрессивного налога. Прогрессия не должна заходить так далеко, чтобы в итоге уменьшалась склонность к инвестированию. Приведем хотя бы один пример. План капитальных вложений может предусматривать возможность получения прибыли в размере 300 000 марок в год. Но существует также риск того, что при определенных условиях могут возникнуть потери в размере 100 000 марок. Если при получении прибыли, равной 300 000 марок, на налоги уйдет примерно 280 000 марок, то представляется невероятным, что капиталовложения вообще будут осуществляться. Дело в том, что предприниматель видит здесь весьма скромные возможности получения прибыли и сравнительно большие шансы понести убытки. Следовательно, чтобы сохранить функциональную способность конкурентного порядка, следует ограничивать прогрессию в налогообложении. Насколько необходима таковая с социальной точки зрения, настолько необходимо также и то, чтобы эта прогрессия не создавала угрозу капиталовложениям. В принципе тем самым обозначены верхняя и нижняя границы ее. Где же эти границы проходят in concretjo должна нащупывать финансовая политика отдельных стран.