II. Политика в области доходов




1. Пророки противопоставляют свои пророческие видения без­радостной действительности, тем самым увлекают за собой массы и завоевывают власть.

Но пророчество и видения не наше дело. В современном индуст­риализированном мире существует жизненно важная проблема по­литики порядков, решение которой требует проведения в высшей степени трезвого анализа. Оказывается, что эта экономическая про­блема политики порядков может быть решена с помощью конкурен­тного порядка. Но в отличие от пророков мы должны оставаться достаточно трезвомыслящими людьми, чтобы видеть недостатки и опасности относительно наилучшего решения. Конкурентный поря­док обладает недостатками и таит в себе опасности. Но простой констатации наличия недостатков и существования опасностей еще недостаточно. Их установление является основой разработки после­дующих регулирующих принципов, которые устраняют или умень­шают эти недостатки и опасности.

2. В условиях полной конкуренции анонимный экономический процесс распределяет между людьми их доходы и спрос этих получателей доходов через механизм цен регулирует производст­венный процесс. Именно здесь и развернулась критика. Заработ­ная плата, проценты, рента и прибыль предпринимателей форми­руются — таковы аргументы — в рамках полной конкуренции в принудительном порядке. И распределение происходит, таким об­разом, не на основе этических точек зрения, оно предоставляется автоматизму, безразличному к этике. Как же может проявиться в таком случае социальная справедливость? Мы уже затрагивали эту проблему. Выяснилось, что распределение социального про­дукта с помощью механизма цен полной конкуренции, несмотря на многочисленные недостатки, все же лучше распределения на основе произвольных решений частных или общественных власт­ных структур.

3. Но и этот механизм распределения также оставляет откры­тыми многие вопросы и нуждается в корректировке. Возникают существенные различия в распределении покупательной способно­сти, что определяет ориентированность производства на удовлет­ворение относительно незначительных потребностей, в то время как насущные потребности других получателей доходов остаются неудовлетворенными. Неравенство доходов приводит к тому, что предметы роскоши уже производятся, а насущные потребности домашних хозяйств с незначительными доходами требуют своего удовлетворения. Следовательно, здесь в распределение, которое осуществляется в условиях конкурентного порядка, необходимо внести поправки2.

4. Для частичного внесения таких поправок можно использо­вать, например, налоговую политику. Именно в этом заключается смысл системы прогрессивных нало­гов. Как известно, при проведении той политики обеспечения пол­ной занятости, какая имеет место, скажем, в Англии и в Америке, также используется этот инструмент. Но те, кто проводит в жизнь эту политику, имеют совсем иную цель. Они хотят воспрепятство­вать чересчур активному накоплению. Поэтому в высоких доходах, большая часть которых, как показывает опыт, идет на накопления, они усматривают опасность. Мы уже говорили об этом в другой связи. Правда, такая налоговая политика позволяет получить ре­зультат, которого как раз и следовало бы избежать, а именно огра­ничение инвестиций.

Прогрессия подоходного налога в рамках конкурентного по­рядка имеет совершенно иной, а именно социальный смысл. В этих рамках она должна корректировать процесс распределения. Тем самым обозначаются границы этого прогрессивного налога. Прогрессия не должна заходить так далеко, чтобы в итоге умень­шалась склонность к инвестированию. Приведем хотя бы один пример. План капитальных вложений может предусматривать возможность получения прибыли в размере 300 000 марок в год. Но существует также риск того, что при определенных условиях могут возникнуть потери в размере 100 000 марок. Если при по­лучении прибыли, равной 300 000 марок, на налоги уйдет при­мерно 280 000 марок, то представляется невероятным, что капи­таловложения вообще будут осуществляться. Дело в том, что предприниматель видит здесь весьма скромные возможности пол­учения прибыли и сравнительно большие шансы понести убытки. Следовательно, чтобы сохранить функциональную способность конкурентного порядка, следует ограничивать прогрессию в нало­гообложении. Насколько необходима таковая с социальной точки зрения, настолько необходимо также и то, чтобы эта прогрессия не создавала угрозу капиталовложениям. В принципе тем самым обозначены верхняя и нижняя границы ее. Где же эти границы проходят in concretjo должна нащупывать финансовая политика отдельных стран.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: