1. Конъюнктурная политика все больше и больше выдвигалась в центр как экономической, так и общей политики. Почему? Это вопрос, ответ на который подводит к глубоко лежащим структурным изменениям государства, общества и духовной позиции современного человека. Здесь важен лишь сам факт. Никакая экономическая политика, проводимая в каком-либо государстве, не может быть устойчивой в течение продолжительного периода времени, если только она не предотвращает длительной безработицы. Рабочие и служащие требуют безопасности. Они не хотят, чтобы над ними нависала угроза потерять свое рабочее место и у них не было возможности найти новое. Такое желание было у них и прежде. Однако ныне они требуют от государства исполнения этого желания. И это — новое явление. Еще в 1900 г. дело обстояло иначе. Раньше хозяйственную нужду рассматривали как веление судьбы, как Божье наказание, как следствие собственной вины или вины других людей. Сегодня эта ответственность переложена на государство. Причем это делается не отдельно взятым лицом, а массами и общественным мнением. Так идея, согласно которой государство должно гарантировать экономическую безопасность, стала большой исторической силой. Уже начиная с первой мировой войны идея, заключающаяся в том, чтобы требовать от государства экономической безопасности, овладела политикой и умами людей. Валютная, торговая, финансовая политика и т.д. была поставлена на службу конъюнктурной политике. До войны 1914―1918 гг. социальная идея в экономической политике уже обладала большой силой. Но с тех пор прежде всего на конъюнктурную политику переложили задачу реализовать эту идею и создать социальную защищенность. Именно в силу того, что социальная идея пронизывала всю конъюнктурную политику, последняя была передвинута в самый центр политики.
|
Но эти лихорадочные усилия привели к негативному результату. Либо не удавалось избежать кризисов и депрессий с их массовой безработицей, либо это достигалось только ценой исключительно больших жертв. В 20-е годы нашего столетия серия политико-конъюнктурных экспериментов, проводившихся в США, Германии, Англии и т.д., завершилась катастрофой, связанной с кризисом 1929—1932 гг. Здесь непосредственная неудача была вполне очевидной. И хотя в противоположность этому в ходе экспериментов политики обеспечения полной занятости, а также политики регулирования, присущего централизованно управляемой экономике, удалось избежать безработицы или преодолеть имевшуюся безработицу, успех, однако, был достигнут лишь за счет того, что клин был вышиблен клином. Одно экономическое бедствие сменялось другим. Почему же потерпели фиаско попытки конъюнктурной политики? Что же позитивного должно было произойти? Мы в своей работе также постоянно занимались этими вопросами. Ответы уже были даны. Может быть, однако, полезно еще раз кратко обрисовать общую проблему в ее политико-конъюнктурном аспекте.
2. Экономические депрессии обычно связаны со спадом инвестиционной деятельности. Одновременно проявляются диспропорциональности в рамках общего процесса. Отдельные отрасли промышленности на подъеме могут расширяться в большей степени, чем отрасли, производящие взаимодополняющие товары, — скажем, черная металлургия станет расширяться активнее, чем металлообрабатывающая отрасль. Одновременно в период депрессии дают о себе знать и другие диспропорциональности, к примеру, между накоплением и инвестированием или между отраслями производства, которые в силу технического развития обречены на спад, и отраслями, расширяющими масштабы своей деятельности. Все конкретные депрессии имеют свой индивидуальный характер. Депрессия 1901 г. имела иные черты, чем депрессия 1907 — 1908 гг. или депрессия 1929—1932 гг. Но в каждой из них всегда наблюдались сокращения масштабов инвестиционной деятельности, а также, причем в различных проявлениях, определенные диспропорциональности в рамках экономического процесса.
|
3. Из этого можно сделать вывод о том, что депрессии порождаются недостаточной склонностью к инвестированию, и мы знаем, что незначительная склонность к капиталовложениям связана с нестабильностью экономической политики, а также с тем, что нарушены соотношения цен, прежде всего соотношения между ценами на средства производства и ценами на продукты.
С другой стороны, как уже было показано, экономическому процессу недоставало способности адаптироваться, то есть способности быстро устранять диспропорциональности. Образование монополистических форм рынка способствовало закостенению механизма цен. На других рынках образовались неравновесные формы, например олигополии предложения или двусторонние частичные монополии. Таким образом, пришли к борьбе монополий, забастовкам, увольнениям. И что особенно важно: нестабильность денег послужила причиной дефляционных и инфляционных процессов, которые затрудняли ход процессов адаптации, а также в решающей степени мешали инвестиционной деятельности, особенно в условиях дефляции.
|
4. В эпоху экспериментирующей экономической политики с точки зрения конъюнктурной политики не предпринималось никаких попыток реформировать формы рынка и денежные порядки и стимулировать инвестиционную деятельность за счет неизменности экономической политики. Напротив, конъюнктурная политика экспериментов предпринимала попытки путем прямого вмешательства в экономический процесс — через политику низкого процента, кредитную экспансию, государственные заказы, фиксирование цен, валютный контроль — преодолеть или не допустить депрессий. Таким образом, была предпринята попытка заменить недостаточную частную инвестиционную деятельность государственными капиталовложениями. Однако ничего не делалось для устранения ошибок механизма регулирования, иными словами, для устранения причины большей части диспропорциональности. Эта конъюнктурная политика была автономной. По возможности она освобождалась от международных обязательств, так что это существенным образом влияло и на регулирование международного обмена.
Как мы видели, из этой политики должна была вытекать тенденция к внедрению методов регулирования, присущих централизованно управляемой экономике. Но поскольку централизованно управляемая экономика работает только с использованием глобальных оценок, здесь постоянно наблюдались узкие места, отсутствие взаимодополняющих средств производства и возникали серьезные изъяны в снабжении потребительскими товарами, как об этом свидетельствует опыт Германии и Англии последних лет.
В силу того, что такими методами причины депрессий не устраняются и в экономические порядки не могут быть встроены инструменты регулирования, которые изо дня в день влияют на создание общего равновесия, конъюнктурная политика, несмотря на все усилия, потерпела неудачу. Этим объясняется также то странное обстоятельство, что в эпоху конъюнктурной политики разразился крупнейший из всех тех кризисов, которые когда-либо переживала индустриализированная экономика, а именно кризис 1929—1932 гг. Валютная, торговая, ценовая политика и политика в области заработной платы того времени ухудшили механизм регулирования и сделали его малопригодным для приведения экономического процесса в соответствие с изменившимися данными.
Для решения проблемы колебания конъюнктуры и массовой безработицы необходимо также завершить период экспериментирования и действовать в соответствии с требованиями политики порядков. Это позволяет затронуть те точки, в которых берут свое начало депрессии. Короче говоря, это — ситуация.
5. Ход инвестиционной деятельности в рамках конкурентного порядка поддерживается за счет того, что экономическая политика становится неизменной. Соотношения цен, прежде всего соотношения цен на средства производства и цен на продукты, больше не искажаются, и в экономический порядок встраивается автоматически работающий стабилизатор денежной политики, так что до дефляций и инфляции дело не доходит. Третью денежную систему надлежит устранить.
С другой стороны, механизм цен приобретает способность выявлять и выравнивать диспропорциональности при условии, что будут использоваться конституирующие и регулирующие принципы конкурентной политики. Ни без одного из этих принципов обойтись нельзя. Например, регулирующий принцип, в соответствии с которым свободу планирования необходимо ограничивать там, где обратное воздействие деятельности руководства отдельных предприятий не ощущается, важен и с точки зрения конъюнктурной политики. Если, скажем, это препятствует тому, чтобы в результате лесохозяйственных тотальных рубок территории превращались в степь, то тем самым достигается и эффект с точки зрения конъюнктурной политики. Впрочем, и по другим принципам читатель может легко определить, какое влияние оказывают они на создание достаточного инструмента регулирования и как они способствуют установлению порядка, в котором исчезает опасность наступления депрессий и массовой безработицы.
6. Возникнет ли, помимо этого, в рамках конкурентного порядка необходимость в каких-либо других особых мерах, необходимых для ликвидации колебаний конъюнктуры? Видимо, нет.
Намного важнее тот факт, что обычная конъюнктурная политика в нашу эпоху экспериментов в длительной перспективе должна потерпеть неудачу. Здесь не поможет никакая утонченность, достигаемая, например, с помощью статистических наблюдений или централизованного планирования, базирующегося на использовании математических методов. Страна, в которой из-за существования властных группировок и нестабильного денежного порядка экономический процесс уже является неравновесным, может, как это делают сегодня США, с помощью политики низкого процента, а также кредитной экспансии поддерживать инвестиционную деятельность. Но эта конъюнктурная политика в большей степени отрицательно скажется на механизме регулирования цен, вместо неопределенности получения работы возникает неопределенность в снабжении и происходит его ухудшение. Если бы страна перешла к экономической политике централизованного управления, то снабжение потребительскими товарами ухудшилось бы еще больше. Из этого тупика, в котором находится современная конъюнктурная политика, есть лишь один выход — в качестве первоочередной задачи рассматривать встраивание в экономический порядок достаточного механизма регулирования. Общее решение в духе политики порядков должно стоять на первом месте. Каждая мера конъюнктурной политики имеет смысл только в рамках этого общего решения.
Таким образом, при проведении конъюнктурной политики проблема состоит не в том, что диспропорциональности не возникают, а в том, что есть аппарат, способный постоянно восстанавливать состояние равновесия. Такого аппарата никогда не было ни в laissez-faire, ни в политике обеспечения полной занятости, ни в централизованно управляемой экономике. Конкурентный порядок можно сравнить с организмом. Миллионы бактерий непрерывно атакуют этот организм. Он же может защитить себя только тем, что его силы противодействия всегда направлены на восстановление равновесия. В этом отношении конкурентный порядок должен реагировать как здоровый организм.