II. Конъюнктурная политика




1. Конъюнктурная политика все больше и больше выдвига­лась в центр как экономической, так и общей политики. Почему? Это вопрос, ответ на который подводит к глубоко лежащим структурным изменениям государства, общества и духовной пози­ции современного человека. Здесь важен лишь сам факт. Никакая экономическая политика, проводимая в каком-либо государстве, не может быть устойчивой в течение продолжительного периода времени, если только она не предотвращает длительной безрабо­тицы. Рабочие и служащие требуют безопасности. Они не хотят, чтобы над ними нависала угроза потерять свое рабочее место и у них не было возможности найти новое. Такое желание было у них и прежде. Однако ныне они требуют от государства испол­нения этого желания. И это — новое явление. Еще в 1900 г. дело обстояло иначе. Раньше хозяйственную нужду рассматривали как веление судьбы, как Божье наказание, как следствие собственной вины или вины других людей. Сегодня эта ответственность пере­ложена на государство. Причем это делается не отдельно взятым лицом, а массами и общественным мнением. Так идея, согласно которой государство должно гарантировать экономическую без­опасность, стала большой исторической силой. Уже начиная с первой мировой войны идея, заключающаяся в том, чтобы требо­вать от государства экономической безопасности, овладела поли­тикой и умами людей. Валютная, торговая, финансовая политика и т.д. была поставлена на службу конъюнктурной политике. До войны 1914―1918 гг. социальная идея в экономической политике уже обладала большой силой. Но с тех пор прежде всего на конъюнктурную политику переложили задачу реализовать эту идею и создать социальную защищенность. Именно в силу того, что социальная идея пронизывала всю конъюнктурную политику, последняя была передвинута в самый центр политики.

Но эти лихорадочные усилия привели к негативному результа­ту. Либо не удавалось избежать кризисов и депрессий с их мас­совой безработицей, либо это достигалось только ценой исключи­тельно больших жертв. В 20-е годы нашего столетия серия пол­итико-конъюнктурных экспериментов, проводившихся в США, Германии, Англии и т.д., завершилась катастрофой, связанной с кризисом 1929—1932 гг. Здесь непосредственная неудача была вполне очевидной. И хотя в противоположность этому в ходе экс­периментов политики обеспечения полной занятости, а также по­литики регулирования, присущего централизованно управляемой экономике, удалось избежать безработицы или преодолеть имев­шуюся безработицу, успех, однако, был достигнут лишь за счет того, что клин был вышиблен клином. Одно экономическое бед­ствие сменялось другим. Почему же потерпели фиаско попытки конъюнктурной полити­ки? Что же позитивного должно было произойти? Мы в своей рабо­те также постоянно занимались этими вопросами. Ответы уже были даны. Может быть, однако, полезно еще раз кратко обрисовать об­щую проблему в ее политико-конъюнктурном аспекте.

2. Экономические депрессии обычно связаны со спадом инвести­ционной деятельности. Одновременно проявляются диспропорцио­нальности в рамках общего процесса. Отдельные отрасли промыш­ленности на подъеме могут расширяться в большей степени, чем от­расли, производящие взаимодополняющие товары, — скажем, чер­ная металлургия станет расширяться активнее, чем металлообраба­тывающая отрасль. Одновременно в период депрессии дают о себе знать и другие диспропорциональности, к примеру, между накопле­нием и инвестированием или между отраслями производства, кото­рые в силу технического развития обречены на спад, и отраслями, расширяющими масштабы своей деятельности. Все конкретные де­прессии имеют свой индивидуальный характер. Депрессия 1901 г. имела иные черты, чем депрессия 1907 — 1908 гг. или депрессия 1929—1932 гг. Но в каждой из них всегда наблюдались сокращения масштабов инвестиционной деятельности, а также, причем в раз­личных проявлениях, определенные диспропорциональности в рам­ках экономического процесса.

3. Из этого можно сделать вывод о том, что депрессии порожда­ются недостаточной склонностью к инвестированию, и мы знаем, что незначительная склонность к капиталовложениям связана с не­стабильностью экономической политики, а также с тем, что наруше­ны соотношения цен, прежде всего соотношения между ценами на средства производства и ценами на продукты.

С другой стороны, как уже было показано, экономическому про­цессу недоставало способности адаптироваться, то есть способности быстро устранять диспропорциональности. Образование монополи­стических форм рынка способствовало закостенению механизма цен. На других рынках образовались неравновесные формы, на­пример олигополии предложения или двусторонние частичные мо­нополии. Таким образом, пришли к борьбе монополий, забастов­кам, увольнениям. И что особенно важно: нестабильность денег по­служила причиной дефляционных и инфляционных процессов, ко­торые затрудняли ход процессов адаптации, а также в решающей степени мешали инвестиционной деятельности, особенно в услови­ях дефляции.

4. В эпоху экспериментирующей экономической политики с точки зрения конъюнктурной политики не предпринималось ника­ких попыток реформировать формы рынка и денежные порядки и стимулировать инвестиционную деятельность за счет неизменно­сти экономической политики. Напротив, конъюнктурная политика экспериментов предпринимала попытки путем прямого вмеша­тельства в экономический процесс — через политику низкого про­цента, кредитную экспансию, государственные заказы, фиксирование цен, валютный контроль — преодолеть или не допустить депрессий. Таким образом, была предпринята попытка заменить недостаточную частную инвестиционную деятельность государст­венными капиталовложениями. Однако ничего не делалось для устранения ошибок механизма регулирования, иными словами, для устранения причины большей части диспропорциональности. Эта конъюнктурная политика была автономной. По возможности она освобождалась от международных обязательств, так что это существенным образом влияло и на регулирование международно­го обмена.

Как мы видели, из этой политики должна была вытекать тен­денция к внедрению методов регулирования, присущих централи­зованно управляемой экономике. Но поскольку централизованно управляемая экономика работает только с использованием гло­бальных оценок, здесь постоянно наблюдались узкие места, отсут­ствие взаимодополняющих средств производства и возникали серьезные изъяны в снабжении потребительскими товарами, как об этом свидетельствует опыт Германии и Англии последних лет.

В силу того, что такими методами причины депрессий не уст­раняются и в экономические порядки не могут быть встроены ин­струменты регулирования, которые изо дня в день влияют на со­здание общего равновесия, конъюнктурная политика, несмотря на все усилия, потерпела неудачу. Этим объясняется также то стран­ное обстоятельство, что в эпоху конъюнктурной политики разра­зился крупнейший из всех тех кризисов, которые когда-либо пе­реживала индустриализированная экономика, а именно кризис 1929—1932 гг. Валютная, торговая, ценовая политика и политика в области заработной платы того времени ухудшили механизм ре­гулирования и сделали его малопригодным для приведения эконо­мического процесса в соответствие с изменившимися данными.

Для решения проблемы колебания конъюнктуры и массовой безработицы необходимо также завершить период экспериментиро­вания и действовать в соответствии с требованиями политики по­рядков. Это позволяет затронуть те точки, в которых берут свое на­чало депрессии. Короче говоря, это — ситуация.

5. Ход инвестиционной деятельности в рамках конкурентного порядка поддерживается за счет того, что экономическая политика становится неизменной. Соотношения цен, прежде всего соотноше­ния цен на средства производства и цен на продукты, больше не ис­кажаются, и в экономический порядок встраивается автоматически работающий стабилизатор денежной политики, так что до дефля­ций и инфляции дело не доходит. Третью денежную систему надле­жит устранить.

С другой стороны, механизм цен приобретает способность выяв­лять и выравнивать диспропорциональности при условии, что бу­дут использоваться конституирующие и регулирующие принципы конкурентной политики. Ни без одного из этих принципов обойтись нельзя. Например, регулирующий принцип, в соответствии с кото­рым свободу планирования необходимо ограничивать там, где об­ратное воздействие деятельности руководства отдельных предприя­тий не ощущается, важен и с точки зрения конъюнктурной полити­ки. Если, скажем, это препятствует тому, чтобы в результате лесохозяйственных тотальных рубок территории превращались в степь, то тем самым достигается и эффект с точки зрения конъюнктурной политики. Впрочем, и по другим принципам читатель может легко определить, какое влияние оказывают они на создание достаточно­го инструмента регулирования и как они способствуют установле­нию порядка, в котором исчезает опасность наступления депрессий и массовой безработицы.

6. Возникнет ли, помимо этого, в рамках конкурентного порядка необходимость в каких-либо других особых мерах, необходимых для ликвидации колебаний конъюнктуры? Видимо, нет.

Намного важнее тот факт, что обычная конъюнктурная поли­тика в нашу эпоху экспериментов в длительной перспективе дол­жна потерпеть неудачу. Здесь не поможет никакая утонченность, достигаемая, например, с помощью статистических наблюдений или централизованного планирования, базирующегося на исполь­зовании математических методов. Страна, в которой из-за сущест­вования властных группировок и нестабильного денежного поряд­ка экономический процесс уже является неравновесным, может, как это делают сегодня США, с помощью политики низкого про­цента, а также кредитной экспансии поддерживать инвестицион­ную деятельность. Но эта конъюнктурная политика в большей степени отрицательно скажется на механизме регулирования цен, вместо неопределенности получения работы возникает неопреде­ленность в снабжении и происходит его ухудшение. Если бы страна перешла к экономической политике централизованного уп­равления, то снабжение потребительскими товарами ухудшилось бы еще больше. Из этого тупика, в котором находится современ­ная конъюнктурная политика, есть лишь один выход — в качест­ве первоочередной задачи рассматривать встраивание в экономи­ческий порядок достаточного механизма регулирования. Общее решение в духе политики порядков должно стоять на первом ме­сте. Каждая мера конъюнктурной политики имеет смысл только в рамках этого общего решения.

Таким образом, при проведении конъюнктурной политики про­блема состоит не в том, что диспропорциональности не возникают, а в том, что есть аппарат, способный постоянно восстанавливать со­стояние равновесия. Такого аппарата никогда не было ни в laissez-faire, ни в политике обеспечения полной занятости, ни в централи­зованно управляемой экономике. Конкурентный порядок можно сравнить с организмом. Миллионы бактерий непрерывно атакуют этот организм. Он же может защитить себя только тем, что его силы противодействия всегда направлены на восстановление равновесия. В этом отношении конкурентный порядок должен реагировать как здоровый организм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: