1. В большинстве стран, особенно великих держав, сегодня государство находится на стадии быстрого перехода к централизму, причем судебная практика и парламенты оттесняются на задний план, а бюрократия приобретает перевес. И все же самой важной отличительной чертой развития государства в XX в. является расширение масштабов деятельности государства и одновременное падение его авторитета.
Нет необходимости в изложении того, как расширилась сфера деятельности государства именно в экономической и социальной областях: в регулировании трудовых отношений, производства, внешней торговли, обеспечении капиталами и т.п. Это увеличение масштабов и рост интенсивности деятельности государства, кажущегося весьма могущественным, но на деле являющегося зависимым, затушевывают падение его авторитета. В большинстве случаев недостаточно четко представляют себе, сколь важное, зачастую решающее, но неконтролируемое влияние на формирование воли государства оказывают промышленные, сельскохозяйственные и торговые объединения, крупные полные или частичные монополии, концерны и профсоюзы1. Так, в Конституции США ничего не говорится о профсоюзах. Однако американские профсоюзы фактически являются решающей государственно-политической так как последние не одобряли правительственной политики в области заработной платы, или под влиянием промышленных властных группировок, желавших проведения иной торговой политики. В Германской империи в период между 1919 и 1932 гг. влияние главных союзов промышленников было настолько сильным, что оно на длительное время сделало невозможным осуществление эффективного контроля над деятельностью картелей. Лассалъ по этому поводу говорит о «реальной конституции» страны, которая может существенно отклоняться от написанной конституции. Более точно то же самое обстоятельство — по аналогии с парными понятиями «экономическое конституирование» и «экономический порядок», — видимо, можно было бы обозначить следующим образом: «государственный порядок» в большинстве случаев существенно расходится с «государственной конституцией». Общие решения, которые находят свое отражение в конституциях, не имеют успеха. Зато созданные в соответствии с конституцией властные структуры, например парламент, низлагаются в пользу властных сил, которые стоят вне конституции и преследуют свой индивидуальный интерес. Начинает создаваться неофеодальная ситуация. На государственном уровне также возникают групповая анархия и плюрализм.
|
2. Этот распад государства происходит двояким образом: с одной стороны, это имеет место тогда, когда заинтересованные группы определяют его политику, а именно в зависимости от того, действуют ли отдельно взятые властные группировки или совокупность нескольких подобных группировок, — например, если союзы промышленников и профсоюзы выступают единым фронтом по таким вопросам, как повышение пошлин или установление запрета на импорт. Эти властные или господствующие группировки оказывают влияние как на законодательные органы, парламенты, так и на судебную практику, министерства и другие органы центрального управления. Зависимость от давления властных группировок — вот та картина, которую представляет собой нынешнее государство.
|
Но одновременно потеря авторитета государства проявляется в том, что сами властные группировки берут на себя определенные полномочия, которые прежде находились в руках государства. Пример из области торговой политики может наглядно продемонстрировать это. Брюссельская сахарная конвенция 1912 г. была заключена соответствующими органами стран-участниц. Однако примерно через 20 лет полномочные представители союзов сахарной промышленности договорились в Брюсселе о подписании международного соглашения по сахару, датированного 1931 г. На место государства и его чиновников пришла промышленная властная группировка, руководители которой были легитимированы государством. Аналогичные изменения произошли и в других отраслях промышленности, как, например, в черной металлургии или в промышленности по производству искусственного шелка, в которых государственную торговую политику заменили международные переговоры и соглашения картелей. Международные пулы по олову, каучуку, пшенице и другим товарам, как правило, находятся под влиянием заинтересованных группировок или даже определяются ими. Нигде экономические групповые интересы не добивались своего признания с такой решительностью, как в сфере международных экономических отношений.
Но такое принятие на себя государственных полномочий частными властными группировками заходит намного дальше и, пожалуй, скорее в силу той самодержавности, с которой утверждалось автономное право общих условий заключения сделок. Каждое домашнее хозяйство и каждый завод или фабрика постоянно переживают заново странное противоречие. С одной стороны, наблюдается исключительная полнота полномочий государства, которое вмешивается в повседневную жизнь через трудовые договоры, рационирование товаров, принудительное страхование и т.д. С другой — тот факт, что в отношениях с банками, транспортными предприятиями, промышленными фирмами и т.п. право, созданное самой экономикой, оттесняет в сторону право, установленное государством, и тем самым подрывает авторитет государства.
|
Конечно, не только с помощью общих условий заключения сделок экономические властные группировки сужают или выхолащивают государственные полномочия. Нам знакомы уже и другие методы, если, например, государство узаконивает свободный доступ к занятию промыслом, после чего частные властные структуры, скажем синдикаты, используя средства недобросовестной конкуренции, делают невозможным учреждение новых фирм и тем самым практически лишают силы государственный закон.
3. Такое развитие государства в 20-м столетии вновь и вновь напоминает исследователю описание средневековой феодальной системы. «В то время как феодалы и общины снаряжаются государственной властью, с которой они обращаются как с некоей разновидностью частного имущества, в государстве ему начинают противостоять публично-правовые личности, наделившие себя правом, которое не подпадает под действие конституции государства. Весьма далекие от того, чтобы рассматривать себя как органы вышестоящей совокупности, эти лица видят в государстве, как правило, лишь неудобного феодала, незначительные полномочия которого находятся под ревностным контролем вассалов». Таким изображал Йеллинек положение во Франции в эпоху Капетингов. «Властитель не противостоял однообразной массе подданных, как в современном государстве. Он лишь являлся как бы вершиной пирамиды суверенов: княжеских и других родовитых вассалов, духовных вассалов, городских властей» (Г. Риттер)1. Однако нынешняя феодальная система в деталях резко отличается от тогдашней. Прежде нередко весьма действенными были моральные обязательства преданности между королем и феодалами, хотя часто также пренебрегали ими. Сегодня отношение властных группировок к государству представляет собой в большинстве случаев самые настоящие игры во власть. Но при всех различиях ситуации тогда и сегодня, при всех различиях современной феодальной системы в Америке, Англии, Франции, Германии и в других странах явным остается одно: повсюду речь идет о подрыве авторитета государства частными силами, представляющими частные интересы. А своеобразие современного исторического развития состоит как раз в том, что с этой потерей авторитета тесно связана быстрая экспансия деятельности государства.
И все же совсем иное, чем в средние века, государство с единым и последовательным формированием своей воли и с четко очерченной сферой деятельности необходимо сегодня для того, чтобы создавать и поддерживать экономические порядки для гигантского и базирующегося на разделении труда процесса индустриализированной экономики, без которого люди уже не могут больше жить. Поэтому государственная групповая анархия порождает в наши дни более опасные последствия, чем в прошлом. То, что раньше можно было претерпеть, сегодня невыносимо. Создается впечатление, что вся экономическая политика поставлена под сомнение, поскольку государство как сила, устанавливающая порядок, оказывается несостоятельным.
4. Однако и здесь проявляется анахронизм идей. Имеется в виду не то государство, в котором живут и в общении с которым приобретают повседневный опыт, а такое государство, каким его представляли себе, зачастую идеализируя его, прошлые поколения.
Гегель охарактеризовал государство как «реальность нравственной идеи». А Шмоллер еще в 1872 г. говорил, что государство есть «самый замечательный нравственный институт воспитания рода человеческого»2. В противоположность этому необходимо всегда иметь ясное представление о том, насколько мало современное государство, и прежде всего тогда, когда оно является великой державой, ощущает себя привязанным к нравственным нормам. В XIX в. моральный конфликт, в который попадал государственный деятель, поступая согласно интересам государства, все еще ощущался.
В XX в. этого уже не стало. Многие наивно рассматривают коллектив как некий абсолют, не нуждающийся более ни в каких моральных оправданиях своих действий. В действительности внутри коллектива ответственность часто дробится до такой степени, что отдельные носители ответственности практически не ощущают ее. Чересчур легко люди воображают, что они, когда служат коллективности, действуют как исполнители истинной необходимости и берут на себя осуществление таких действий, которых бы они, будучи частными лицами, несомненно ужаснулись. Конкретная несправедливость уже не воспринимается как таковая. Она как бы приобретает абстрактный характер и может даже рядиться в тогу носителя высшего долга.
Парадоксально, однако, что именно это нынешнее государство, чем больше оно отдает себя в руки принципа аморальности, тем большее число людей рассматривает как существо, на которое могут быть переложены почти неограниченные задачи, как если бы оно было независимым и доброжелательным отцом своих граждан. И это несмотря на то, что в другом отношении его авторитет колеблется. Это еще один признак пунктуальности нынешнего мышления.
То, что вообще имеет силу, становится особенно очевидным в сфере экономической политики. Вот пример тому. Установления валютных курсов государством выше уровня равновесия в большинстве случаев требуют на том основании, что государство может и должно распределять валюту с таким расчетом, чтобы соблюдался народнохозяйственный интерес. То, что органы государственного управления в состоянии осуществлять правильный выбор среди десятков тысяч заявок, рассматривается как нечто само собой разумеющееся, а тот факт, что властные группировки также оказывают влияние на распределение валюты, просто игнорируется. Другой случай. При огосударствлении вопрос о том, смогут ли назначенные государством функционеры рационально руководить крупными структурами, многими вообще не поднимается. В конечном счете существование человека 20-го столетия в возрастающей степени подвергается воздействию, с трудом поддающемуся обозрению. Общепринятой является такая логическая последовательность: поскольку свободная экономика дает сбои, то регулирование экономического процесса государство должно брать в свои руки. Не особо ломая себе голову над трудностями проблемы регулирования, опрометчиво дают положительный ответ на вопрос о том, может ли государство справиться с этой задачей. Полагают, что поступают реалистически, а в действительности не видят ни фактически сложившейся проблемы регулирования, ни фактически существующего государства. В этом состоит как раз решающий отличительный признак экономической проблемы политики порядков с начала промышленной революции. Для ее решения в нашем распоряжении нет прочного государства.
Государственный порядок является такой же задачей, как и экономический порядок. Всю опасность тоталитарного государства нужно видеть точно так же, как и необходимость стабильного государственного аппарата, располагающего властью, достаточной для того, чтобы решать определенные, четко описанные задачи политики порядков.
5. Таким мыслителям-историкам, как Лоренц фон Штайн, Ток-вилль, Буркхардт, Тэн и т.д., мы обязаны описанием развития государства в XVIII и XIX вв. Мы располагаем также описанием формирования государства в 20-м столетии. Но как бы ни были важны подобные исторические описания, ограничиваться ими мы не можем. Ибо необходимо поставить и вопрос, имеющий непосредственное отношение к политике порядков: как может быть построено производительное правовое государство? Изображение процесса развития важно, но не менее важен и другой вопрос, а именно: каким образом можно решить проблему, которую ставит перед нами развитие? Простой констатацией того, что над государственным порядком, а тем самым и над другими порядками нависает серьезная угроза, мы не можем удовлетвориться.
Проблема остается открытой. Также и в теории вряд ли приступили к ее решению. Великие мыслители-государственники XVII и XVIII вв., например, Граций, Локк, Пуфендорф и Монтескье, подготовили появление конституций и правового государства 19-го столетия. Но проблем современного индустриального общества с его людскими массами, его новыми экономическими и социальными властными структурами для них еще не существовало. И более современное учение о государстве в такой степени способствовало выдвижению на передний план описания правовых фактов, что проблема политики порядков практически больше не возникала или ставилась лишь пунктуально. Также и здесь вера в неизбежность развития отодвигала в сторону саму постановку вопроса политики порядков. Но наше индустриализированное общество ставит новые задачи. Правда, не в такой степени новые, в какой устарели цели, которых правовое государство прежде намеревалось достичь: создать функционирующую государственность, в которой права на свободу одного отдельно взятого человека были бы справедливо отделены от прав другого человека. И в то же время настолько новые, насколько для достижения этой цели в трансформированных экономике и обществе должны быть реализованы иные, чем прежде, практические принципы. Таким образом, вновь построение государства необходимо основательно продумать с точки зрения политики порядков. Разумеется, данная проблема как единое целое выходит далеко за рамки нашего исследования. Сюда следовало бы отнести и все вопросы формы государственного правления и публичного права, включая международное право. Впрочем, и с позиций экономической политики не только можно, но и необходимо ставить эту проблему именно потому, что без способности государства устанавливать порядок не может быть построен достаточный экономический порядок, а также потому, что, с другой стороны, образование нового государства тесно связано с построением экономического порядка1.