I. Спорный вопрос
1. «И поэтому мы не одобряем мнение тех, кто делает корысть основой законов природы. Тот, кто корыстен, чтит лишь самого себя и пытается также извлечь пользу для себя, нанося ущерб другим» (Кристиан Волъфф). В эпоху меркантилизма эта идея становится одним из существенных мотивов политико-экономической деятельности. «Необходимо также, чтобы вы посвящали себя изучению мелких интересов торговцев, которые не обращают внимания ни на что другое, кроме как на свою частную торговлю, чтобы видеть, что хорошо и выгодно для общей торговли империи». Так в 1670 г. Кольбер предостерегал интенданта города Бордо от эгоизма торговцев.
Еще до недавнего времени нечто похожее можно было услышать, например, от Кейнса: «Мир управляется сверху отнюдь не так, чтобы частные и общие интересы всегда совпадали. Из принципов политэкономии вовсе не следует того, что просвещенный эгоизм всегда служит общему благу». И сегодня в экономической политике поступают в соответствии с этим принципом. Государство видит свою обязанность в том, чтобы, используя особые меры, например, осуществляя государственные капиталовложения, привести в соответствие между собой корысть и общее благо. Его экономическая политика в значительной мере определяется теоремой, согласно которой между корыстью и общим благом существует разрыв1.
2. В противоположность этому теорема Адама Смита гласит: «Каждый человек постоянно размышляет над тем, как найти наиболее выгодное применение всему тому капиталу, которым он располагает. Он имеет в виду только свою собственную выгоду, а не выгоду нации. Но естественно, а скорее необходимо именно преследование своей собственной выгоды приводит к тому, что он избирает такое применение своего капитала, которое является одновременно наиболее выгодным и для нации». В отдельные периоды времени это представление также приобретало большое политико-экономическое значение. Харденберг очень точно сформулировал для прусской политики начала XIX в. следующую идею: «Моя система покоится на том, что каждый житель государства совершенно свободен и может так же свободно использовать и развивать свои возможности, не испытывая при этом произвола со стороны другого лица; что правосудие станет свершаться строго и беспристрастно; что независимо от того, к какому сословию он принадлежит, заслуги позволяют ему беспрепятственно подниматься вверх». Другими словами: государство заботится о реализации правового принципа и полагается на гармонию между корыстью и общим благом.
|
3. Диаметрально противостоят друг другу два различных типа экономического мышления и экономической деятельности. Обе концепции апеллируют к опыту, и обе делают это с успехом. Мы остановимся на одной особенно важной проблеме, породившей многочисленные дискуссии: на проблеме накопления. По мнению меркантилистов, в том числе и современных, при накоплении денег отдельно взятым человеком возникает разрыв между корыстью и общим благом. Именно здесь якобы необходимо, чтобы государство принимало прямые меры для предотвращения возможного ущерба.
В корыстной «любви к деньгам» людей упрекали еще меркантилисты. У них «пристрастие к ликвидности», как сказали бы о них сегодня. Но если они накапливают деньги в копилке, то тем самым изымают их из оборота, и в результате этого их корыстные действия вступают в конфликт с общим благом. «Возникает пустота, прерывающая оборот, лишающая часть рабочих пропитания и увеличивающая вредные последствия во всей ситуации с продовольствием, так что в любом случае было бы лучше, если бы эта сумма никогда не находилась в обороте, чем если бы теперь она вновь изымалась из него»2. Потеря спроса, порождаемая накоплением, и в наши дни является важным импульсом как конъюнктурной политики, так и политики обеспечения полной занятости. Мы знаем, что подобная потеря спроса (при определенных условиях) действительно может возникнуть.
|
На это другая сторона возражает: гармония между корыстью и общим благом проявляется также при накоплении и при инвестировании. Накопления отдельно взятого человека, осуществляемые для обеспечения своего собственного будущего, приносят решающим образом пользу общему благу. Когда, например, крестьянин откладывает деньги, это позволяет ему улучшить свой крестьянский двор, повысить производительность и тем самым служить общему благу. Многие промышленные заводы стали крупными предприятиями благодаря индивидуальным накоплениям своих владельцев и через это послужили общему благу.
Следовательно, опыт, как представляется, подтверждает правоту обеих сторон, а проблема в принципе кажется разрешимой. Однако необходимо внести ясность в вопрос о том, права ли та или другая сторона и если да, то почему и как. И только тогда можно серьезно проводить в жизнь экономическую политику.
|
П. Проблемы в действительности
Как же обстоит дело с данной проблемой в экономической действительности?
1. Руководитель небольшого, полностью замкнутого домашнего хозяйства — мы еще раз в качестве примера берем простейший случай — может действовать «эгоистично». Это означает: он может печься о собственном благе лишь за счет благополучия других членов своего хозяйства. Его действия могут соответствовать кантовской дефиниции эгоиста, согласно которой эгоист «ограничивает все цели только самим собой» и «не видит никакой пользы в том, что не полезно ему самому». (Понятие «эгоизм» употребляется здесь, таким образом, в экстремальном значении.) Разумеется, он может действовать и по-иному и в большей мере соответствовать этическим принципам. Как обстоит дело — так или иначе, — имеет очень большое значение для разработки хозяйственного плана и тем самым регулирования повседневного экономического процесса. Товары, которые непрерывно производятся, становятся отличными друг от друга, если руководитель домашнего хозяйства думает преимущественно о самом себе или если на передний план он выдвигает задачу обеспечения товарами других членов своего хозяйства.
Однако, действуя эгоистично или не эгоистично, он всегда будет руководствоваться экономическим принципом, то есть станет постоянно стремиться к тому, чтобы в своих планах и распоряжениях достичь определенной цели по возможности с минимальными затратами, или, говоря иначе, на деле наиболее полно удовлетворять потребности, используя для этих целей имеющиеся рабочую силу и материальные средства производства. С эгоизмом или альтруизмом экономический принцип не имеет ничего общего. (В лучшем случае можно сказать, что он пренебрегает своими обязанностями, если он действует не в соответствии с экономическим принципом и тем самым при определенных обстоятельствах создает угрозу существованию членов своего хозяйства.) Постоянное смещение понятий «эгоизм» и «экономический принцип» является основным злом всей дискуссии по данному комплексу важных проблем. Пусть руководитель этого небольшого сообщества обращает внимание только на то, чтобы как можно лучше организовывать снабжение товарами членов своего домашнего хозяйства; пусть он в силу этого вовсе отодвинет в сторону удовлетворение своих потребностей, и он все же будет следовать экономическому принципу. Только так он в состоянии добиться того, что его альтруистическая цель будет достигнута, насколько это возможно. Эгоизм или альтруизм определяет цели, на которые ориентированы хозяйственные планы. Действия в соответствии с экономическим принципом позволяют определить выбор средств для достижения этих целей. «Эгоизм» и «экономический принцип» находятся, следовательно, как бы на различных уровнях.
2. Но как только масштабы разделения труда увеличатся и разорвут рамки замкнутого собственного натурального хозяйства, возникнет, как мы уже видели, проблема нового уровня. Теперь речь идет о том, чтобы привести экономический принцип, которому порознь следуют в индивидуальных хозяйствах, в соответствие с общим экономическим принципом. Данная проблема нередко приводит к конфликту. Возьмем в качестве примера предприятие перерабатывающей промышленности Германии в период между 1945 и 1948 гг. Его руководитель считал себя обязанным руководить своим предприятием таким образом, чтобы он мог и дальше предоставлять работу своим рабочим. Для этого, действуя индивидуально в соответствии с экономическим принципом, он изготовлял такие изделия, цены на которые не зависели от государства, что давало ему возможность при благоприятной цене не останавливать работу предприятия, продолжать производить, например, пепельницы. Если бы он вместо этого выпускал кастрюли, цены на которые устанавливало государство, то тем самым он подвергал бы опасности существование самого предприятия и дальнейшее обеспечение занятости рабочей силы. Конечно, в этом случае, и как раз в этом заключается конфликт, рабочая сила и средства производства намного лучше служили бы удовлетворению потребностей. Вообще говоря, экономический принцип требует, чтобы фирма производила кастрюли, а индивидуально — пепельницы. Уже данный пример показывает, каков тип проблемы.
3. В период между 1945 и 1948 гг. отличительным признаком германской экономики было то, что индивидуальный интерес и общий экономический интерес резко расходились. Была ли в том вина тысяч людей, совершавших длительные поездки по железной дороге, чтобы обменять на картофель обувь, текстильные изделия, утюги и т.п.? Вне сомнения, они действовали в соответствии с экономическим принципом. Действовали ли они «эгоистично», если они как отцы семейств заботились о том, чтобы заготавливать продовольствие для своих домашних хозяйств? Во всяком случае, их труд, рассматриваемый под углом зрения общего процесса, никоим образом не соответствовал экономическому принципу, и, кроме того, распределение таких товаров, как картофель или товары обмена, происходило абсолютно нерационально. Экономический принцип при заданных условиях нельзя было использовать ни индивидуально, ни в общем для удовлетворения потребностей. Крупная проблема оставалась нерешенной. Ход наших размышлений показал, что эта проблема возникает в любом типе экономического порядка. Если потребность, которую должен удовлетворять общий процесс, устанавливается центральными плановыми органами, скажем потребность в пшеничном хлебе, обуви, доменных печах и т.д., которую надлежит удовлетворить в течение одного года, то вопрос состоит в том, чтобы всю рабочую силу и все материальные средства производства направить на по возможности полное достижение плановых целей. Если же существуют экономические порядки рыночного типа, то речь идет уже о том, чтобы оптимально преодолеть то напряжение между потребностями и их удовлетворением, которое существует во всех домашних хозяйствах,
4. Противопоставление корысти и общего блага больше скрывает, чем описывает проблему, которую здесь приходится решать изо дня в день. Речь идет о нескольких вопросах. Во-первых, о том, что каждый отдельно взятый человек в рамках сообщества домашнего хозяйства или предприятия, в которых он живет или находится в индивидуальных отношениях, обязан действовать «неэгоистично». Это — нравственный постулат, который всегда имеет силу во всех экономических порядках. Во-вторых, о том, что каждый отдельно взятый человек действует в интересах домашнего хозяйства и предприятия, как правило, в соответствии с экономическим принципом и именно так он должен поступать. В-третьих, о том, что планы и действия, вытекающие из индивидуального использования экономического принципа, следует согласовать между собой с тем, чтобы и в целом все действия осуществлялись в соответствии с экономическим принципом. Это специфическая задача экономической политики.