Обычно принято рассматривать задачу, которая возникает вместе с напряженностью между индивидуальным и общим интересом, исключительно как проблему нравственного воспитания. Говорят о необходимости преодолеть корысть, стремление к прибыли или «капиталистический дух» и при этом надеются на то, что теперь все люди станут служить общему интересу. Проблема, о которой фактически идет речь, проявится, быть может, наиболее отчетливо, если мы предпримем краткую поездку в две страны: «Утопию А» и «Утопию Б».
1. В «Утопии А» все люди действуют только потому, что их побуждают к этому эгоизм и корысть. Следовательно, в этом случае «индивидуальный интерес» является чисто эгоистичным. Нет никакого внимания к другим: ни в домашних хозяйствах, ни на предприятиях. Поэтому никто не поднимает вопроса о том, как можно было бы служить общему интересу. Каждый отдельно взятый человек действует лишь в своих интересах и считает это чем-то само собой разумеющимся.
В экономическом порядке централизованно управляемого хозяйства руководящий слой в этой стране стал бы использовать свои мощные средства власти исключительно в своих интересах. В порядках рыночной экономики монополии спроса, например, на рынках рабочей силы резко понизили бы заработную плату, а монополии предложения постоянно стремились бы достичь точки максимальной чистой выручки. Только в конкурентном порядке — в силу разного рода уловок — многочисленные эгоистичные индивидуальные интересы не работали бы друг против друга, а действовали бы в гармонии между собой. Разумеется, в «Утопии А» было бы весьма трудно построить приемлемый порядок, поскольку никто не преследует общего интереса и, следовательно, никто не берет на себя решения задачи политики порядков.
2. Совершенно иное отношение людей мы встречаем в «Утопии Б», стране — антиподе «Утопии А». Здесь люди действуют либо в соответствии с категорическим императивом долга, либо в силу христианской заповеди любви. Было бы этого достаточно для того, чтобы все люди служили общему интересу? Да, если бы все они жили в замкнутых семейных хозяйствах, то есть в собственных натуральных хозяйствах, так что отдельно взятый человек может непосредственно определить, как надлежит действовать ему, чтобы служить общему благу. В этом случае общий интерес был бы идентичен благополучию семьи или благополучию собственного натурального хозяйства. Но «Утопия Б», равно как и «Утопия А», не просто состоит из сосуществующих собственных натуральных хозяйств, каждое из которых представляет собой небольшой космос. Скорее, обе «Утопии», как и современный мир, располагают базирующимися на разделении труда хозяйствами, в которых, тесно переплетаясь между собой, функционируют миллионы домашних хозяйств и предприятий. И здесь ответ на поставленный вопрос звучит: «Нет». М. — рабочий, он действует во исполнение христианской заповеди любви во благо своей семьи. Следовательно, он действует не из корысти, а ради индивидуального интереса своего домашнего хозяйства. Сообразно с этим он ищет рабочее место и сообразно с этим расходует свои средства. Служит ли он в большей степени общему интересу, если идет работать на фабрику или если он работает в поместье? Уже в данном примере заметен конфликт между обязанностями, а именно между обязанностями перед семьей и обязанностями по отношению к совокупности. Как ему сказать, что наиболее полезно для совокупности? Или другой пример. Руководитель предприятия R. принимает всерьез свои обязанности перед своими рабочими и клиентами. Он всегда действует в соответствии с категорическим императивом. Но что он должен производить, чтобы наилучшим образом служить общему интересу? Но и этого категорический императив ему не говорит.
Если даже «Утопия Б» и является страной, которая реализует максимальную нравственность, здесь все же остается открытым вопрос, как можно гармонизировать индивидуальный и общий интересы. Решить эту проблему — задача политики порядков. Отдельно взятый человек в рамках порядка должен иметь возможность своими действиями, которые он, следуя моральному закону, осуществляет в своем непосредственном окружении, одновременно содействовать реализации общего интереса.
Если бы в «Утопии Б» был реализован порядок централизованно управляемой экономики, то руководящий слой должен был бы, правда совсем по-иному, чем в «Утопии А», стремиться воплотить общий интерес. Однако он натолкнулся бы на непреодолимые препятствия уже потому, что он оказался бы не в состоянии взаимоувязать между собой отдельные экономические действия, прибегая к глобальным оценкам. Кроме того, свобода домашних хозяйств и предприятий была бы сильно ограничена, и тем самым централизованное планирование вступило бы в конфликт с заповедями долга, который отдельно взятый человек имеет по отношению к своему непосредственному окружению в домашнем хозяйстве и на предприятии. Конкурентный порядок мог бы быть реализован также и в •«Утопии Б». Здесь его можно было бы реализовать даже легче, чем в «Утопии А». И прежде всего потому, что есть люди, которые думают об общем интересе, а следовательно, и об установлении достаточного порядка. В «Утопии Б» монополии, которые могут возникнуть, сами по себе стали бы предпринимать попытки добиться более полного снабжения товарами, скажем, покупателей.
Сравнение обеих «Утопий» ясно дает понять, что проблема напряженности между индивидуальным и общим интересами путем нравственного воспитания может быть только облегчена, но отнюдь не решена. Оно не в состоянии, например, устранить существенные недостатки централизованного регулирования экономики. И наоборот, решение проблемы порядка, предлагаемое здесь, облегчается с помощью нравственного воспитания, причем это воспитание одновременно должно быть ориентировано на политику порядков.
3. Теперь вернемся из стран-утопий к реальности, в которой мы найдем элементы обеих утопий. Вспомним ту картину, которую представляла собой Западная Германия в период между концом 1945 и 1948 г., когда пайки центральных плановых органов были столь незначительны, что жить на них никто не мог; когда в магазинах за деньги практически ничего нельзя было купить; когда горняки прекращали работу на несколько смен, а другие рабочие неделями не появлялись на фабриках, потому что помогали крестьянам на сельских работах или были вынуждены добывать продовольствие каким-либо иным путем. Для общего интереса было бы важно, чтобы люди работали там, где существовала неотложная потребность в рабочей силе. Но индивидуальный интерес властно требовал спасти себя и семью от голодной смерти.
В простых повседневных фактах отразилось то, что на практике означает выход из строя экономического порядка. Нельзя требовать от людей того, что может выполнить только экономический порядок: создать гармоничные пропорции между индивидуальным и общим интересами.
Заключение
«Научный метод имеет гораздо большее значение, чем какое-либо отдельно взятое открытие» (Кювье). Сказанное относится и к экономической науке. И в настоящей книге важнее, чем все детали, является метод, а именно мышление категориями экономической политики, в поддержку которого она выступает и которое позволяет сформулировать и решить проблему.
Проблема заключается, позволим себе еще раз подчеркнуть это, в построении функционирующего и достойного человека экономического и общественного порядка. Метод же состоит в том, что решительное желание порядка распространяется на создание экономических форм, этим и ограничивается, в то время как сам экономический процесс оставляют развиваться по собственным законам. То, что конкурентный порядок не только признает объективные закономерности, находящие свое отражение в экономическом процессе, но и недвусмысленно намерен привести их в движение, часто приносило в его адрес упреки в том, что здесь свобода человека приносится в жертву закостеневшему механизму недостойным для него образом. Если бы эти упреки были обоснованны, то конкурентный порядок оказался бы в таком парадоксальном положении, когда он поступается как раз той ценностью, на которую он прежде всего ориентированна именно свободой человека.
Но ведь со свободой человека дело обстоит всегда так, что она в определенных заданных условиях наталкивается на сопротивление и находит свои границы. Ее сущность состоит именно в том, что она предоставляет право закону объективной действительности и все же утверждается в качестве того, чем она является. Как раз этим свобода отличается от произвола.
Но, во-вторых, регулирование этого ставшего бесконечно сложным современного индустриального мира является задачей такого масштаба, что она превосходила бы данные человеку силы, если бы, к счастью последнего, не существовало нечто такое, как механизм регулирования рыночного хозяйства, который забирает у человека по меньшей мере часть этой задачи. Здесь четко разграничивается то, что в состоянии выполнить отдельно взятый человек, а что нет. И только благодаря этому размежеванию он становится действительно свободным для реализации своих собственных возможностей: свободного развития индивидуальных сил в экономическом процессе, свободного создания экономических форм.
Но нет ли тем не менее насилия над самоопределением человека в том, что экономический момент столь активно выдвигается здесь на передний план? На это следует возразить: необходимо решить совершенно конкретную обязательную проблему повседневности, а именно проблему преодоления экономической ограниченности. От ее решения зависит решение многих других проблем. Реальное преимущество, которое конкурентный порядок предоставляет экономической необходимости, не имеет ничего общего с материалистическими взглядами. Здесь нет выбора. Если экономической необходимостью пренебрегают как чем-то второстепенным, что равнозначно деградированию экономического мышления, то тогда люди окажутся в еще большей зависимости от экономики. Тогда свобода действительно будет под угрозой. И в конечном итоге возникает лишь другая сторона альтернативы: централизованно управляемая экономика — тоталитаризм со всеми его последствиями, гибельными для свободы человека.
И наоборот, задача конкурентного порядка — решать социальный вопрос в духе свободы и тем самым спасать свободу вообще. Но если право свободного порядка должно устоять перед надвигающимся со всех сторон коллективизмом, то необходимо, чтобы носители порядка понимали также смысл порядка. Многие сложные вещи втискиваются между современным человеком и теми элементарными фундаментальными фактами мира, в которых он живет. Поэтому девизом должно стать: «Против вторичности в мышлении, к сущностям!» Отказаться наконец от всякой ни к чему не обязывающей идеологической болтовни, которая тащится от одного письменного стола к другому, в более грубой форме — от газеты к газете, и в еще более грубой форме — от одного предвыборного собрания к другому. Все это только схемы. Не реализуется то, что поставлено на карту, и не замечается, какие важные сущностные взаимосвязи следует брать в расчет.
Люди знают, что тоталитаризм имеет программу. Но они совершенно не знают или знают очень мало о том, что существует программа свободы — конкурентный порядок. Технико-экономической проблемы, которую пытаются решить в рамках конкурентного порядка, не видят вообще или недооценивают ее значения для других сфер жизни. Но это только одна сторона конкурентного порядка, состоящая в том, что он требует реализации объективных экономических закономерностей. Его другая сторона заключается в том, что здесь должно быть претворено в жизнь социальное и этическое желание порядка. И в этой связи его особая сила. Ведь социально-экономическое желание без связи с объективной экономической логикой так же бессильно, как, с другой стороны, объективная экономическая логика не может дать никаких результатов, если социальное желание порядка не оказывает влияния на образование форм.
Однако во всех странах нет еще слоя тех руководителей, которые поняли бы, что такое конкурентный порядок: не только как сам по себе экономический порядок, но и как условие для общественного порядка, как та крупная противоположность, которую можно противопоставить концепции тоталитаризма.
Общее сознание должно усвоить: принимая решение в пользу централизованно управляемой экономики или конкурентного порядка, одновременно принимают решение (знают об этом или нет, в большинстве случаев этого не знают), затрагивающее целые крупные сферы жизни. Должна существовать полная ясность относительно того, какие последствия влечет за собой принятие того иного решения в пользу коллективизма. Если не хотят последствий коллективизма, то необходимо стремиться к тому, чтобы доминировал закон конкуренции. А если должен доминировать рынок, то тогда нельзя также уклоняться от приспособления к нему. Нельзя желать преодолеть одну неопределенность за счет создания новой неопределенности.
Для защиты свободного порядка мы не располагаем ни возможностями тоталитаристов, ни их средствами власти, к числу которых относится и террор, ни чувством коллективного воодушевления, порожденного пропагандой. Поэтому некоторые считают, что мы не могли бы противопоставить им никакой другой линии поведения, кроме стоического неприятия. Но так не должна вестись та борьба за дело свободы, которая была возложена на наши плечи. Стоики были великими людьми, но им не хватало радости бытия. А без радости бытия не обойтись, если людям нужно будет проявить достаточно мужества и приложить достаточно усилий для построения свободного порядка.
Только истинная позитивность может преодолеть состояние разобщенности и застоя. В этом отношении в силе остается сказанное Шиллером: 4Ничто не может так унизить дух, как то, что лишает его свободы, и он выказывает свое, создавая нечто бесформенное. Только там, где господствует тяжелая и бесформенная масса и где между неопределенными границами колеблются неясные очертания, есть место страху. Любой кошмар... человек одолеет, как только узнает, как придать ему форму и превратить его в реальный объект».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основные вопросы теоретической дискуссии
I. Слово «порядок»
1. Слово «порядок» используется в двояком смысле. Под «экономическим порядком» мы понимаем конкретный, позитивно заданный факт. Он представляет собой совокупность реализованных форм, в которых в каждом случае in concreto протекает повседневный экономический процесс. Так, в Германии существовал экономический порядок 1945 или 1900 г. либо порядок какой-либо другой экономической эпохи. Мы исследуем прежде всего экономические порядки XIX и XX вв., которые отличались своим разнообразием и которые быстро сменяли друг друга. Они были и зачастую продолжают оставаться нецелесообразными. В их рамках повседневный экономический процесс нередко оказывается неравновесным. Или порядки являются несправедливыми и над свободой в них нависает опасность. Анализ этих порядков — основа политики порядков. Мы обязаны рассматривать их как факты и вскрывать взаимосвязи этих фактов.
«Порядок» имеет еще одно значение, а именно — порядок, который соответствует существу человека и дела. Это означает порядок, в котором доминируют мера вещей и равновесие. Еще античная философия использовала такое понимание порядка. Она искала в разнообразии вещей скрытый план структурного формирования мира. В средние века была четко обрисована эта идея порядка, которая оказала решающее влияние на формирование всей средневековой культуры. Она означает рациональное соединение всех разнообразных вещей и явлений в единое целое.
Прежде всего во времена оказавшихся несостоятельными ил: несправедливых позитивных порядков эта идея порядка бытия естественного порядка или порядка вообще (ордо) регулярно при обретает большую силу. Толчок тому дает абсурдность конкретных обязательств. Ищут такой порядок, который в отличие от заданных порядков соответствует здравому смыслу или природ! человека и вещей. В один из таких бедственных периодов, например на стыке IV и V вв., эту идею, обладавшую большим влиянием, развил Августин. В XVII и XVIII вв. естественный порядок (ordre naturel) противопоставлялся позитивному порядку (ordre positif). И вновь это оказывало сильное воздействие, например в сфере формирования права, государства и экономической политики. Сегодня эта идея опять живет в силу насущной необходимости найти для индустриализированной экономики недостающий функционирующий и достойный человека экономический, общественный, правовой и государственный порядки. Если формулировки этого понятия и менялись в ходе развития европейской истории, то намерение создать такое понятие остается прежним или схожим с ним.
Оба понятия, безусловно, необходимы: порядки как индивидуальные, меняющиеся исторические факты и порядок как порядок вообще (ордо). Это различие понятий так старо потому, что оно почти неизбежно возникает в столкновении с конкретной действительностью. Человек хочет знать, каковы конкретные порядки, и он ищет лучший порядок. Но оба понятия контрастируют между собой: конкретные неудовлетворяющие порядки, в условиях которых фактически люди живут, и пригодный справедливый порядок.
Мы разграничиваем эти понятия, отделяя конкретные «экономические порядки» от стремления к «порядку в экономике».
2. Установленные и развившиеся порядки
Сам по себе конкурентный порядок не реализуется. В этом смысле он не является естественным порядком, ordre naturel. Недостаточно претворить в жизнь определенные правовые принципы, а в остальном пустить развитие экономического порядка на самотек.
Однако в другом смысле он все же представляет, собой естественный порядок, или порядок вообще (ордо). Он приводит в действие мощные тенденции, которые в рамках индустриальной экономики толкают в направлении к полной конкуренции. Делая эти тенденции как формы порядка действенными, экономическая политика исполняет лишь то, что соответствует природе вещей и человека.
Различают два вида экономического порядка: развившийся и установленный порядок. Развившимися порядками являются те из них, которые в процессе исторического развития образуются без принятия обдуманного решения. Установленные порядки представляют собой такие порядки, которые на основе принятия общего политико-экономического решения выставляют в выгодном свете принцип порядка экономического конституирования. Развившиеся порядки можно сравнить с городами, которые растут без общего плана застройки, в то время как установленные порядки подобны городам, строящимся на основе градостроительного плана. Оказывается, что политика конкурентного порядка и исходит из общего решения и осуществляет экономическое конституирование, иначе говоря, намеревается установить порядок. Но этот установленный порядок не противопоставляется историческому развитию. Систематически реализуя формы порядка, встречающиеся в действительности, и как бы подталкивая их к дальнейшему претворению в жизнь, этот порядок приближается к развившимся порядкам. Там, где будет реализован конкурентный порядок, спонтанные образования, например товарищества, изменения размеров предприятия и т.д. могут и должны происходить снизу. Забота проявляется лишь о том, чтобы не нарушался фундаментальный принцип порядка, скажем вследствие образования монополий. В отличие от установленного порядка, присущего централизованно управляемой экономике, подобные спонтанные образования не создаются по указанию сверху, а свободно реализуются отдельно взятыми людьми.
Большинство экономических порядков в истории человечества являются «развившимися» порядками. Они возникли без предварительной разработки определенного плана строительства. Политика laissez-faire также предполагала обеспечить свободное развитие экономических порядков. Ею руководила вера в то, что таким образом возникает достаточный, достойный человека порядок. В противоположность этому многие современные порядки, прежде всего порядки, присущие централизованно управляемой экономике, являются «установленными» порядками. Сравните, к примеру, экономический порядок в России после 1928 г. с порядком в Германии до 1914 г. Эти экономические конституирования, свойственные централизованно управляемому хозяйству, скорее противостоят историческому развитию и стремятся реализовать определенный разработанный план строительства.
«Конкурентные порядки» занимают промежуточное положение между этими двумя крайностями. Мы не изобретаем конкурентного порядка, а находим его элементы в конкретной действительности. Мы ни к чему не принуждаем, а способствуем раскрытию того, что наряду с другими формами имеет место в действительности. Мы пытаемся развить необычно сильные тенденции к пол ной конкуренции, которые мы находим в самой повседневно] жизни. В ограниченном количестве форм порядка мы выбирал такие из них, которые оказываются приемлемыми. Планирование порядков происходит, следовательно, не в противоположность историческому становлению. Напротив, становление порядка происходит, когда принципы порядка выводятся из имеющих место исторических тенденций.
Своей политикой конкурентного порядка государство не навязывает экономического порядка. Оно лишь подает в выгодном свете то, что в противном случае было бы оттеснено на задний план другими тенденциями.
3. «Либеральный» и «неолиберальный»
Принципы экономической политики, изложенные в настоящей книге, иногда называются «либеральными» или «неолиберальными». Однако такое обозначение носит зачастую тенденциозный характер и неточно.
Тенденциозность проявляется в том случае, если противная сторона хочет сделать свою критику легким делом. Церковный или политический «либерализм» нажил себе немало недругов. В ряде стран этому слову придают также атеистический смысл или навешивают на него связи с определенными заинтересованными экономическими группировками. Вообще поток критики либерализма направляют теперь на конкурентные порядки и их теоретическую подготовку, причем никто особо не задумывается над этим. Этот-метод критики не нов. Против него наряду с другими решительно и с полным основанием выступал Кант. После опубликования «Критики чистого разума» критики утверждали, что Кант представляет якобы «систему высшего идеализма», которую разработал еще Беркли. Новые идеи Канта были подведены под старое сектантское понятие. Кант резко протестует против этого в своих «ПРОЛЕГОМЕНАХ ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки». Он говорит о том, что всевозможные «измы» стоят наготове как «гробы для всех новых, еще не апробированных идей». Если есть желание критически разобраться с принципами конкурентного порядка, то необходимо избегать также того, чтобы укладывать эти идеи в такие гробы, чтобы без лишних рассуждений иметь возможность похоронить их. Равным образом следовало бы дать себе труд испытать собственную критику в рамках реалистического анализа экономики.
Но обозначение «либеральный» к тому же еще и неточно. Либералы XIX в. в большинстве случаев были сторонниками политики laissez-faire. Правда, они опирались при этом на великую традицию, однако некоторые из них были эпигонами. В общем и целом либерализм этого времени был только ветвью громадного дерева европейской культуры, с начала своего существования базирующейся на свободе, которая подвергалась опасности или деградировала вместе с исчезновением свободы. Новая историческая ситуация обязывает — и как раз напрашивается сама собой идея — отвратить массированную угрозу свободе с помощью новых позитивных средств.
4. Конкурентный порядок и проблема власти
Существует «климакс» экономической власти, который нарастает со сменой формы порядка. Он начинается с формы рынка полной конкуренции. Затем следуют ступени олигополистической, частично монополистической и монополистической форм рынка. Кроме того, для масштабов экономической власти важное значение имеет эластичность предложения и спроса. Централизованно управляемая экономика с наличием частной собственности ведет к более высокой ступени концентрации экономической власти, которая достигает своего максимума в централизованно управляемой экономике с коллективной собственностью. Все эти случаи оказались действенными в реальности.
Политика конкурентного порядка решает эту проблему следующим образом. Она ограничивает экономическую власть путем разграничений, а именно по возможности разграничиваются, в частности, сферы повседневного хозяйствования и политико-государственной деятельности. Это один метод. Еще один метод, также находящий применение, заключается в том, что в рамках экономической сферы с развертыванием конкуренции происходит деконцентрация, препятствующая тому, чтобы сохранялись или вновь возникали позиции, дающие власть.
Экономическая политика конкурентного порядка, таким образом, и здесь становится полной противоположностью политике централизованного регулирования экономики или корпоративному порядку, которые намереваются преодолеть злоупотребления частной власти путем дальнейшей концентрации власти.
Хотя в рамках конкурентного порядка экономическая власть благодаря размежеванию таким образом по возможности ограничивается, тем не менее для его реализации необходимы определенные властные позиции. Не только центральный банк и другие органы, ответственные за обеспечение деньгами, должны обладать экономической властью, опирающейся на привилегии. Администрация предприятий также должна обладать соответствующим авторитетом, чтобы, отдавая распоряжения, добиваться выполнения своих планов. Конечно, их экономическая власть в условиях конкурентного порядка ограничивается и контролируется, как правило, посредством конкуренции, а в особых случаях путем осуществления контроля над деятельностью монополии. Руководитель фирмы, являясь продавцом продуктов или покупателем, в том числе и рабочей силы, не должен обладать монополистической или частично монополистической властью, которая нарушает функцию конкурентного порядка. Между тем как раз потому, что предприятия должны подчиняться действию закона хозяйствования под давлением конкуренции, руководство не должно лишаться возможности разрабатывать хозяйственные планы предприятий, а также полномочий отдавать распоряжения. В противном случае пострадает четкость руководства предприятием. Предприятие теряет адаптационную способность, без которой конкурентный порядок не в состоянии функционировать. Тот, кто стремится к конкурентному порядку, не должен, следовательно, стимулировать принятие законодательных мер, делающих возможным подобное развитие.
Чтобы преодолеть дилемму экономической власти, необходимо совместно рассматривать и власть и порядок. Экономическая власть оправданна лишь до тех пор, пока она служит целям создания и сохранения конкурентного порядка. В экономическом порядке, присущем централизованно управляемому хозяйству, это положение в корне меняется: экономический порядок становится инструментом осуществления власти. Из этого следует: никто не должен обладать большей или меньшей экономической властью, чем это необходимо для реализации конкурентного порядка.
5. Данные
Тот, кто ведет хозяйство, действует в соответствии с планом. Глава домашнего хозяйства, руководитель предприятия составляют планы на дни, недели, годы. Они разрабатывают их на основе фактов, которые рассматриваются ими как данность. Каждое индивидуальное хозяйство строит свои планы на этих «плановых данных». Потребности домашнего хозяйства в продовольствии, одежде и т.д., размеры и характер оборудования предприятия, способности и знания рабочих являются такими данными. Но и цены на изделия, в которых нуждается предприятие, цены на сырье и полуфабрикаты, которые оно использует, являются для руководителя предприятия точно такими данными, как соответствующие цены являются данными для планов домашних хозяйств. Все эти величины, на которых базируются подобные планы, являются плановыми данными индивидуального хозяйства.
С точки зрения экономики в целом планы индивидуальных хозяйств являются всего-навсего частичными планами. Но каждый отдельно взятый человек должен в каждом своем плане учитывать действия других. Средством, которое не только позволяет, но и заставляет делать это, в рыночном хозяйстве является механизм цен. С его помощью происходит координирование частичных планов в рамках единого целого.
Если теперь мы рассмотрим процесс координации индивидуальных цен с точки зрения не индивидуального хозяйства, а экономики в целом, то окажется, что цены теряют свое свойство данных. Их реализация как таковых представляет собой проблему, которую следует объяснять теоретически. Следовательно, необходимо отделять плановые данные индивидуальных хозяйств от тех данных, которые подобно потребностям и техническим знаниям являются также и общехозяйственными данными. Это отличие хорошо знакомо каждому руководителю предприятия, являющемуся практиком. Он усматривает, например, в технических знаниях, которые используются им на собственном предприятии, совершенно другую заданность, чем в ценах на свои продукты или на используемое им сырье, о которых он знает, что они отнюдь не являются абсолютно заданными.
Только шесть величин или, скорее, групп этих величин остаются постоянными данными в рамках общехозяйственного подхода, а именно потребности людей, дары природы и природные условия, рабочая сила, переходящие запасы производимых товаров, технические знания и, наконец, правовой и социальный порядок, который может задавать направление действиям хозяйственных субъектов и одновременно ставить их в определенные рамки. Эту последнюю характеристику следует понимать в широком смысле слова: в виду имеются не только законы, нравы и обычаи, но и тот духовный настрой, с которым люди живут и придерживаются определенных правил игры.
Общехозяйственные данные образуют границы экономического космоса. Они являются теми самыми величинами, к которым должна пробиться экономическая теория, решая свою задачу объяснения хозяйственной действительности. Теоретическое политико-экономическое исследование должно работать, имея дело с границей данных, если она вообще рассчитывает на успех. Но оно не видит ее четко очерченной или хотя бы слегка обозначенной другими дисциплинами, например социологией или историографией. Только работа над экономической проблемой позволяет определить эту границу. Собственная постановка проблемы как таковой и направленный анализ экономически значимых фактов неизбежно подводят эту работу к условиям, от которых зависит экономический процесс. Рыночное хозяйство как единое целое словно увеличивается общехозяйственными данными, определяющими ход развития этого хозяйства. То же самое относится и к плановой системе централизованно управляемой экономики. «Повторяя сказанное выше, отметим, что общехозяйственными данными являются те факты, которые определяют экономический космос, причем сами они непосредственно не определяются экономическими фактами. На фактических общехозяйственных данных завершается теоретическое объяснение»1.
Эти общехозяйственные данные, которые теоретики должны воспринимать как таковые, лицо, осуществляющее экономическую политику, не обязано воспринимать как заданные значения. Более того, для него они являются скорее наиболее приемлемыми отправными точками принятия им соответствующих мер. Хозяйственная политика в узком и широком смысле слова оказывает воздействие именно благодаря изменению данных. Разумеется, экономической политикой заданы границы воздействию общехозяйственных данных. Но ни одно из этих данных не может быть полностью свободным от влияния. Вмешательство человека в состоянии изменить даже климат страны. В большей мере это касается других факторов, например численности населения, его знаний и способностей и т.д. Самым обширным полем деятельности для экономической политики остается шестая группа данных — правовой и социальный порядок. Важнейшее искусство экономической политики — умелое обращение с разработкой и оформлением данных, прежде всего данных шестой группы. Основным правилом этого искусства должно стать не выделение данных индивидуальных хозяйств, а подготовка и оформление общехозяйственных условий применительно к экономике в целом. Акцент следует делать на то, чтобы уделять особое внимание интердепенденции всех экономических величин. Любое пунктуальное вмешательство пагубно. Поскольку данный общий процесс неизбежно вытекает из расположения данных и поскольку мы можем оказать на него существенное влияние, то мы несем ответственность за конечный результат. В противоположность этому механизм регулирования рыночного хозяйства не несет такой ответственности, ибо он, а точнее, механизм цен является нейтральным.
6. Окончательные выводы
Вначале мы подняли вопрос о том, возможно ли вообще в условиях идеологической борьбы руководящих слоев понимание достаточного порядка для индустриализированной экономики. Имеется ли возможность разработать что-то иное, чем идеология, связанная с определенными интересами? Ставя этот вопрос, мы вплотную подошли к нашей задаче. Мы ответили на этот вопрос не a priori и не методологически, а в ходе работы над самим объектом.
Теперь в заключение мы можем ответить на вопрос, который не нашел вначале ни положительного, ни отрицательного ответа. В ходе анализа политико-экономической действительности последних полутора веков сформировались следующие окончательные выводы:
1. Оказалось, что из-за ограниченного количества форм порядка возможности решения также ограниченны и для свободного парения духа нет необходимого пространства.
2. Последствия, вытекающие из реализации отдельных форм порядка, можно точно определить не только в том, что поддается точному определению, как в формах порядка протекает экономический процесс или окажется ли он равновесным или нет. Кроме того, поддается определению также интердепенденция порядков. Таким образом, можно предвидеть тенденции, которые возникают при реализации формы экономического порядка, необходимого для формирования общественного, государственного и вообще общего человеческого порядка.
3. Тем самым при выборе форм порядка можно избавиться от субъективности.
Что касается деятельности, связанной с экономической политикой, то выяснилось также следующее. До принятия отдельных мер экономической политики должна быть полная ясность относительно того, какое экономическое конституирование в общем необходимо осуществлять. Все акты экономической политики проводятся в жизнь с учетом общего экономического порядка. Независимо от того, идет ли речь о социально-политической, торгово-политической мере или иной мере политики порядков, каждый акт может совершаться в рамках политики, ориентированной на создание и сохранение определенного общего порядка.
Каким же образом должно приниматься общее решение?
Как оказывается, отнюдь не доктринерски на основе каких-либо идеологий. И в этом отношении экономическая политика должна обрести новый стиль. При принятии общего решения, мы повторяем это, следует осуществить выбор доминирующих форм порядка из ограниченного количества последних. Следовательно, общее решение должно приниматься не умозрительно, а реалистично. Но как только общее решение будет принято, на его основе следует действовать последовательно вплоть до учета мельчайших деталей. Так,