Именно экономическая политика способствовала тому, что многие государства XX в. хотя и работали с полной нагрузкой, но оставались слабыми. Из этого фактического развития государства можно вывести принципы, которые мы ищем и которым необходимо следовать для того, чтобы сделать государство функционирующим в качестве силы, устанавливающей порядок.
Первый принцип: политика государства должна быть нацелена на то, чтобы распустить экономические властные группировки или ограничить их функции. Любое укрепление властных группировок усиливает падение неофеодального авторитета государства.
Многие политико-экономические стремления последнего времени не учитывают данного опыта, что, как мы уже видели, приводит к неравновесию, к сбоям в регулировании народнохозяйственного процесса и, кроме того, к ослаблению государства. Как только такие властные структуры приобретают государственные привилегии, приобретает силу circulus vitiosus 1. Как и в эпоху средневекового феодализма, предоставленные суверенные права и привилегии используются для того, чтобы продолжать завоевывать новые права и привилегии.
Насколько ошибочным является требование дальнейшего расширения органов самоуправления, показали проводившиеся до этого исследования. Против предложений, которые в последнее время обобщаются понятием экономической демократии, выдвигаются все те же возражения2. По этому поводу можно вкратце заметить следующее. Когда говорят об экономической демократии, представляют себе, что управление переносится в малые внутренние парламенты органов самоуправления, в состав которых должны входить представители или функционеры предпринимателей, работополучателей и потребителей. Путем переговоров между органами самоуправления, например угледобывающей промышленности, черной металлургии и металлообрабатывающей промышленности, надлежит определить цены и контингенты, то есть в целом детали экономического процесса. И только на случай отсутствия договоренности предусмотрена возможность принудительного улаживания конфликта государством. Таким образом, отмечалось стремление к «характеризующейся наличием тенденции к концентрации власти рыночной экономике с децентрализованным, внутренне демократическим формированием воли и дополняющим государственным улаживанием конфликтов в исключительных случаях». «Картели с парламентской конституцией — примерно так выглядело принципиальное решение проблемы порядка в программе экономической демократии» (Ф.Бём). Как в качестве экономического порядка, так и с точки зрения воздействия на государственный порядок подобное решение было бы недостаточным и опасным. Стоит только представить себе хотя бы отдельно взятую прядильную фабрику, которая должна была бы получать свою дозированную норму от органов самоуправления промышленности по производству волокнистых материалов, угледобывающей промышленности, промышленности по производству красителей и других химикалий, машиностроения и т.д. Правильное согласование, равновесие взаимодополняющих средств производства, адаптация производства к разнообразным требованиям дальнейшей переработки и вообще включение производства в общий экономический процесс таким путем невозможны. Одновременно было бы нарушено единство государства, и оно было бы лишено возможности осуществлять свои функции порядка. Сомнительными являются все попытки конституировать наряду с политической и культурной в качестве третьей также автономную хозяйственную сферу3. Они лишь укрепляют экономические властные группировки.
|
|
В истории средневековья анархия, которая вытекала из самостоятельности феодальных властей, породила тенденцию к абсолютизму. Абсолютный властелин представал в образе спасителя от распада государства на борющиеся между собой феодальные власти. Сегодня же существует опасность того, что анархия властных группировок ведет к господству более грозных по сравнению с абсолютизмом сил, а именно к тирании.
Это развитие необходимо предотвратить. Прежде всего, государство не должно позволять вовлекать себя в уже упоминавшийся circulus vitiosus, как это столь часто бывало. Тот кто часто предоставляет первую привилегию, должен знать, что он усиливает власть и создает ту основу, на которой добиваются получения второй привилегии, и что вторая привилегия станет основой для завоевания третьей. Классическим примером тому является развитие американских профсоюзов, власть которых постоянно укреплялась государственным законодательством о профсоюзах и предписаниями об иммиграции, правом на проведение забастовок, а также судопроизводством по closed shop.
В ситуации, в которой экономические и социальные властные группировки уже завладели прочными позициями и обрели государственные привилегии, трудно добиться их ослабления или роспуска. Однако история дает достаточно много примеров, показывающих, что в рамках противостояния властных группировок и решительного государственного руководства можно добиться этого.
|
Второй принцип: политико-экономическая деятельность государства должна быть направлена на создание форм экономического порядка, а не на регулирование экономического процесса.
Мы уже знаем, куда это ведет, если государства — что нам довелось пережить в 20-м столетии — привыкают к тому, чтобы, расширяя сферу своей деятельности, брать на себя задачи, решить которые государственные органы не в состоянии. Вот еще один пример в дополнение к вышеприведенным. Часто государство толкают на то, чтобы оно само распределяло средства производства между отдельными сферами их применения. Здесь не идет речь об имманентной трудности выбора правильных инвестиций из миллионов возможных проектов без помощи процентной ставки. Скорее говорится о государственно-политических последствиях. И вот отовсюду поступают уведомления о «потребностях» — от заинтересованных группировок в сельском и жилищном хозяйстве, на железной дороге, в горной промышленности и от многих других отраслей промышленности и ремесел. Весьма поучительными в этом отношении являются обстоятельства, которые во многих странах Европы после 1948 г. предопределили распределение денежных средств, предусмотренных «планом Маршалла». Как должны были государственные органы проверять многочисленные заявки? Чиновники не в состоянии сделать этого. Они зависят от экспертов, то есть от заинтересованных лиц. Но как же следует устанавливать границы деятельности государства? Чтобы оставаться в этой сфере, законодательные органы государства должны быть в состоянии издавать полезные законы об обращении капиталов, о биржах и биржевых сделках, об ипотеках. Но что касается непосредственного регулирования потоков капитала, то это выше его способностей.
Больше или меньше государственности — такая постановка вопроса проходит мимо сути проблемы. Речь идет не о количественной, а о качественной проблеме. Сколь нетерпимо в эпоху промышленности, современной техники, крупных городов и скопления людских масс оставлять на самотек формирование экономического порядка, столь и само государство неспособно руководить экономическим процессом. Заключать торговые договоры или создавать достаточный денежный порядок — на это государство со своими органами способно, но оно не в состоянии суверенно руководить внешней торговлей или регулировать в деталях предоставление кредитов.
К сказанному добавляется еще одно соображение. Если государство диктует валютные курсы, то это становится вопросом большой политической важности. Должен ли, к примеру, курс фунта стерлингов составлять 4,0,3,0 или 2,8 доллара, это не только проблема, на решение которой оказывают влияние заинтересованные группировки, но и проблема, которая одновременно имеет существенное внешнеполитическое значение. Установление уровня заработной платы также не укрепляет государство. Оно ослабляет государство в том, что касается формирования его воли, поскольку оно вовлекается в борьбу заинтересованных группировок. Именно данное обстоятельство породило в XX в. многочисленные государственные кризисы. Тем самым государства, приступившие к проведению политико-экономических экспериментов, предприняли нечто такое, что нанесло ответный удар по ним самим. Этому учит новейшая история Франции. Государство, которое хотело подчинить своему влиянию экономическую повседневность, само было втянуто в эти будни. Если же государство намерено сохранить свою независимость и тем не менее вмешиваться в повседневную экономическую жизнь, то в этом случае остается один путь — путь превращения в тиранию.
Из этого конфликта, который после 1914 г. приобрел решающее значение в истории, есть один-единственный выход — отказ от прямого регулирования посредством осуществления постоянного вмешательства и сосредоточение своих усилий на создании форм.
Оба принципа ориентированы на построение достаточного государственного порядка. Они неизбежно составляют единое целое.
Их можно сравнить с принципом разделения властей. Правда, последний имеет отношение к другой стороне государственного порядка. Он стремится защитить отдельно взятого человека от превосходящей силы государства, и в этом отношении он, безусловно, необходим. Но оба разработанных здесь принципа нацелены на то, чтобы предоставить государству возможность независимо формировать свою волю.
V. Итог
Оба принципа государственной политики, ориентированные на то, чтобы обеспечить функционирование государства как силы, устанавливающей порядок, полностью соответствуют принципам, которые имеют силу для построения достаточного экономического порядка. Данное определение имеет существенное значение.
Роспуск или ослабление властных группировок, без чего государство может оказаться бездеятельным, одновременно делает возможным обеспечение достаточного регулирования экономического процесса с помощью конкурентных цен. А что касается ограничения экономической политики рамками влияния на формы хозяйствования, то оно соответствует не только способностям государственных органов, но и является как раз тем, что оказывается необходимым для того, чтобы возник достаточный экономический порядок. Итак, принципы государственного и экономического порядков являются конформными.
Из этого следует: хотя современное государство и не является достаточной силой, устанавливающей порядок, оно могло бы стать ею. Одной из предпосылок этого является наличие определенной, а именно четко обозначенной экономической политики. Сколь ошибочно видеть в существующем государстве премудрого и всесильного попечителя всех экономических свершений, столь же неправильно воспринимать как нечто заданное фактически существующее государство, раздираемое властными группировками, чтобы затем логично потерять всякую надежду на возможность решения экономической проблемы политики порядков.
Интердепенденция государственного и экономического порядков вынуждает браться за построение сразу обоих порядков. Это — решающий момент. Оба порядка являются лишь частями общего порядка, который предстоит построить. Без конкурентного порядка не может возникнуть государство, способное осуществлять Деятельность, а без такового невозможен и конкурентный порядок.
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ: наука
I. Новый вопрос
Этим ответом ставится новый вопрос: как можно осуществить эту общую реорганизацию государственного и экономического порядков? Какая сила, устанавливающая порядок, может быть их носителем? Существует ли такая сила вообще?
Историческая реальность в решающей степени определяется мышлением и представлениями людей. Например, образование государства в XVIII и XIX вв., крупная политико-экономическая реформа начала XIX в., преодолевшая меркантилизм, русская революция 1917 г. и последующие десятилетия русской истории или какие-либо другие исторические события в своей существенной части сформировались под воздействием идей человека и господствовавших в руководящих слоях взглядов, из которых в острой полемике с существующим миром вытекал их образ действий, «Элементы, призванные продолжать развитие, всегда существуют как в мышлении, так и в бытии; независимо друг от друга они возникают то тут, то там, чтобы лишь позднее и постепенно соединиться для оказания совместного воздействия»1 (Франц Шнабелъ).
Широко распространенное мнение отрицает или преуменьшает самостоятельное влияние духовных сил в истории. Оно видит в них отражение внешнего окружающего мира. Именно это и есть еще один отличительный признак господствующего взгляда на историю. Подобно тому, как этот взгляд отвергает возможность свободы в истории, он отрицает или преуменьшает самостоятельное влияние на историю духовных категорий — мышления, желания и веры людей. Тем самым этот взгляд на историю также вступает в конфликт с реальностью. Люди являются носителями истории человечества. В решающей степени действия людей зависят от того, о чем они думают, чего хотят и во что верят. То, что только развитие техники или организация социальной и политической жизни определяют развитие истории вообще и истории нашей эпохи в частности, не соответствует действительности. Решающее влияние духовной позиции человека проявляется повсюду. Убеждения приобретают наибольшую силу тогда, когда они становятся привычкой, а люди одновременно не замечают, насколько их представления о Боге, мире, человеке, свободе и государстве определяют их образ действий. «Привычка делает невидимым то, на чем покоится наше существование» (Гегель).
Итак, тот факт, что современное государство неспособно решить экономическую задачу политики порядков и что для этого нет никаких иных организаций, вовсе не означает, что задача упорядочения вообще неразрешима. Остается возможность сформировать порядок в государстве и экономике, опираясь на умственный труд и оказываемое им влияние.
Mutatis mutandis2 мы в XX в. в вопросах экономического порядка находимся в ситуации, которую можно сравнить с состоянием правовой политики в XVII и XVIII вв. В противовес непрекращавшимся актам произвола князей, сословий и их органов мыслители-правоведы того времени, начиная с профессоров-схоластов естественного права и кончая Кантом, требовали реализации права через установление достаточного правового порядка. Они разработали правовые принципы. Но кто должен был их реализовать? Каких-либо соответствующих общественных и политических институтов вначале не существовало. Однако с течением времени влияние мышления категориями правового государства стало настолько сильным, что оно начало формировать государственную и позитивно-правовую реальность. Фактически это влияние превратилось в силу, устанавливающую порядок. Оказалось, что эти мыслители-правоведы были людьми, проложившими путь в будущее.
Мы находимся в аналогичном положении. Но станет ли мышление в нашу эпоху силой, устанавливающей порядок, зависит от действенности этого мышления. Данный вопрос остается пока открытым.
II. Задачи науки
1. Общественные науки имеют две стороны. Одна задача — изучение реального, исторически данного мира. Но, определяя существенные взаимосвязи реальности, они могут давать оценки тому, какие формы порядка в состоянии упорядочить современный индустриализированный мир. Обе задачи тесно переплетаются между собой, а именно весьма своеобразным образом. Чем тщательнее, в частности, проводится исследование фактов, то есть чем свободнее оно от политико-экономических намерений, тем эффективнее наука может брать на себя другую, формирующую функцию. Чем скрупулезнее, например, теория денег станет анализировать процессы денежного обеспечения в трех денежных системах, тем скорее удастся решить центральную практическую задачу создания функционирующей валюты и устранить тенденцию развития в направлении к централизованно управляемой экономике. Это положение имеет всеобщую значимость. До принятия общего конституирующего экономического решения необходимо провести научное исследование экономической и общественной действительности.
«Постоянное смешение научного разбора фактов и оценочного резонерства является одной из хотя все еще распространенных, но самых вредных особенностей работы нашей специальности». Это предостережение Макса Вебера сохраняет свою актуальность по сей день. Разумеется, с позиций своей основной позитивистской концепции он не видел того, как «разбор фактов» подводит саму науку ко второй, более значительной новой задаче, решение которой обычно никто не берет на себя. Однако правильно и то, что только та наука, которая исследует реальность без каких-либо сантиментов и затаенных обид, действительно станет силой, устанавливающей порядок. Ученому надлежит вначале полностью забыть о второй задаче и сосредоточить свое внимание только на первой. Чем радикальнее он сделает это, тем успешнее он станет в дальнейшем решать вторую задачу.
2. Конечно, современная социальная наука чаще всего не является силой, устанавливающей порядок, и в частности не потому, что наука, как таковая, не могла бы оказывать никакого влияния, но потому, что внутри ее самой ее развитие тормозится тремя предубеждениями: позитивистским предубеждением и предубеждениями историзма и пунктуализма. Следовательно, вновь, только совсем другим образом, нежели в случае с государством, сила, устанавливающая порядок, оказывается не такой действенной, какой она могла бы быть.
а) В своей лекции о «науке как профессии» Макс Вебер сказал: «Требовать от него (то есть от академического профессора) можно лишь интеллектуальной прямоты: осознавать, что констатация фактов, констатация математического или логического положения вещей или внутренней структуры культурного достояния, с одной стороны, а с другой — ответ на вопрос относительно ценности культуры и ее отдельно взятых составляющих, а вслед за этим и ответ на вопрос, как следует действовать в рамках культурного сообщества и политических объединений, что то и другое являются полностью гетерогенными проблемами. Если он затем спросит, почему ему нельзя рассмотреть эти две проблемы в аудитории, то на это ему следует ответить: потому, что пророку и демагогу не место на лекционной кафедре. Пророку, как и демагогу, сказано: «Выйди к народу и выступи публично». В этих словах резко проявляется тезис: лишь вопрос познания действительности, а не вопрос о ее формировании является делом науки. Ученый превратится в пророка или демагога, если от констатации фактов он перейдет к их оценке или обратится к действиям».
Это представление ошибочно по ряду моментов. Прежде всего налицо непонимание проблем, которые должна решать экономическая политика. Многообразие форм порядка, взаимозависимость всех экономических явлений и интердепенденция порядков играют весьма существенную роль в каждом политико-экономическом акте. Предоставлять «пророкам» или «демагогам» возможность решать их столь же разумно, как и доверять им строительство мостов или производство машин. То, что произвольное развитие экономических порядков сменяется осознанным созданием форм порядка, является результатом общественно-экономического развития XIX и XX вв., которое нельзя повернуть вспять. Это осознанное формирование порядков возлагает на научное мышление новую ответственность. Если, к примеру, наука установит, что экономический процесс протекает в рамках олигополии или двусторонних монополий без стабильного равновесия, или если она сопоставляет равновесие полной конкуренции с равновесием монополии предложения и обозначает различия между обоими видами равновесия, то в этой работе она уже находит формы, в рамках которых протекание экономического процесса противоречит или соответствует конструктивным требованиям. Наука может также установить взаимосвязи частичных экономических порядков и интердепенденцию экономического и государственного порядков, а также общественного порядка. Именно общее решение невозможно без предварительной подготовки, проводимой научной мыслью. Как же иначе можно вскрыть, например, взаимосвязи между правовым государством и экономическим порядком? Того, что в действительности наука находит необходимые реальные конструктивные взаимосвязи, которые должны учитываться практиками, — как раз этого позитивизм и не видит.
Но если научное мышление уклоняется от решения задачи политики порядков, то оказывается, что другой силы, способной решить эту задачу, нет. Что это означает, мы знаем: передачу нас в руки анархических политических и экономических властных группировок, их функционеров и идеологий.
И наконец, фактическое развитие доказало, что позитивизм вообще не в состоянии провести в жизнь свою программу и в высокой степени рискует быть втянутым в повседневную политику. В стремлении не давать самой политико-экономических оценок наука признала цели, которые устанавливают государство и политические властные группировки. Она избежала проблемы политики порядков, но не избежала зависимости от повседневных политических устремлений. Например, государство намеревалось с помощью своей аграрной политики оттеснить национальное меньшинство, и тогда наука старалась использовать свои познания для достижения поставленной государством цели, не давая при этом оценки самой цели. И так происходило при решении одной за другой политико-экономической и политико-правовой задач в постоянном приспособлении к той или иной политической ситуации. Позитивистская наука ощущала себя подчиненной политическим силам. Итак, в общем преодоление позитивистских предубеждений является важной предпосылкой того, что наука вновь обретает силу, устанавливающую порядок.
б) То, что научные познания якобы обусловливаются временем, средой, классовыми позициями или же определяются конкретной жизненной ситуацией отдельно взятого ученого, на протяжении XIX и XX вв. постепенно превращалось в господствующее мнение. Полемика с этой релятивистской гипотезой историзма показала бы, что она страдает непреодолимым внутренним противоречием. Правда, она отрицает всякую обязывающую и долговечную истину. Но она также верит, что она сама имеет право на высказывание обязывающей долговечной истины. Так, например, Маркс о своем технологическом понимании истории говорит, что оно абсолютно истинно, хотя он из этого понимания истории делает вывод о том, что любое познание является классово обусловленным. Будь Маркс последовательным, он должен был бы признать, что это его понимание истории вместе с его релятивизмом представляет собой всего-навсего один аспект его собственного обусловленного временем социального положения в классовом обществе. То же самое можно сказать и об его учении о классовой борьбе, кризисах, накоплении капиталов и о крушении капиталистического способа производства. Но такого вывода он не делает, поскольку это обесценило бы его понимание истории и все его отдельно взятые учения. Сказанное имеет силу и для взглядов Шпенглера, Парето, Маха и других релятивистов. Как бы ни были сформулированы их релятивистские точки зрения, каждый из них претендует на их абсолютную значимость. С определенной долей самоуверенности философы-экзистенциалисты провозглашают свое мнение об экзистенциональной обусловленности всех познаний. Откуда же они черпают эту уверенность? Если бы они были последовательны, им следовало бы также провозгласить и экзистенциальную обусловленность своих собственных посылок. Эта внутренняя противоречивость и несостоятельность релятивистской гипотезы были доказаны еще в древности. Тем не менее она постоянно возникает вновь и вновь, и до тех пор, пока эта гипотеза будет господствовать в науке, последняя не может быть силой, устанавливающей порядок. Доверяться меняющимся обстоятельствам и течению исторической жизни — вот та позиция, которая соответствует духу релятивизма. В условиях господства релятивизма жизнь и наука вступают в такие взаимоотношения, в которых жизнь управляет наукой. Так, еще Ранке говорил: «Гервиний часто повторяет свое мнение о том, что наука должна вмешиваться в жизнь. Совершенно правильно, но, чтобы работать, она должна быть, прежде всего, наукой. Ведь невозможно взять его точку зрения в жизни и перенести ее на науку. В этом случае жизнь воздействует на науку, а не наука на жизнь. Для жизни определяющим часто является то, что только случайно касается каждого отдельно взятого человека, так что эта случайность оказывает обратное воздействие на то, что должно быть общепринятым, но не наоборот. Мы можем оказывать действительное влияние на настоящее только в том случае, если мы отвлечемся вначале от него и возвысимся до свободной, объективной науки»1.
Как раз в критические моменты времени такая позиция становится роковой. Вместо того чтобы предостеречь о злополучном развитии и сделать все возможное для его предотвращения, говорится: «Оно идет, оно идет и когда оно будет здесь, то обнаружит нас на высоте момента. Это интересно, это даже хорошо просто потому, что это — грядущее и познать это... уже достаточно. Не наше дело предпринимать что-либо против этого»2.
в) Как известно, специализация была еще одним отличительным признаком науки конца XIX и XX в. Отдельно взятый человек уже не в состоянии обозреть всю совокупность накопленных знаний. По этой причине она была разбита на многочисленные части. Таким образом, и в политической экономии, а не только в самой экономической политике шло развитие пунктуализма при рассмотрении политико-экономических проблем. Вопросы аграрной, торговой, промышленной, валютной политики, а также политики по поддержанию ремесленного производства и т.д. рассматривались как вопросы, которые сами по себе, то есть пунктуально, могут быть разрешены. Постепенно происходила трансформация универсального рассмотрения в специализированное. В середине 19-го столетия в отдельных секторах уже проводилась экономическая политика (см., например, широко распространенный учебник Pay). И все же продолжало существовать определенное представление об общих экономических взаимосвязях. Начиная с конца 70-х годов положение изменилось. Хотя в более поздней исторической школе доминировали определенные общие этические взгляды социальной гуманности, ей недоставало, однако, знания общих экономических взаимосвязей и взаимосвязей порядков. К власти пришел специалист по аграрной, валютной и тому подобной политике. Научные специалисты оказывали влияние на отдельные законодательные акты, к примеру, в области социальной или аграрной политики. Одновременно наука в этот период оказывала влияние, эффективное в течение продолжительного периода времени, на образование руководящего слоя, который отныне мыслил и действовал пунктуально в соответствии со своей специальностью. Пунктуально изучать и рассматривать отдельные специальные вопросы ремесленного производства, картелей и т.п. представлялось единственно целесообразным, а все иное считалось «доктринерством». То, что все политико-экономические вопросы и акты взаимосвязаны между собой, в расчет не принималось, и проблема порядка не рассматривалась как таковая. (Как известно, и другие науки в этот период были также охвачены специализацией, скажем классическая филология. Но и здесь в результате специализации из науки исчезало существенное: понимание античной культуры, классическое образование.) Этот пунктуализм, который, как мы знаем, еще широко доминирует в экономической политике, в настоящее время преодолевается в науке своеобразным способом, не путем общего методологического отражения, а в процессе работы самих специалистов. В частности, оказалось, что специальная проблема, если ее действительно настойчиво исследуют, неизбежно выходит за узкие рамки специальной области. К примеру, в ходе изучения аграрных кризисов обнаружилось, что их можно объяснить и вести борьбу с ними только с учетом всей совокупности экономических взаимосвязей. Или, скажем, занимались проблемой контроля монопольных цен на промышленную продукцию или проблемой налоговой реформы — специализированное исследование постоянно разрывало узкие рамки специальной области. Приходилось регулярно констатировать, что отдельные политико-экономические решения в зависимости от общего решения означают не одно и то же: например, то, что роспуск крупных частных сельскохозяйственных предприятий в рамках экономического порядка рыночного типа порождает совершенно иные последствия, чем в условиях порядков централизованно управляемой экономики. Было также замечено, что в противоположность этому отдельные политико-экономические решения, скажем по системе прогрессивных налогов, оказывают общеэкономическое воздействие, к примеру, на инвестиции и на построение экономических порядков. Короче говоря, сама собой напрашивается интердепенденция явлений. Итак, стало очевидно, что крайне нереалистично работать пунктуально. Специализация убивает самое себя.
Самостоятельной валютной, аграрной политики или самостоятельной политики в области государственных финансов не должно было бы больше существовать. Все они должны были бы быть только частями политики экономического порядка. Возникает новый тип специалиста, и это — необходимо, ибо он знает факты и располагает опытом в своей профессиональной области. Но он рассматривает все проблемы в рамках совокупного экономического процесса, общего экономического порядка и интердепенденции порядков.
«Прежде всего, — сказал однажды своим ученикам видный художник, — не следует никогда делать мазок кистью, не видя целого и не сохраняя согласованности с этим целым». То же самое можно сказать и об экономической политике: не следует принимать никаких мер, не согласуя их с совокупностью желаемого порядка.
Если подобное преодоление пунктуализма увязывается с устранением релятивизма и позитивистских предубеждений, наука может стать той решающей силой, устанавливающей порядок, которая в иных условиях не существует.
3. Современная историческая ситуация представляет собой странную картину: в области техники рациональность под влиянием науки продвинулась далеко вперед. Однако экономические порядки, в которых используется эта техника, либо оказываются буквально пронизанными бурно разраставшимися властными группировками, либо они являются экономическими порядками централизованно управляемой экономики, в которых также отсутствует рациональное регулирование экономического процесса. В конечном счете, мы должны прийти к тому, чтобы реализовывать такие формы порядка, в которых развитие технических знаний найдет экономически рациональное применение. Но как может это произойти иначе, чем в результате полного расцвета мышления категориями порядка, позаботиться о котором надлежит науке?
Правда, уже в намерения Сен-Симона, Конта, Маркса и их бесчисленных последователей входила мобилизация науки для организации экономики и общества. Уже это мощное духовное движение XIX в. пыталось создать общественную науку, призванную служить целям организации совместной жизни людей. «Во Франции социология означает претворение в жизнь исполинской фантастической идеи понять истинную природу общества, руководствуясь совокупностью всех выявленных наукой истин, и на основе познанного разработать проект новой, соответствующей господствующим научным и техническим фактам внешней организации общества и управлять этим новым обществом, используя познанное. В этом понимании граф Сен-Симон в период жестокого кризиса на стыке веков разработал понятие социологии. Его ученик Конт с последовательным постоянством посвящал напряженный труд всей своей жизни систематическому построению этой науки»1.
Но здесь произошла духовно-историческая трагедия развития человека. Ибо именно в новой социологической науке господствовала не выдерживавшая никакой критики идея, согласно которой некое мифическое существо, называемое «капитализмом», «капиталистическим производством» или «капиталистическим обществом», якобы развивающееся также в силу само собой разумеющейся внутренней необходимости, подобно растению, не смогло развиться в то, чем оно могло бы стать. Пришлось оставить поле деятельности, на котором как раз и следовало проявлять активность. Задачу, стоявшую перед политической экономией, — помимо познания реальности — не увидели, а именно задачу поставить проблему политики порядков и через преодоление предрассудков стать силой, устанавливающей порядок.
Если наука не справляется с этой задачей, то в руководстве стран, то есть в группе «А», возникает поистине роковой вакуум. Функционеры властных группировок и ученые заполняют этот вакуум. До тех пор пока народы этих стран жили, в основном ориентируясь на традиции, они в меньшей мере зависели от науки как силы, устанавливающей порядок. С 1789 г. дело обстоит иначе. Как раз в следующем столетии, прежде всего, под влиянием позитивистов наука уклонилась от этой задачи, ставшей еще более актуальной, чем прежде. Таким образом, руководящий слой в этот исторический момент не смог отвечать требованиям, которые предъявлялись к нему, когда речь шла о том, чтобы решать проблемы порядка особого масштаба.
ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ: церковь
1. В какой мере церковь может быть фактором, способствующим установлению порядка в обществе и экономике, является вопросом, который вводит в проблемы теологии. Что касается нашей работы, то можно и нужно сделать лишь несколько замечаний.
Хотя в силу своего предназначения церковь и не должна вмешиваться в спор политических партий, с другой стороны, она не может остаться безучастной к тому, в каких порядках живут вверенные ее попечению люди. И там, где эти порядки подрывают основы нравственной и религиозной жизни, церковь неизбежно вызывается на сцену.
Но судьба церкви как института, созданного человеком, и в этом, пожалуй, заключается наиболее сложная проблема ее положения в мире, такова, что в ходе исторического развития ей становилось, да и сейчас становится, все труднее оставаться в стороне от политических битв за власть. История церкви свидетельствует о переменчивом влиянии, которое сменявшие друг друга идеологии различных элит оказывали на нее. Говоря словами Парето: в одних случаях господствует идеология элиты «А 1», в других — элиты «В 1» или «А 2».
В целом же при отрыве от средневековья здесь перевешивал определенный запаздывающий момент. За индустриализацией, которая все более и более освобождала человека от всех прошлых обязательств, церковь наблюдала с обоснованной озабоченностью и в силу этого с определенным неприятием. Средневековье — даже с учетом его экономических институтов, в особенности с его цеховой организацией труда, — выступало в ретроспективе в преображенном свете идеализирующей романтики. В противоположность этому необходимо дать возможность осознать то, что сегодня речь идет о гораздо большем: об экономическом и общественном порядках в тот момент, когда внутренняя беспомощность так же велика, как внешняя угроза. Однако решение вопроса порядка, исходя из непосредственного опыта, ныне уже больше невозможно. Оно столь же мало вероятно и на основе прямых выводов естественного права. Необходим научный анализ. В действительности надлежит открыть конструктивную закономерность, знание которой только и сделает возможным формирование порядков в том смысле, к которому стремится церковь.
В построении свободного и справедливого общества в полностью изменившемся мире — в поисках порядка, который сделает это возможным, — церковь смыкается с наукой. Могут ли они здесь действовать совместно как силы, устанавливающие порядок? А если такое сотрудничество столкнется с трудностями, в чем они будут состоять?