1. Критика политики laissez-faire была иной, а именно обобщающей. Уже в эпоху меркантилизма, а позднее в эпоху социализма XIX и XX вв. и, наконец, в учениях о полной занятости вообще отрицалось, что с позиций индивидуального интереса можно служить общему интересу.
Поэтому, по мнению оппонентов, общий интерес должен быть представлен в выгодном свете непосредственно руководящим слоем2, который осуществляет централизованное планирование общего экономического процесса и отдает решающие распоряжения. Более пристальное изучение позволило бы заметить, что при этом лагерь сторонников централизованно управляемой экономики раскололся. Одни придерживаются мнения, что руководящий слой в состоянии распознать общий интерес и что он намерен реализовать этот общий интерес. Другое мнение, начальные истоки которого можно встретить уже у Руссо и Сен-Жюста, состоит в том, что руководящему слою надлежит определить, что представляет собой общий интерес. Если, как этого хочет Руссо, общественный договор заставляет растворяться в общей совокупности каждого индивида со всеми его правами, то тогда представляется совершенно последовательным просто предоставить руководящему слою общества, государства или централизованно управляемой экономики возможность давать определение общего интереса. В таком случае не отдельные индивиды, не потребители, то есть все люди, решают, что является общим интересом, а только руководящий слой.
2. Это широко распространенное мнение о том, что органы централизованного управления представляют общий интерес независимо от того, установлен он авторитарно или он отвечает общей воле народа, относится к идеологическому фундаменту всех экономических порядков нашего времени и принадлежит к типу централизованно управляемой экономики.
|
То, что сам руководящий слой постоянно утверждает, что представляет общий интерес, понятно без дополнительных объяснений. Ведь как раз притязание на это позволяет ему узаконить самого себя. Между тем нам следует задаться вопросом, правомочно ли существование этого притязания. Данный вопрос в ходе дискуссий последнего времени неоднократно оттеснялся на второй план критикой «капитализма», «капиталистического духа» и т.п. Тогда представляется само собой разумеющимся, что устранение индивидуальных интересов домашних хозяйств и предприятий и их замена централизованным планированием немедленно реализуют общий интерес. В противоположность этому необходимо, опираясь на имеющийся опыт именно последнего времени, выделить следующие моменты:
а) Руководящий слой в централизованно управляемой экономике является неконтролируемой властной группировкой. Имеются все предпосылки для того, чтобы он решительно проводил свой собственный интерес, то есть свою властную волю.
б) Если же все-таки есть желание служить общему интересу, то невозможно распознать этот общий интерес.
в) Но допустим, что общий интерес действительно может быть распознан. Тогда было бы невозможно реализовать его в централизованно управляемой экономике.
Вот пример тому. В ст. 3 проекта Закона об огосударствлении английской сталелитейной промышленности, датируемого 1948 г., говорится об общих обязанностях создаваемой новой государственной сталелитейной корпорации: «Общей обязанностью корпорации является такое исполнение полномочий, при котором изделия предприятий имелись в распоряжении в таких количествах, а также такого типа, качества и габаритов и по таким ценам, которые представляются корпорации самыми лучшими для того, чтобы служить общественному интересу во всех отношениях». Как же хочет корпорация, даже если предположить существование у нее доброй воли, определять, что является здесь общественным интересом? Ну, а если это можно было бы определить, то какие количества рельсов, чугуна, жести и т.д. и какие цены во всех отношениях служат общественному интересу? Функционеры станут давать глобальные оценки. Это все, на что они способны.
|
г) Если бы мы закрыли глаза на все эти критические моменты, то все равно оставался бы еще один фундаментальный недостаток централизованно управляемой экономики. Он заключается в том, что существенная сила, служащая общему интересу, а именно индивидуальный интерес и чувство ответственности людей, будет сведена на нет централизованно управляемой экономикой. Распоряжения центральных органов направляют рабочих на их рабочие места и распределяют между ними потребительские товары. Спонтанное намерение улучшить положение не сможет больше проявляться1.
Этот недостаток распознали уже давно. Можно ли его устранить в рамках централизованно управляемой экономики? Для решения этого вопроса пытались использовать два метода, а именно прямо противоположные. Первый состоял в том, чтобы с помощью воспитания, законодательства и пропаганды преобразовать человека, отвлечь его мысли, чувства и убеждения от его индивидуального интереса и ориентировать их на тот общий интерес, который определялся предписаниями руководящего слоя. «Производственные битвы», «систематическая учеба», в том числе и для взрослых, должны были сделать возможным то, чтобы люди следовали приказам центральных административных органов с тем же рвением, с каким они прежде следовали импульсам своих индивидуальных интересов.
|
Если в этом случае все рассчитано исключительно на подавление своего собственного интереса, то второй метод имеет своей целью мобилизацию индивидуального интереса путем организации, скажем, соревнований между рабочими или между предприятиями. Но какой бы метод ни был избран, в раскрытии спонтанных сил человека централизованно управляемую экономику никоим образом нельзя сопоставлять со свободным хозяйством.
В общем и целом имеет силу утверждение: там, где, как кажется, проявляется сила централизованно управляемой экономики, в действительности обнаруживается опасная слабость. Направить деятельность и материальные средства производства на общий интерес не удается. Не хватает ни желания, ни умения либо ни того и ни другого. А индивидуальный интерес не искореняется. Напротив, он решающим образом проявляется в предписаниях господствующей группы функционеров.
3. Политика laissez-faire мобилизует силы индивидуального интереса с тем, чтобы стимулировать общий интерес. Она недооценила опасности того, что индивидуальный интерес может обратиться против общего интереса. В противоположность этому политика централизованно управляемой экономики частично подавляет индивидуальный интерес, то есть интерес тех, кто находится под чьей-либо властью, в то время как этот интерес тем более может буйно расцвести в руководящем слое, поскольку последний располагает значительной властью. В этом случае развитие индивидуального интереса возможно, таким образом, только в небольшом слое. В остальном смягчение напряженности между потребностями и их удовлетворением, которое всегда соответствует общему интересу, не может быть в достаточной мере осуществлено централизованно управляемой экономикой. Общий интерес, на который оно должно быть прямо ориентировано, следовательно, не только не достигается, как в условиях laissez-faire в некоторых четко обозначенных случаях, но и вообще остается в стороне. Кроме того, централизованно управляемая экономика разрушает также другие порядки, которые служат совокупности, прежде всего правовой порядок.
Г. Органы самоуправления и альтруизм
То, что с помощью принудительных корпораций, сословной структуры экономики, объединения различных заинтересованных групп и других подобных шагов, направленных на установление определенного соотношения между централизованным планированием и свободой, проблема также не решается, после всего сказанного выше не требует никаких подробных доказательств.
Правда, некоторые экономисты, в число которых входит также Кейнс, надеются на лучших людей, альтруистов, которые тогда смогли бы руководить органами самоуправления или профессиональными сословиями. Подобные надежды вновь и вновь высказывали и приверженцы централизованного планирования. Мы увидим, что проблема не решается с помощью альтруизма и что важный вопрос остается открытым даже при господстве альтруистически настроенных людей (раздел Е). Впрочем, в силе остается вопрос: как же должны появиться такие хорошие, бескорыстные люди, если одновременно создаются условия, которые наверняка не сумеют улучшить людей? Руководителям центральных плановых органов или корпораций предоставляется исключительная полнота власти. С другой стороны, большинство остальных людей, то есть подчиняющиеся власти в централизованно управляемой экономике или принудительно организованные в корпорации, в большей или меньшей степени являются несвободными. Как показывает весь исторический опыт, существует большая опасность того, что руководителей испортит власть, а людей, подчиняющихся власти, испортит несвобода.
Д. Конкурентный порядок
1. Помочь расцвету спонтанных сил человека и одновременно позаботиться о том, чтобы они не были обращены против общего интереса, является целью, на которую ориентируется политика конкурентного порядка. Утверждалось, что конкурентный порядок апеллирует исключительно к корысти или к эгоизму как к движущей силе. Это не так. Конкурентный порядок достаточно реалистичен, чтобы принимать в расчет чудовищную силу эгоизма и инстинкта самосохранения. Но он одновременно в курсе того, что в индивидуальном интересе домашних хозяйств и предприятий равным образом проявляются и другие мотивы. Более того, он является единственным типом порядка, который обуздывает силы эгоизма. В типе порядка, присущего централизованно управляемой экономике, бурно развиваются эгоизм и произвол руководящего слоя и его бюрократии. Во властных группировках «свободного» хозяйства laissez-faire или сословного порядка наблюдается та же картина, хотя властные позиции не столь сильны, как это имеет место при централизованном планировании. Но конкурентный порядок вынуждает и чистого эгоиста работать на общий интерес, например торговца или предпринимателя, который действует чисто эгоистично, рационально служить (при отсутствии желания делать это) преодолению ограниченности потребительских товаров.
2. Конечно, конкурентному порядку, как уже подчеркивалось, не везде удается координировать проявления индивидуальных и общего интересов.
Руководитель фабрики, к примеру, может так расположить свое предприятие, что дым последнего станет загрязнять воздух города. Вновь имеет место случай, в котором влияние плана индивидуального хозяйства проявляется вне системы данных этого хозяйства. Мы знаем, что здесь необходим контроль, проводимый в рамках политики обеспечения занятия промыслом и социальной политики.
В этом отношении большое значение имеет то, каким образом может сказаться неравенство доходов. В условиях конкуренции крупный торговец ввозит товары из шелка. Он действует в соответствии с индивидуальным интересом фирмы. Как свидетельствует внутризаводской экономический расчет, планирование оказывается правильным. Но в той же самой стране еще не удовлетворены неотложные потребности слоев населения с низкими доходами. Правда, поток товаров аккуратно регулируется. Однако это происходит без учета «общего интереса» как раз потому, что доходы распределены неравномерно, в результате чего потребности проявляются крайне неодинаково. Можно попытаться достичь выравнивания, используя различные средства, к примеру, устанавливая систему прогрессивных налогов. Но оно ограниченно, поскольку слишком большая прогрессия препятствовала бы инвестиционной деятельности, а тем самым и протеканию общего процесса.
В этих местах может дать знать о себе критика конкурентного порядка. Ее чрезмерное утрирование — отличительный признак современных дискуссий. Если бы ради устранения этих недостатков выбросили за борт весь конкурентный порядок и внедрили централизованное планирование, то это только усугубило бы указанные недостатки. В нашем последнем примере четко работающий механизм цен, который в целом надежно функционирует, заменили бы на централизованное регулирование, в котором доминирует случайность глобальных оценок. В таком случае не только станут ввозиться или производиться, например, ограниченные количества предметов роскоши, но и весь экономический процесс не будет больше направлен на общий интерес. Скажем, будут осуществляться чрезмерные, правда, неравновесные капиталовложения. Стали бы действовать подобно человеку, который разрушает относительно хорошую машину из-за наличия в ней определенных недостатков для того, чтобы заменить ее на менее производительный, примитивный аппарат, создающий угрозу ему самому и обладающий гораздо большими недостатками, чем та машина, которую он уничтожает.