При всем том значении, которое придается конкурентной политике, ее одной недостаточно для того, чтобы полностью соответствовать проблематике социальной жизни. Однажды Тэн цитировал высказывание Екатерины II, которое метко отражает суть стоящей перед нами задачи: «Мы работаем не на бумаге, а на чувствительной человеческой коже». Даже такая политика порядков, которая ориентируется на людей, не может учитывать индивидуальный случай как таковой. Но каждая допущенная ошибка, будь она результатом каких-либо действий или упущений, в конечном счете мстит за себя самому существованию человека. Поэтому кроме конкурентной политики нужны меры, призванные восполнять пробелы и смягчать ее жесткость. Для этого существует еще одна причина. Конституи-рование труда нашего времени приобретает целый ряд специфических особенностей, которые должна учитывать социальная политика. Трудящийся человек принадлежит одновременно различным сферам. Он живет в домашнем хозяйстве, работает на производстве и предлагает свою рабочую силу на рынке труда. Каждая из этих сфер развивается по собственным законам. Домашние хозяйства и предприятия — это нечто иное, чем рынки. Кроме того, между рынками материальных благ и рынками рабочей силы существуют серьезные различия.
1. Конституирована домашнего хозяйства
Решающее значение по вопросу о том, может ли человек чувствовать себя нормально в рамках того или иного порядка, имеют те частные условия, в которых он живет. Серьезные сбои, характеризовавшие начальный период индустриализации также и в этом смысле, разумеется, способствовали тому, чтобы вызвать отвращение к существующему порядку. Положительно отнесется к этому порядку лишь тот, кто располагает минимумом социальной защищенности и внешними предпосылками для здоровой семейной жизни. Опыт показал, чтб означает владение собственным домом и садом, особенно в тяжелые периоды времени, с точки зрения как компенсации односторонне напряженной работы по специальности, так и экономической поддержки. Уже говорилось о том, что элементы собственного натурального хозяйства представляют собой удачное дополнение конкурентной экономики. Здесь, как и в других случаях, человеку должна быть предоставлена возможность в случае крайней необходимости помогать себе самому. Возможность осуществления накоплений лучше, чем благотворительная помощь или государственные субсидии. Инфляция с социальной точки зрения является одним из самых страшных зол, ибо она лишает человека возможности заблаговременно позаботиться о себе и своих близких. Именно здесь проявляется то, что центр тяжести достижения обеспеченности отдельно взятого человека должен находиться в формировании экономического порядка как единого целого. Долг и обязанность ответственных государственных мужей состоят в том, чтобы предоставлять людям все возможности для индивидуального обеспечения самих себя. Теперь помимо таких общих рисков, как болезни и т.п., существуют еще и особые риски трудовой деятельности, которые рабочий хотя и обязан нести, но сам он не должен за них отвечать (несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания, безработица). В этом отношении страховое дело приобретает особое значение для рабочих. (Конечно, момент конкуренции здесь должен был проявить себя намного сильнее, чем это имеет место нынче во многих странах.) Если самопомощи и страхования оказывается недостаточно, то возникает необходимость в государственных благотворительных учреждениях. Но там, где только возможно, акцент должен делаться на укреплении свободной инициативы индивида.
|
|
Но человеку нужны не только защищенность и обеспеченность. Он нуждается в большем, нельзя лишать его возможности всемерно развивать свои способности. Поэтому экономические причины не должны становиться препятствием на пути развития истинных дарований. Здесь необходимо особо отметить значение организации свободного от работы времени. Спонтанное образование групп на основе общности интересов соответствует изначальным потребностям людей. Сообщества, в которые индивиды объединяются по своему свободному побуждению, могут способствовать формированию человека нового типа, который способен проводить идеи свободного экономического и общественного порядков и формировать их.
2. Конституирование предприятия
Решающим фактом, из которого надлежит исходить при обсуждении проблемы конституирования предприятия, является изменение структуры предприятий, которое принесла с собой индустриализация. В отличие от крестьянских и ремесленных производств, имеющих семейный характер, промышленные предприятия носят общественный характер. Это изменение структуры также должно найти свое отражение в предпринимательском праве. Главной проблемой при этом является положение рабочих на производстве, которое именно сегодня вновь становится предметом спора в связи с регулированием права принимать участие в делах предприятия. Данный вопрос также необходимо рассматривать прежде всего с точки зрения общего порядка. В централизованно управляемой экономике право принимать участие в делах предприятия, осуществляемое снизу, противоречило бы самой системе. В интересах функционирования такой системы руководителям заводов нельзя предоставлять свободы действий. Еще в меньшей степени речь может идти об участии рабочих в делах предприятия. В рамках конкурентной экономики, напротив, участие рабочих в делах предприятия в принципе вполне возможно. Более того, необходимо, чтобы интересы рабочих могли проявляться в достаточной степени. Границы возможного влияния рабочих или производственных советов и в этом случае определяются общим экономическим конституированием.
|
Задача руководства завода или фабрики заключается в том, чтобы адаптировать его к меняющимся условиям. Если право принимать участие в делах предприятия в деловой сфере будет наносить вред автономии планирования отдельно взятого завода, то тем самым под угрозу ставится функционирование общего порядка, что в конечном счете пойдет в ущерб рабочим. Это происходит не только потому, что рабочие заинтересованы в дальнейшем существовании своего завода или фабрики, но и потому, что они как потребители в высшей степени заинтересованы в бесперебойном функционировании экономики в целом. В то время как взаимопереплетение планов индивидуальных хозяйств на уровне рынка происходит по пути свободного координирования, при планировании и реализации планов в рамках завода вопрос заключается в том, чтобы в деле доминировали четкие и ясные отношения соподчиненности. Этот постулат не исключает свободного сотрудничества всех рабочих и служащих завода или фабрики при решении вопросов, которые касаются их всех.
Исключительно опасным для существования и функционирования конкурентной экономики следует считать такое положение, когда планирование переносится с заводов или фабрик в инстанции, стоящие над ними. Такие инстанции ни в коей мере не могут брать на себя функции этих предприятий. Тогда решения станут принимать прежде всего лица, которые сами не несут издержек, возникающих в результате принятия ошибочных решений. С другой стороны, если людей лишают возможности принимать участие в решении вопросов, которыми они должны заниматься каждый день, то это способствует обезличению, превращению людей в безликую массу.
Все частные вопросы, в том числе и социально-политической направленности, — и на этот счет не должно быть никаких сомнений — необходимо всегда решать в рамках общего порядка. Если экономическая политика убедится в том, что социальные вопросы могут решаться только в свободном порядке, а в нем только тогда, когда конкурентные цены являются инструментом общехозяйственного регулирования, то она должна сделать соответствующие выводы и взаимоувязать все частные меры с этим принципом. Осуществляемое с благими намерениями, но выходящее за очерченные границы право производственных советов участвовать в делах предприятия может оказать отрицательное воздействие на порядок и повлечь за собой вмешательство, присущее централизованно управляемой экономике, которое приводит к совсем нежелательным последствиям.
3. Конституирование рынка рабочей силы
Институт рынка рабочей силы воспринимается многими теми, кто понимает интересы людей, как нечто унизительное. Им кажется, что с человеком здесь обращаются просто как с объектом рыночных отношений, как со средством достижения целей другими людьми, но не как с тем, чем он единственно и может быть, то есть с самоцелью. В данном случае истинные чувства смешиваются с определенными принципиальными ошибками. В противоположность этому, а также и широко распространенным интеллектуальным разговорам об институте рынка необходимо прежде всего поставить прозаический вопрос: что же такое рынок? Рынок — это универсальная форма жизни человека. На нем люди осуществляют обмен услугами и продуктами. Рынки отнюдь не представляют собой просто явления так называемого «капитализма». Они, как учит история, существовали во все времена. И даже в странах с регулированием, присущим централизованно управляемой экономике, рынки до известной степени вновь и вновь прокладывают себе дорогу, пусть хотя бы в форме черного рынка. «Человек осуществляет обмен, ибо он единственное живое существо, способное к таким операциям, не имея ни малейшего представления о том, как гениально он при этом поступает» (Ф. Бём).
Тем не менее между товарными рынками и рынками рабочей силы существуют различия, которые необходимо учитывать. Труд не является товаром. Из-за социальной структуры современной экономики, которая разделила средства производства и рабочих и в которой для общего решения в духе политики порядков нет места формам, присущим собственному натуральному хозяйству, у нас имеется только один выбор, а именно между тем, следует ли подвергать рабочих опасности стать порабощенными централизованно управляемой экономикой, и тем, хотим ли мы иметь конкурентную экономику, в которой экономические отношения, базирующиеся на разделении труда, неизбежно реализуются на рынках, в том числе и услуги.
Стремления ликвидировать договорные отношения наемного труда, движимые сами по себе добрыми желаниями, не могут перечеркнуть тот факт, что распределение рабочей силы между отдельными заводами и фабриками в рамках конкурентной экономики может осуществляться только через рынки. Если такие устремления нацелены на устранение рынков рабочей силы, они, как и все прочие устремления, игнорирующие первичные элементы рыночной системы регулирования, весьма опасны.
Вопрос не в том, нужны ли рынки рабочей силы или не надо никаких рынков рабочей силы, а в том, какова правильная форма этих рынков. Речь идет о том, чтобы сформировать рынок рабочей силы, достойный человека. В этом смысле необходимо учитывать следующие точки зрения.
Рабочий не продает себя как личность, он продает выполненную им работу. Для предотвращения эксплуатации необходимо противодействовать тенденции к концентрации власти. В отношениях между партнерами должно существовать равновесие.
Проявление заботы об обеспеченности и сбалансированной справедливости не должно зависеть от более или менее доброй воли отдельно взятого индивида, то есть практически не должно быть предоставлено случаю. Оно — дело политики порядков.
Необходимы меры по охране труда рабочих. Многочисленные меры по охране труда рабочих в значительной степени устранили недостатки прошлого. Некоторые из них помимо достижения своих собственных целей оказали обратное воздействие на показатели рынка рабочей силы: они уменьшили предложение рабочей силы и повысили его эластичность. Тем самым определенные недостатки структуры, например отсутствие нижних границ издержек по заработной плате и аномальная реакция предложения рабочей силы, были устранены или по меньшей мере ослаблены.
Помимо этих государственных мер по улучшению положения рабочих следует отметить также большие заслуги профсоюзов. Они являются обладающими чертами монополии организациями, которые, правда, вышли на арену в силу монополистического перевеса предпринимателей. Все зависит от того, какую позицию они занимают. В рамках конкурентной экономики профсоюзы могут либо стать институтом реального выравнивания сил, либо сами стать доминирующей властью. Это то развитие, которого никто не может пожелать себе. Необходимо однозначное решение профсоюзов в духе политики порядков относительно того, стремятся ли они к централизованному регулированию, при котором они окажутся низведенными до роли инструментов центральной администрации, или захотят выбрать путь к конкурентной экономике.
Во втором случае последовательную политику можно проводить только тогда, когда идея интердепенденции станет определяющей. К примеру, если профсоюзы любой ценой проводят политику обеспечения полной занятости, то следствием может стать хроническое недоснабжение. Если же они, используя властные средства, вынудят установить уровень заработной платы выше уровня конкурентной заработной платы, то это приведет к безработице. Из интердепенденции вытекает также и то, что политика более сильной профсоюзной группы может осуществляться за счет других, более слабых групп, причем условия труда последних ухудшатся и, чего доброго, приведут к безработице.
Главное следует рассматривать как главное. Избежать безработицы — центральная проблема экономической политики и с точки зрения сохранения свободы, особенно в наши дни.
Очень часто, и с полным основанием, говорят, что решение социального вопроса является проблемой социальной морали. Настрой людей в отношениях между собой имеет решающее значение. Без изменения такого настроя вряд ли можно было бы достичь цели. Все это правильно. Впрочем, мало просто говорить об этом и как следствие не уделять должного внимания проблеме порядков. Скорее вопрос состоит в том, чтобы этот настрой нашел свое отражение и в формировании порядка. Чтобы быть совсем конкретными, скажем: какой-нибудь предприниматель, возможно, демонстрирует в рамках своего завода очень высокий социальный настрой. Однако если он, будучи решительным сторонником становления монополии, создает угрозу построению свободного порядка, то он, с одной стороны, служит делу решения социального вопроса, а с другой — препятствует этому.
Сказанное касается, разумеется, и профсоюзов. Если профсоюзы содействуют тому, чтобы сбалансировать ситуацию монополистического спроса и добиться установления уровня заработной платы, соответствующего уровню конкурентной заработной платы, скажем на руднике, на котором могут найти работу только жители округи, то тем самым они способствуют реализации конкурентного порядка. Здесь экономическая власть не вступает в противоречие с конкурентным порядком. Но профсоюзы становятся властными структурами, которые ставят под угрозу конкурентный порядок, когда они пытаются резко повысить заработную плату или когда ограничивают подвижность рабочей силы. Тем самым они создают угрозу построению свободного порядка, остановить который они сами желают.
Дело в том, что идея порядка, идея свободного порядка тоже Должна учитываться в социальном настрое. Если стремление, которое претендует на то, чтобы соответствовать порядку и свободе, определяет повседневные действия, равно как и ответственные действия авторитетных руководителей, то построение свободного порядка возможно. И тогда они служат тому, что соответствует высоким немецким и европейским духовным традициям, служат интересам гуманности1.
КНИГА ПЯТАЯ
НЕСУЩИЕ СИЛЫ
Глава XIX