1. Экономическая власть должна существовать в условиях конкурентного порядка лишь постольку, поскольку она необходима для его поддержания. Управлению домашними хозяйствами и пред приятиями экономическая власть нужна для того, чтобы иметь возможность проводить в жизнь разработанные хозяйственные планы-При этом в условиях конкурентного порядка над управлением, разумеется, устанавливается необходимый строгий повседневный контроль через механизм цен. Но экономическую власть осуществляет также и центральный эмиссионный банк, который обладает исключительной привилегией на выпуск банкнот. Здесь возникает сложная проблема осуществления контроля над его деятельностью. Однако и это властное образование также имеет своей целью обеспечение конкурентного порядка, в частности путем создания достаточного денежного порядка.
2. Но в условиях конкурентного порядка будут существовать, кроме того, монополии, которые не служат его поддержанию, скорее нарушают его или создают угрозу самому его существованию. Определенные властные позиции возникают и при широком использовании принципов. Так, например, газовый завод обладает в городе, то есть на своем рынке, монополией предложения. Или завод по производству аналитических весов, медицинской аппаратуры либо логарифмических линеек устанавливает монополистическое или частично монополистическое господство на своем рынке.
Такие монополистические позиции возникали на основе реальных преимуществ в издержках производства, иными словами, они «соответствуют системе». В подобных случаях оптимальный размер предприятия настолько существен, что пуска одного-единственного предприятия достаточно для снабжения его продукцией всего рынка. Несколько же предприятий могли бы сбывать свои продукты только по ценам, которые не обеспечивают покрытия издержек. Здесь возникает вопрос: что же должно произойти с этими монополиями? Ведь полностью исчерпаны все средства, которые прямо и косвенно препятствуют образованию монополий. Но вопреки этому существуют властные структуры, создающие угрозу общему порядку.
|
3. Этот вопрос не идентичен известному вопросу осуществления контроля за деятельностью монополий (или только картелей), решить который пытались многие промышленно развитые страны, например Германия с ее постановлением о картелях от 1923 г. Правда, они не добились успеха в этом1. Торговая политика, совокупность правовых норм, касающихся товариществ, компаний или объединений, налоговая политика, картельное право, картельное судопроизводство и, кроме того, хозяйственное право в целом облегчила и способствовали в тот период образованию в стране монополий. Частично существовали также принудительные синдикаты. Сильные, дикие побеги деревьев, рост которых они решительно стимулировали, государства пытались обрезать, причем деревья при этом продолжали хорошо расти, росли и их дикие побеги.
Как свидетельствует опыт, современное государство не в силах осуществлять эффективный контроль над деятельностью монополий в том экономическом порядке, в котором большая часть промышленности монополизирована. Здесь слишком велико политическое влияние заинтересованных групп, а проблемы монополий слишком разнообразны. Пусть даже отдельные чиновники министерств добросовестно несут свою службу, опора, которой они располагают в структуре государственного устройства, как о том говорит большой опыт Германии, чересчур слаба. Не следует питать иллюзий относительно эффективности контроля над деятельностью монополий, если он осуществляется в экономических порядках, в которых буйно разрастаются монополии в промышленности, сельском хозяйстве или в среде рабочих. США и их антимонопольная политика дают наглядный пример тому.
|
Совершенно иной является ситуация в условиях конкурентного порядка. Здесь главный удар наносится в другом направлении: предотвращается само возникновение монополистических властных структур. И это достигается не только установлением запретов на образование картелей, но и, что гораздо важнее, проведением экономической и правовой политики, которое путем использования конституирующих принципов пробивает путь мощным силам конкуренции, существующим в современной экономике. Тем самым государство в значительной мере освобождается от влияния частных властных группировок. Его способность осуществлять контроль над деятельностью монополий несравнимо больше, если только руководители угольных, калийных и стальных синдикатов, а также крупных концернов, трестов и профсоюзов не принимают участия в формировании его воли. И в то же время эта задача намного скромнее. Только для названных выше неизбежных монополий проблема контроля над их деятельностью в конкурентном порядке является актуальной. Следовательно, шансы на успех этого контроля значительно больше.
|
4. Несмотря на это, необходимо и возможно делать выводы из опыта промышленно развитых стран по контролю над деятельностью монополий. При этом можно, прежде всего, констатировать, что два метода контроля над деятельностью монополий закономерно оказываются несостоятельными.
Во-первых, огосударствление монополий не решает самой проблемы монополий. Государственные монополии, например железные дороги или электростанции, как правило, проводят такую же монополистическую политику, как и частные монополии. Подобно частным монополиям они стремятся достичь точки наивысшей чистой выручки, которая в том, что касается монополий, в большинстве случаев существенно отклоняется от точки оптимального удовлетворения спроса. Во многих случаях склонность к полному использованию монопольных позиций в администрации государственных монополий проявляется даже больше, чем в частных. Администрация государственных монополий именно в этом отношении чувствует себя правомочной, поскольку доходы поступают государству или городу, то есть они представляют собой косвенный налог и не могут быть использованы в частных целях. В остальном же государство ощущает себя намного увереннее перед лицом возможной конкуренции. Например, оно может ограничить возникающую конкуренцию заменителей, используя законодательные средства, как это было в Германии при возникновении конкуренции меду автомобилем и железной дорогой.
Огосударствление объединяет обе сферы ― экономику и политику. Но концентрация, как мы знаем, никогда и нигде не решала проблемы экономической власти и злоупотребления ей. Вместе с концентрацией власти на одной стороне возникает зависимость на другой: зависимость рабочих, потребителей и поставщиков. Огосударствление крупных монополий, например в тяжелой промышленности, вовсе не означает установления эффективного контроля над властью заинтересованных групп. Напротив, это значит сделать лицо, осуществляющее контроль, заинтересованной стороной.
Во-вторых, такого рода опасность и другие факторы дали толчок идее мобилизовать для осуществления контроля над деятельностью монополий функционеров рабочих организаций. Об этом уже говорилось1. Выявилось следующее.
Если рабочие участвуют в монопольной прибыли, то они заинтересованы в монополии и монополистической политике не в меньшей степени, чем сами предприниматели. Часто рабочие угольной промышленности соглашались с требованиями монополий повысить цены, если при повышении цен им одновременно обещали увеличить заработную плату. Повышение железнодорожных тарифов, как правило, находит поддержку профсоюза железнодорожников. Интересы получателей заработной платы оказываются намного эффективнее разрозненных интересов потребителей. благоприятно-
В этом кроется причина нередко встречающегося благоприятного отношения профсоюзов к картелям. Было иллюзией надеяться, что благодаря этому объединению будет соблюден общий интерес. Здесь влиянию администрации монополии не был противопоставлен соответствующий противовес. Напротив, влияние монополий усилилось.
Ни огосударствление монополий, ни осуществление контроля над их деятельностью со стороны представителей рабочих не может, таким образом, решить проблему монополий в условиях конкурентного порядка.
5. Следовательно, контроль над деятельностью монополий должен быть передан государственному ведомству по контролю над деятельностью монополий. Для того чтобы было ликвидировано всегда опасное (хотя и ослабленное в условиях конкурентного порядка) влияние заинтересованных лиц, должно существовать независимое ведомство, которое в своей деятельности руководствуется только положениями закона. Поэтому оно не должно превращаться в своего рода отдел министерства экономики, который в гораздо большей степени подвержен давлению со стороны заинтересованных лиц.
В компетенцию антимонопольного ведомства входят исключительно вопросы контроля над деятельностью монополий. Таким образом, необходимо новое, до сих пор отсутствующее центральное ведомство, создание которого в одинаковой мере необходимо и осуществимо. В структуре современного индустриального государства должна появиться эта важная центральная фигура ведомства по контролю над деятельностью монополий. Без нее над конкурентным порядком, а вместе с ним и над современным правовым государством нависает серьезная опасность. Антимонопольное ведомство столь же необходимо, как и Верховный суд.
Задачей антимонопольного ведомства является по возможности роспуск монополий и осуществление контроля над деятельностью тех из них, распустить которые не представляется возможным. Правда, в условиях конкурентного порядка их количество будет относительно невелико. Частичные и двусторонние монополии подпадают под его контроль точно так же, как монополии предложения и монополии спроса. Итак, если крупный завод является частичным монополистом в снабжении страны спиральными пружинами, причем наряду с ним тот же товар на рынок поставляют многие небольшие заводы, то он не может избежать контроля соответствующего ведомства, ссылаясь на существование мелких конкурентов.
6. Как же следует распознавать монополию как таковую? Этот вопрос имеет очень большое значение. Решающим моментом должны стать не дефиниции, а конкретные факты. Нужно ли постоянно контролировать деятельность каждой фирмы? Это было бы исключительно большой задачей, для решения которой потребовался бы громадный административный аппарат. Локальные антимонопольные ведомства стали бы напоминать финансовые учреждения. Фирмы попали бы в зависимость от нового государственного аппарата. Центральное антимонопольное ведомство приобрело бы угнетающую экономическую власть. Над свободным порядком нависла бы угроза со стороны ведомства по контролю над деятельностью монополий.
Но мы знаем, что совсем не обязательно определять «изнутри» те формы рынка, в которых находятся фирмы. Без такого рода контроля на фирмах можно обойтись, или же его следует использовать в качестве вспомогательной меры. Представитель антимонопольного ведомства не должен выступать вместе с чиновником финансового учреждения. Имеется достаточно симптомов, позволяющих определить извне, предпринимаются ли попытки монополизировать рынок. Мы уже обращали внимание на это: локауты, скидки с цен, предоставляемые за длительные деловые связи, дифференцирование цен (включая демпинг), «боевые цены» и т.д. Только если явно имеются налицо такие симптомы монополистического поведения — и только в этом случае, — начинает проявляться активность антимонопольного ведомства. Правда, оно само решает вопрос о том, проявляются ли факты, свидетельствующие о наличии экономической властной позиции. Однако его следует законодательно обязать прибегать к вмешательству только там, где симптомы монополистической формы рынка можно определить извне.
Наряду с такой независимой комиссией существует еще два средства контроля над деятельностью монополий. Соответствующий иск могут подать правительство или пострадавшие.
7. Цель законодательства о монополиях и контроля над деятельностью монополий — побудить носителя экономической власти к такому образу действий, как если бы существует полная конкуренция. Поведение монополистов должно быть «аналогичным конкуренции». Это принцип, который прямо вытекает из основного принципа конкурентного порядка применительно ко всем рынкам, включая и рынок рабочей силы. Как раз тогда, когда одобряют идею о том, что человеческую рабочую силу нельзя рассматривать как товар, нужно пытаться избежать монополистических злоупотреблений на рынках труда. Как только, например, профсоюзы отклоняются от присущей им функции и с помощью таких учреждений, как «closed shop »1, закрывают доступ к рынку рабочей силы для нечленов профсоюзов, их деятельность следует поставить под контроль. Осуществление контроля над деятельностью монополий должно протекать по следующим направлениям.
а) Как известно, общие условия заключения сделок объединений, промышленности, банков и страховых компаний, а также таких отдельно взятых предприятий, как газовые заводы, электростанции, железные дороги и т.д., повсеместно ликвидировали установленное государством право. Право, созданное самой экономикой, вытеснило государственное право, прежде всего, из монополизированных сфер экономики2.
В противоположность этому следует создать такое положение, которое сформировалось бы в условиях полной конкуренции. Вполне допустимы общие деловые обычаи, складывающиеся на рынках в процессе исполнения законов, но не условия заключения сделок, которые отклоняются от законодательного регулирования в ущерб одной из сторон в договоре. Уже тем самым предотвращается большой ущерб, который наносится как раз монополиями и на который правовая политика обращает чересчур мало внимания.
б) Любая форма недобросовестной конкуренции через локауты, скидки с цен, предоставляемые за длительные деловые связи, «боевые цены» и т.д. запрещена. За этим также должно следить антимонопольное ведомство. Тем самым создается такое положение, которое в условиях полной конкуренции возникает само по себе и в котором недобросовестная конкуренция была бы бессмысленной3. Конечно, для достижения аналогичного конкурентному порядку результата необходимо ввести принудительное заключение договоров, если только здесь вообще потребуется принуждение для того, чего позволяет достичь рыночный автоматизм в условиях полной конкуренции.
в) В условиях полной конкуренции, как известно, на одинаковые товары и услуги образуются одинаковые цены. Между тем, например, монополии предложения в своем стремлении к максимальной чистой выручке имеют тенденцию требовать от различных слоев спроса дифференцирования цен на одинаковые товары и услуги. Такие дифференцирования цен в условиях конкурентного порядка следует запрещать.
г) Наиболее трудным делом оказывается реализация фундаментального принципа при установлении уровня цен. Лишь в одном случае его реализация относительно проста, а именно тогда, когда речь идет об использовании заданного запаса. Вернемся к нашему примеру с кофе. В результате снижения цен на кофе до 60 марок за один мешок была достигнута равновесная цена, удается реализовать два миллиона мешков кофе, уничтожения кофе не происходит, однако доходы монополии уменьшились на 13 миллионов марок.
Труднее установить цены, аналогичные тем, которые имеют место в условиях конкуренции, если речь идет о текущем производстве при заданном производственном аппарате. В принципе цена должна фиксироваться таким образом, что предложение и спрос при этой цене приходят в состояние равновесия и цена как раз покрывает предельные издержки. Химический завод, обладающий монополией на определенное лекарство, должен, следовательно, продавать свой продукт по цене, имеющей два свойства. При этой цене предложение и спрос приходят в состояние равновесия, в результате чего необходимость в рационировании отпадает. Одновременно эта цена, скажем три марки за единицу товара, равна издержкам на самую последнюю произведенную единицу товара. Здесь трудности возникают при определении издержек. Особую трудность создает расчет предельных издержек. Поэтому в подобных случаях, когда предельные издержки выше средних издержек, можно было бы рекомендовать выбрать в качестве искомой величины точку пересечения средних издержек и кривой спроса. Хотя эта цена не в полной мере соответствует системе, однако устанавливать ее легче.
Этим контроль над ценами со стороны антимонопольного ведомства не исчерпывается. Дело в том, что оно должно также позаботиться и о том, чтобы производственный аппарат по аналогии с условиями конкуренции приблизился к экономическому оптимуму. В условиях полной конкуренции возникает постоянное, сохраняющееся в течение длительного периода времени давление, направленное на рационализацию производственного аппарата. Необходимо осуществлять ценовой контроль монополий, который также оказывает длительное давление, аналогичное конкурентному.
Обладающий монополией химический завод, находящийся под контролем антимонопольного ведомства, будет приводить в соответствие с условиями полной конкуренции не только свои общие условия заключения сделок, не только прекратит локауты и дифференцирование цен, не только установит свои цены с таким расчетом, чтобы они были равновесными и соответствовали предельным издержкам, но и будет также находиться под остающимся длительное время эффективным давлением, которое вынуждает уменьшать издержки и снижать цены на свои продукты путем рационализации. В противном случае произойдет устаревание производственного аппарата, как это часто происходит в монополиях, а снабжение товарами перестает быть оптимальным. Таким образом, завод должен считаться с тем, что его цены периодически станут пересматриваться антимонопольным ведомством. При известных условиях, если не будет проведена необходимая модернизация, заводу придется принимать в расчет снижение цен ниже той точки, о которой говорилось выше, и, следовательно, считаться с потерями. Антимонопольное ведомство должно остерегаться того, чтобы в течение продолжительного периода времени рассматривать имеющийся производственный аппарат в качестве заданной величины.
Вопросы контроля за деятельностью монополий настолько разнообразны и сложны, что решить их можно только в том случае, если станут соблюдаться другие конституирующие и регулирующие принципы конкурентного порядка, если таким образом возможность образования монополий будет сведена до минимума и если контроль за деятельностью монополий будет осуществляться в соответствии с простым и реалистическим принципом аналогии конкуренции.
8. Контроль над деятельностью монополий оказывает также профилактическое воздействие. Эта сторона дела имеет исключительное значение. Стремление людей выйти на монополистические позиции, которое обладает большой жизненной силой и которое представляет собой, как оказалось, один из центральных фактов истории экономических отношений, существенно ослабляется или полностью исчезает, если такой жесткий контроль за деятельностью монополий становится действенным.
В данный контекст входит и такая большая проблема того, как поступать с олигополиями. Это случаи, подобные тем, которые приводятся ниже. Три электропромышленные фирмы поставляют определенные электроприборы, или два бензиновых концерна доминируют на рынке, или пять заводов по производству проката из алюминия снабжают своей продукцией рынок, не создавая картеля.
Или существуют также частичные олигополии, что встречается довольно часто. Например, две крупные фабрики по производству печей господствуют на рынке. Однако наряду с ними печи поставляют на рынок многие мелкие предприятия, которые адаптируются к ценовой политике крупных производителей. Это состояние олигополии или частичной олигополии зачастую быстро проходит и в результате устранения соперников вскоре приводит к образованию картеля, то есть к коллективной или к индивидуальной монополии. Но иногда такое лабильное состояние олигополии или частичной олигополии затягивается на многие годы или десятилетия. Как подходить к нему с точки зрения экономической политики? Правда, при проведении общей политики конкурентного порядка, включающей в себя, к примеру, торговую, патентную и налоговую политику, а также политику правовой защиты образцов, количество олигополии на сильно расширившихся рынках существенно сокращается. Однако вопрос остается важным. Ну, а как следует относиться к картелю, который насчитывает лишь небольшое число членов и после роспуска которого рынок переходит в олигополистическую форму?
Существует две точки зрения. По той из них, которую наиболее четко отразил прежде всего Микш, для олигополии и частичных олигополии необходимо специальное регулирование, а именно так называемая «навязанная конкуренция», которая осуществляется под контролем государства1. По другой точке зрения, тем самым на государство возлагается чересчур многое. Здесь был бы необходим громадный контролирующий аппарат, органы которого были бы разбросаны по всей стране. Государство оказалось бы чрезмерно вовлеченным в повседневный экономический процесс. В противоположность этому следовало бы предпочесть другой путь. Контроль над деятельностью монополий в условиях конкурентного порядка должен быть настолько решительным, чтобы оказывать сильное профилактическое воздействие. При решительном осуществлении контроля над деятельностью монополий у олигополиста не окажется повода в конкурентной борьбе уничтожать соперников и завоевывать монополистические позиции. Ведь в этом случае он попадает под жесткий контроль антимонопольного ведомства. В остальном же олигополисты сами по себе будут стремиться вести себя так, как следует поступать в условиях полной конкуренции, поскольку в противном случае они по одному станут попадать в поле зрения антимонопольного ведомства. Вот пример. Цементный картель распускается. В силу этого семь членов его становятся олигополистами.
То, что одна из этих фирм отныне будет пытаться ликвидировать остальные, весьма мало вероятно. Ведь все средства недобросовестной конкуренции — «боевые цены», локауты, скидки с цен, предоставляемые за длительные деловые связи, и т.д. — запрещены, и их использование наказуемо. Если же она в рамках соответствующей системы конкуренции стала бы монополистом, то она попала бы под радикальный и отпугивающий контроль антимонопольного ведомства. Как же будет обстоять дело, если все семь фирм останутся олигополистами? Они будут действовать примерно так же, как и в условиях конкуренции, С каких-то сторон они должны поступать именно так. Дело в том, что положения об общих условиях заключения сделок, недобросовестной конкуренции и дифференцировании цен касаются и этих фирм. И если, определяя уровень своих цен, они не приблизятся к уровню цен конкуренции, им изо дня в день придется считаться с вмешательством антимонопольного ведомства1.
9. Существует два момента, которые облегчают осуществление контроля над деятельностью монополий в рамках конкурентного порядка. Во-первых, тот факт, что в силу следования конституирующим принципам большая часть монополистических позиций исчезнет. Во-вторых, наличие профилактического воздействия последовательного и систематического контроля за деятельностью монополий, который побуждает олигополистов или частичных олигополистов вести себя как бы в условиях конкуренции. Во многих случаях, скажем, таких, когда две фирмы обеспечивают рынок поставками шлихтовальных машин, вопрос решается сам по себе. Антимонопольное ведомство будет наблюдать за деятельностью отраслей промышленности. Но вмешиваться в события оно станет лишь в том случае, если определенные, описанные выше симптомы покажут, что фирмы отклоняются от норм поведения, аналогичных тем, которые свойственны условиям конкуренции. Однако строгость контроля над деятельностью монополий в большинстве случаев вынудит фирмы воздерживаться от такого рода отклонений.
Собственно контроль над деятельностью монополий ограничивается, таким образом, небольшим количеством реальных монополий. Поэтому антимонопольное ведомство не станет структурой-монстром с многочисленной армией чиновников, оно несравнимо с чиновничьим аппаратом плановых органов в централизованно управляемой экономике или синдикатах.
.