1. Склонность предпринимателей к осуществлению капиталовложений в большинстве промышленно развитых стран в последние десятилетия время от времени резко убывала. Это один из самых серьезных феноменов развития последнего времени. Из-за нехватки капиталовложений возникают неполная занятость и безработица. Чем же объясняется эта сдержанность? Обычно отвечают так. В процессе современного экономического развития уменьшались возможности инвестирования. Чем больше мир оснащается железными дорогами, фабриками, машинами и другими средствами производства, тем меньше инвестиционных задач. Мир насыщен инвестициями.
Из этой точки зрения, которую, кстати, мы встречаем уже у Сисмонди и которая получает, как правило, широкое распространение в периоды продолжительных депрессий и приобрела твердую опору прежде всего в условиях тяжелых депрессий после 1929 г., вытекает политико-экономическое требование, которое, как известно, успешно представляют в первую очередь Кейнс и его школа: для того чтобы при перманентном отсутствии достаточных новых капиталовложений избежать перманентной депрессии, государство должно осуществлять свое вмешательство в экономику (политика низких процентных ставок, кредитной экспансии, государственных заказов, дефицита государственного бюджета, организации общественных работ для безработных).
2. Если бы это объяснение было верным, возможности осуществления инвестиций неизбежно исчезли бы и единственный путь спасения состоял бы в том, что государство осуществляло бы то, что прежде делали предприниматели. В итоге сложилась бы практически безысходная ситуация. Ведь государственные инвестиции могут обеспечить достижение того, что станет использоваться больше средств производства и рабочей силы, но государство оказывается не в состоянии, как было показано в другом месте настоящей работы, устанавливать правильные пропорции между капиталовложениями. Таким образом, неизбежный злой рок в образе так называемого закона развития капитализма стал бы понуждать людей к осуществлению неравновесных инвестиций и все их усилия мало способствовали бы улучшению обеспечения людей потребительскими товарами.
|
3. Однако ослабление склонности к инвестированию и сокращение объема самих капиталовложений не объясняются сокращением возможностей инвестирования. Мы не находимся в экономически насыщенном мире. Возможности инвестирования существуют до тех пор, пока люди испытывают гнетущее давление ограниченности товаров. Инвестирование может происходить, пока производственный аппарат не удовлетворит все потребности всех людей. Однако от этой точки нас отделяет громадная дистанция. Попытаемся рассмотреть хотя бы одну небольшую часть региона. Лишь незначительная часть Европы имеет высокоинтенсивное сельское хозяйство. Это прежде всего Бельгия, Дания, Нидерланды. На них приходится лишь около 1% всей площади Европейского континента. Необходимы очень крупные капиталовложения, чтобы интенсифицировать другие сельскохозяйственные регионы Европы в той мере, насколько это возможно. О насыщении средствами производства этих и каких-либо других регионов мира не может быть и речи1.
4. Очевидно, что уже сам вопрос следует формулировать иначе. Как случилось, что в последние десятилетия нередко наблюдалась столь небольшая склонность к инвестированию, хотя фактически имелись большие возможности осуществления капиталовложений?
|
Чтобы найти ответ на данный вопрос, мы должны обратиться к тем исходным точкам, в которых берет свое начало любая хозяйственная деятельность: к хозяйственным планам. Если исследовать отдельные фирмы с этой точки зрения, то окажется, что сдержанность в осуществлении капиталовложений определялась двумя моментами.
а) Цены на средства производства и рабочую силу в сопоставлении с ценами на произведенные продукты делали нецелесообразными капиталовложения. Иначе говоря, соотношения цен были таковы, что они препятствовали инвестированию. Если, к примеру, картели поддерживали цены на средства производства на высоком уровне или если благодаря государственному вмешательству заработная плата устанавливалась также на высоком уровне, то могли возникнуть соотношения цен, которые делали капиталовложения нецелесообразными. При этом решающе значение имели только плановые данные, ожидания. Руководители предприятий ожидают установления определенных цен на свои продукты. С другой стороны, они видят перед собой определенные цены на средства производства и заработную плату, в соответствии с этим и принимается решение. Приведем лишь один пример. В кризисном 1931 г. предприниматели — владельцы строительных фирм в Берлине должны были считаться с определенными, относительно неизменными ценами на средства производства, скажем на железо и цемент, которые были установлены синдикатами, а также с относительно неизменной заработной платой, в то время как цены на дома быстро падали. Уже по этой причине желание строить дома было весьма небольшим. Вновь дало о себе знать то фундаментальное обстоятельство, что экономический процесс — в нашем случае инвестиционный процесс — только в том случае может в достаточной степени регулироваться ценами, если соотношения цен правильно отражают отношения ограниченности, то есть если отношение цен на средства производства к ценам на продукты не будет нарушаться.
|
б) К этому примыкает и второй момент, имеющий не меньшее значение. Определенная неизменность данных необходима для того, чтобы в планы включались более крупные капиталовложения. Должен ли, например, фабрикант расширять свой машиностроительный завод, если, с одной стороны, с учетом существующих цен и их соотношений это представляется целесообразным, но если он при этом должен считаться с тем, что из-за неожиданной девальвации зарубежные конкуренты получат преимущество на его рынке сбыта, или рынок сбыта окажется закрытым в результате установления оградительных пошлин, или существовавшие до сих пор шансы на получение прибыли будут сведены на нет в силу изменения налогообложения в собственной стране? Чрезвычайная нестабильность экономической политики экспериментов, к примеру, валютной, торговой и налоговой политики, а также политики в области заработной платы, какой она была на протяжении последних десятилетий в большинстве промышленно развитых стран, существенно усилила элемент неопределенности. Риск чересчур велик, а дистанция между «плановыми данными» и «фактическими данными» весьма значительна.
Исследования, проведенные на американских предприятиях, показали, что предприниматели осуществляют капиталовложения, к примеру для покупки новых машин, только в том случае, если вложенный капитал амортизируется в течение примерно трех — пяти лет1. Только в строительстве домов рассчитывают на более продолжительные периоды времени. В Германии в 40-х годах нашего столетия многие предприниматели осуществляли капиталовложения, только если была возможность того, что вложенный капитал амортизируется в течение трех лет. Неустойчивость экономической политики вынуждала предпринимателей проводить исключительно такие инвестиции, которые по причине очень высокой рентабельности позволяли быстро возвратить вложенный капитал. В силу этого количество запланированных и реализованных капиталовложений резко сократилось. Нервозность и суетливость экономической политики, которые сегодня вынуждают нередко отвергать то, что имело силу вчера, создают большую неуверенность и вместе с искаженным соотношением цен препятствуют многим инвестициям. Отсутствует атмосфера доверия.
5. Какие же выводы для экономической политики вытекают из такого рода опыта? Особенно для политики, которая стремится установить конкурентный порядок. Определенная неизменность экономической политики необходима для того, чтобы дать импульс деятельности по осуществлению достаточных капиталовложений. Без такой неизменности функционирование конкурентного порядка становится невозможным.
Конкурентный порядок в состоянии на длительный срок правильно взаимоувязывать между собой капиталовложения. Ведь в своем механизме цен он обладает инструментом, позволяющим выявлять диспропорциональности и в конечном счете корректировать их. В этом заключается его преимущество перед всеми другими порядками. Конкурентный порядок устраняет также недостаточную склонность частных лиц к инвестированию, если только ее следовало объяснить фиксированием цен на средства производства, то есть сдвигами в соотношениях цен и издержек.
Если же экономическая политика не обладает достаточной неизменностью, то конкурентный порядок не может функционировать в полном объеме. Установление на длительную перспективу налогов, торговых договоров, денежных единиц и т.д. имеет существенное значение. До тех пор пока таковое отсутствует, нельзя рассчитывать на достаточную склонность к инвестированию. Хозяйственным планам не хватало бы того временн о го горизонта, который необходим для того, чтобы расширять и сохранять современный производственный аппарат промышленности. При достаточной неизменности экономической политики капиталовложения стали бы осуществляться также и в том случае, если сроки амортизации составят даже 15 или 20 лет. Фирмы несут коммерческий риск адаптации к меняющимся данным индивидуальных хозяйств. Им придется постоянно считаться с колебаниями цен и приспосабливаться к ним. Дистанция между плановыми и фактическими данными возникает и сохраняется до тех пор, пока развивается экономика. Но эта дистанция не должна вследствие быстрых и многообразных изменений экономической политики увеличиваться до такой степени, что не смогут осуществляться капиталовложения, которые могут приносить доход только по прошествии многих лет.
Неизменность — главное требование экономической политики конкурентного порядка. Экономическая политика создает для экономического процесса соответствующие рамки экономического конституирования. Она последовательно придерживается этих рамок и изменяет их, проявляя осмотрительность.
6. Неизменность экономической политики имеет значение для конкурентного порядка еще и в другом отношении. В частности, опыт показал, например, в Германии, что быстрая смена экономической политики стимулирует образование концернов. Чем больше риск, тем выше склонность к образованию концернов, — как раз концернов, которые охватывают различные отрасли или различные части одной и той же отрасли. Неуверенность, порождаемая быстрыми изменениями экономической политики, дает толчок к тому, чтобы иметь долевое участие в фирмах других отраслей производства или покупать их — например, когда хлопчатобумажная прядильная фабрика приобретает долевое участие в фирме, торгующей углем, на машиностроительном заводе или на фабрике по производству свечей. Здесь кроется одна из многих созданных самой экономической политикой причин промышленной концентрации. Чем более неизменной становится экономическая политика, тем меньше стимул к концентрации. А это в равной мере стимулирует создание конкурентного порядка.
VIII. Единство конституирующих принципов.
1. Конституирующие принципы — это принципы экономического конституирования. Их комплексное применение в конкретной исторической ситуации конституирует определенный, желательный экономический порядок, создавая условия, способствующие расцветy этого порядка. Таким образом, все принципы служат одному общему политико-экономическому решению и являются средством реализации общего решения in concretо.
Итак, речь идет не о принципах правовой догматики или естественного права. Отдельные принципы, например принципы свободы заключения договоров, ответственности или частной собственности, были разработаны философами и правоведами как чисто правовые принципы, то есть как нечто вроде принципов естественного права. Однако они не были выведены в той взаимосвязанности порядков, о которой здесь идет речь, из естественного права или из находящихся на более высоком уровне посылок правовой догматики. К примеру, требование создания частной собственности во многих случаях дедуцировалось из природы человека и обосновывалось как высшая заповедь естественного права. Здесь этого не происходит. Частная собственность оказалась необходимым условием для создания — вместе с использованием других принципов — конкурентного порядка. Мы знаем, что конкурентный порядок не только оказывает экономическое влияние, но и является весьма эффективным в рамках интердепенденции порядков и, к примеру, оказывает большое обратное воздействие на общественный и правовой порядки.
2. Во всех этих принципах акцент делается на позитивную цель. Часто — критически — отмечалось, что чрезвычайно трудно обеспечить действенное и пригодное регулирование современного экономического процесса. Еще важнее позитивно утвердить на деле такой метод регулирования. Этой цели комплексно служат все конституирующие принципы. Если, например, были бы реализованы все прочие принципы, но при этом отсутствовала бы неизменность экономической политики, то размеры капиталовложений оставались бы весьма небольшими и конкурентных цен оказалось бы недостаточно для регулирования экономического процесса.
С бурным ростом процесса концентрации в последние десятилетия следует бороться, используя также позитивные средства. Вообще было бы трудно ограничивать размер предприятий путем прямого вмешательства, скажем путем установления максимального объема капитала или максимальной численности занятых на производстве либо путем установления запрета на образование концернов. Между тем, как только концерны становятся монополиями, для них имеет силу то же, что и для монополий: ликвидация, если таковая возможна, или подчинение контролю за деятельностью монополий. В остальном же экономическая политика конкурентного порядка лишает концерны благоприятной для их образования почвы за счет того, что создает соответствующие условия: путем проведения реформ патентного права и использования других способов открытия рынков, путем расширения ответственности, рационального ограничения свободы заключения договоров, а также путем действий в соответствии с прочими принципами, причем вновь следует обратить особое внимание на неизменность экономической политики.
3. Единство принципов заходит так далеко, что при изолированном применении некоторые из них совершенно не достигают своей цели. Мы сталкивались с этим при рассмотрений вопроса о собственности. Весьма проблематично требовать установления частной собственности на средства производства, если государство оттесняет конкуренцию на задний план, используя свое договорное право ограничение ответственности, свою торговую политику, запреты на осуществление капиталовложений, свое право на защиту товарных знаков, патентное право и т.д. Но в сочетании с использованием остальных принципов частная собственность имеет существенный позитивный смысл.
Глава XVII