IV. Аномалия предложения




1. Так называемая аномалия предложения именно на рынках ра­бочей силы весьма скрупулезно принималась во внимание экономи­ческой политикой более раннего периода1. Если французское государство XVII и XVIII вв. использовало свое влияние в интересах уменьшения заработной платы, то это происходило не только для того, чтобы сократить издержки и тем самым расширить экспорт, но и для того, чтобы путем снижения заработной платы заставить рабочих больше трудиться, а также вынудить работать их жен и де­тей. Во Франции и в других странах господствовало убеждение, что низкая заработная плата делает людей более прилежными, а высокая — приводит к праздности и безделью. Лишь в конце XVIII в. против этого тезиса выступила оппозиция.

2. Для политики конкурентного порядка совершенно другую роль играет тот факт, что на определенных рынках при падении цен или снижении заработной платы предложение возрастает. Воз­никает вопрос, каким образом следует остановить понижение зара­ботной платы или падение цен. Вот пример. Из-за роста численно­сти населения в той или иной местности может произойти снижение заработной платы, которое продолжится, если в результате этого семьи будут вынуждены посылать на рынок труда больше рабочей силы. Или из-за внедрения технических усовершенствований на от­дельных рынках рабочей силы произойдут увольнения, которые по­влекут за собой уменьшение заработной платы. Создание нового со­стояния равновесия может быть осложнено тем, что снижение зара­ботной платы явится причиной усиленного предложения рабочей силы, то есть не только уволенные, но и другие рабочие станут ис­кать новое место работы.

3. Правда, эта политико-экономическая и политико-социальная проблема в условиях конкурентного порядка, разумеется, сущест­венно упрощается, а во многих случаях и разрешается в результате применения описанных выше принципов. При свободе перемеще­ния и повсеместного проживания рабочих, а также профессиональ­ной подвижности труда облегчается переход рабочих в другие сфе­ры занятости. Создание на рынках рабочей силы такого положе­ния, которое соответствует полной конкуренции, делает невозмож­ным оказание давления на заработную плату, какое обычно имеет место при господстве частных или общественных властных группи­ровок. Охрана труда рабочих, как-то: установление запрета на ис­пользование детского труда и ограничение продолжительности ра­бочего времени для взрослых, — также затрудняет увеличение предложения рабочей силы при снижении заработной платы.

Если же, несмотря на это, предложение на рынке рабочей силы Длительное время остается аномалией, то установление минималь­ного размера заработной платы стало бы актуальной мерой.

 

Глава XVIII

Политика конкурентного порядка. Интердепенденция политики экономического

Порядка

I. Интердепенденция

1. Все принципы — как конституирующие, так и регулирую­щие — образуют единое целое. При последовательном проведе­нии экономической политики в соответствии с этими принципами создается и становится функционирующим конкурентный поря­док. Каждый отдельно взятый принцип обретает смысл только в рамках общего плана построения конкурентного порядка. К этому результату нас постоянно приводило исследование даже независи­мо от того, о чем шла речь: о свободе заключения договоров, о принципе возникновения денег или о каком-либо ином принципе. Отдельно взятые принципы дополняют друг друга, то есть явля­ются взаимодополняющими.

2. Тем самым разрешается существенный экономико-правовой и политико-экономический спорный вопрос.

На смену прежней наивной вере в то, что правовая и экономи­ческая политика в состоянии достичь всего того, чего она захочет, если только это желание действительно будет активным, пришла совершенно иная вера. Духовные течения, доминирующие в наше время и считающие, что человеческая история протекает неотвра­тимо, в решающей степени способствовали этой перемене. К это­му следовало добавить провалы в самой экономической политике, прежде всего неудачи законодательства о деятельности монопо­лий. К примеру, такой видный правовед, как Франц Кляйн, уже давно выразил свое скептическое отношение к данному вопросу2. Он сомневался в том, что гражданские и уголовные законы вооб­ще оказывают какое-либо влияние; экономическое развитие так или иначе проложит себе путь. X. Трумплер же в последнее вре­мя писал: «Это парадокс, что с принятием первого антитрестов­ского закона тресты в США стали развиваться невиданными тем­пами». И далее: «Поэтому влиятельные круги в США считают борьбу с трестами провалившейся или по меньшей мере бесперс­пективной»3.

Кляйн и другие скептики правы в том случае, если правовая и экономическая политика проводится пунктуально. Специальные антимонопольные законы, к примеру, не решат са­мой проблемы монополий. Развитие монополий сделало посмеши­щем пунктуальное законодательство и судебную практику. Несмот­ря на то что ведется ожесточенная борьба с монополиями, послед­ние процветают. Об этом свидетельствует весь политико-экономиче­ский опыт.

Но скептики оказываются не правы, если экономическая поли­тика проводится на основе общего решения, присущего политике экономического порядка, и все политико-экономические акты вза­имно дополняют друг друга в применении необходимых принци­пов. Американское антитрестовское законодательство также по­терпело неудачу не из-за порочности законодательства как таково­го, а по той причине, что полностью отсутствовала дополняющая экономическая политика, а торговая и патентная политика, сово­купность правовых норм, касающихся товариществ, компаний и объединений и т.д., создали условия, в которых монополии буйно разрастались.

Армия, которой руководят таким образом, что без какой-либо взаимосвязи одна воинская часть движется в одном направлении, а другая — в другом, не в состоянии осмысленно осуществить сосре­доточение и развертывание, а ее ударная сила окажется незначи­тельной. Если же действия всех отдельно взятых частей тесно взаимоувязываются между собой и в результате становится возможным осмысленное стратегическое сосредоточение и развертывание, то ее ударная сила и шансы на успех чрезвычайно возрастают. То же са­мое можно сказать и об экономической политике.

3. Если было бы принято общее решение в пользу экономического порядка, присущего централизованно управляемому хозяйству, то принципы открытых рынков, ответственности, свободы заключения договоров, осуществления контроля над деятельностью монополий или принцип «товары — резервы — валюта» были бы лишены всяко­го смысла. Конформными1 для централизованно управляемой эконо­мики являются предписания центральных органов по вопросам осу­ществления профессиональной деятельности и принудительного привлечения к отбыванию трудовой повинности, создания внешне­торговых монополий, установления запретов на импорт, введения ра­ционирования, предоставления лицензий и т.п.

В последнее время отдельные страны сделали централизованно управляемую экономику доминирующим элементом формы их эко­номического порядка и проводили экономическую политику, кото­рая в своих отдельных частях конформна общему решению. Имен­но так обстояло дело в России после 1928 г. Такая экономическая политика позволяет в этом отношении избежать чреватой последст­виями ошибки пунктуализма, а также пренебрежения интердепенденцией. Индустриальная, внешнеторговая, аграрная и валютная политика подчинена общему решению, скоординированы между со­бой и становится таким образом единым целым. В противополож­ность этому бросаются в глаза сосуществование и противостояние политико-экономических актов, а также хаос пунктуального вмеша­тельства в некоторых других странах, в которых встречается боль­шее количество элементов форм, присущих рыночной экономике, как, скажем, во Франции и в США.

Гибельные недостатки общего решения и роковые опасности, та­ящиеся в нем, в рамках экономических порядков, присущих цент­рализованно управляемому хозяйству, не устраняются этой после­довательностью экономической политики и ее нацеленностью на об­щее решение. Скорее, они проявляются в полном объеме. Но в ко­нечном счете и как раз перед лицом опасностей, исходящих от ре­шений в духе централизованно управляемой экономики, необходи­мо последовательно претворять в жизнь экономические порядки рыночного типа, а именно конкурентный порядок. И в рамках этих порядков должна проявляться во всех компонентах экономической политики главная идея построения экономического порядка. Тогда станет очевидной исключительная эффективность конкурентного порядка под экономическим углом зрения и его большое воздейст­вие на все другие человеческие порядки.

4. Но как же можно практически проводить экономическую и правовую политику с таким расчетом, чтобы она во всех деталях соответствовала общему решению, принятому в пользу конкурент­ного порядка? Как раз путем соблюдения разработанных принци­пов.

А именно: недостаточно того, чтобы только законодательство повсеместно, начиная с аграрной политики и кончая валютной политикой, реализовывало принципы конкурентного порядка. Ра­зумеется, на долю законодательства выпадает прежде всего задача обеспечения единства экономической политики путем координа­ции отдельно взятых политико-экономических актов. Впрочем, и судебная практика играет в этом необходимую и самостоятель­ную роль. Опыт показывает, что новые проблемы вначале попа­дают в сферу судебной практики и что в силу этого она часто оказывается первопроходцем. Это наблюдается в картельной политике Германии. Решения Имперского верховного суда, особен­но известные решения от 25 июня 1890 г. и 4 февраля 1897 г., которые допускали возможность заключения картельных догово­ров и установления единых картельных рыночных цен, а также принудительного объединения в картель (блокирование), были политико-экономическими актами исключительного значения2. Они образовывали тот фундамент, на котором формировалось картельное законодательство последующих десятилетий. Но су­дебная практика не в состоянии успешно заниматься политико-экономическими задачами, прибегая к общим оговоркам относи­тельно взаимного доверия или общепринятых моральных норм и создавая при этом у судьи лишь весьма смутные представления об экономических процессах. Напротив, необходимо, чтобы судья зависел от общего решения, прямо связанного с экономическим конституированием, и имел перед собой точную картину общехо­зяйственных взаимосвязей. Судебная практика зачастую является олицетворением экономической политики. Но экономическую по­литику нельзя успешно проводить в жизнь на основе принципов правовой догматики. Необходимо, чтобы решения принимались также с использованием правовых принципов экономического конституирования. При этом особая проблема заключается в том, как взаимоувязать между собой принципы экономического кон­ституирования и правовой догматики при рассмотрении пробле­мы. Только ориентация и судебной практики на эти принципы экономического конституирования обеспечивает единство экономи­ческой политики. В противном случае возникает угроза сохране­нию конкурентного порядка. Если бы в судебной практике стали бы выноситься решения по вопросам патентоведения, охраны фирменных или товарных знаков, ответственности, свободы за­ключения договоров и т.д., которые противоречат принципам кон­курентного порядка, то возникла бы угроза сохранению конку­рентного порядка или его способности к функционированию. В стране конкурентного порядка, как мы знаем, возможна реализация идеи правового государства, в котором суды, следовательно, могут иметь большой вес, столь необходимый для конституирования правового государства. По этой причине решения судов приобретают особое значение и для формирования экономической политики.

Точно так же административные органы должны подчиняться общему решению экономического конституирования. При этом ска­занное относится не только к министерствам, но и к местным административным учреждениям. Они не должны, например, используя средства строительного надзора, предпринимать попытки чинить препятствия становлению конкуренции в ремесленном производст­ве того или иного города. Все три власти действуют сообща, тесно переплетаясь между собой. Конкурентный порядок должен был бы быть неотъемлемой составной частью правовой системы1.

5. Многообразие политико-экономических принципов и интердепенденция их влияния объясняются комплексностью громадной, базирующейся на разделении труда индустриальной экономики, в рамках которой люди живут со времен промышленной революции. Однако не должно возникать впечатления, будто конкурентный по­рядок представляет собой хрупкое образование, которое легко рассыплется в условиях ожесточенной политической и экономической борьбы.

Основная идея этой экономической политики проста. И все принципы служат ее осуществлению. Она базируется на фундамен­тальном разделении формы и повседневного процесса хозяйствова­ния. Эта и другие главные черты конкурентного порядка понятны даже широким кругам. Тем самым облегчается процесс его реализа­ции. Полное понимание принципов в частностях и в их взаимосвя­зях необходимо только слою ответственных руководителей. Но ос­новополагающие идеи можно сделать легко понятными, если исхо­дить из повседневной хозяйственной жизни. Необходима, прежде всего, последовательность (что не имеет ничего общего с доктринер­ством). Однажды Кант сказал: «Быть последовательным — самая важная обязанность философа». Это относится и к экономической политике. Ее предназначение — в полной мере применять на деле объективную логику.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: