1. Так называемая аномалия предложения именно на рынках рабочей силы весьма скрупулезно принималась во внимание экономической политикой более раннего периода1. Если французское государство XVII и XVIII вв. использовало свое влияние в интересах уменьшения заработной платы, то это происходило не только для того, чтобы сократить издержки и тем самым расширить экспорт, но и для того, чтобы путем снижения заработной платы заставить рабочих больше трудиться, а также вынудить работать их жен и детей. Во Франции и в других странах господствовало убеждение, что низкая заработная плата делает людей более прилежными, а высокая — приводит к праздности и безделью. Лишь в конце XVIII в. против этого тезиса выступила оппозиция.
2. Для политики конкурентного порядка совершенно другую роль играет тот факт, что на определенных рынках при падении цен или снижении заработной платы предложение возрастает. Возникает вопрос, каким образом следует остановить понижение заработной платы или падение цен. Вот пример. Из-за роста численности населения в той или иной местности может произойти снижение заработной платы, которое продолжится, если в результате этого семьи будут вынуждены посылать на рынок труда больше рабочей силы. Или из-за внедрения технических усовершенствований на отдельных рынках рабочей силы произойдут увольнения, которые повлекут за собой уменьшение заработной платы. Создание нового состояния равновесия может быть осложнено тем, что снижение заработной платы явится причиной усиленного предложения рабочей силы, то есть не только уволенные, но и другие рабочие станут искать новое место работы.
3. Правда, эта политико-экономическая и политико-социальная проблема в условиях конкурентного порядка, разумеется, существенно упрощается, а во многих случаях и разрешается в результате применения описанных выше принципов. При свободе перемещения и повсеместного проживания рабочих, а также профессиональной подвижности труда облегчается переход рабочих в другие сферы занятости. Создание на рынках рабочей силы такого положения, которое соответствует полной конкуренции, делает невозможным оказание давления на заработную плату, какое обычно имеет место при господстве частных или общественных властных группировок. Охрана труда рабочих, как-то: установление запрета на использование детского труда и ограничение продолжительности рабочего времени для взрослых, — также затрудняет увеличение предложения рабочей силы при снижении заработной платы.
|
Если же, несмотря на это, предложение на рынке рабочей силы Длительное время остается аномалией, то установление минимального размера заработной платы стало бы актуальной мерой.
Глава XVIII
Политика конкурентного порядка. Интердепенденция политики экономического
Порядка
I. Интердепенденция
1. Все принципы — как конституирующие, так и регулирующие — образуют единое целое. При последовательном проведении экономической политики в соответствии с этими принципами создается и становится функционирующим конкурентный порядок. Каждый отдельно взятый принцип обретает смысл только в рамках общего плана построения конкурентного порядка. К этому результату нас постоянно приводило исследование даже независимо от того, о чем шла речь: о свободе заключения договоров, о принципе возникновения денег или о каком-либо ином принципе. Отдельно взятые принципы дополняют друг друга, то есть являются взаимодополняющими.
|
2. Тем самым разрешается существенный экономико-правовой и политико-экономический спорный вопрос.
На смену прежней наивной вере в то, что правовая и экономическая политика в состоянии достичь всего того, чего она захочет, если только это желание действительно будет активным, пришла совершенно иная вера. Духовные течения, доминирующие в наше время и считающие, что человеческая история протекает неотвратимо, в решающей степени способствовали этой перемене. К этому следовало добавить провалы в самой экономической политике, прежде всего неудачи законодательства о деятельности монополий. К примеру, такой видный правовед, как Франц Кляйн, уже давно выразил свое скептическое отношение к данному вопросу2. Он сомневался в том, что гражданские и уголовные законы вообще оказывают какое-либо влияние; экономическое развитие так или иначе проложит себе путь. X. Трумплер же в последнее время писал: «Это парадокс, что с принятием первого антитрестовского закона тресты в США стали развиваться невиданными темпами». И далее: «Поэтому влиятельные круги в США считают борьбу с трестами провалившейся или по меньшей мере бесперспективной»3.
Кляйн и другие скептики правы в том случае, если правовая и экономическая политика проводится пунктуально. Специальные антимонопольные законы, к примеру, не решат самой проблемы монополий. Развитие монополий сделало посмешищем пунктуальное законодательство и судебную практику. Несмотря на то что ведется ожесточенная борьба с монополиями, последние процветают. Об этом свидетельствует весь политико-экономический опыт.
|
Но скептики оказываются не правы, если экономическая политика проводится на основе общего решения, присущего политике экономического порядка, и все политико-экономические акты взаимно дополняют друг друга в применении необходимых принципов. Американское антитрестовское законодательство также потерпело неудачу не из-за порочности законодательства как такового, а по той причине, что полностью отсутствовала дополняющая экономическая политика, а торговая и патентная политика, совокупность правовых норм, касающихся товариществ, компаний и объединений и т.д., создали условия, в которых монополии буйно разрастались.
Армия, которой руководят таким образом, что без какой-либо взаимосвязи одна воинская часть движется в одном направлении, а другая — в другом, не в состоянии осмысленно осуществить сосредоточение и развертывание, а ее ударная сила окажется незначительной. Если же действия всех отдельно взятых частей тесно взаимоувязываются между собой и в результате становится возможным осмысленное стратегическое сосредоточение и развертывание, то ее ударная сила и шансы на успех чрезвычайно возрастают. То же самое можно сказать и об экономической политике.
3. Если было бы принято общее решение в пользу экономического порядка, присущего централизованно управляемому хозяйству, то принципы открытых рынков, ответственности, свободы заключения договоров, осуществления контроля над деятельностью монополий или принцип «товары — резервы — валюта» были бы лишены всякого смысла. Конформными1 для централизованно управляемой экономики являются предписания центральных органов по вопросам осуществления профессиональной деятельности и принудительного привлечения к отбыванию трудовой повинности, создания внешнеторговых монополий, установления запретов на импорт, введения рационирования, предоставления лицензий и т.п.
В последнее время отдельные страны сделали централизованно управляемую экономику доминирующим элементом формы их экономического порядка и проводили экономическую политику, которая в своих отдельных частях конформна общему решению. Именно так обстояло дело в России после 1928 г. Такая экономическая политика позволяет в этом отношении избежать чреватой последствиями ошибки пунктуализма, а также пренебрежения интердепенденцией. Индустриальная, внешнеторговая, аграрная и валютная политика подчинена общему решению, скоординированы между собой и становится таким образом единым целым. В противоположность этому бросаются в глаза сосуществование и противостояние политико-экономических актов, а также хаос пунктуального вмешательства в некоторых других странах, в которых встречается большее количество элементов форм, присущих рыночной экономике, как, скажем, во Франции и в США.
Гибельные недостатки общего решения и роковые опасности, таящиеся в нем, в рамках экономических порядков, присущих централизованно управляемому хозяйству, не устраняются этой последовательностью экономической политики и ее нацеленностью на общее решение. Скорее, они проявляются в полном объеме. Но в конечном счете и как раз перед лицом опасностей, исходящих от решений в духе централизованно управляемой экономики, необходимо последовательно претворять в жизнь экономические порядки рыночного типа, а именно конкурентный порядок. И в рамках этих порядков должна проявляться во всех компонентах экономической политики главная идея построения экономического порядка. Тогда станет очевидной исключительная эффективность конкурентного порядка под экономическим углом зрения и его большое воздействие на все другие человеческие порядки.
4. Но как же можно практически проводить экономическую и правовую политику с таким расчетом, чтобы она во всех деталях соответствовала общему решению, принятому в пользу конкурентного порядка? Как раз путем соблюдения разработанных принципов.
А именно: недостаточно того, чтобы только законодательство повсеместно, начиная с аграрной политики и кончая валютной политикой, реализовывало принципы конкурентного порядка. Разумеется, на долю законодательства выпадает прежде всего задача обеспечения единства экономической политики путем координации отдельно взятых политико-экономических актов. Впрочем, и судебная практика играет в этом необходимую и самостоятельную роль. Опыт показывает, что новые проблемы вначале попадают в сферу судебной практики и что в силу этого она часто оказывается первопроходцем. Это наблюдается в картельной политике Германии. Решения Имперского верховного суда, особенно известные решения от 25 июня 1890 г. и 4 февраля 1897 г., которые допускали возможность заключения картельных договоров и установления единых картельных рыночных цен, а также принудительного объединения в картель (блокирование), были политико-экономическими актами исключительного значения2. Они образовывали тот фундамент, на котором формировалось картельное законодательство последующих десятилетий. Но судебная практика не в состоянии успешно заниматься политико-экономическими задачами, прибегая к общим оговоркам относительно взаимного доверия или общепринятых моральных норм и создавая при этом у судьи лишь весьма смутные представления об экономических процессах. Напротив, необходимо, чтобы судья зависел от общего решения, прямо связанного с экономическим конституированием, и имел перед собой точную картину общехозяйственных взаимосвязей. Судебная практика зачастую является олицетворением экономической политики. Но экономическую политику нельзя успешно проводить в жизнь на основе принципов правовой догматики. Необходимо, чтобы решения принимались также с использованием правовых принципов экономического конституирования. При этом особая проблема заключается в том, как взаимоувязать между собой принципы экономического конституирования и правовой догматики при рассмотрении проблемы. Только ориентация и судебной практики на эти принципы экономического конституирования обеспечивает единство экономической политики. В противном случае возникает угроза сохранению конкурентного порядка. Если бы в судебной практике стали бы выноситься решения по вопросам патентоведения, охраны фирменных или товарных знаков, ответственности, свободы заключения договоров и т.д., которые противоречат принципам конкурентного порядка, то возникла бы угроза сохранению конкурентного порядка или его способности к функционированию. В стране конкурентного порядка, как мы знаем, возможна реализация идеи правового государства, в котором суды, следовательно, могут иметь большой вес, столь необходимый для конституирования правового государства. По этой причине решения судов приобретают особое значение и для формирования экономической политики.
Точно так же административные органы должны подчиняться общему решению экономического конституирования. При этом сказанное относится не только к министерствам, но и к местным административным учреждениям. Они не должны, например, используя средства строительного надзора, предпринимать попытки чинить препятствия становлению конкуренции в ремесленном производстве того или иного города. Все три власти действуют сообща, тесно переплетаясь между собой. Конкурентный порядок должен был бы быть неотъемлемой составной частью правовой системы1.
5. Многообразие политико-экономических принципов и интердепенденция их влияния объясняются комплексностью громадной, базирующейся на разделении труда индустриальной экономики, в рамках которой люди живут со времен промышленной революции. Однако не должно возникать впечатления, будто конкурентный порядок представляет собой хрупкое образование, которое легко рассыплется в условиях ожесточенной политической и экономической борьбы.
Основная идея этой экономической политики проста. И все принципы служат ее осуществлению. Она базируется на фундаментальном разделении формы и повседневного процесса хозяйствования. Эта и другие главные черты конкурентного порядка понятны даже широким кругам. Тем самым облегчается процесс его реализации. Полное понимание принципов в частностях и в их взаимосвязях необходимо только слою ответственных руководителей. Но основополагающие идеи можно сделать легко понятными, если исходить из повседневной хозяйственной жизни. Необходима, прежде всего, последовательность (что не имеет ничего общего с доктринерством). Однажды Кант сказал: «Быть последовательным — самая важная обязанность философа». Это относится и к экономической политике. Ее предназначение — в полной мере применять на деле объективную логику.