Предприятия бытового обслуживания перерабатывают как свои материалы, так и материалы заказчика. Из материала предприятия могут изготавливаться изделия мелких партий, полуфабрикаты по образцам моделей, а также по индзаказам. Материалы предприятия используют также для ремонта и обновления морально и физически устаревших изделий.
Процесс подготовки материалов к раскрою для изделий, изготавливаемых мелкими партиями, полуфабрикатов и по образцам моделей, аналогичен процессу подготовки материалов в массовом производстве.
На предприятиях бытового обслуживания участки подготовительного цеха чаще всего разделены территориально. Операции по разгрузке, приему, распаковке, промеру, разбраковке, а также хранение материалов обычно осуществляются на центральном материальном складе, который обеспечивает материалами все предприятия региона. Выбор применяемого оборудования и транспортных средств определяется мощностью склада.
Для изделий-полуфабрикатов и мелких партий изделий при сравнительно больших величинах серий предусматривают операцию расчета кусков с целью рационального их использования с последующим подбором материалов в настилы. Для мелких партий (10 - 15 единиц) и индивидуальных заказов расчет кусков не производят.
Промеренные и разбракованные материалы в соответствии с заявками транспортируются в отдельные ателье, в цех централизованного раскроя материалов, цех массового пошива, надомникам.
При изготовлении индзаказов из ткани предприятия предпочтительно использовать пакетный способ их обеспечения. В этом случае подготовительный цех в соответствии с заявками комплектует и поставляет в каждое ателье основные материалы, подкладочные, фурнитуру, меховой полуфабрикат и готовые прокладочные детали.
|
Для хранения поступивших материалов в каждом ателье предусматриваются складские помещения со стеллажами полочного типа.
Процесс подготовки материалов к раскрою для индзаказов из ткани заказчика осуществляется в приемном салоне. Он состоит в визуальном просмотре принесенного отреза, промере его длины, ширины, оценке стоимости, которая заносится в квитанцию, оформляемую при приеме заказа.
Прием материалов в виде спорков или изделий, бывших в употреблении, предназначенных для обновления или ремонта, также производят в приемном салоне ателье, где их тщательно просматривают с лицевой и изнаночной стороны. В процессе осмотра выявляют скрытый опал, изношенные места, устанавливают процент износа, фиксируя его в квитанции, принимают решение о способах ремонта или возможности обновления.
? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Документ, определяющий порядок и сроки приемки материалов на пред
приятии.
2. Процессы приемки и распаковки материалов и оформляемая при этом
документация.
3. Виды упаковки материалов, предназначенных для транспортирования, и
область их применения.
4. Особенности размещения распакованных материалов в подготовитель
ном цехе.
5. Процессы разбраковки и промера различных видов материалов и оформ
ляемая при этом документация.
114
4