Гарри Перкинс был в городе новичком. При знакомстве с прихожанами нового для себя храма он, естественно, рассказывал им о своей профессии компьютерного консультанта А поскольку самой церкви требовалось объединить собственные компьютеры в локальную сеть, он ей в этом с готовностью помог. Один из прихожан, член местной торговой палаты, представил Гарри своему клиенту. Полученный в итоге заказ стал первым для консультанта и послужил отправной точкой для строительства сети общения на основе рекомендаций.
Школьные связи
да НЕ ОСКУДЕЕТ... Вас как эксперта в своем деле люди непременно будут просить о бесплатном совете Определите для себя, сколь пространными могут быть такие советы без ущерба для вашей практики, и с открытым сердцем помогите им, чем можете. |
Одна женщина, консультант по финансовому планированию, активно поддерживает контакт со своими бывшими однокашниками по колледжу. Это общение составляет важную часть ее личной жизни, а кроме того, обеспечивает постоянной работой. Возможно, вы кончали университет в другом штате, но наверняка и на месте вашего нынешнего обитания живут его выпускники, которые — что не исключено — объединены тесными узами студенческого братства. То же относится и к товарищам по школе. Я знаю людей, которые по-прежнему дружат и активно сотрудничают по истечении 35 лет с того времени, ког
да пару лет сидели бок о бок в классах начальной школы! В принципе, отношения могут строиться на любой разумной основе “исторической” или мировоззренческой общности. Да и просто на чувстве взаимной симпатии.
Солидарность выпускников
Аллен Хичкок рассылает годовой график футбольных матчей выпускникам своего университета, команда которого является непременным участником национального чемпионата. Таким способом он поддерживает связь с ними как с собственными вероятными клиентами и обеспечивает напоминание о себе и своих услугах в продолжение всего сезона.
|
Общение “со своими”
Всем нам нравится иметь дело с людьми, чем-то похожими на нас самих. Страховой агент японского происхождения адресует основной объем своих почтовых предложений обладателям японских фамилий. Бухгалтер-филиппинец размещает рекламу услуг в этнической прессе, участвует в деятельности национальных общин и имеет в результате годовую практику в полмиллиона долларов. Практически каждый из нас принадлежит к той или иной национальной или религиозной группе, к фанатам какой-то игры или к поклонникам особого вида досуга.
Бюллетень как инструмент общения
Многие компании пользуются для поддержания разного рода контактов собственными информационными бюллетенями (подробнее о бюллетенях говорится в разделе 14). Не забывайте, что сбор материала для бюллетеня (журнальной статьи) является достаточным поводом для поддержания контакта и встреч с самыми разными людьми. Если вы звоните и выступаете в качестве “репортера”, то ваш звонок будет воспринят абонентом как вполне естественный.
Клиенты желают видеть вас
Маркетинг — это не просто продажа услуг. Прежде провайдер должен “продать” самого себя. В ходе поиска новых клиентов в качестве товара, соответственно, выступаете вы сами. Согласно данным исследования, проведен-
|
ного Дрейком Морином, 62% сделок с новыми клиентами заключаются благодаря личным контактам и активному общению в группах. Следующий по значимости источник (14% сделок) — специализированные поисковые фирмы. Так что ваши будущие клиенты ждут личной встречи с вами.
Предложение бесплатных услуг
Безвозмездная работа на тщательно подобранную организацию может помочь вам войти в широкий круг потенциальной клиентуры. К примеру, один консультант, предложивший свою безвозмездную помощь Питтсбургс-кому балету, признался мне как-то: “Это замечательное место для приобретения полезных связей”. Выберите такой объект помощи, который пользуется расположением или поддержкой определенной аудитории, одновременно составляющей и вашу собственную потенциальную клиен-туру-
Вырезки для клиентов
Если вы являетесь людям только тогда, когда вам самим что-то от них нужно, то не можете рассчитывать на особую сердечность встречи. Консультант и докладчик Кит Грант вырезает из различных изданий статьи, которые могут заинтересовать его клиентов. Он высылает их факсом с сопроводительной запиской от себя лично. Такие знаки внимания действительно формируют отношения. Клиентам льстит, что вы помните о них и присылаете что-то, что имеет отношение к их профессиональным или личным интересам.
Кандидатура Билла Блэйдса, другого консультанта, предлагалась на роль основного докладчика на конференции одной профессиональной ассоциации. Всего кандидатов было четверо. Как-то Биллу случилось наткнуться на статью о лучших ресторанах того самого города, где должна была состояться конференция. Он вырезал статью и отправил в адрес организационного комитета с запиской: “Вам, возможно, захочется приобщить это к информационному комплекту для участников”. Выступать выпало именно ему. Позже исполнительный директор ассоциации сказал Биллу: “Признаться, я был против вашей кандидатуры. Но полученное от вас послание пока-
|
зало, что вам небезразличны наши заботы, и мы оценили этот ваш жест”.
О пользе наблюдательности
Как-то, работая по вызову в одном атлетическом зале, мануальньш терапевт заметил, что, поднимая особенно тяжелый вес, штангисты отчаянно скрежещут зубами. Он отыскал статью о проблемах, связанных с чрезмерным стискиванием челюстей, и вывесил ее в зале с объявлением о том, что в случае возникновения подобных проблем люди могут обращаться к нему за помощью. Те, кому он вскоре помог, посоветовали специалиста другим своим коллегам, и в конце концов терапевт стал признанным экспертом по “зубодробительным” вопросам.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Хорошее начало — залог счастливого конца.
Английская поговорка
Можете считать, что положили хорошее начало своей практике, если сознательно расширили круг общения органичной составляющей собственной маркетинговой политики. Опробуйте на деле хотя бы некоторые из приведенных 49 способов. Однако если вы не запланируете конкретных шагов в данном направлении, то и делать ничего не станете. Так что лучше уж запланируйте.
• Составьте перечень групп, в работе которых вам будет небесполезно лично поучаствовать.
• Определите, какой вид досуга из тех, где можно встретить своих потенциальных клиентов, вам ближе?
• Спросите своих лучших клиентов, в какие общества они входят, и постарайтесь однажды присоединиться к ним. Если клиент согласится стать вашим гидом, то и рекомендации с его стороны членам группы вам обеспечены.
Собирайте материалы, которые помогут вам поддерживать с людьми контакт. Для этого надо быть в курсе их интересов и увлечений. Разошлите эту книгу по всем адресам вашего поздравительного списка (размечтался), что непременно произведет впечатление. Могу обеспечить ее приобретение по оптовой цене! Можете ли вы в обозримом будущем провести у себя какой-нибудь семинар или организовать деловую вечеринку?
Куда бы вы могли пригласить важных для вас потенциальных или уже имеющихся клиентов, чтобы произвести на них поистине неизгладимое впечатление?
Создайте базу данных ваших деловых знакомых и внимательно следите за четкой периодичностью дальнейших контактов с ними.
В ПОИСКАХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Самый эффективный маркетинговый инструмент
Бизнес зиждется на верном клиенте, который непременно возвращается вновь и приводит с собой друга.
У. Эдварде Деминг
Рекомендации — лучшая форма маркетинга, обращенного к потенциальной клиентуре. Не кто иной, как люди, которым вас рекомендовали, способны обеспечить существенный прирост вашей клиентуры.
Понятно, что к словам тех, кто не имеет личной заинтересованности в пополнении вашего кошелька, отнесутся с большим доверием, чем к вашим собственным. Наиболее ценны рекомендации со стороны клиентов, поскольку эти люди опираются на собственный опыт, хотя полезные рекомендации могут поступать и из многих других источников: от ваших сотрудников, друзей, бывших партнеров, от ваших же соседей, поставщиков, коллег и даже конкурентов. Не стоит упускать из вида и такой ценный вид рекомендации, как письменный отзыв.
Существуют определенные способы “культивирования” рекомендаций. Впрочем, большинство предпочитает полагаться на авось, надеясь, что кто-нибудь их однажды кому-то порекомендует! Тем же, кто не желает ждать у моря погоды, я предлагаю обратиться к приведенным ниже примерам.
***