Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1978. 4 глава




В учебниках русского языка для IV и У классов прак­тический материал для иллюстрирования теоретических положений и упражнений подобран, как правило, на оп­ределенную лексическую тему. Так, в учебнике для IY класса § 46 («Изменение и образование слов»)' и § 47 («Окончание и основа слова») в основном содержат лек­сику, отражающую жилищное строительство, заселение новых квартир: строим, строительство, новый квартал, провода, балки, стены, лестничная клетка, монтер, теле­граф, балкон, перевозка, грузовик, жильцы, телефон, теле­визор, звонить, книжный шкаф, радиоприемник, столы, стулья, чемоданы, диван и др. Благодаря тематическому отбору лексики создается возможность после изучения данной грамматической темы выполнить задание по раз­витию связной речи, например провести сочинение на те­му «Вечером в семье».

Бесспорно, практический материал упражнений дол- жен быть связан с современностью, всесторонне отражать основные моменты жизни советского человека и советской страны, состоять из слов, важных для общения.

Необходимо также, чтобы тренировочный материал, состоящий из отдельных слои, словосочетаний, предложе­ний и связных текстов, представлял собой образцы раз­личных функциональных стилей.

Следовательно, качественный отбор словаря должен учитывать практическую ценность слова, устойчивость его в языке, способность к образованию новых слов, лексиче­скую сочетаемость слова в речи, грамматическую принад­лежность, воспитательное значение и т. д.

При отборе лексики, кроме того, следует помнить и о возрастных особенностях учащихся. Тексты должны быть понятными и доступными детям данного возраста, не нуж­даться в подробных комментариях.


 


РАБОТА ПО ЛЕКСИКЕ В IV-VIII КЛАССАХ

ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ КАК РАЗДЕЛА НАУКИ О ЯЗЫКЕ

Ж

ексика как раздел науки о языке изучается в IV —

V классах наравне с фонетикой и грамматикой.

Изучение лексики как самостоятельного раздела школьного курса дает возможность познакомить учащихся с лексической системой русского языка, помогает усилить работу по обогащению словарного запаса учащихся, при­дать ей целенаправленный характер, создать необходимую лингвистическую базу для изучения грамматики па осно­ве лексики и предупреждения лексических ошибок.

Раздел «Лексика» знакомит учащихся с одним из уровней языковой системы, с основными понятиями этого уровня.

В IV классе, как уже говорилось, учащиеся знакомят­ся с лексико-семантическими разрядами слов (синонимы, антонимы, омонимы)., с лексическим значением слов, с од­нозначностью и многозначностью, с прямым и переносным значением, в V классе —со стилистическим расслоением словарного состава языка (общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы), с историческими изме­нениями, происходящими в языке (устаревшие слова, нео­логизмы, исконно русские и заимствованные слова), е фразеологизмами.

Определения лексических понятий и практический языковой материал — лексические упражнения, — необхо­димый для усвоения этих понятий, даны в учебниках рус­ского языка для воевмилетней школы *. Следует методиче­ски правильно использовать этот материал как при изуче-

1 См.: Русский язык. 4 класс. Научи, ред. Н. М. Шанский. Изд. 11-е. М., 1978; Русский язык, 5—6 классы. Научн. ред. Н. М. Шан­ский. Изд. 5-е. М., 1978, нии программной темы «Лексика», так и на протяжении всего курса обучения русскому языку. Кроме того, очень важно в процессе изучения лексики опираться на те све­дения, которые учащиеся получили в начальных классах.

Хотя программой по русскому языку для I—III клас­сов не предусматривается сообщение учащимся каких-ли­бо теоретических сведений по лексике, уже в начальной школе в связи с изучением грамматики и правописания большое внимание уделяется работе над словом. Школь* ники практически знакомятся с лексическим значением слова, многозначностью, словами, близкими и противопо­ложными по значению.

«Дети, — отмечается в программе по русскому языку для начальных классов, — занимаясь грамматикой и пра­вописанием, читая произведения писателей, наблюдают, что слова обозначают те или иные предметы и явления действительности, имеют определенные значения, что в разных предложениях, особенно в связной речи, слова могут быть близкими или противоположными по значе­нию»

Бесспорно, вся эта работа подготавливает учащихся

IV— V классов к изучению лексических понятий.

Приступая к изучению лексики в IV классе, необходи­мо разъяснить учащимся, зачем надо ее изучать, сказать, что знакомство с лексикой русского языка даст им воз­можность свободно пользоваться словом при изложении мыслей, выражении чувств, поможет лучше овладеть грамматикой и орфографией, расширит знания об окру­жающей действительности. Так, знание значения слова и сферы его употребления будет способствовать правиль­ному и уместному использованию его в речи в зависимо­сти от характера и целей высказывания; умение пользо­ваться синонимами сделает речь, устную и письменную, более разнообразной: устранит ненужное повторение од­них и тех же слов, а употребление антонимов усилит яр­кость и точность речи.

«Уметь различать и называть соответственные поня­тия, — писала М. А. Рыбникова, — это значит обладать большой выразительностью и точностью языКа» [12].


Объем сведений о лексическом понятии, сообщаемых на уроке, зависит от специфики понятия, его языковой природы, а также от степени употребительности его в том или ином функциональном стиле.

Усвоить лексическое понятие — это значит не только понять его сущность, основные признаки, уметь отличать от других лексических понятий, ио и выработать умение правильно использовать его в речевом общении. Поэтому раскрытие содержания лексического понятия следует строить так, чтобы в восприятии учащихся были четко разграничены особенности значения, специфические при- знаки и условия употребления в речи.

Как показывает практика работы над лексическими понятиями, учащиеся, запоминая и безошибочно воспроиз­водя определение, далеко не всегда четко представляют себе их содержание, что в конечном счете нередко приво­дит к лексическим ошибкам, в частности к неправильно­му употреблению слов в речи. Такими наиболее распрост­раненными в речи учащихся ошибками являются следую­щие: неправильное употребление слов (часто синонимов, антонимов), что связано с незнанием их точного значе­ния; употребление в предложении или в связном выска­зывании одних и тех же слов, неумение заменить их сипонимами; тавтология; неуместное употребление иноязыч­ных слов, диалектизмов и вульгаризмов, что объясняется бедностью словарного запаса учащихся, и т. д. Все это убеждает в том, что работу по лексике следует проводить систематически и целенаправленно.

Объяснительная записка к программе по русскому языку указывает, что логически последовательно мыслить школьники учатся не только в процессе анализа текстов, выполнения специальных заданий и упражнений, но и в связи с анализом и усвоением структуры «определения по­нятий, относящихся к фонетике, лексике, словообразова­нию, грамматике...»

Опираясь на известные в методике структурные ком­поненты грамматических понятий, можно наметить струк­турные компоненты лексических понятий: 1) значение и в доступных для понимания учащихся случаях этимоло­гия; 2) главные отличительные признаки (среди которых обязательным является грамматическая характеристика);

3) сфера употребления,

Среди этих компонентов большое значение в коммуни- нативных целях имеет последний компонент (указание на сферу употребления), так как он в основном и отражает специфику, структуры школьного понятия.

Изучение лексических понятий. целесообразно прово­дить поэтапно, расчленяя каждый этап на ряд последова­тельных мыслительных операций. Можно указать при­мерно такие этапы: 1) раскрытие значения, сущности по­нятия, ознакомление с термином, которым обозначается данное понятие, его этимологией (в доступной форме); 2) выявление специфических признаков понятия: фонети­ческих, морфологических, синтаксических; 3) употребление изучаемого лексического явления в речи, т. е. указание на его стилистическую функцию; 4) отражение данного лек­сического явления в словаре (толковом, иностранных слов и др.); 5) обобщение всех различительных признаков по­нятия' и формулирование определения.

Такое поэтапное усвоение помогает осознанно усвоить лексическое понятие, вникнуть в его суть, связать слова, объединяемые этим понятием, с конкретными явлениями действительности. Особенно важным является завершаю­щий этап, так как ои предполагает обобщение всех суще­ственных сторон и оттенков лексического понятия;' помо­гает учащимся привести в систему все, что они узнали о нем на каждом этапе изучения.

«Задача учителя, — отмечает А. В. Текучев, — состоит в том, чтобы научить учащихся производить с нужной по­следовательностью те операции, которые обеспечивают ус­воение понятия или определения» [13].

Поскольку лексика введена в школьный курс русского языка сравнительно недавно и материал по лексике явля­ется для учащихся совершенно новым, раскрытие содер­жания лексических понятий целесообразно проводить ин­дуктивным методом.

Индуктивный метод, получения знаний хорош тем, что изучение новых понятий происходит в процессе активной познавательной деятельности учащихся. Этот метод раз­вивает у школьников логическое мышление, учит их само­стоятельно анализировать, языковые явления, сопостав­лять факты, повышает их речевую культуру. Но. пользо­ваться им следует только тогда, когда, как отмечал В. А. Добромыслов, «учащимся объясняется совершенно новый материал или материал, представляющий большие труд­ности для понимания»

Поэтому в учебниках русского языка для IV и V клас­сов при изложении повой лексической темы, как правилоа сначала предлагается языковой материал для наблюдения над изучаемым лексическим понятием, Именно с этой целью в учебники введены соответствующие тексты и ри­сунки. Так, в учебнике русского языка для IV класса при ознакомлении с понятием «омонимы» предлагается для наблюдения текст-стихотворение, в котором выделены слова ключ, обозначающие два разных предмета: ключ (ох дверей) и ключ (родник).

Аналогичный прием использован и при изложении ма­териала об антонимах. Знакомство с ними проводится пр® помощи рисунка и соответствующего текста. Индуктивный способ излоя1ения материала использован и при раскры­тии содержания понятий «устаревшие» и «новые» слова, а также «фразеологические обороты», т„ е. сначала дается текст или рисунок для наблюдения, а затем — рассужде» ние, подводящее к формулировке определений эти* поня­тий.

Более подробно остановимся на изучении отдельны® лексических понятий из курса «Лексика» в IV и V клас­сах.

Тема «Лексическое и грамматическое значение слова.

Изучение языковых явлений на семантической основе, принятое в программе и соответственно в школьных учеб­никах, выдвигает на одно из первых мест ознакомление учащихся со значением слова. «Во всей.., работе по язы«ку, — писали Г. П. Сердюченко, Е. Н. Петрова, В. А, Доб- ромыслов, — анализ значений слов должен занять самое видное место. Без лексического анализа нельзя... изучать ни морфологии, ни синтаксиса»[14].

Осмысление частей речи и их разрядов коз мол; и о толь» ко на основе уяснения их лексического значения. Значе­ние словообразовательных и формообразовательных эле» ментов слова также может быть осознано на основе по­нимания значения слова в целом; усвоение смысловой стороны предложения и его членов может быть достигну­то лишь при помощи лексического анализа. Наряду с этим


изучение грамматики на лексической основе дает возмож­ность при изучении морфологии и синтаксиса показать учащимся словарное богатство русского языка, богатство его словообразовательных и формообразовательных средств.

Лексическое значение слова — это содержа­ние слова, соотнесенность его с каким-нибудь внеязыко- вым фактом (предметом, явлением, качеством, процессом) действительности. Так, слово партер обозначает «нижний этаж зрительного зала с местами для публики», слово оранжевый — «желтый с красноватым оттенком, цвета апельсина», слово пряный — «острый и ароматный по вку­су и запаху», слово плавить— «делать жидким, нагревая, накаливая» и т. д. Лексическое значение слова определя­ется не только соответствием тому понятию, которое оно выражает. Оно такя«е зависит от части речи, к которой принадлежит слово, от контекста, в котором оно употреб­лено, от его лексических связей с другими словами и от экспрессивной и стилистической окраски.

Знание лексического значения слова весьма важно для пополнения словарного запаса учащихся, ибо от пра­вильного понимания значения слова зависит и понимание содержания текста, и употребление слова в речи. Помимо этого, осознание значения слова помогает учащимся ос­мысленно воспринимать его грамматическую форму и син­таксическую функцию, прочно усваивать словообразова­тельные модели языка, правильно образовывать словосо­четания.

Понимание лексического значения слова уточняется и закрепляется в дальнейшем, при изучении таких понятий, как многозначность слова, переносное значение, синони-. мы, антонимы, омонимы, а таюке в процессе изучения морфологии, особенно при работе над образованием час­тей речи.

Весьма важно выяснить, из чего складывается собст­венно лексическое значение слова. Основное значение сло­ва заключается в его корне. Однако лексическое значение многих слов определяется не только корнем, другие мор­фемы (словообразующие приставки, суффиксы), присое­диняясь к корню, изменяют, конкретизируют значение слов. Так, корень ход выражает общую идею движения определенного вида, но с приставкой или суффиксом зна­чение этого слова иное; про-ход (место, по которому


можно пройти через что-нибудь, где-нибудь), вос-ход (по­явление и время, а также место появления светила над горизонтом), по-ход (организованное путешествие или дальняя прогулка, а также вообще совместное движение группы лиц с какой-нибудь определенной це­лью), с-ход-и-тъ (пойти куда-нибудь и, побыв, возвра­титься).

Следовательно, производные слова проход, восход, по­ход, сходить различны по значению, хотя и имеют один и тот же корень ход.

Значение слова, как уже говорилось, раскрывается в толковых словарях русского языка при помощи различ­ных приемов. При знакомстве с лексическим значением слова целесообразно использовать в первую очередь такие приемы толкования значения, как синонимизацию и ло­гическое определение.

По мере изучения лексических понятий работа с тол­ковым словарем расширяется и углубляется. Чтобы за­крепить умение учащихся определять лексическое значе­ние слова по толковому словарю, помимо упражне­ний, имеющихся в учебнике, можно предложить и следу­ющие, главным образом лексико-семантического ха­рактера:

1. Выяснить в толковом словаре лексическое значение слов. Какие приемы использованы для их толкования?

Аквариум, космос, экспорт, спартакиада, прилуниться, оранжевый, массивный, вестибюль, диалог, луноход, озимь.

2. Выяснить в толковом словаре, какие значения могут иметь данные слова.

Операция, фропт, разряд, завод, смена, язык, перо; чис­тых"!, светлый, пустой; идти, наступать, растаять.

С выделенными словами в разных значениях составить словосочетания.


золотое кольцо — золотая, осень, теплое молоко — теп­лая встреча, синее море — море цветов, волчий след — вол­чий аппетит;

время летит — самолет летит, дождь идет — ребенок идет, поднять руку — поднять настроение.

С любыми сочетаниями составить 6 предложений,

4. Составить словосочетания. Указать, где значение дан­ных слов прямое, а где переносное.

Теплый (ветер, вода, тона), горячий (кофе, спор, вре­мя, песок), железный (гвоздь, воля, дисциплина), холод­ный (день, чай, встреча), золотой (сердце, осень, перо), мягкий (климат, волосы, характер).

5. С помощью толкового словаря определить значения слов. Составить предложения, употребив каждое из слов в нескольких значениях.

Корень, время, звук, полотно, чистый, тонкий, крепкий, легкий, разбить, плыть.

6. Списать, объединяя близкие по значению слова в группы. Определить общее значение слов в каждой группе.

Лететь, жаркий, смелый, мчаться, умный, палящий, храбрый, согретый, шагать, быстрый, нестись, бесстраш­ный, торопливый, знойный, мудрый, поспешный, трудить­ся, теплый, скорый, идти, работать.

7. Располояшть близкие по значению слова по степени возрастания или уменьшения интенсивности обозначае­мых действий или признаков.

1) Возвышенность, гор^, холм; неприятель, противник, враг; большой, колоссальный, огромный; талантливый, гениальный, способный; мчаться, идти, бежать.

2) Ошибка, погрешность, промах; сумерки, мрак; изу­мительный, прекрасный, превосходный, хороший; робкий, трусливый, боязливый; холодный, прохладный, ледяной; смеяться, хохотать, улыбаться; кричать, говорить, шеп­тать.


Прекрасна наша страна — Союз Советских Социалистических Республик. Во всем своем величии раскинулась она на двух ча­стях света — Европе и Азии. И когда Юрий Гагарин из своего ко­рабля «Восток» увидел ее просторы с высоты орбитального полета, то у него, как он вспоминал потом, невольно еще сильнее заби­лось сердце. «Когда «Восток» мчался над просторами Родины, — писал Юрий Алексеевич в книге «Дорога в космос», —я с особой силой ощутил свою горячую сыновнюю любовь к ней. Да и как не любить свою Родину нам, ее детям, если народы всего мира е надеждой обращают к ней свои взоры! Еще недавно нищая и от­сталая, она превратилась в могучую индустриальную и колхоз­ную державу. Советский народ, организованный и воспитанный Коммунистической партией, стряхнул с себя прах старого мира, расправил богатырские плечи и двинулся вперед по пути, откры­тому Лениным.

Наш могучий народ под руководством партии установил власть трудящихся, создал первое в мире Советское государство».

(Е. В. Сарыче в.)

Слова для справок: земля, ширь, припоминать, лететь, Отечество, путь, люди, промышленная, страна, от­правиться, раскрыть, утвердить, пыль.

9. Выписать парами слова, противоположные по значе­нию. 4

Радость, бодрьш, горе, открыть, война, здоровый, горя­чий, правда, последний, острый, мир, находить, черный, веселый, мягкий, ответ, свежий, ненависть, начало, ложь, вопрос, конец, черствый, вялый, любовь, первый, холод­ный, тупой, белый, твердый, входить, разрушать, порядок, закрыть, больной, создавать, терять, грусть, герой, высо­кий, неопытный, беспорядок, опытный, приехать, выхо­дить, низкий, уехать, трус.

10. Найти в тексте «Зимний дуб» слова, противополож­ные по значению словам, данным в справке. Написать изложение.

Зимний дуб

Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почти­тельно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершипы был покрыт листь­ями в снежных чехольчиках,

— Так вот он, зимний дуб!

Аниа Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий велико­душный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.

(10. И а г и б и а.)

Снова для справок: тонкий, громко, смело, сла­бость, черный, мелкий, верхний, младший, маленький, вес­на, летний.

11, Найти в словаре значение выделенных слов. Какие из них даются в одной словарной статье, а какие в раз­ных?

Глава семьи — глава книги, мелкая дробь — десятич­ная дробь, дежурный врач — дежурный по станции, набор инструментов — закончить набор книги, строительный ма­териал — шерстяной материал.

В V классе закрепляется умение пользоваться толко- вым словарем и продоля?ается ознакомление с новыми осо­бенностями словарных статей. Здесь обращается внима-. нив учащихся на стилистическое расслоение лексики и отражение ее в словаре. Укажем примерные упражнения лексико-семантического характера, которые учитель мо­жет использовать при изучении лексики в У классе.

1. Найти в толковом словаре значение следующих слов. Какой прием использован для раскрытия их значения?

1) Бордовый, весьма, гиппопотам, плацкартный, глет­чер, небосвод, примкнуть.

2) Букли, вкруг, вкуне, ланита, лекарь, пепелище, пе­репелка, провиант, баталия.

3) Лексикон, лингвистика, орфография, семантика, инцидент, контингент.

4) Физиономия, авоська, вдолбить, серчать, калякать.

Определить, к каким лексическим пластам относятся сло­ва каждой группы.

2, Указать слова, которым соответствуют следующие оп­ределения. Какой прием использован для объяснения этих слов?

К какому лексическому пласту относятся слова каж­дой группы?

а) 1)... — красная строка, отступ в начале строки.

2)... — небольшой лесной зверек-грызун с пушистым хво­стом, 3)... — совокупность упражнений для физического


развития организма. 4)... — черная смолистая масса, упо­требляется для заливки покрытий дорог, улиц, тротуаров,

5)... — высадка войск на вражескую территорию.

Слова для справок: белка, десант, абзац, ас­фальт, гимнастика.

б) 1)... — узкие брюки из прочной хлопчатобумаяшой ткани, прошитые цветными нитками. 2)... — организация, объединяющая телевидение ряда европейских социалисти­ческих стран и Финляндии. 3)... — многоместный пасса­жирский самолет, совершающий регулярные рейсы. 4)... — устройство, которое обеспечивает дыхание челове­ка под водой.

Слова для справок: интервидение, джинсы, ак­валанг, лайнер.

в) 1)... — видимая граница неба и земной или водной поверхности. 2)... — значимая часть слова (корень, при­ставка, суффикс). 3)... — внутреннее помещение в зда­нии. 4)... — определение болезни на основании исследо­вания больного.

Слова для справок: диагноз, горизонт, морфема, интерьер.

3. Определить по словарю значение слов мерилом и при­суще. К каким лексическим пластам они относятся?

Указать в тексте ряды слов, расположенных по прин­ципу нарастания признака. Найти слова, близкие по

значению.

Есть хлеб — будет и поспи... По зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всох ценностей. И в наш век великих иаучпо-тохничоских достижений ои составляет первоос­нову жизни пародов. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть и газ в глубинах земли, овладели эноргиой атома, а хлоб остается хлебом.

Особое, трепетное, святое отношение к хлебу присуще граж­данам страны с колосьями в гербе.

(JI. И. Б р е ж н е в.)

От лексического значения необходимо отличать грам­матическое значение слова. Ведь слово как единица язы­ка является носителем лексического и грамматического значения.

Грамматическое (формальное) значение ело- в а выступает как добавочное к лексическому значению

и выражает различные отношения (отношения между словами в словосочетании или в предложении, отношение к лицу, совершающему действие, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говоря­щего к сообщаемому и т. д.). Обычно слово имеет несколь­ко грамматических значений. Так, слово страна имеет зна­чения женского рода, именительного падежа, единственно­го числа; слово написал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, муж­ского рода, совершенного вида *.

Следовательно, грамматическое значение, заключенное в слове, выражает различные отношения.

Лексическое и грамматическое значения в слове пред­ставляют собой единство. Однако учащиеся не всегда его осознают. Так, при изучении частей речи нередко все вни­мание учащихся сосредоточивается на выявлении их грамматических признаков и упускается их лексическое значение. Поэтому в процессе изучения морфологии сле­дует чаще обращать внимание школьников на лексиче­ское значение частей речи, отдельных групп слов и конк­ретного слова в пределах одной части речи.

Знакомя учащихся с лексическим и грамматическим значениями слова, важно остановиться на разграничении этих понятий, так как в школьной практике нередко на­блюдается их смешение. Так, если на вопрос учителя: «Что означает слово холодильник^» — ученик отвечает: «Слово холодильник означает предмет, это имя существи­тельное» — и далее указывает род, число, падеж и скло­нение этого слова, он обнаруживает незнание разницы между лексическим и грамматическим значениями слова вообще и слова холодильник в частности.

Для предупреждения подобной ошибки хорошо давать задания на сопоставление лексического и грамматическо­го значений слов одной лексико-грамматической катего­рии. Например:

Указать лексическое и грамматическое значения слов

каждой пары.

1) Буран — метель, труд —работа, урок — занятие, ошибка — промах, зной — жара,..родина — отечество, тем­нота — сумерки.

2) Река — газета, озеро — окно, полотенце — яблоко, железо — молоко, фарфор — цемент, гербарий — санато­рий, армия — лекция, ворота — чернила, теплоход — теле­визор.

Анализируя слова первой и второй групп, учащиеся убеждаются, что каждая пара слов первой группы имеет близкие лексические значения, но отличается друг от друга некоторыми грамматическими значениями. Так, сло­ва труд и работа принадлежат к одной части речи, явля­ются нарицательными, неодушевленными, стоят в форме единственного числа и в то же время отличаются формой рода и склонением.

Слова второй группы, наоборот, имеют одинаковое грамматическое значение, но отличаются по своему лек­сическому значению.

Следовательно, говоря о значении слова, уже в IV клас­се нужно обращать внимание учащихся на две его сторо­ны: лексическую (служит наименованием определенных предметов, признаков, действий) и грамматическую (от­носится к той или иной части речи, имеет определенные признаки и выражает грамматическое значение тех или иных форм). Важно научить школьников видеть в слове эти две стороны.

Грамматическое значение в слове, как известно, выра­жается различными языковыми средствами. Такими сред­ствами в русском языке являются разнообразные грам­матические формы слова (формы числа, падежа, рода, ли­ца, времени, вида и др.).

Окончание (флексия), как правило, не влияет на се­мантику. Оно выражает грамматическое значение и слу­жит для образования формы слова. При изменении слова, склонении или спряжении, лексическое значение слова остается прежним. Так, при склонении существительного парта в единственном числе {парта, парты, парте, парту, партой, о парте) его лексическое значение не меняется: «школьный стол с наклонной доской, соединенный со скамьей», а грамматические значения становятся разны­ми: окончания ~а, -ы, -е, -у, -ой, -е выражают грамматиче­ские значения разных падежей существительных женско­го рода единственного числа.

При спряжении глаголов, например глагола служить в


настоящем времени (единственное число: служу, слу­жишь, служит), лексическое значение также остается неизменным: «исполнять обязанности служащего, рабо­тать в качестве кого-нибудь, а также исполнять воинские обязанности», между тем как грамматические значения этих форм глагола будут разные: окончания -у, -ишь, -иг выражают значения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Приведенный анализ показывает, что различные фор­мы слова выражают только разпые отношения, т. е. имеют различные грамматические значения, лексическое их зна­чение не меняется.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что иногда оконча­ние дифференцирует лексическое значение слова. Прежде всего это относится к некоторым именам существительным мужского рода в именительном падеже мноя{ественного числа. Например: меха (выделанные шкуры зверей) и мехи (кузнечные), пояса (ремни) и пбясы (географиче­ские), пропуска (документы) и пропуски (то, что пропу­щено), хлеба (злаки) и хлебы (печеные), цвета (кра­ски) и цветы (растения), тормоза (приборы) и тормозы (преграды) и др.

Для закрепления сведений о лексическом и граммати­ческом значениях слова, кроме упражнений учебника для

IV класса, можно использовать и другие, преимуществен­но лексико-семантического характера. Например:

1. Прочитать в толковом словаре словарные статьи к сле­дующим словам: вокзал, лиловый, мглистый, сигнали­зировать, тундра, фигурист.

Составить предложения с этими словами. Определить их лексическое и грамматическое значения.

незнакомых сдов. К какому лексическому пласту отно­сятся эти слова?

Абонемент, каталог, иллюстрация, экземпляр, стел­лаж, информация, популярный, брошюра, издательство, карикатура, газета, корреспондент.

Работу по выяснению лексического и грамматическо­го значений слов уместно связывать со словообразопа- тельным анализом и с грамматическим разбором. Словообразовательный анализ необходимо сопровождать выяснением лексического значения слова, а также состав­ляющих его морфем. В этой работе уместны упражнения, связанные со структурно-семантическим анализом слов. Например:

1. Определить по словарю лексическое значение слов. Объяснить, почему данные слова имеют разное лекси­ческое значение, хотя у них один и тот же корень. Раз­бить слова на морфемы.

Лес, лесник, перелесок, лесистый; гора, горец, приго­рок, гористый; белить, белка; бросить, бросок, перебро­сить, выбросить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: