В учебниках русского языка для IV и У классов практический материал для иллюстрирования теоретических положений и упражнений подобран, как правило, на определенную лексическую тему. Так, в учебнике для IY класса § 46 («Изменение и образование слов»)' и § 47 («Окончание и основа слова») в основном содержат лексику, отражающую жилищное строительство, заселение новых квартир: строим, строительство, новый квартал, провода, балки, стены, лестничная клетка, монтер, телеграф, балкон, перевозка, грузовик, жильцы, телефон, телевизор, звонить, книжный шкаф, радиоприемник, столы, стулья, чемоданы, диван и др. Благодаря тематическому отбору лексики создается возможность после изучения данной грамматической темы выполнить задание по развитию связной речи, например провести сочинение на тему «Вечером в семье».
Бесспорно, практический материал упражнений дол- жен быть связан с современностью, всесторонне отражать основные моменты жизни советского человека и советской страны, состоять из слов, важных для общения.
Необходимо также, чтобы тренировочный материал, состоящий из отдельных слои, словосочетаний, предложений и связных текстов, представлял собой образцы различных функциональных стилей.
Следовательно, качественный отбор словаря должен учитывать практическую ценность слова, устойчивость его в языке, способность к образованию новых слов, лексическую сочетаемость слова в речи, грамматическую принадлежность, воспитательное значение и т. д.
При отборе лексики, кроме того, следует помнить и о возрастных особенностях учащихся. Тексты должны быть понятными и доступными детям данного возраста, не нуждаться в подробных комментариях.
|
РАБОТА ПО ЛЕКСИКЕ В IV-VIII КЛАССАХ
ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ КАК РАЗДЕЛА НАУКИ О ЯЗЫКЕ
Ж |
ексика как раздел науки о языке изучается в IV —
V классах наравне с фонетикой и грамматикой.
Изучение лексики как самостоятельного раздела школьного курса дает возможность познакомить учащихся с лексической системой русского языка, помогает усилить работу по обогащению словарного запаса учащихся, придать ей целенаправленный характер, создать необходимую лингвистическую базу для изучения грамматики па основе лексики и предупреждения лексических ошибок.
Раздел «Лексика» знакомит учащихся с одним из уровней языковой системы, с основными понятиями этого уровня.
В IV классе, как уже говорилось, учащиеся знакомятся с лексико-семантическими разрядами слов (синонимы, антонимы, омонимы)., с лексическим значением слов, с однозначностью и многозначностью, с прямым и переносным значением, в V классе —со стилистическим расслоением словарного состава языка (общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы), с историческими изменениями, происходящими в языке (устаревшие слова, неологизмы, исконно русские и заимствованные слова), е фразеологизмами.
Определения лексических понятий и практический языковой материал — лексические упражнения, — необходимый для усвоения этих понятий, даны в учебниках русского языка для воевмилетней школы *. Следует методически правильно использовать этот материал как при изуче-
1 См.: Русский язык. 4 класс. Научи, ред. Н. М. Шанский. Изд. 11-е. М., 1978; Русский язык, 5—6 классы. Научн. ред. Н. М. Шанский. Изд. 5-е. М., 1978, нии программной темы «Лексика», так и на протяжении всего курса обучения русскому языку. Кроме того, очень важно в процессе изучения лексики опираться на те сведения, которые учащиеся получили в начальных классах.
|
Хотя программой по русскому языку для I—III классов не предусматривается сообщение учащимся каких-либо теоретических сведений по лексике, уже в начальной школе в связи с изучением грамматики и правописания большое внимание уделяется работе над словом. Школь* ники практически знакомятся с лексическим значением слова, многозначностью, словами, близкими и противоположными по значению.
«Дети, — отмечается в программе по русскому языку для начальных классов, — занимаясь грамматикой и правописанием, читая произведения писателей, наблюдают, что слова обозначают те или иные предметы и явления действительности, имеют определенные значения, что в разных предложениях, особенно в связной речи, слова могут быть близкими или противоположными по значению»
Бесспорно, вся эта работа подготавливает учащихся
IV— V классов к изучению лексических понятий.
Приступая к изучению лексики в IV классе, необходимо разъяснить учащимся, зачем надо ее изучать, сказать, что знакомство с лексикой русского языка даст им возможность свободно пользоваться словом при изложении мыслей, выражении чувств, поможет лучше овладеть грамматикой и орфографией, расширит знания об окружающей действительности. Так, знание значения слова и сферы его употребления будет способствовать правильному и уместному использованию его в речи в зависимости от характера и целей высказывания; умение пользоваться синонимами сделает речь, устную и письменную, более разнообразной: устранит ненужное повторение одних и тех же слов, а употребление антонимов усилит яркость и точность речи.
|
«Уметь различать и называть соответственные понятия, — писала М. А. Рыбникова, — это значит обладать большой выразительностью и точностью языКа» [12].
Объем сведений о лексическом понятии, сообщаемых на уроке, зависит от специфики понятия, его языковой природы, а также от степени употребительности его в том или ином функциональном стиле.
Усвоить лексическое понятие — это значит не только понять его сущность, основные признаки, уметь отличать от других лексических понятий, ио и выработать умение правильно использовать его в речевом общении. Поэтому раскрытие содержания лексического понятия следует строить так, чтобы в восприятии учащихся были четко разграничены особенности значения, специфические при- знаки и условия употребления в речи.
Как показывает практика работы над лексическими понятиями, учащиеся, запоминая и безошибочно воспроизводя определение, далеко не всегда четко представляют себе их содержание, что в конечном счете нередко приводит к лексическим ошибкам, в частности к неправильному употреблению слов в речи. Такими наиболее распространенными в речи учащихся ошибками являются следующие: неправильное употребление слов (часто синонимов, антонимов), что связано с незнанием их точного значения; употребление в предложении или в связном высказывании одних и тех же слов, неумение заменить их сипонимами; тавтология; неуместное употребление иноязычных слов, диалектизмов и вульгаризмов, что объясняется бедностью словарного запаса учащихся, и т. д. Все это убеждает в том, что работу по лексике следует проводить систематически и целенаправленно.
Объяснительная записка к программе по русскому языку указывает, что логически последовательно мыслить школьники учатся не только в процессе анализа текстов, выполнения специальных заданий и упражнений, но и в связи с анализом и усвоением структуры «определения понятий, относящихся к фонетике, лексике, словообразованию, грамматике...»
Опираясь на известные в методике структурные компоненты грамматических понятий, можно наметить структурные компоненты лексических понятий: 1) значение и в доступных для понимания учащихся случаях этимология; 2) главные отличительные признаки (среди которых обязательным является грамматическая характеристика);
3) сфера употребления,
Среди этих компонентов большое значение в коммуни- нативных целях имеет последний компонент (указание на сферу употребления), так как он в основном и отражает специфику, структуры школьного понятия.
Изучение лексических понятий. целесообразно проводить поэтапно, расчленяя каждый этап на ряд последовательных мыслительных операций. Можно указать примерно такие этапы: 1) раскрытие значения, сущности понятия, ознакомление с термином, которым обозначается данное понятие, его этимологией (в доступной форме); 2) выявление специфических признаков понятия: фонетических, морфологических, синтаксических; 3) употребление изучаемого лексического явления в речи, т. е. указание на его стилистическую функцию; 4) отражение данного лексического явления в словаре (толковом, иностранных слов и др.); 5) обобщение всех различительных признаков понятия' и формулирование определения.
Такое поэтапное усвоение помогает осознанно усвоить лексическое понятие, вникнуть в его суть, связать слова, объединяемые этим понятием, с конкретными явлениями действительности. Особенно важным является завершающий этап, так как ои предполагает обобщение всех существенных сторон и оттенков лексического понятия;' помогает учащимся привести в систему все, что они узнали о нем на каждом этапе изучения.
«Задача учителя, — отмечает А. В. Текучев, — состоит в том, чтобы научить учащихся производить с нужной последовательностью те операции, которые обеспечивают усвоение понятия или определения» [13].
Поскольку лексика введена в школьный курс русского языка сравнительно недавно и материал по лексике является для учащихся совершенно новым, раскрытие содержания лексических понятий целесообразно проводить индуктивным методом.
Индуктивный метод, получения знаний хорош тем, что изучение новых понятий происходит в процессе активной познавательной деятельности учащихся. Этот метод развивает у школьников логическое мышление, учит их самостоятельно анализировать, языковые явления, сопоставлять факты, повышает их речевую культуру. Но. пользоваться им следует только тогда, когда, как отмечал В. А. Добромыслов, «учащимся объясняется совершенно новый материал или материал, представляющий большие трудности для понимания»
Поэтому в учебниках русского языка для IV и V классов при изложении повой лексической темы, как правилоа сначала предлагается языковой материал для наблюдения над изучаемым лексическим понятием, Именно с этой целью в учебники введены соответствующие тексты и рисунки. Так, в учебнике русского языка для IV класса при ознакомлении с понятием «омонимы» предлагается для наблюдения текст-стихотворение, в котором выделены слова ключ, обозначающие два разных предмета: ключ (ох дверей) и ключ (родник).
Аналогичный прием использован и при изложении материала об антонимах. Знакомство с ними проводится пр® помощи рисунка и соответствующего текста. Индуктивный способ излоя1ения материала использован и при раскрытии содержания понятий «устаревшие» и «новые» слова, а также «фразеологические обороты», т„ е. сначала дается текст или рисунок для наблюдения, а затем — рассужде» ние, подводящее к формулировке определений эти* понятий.
Более подробно остановимся на изучении отдельны® лексических понятий из курса «Лексика» в IV и V классах.
Тема «Лексическое и грамматическое значение слова.
Изучение языковых явлений на семантической основе, принятое в программе и соответственно в школьных учебниках, выдвигает на одно из первых мест ознакомление учащихся со значением слова. «Во всей.., работе по язы«ку, — писали Г. П. Сердюченко, Е. Н. Петрова, В. А, Доб- ромыслов, — анализ значений слов должен занять самое видное место. Без лексического анализа нельзя... изучать ни морфологии, ни синтаксиса»[14].
Осмысление частей речи и их разрядов коз мол; и о толь» ко на основе уяснения их лексического значения. Значение словообразовательных и формообразовательных эле» ментов слова также может быть осознано на основе понимания значения слова в целом; усвоение смысловой стороны предложения и его членов может быть достигнуто лишь при помощи лексического анализа. Наряду с этим
изучение грамматики на лексической основе дает возможность при изучении морфологии и синтаксиса показать учащимся словарное богатство русского языка, богатство его словообразовательных и формообразовательных средств.
Лексическое значение слова — это содержание слова, соотнесенность его с каким-нибудь внеязыко- вым фактом (предметом, явлением, качеством, процессом) действительности. Так, слово партер обозначает «нижний этаж зрительного зала с местами для публики», слово оранжевый — «желтый с красноватым оттенком, цвета апельсина», слово пряный — «острый и ароматный по вкусу и запаху», слово плавить— «делать жидким, нагревая, накаливая» и т. д. Лексическое значение слова определяется не только соответствием тому понятию, которое оно выражает. Оно такя«е зависит от части речи, к которой принадлежит слово, от контекста, в котором оно употреблено, от его лексических связей с другими словами и от экспрессивной и стилистической окраски.
Знание лексического значения слова весьма важно для пополнения словарного запаса учащихся, ибо от правильного понимания значения слова зависит и понимание содержания текста, и употребление слова в речи. Помимо этого, осознание значения слова помогает учащимся осмысленно воспринимать его грамматическую форму и синтаксическую функцию, прочно усваивать словообразовательные модели языка, правильно образовывать словосочетания.
Понимание лексического значения слова уточняется и закрепляется в дальнейшем, при изучении таких понятий, как многозначность слова, переносное значение, синони-. мы, антонимы, омонимы, а таюке в процессе изучения морфологии, особенно при работе над образованием частей речи.
Весьма важно выяснить, из чего складывается собственно лексическое значение слова. Основное значение слова заключается в его корне. Однако лексическое значение многих слов определяется не только корнем, другие морфемы (словообразующие приставки, суффиксы), присоединяясь к корню, изменяют, конкретизируют значение слов. Так, корень ход выражает общую идею движения определенного вида, но с приставкой или суффиксом значение этого слова иное; про-ход (место, по которому
можно пройти через что-нибудь, где-нибудь), вос-ход (появление и время, а также место появления светила над горизонтом), по-ход (организованное путешествие или дальняя прогулка, а также вообще совместное движение группы лиц с какой-нибудь определенной целью), с-ход-и-тъ (пойти куда-нибудь и, побыв, возвратиться).
Следовательно, производные слова проход, восход, поход, сходить различны по значению, хотя и имеют один и тот же корень ход.
Значение слова, как уже говорилось, раскрывается в толковых словарях русского языка при помощи различных приемов. При знакомстве с лексическим значением слова целесообразно использовать в первую очередь такие приемы толкования значения, как синонимизацию и логическое определение.
По мере изучения лексических понятий работа с толковым словарем расширяется и углубляется. Чтобы закрепить умение учащихся определять лексическое значение слова по толковому словарю, помимо упражнений, имеющихся в учебнике, можно предложить и следующие, главным образом лексико-семантического характера:
1. Выяснить в толковом словаре лексическое значение слов. Какие приемы использованы для их толкования?
Аквариум, космос, экспорт, спартакиада, прилуниться, оранжевый, массивный, вестибюль, диалог, луноход, озимь.
2. Выяснить в толковом словаре, какие значения могут иметь данные слова.
Операция, фропт, разряд, завод, смена, язык, перо; чистых"!, светлый, пустой; идти, наступать, растаять.
С выделенными словами в разных значениях составить словосочетания.
золотое кольцо — золотая, осень, теплое молоко — теплая встреча, синее море — море цветов, волчий след — волчий аппетит;
время летит — самолет летит, дождь идет — ребенок идет, поднять руку — поднять настроение.
С любыми сочетаниями составить 6 предложений,
4. Составить словосочетания. Указать, где значение данных слов прямое, а где переносное.
Теплый (ветер, вода, тона), горячий (кофе, спор, время, песок), железный (гвоздь, воля, дисциплина), холодный (день, чай, встреча), золотой (сердце, осень, перо), мягкий (климат, волосы, характер).
5. С помощью толкового словаря определить значения слов. Составить предложения, употребив каждое из слов в нескольких значениях.
Корень, время, звук, полотно, чистый, тонкий, крепкий, легкий, разбить, плыть.
6. Списать, объединяя близкие по значению слова в группы. Определить общее значение слов в каждой группе.
Лететь, жаркий, смелый, мчаться, умный, палящий, храбрый, согретый, шагать, быстрый, нестись, бесстрашный, торопливый, знойный, мудрый, поспешный, трудиться, теплый, скорый, идти, работать.
7. Располояшть близкие по значению слова по степени возрастания или уменьшения интенсивности обозначаемых действий или признаков.
1) Возвышенность, гор^, холм; неприятель, противник, враг; большой, колоссальный, огромный; талантливый, гениальный, способный; мчаться, идти, бежать.
2) Ошибка, погрешность, промах; сумерки, мрак; изумительный, прекрасный, превосходный, хороший; робкий, трусливый, боязливый; холодный, прохладный, ледяной; смеяться, хохотать, улыбаться; кричать, говорить, шептать.
Прекрасна наша страна — Союз Советских Социалистических Республик. Во всем своем величии раскинулась она на двух частях света — Европе и Азии. И когда Юрий Гагарин из своего корабля «Восток» увидел ее просторы с высоты орбитального полета, то у него, как он вспоминал потом, невольно еще сильнее забилось сердце. «Когда «Восток» мчался над просторами Родины, — писал Юрий Алексеевич в книге «Дорога в космос», —я с особой силой ощутил свою горячую сыновнюю любовь к ней. Да и как не любить свою Родину нам, ее детям, если народы всего мира е надеждой обращают к ней свои взоры! Еще недавно нищая и отсталая, она превратилась в могучую индустриальную и колхозную державу. Советский народ, организованный и воспитанный Коммунистической партией, стряхнул с себя прах старого мира, расправил богатырские плечи и двинулся вперед по пути, открытому Лениным.
Наш могучий народ под руководством партии установил власть трудящихся, создал первое в мире Советское государство».
(Е. В. Сарыче в.)
Слова для справок: земля, ширь, припоминать, лететь, Отечество, путь, люди, промышленная, страна, отправиться, раскрыть, утвердить, пыль.
9. Выписать парами слова, противоположные по значению. 4
Радость, бодрьш, горе, открыть, война, здоровый, горячий, правда, последний, острый, мир, находить, черный, веселый, мягкий, ответ, свежий, ненависть, начало, ложь, вопрос, конец, черствый, вялый, любовь, первый, холодный, тупой, белый, твердый, входить, разрушать, порядок, закрыть, больной, создавать, терять, грусть, герой, высокий, неопытный, беспорядок, опытный, приехать, выходить, низкий, уехать, трус.
10. Найти в тексте «Зимний дуб» слова, противоположные по значению словам, данным в справке. Написать изложение.
Зимний дуб
Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершипы был покрыт листьями в снежных чехольчиках,
— Так вот он, зимний дуб!
Аниа Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.
(10. И а г и б и а.)
Снова для справок: тонкий, громко, смело, слабость, черный, мелкий, верхний, младший, маленький, весна, летний.
11, Найти в словаре значение выделенных слов. Какие из них даются в одной словарной статье, а какие в разных?
Глава семьи — глава книги, мелкая дробь — десятичная дробь, дежурный врач — дежурный по станции, набор инструментов — закончить набор книги, строительный материал — шерстяной материал.
В V классе закрепляется умение пользоваться толко- вым словарем и продоля?ается ознакомление с новыми особенностями словарных статей. Здесь обращается внима-. нив учащихся на стилистическое расслоение лексики и отражение ее в словаре. Укажем примерные упражнения лексико-семантического характера, которые учитель может использовать при изучении лексики в У классе.
1. Найти в толковом словаре значение следующих слов. Какой прием использован для раскрытия их значения?
1) Бордовый, весьма, гиппопотам, плацкартный, глетчер, небосвод, примкнуть.
2) Букли, вкруг, вкуне, ланита, лекарь, пепелище, перепелка, провиант, баталия.
3) Лексикон, лингвистика, орфография, семантика, инцидент, контингент.
4) Физиономия, авоська, вдолбить, серчать, калякать.
Определить, к каким лексическим пластам относятся слова каждой группы.
2, Указать слова, которым соответствуют следующие определения. Какой прием использован для объяснения этих слов?
К какому лексическому пласту относятся слова каждой группы?
а) 1)... — красная строка, отступ в начале строки.
2)... — небольшой лесной зверек-грызун с пушистым хвостом, 3)... — совокупность упражнений для физического
развития организма. 4)... — черная смолистая масса, употребляется для заливки покрытий дорог, улиц, тротуаров,
5)... — высадка войск на вражескую территорию.
Слова для справок: белка, десант, абзац, асфальт, гимнастика.
б) 1)... — узкие брюки из прочной хлопчатобумаяшой ткани, прошитые цветными нитками. 2)... — организация, объединяющая телевидение ряда европейских социалистических стран и Финляндии. 3)... — многоместный пассажирский самолет, совершающий регулярные рейсы. 4)... — устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой.
Слова для справок: интервидение, джинсы, акваланг, лайнер.
в) 1)... — видимая граница неба и земной или водной поверхности. 2)... — значимая часть слова (корень, приставка, суффикс). 3)... — внутреннее помещение в здании. 4)... — определение болезни на основании исследования больного.
Слова для справок: диагноз, горизонт, морфема, интерьер.
3. Определить по словарю значение слов мерилом и присуще. К каким лексическим пластам они относятся?
Указать в тексте ряды слов, расположенных по принципу нарастания признака. Найти слова, близкие по
значению.
Есть хлеб — будет и поспи... По зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всох ценностей. И в наш век великих иаучпо-тохничоских достижений ои составляет первооснову жизни пародов. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть и газ в глубинах земли, овладели эноргиой атома, а хлоб остается хлебом.
Особое, трепетное, святое отношение к хлебу присуще гражданам страны с колосьями в гербе.
(JI. И. Б р е ж н е в.)
От лексического значения необходимо отличать грамматическое значение слова. Ведь слово как единица языка является носителем лексического и грамматического значения.
Грамматическое (формальное) значение ело- в а выступает как добавочное к лексическому значению
и выражает различные отношения (отношения между словами в словосочетании или в предложении, отношение к лицу, совершающему действие, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т. д.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, слово страна имеет значения женского рода, именительного падежа, единственного числа; слово написал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида *.
Следовательно, грамматическое значение, заключенное в слове, выражает различные отношения.
Лексическое и грамматическое значения в слове представляют собой единство. Однако учащиеся не всегда его осознают. Так, при изучении частей речи нередко все внимание учащихся сосредоточивается на выявлении их грамматических признаков и упускается их лексическое значение. Поэтому в процессе изучения морфологии следует чаще обращать внимание школьников на лексическое значение частей речи, отдельных групп слов и конкретного слова в пределах одной части речи.
Знакомя учащихся с лексическим и грамматическим значениями слова, важно остановиться на разграничении этих понятий, так как в школьной практике нередко наблюдается их смешение. Так, если на вопрос учителя: «Что означает слово холодильник^» — ученик отвечает: «Слово холодильник означает предмет, это имя существительное» — и далее указывает род, число, падеж и склонение этого слова, он обнаруживает незнание разницы между лексическим и грамматическим значениями слова вообще и слова холодильник в частности.
Для предупреждения подобной ошибки хорошо давать задания на сопоставление лексического и грамматического значений слов одной лексико-грамматической категории. Например:
Указать лексическое и грамматическое значения слов
каждой пары.
1) Буран — метель, труд —работа, урок — занятие, ошибка — промах, зной — жара,..родина — отечество, темнота — сумерки.
2) Река — газета, озеро — окно, полотенце — яблоко, железо — молоко, фарфор — цемент, гербарий — санаторий, армия — лекция, ворота — чернила, теплоход — телевизор.
Анализируя слова первой и второй групп, учащиеся убеждаются, что каждая пара слов первой группы имеет близкие лексические значения, но отличается друг от друга некоторыми грамматическими значениями. Так, слова труд и работа принадлежат к одной части речи, являются нарицательными, неодушевленными, стоят в форме единственного числа и в то же время отличаются формой рода и склонением.
Слова второй группы, наоборот, имеют одинаковое грамматическое значение, но отличаются по своему лексическому значению.
Следовательно, говоря о значении слова, уже в IV классе нужно обращать внимание учащихся на две его стороны: лексическую (служит наименованием определенных предметов, признаков, действий) и грамматическую (относится к той или иной части речи, имеет определенные признаки и выражает грамматическое значение тех или иных форм). Важно научить школьников видеть в слове эти две стороны.
Грамматическое значение в слове, как известно, выражается различными языковыми средствами. Такими средствами в русском языке являются разнообразные грамматические формы слова (формы числа, падежа, рода, лица, времени, вида и др.).
Окончание (флексия), как правило, не влияет на семантику. Оно выражает грамматическое значение и служит для образования формы слова. При изменении слова, склонении или спряжении, лексическое значение слова остается прежним. Так, при склонении существительного парта в единственном числе {парта, парты, парте, парту, партой, о парте) его лексическое значение не меняется: «школьный стол с наклонной доской, соединенный со скамьей», а грамматические значения становятся разными: окончания ~а, -ы, -е, -у, -ой, -е выражают грамматические значения разных падежей существительных женского рода единственного числа.
При спряжении глаголов, например глагола служить в
настоящем времени (единственное число: служу, служишь, служит), лексическое значение также остается неизменным: «исполнять обязанности служащего, работать в качестве кого-нибудь, а также исполнять воинские обязанности», между тем как грамматические значения этих форм глагола будут разные: окончания -у, -ишь, -иг выражают значения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа настоящего времени.
Приведенный анализ показывает, что различные формы слова выражают только разпые отношения, т. е. имеют различные грамматические значения, лексическое их значение не меняется.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что иногда окончание дифференцирует лексическое значение слова. Прежде всего это относится к некоторым именам существительным мужского рода в именительном падеже мноя{ественного числа. Например: меха (выделанные шкуры зверей) и мехи (кузнечные), пояса (ремни) и пбясы (географические), пропуска (документы) и пропуски (то, что пропущено), хлеба (злаки) и хлебы (печеные), цвета (краски) и цветы (растения), тормоза (приборы) и тормозы (преграды) и др.
Для закрепления сведений о лексическом и грамматическом значениях слова, кроме упражнений учебника для
IV класса, можно использовать и другие, преимущественно лексико-семантического характера. Например:
1. Прочитать в толковом словаре словарные статьи к следующим словам: вокзал, лиловый, мглистый, сигнализировать, тундра, фигурист.
Составить предложения с этими словами. Определить их лексическое и грамматическое значения.
незнакомых сдов. К какому лексическому пласту относятся эти слова?
Абонемент, каталог, иллюстрация, экземпляр, стеллаж, информация, популярный, брошюра, издательство, карикатура, газета, корреспондент.
Работу по выяснению лексического и грамматического значений слов уместно связывать со словообразопа- тельным анализом и с грамматическим разбором. Словообразовательный анализ необходимо сопровождать выяснением лексического значения слова, а также составляющих его морфем. В этой работе уместны упражнения, связанные со структурно-семантическим анализом слов. Например:
1. Определить по словарю лексическое значение слов. Объяснить, почему данные слова имеют разное лексическое значение, хотя у них один и тот же корень. Разбить слова на морфемы.
Лес, лесник, перелесок, лесистый; гора, горец, пригорок, гористый; белить, белка; бросить, бросок, перебросить, выбросить.