Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1978. 10 глава




Словарь содержит около 25 000 слов (имена существи­тельные, имена прилагательные, глаголы и некоторые на­речия), расположенных в алфавитном порядке, их члене­ния па составные элементы (приставки, корни, суффяк* сы, соединительные гласные о/е и окончания).

В отдельных случаях в скобках рядом с заглавным сло­вом даются родственные слова, чередования звуков, а так­же этимологические справки, например: рёд\к\остъ (ср. ред\ё\тъ), слёд\у\ющ\ий (ср. слёд\ов\а\тъ)-, убежд\а\тъ (жд—д), скуч\н\ый (ч—к); о\рош\а\гь роса\; весн\ ушк | и (от весна), пбдлинн \ ый (от длинный)-, родник историч. род\н\ик), террас\а (от лат. terra — «земля») и др.

Слова-омонимы обозначаются лишь тогда, когда чле­нение их, в зависимости от значения, различное.

К словарю даны три приложения: алфавитный список приставок и суффиксов существительных, прилагатель1- ных и глаголов; перечень некоторых греко-латинских сло­вообразовательных элементов в русской терминологии; объяснение отдельных фонетических, явлений,, которые произошли в процессе исторического развития русского языка и изменили звуковую структуру слова (чередовав пие звуков, полногласные и неполногласные сочетания, выпадение из слова звуков илй слогов и т. д.),

В работе по изучению лексики русского языка учите­лю необходимо опираться и на словарь иностранных слов. Наиболее доступным справочным пособием является «Словарь иностранных слов» под редакцией И. В. Лехина,

С. М. Локшипой, Ф. Н. Петрова и Л, С. Шаумяна (изд. 6-е, перераб. и дон. М., 1964),

Словарь включает около 23 ООО слов, расположенных в алфавитном порядке. В нем дается краткое объяснение слов и терминов иноязычного происхождения, встречаю­щихся в политической, научно-популярной, технической и художественной литературе, в журналах и газетах.

Значительную часть слов, вошедших в словарь, состав­ляет международная лексика (например, анализ, класс* коммунизм, конституция, революция, синтез, социализм и др.). Заимствованные слова, которые в русском языка уже не осознаются как иноязычные слова, в данный сло­варь не включены (такие, как комната, октябрь, вокзал, пальто, театр и др.).

В словарной статье дается справка о происхождении слова, написание его в языке-источнике, толкование1 зна­чения слова, а также терминологические словосочетания, в которых данное слово употребляется.

В конце словаря дан список иностранных слов и вы­ражений, которые встречаются в русском языке, но в ла­тинском написании.

Как видим, не все перечисленные специальные слова­ри адресованы школе, тем не менее учитель может ис­пользовать их при изучении лексических понятий. По ме­ре изучения того или иного лексического понятия учитель должен познакомить учащихся с соответствующим типом словаря, сообщить о том, какие сведения о слове можно найти в этом словаре, и показать, как следует им пользо­ваться К

Разнообразные тины словарей русского языка исполь­зуются в первую очередь при выполнении лексических уп­ражнений.

1 Работа со словарями освещена в статье М. Т. Баранова «Ра­бота со словарями на уроках русского языка в IV—V классах».— В кн.: Из опыта работы по русскому языку в восьмилетней школе. Сост. Т. А. Злобина. М., 1974.


 


Ленин В. И. О государстве. Полн. собр. соч., т. 39.

Ленин В. И. Об очистке русского языка. Полн. собр. соч., т. 40.

Л е н и н В. И. Задачи союзов молодежи. Речь на III Всероссий­ском съезде Российского коммунистического союза молодежи.

2 октября 1920 г. Полн. собр. соч., т. 41.

Материалы XXV съезда КПСС. М., 1978..

О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания уча- щкхся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. По­становление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 декаб­ря 1977 г.

О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспита­тельной работы. Постановление ЦК КПСС от 6 мая 1979 г.

*

А х м а н о в а О. С. Словарь омонимов русского языка. М., 1974.

Даль В. И, Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. М., 1955.

Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1979.

Клюева В. Н. Краткий словарь синонимов русского языка. Изд. 2-е, иснр. и доп. М., 1961.

Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. Под ред. Л. А. Новикова. М., 1978.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. Под ред. Н. 10. Шве­довой- Изд. 9-е, иснр. и доп. М., 1972.

П о т и х а 3. А. Школьный словообразовательный словарь. Научн. ред. С. Г. Бархударов. Изд. 2-е, иснр. н доп. М., 1964.

Словарь иностранных слов. Под ред. И. В. Лехина, С. М. Лок- шиной, Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна. Изд. 6-е. перераб. и доп. М., 1964.

Текучев А. В., Панов Б. Т. Грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1976.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1978.

Ш а н с к и й Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. С. Г. Бархуда­рова. Изд. 3-е, иснр. и доп. М., 1975.

*

Виноградов В, В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). Изд. 2-е. М., 1972.

Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. Изд. 2-е, испр. М., 1972.

Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977.

*

Баранов М. Т. Об изучении лексики в IV—VIII классах. — «Русский язык в школе», 1967, № 4.

Баранов М. Т. О работе с толковым словарем на уроках русского языка в IV—V классах. — «Русский язык в школе», 1969, № 6.


Введенская JI. А., Баранов М. Т., Гвоздаре в Ю. Л. Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология рус­ского языка (VII—VIII классы)». Пособие для учащихся. Изд. 2-е, лерераб. М., 1978.

Введенская Л. А., Баранов М. Т., Г воз дар ев Ю. А. Методические указания к факульта^вному курсу «Лексика и фразеология русского языка (VII—VIII классы)». Пособие для учителей. М., 1979. ' •

. Никитина Н. К. Изучение антонимов в IV классе. — «Рус­ский язык в школе», 1970, № 3.

Обучение русскому языку в IV—VI классах по новой програм­ме. Под ред. И. И. Кулибабы, Т. А. Ладыженской, А. В. Текучева. М., 1970.

Озерская В. П. Работа над синонимами на уроках грамма­тики в V—VI классах. — «Русский язык в школе», 1969, № 5.

Основы методики русского языка в 4—8 классах. Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. М., 1978.

Плотникова Ю. П. Изучение эмоционально-экспрессивной лексики в V классе. — «Русский язык в школе», 1974, № 4.

Русский язык в IV классе. (Методические указания к учебаи- ку). Сост. Т. А. Ладыженская. Изд. 4-е, испр. М., 1977.

Русский язык в V—VI классах. (Методические указания к учебнику). Редактор-составитель М. Т. Баранов. М., 1975.

Т е к у ч е в А. В. Методика русского языка в средней школе. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1970.

*

А ш у к и н Н. С., А ш у к и и а М. Г. Крылатые слова. Изд. 2-е, доп. М., 1960.

Булатов М. А., IIорудоминский В. И. Собирал чело­век слова. М., 1966.

Вартанян Э. Д. Из жизни слов. М., 1963.

Земская Е. А. Как делаются слова. М., 1963.

Ковалевская Е. Г. История слов. Л., 1968.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: