Словарь содержит около 25 000 слов (имена существительные, имена прилагательные, глаголы и некоторые наречия), расположенных в алфавитном порядке, их членения па составные элементы (приставки, корни, суффяк* сы, соединительные гласные о/е и окончания).
В отдельных случаях в скобках рядом с заглавным словом даются родственные слова, чередования звуков, а также этимологические справки, например: рёд\к\остъ (ср. ред\ё\тъ), слёд\у\ющ\ий (ср. слёд\ов\а\тъ)-, убежд\а\тъ (жд—д), скуч\н\ый (ч—к); о\рош\а\гь роса\; весн\ ушк | и (от весна), пбдлинн \ ый (от длинный)-, родник историч. род\н\ик), террас\а (от лат. terra — «земля») и др.
Слова-омонимы обозначаются лишь тогда, когда членение их, в зависимости от значения, различное.
К словарю даны три приложения: алфавитный список приставок и суффиксов существительных, прилагатель1- ных и глаголов; перечень некоторых греко-латинских словообразовательных элементов в русской терминологии; объяснение отдельных фонетических, явлений,, которые произошли в процессе исторического развития русского языка и изменили звуковую структуру слова (чередовав пие звуков, полногласные и неполногласные сочетания, выпадение из слова звуков илй слогов и т. д.),
В работе по изучению лексики русского языка учителю необходимо опираться и на словарь иностранных слов. Наиболее доступным справочным пособием является «Словарь иностранных слов» под редакцией И. В. Лехина,
С. М. Локшипой, Ф. Н. Петрова и Л, С. Шаумяна (изд. 6-е, перераб. и дон. М., 1964),
Словарь включает около 23 ООО слов, расположенных в алфавитном порядке. В нем дается краткое объяснение слов и терминов иноязычного происхождения, встречающихся в политической, научно-популярной, технической и художественной литературе, в журналах и газетах.
|
Значительную часть слов, вошедших в словарь, составляет международная лексика (например, анализ, класс* коммунизм, конституция, революция, синтез, социализм и др.). Заимствованные слова, которые в русском языка уже не осознаются как иноязычные слова, в данный словарь не включены (такие, как комната, октябрь, вокзал, пальто, театр и др.).
В словарной статье дается справка о происхождении слова, написание его в языке-источнике, толкование1 значения слова, а также терминологические словосочетания, в которых данное слово употребляется.
В конце словаря дан список иностранных слов и выражений, которые встречаются в русском языке, но в латинском написании.
Как видим, не все перечисленные специальные словари адресованы школе, тем не менее учитель может использовать их при изучении лексических понятий. По мере изучения того или иного лексического понятия учитель должен познакомить учащихся с соответствующим типом словаря, сообщить о том, какие сведения о слове можно найти в этом словаре, и показать, как следует им пользоваться К
Разнообразные тины словарей русского языка используются в первую очередь при выполнении лексических упражнений.
1 Работа со словарями освещена в статье М. Т. Баранова «Работа со словарями на уроках русского языка в IV—V классах».— В кн.: Из опыта работы по русскому языку в восьмилетней школе. Сост. Т. А. Злобина. М., 1974.
![]() |
Ленин В. И. О государстве. Полн. собр. соч., т. 39.
Ленин В. И. Об очистке русского языка. Полн. собр. соч., т. 40.
|
Л е н и н В. И. Задачи союзов молодежи. Речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи.
2 октября 1920 г. Полн. собр. соч., т. 41.
Материалы XXV съезда КПСС. М., 1978..
О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания уча- щкхся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 декабря 1977 г.
О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 6 мая 1979 г.
*
А х м а н о в а О. С. Словарь омонимов русского языка. М., 1974.
Даль В. И, Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. М., 1955.
Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1979.
Клюева В. Н. Краткий словарь синонимов русского языка. Изд. 2-е, иснр. и доп. М., 1961.
Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. Под ред. Л. А. Новикова. М., 1978.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. Под ред. Н. 10. Шведовой- Изд. 9-е, иснр. и доп. М., 1972.
П о т и х а 3. А. Школьный словообразовательный словарь. Научн. ред. С. Г. Бархударов. Изд. 2-е, иснр. н доп. М., 1964.
Словарь иностранных слов. Под ред. И. В. Лехина, С. М. Лок- шиной, Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна. Изд. 6-е. перераб. и доп. М., 1964.
Текучев А. В., Панов Б. Т. Грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1976.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1978.
Ш а н с к и й Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. С. Г. Бархударова. Изд. 3-е, иснр. и доп. М., 1975.
*
Виноградов В, В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). Изд. 2-е. М., 1972.
Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. Изд. 2-е, испр. М., 1972.
|
Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977.
*
Баранов М. Т. Об изучении лексики в IV—VIII классах. — «Русский язык в школе», 1967, № 4.
Баранов М. Т. О работе с толковым словарем на уроках русского языка в IV—V классах. — «Русский язык в школе», 1969, № 6.
Введенская JI. А., Баранов М. Т., Гвоздаре в Ю. Л. Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (VII—VIII классы)». Пособие для учащихся. Изд. 2-е, лерераб. М., 1978.
Введенская Л. А., Баранов М. Т., Г воз дар ев Ю. А. Методические указания к факульта^вному курсу «Лексика и фразеология русского языка (VII—VIII классы)». Пособие для учителей. М., 1979. ' •
. Никитина Н. К. Изучение антонимов в IV классе. — «Русский язык в школе», 1970, № 3.
Обучение русскому языку в IV—VI классах по новой программе. Под ред. И. И. Кулибабы, Т. А. Ладыженской, А. В. Текучева. М., 1970.
Озерская В. П. Работа над синонимами на уроках грамматики в V—VI классах. — «Русский язык в школе», 1969, № 5.
Основы методики русского языка в 4—8 классах. Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. М., 1978.
Плотникова Ю. П. Изучение эмоционально-экспрессивной лексики в V классе. — «Русский язык в школе», 1974, № 4.
Русский язык в IV классе. (Методические указания к учебаи- ку). Сост. Т. А. Ладыженская. Изд. 4-е, испр. М., 1977.
Русский язык в V—VI классах. (Методические указания к учебнику). Редактор-составитель М. Т. Баранов. М., 1975.
Т е к у ч е в А. В. Методика русского языка в средней школе. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1970.
*
А ш у к и н Н. С., А ш у к и и а М. Г. Крылатые слова. Изд. 2-е, доп. М., 1960.
Булатов М. А., IIорудоминский В. И. Собирал человек слова. М., 1966.
Вартанян Э. Д. Из жизни слов. М., 1963.
Земская Е. А. Как делаются слова. М., 1963.
Ковалевская Е. Г. История слов. Л., 1968.