Лопатин В. В. Рождение слова. М., 1973.
Максимов С. Крылатые слова. М., 1955.
Откупщиков Ю. В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1973-
Су перанская А. В. Как вас зовут? Где вы живете? М., 1964.
Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. Л., 1962.
Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. М., 1967.
Шанский Н. М. В мире слов. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1978.
Югов А. Думы о русском слове, М„ 1972,
Предисловие............................................................ 3
Общие вопросы методики изучения лексики русского языка
в школе....................................................... 6
Место лексики в курсе русского языка. Ее задачи а
значение...........................................................
88 115 131 |
Отбор лексических понятий и их содержание.... Последовательность изучения лексических понятий,. Упражнения по лексике русского языка...,., Формирование лексических умений и навыков.... Отбор дидактического материала для упражнений.. Работа по лексике в IV—VIII классах......... Изучение лексики как раздела науки о языке.... Работа по лексике при изучении грамматики.... Воспитательная работа на уроках изучения лексики...
Важнейшие словари русского языка................
Литература.................
Прудникова Антонина Васильевна
ЛЕКСИКА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Редактор И. И. Проскуровская. Художник И. Разина. Художественный редактор Е. Л. Ссорина. Технический редактор М. Е. Тургенева. Корректор
А. Б. Маркович.
ИБ № 4134
Сдано в набор 30.01.79. Подписано к печати 27.08.79. Бум. типограф..№ 1. Гарн. обык. нов. Печать высокая. Уел. печ. л. 7,56. Уч.-изд. л. 7,70. Тираж 100 000 экз. Заказ 1176. Цена 25 коп.
Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
|
Типография М 2 Росглавполиграфпрома, г» Рыбинск, ул. Чкалова! -8»
■Петрова Е. Академик Федор Иванович Буслаев и его значение для школы. — В кн.: Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. JL, 1941, с. 27.
1 Чернышев В. И. В защиту живого слова. Избр. труды, т. 2. Сост. А. М. Иорданский, В. Г. Костомаров, И. Ф. Протченно. М., 1970, с. 521-522.
1 HI 'I. it и ii II. М. Русский язык. Лексика. Словообразование. М Им I, I 1
1 Клюева В. И. Определение слова и его значение в развитии речи. — «Русский язык в школе», 1940, № 3, с. 36.
1. В данных рядах найти слова, которые не являются синонимами.
1) Здание, постройка, сооружение, сарай. 2) Зрелище, опера, представление. 3) Воин, артиллерист, боец, солдат.
2. Найти общее название для каждого ряда словг
1 У ш и и с к и й К. Д. Собр. соч., т. 7, М.—Л., 1949, с. 321.
1 См.: Программы восьшлетней и средней школы. Русский ЯЗЫК. М., 1978.
1 Программа тюсъмилетней школы. Начальные классы (1—3). М., 1976, с. 10.
1 Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. И ид. 2-е, вспр. и доп. М., 1970, с. 181;
3. Указать, где выделенные слова употреблены в прямом,
а где в переносном значении.
Движение поезда — движение за мир; швейная маши
на — военная машинаj >
8. Найти в тексте слова, близкие по значению..к данным в справке,
5 См.: Розенталь Д. Э., Телепкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов, Изд 2-е, испр. и доп. М., 1976, с. 82.
2. Составить словосочетания или предложения, употребив данные слова в разных формах. Сопоставить лексическое и грамматическое значения образованных и данных форм. Изменилось ли лексическое значение слов?, А грамматическое?
|
Прогулка, ураган; храбрый, хороший; работать, говорить.
3. Написать небольшое сочинение на тему «В школьной библиотеке». Включить в сочинение данные слова. Выяснить по толковому словарю лексическое значение
1 Абакумов С. и Солонино М. К вопросу о работе над синонимами. — «Русский язык в советской школе», 1929, № 2, о. 89.
I I Ipn'iuTim. токе г. К' иыдолонпмм словам подобрать си- поннмы. Укавпть их общоо вначеиие.
Мещёрское половодье
Во всем виноват Паустовский. Это он для всех странников, для всех любителей ветра, неба, душистых трав и бездонпой поды открыл страну со сказочно древним названием — Мещёра. Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, на сон грядущий перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки на- гретого ельника, пахнёт болотной сыростью. Услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху вале-
3. К данным синонимам подобрать существительные и
составить словосочетания.
5. Списать. К выделенным словам подобрать синонимы.
Определить, какой частью речи опи выражены.
Местность показалась мне теперь еще угрюмее, чем из окна. Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчетливо а сурово на посветлевшем небе. На темпом фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана, но внизу все еще стояли холодные сумерки. Ленские струи, еще не замерзшие, по уже тяжелые и темпые, сталкивались в тесном русле, заворачивались воронками и омутами. Казалось, река в немом отчаянии кипит и рвется, стараясь пробиться на волю из мрачной щели... Холодный предутренний ветер, прогонявший остатки ночного тумана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше...
|
(В. Г. Короленко.)
Большое значение имеет третий этап работы, когда школьники, осознав понятие, его сущность и признаки, учатся применять эти знания па практике, используя синонимы в разных функциональных стилях. Следует на примерах показать им, что выбор того или иного синонима определяется не только стремлением к точности выражения смысла, по и стилем речи: книжным или разговорным. Так, слово эпизод чаще употребляется в книжном стиле, а его синоним случай безразличен к стилю речи, т е.
1 Афанасьев П. О. Методика русского языка в средней школе. М., 1947, е. 230.
1. Указать неологизмы. Почему они являются неологизмами?
Путешествие, воскресник, дошкольник, высотник, пылесос, передовик, луноход, целинник, экскаваторщик, акванавт, мотель, соревнование, расстыковка, силон, телевещание, телеэкран, коллективизация.
Составить предложения с неологизмами.
2. Найти в тексте неологизмы советской эпохи, указать
- время их появления в языке, Можно ли сейчас считан.
их неологизмами?,..
В старых словарях вы найдете слово «целина», но не найдете слова «целинник». Оно родилось в 50-е годы, точно так же кая в годы коллективизации появилось слово «колхозник». Само понятие «целина» утратило тогда свое чисто земледельческое значение, оно стало термином общественным, ибо за ним стояли высокая гражданственность и глубокий советский патриотизм. Целинник—- фигура историческая, определившая собой героическое время. Этим словом обозначен особый характер, обусловленный потребностью времени.
(Л. И. Брежнев.)
8. Произвести синтаксический разбор следующего предложения: Я выполнил работу без сучка и задоринки.
На завершающем этапе изучения устойчивых словосочетаний следует остановиться па употреблении их в речи в зависимости от ситуации и цели высказывания, показать стилистическую функцию фразеологических обо^ ротов.
Знакомя учащихся с употреблением фразеологизмов в речи, важно учитывать те общие признаки, которые имеются у фразеологических оборотов со словом. Как и слова, фразеологизмы служат для передачи мыслей,' для обо-
1 Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение <1 слово); Игд. 2-е. М., 1972, с. 31.
1 Программы восьмилетней и средней школы. Русский язык. М., 1978, с. 10.
2) Рисовать — рисование, гореть — горение, бороть* ся борьба, учиться — учеба, болеть — болезнь, диктовать — диктант, покупать — покупка, работать — работа.
1 Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 77.
1 У ш и п с к и й К. Д. Избр. цод. соч., т. 1. М., 11)74, с. 147,
1 Более подробно о важнейших словарях русского л.н.иш с,м. соответствующую главу данного пособия.
:V!
1 Шанский Н. М. Лексикология соиремгшшгп
ка, Изд. 2-е., исир. М., 1972, с. 71.
1 Подробная характеристика словарей дапа и кн.: Ill и п ский И. М. Лексикология современного русского языка, Инд. '' <\ иснр. М., 1972; Лебедева Г. Н. Словари русского ii:ii.ii(;i и ш пользование их в школе. — В кн.: Виды работ но |м;иштик» р ш
на уроках русского языка. М., 1903.
[1] Буслаев Ф. И. Учебник русской грамматики, сближенной с церковнославянскою. С приложением образцов грамматического разбора. Для средних учебных заведений. М., 1889, с. 42.
[2] Срезневский И. И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. Спб., 1899, с. 70.
[3] У ш и н с к и й К. Д. Собр. соч., т. 3, М.—JL, 1948, с. 166.
[4] Труды первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях. Спб., 1904, с. 407,: — —
[5] Комплексные программы строились по схеме: 1) природа и человек, 2) труд, 3) общество. Изучепие языка связывалось с комплексными темами. Методом обучения было «наблюдение над языком».
[6] «Путь просвещения», 1923, № 2-3.
[7] Рыбникова М. А. Изучение родного языка (Заметки и задачи). Вып. I. М., 1921, с. 1.
[8] Программы средней школы. Русский язык и литературное чтение. V—VII классы. М., 1949, с. 5.
[9] Проект программы средней школы по русскому языку. — «Русский язык в школе», 1967, № 2, с. 61.
[10] Наименование типов лексических упражнений носит условный характер.
[11] См.: Добромыслов В. А. Обогащение активного словарного запаса учащихся. — «Русский язык в школе», 1958, А1» 3.
! Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1963, с. 208.
[13] Добр ом ысл о в В. А. Раскрытие понятий в курсе русского языка. Сб. статей. Под ред. В. А. Добромыслова. М., 1949, с. 10,
[14] Сердюченко Г. П., Петрова Е. Н., Добро мы с- л о в В. А. Об улучшении преподавания русского языка в V— VIII классах средней школы. М., 1949, с. 43.
[15] Л ев и н В. И. Поли. собр. соч., т. 40, с. 49.
[16] См. о школьном фразеологическом слоппро ни с. 130-137 данного пособия.
[17] См. раздел «Литература» на с. 142—143,
! Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1970, с. 140.
“ Ушинский К. Д. Собр. соч., т. 7. М.—Л., 1949, с. 256.
[19] Храбрый — храбрость, молодой — молодость, синий — синева, добрый — доброта, красный — краснота, скорый — скорость, темный — темнота, высокий — высота, смелый — смелость, свежий — свежесть.
г Там же, с. 149.
[21] См. об этом: Баранов М. Т. Формирование лингвистического мировоззрения учащихся на уроках русского языка в IV— VIII классах. — «Русский язык в школе», 1977, № 3.
[22] Афанасьев П. О. Методика русского языка в средней школе. М., 1947, с. 225,
[23] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 40, с. 204—205,
[24] Брежнев Л, И, Ленинским курсом, т. 4. М., 1974, с. 437.
[25] См.; Русские писатели о языке (XVIII—XX вв.). Под ред. Б. В. Томашевского и Ю. Д. Левина. Л., 1954; Русские писатели о языке. Хрестоматия. Под общей ред. А. М. Докусова. Изд. 2-е. Л., 1955.