о подлежащем, следует указать на способ связи его со сказуемым и подчеркнуть, что, несмотря на то что эта связь, как правило, согласование, подлежащее и сказуемое не образуют словосочетаний, а являются основой предложения. При изучении типов сказуемого (простое
глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) необходимо углубить разграничение лексического и грамматического значения сказуемого. Так, в простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом, а в составных — разными словами. В составном глагольном сказуемом (вспомогательный глагол+неопределенная форма глагола) лексическое значение выражается неопределенной формой глагола, а в составном именном (глагол-связка + именная часть) —-именем.
Следует также остановиться на употреблении глагольных фразеологизмов в роли простого глагольного сказуемого (например: бросить взгляд, делать доклад, отдать распоряжение, оказать помощь, держать совет и др.), которые можно заменить глаголом-синонимом (например: одержать победу — победить, держать слово — выполнить, выпустить в свет — опубликовать и др.).
При изучении второстепенных членов предложения следует иметь в виду, что в учебнике русского языка классификация их строится на семантической основе. Поэтому, знакомя учащихся с второстепенными членами, важно остановиться на соотношении грамматического значения словосочетаний и членов предложения.
Изучение грамматического значения словосочетаний непосредственно связано с темой «Второстепенные члены предложения», ибо предложение состоит из слов и словосочетаний, а зависимый член словосочетания обычно становится второстепенным членом предложения. Кроме того, смысловые отношения между словами в словосочетании (определительные, дополнительные, обстоятельственные) связаны с второстепенными членами предложения. Так, один член предложения, например определение, может обобщить грамматические значения словосочетаний разного строения и значения: предмет и его признак (по месту, материалу, назначению и т. д.).
|
В результате выполнения тренировочных упражнений осуществляется тесная связь теории с практикой, вырабатываются прочные и осознанные умения и навыки.
Во время изучения определения важно остановиться на синонимике согласованных и несогласованных определений, так как учащиеся не всегда умеют правильно использовать их в своей речи (например: хрустальная ваза — ваза из хрусталя).
Следовательно, тесная связь синтаксических тем. с лексическими позволяет наряду с формированием грамматических умений и навыков одновременно проводить работу (в процессе тренировочных упражнений) по повторению и закреплению важных теоретических сведений па лексике.
Работа по лексике продолжается и при изучении синтаксиса в VIII классе. Здесь она носит преимущественно комплексный характер, связанный с языковым анализом текста.
Особенно большие возможности для обобщения и повторения теоретических сведений по лексике предоставляет раздел «Общие сведения о языке». В процессе ei\» изучения можно использовать следующие комплексные упражнения:
1. Найти одпокореиные слова, определить их лексиче* • ское и грамматическое значение. Найти слово, употребленное в этом тексте в прямом и переносном значении, К выделенному слову подобрать синонимы. В каком значении употреблено и тексте слово земля? Подо” брать синонимы к разным значениям этого слова. Найти в тексте стпрослашшизмы. К какому стилю речж относится данным отрывок?
|
Родина подобии огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И т.н. что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. На всякое дерево имеет корпи. Без корней его повалил бы даже несильный вечер. Корпи питают дерево, связывают его с землей. Корни— это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковидных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцева поэтов и борцов за народное дело...
(В. И е с к о в.)
2. Подобрать синонимы к выделенному слову, определить, к каким стилям речи относятся данное слово и синонимы. В каком значении употреблено в тексте слово узелХ Назвать другие значения этого слова и омоним. Указать в тексте устаревшее слово и слова, относящиеся к профессиональной лексике. Найти в тексте фразеологизм и определить его значение.
Считая этажи, Нина поднялась до шестнадцатого и остановилась на узкой площадке.
В расстоянии двух пролетов от нее верхом на ригеле сидел парень в куртке и штанах, сшитых из толстого брезента. Под
ним, между колоннами, летали птицы. Лицо его, словно забралом, было покрыто щитком с окошечком, и, внимательно склонившись над узлом, он «прихватывал» сваркой горизонтальные косынки. Опоясавшись широким монтажным поясом и прицепившись крюком-карабином за серьгу колонны, парень, видимо, чувствовал себя на этой высоте как дома: кепка его висела на одном болту колонны, сумка с электродами — на втором.
|
(С. Антонов.)
3. Определить, к какому стилю речи относятся данные тексты. Указать языковые средства, характеризующие каждый текст.
Против станицы выгибается Дон кобаржиной татарского сагайдака, будто заворачивает вправо, и возле хутора Базки вновь величаво прямится, несет зеленоватые, просвечивающие голубизной воды мимо меловых отрогов нравобережных гор, мимо сплошных с правой стороны хуторов, мимо редких с левой стороны станиц до моря, до синего Азовского.
Против Усть-Хоперской роднится с Хопром, против Усть-Мед- ведицкой — с Медведицей, а ниже стекает многоводный, в буйном цвету заселенных хуторов и станиц.
(М. Шолохов.)
Тихий Дон... Неторопливо собирая водную дань с земель тульских, воронежских, тамбовских и пензенских, Доп образует но- степепно могучую реку. Почти две тысячи километров петляет донская вода по земле, соединяясь на пути с такой же тихой водою Хопра, Воронежа, Битюга, Медведицы, Красивой Мечи и Тихой Сосны. Начинаясь в березняках, ельниках и дубравах, Дон постепенно покидает леса и течет по степям. В среднем течении степь подступает к самому берегу. •
(В. П е с к о в.)
Дон... Берет начало на восточных склонах Средне-Русской возвышенности. Впадает в Таганрогский залив Азовского моря. В верховьях (до впадения Тихой Сосны) течет в сравнительно узкой долине; правый берег высокий... сильно расчленен оврагами, левый — отлогий; русло извилистое, много перекатов. Главнейшие притоки: Непрядва, Красивая Меча, Быстрая Сосна — справа; Воронеж — слева... Правый берег также обычно возвышен. Здесь в Дон впадают Тихая Сосна, Черная Калитва — справа; Битюг, Хопер, Медведица, Иловля — слева.
(Краткая географическая энциклопедия.)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ
К |
оммунистическое воспитание и обучение — это единый, органически взаимосвязанный процесс учебно- воспитательной работы.
В школе учащиеся получают не только определенный круг знаний в области тех или иных наук, овладевают необходимыми для дальнейшей практической деятельности умениями и навыками, но, главное, у них формируются марксистско-ленинское мировоззрение, высокие моральные качества строителей коммунистического общества.
В. И. Ленин в 1920 г., выступая на III Всероссийском съезде комсомола, говорил о том «... чему мы должны учить и как должна учиться молодежь, если она действительно хочет оправдать звание коммунистической молодежи, и как подготовить ев к тому, чтобы она сумела достроить и довершить то, что мы начали» *. И далее В. И. Ленин указывал: «Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни... наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей. Она должна за то время, пока люди к ней учатся, делать из них участников борьбы за освобож дение от эксплуататоров» 2.
XXV съезд КПСС серьезное внимание обратил па ш< обходимость тесной связи обучения и воспитании. <11 со временных условиях, когда объем необходимых дли челн с
1 Ленин В. И. Полы. собр. соч., т. 41, с..'101.
2 Там же, с. 313—314.
на
века знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной сум^ мы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации» J.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду», а также постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» обращают внимание учителя на повышение. качества воспитательной работы в процессе обучения.
«Педагогические коллективы, партийные, профсоюзные и комсомольские организации школ, — говорится в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров, С^СР, — обязаны... воспитывать у молодежи любовь к труду, глубокое уважение к людям труда и готовность работать в сфере материального производства; укреплять единство обучения и воспитания, изучение основ наук теснее связывать с жизнью, практикой коммунистического строительства; систематически знакомить учащихся с внутренней и внешней политикой КПСС и Советского государства, формировать у подрастающего поколения беззаветную преданность Родине, делу Коммунистической партии, непримиримость к буржуазной идеологии и морали, готовность к защите социалистического Отечества».
В докладе на XXV съезде КПСС Л. И. Брежнев отметил, что в условиях научно-технической революции коммунистическое воспитание молодежи должно строиться на основе тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного. Комплексный подход к воспитанию должен пронизывать содержание любого школьного предмета, каждого урока.
Формированию коммунистического мировоззрения учащихся, воспитанию у них высоких нравственных качеств в большой степени способствует изучение курса русского языка в IV—VIII классах.
В объяснительной записке к программе по русскому языку указывается, что «этот учебный предмет заключает в себе значительные возможности воспитания учащихся...» в духе патриотизма и интернационализма, формирования у них материалистического мировоззрения. Систе-
матически, от класса к классу проводя эту работу, учитель в VIII классе обобщает накопленный материал в процессе изучения темы «Общие сведения о языке».
Воспитательные возможности курса русского языка определяются прежде всего самой природой языка как общественного явления, его функцией средства общения, передачи мыслей, знаний от поколения к поколению, хранения информации, а также закономерностями развития языка. Язык непосредственно связан с объективной действительностью, со всеми сферами жизни человека, с историей народа, который его создал.
«В языке, — писал К. Д. Ушинский, — одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родиой песне, в родных папевах, в устах народных; поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одпа природа родпой страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, — словом, весь след своей духовной жизни парод бережно сохраняет в народном слове» *.
Через родной язык связываются «отжившие, живущие и будущие поколения народа». Овладевая языком, каждое новое поколение познает мысли, чувства, усваивает духовные богатства, созданные предшествующими поколениями и сохраненные в языке.
«Усваивая родной язык, — писал К. Д. Ушинский, — ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка...»[20],
Сведения о значении русского языка, его общественных функциях[21] создают условия для формирования у школьников материалистического взгляда на мир, пробуждают у них любовь к языку великого русского народа, языку В. И. Ленина и Великой Октябрыжой социалистической революции, языку межнационального общения народов СССР, одному из распространенных языков мира. Все это повышает у учащихся интерес к изучению русского языка, вызывает стремление хорошо овладеть им.
В процессе изучения русского языка в IV—VIII классах воспитательная работа проводится систематически и осуществляется в первую очередь средствами самого языка, а также подбором дидактического материала разной тематики, имеющего воспитательное значение.
Особенно большие воспитательные возможности предоставляет изучение лексики как одного из разделов школьного курса русского языка.
Уроки изучения лексики ставят перед учителем задачу развить у школьников внимание к слову и его значению, научить их употреблять соответствующие слова в различных ситуациях общения, расширить активный словарный запас учащихся. Вместе с тем по мере изучения лексики расширяются знания учащихся об окружающей действительности. «Расширение и обогащение словаря, — писал проф. П. О. Афанасьев, — идут рука об руку с расширением общего кругозора учащихся, даже их мировоззрения, поскольку в словаре отражается «точка зрения на мир», на явления окружающей детей «объективной действительности» [22].
Теоретические сведения по лексике, сообщаемые в IV—V классах, а также обобщение и закрепление этих знаний при аспектном изучении лексики в последующих классах уже самим содержанием способствуют формированию у школьников марксистско-ленинского мировоззрения.
Слово, являясь объектом изучения лексики и грамматики, представляет собой диалектическое единство формы (звучания) и содержания (значения). Как известно, бес
смысленное сочетание звуков не образует слова, т. е. любое сочетание звуков, составляющее слово, обязательно имеет конкретное содержание. Только в этом случае слов© воспринимается как единица лексической системы. Так, JI. Успенский в книге «Слово о словах» приводит интересный пример со словом вода: «Вот перед нами обыкновенное русское слово вода. Это очень древнее слово. В нашем языке и то оно имеет не менее чем полуторатысячелет- нюю историю. А ведь до ее начала оно жило еще в общеславянском языке-основе. Но что в нем особенного и удивительного? Слово вода — это четыре звука, сочетающиеся друг с другом. Математика учит: из четырех элементов можно образовать двадцать четыре различные комбинации: двоа, авод, одав, даво и т. п. Одна из таких комбинаций стала словом».
Подобный материал целесообразно использовать при знакомстве учащихся IV класса с основными признаками слова. Ученики должны твердо знать, что только сочетание звуков, имеющее определенное значение, составляет слово.
Являясь единицей языка, слово непосредственно связано с окружающей действительностью, так как оно служит названием предметов, признаков, действий. Вступая в различные сочетания с другими словами, слово отражает существующие в объективном мире связи и отношения. Поэтому изменения, происходящие в общественной жизни, тотчас получают отражение в лексике: появление новых предметов, явлений и понятий влечет за собой создание новых наименований или соответствующего изменения значения существующих слов. Так, с Великим Октябрем родились многие слова и устойчивые выражения, обозначающие различные стороны советской действительности: Советы, Советский Союз, пятилетка, Коммунистическая партия, Ленинский комсомол, комсомолец, пионер, октябренок, Октябрь, субботник, ударник, передовик, ленинизм, коммунизм, производственник, знатные люди, рабочая династия, советский народ, социалистическое со- дружество и многие другие.
«Наше русское слово «Совет», — говорил в 1920 г.
В. И. Ленин, — одно из самых распространенных, оно даже не переводится на другие языки, а везде произносится по-русски» [23].
В 60-х годах советский народ героически осваивал це- данные и залежные земли Казахстана и Сибири. Именно в эти годы получило широкое распространение слово целина и производные от него (целинник, целинный и др.).
«В русский язык, в языки других народов Советской страны, — говорил JI. И. Брежнев в своем выступлении в Алма-Ате в 1974 г., — прочно вошло новое слово — «целинник». А это значит, дорогие товарищи целинники, что ваш труд увековечен в памяти народной... Более высокой награды нет и, пожалуй, не может быть!»
В 1957 г. в связи с запуском первого искусственного спутника Земли, особенно после полета первого в мире космического корабля «Восток» в 1961 г. и последующих космических полетов, появилось много «космических» слов и выражений: лунник, приземлиться, прилуниться, луноход, космонавт, космодром, интеркосмос, космовидение, стыковка, невесомость, ракетодром, орбитальная станция, космическая скорость, космический полет, космическая пыль и др.; получило новое значение слово спутник.
Встречаясь с подобными словами, осваивая их лексическое значение, учащиеся познают объективную действительность и одновременно расширяют свой словарный запас. Попутно следует подчеркнуть, что многие из этих слов вошли в языки народов СССР, а также в языки мира. Уместно при этом привести слова А. Твардовского:
Звучат во всех краях планеты Без перевода, как Москва,
Большевики, Октябрь, Советы,
Мир, спутник — русские слова.
И это слово — прилуненье —»
Опо уже в родной семье,
В ряду тех слов,
Что имя Ленин Призвало к жизни на Земле.
Одновременно эти сведения о русском языке служат целям патриотического воспитания учащихся, способствуют воспитанию у них чувства гордости за родной язык, за успехи нашей страны.
Важно показать школьникам словарное богатство русского языка, его неисчерпаемые выразительные возможности. Для этого нужно рассказать им о толковых словарях русского языка, привести некоторые цифры[24]. Так, «Толковый словарь живого великорусского языка» (1863—1866, 4 тома) В. И. Даля содержит примерно 200 000 слов. Наиболее полный из всех русских нормативных толковых словарей, «Словарь современного русского литературного языка» («Большой академический», 1950—1965, 17 томов), содержит более 120 000 слов. Даже такой общедоступный, самый распространенный однотомный словарь, как «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, включает около 57 000 слов. При этом нужно помнить, что словари охватывают далеко не все слова общенародного языка, так как словарный состав находится в постоянном обновлении и развитии; в словари не включаются и специальная терминология, географические названия, многие областные слова и др.
Словарное богатство русского языка увеличивается также за счет многозначности слов и фразеологизмов. Так, наличие в языке многозначности позволяет одним словом называть разные явления внеязыковой действительности. Например, слово голова имеет следующие значения и оттенки значений: «часть тела человека (или животного), состоящая из черепной коробки и лица (или морды животного)» (Ранен в голову. Схватитъя за голову. Надеть на голову); «единица счета скота» (Колхозное стадо в 200 голов); «передовой отряд, передняя часть (спец.)» (Голова пехотной колонны); «пищевой продукт в форме шара, конуса» (Голова сыру) и т. д. (см. словарь
С. И. Ожегова).
Можно показать разнообразие значений и па примере слова красный: «цвета крови» (Красное знамя. Красная краска); «относящийся к революционной деятельности, к советскому социалистическому строю, к Красной Армии» (Красные войска. Красные вступили в село); «употребляется в народной речи и поэзии для обозначения чего- нибудь хорошего, яркого, светлого и т. п.» (Красный денек. Красная девица); «употребляется для обозначения наиболее ценных сортов чего-нибудь» (Красная рыба) и др.
При изложении материала о многозначности как лексическом явлении в IV классе, а также при повторении
эгшо лексического понятия в дальнейшем, при из,у..
грамматики, следует обращать внимание учащихся ни то, что многозначность -- явление историческое: слова могут приобретать новые значения или утрачивать старые. Например, слово пионер имело такие значения: «солдат инженерных войск»; «разведчик, первооткрыватель». После Великой Октябрьской социалистической революции к этому значению прибавилось новое значение: «член детской коммунистической организации». В настоящее время это вначение слова пионер стало общеупотребительным.
Первоначальные значения слова спутник были: 1) человек, который совершает путь с кем-нибудь; 2) небесное тело, обращающееся вокруг планеты. В 1957 г. на орбиту вокруг Земли был выведен первый советский искусственный спутник, и у слова спутник появилось новое значение: «космический аппарат, с помощью ракетных устройств запускаемый на орбиту в космическое пространство».
Следовательно, связь языка с жизнью людей определяет пополнение словарного состава не только путем создания новых слов, но и посредством появления у ранее существовавших слов новых значений.
Богатство словарного состава определяется и существованием. в русском языке большого количества фразеологических выражений. Так, «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А. И. Молоткова содержит свыше 4000 словарных статей. Многие слова русского языка (например, глаза, рука, вода, брать, дорога, играть, нога и др.) образуют большое число фразеологизмов.
Знакомство с материалом, раскрывающим богатство словарного состава русского языка, вызывает у учащихся стремление овладеть его лексическими и фразеологическими средствами, обогатить свой словарный запас словами, отражающими жизнь Советской страны, успехи ее науки, техники и культуры, научиться оперировать этими словами в связных высказываниях.
Большие воспитательные возможности раскрываются при изучении лексических понятий. Так, знакомя учащихся с синонимикой, важно подчеркнуть соотнесенность слов-синонимов одного ряда с одним и тем же явлением реальной действительности. Каждый из синонимов подчеркивает ту или иную сторону предмета или явления, а синонимический ряд способствует всестороннему описанию явлений действительности (например, смелый, храб
рый, отважный, бесстрашный, неустрашимый полно определяет понятие «смелость»).
Большое значение следует придавать выбору синонима. От правильного выбора синонима зависит содержание высказывания, его эмоциональность, стилистическая окраска. А это имеет большое общественное значение.
Знакомство с употреблением синонимов в различных стилях речи и в художественной литературе воспитывает у учащихся бережное отношение к слову, повышает их речевую, культуру.
Изучение в V классе словарного состава русского языка формирует у школьников материалистический взгляд на язык, на лексику, показывает, что лексика постоянно изменяется и развивается, что эти изменения отражают историю жизни народа —■ носителя языка, связаны с его общественным, экономическим и культурным развитием и взаимодействием с другими народами.
«То сложное и многообразное явление, — пишет
II. М. Шанский, — которое представляет собой лексика современного русского языка с точки зрения того, как долго слово бытует в языке и как оно появилось, объясняется тем, что лексика исчерпывающе полно отражает своим составом и характером поступательное движение русского народа вперед, его богатую и славную историю и величественное социалистическое настоящее» К
Раскрывая причины изменения словарного состава русского языка, важно отметить, что основным и наиболее многочисленным пластом русской лексики являются исконно русские слова, которые определяют специфику словарного состава, особенности его системы и развития.
Исконно русские слова, как правило, обозначают жизненно необходимые предметы и явления объективной действительности и являются наиболее употребительными л речи. С точки зрения грамматической эти слова относятся к различным лексико-грамматическим разрядам.
Важную роль в обогащении этого пласта лексики играет процесс создания слов с помощью различных сноси бов словопроизводства. При изучении в V классе слоим образования на конкретных примерах можно покипи п. учащимся, как пополняется словарный с,остин лмш.п про йзводными словами. Этот процесс развития и обогащения словарного состава является определяющим.
Источником пополнения словарного состава языка являются и заимствования из других языков. Но, как уже отмечалось, необходимо напомнить учащимся о том, что заимствования не являются определяющими в русском языке, что словарный состав всегда, на всех этапах своего развития сохранял свой национальный характер и обогащался прежде всего за счет внутренних ресурсов.
Немаловажную роль в пополнении словаря русского языка играют неологизмы. Возникновение неологизмов в языке вызвано тем, что в жизни народа появляются новые предметы и явления, которым необходимо дать новое наименование. Но мере освоения неологизмов языком они переходят из пассивного словаря в активный.
В то же время из словарного состава в процессе его развития исчезают слова — названия предметов, которые ушли из жизни, а также слова, вытесненные другими, ставшими по каким-либо причинам более удобными для выражения соответствующих понятий. Так, вместе со старой жизнью исчезли слова урядник, трактир, барон, граф, городовой, подать, земство, сенат, соха, классная дама, гимназия, присяжные, простолюдины/ слово аэроплан перешло из активного словаря в пассивный, а затем было заменено словом самолет, слово авиатор — словом летчик, слово провинция — словом периферия и др.
Сведения о развитии, совершенствовании словарного состава языка имеют большое воспитательное значение, так как раскрывают учащимся связи, существующие между языком и окруягающей действительностью, выразительную функцию тех или иных слов в художественном произведении.
Процессы, происходящие в лексической системе русского языка, относятся и к фразеологии. Знакомясь с устойчивыми сочетаниями слов в V классе, учащиеся узнают, что фразеологизмы, как и слова, обозначают явления, предметы объективной действительности, что происхояс- дение многих устойчивых сочетаний тесно связано с историей народа, его бытом, характером.
Таким образом, изучение лексики как раздела науки
о языке на специальных уроках и при прохождении грамматики показывает учащимся, что словарный состав непрерывно изменяется, развивается и обогащается. Йзу- чение лексики формирует у учащихся материалистический взгляд на мир, так как язык тесно связан с реальной действительностью, обслуживая все сферы человеческой деятельности.
Воспитательные задачи, как уже было сказано выше, осуществляются в процессе изучения теоретических сведений по лексике, фактами самого языка. Однако в значительной мере этому способствует и практический материал упражнений и заданий.
Многие тексты, содержащиеся в учебниках русского языка для IV—VIII классов, а также в пособиях «Дидактический материал по русскому языку» для каждого из этих классов, предоставляют богатые возможности для проведения воспитательной работы. Это прежде всего тексты общественно-политического содержания, о Советской Родине, ее героическом прошлом и настоящем, о трудовых и революционных подвигах советских людей, о необъятных просторах нашей страны, о национальной культуре, о бережном отношении к природе, о богатстве и выразительности русского языка и др.
Подобные тексты имеют не только познавательное, но и воспитательное значение. Они формируют у школьников коммунистическое мировоззрение: любовь к социалистической Родине, Коммунистической партии, любовь к роднбй природе, чувство гордости за успехи нашего народа, готовность встать на защиту своего Отечества, уважение к труду и людям труда, любовь к родному языку. Немало текстов посвящено воспитанию нравственных качеств советского человека.
Наряду с этим и другие тексты учебника могут быть использованы учителем в воспитательных целях. Нередко они содержат важную в воспитательном отношении лексику, которая может найти место при проведении работ, направленных на обогащение словарного запаса учащихся.
Непосредственно воспитательным целям служат и некоторые виды заданий к специально подобранному дидактическому материалу, например: объяснение лексического значения слов разнообразной тематики, определенно причин изменения их значения, составление тематических словариков (на общественно-политические, трудоиые и нравственные темы), написание изложении и тчицгини на определенную тему, важную в восшплтглытм опиши
нии. Эти работы могут сопровождаться соответствующими заданиями по закреплению лексических понятий.
Ниже приводится подборка разнообразных по тематике текстов, а также высказываний о русском языке об- щественно-политических деятелей, писателей и ученых, которые можно использовать исходя из учебных и воспитательных целей, на уроках изучения лексики, грамматики и в беседах о русском языке. Кроме того, эти тексты по усмотрению учителя могут быть использованы для изложений с лексическим заданием.