Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1978. 8 глава




о подлежащем, следует указать на способ связи его со сказуемым и подчеркнуть, что, несмотря на то что эта связь, как правило, согласование, подлежащее и сказуе­мое не образуют словосочетаний, а являются основой предложения. При изучении типов сказуемого (простое


глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) необходимо углубить раз­граничение лексического и грамматического значения ска­зуемого. Так, в простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом, а в составных — разными словами. В составном глагольном сказуемом (вспомогательный глагол+неопределенная форма глагола) лексическое значение выражается неоп­ределенной формой глагола, а в составном именном (гла­гол-связка + именная часть) —-именем.

Следует также остановиться на употреблении глаголь­ных фразеологизмов в роли простого глагольного сказуе­мого (например: бросить взгляд, делать доклад, отдать распоряжение, оказать помощь, держать совет и др.), ко­торые можно заменить глаголом-синонимом (например: одержать победу — победить, держать слово — выполнить, выпустить в свет — опубликовать и др.).

При изучении второстепенных членов предложения следует иметь в виду, что в учебнике русского языка классификация их строится на семантической основе. По­этому, знакомя учащихся с второстепенными членами, важно остановиться на соотношении грамматического значения словосочетаний и членов предложения.

Изучение грамматического значения словосочетаний непосредственно связано с темой «Второстепенные члены предложения», ибо предложение состоит из слов и сло­восочетаний, а зависимый член словосочетания обычно становится второстепенным членом предложения. Кроме того, смысловые отношения между словами в словосоче­тании (определительные, дополнительные, обстоятельст­венные) связаны с второстепенными членами предложе­ния. Так, один член предложения, например определение, может обобщить грамматические значения словосочетаний разного строения и значения: предмет и его признак (по месту, материалу, назначению и т. д.).

В результате выполнения тренировочных упражнений осуществляется тесная связь теории с практикой, выраба­тываются прочные и осознанные умения и навыки.

Во время изучения определения важно остановиться на синонимике согласованных и несогласованных опреде­лений, так как учащиеся не всегда умеют правильно ис­пользовать их в своей речи (например: хрустальная ва­за — ваза из хрусталя).


Следовательно, тесная связь синтаксических тем. с лек­сическими позволяет наряду с формированием грамма­тических умений и навыков одновременно проводить ра­боту (в процессе тренировочных упражнений) по повто­рению и закреплению важных теоретических сведений па лексике.

Работа по лексике продолжается и при изучении син­таксиса в VIII классе. Здесь она носит преимущественно комплексный характер, связанный с языковым анализом текста.

Особенно большие возможности для обобщения и по­вторения теоретических сведений по лексике предостав­ляет раздел «Общие сведения о языке». В процессе ei\» изучения можно использовать следующие комплексные упражнения:

1. Найти одпокореиные слова, определить их лексиче* • ское и грамматическое значение. Найти слово, употреб­ленное в этом тексте в прямом и переносном значении, К выделенному слову подобрать синонимы. В каком значении употреблено и тексте слово земля? Подо” брать синонимы к разным значениям этого слова. Най­ти в тексте стпрослашшизмы. К какому стилю речж от­носится данным отрывок?

Родина подобии огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И т.н. что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. На всякое дерево имеет корпи. Без корней его повалил бы даже не­сильный вечер. Корпи питают дерево, связывают его с землей. Кор­ни— это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, мол­чаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, рез­ных наличниках, в деревянных игрушках и диковидных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцева поэтов и борцов за народное дело...

(В. И е с к о в.)

2. Подобрать синонимы к выделенному слову, определить, к каким стилям речи относятся данное слово и сино­нимы. В каком значении употреблено в тексте слово узелХ Назвать другие значения этого слова и омоним. Указать в тексте устаревшее слово и слова, относя­щиеся к профессиональной лексике. Найти в тексте фразеологизм и определить его значение.

Считая этажи, Нина поднялась до шестнадцатого и останови­лась на узкой площадке.

В расстоянии двух пролетов от нее верхом на ригеле сидел парень в куртке и штанах, сшитых из толстого брезента. Под

ним, между колоннами, летали птицы. Лицо его, словно забралом, было покрыто щитком с окошечком, и, внимательно склонившись над узлом, он «прихватывал» сваркой горизонтальные косынки. Опоясавшись широким монтажным поясом и прицепившись крю­ком-карабином за серьгу колонны, парень, видимо, чувствовал себя на этой высоте как дома: кепка его висела на одном болту колонны, сумка с электродами — на втором.

(С. Антонов.)

3. Определить, к какому стилю речи относятся данные тексты. Указать языковые средства, характеризующие каждый текст.

Против станицы выгибается Дон кобаржиной татарского са­гайдака, будто заворачивает вправо, и возле хутора Базки вновь величаво прямится, несет зеленоватые, просвечивающие голубиз­ной воды мимо меловых отрогов нравобережных гор, мимо сплош­ных с правой стороны хуторов, мимо редких с левой стороны ста­ниц до моря, до синего Азовского.

Против Усть-Хоперской роднится с Хопром, против Усть-Мед- ведицкой — с Медведицей, а ниже стекает многоводный, в буйном цвету заселенных хуторов и станиц.

(М. Шолохов.)

Тихий Дон... Неторопливо собирая водную дань с земель туль­ских, воронежских, тамбовских и пензенских, Доп образует но- степепно могучую реку. Почти две тысячи километров петляет донская вода по земле, соединяясь на пути с такой же тихой во­дою Хопра, Воронежа, Битюга, Медведицы, Красивой Мечи и Ти­хой Сосны. Начинаясь в березняках, ельниках и дубравах, Дон постепенно покидает леса и течет по степям. В среднем течении степь подступает к самому берегу. •

(В. П е с к о в.)

Дон... Берет начало на восточных склонах Средне-Русской возвышенности. Впадает в Таганрогский залив Азовского моря. В верховьях (до впадения Тихой Сосны) течет в сравнительно уз­кой долине; правый берег высокий... сильно расчленен оврагами, левый — отлогий; русло извилистое, много перекатов. Главнейшие притоки: Непрядва, Красивая Меча, Быстрая Сосна — справа; Во­ронеж — слева... Правый берег также обычно возвышен. Здесь в Дон впадают Тихая Сосна, Черная Калитва — справа; Битюг, Хо­пер, Медведица, Иловля — слева.

(Краткая географическая энциклопедия.)


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ

К

оммунистическое воспитание и обучение — это еди­ный, органически взаимосвязанный процесс учебно- воспитательной работы.

В школе учащиеся получают не только определенный круг знаний в области тех или иных наук, овладевают не­обходимыми для дальнейшей практической деятельности умениями и навыками, но, главное, у них формируются марксистско-ленинское мировоззрение, высокие мораль­ные качества строителей коммунистического общества.

В. И. Ленин в 1920 г., выступая на III Всероссийском съезде комсомола, говорил о том «... чему мы должны учить и как должна учиться молодежь, если она действительно хочет оправдать звание коммунистической молодежи, и как подготовить ев к тому, чтобы она сумела достроить и довершить то, что мы начали» *. И далее В. И. Ленин ука­зывал: «Мы не верили бы учению, воспитанию и образо­ванию, если бы оно было загнано только в школу и ото­рвано от бурной жизни... наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них обра­зованных людей. Она должна за то время, пока люди к ней учатся, делать из них участников борьбы за освобож дение от эксплуататоров» 2.

XXV съезд КПСС серьезное внимание обратил па ш< обходимость тесной связи обучения и воспитании. <11 со временных условиях, когда объем необходимых дли челн с

1 Ленин В. И. Полы. собр. соч., т. 41, с..'101.

2 Там же, с. 313—314.

на

века знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной сум^ мы фактов. Важно прививать умение самостоятельно по­полнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации» J.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду», а также постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной ра­боты» обращают внимание учителя на повышение. ка­чества воспитательной работы в процессе обучения.

«Педагогические коллективы, партийные, профсоюз­ные и комсомольские организации школ, — говорится в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров, С^СР, — обязаны... воспитывать у молодежи любовь к труду, глу­бокое уважение к людям труда и готовность работать в сфере материального производства; укреплять единство обучения и воспитания, изучение основ наук теснее свя­зывать с жизнью, практикой коммунистического строи­тельства; систематически знакомить учащихся с внутрен­ней и внешней политикой КПСС и Советского государст­ва, формировать у подрастающего поколения беззаветную преданность Родине, делу Коммунистической партии, не­примиримость к буржуазной идеологии и морали, готов­ность к защите социалистического Отечества».

В докладе на XXV съезде КПСС Л. И. Брежнев от­метил, что в условиях научно-технической революции коммунистическое воспитание молодежи должно строить­ся на основе тесного единства идейно-политического, тру­дового и нравственного. Комплексный подход к воспита­нию должен пронизывать содержание любого школьного предмета, каждого урока.

Формированию коммунистического мировоззрения уча­щихся, воспитанию у них высоких нравственных качеств в большой степени способствует изучение курса русского языка в IV—VIII классах.

В объяснительной записке к программе по русскому языку указывается, что «этот учебный предмет заключа­ет в себе значительные возможности воспитания учащих­ся...» в духе патриотизма и интернационализма, формиро­вания у них материалистического мировоззрения. Систе-


матически, от класса к классу проводя эту работу, учитель в VIII классе обобщает накопленный материал в процес­се изучения темы «Общие сведения о языке».

Воспитательные возможности курса русского языка определяются прежде всего самой природой языка как общественного явления, его функцией средства обще­ния, передачи мыслей, знаний от поколения к поколению, хранения информации, а также закономерностями разви­тия языка. Язык непосредственно связан с объективной действительностью, со всеми сферами жизни человека, с историей народа, который его создал.

«В языке, — писал К. Д. Ушинский, — одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творче­ской силой народного духа в мысль, в картину и звук не­бо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родиой песне, в родных папевах, в устах народных; поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одпа природа родпой страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам. В со­кровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды ис­торических событий, верования, воззрения, следы прожи­того горя и прожитой радости, — словом, весь след своей духовной жизни парод бережно сохраняет в народном слове» *.

Через родной язык связываются «отжившие, живущие и будущие поколения народа». Овладевая языком, каждое новое поколение познает мысли, чувства, усваивает ду­ховные богатства, созданные предшествующими поколе­ниями и сохраненные в языке.

«Усваивая родной язык, — писал К. Д. Ушинский, — ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воз­зрений на предметы, множество мыслей, чувств, художе­ственных образов, логику и философию языка...»[20],

Сведения о значении русского языка, его обществен­ных функциях[21] создают условия для формирования у школьников материалистического взгляда на мир, про­буждают у них любовь к языку великого русского народа, языку В. И. Ленина и Великой Октябрыжой социалисти­ческой революции, языку межнационального общения на­родов СССР, одному из распространенных языков мира. Все это повышает у учащихся интерес к изучению русско­го языка, вызывает стремление хорошо овладеть им.

В процессе изучения русского языка в IV—VIII клас­сах воспитательная работа проводится систематически и осуществляется в первую очередь средствами самого язы­ка, а также подбором дидактического материала разной тематики, имеющего воспитательное значение.

Особенно большие воспитательные возможности пре­доставляет изучение лексики как одного из разделов школьного курса русского языка.

Уроки изучения лексики ставят перед учителем задачу развить у школьников внимание к слову и его значению, научить их употреблять соответствующие слова в различ­ных ситуациях общения, расширить активный словарный запас учащихся. Вместе с тем по мере изучения лексики расширяются знания учащихся об окружающей действи­тельности. «Расширение и обогащение словаря, — писал проф. П. О. Афанасьев, — идут рука об руку с расширени­ем общего кругозора учащихся, даже их мировоззрения, поскольку в словаре отражается «точка зрения на мир», на явления окружающей детей «объективной действи­тельности» [22].

Теоретические сведения по лексике, сообщаемые в IV—V классах, а также обобщение и закрепление этих знаний при аспектном изучении лексики в последующих классах уже самим содержанием способствуют формиро­ванию у школьников марксистско-ленинского мировоз­зрения.

Слово, являясь объектом изучения лексики и грамма­тики, представляет собой диалектическое единство формы (звучания) и содержания (значения). Как известно, бес­


смысленное сочетание звуков не образует слова, т. е. лю­бое сочетание звуков, составляющее слово, обязательно имеет конкретное содержание. Только в этом случае слов© воспринимается как единица лексической системы. Так, JI. Успенский в книге «Слово о словах» приводит интерес­ный пример со словом вода: «Вот перед нами обыкновен­ное русское слово вода. Это очень древнее слово. В нашем языке и то оно имеет не менее чем полуторатысячелет- нюю историю. А ведь до ее начала оно жило еще в обще­славянском языке-основе. Но что в нем особенного и уди­вительного? Слово вода — это четыре звука, сочетающиеся друг с другом. Математика учит: из четырех элементов можно образовать двадцать четыре различные комбина­ции: двоа, авод, одав, даво и т. п. Одна из таких комби­наций стала словом».

Подобный материал целесообразно использовать при знакомстве учащихся IV класса с основными признаками слова. Ученики должны твердо знать, что только сочета­ние звуков, имеющее определенное значение, составляет слово.

Являясь единицей языка, слово непосредственно свя­зано с окружающей действительностью, так как оно слу­жит названием предметов, признаков, действий. Вступая в различные сочетания с другими словами, слово отража­ет существующие в объективном мире связи и отношения. Поэтому изменения, происходящие в общественной жизни, тотчас получают отражение в лексике: появление новых предметов, явлений и понятий влечет за собой создание новых наименований или соответствующего изменения значения существующих слов. Так, с Великим Октябрем родились многие слова и устойчивые выражения, обозна­чающие различные стороны советской действительности: Советы, Советский Союз, пятилетка, Коммунистическая партия, Ленинский комсомол, комсомолец, пионер, октя­бренок, Октябрь, субботник, ударник, передовик, лени­низм, коммунизм, производственник, знатные люди, ра­бочая династия, советский народ, социалистическое со- дружество и многие другие.

«Наше русское слово «Совет», — говорил в 1920 г.

В. И. Ленин, — одно из самых распространенных, оно да­же не переводится на другие языки, а везде произносится по-русски» [23].

В 60-х годах советский народ героически осваивал це- данные и залежные земли Казахстана и Сибири. Именно в эти годы получило широкое распространение слово це­лина и производные от него (целинник, целинный и др.).

«В русский язык, в языки других народов Советской страны, — говорил JI. И. Брежнев в своем выступлении в Алма-Ате в 1974 г., — прочно вошло новое слово — «це­линник». А это значит, дорогие товарищи целинники, что ваш труд увековечен в памяти народной... Более высокой награды нет и, пожалуй, не может быть!»

В 1957 г. в связи с запуском первого искусственного спутника Земли, особенно после полета первого в мире космического корабля «Восток» в 1961 г. и последующих космических полетов, появилось много «космических» слов и выражений: лунник, приземлиться, прилуниться, луноход, космонавт, космодром, интеркосмос, космовиде­ние, стыковка, невесомость, ракетодром, орбитальная стан­ция, космическая скорость, космический полет, космиче­ская пыль и др.; получило новое значение слово спутник.

Встречаясь с подобными словами, осваивая их лекси­ческое значение, учащиеся познают объективную дейст­вительность и одновременно расширяют свой словарный запас. Попутно следует подчеркнуть, что многие из этих слов вошли в языки народов СССР, а также в языки мира. Уместно при этом привести слова А. Твардовского:

Звучат во всех краях планеты Без перевода, как Москва,

Большевики, Октябрь, Советы,

Мир, спутник — русские слова.

И это слово — прилуненье —»

Опо уже в родной семье,

В ряду тех слов,

Что имя Ленин Призвало к жизни на Земле.

Одновременно эти сведения о русском языке служат целям патриотического воспитания учащихся, способст­вуют воспитанию у них чувства гордости за родной язык, за успехи нашей страны.

Важно показать школьникам словарное богатство рус­ского языка, его неисчерпаемые выразительные возмож­ности. Для этого нужно рассказать им о толковых слова­рях русского языка, привести некоторые цифры[24]. Так, «Толковый словарь живого великорусского языка» (1863—1866, 4 тома) В. И. Даля содержит примерно 200 000 слов. Наиболее полный из всех русских норматив­ных толковых словарей, «Словарь современного русского литературного языка» («Большой академический», 1950—1965, 17 томов), содержит более 120 000 слов. Да­же такой общедоступный, самый распространенный одно­томный словарь, как «Словарь русского языка» С. И. Оже­гова, включает около 57 000 слов. При этом нужно пом­нить, что словари охватывают далеко не все слова обще­народного языка, так как словарный состав находится в постоянном обновлении и развитии; в словари не включа­ются и специальная терминология, географические назва­ния, многие областные слова и др.

Словарное богатство русского языка увеличивается также за счет многозначности слов и фразеологизмов. Так, наличие в языке многозначности позволяет одним словом называть разные явления внеязыковой действительности. Например, слово голова имеет следующие значения и от­тенки значений: «часть тела человека (или животного), состоящая из черепной коробки и лица (или морды жи­вотного)» (Ранен в голову. Схватитъя за голову. Надеть на голову); «единица счета скота» (Колхозное стадо в 200 голов); «передовой отряд, передняя часть (спец.)» (Голова пехотной колонны); «пищевой продукт в форме шара, конуса» (Голова сыру) и т. д. (см. словарь

С. И. Ожегова).

Можно показать разнообразие значений и па примере слова красный: «цвета крови» (Красное знамя. Красная краска); «относящийся к революционной деятельности, к советскому социалистическому строю, к Красной Армии» (Красные войска. Красные вступили в село); «употреб­ляется в народной речи и поэзии для обозначения чего- нибудь хорошего, яркого, светлого и т. п.» (Красный де­нек. Красная девица); «употребляется для обозначения наиболее ценных сортов чего-нибудь» (Красная рыба) и др.

При изложении материала о многозначности как лек­сическом явлении в IV классе, а также при повторении

эгшо лексического понятия в дальнейшем, при из,у..

грамматики, следует обращать внимание учащихся ни то, что многозначность -- явление историческое: слова могут приобретать новые значения или утрачивать старые. На­пример, слово пионер имело такие значения: «солдат ин­женерных войск»; «разведчик, первооткрыватель». После Великой Октябрьской социалистической революции к это­му значению прибавилось новое значение: «член детской коммунистической организации». В настоящее время это вначение слова пионер стало общеупотребительным.

Первоначальные значения слова спутник были: 1) че­ловек, который совершает путь с кем-нибудь; 2) небесное тело, обращающееся вокруг планеты. В 1957 г. на орбиту вокруг Земли был выведен первый советский искусствен­ный спутник, и у слова спутник появилось новое значе­ние: «космический аппарат, с помощью ракетных уст­ройств запускаемый на орбиту в космическое простран­ство».

Следовательно, связь языка с жизнью людей опреде­ляет пополнение словарного состава не только путем со­здания новых слов, но и посредством появления у ранее существовавших слов новых значений.

Богатство словарного состава определяется и существо­ванием. в русском языке большого количества фразеологи­ческих выражений. Так, «Фразеологический словарь рус­ского языка» под ред. А. И. Молоткова содержит свыше 4000 словарных статей. Многие слова русского языка (на­пример, глаза, рука, вода, брать, дорога, играть, нога и др.) образуют большое число фразеологизмов.

Знакомство с материалом, раскрывающим богатство словарного состава русского языка, вызывает у учащихся стремление овладеть его лексическими и фразеологически­ми средствами, обогатить свой словарный запас словами, отражающими жизнь Советской страны, успехи ее науки, техники и культуры, научиться оперировать этими сло­вами в связных высказываниях.

Большие воспитательные возможности раскрываются при изучении лексических понятий. Так, знакомя уча­щихся с синонимикой, важно подчеркнуть соотнесенность слов-синонимов одного ряда с одним и тем же явлением реальной действительности. Каждый из синонимов под­черкивает ту или иную сторону предмета или явления, а синонимический ряд способствует всестороннему описа­нию явлений действительности (например, смелый, храб­


рый, отважный, бесстрашный, неустрашимый полно оп­ределяет понятие «смелость»).

Большое значение следует придавать выбору сино­нима. От правильного выбора синонима зависит содержа­ние высказывания, его эмоциональность, стилистическая окраска. А это имеет большое общественное значение.

Знакомство с употреблением синонимов в различных стилях речи и в художественной литературе воспитывает у учащихся бережное отношение к слову, повышает их речевую, культуру.

Изучение в V классе словарного состава русского язы­ка формирует у школьников материалистический взгляд на язык, на лексику, показывает, что лексика постоянно изменяется и развивается, что эти изменения отражают историю жизни народа —■ носителя языка, связаны с его общественным, экономическим и культурным развитием и взаимодействием с другими народами.

«То сложное и многообразное явление, — пишет

II. М. Шанский, — которое представляет собой лексика современного русского языка с точки зрения того, как дол­го слово бытует в языке и как оно появилось, объясняется тем, что лексика исчерпывающе полно отражает своим составом и характером поступательное движение русского народа вперед, его богатую и славную историю и величе­ственное социалистическое настоящее» К

Раскрывая причины изменения словарного состава русского языка, важно отметить, что основным и наибо­лее многочисленным пластом русской лексики являются исконно русские слова, которые определяют специфику словарного состава, особенности его системы и развития.

Исконно русские слова, как правило, обозначают жиз­ненно необходимые предметы и явления объективной дей­ствительности и являются наиболее употребительными л речи. С точки зрения грамматической эти слова относятся к различным лексико-грамматическим разрядам.

Важную роль в обогащении этого пласта лексики иг­рает процесс создания слов с помощью различных сноси бов словопроизводства. При изучении в V классе слоим образования на конкретных примерах можно покипи п. учащимся, как пополняется словарный с,остин лмш.п про йзводными словами. Этот процесс развития и обогащения словарного состава является определяющим.

Источником пополнения словарного состава языка яв­ляются и заимствования из других языков. Но, как уже отмечалось, необходимо напомнить учащимся о том, что заимствования не являются определяющими в русском языке, что словарный состав всегда, на всех этапах свое­го развития сохранял свой национальный характер и обо­гащался прежде всего за счет внутренних ресурсов.

Немаловажную роль в пополнении словаря русского языка играют неологизмы. Возникновение неологизмов в языке вызвано тем, что в жизни народа появляются но­вые предметы и явления, которым необходимо дать новое наименование. Но мере освоения неологизмов языком они переходят из пассивного словаря в активный.

В то же время из словарного состава в процессе его развития исчезают слова — названия предметов, которые ушли из жизни, а также слова, вытесненные другими, ставшими по каким-либо причинам более удобными для выражения соответствующих понятий. Так, вместе со ста­рой жизнью исчезли слова урядник, трактир, барон, граф, городовой, подать, земство, сенат, соха, классная дама, гимназия, присяжные, простолюдины/ слово аэроплан перешло из активного словаря в пассивный, а затем было заменено словом самолет, слово авиатор — словом летчик, слово провинция — словом периферия и др.

Сведения о развитии, совершенствовании словарного состава языка имеют большое воспитательное значение, так как раскрывают учащимся связи, существующие меж­ду языком и окруягающей действительностью, вырази­тельную функцию тех или иных слов в художественном произведении.

Процессы, происходящие в лексической системе рус­ского языка, относятся и к фразеологии. Знакомясь с ус­тойчивыми сочетаниями слов в V классе, учащиеся узна­ют, что фразеологизмы, как и слова, обозначают явления, предметы объективной действительности, что происхояс- дение многих устойчивых сочетаний тесно связано с ис­торией народа, его бытом, характером.

Таким образом, изучение лексики как раздела науки

о языке на специальных уроках и при прохождении грам­матики показывает учащимся, что словарный состав непрерывно изменяется, развивается и обогащается. Йзу- чение лексики формирует у учащихся материалистиче­ский взгляд на мир, так как язык тесно связан с реаль­ной действительностью, обслуживая все сферы человече­ской деятельности.

Воспитательные задачи, как уже было сказано выше, осуществляются в процессе изучения теоретических сведе­ний по лексике, фактами самого языка. Однако в значи­тельной мере этому способствует и практический матери­ал упражнений и заданий.

Многие тексты, содержащиеся в учебниках русского языка для IV—VIII классов, а также в пособиях «Дидак­тический материал по русскому языку» для каждого из этих классов, предоставляют богатые возможности для проведения воспитательной работы. Это прежде всего тексты общественно-политического содержания, о Совет­ской Родине, ее героическом прошлом и настоящем, о трудовых и революционных подвигах советских людей, о необъятных просторах нашей страны, о национальной культуре, о бережном отношении к природе, о богатстве и выразительности русского языка и др.

Подобные тексты имеют не только познавательное, но и воспитательное значение. Они формируют у школьни­ков коммунистическое мировоззрение: любовь к социали­стической Родине, Коммунистической партии, любовь к роднбй природе, чувство гордости за успехи нашего на­рода, готовность встать на защиту своего Отечества, ува­жение к труду и людям труда, любовь к родному языку. Немало текстов посвящено воспитанию нравственных качеств советского человека.

Наряду с этим и другие тексты учебника могут быть использованы учителем в воспитательных целях. Нередко они содержат важную в воспитательном отношении лек­сику, которая может найти место при проведении работ, направленных на обогащение словарного запаса учащихся.

Непосредственно воспитательным целям служат и не­которые виды заданий к специально подобранному дидак­тическому материалу, например: объяснение лексическо­го значения слов разнообразной тематики, определенно причин изменения их значения, составление тематических словариков (на общественно-политические, трудоиые и нравственные темы), написание изложении и тчицгини на определенную тему, важную в восшплтглытм опиши


нии. Эти работы могут сопровождаться соответствующими заданиями по закреплению лексических понятий.

Ниже приводится подборка разнообразных по темати­ке текстов, а также высказываний о русском языке об- щественно-политических деятелей, писателей и ученых, которые можно использовать исходя из учебных и воспи­тательных целей, на уроках изучения лексики, граммати­ки и в беседах о русском языке. Кроме того, эти тексты по усмотрению учителя могут быть использованы для из­ложений с лексическим заданием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: