Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1978. 3 глава




— Я бы так же, как мой отед, хлеб для страны растил, — зая­вил Семен. — Я бы стал агрономом.

— Я бы. крепчайшие выдумал стали, — ответил новым друзьям Сережа. — Я. на завод, как отец, пойду.

— Я бы летчиком смелым стал, — выдал тайну свою Андрей.

— А я бы училась, училась, училась, — сказала приятелям Зи«пп. — Я бы профессором видным стала...

Сбылись и у этих свои мечты. Немало каждый из них для власти народной сделал.

Вырастешь, сделай побольше и ты. Помни отцов и дедов!

(С. Алексеев.)

5. Подобрать антонимы к слову свежий в данных сло­восочетаниях.

Свежий воздух, свежий вид, свежий огурец, свежая ры­ба, свежие цветы, свежая газета, свежий хлеб, свежее белье.

6. К каждому устойчивому сочетанию подобрать сино­ним — одно слово.

Взяться за ум, поставить на ноги, одержать победу, выучить назубок, не видно ни зги, водить за нос, рабо­тать не покладая рук, жить бок о бок, раскинуть умом.

II. Упраяшения, предусматривающие ознакомление учащихся со словарным составом русского языка, со сфе­рой употребления различных лексических пластов.

1. Выяснить при помощи толкового словаря, к какому лексическому пласту относятся данные слова.

Лороплап, пятилетка, стыковка, регистрировать, ин­формировать, тиски, люлька, бирюк, дружина, витязь, порет, дождь, окно, белый, бежать, дышать, атомник; де­ревни, время, страница, заглавие, сюжет, роман, кислород, помещик, оброк, боярин, крепостной, бремя, писец, ры­бари, дроио,

2. Указать общеупотробительныо слова и устаревшие.

Глаза, битва, золото, очи, знать, ведать, брег, ночь, средина, берег, нощь, хлад, ворота, глас, врата, голос, зла­то, холод, середина.

3. Указать общеупотребительные слова и неологизмы.

Телефон, невесомость, авиатор, лунник, пылесос, удар­ник, авиапочта, снегоочиститель, передовик, сутки, прав­да, труд, шорты, линкор, акваланг, вертолет, нейлон.

4. С помощью словаря указать заимствованные слова.

Составить с ними словосочетания.


Туризм, биография, бежать, граница, телефон, дождь, интернациональный, декрет, индивидуальный, благода­рить, окно, весна, осень, интонация, реагировать, энергия, добрый, глядеть, троллейбус, джемпер, инициатива, по­пулярный, ремень, голова, яблоня.

5. Заменить заимствованные слова русскими синонима­ми. Составить предложения с синонимами.

Аргумент (доказательство), демонстрировать (показы­вать), инструкция (наставление), классифицировать (рас­пределять), форсировать (ускорять), рельефный (выпук­лый), комично (смешно), коллективно (сообща), фикси­ровать (отмечать).

Таким образом, с помощью лексико-семантических уп­ражнений учащиеся усваивают нужные теоретические све­дения но лексике, приобретают различные практические умения и навыки: умение обнаружить изучаемое лексиче­ское явление в теисте, раскрыть его сущность, выявить отличительные признаки и дать лексикологическую ха­рактеристику, умение определить по словарю значение слова и сферу его употребления. Все это развивает вни­мание к слову, воспитывает сознательный подход к отбо­ру слов для высказывания, повышает интерес к изучению языка и способствует обогащению словарного запаса уча­щихся.

Лексико-семантические упражнения могут быть ис­пользованы на различных этапах изучения материала по русскому языку.

К лексико-семантическим упражнениям примыкают логико-лексические. Их главная цель — помочь овладению основными логическими приемами: сопостав­лением, сравнением, противопоставлением, классифика­цией и т. д.

Полезными упражнениями, благодаря которым школь­ники учатся выделять предметы из ряда сходных, пра­вильно устанавливать соотношение части и целого, явля­ются такие:


1) Имя существительное, имя прилагательное, имя чис­лительное, местоимение, глагол. 2) Теннис, волейбол, гим­настика, футбол, хоккей, бокс. 3) Молоток, напильник, стамеска, клещи, долото.

Интерес представляют упражнения, которые учат под­водить менее широкое понятие под более широкое, указы­вать существенные и несущественные признаки, вычле­нять общие и отличительные признаки предметов.

1. Распределить слова в соответствии со следующими зна­чениями: название предмета, название качества или признака, название действия.

Металл, рекомендовать, ракета, ходьба, космодром, тренер, прилежный, диктор, серьезный, справедливый, ста­дион, прятать, преувеличивать, гранит, отстоять, рабочий, колхозник, хлеб, урожай, продавец, телеграфный, тиски, санаторий.

2. Указать в каждом ряду слова с более узким и более широким значением.

1) Паровоз, самолет, транспорт, троллейбус, автобус, трамвай. 2) Корова, овца, свинья, осел, лошадь, животное.

3) Зубило, долото, молоток, инструменты, напильник, сверло, клещи. 4) Сыроежка, подберезовик, гриб, груздь, лисичка, подосиновик, волнушка.

3. Исключить из каждого ряда слово, не подходящее по смыслу.

1) Автомобиль, трактор, комбайн, бульдозер, телеви­зор, экскаиитор. 2) Работать, пилить, строить, рубить, то­чить, купать. 3) Кимоппыи, деревянный, стеклянный, пла­стмассовый, горький.

Важно осложнять подобные унражиеиия заданиями на употребление слов в речи, например составить словосоче­тания или предложения с данными словами.

Логико-лексические уиражения оказывают положи­тельное влияние на развитие мышления учащихся, застав­ляют их думать, готовят к сознательному овладению грам­матическими категориями русского языка, способствуют обогащению словарного запаса.

Упражнения второго типа — синтетические — ос­нованы на принципе взаимосвязи различных разделов


школьного курса русского языка: грамматики и лексики, орфографии и лексики, лексики и стилистики и т. д., по­этому в процессе их выполнения учащиеся пользуются не только теми знйниями, которые они получают во время изу­чения темы, но и приобретенными ранее.

Особенно полезны синтетические упражнения для бо­лее прочного закрепления полученных знаний по лексике. Использование этих упражнений позволяет повторить (при этом обобщая и систематизируя) теоретические све­дения по лексике, помогает учащимся закрепить умение применять лексические средства в своей речевой практике.

Важно, чтобы указанные упражнения по возможности охватывали весь круг сведений по лексике, предусмотрен­ный программой, чтобы в совокупности они представляли систему, так как, по словам К. Д. Ушинского, «система­тичность упражнений есть первая и главнейшая основа их успеха» ’.

Сейчас, как уже было сказано, упражнения по лекси­ке, особенно синтетические, во многих случаях определя­ются по существу только характером текста, предназна­ченного для усвоения грамматики. Такой подход исключа­ет систему в повторении и закреплении знаний. При этом одни понятия, наиболее употребительные в речи и в лите­ратуре (например, переносное значение слова, синонимы, антонимы), повторяются чаще, а другие остаются забы­тыми. Нерегулярность повторения, отсутствие системы в закреплении знаний по лексике ведут к непрочности ус­воения изученного языкового материала, к непрочности практического навыка.

Системность лексических упражнений синтетического типа будет обеспечена в том случае, если при составлении заданий, отборе текстов для упражнений будут учиты­ваться задачи не только грамматические, орфографиче­ские, стилистические, но и лексические. А для этого необ­ходимо, чтобы дидактический материал упражнений давал возможность проводить работу в разных направлениях.

На основе принципа взаимосвязи лексики с граммати­кой, стилистикой и орфографией строятся упражнения лексико-грамматические, лексико-стилистические и лек­сико-орфографические.

Упражнения этого типа в основном рассчитаны на уча- щихся IV—VIII классов и могут быть различными по сте- пени трудности. Выбор того или иного упражнения обус­ловливается языковой темой и целью урока, а также зави­сит от речевой подготовки учащихся данного класса.

Остановимся на каждом виде упражнений синтетиче­ского характера.

Упражнения лексико-грамматического ха­рактера. Упражнения этого вида в первую очередь призваны решать задачу усвоения и закрепления грамма­тических знаний. Вместе с тем они решают и лексическую задачу: повторение и прочное закрепление теоретических сведений по лексике, пополнение словаря, главным обра­зом за счет новых лексических единиц, связанных с изуче­нием грамматики как научной дисциплины.

Большие возможности организации повторения и за­крепления, обобщения и систематизации основных сведе­ний по лексике открывает изучение частей речи как лек­сико-грамматических разрядов слов.

При изучении частей речи можно использовать следу­ющие упражнения:

I. Упражнения, направленные на осмысление категориального значения частей речи. Среди них в первую оче­редь важны те, которые раскрывают лексическое значений частей речи. Например:

Определить лексическое значение слов, а также общее грамматическое значение для каждого ряда слов.

1) Акварель, рационализатор, ситуация, трансляция, фрезеровщик (предмет). 2) Деликатный, регулярный, ян­тарный, фантастический (признак). 3) Созерцать, грунто­вать, копировать, нисходить (действие).

Составить предложения, употребив слова каждой груп­пы.

II. Упражнения, предусматривающие усвоение морфо­логических категорий и в то же время повторение лексиче­ских понятий, связанных с семантикой слова, а также по­нятий, характеризующих лексику русского языка с точки зрения ее употребительности и происхождения. Например:

Определить, к какой части речи относятся однокоренные слова. Являются ли слова каждой группы синонимами?

1) Мир, мирный, мирить, мировой, миролюбие. 2) Даль, дальний, далекий, отдаленный. 3) Место, местный, мест­ность, поместиться. 4) Лед, ледяной, ледник, обледенеть, ледниковый.

Составить предложения со словами, относящимися к раз­ным частям речи.

III. Упражнения, направленные на разграничение лек­сического и грамматического значения слов. Например:

Проспрягать глагол рисую. Изменилось ли при спряжении лексическое и грамматическое значения глагола? Соста­вить с этим глаголом несколько предложений.

Лексико-грамматические упражнения, отражающие взаимосвязь лексики и грамматики, способствуют осознан­ному усвоению грамматической и лексической теорий, поз­воляют учащимся обобщить и повторить ранее пройден­ные сведения но лексике русского языка. В процессе вы­полнения этих упражнений учащиеся развивают языковое мышление, у них пробуждается интерес к изучению рус­ского языка, закрепляются практические умения и навы­ки: умение выяснить значение слова по толковому слова­рю, умение различать лексическое и грамматическое зна­чения слова. Вместе с тем языковой материал упражнений обеспечивает пополнение словаря учащихся, так как они при выполнении этих упражнений узнают семантику но­вых слов и уточняют значение уже известных слов.

Упражнения л е к с и к о - с т и л и с т и ч е с к о г о ха­рактер а. Эти упражнения предусматривают прежде всего выработку навыка правильного Отбора и употребле­ния слов в речи в зависимости от характера и целей вы­сказывания, а также от условий общения. Раскрывая сти­листическую функцию слов, эти упражнения расширяют словарь школьника, учат его дифференцировать лексику, точно и ясно выражать свои мысли. В свое время Л. А. Бу- лиховский писал, что «нужно научить их [детей] различать слона торжественные и обыденные, поэтические и прозаи­ческие, иежливые и бранные, изящные и вульгарные, серьезные и шутливые».

Упражнения лексико-стилистического характера:

I Упражнении, снизанные с определением стилистической роли изучаемых лексических понятий, с принад-


ложностью изучаемых лексических единиц к разным рече­вым стилям (в первую очередь к книжному и разговорно­му). Например:

1. Указать, к какому лексико-семантическому разряду от­носятся эти слова и словосочетания. Какие принадле- жат к книжному стилю, а какие — к разговорному?

Книга — книжка, учение — учеба, тетрадь — тетрадка, «Вечерняя Москва» — «Вечерка», столовая — столовка, картофель — картошка, газированная вода — газировка, «Литературная газета» — «Литературка», электрический поезд — электричка, сгущенное молоко — сгущенка, за- четная книжка — зачетка, продленный день — продленка.

2. Указать, к какому стилю речи относятся данные фра­зеологизмы. Где возможпо, заменить их одним словом- синонимом.

Играть роль, иметь значение, принять меры, оказать помощь, добиться успеха, вступить в силу, объявить ре­зультаты, довести до сведения, проверить исполнение, де­лать большие глаза, браться за ум, след простыл, принять за чистую монету.

Составить предложения, употребив разные по стилю слова и словосочетания.

3. Выяснить лексическое значение слов. Указать, в каком стиле употребляются приведенные ниже слова.

Вояка, плестись, писака, болтовня, слоняться, хихи­кать, глазеть, форсить, чепуха, закадычный, тарабарщина, чушь.

II. Упражнения, связанные с определением принад­лежности текста к тому или иному стилю речи. Напри­мер:

Определить, к какому речевому стилю относится каждый текст. Доказать правильность своего решения.

1) Сегодня мы можем точно назвать даты всех космических стартов, довольно точно определить рубежи истории космоплава­ния, назвать имена дерзких мечтателей и смелых первопроходцев, но мы никогда не узнаем, когда появилась мечта о полете к ввез- дам. Мечта эта так же стара, как и само человечество.

Легенды и мифы о парении подобно птице, сказания о ковре- самолете, гигантской пушке сопровождали многие поколения лю- pi. и, Лудо|1пжм.мм воображение, рождали силы и жажду познания,

ми ипгргд. Человек рвался к Солнцу и звездам, чтобы прибли-

иить боишши'шо далекие миры, таинственно мерцающие в ночном ниб».

(В, А, Шаталов и М. Ф. Ребров.)

8) Отмечали день рождения Стасика. Гости прииесли подарки.

А кем ты хочешь быть? = спросил один из гостей, вручая мальчику куклу-космонавта.

|— Совестным человеком, — ответил пятилетний мальчуган.

Обычно дети отвечают; летчиком, капитаном, доктором, шо­фером. В комнате стало тихо.

Взрослые обступили Стасика.

•- Кем, кем?

— Совестным человеком, — повторил мальчик. — Не обижать животных, не портить деревьев, цветов. Я поломал веточку, а ба­бушка говорит; «Бессовестный ты человек, ей же больно».

Таким образом, лексико-стилистические упражнения воспитывают у школьников умение определять стилисти­ческие особенности слов и выражений, понимать их роль, а также воспитывают умение употреблять эти слова и вы-* ражения в различных функциональных стилях речи.

Упражнения л ек с и к о - о рф о граф и че с к о г о ха- р акт е р а. Эти упражнения непосредственно примыкают к лексико-грамматическим, поскольку они, с одной сторо­ны, связаны с усвоением и закреплением грамматических знаний, а с другой, направлены на закрепление лексиче­ских понятий, на формирование лексических умений и на­выков, а также на активизацию словаря учащихся. Ука­жем основные упражнения итого вида.

I, Упражнения, которые предусматривают выяснение значения слова и составляющих его морфем для того, что- бы определить орфографически правильное написание. Например:

1. К данным словам подобрать однокореиные так, чтобы

безударный гласный прояснился. Определить лексичс- ' ское значение слов.

Вареники (отвар), наводнение (подводный), тенистый (тень), пятнистый (пятна), скрипеть (скрип), осветить (свет), зарядить (заряд), качать (качка), примириться (мир), объединение (единый), разредить (редко),

Составить предложения с этими словами.

2. Подобрать к данным словам однокоренные так, чтобы

непроизносимый согласный прояснился.. Определить

лексическое значение слов* у

и

Вестник (весть), сердце (сердечный), гигантский (ги«ганты), повестка (оповестить), тростник (трость), чест­ный (честь), захолустный (захолустье), доблестный (доб­лесть).

Составить предложения с этими словами.

3. Объяснить правописание гласных корпя в данных сло­вах. Выяснить лексическое значение слов.

■Промокать — промакать, посвящать — просвещать, примирять — примерять, седеть — сидеть, развевать — развивать, сровнять — сравнять.

II. Упражнения, предусматривающие усвоение важней* шнх орфограмм и одновременно повторение лексических понятий.

1. К данным словам подобрать синонимы, имеющие ъ после приставки. Указать общее значение этих слов. Составить с ними словосочетания.

Приблизиться (подъехать), огромный (необъятный), пояснить (разъяснить), рассвирепеть (разъяриться).

2. Заменить выделенные слова синонимами с раздели­тельным ъ или ь знаком. Выяснить лексическое зна­чение этих слов.

1) Ночью разыгрался буран (вьюга). 2) На стене ви>

села афиша (объявление). 3) Туристы приблизились (нодъохали) к водопиду. А) Теснина (ущелье) находи­лась между отвесными горами.

3. Выиисать и дна столбца слона с омонимичными кор­нями. Выделить корень и выяснить его значение. Объяснить написание гласной в безударных корнях. Составить словосочетания с этими словами.

Нос, носить, переносица, переноска, поднос, подносить, носильщик,' медоносный, носик, носорог.

4. Подобрать к словам антонимы. Объяснить написание выделенных орфограмм.

Здоровье (болезнь), сила (слабость), молодость (ста­рость), трудолюбие (лень), горе (радость), воздвигать (разрушать), открыть (закрыть), встречать (провожать),


пп.лгап, (приклеить), богатство (бедность), брать (отда-

ипть)■

Составить словосочетания с антонимами.

5. Подобрать к выделенным словам антонимы. Объяснить написание е после шипящих.

Мягкий хлеб (черствый), говорить громко (тихо), мяг­кие волосы (жесткие), дорогой ковер (дешевый), белый костюм (черный), легкая ткань (тяжелая).

Составить предложения, употребив словосочетания с анто­нимами.

6. Подобрать антонимы к прилагательным. Объяснить на­писание к и «и в прилагательных.

Поздняя весна (ранняя), внешняя политика (внутрен­няя), быстрая езда (медленная), постоянная работа (вре­менная).

Составить предложения, употребив словосочетания с ан­тонимами.

7. Списать, подобрав антонимы к выделенным глаголам. Вместо точек вставить пропущенные буквы.

1) Дождик вымоч..т, а солнышко (высушит). 2) Если что и забуд..шъ, то, может быть, потом и (вспомнишь).

3) Сначала свет эажок.мъ, а уходя, его (потушишь).

4) Один теря..т, а другой (находит).

8. Прочитать текст. Объяснить написание подчеркнутых орфограмм. Являются ли выделенные слова синонима­ми?

Собрались старые зайць^ сбежались маленькие зайчата, при­плелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается заяц...

— Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

— И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайча­та, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

(Д. Н. Мамиы-Сибиряк.)

Таким образом, упражнения лексико-орфографическо- го характера, преследуя правописные задачи — формиро­вание орфографических навыков, вместе с тем решают задачи лексические.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Как уже отмечалось, лексические упражнения разных видов не только способствуют усвоению и закреплению теоретических сведений по лексике, но и формируют у школьников различные лексические умения и навыки: умение обнаружить лексическое явление в тексте и отли­чить его от других, умение раскрыть его сущность, умение объяснить его употребление, умение употребить лексиче­ское средство в речи в зависимости от целей и ситуации общения, умение пользоваться словарями русского языка.

Программа по русскому языку для средней школы (изд. 1970 г.) предусматривает наряду с ознакомлением уча­щихся с лексической системой русского языка также ов­ладение школьниками некоторыми умениями и навыкал:! в процессе изучения лексики. Так, в IV классе учащиеся должны овладеть умением определять по толковому сло­варю прямое и переносное значение слова; умением ис­пользовать в речи существительные-синонимы для устра­нения неоправданных повторений одних и тех же слов; умением использовать в речи прилагательные — синони­мы и антонимы; умением использовать в речи глаголы-си­нонимы (например, со значением высказывания, переме­щения, нахождения);

в V классе — умением определять по словарю, из како­го языка заимствовано слово, относится ли оно к устарев­шим, диалектным или профессиональным словам; умени­ем различать значения суффиксов в именах существитель­ных (увеличительное, пренебрежительное или умень- шитольыо-ласкательиоо); умением употреблять в речи прилагательные в переносном значении; умением упо­треблять в речи неопределенные местоимения-синони­мы; умением подбирать глаголы с приставками для выра­жения противоположного значения;

в VI классе — умением использовать в речи наречия — синонимы и антонимы; умением пользоваться в речи предлогами-синонимами; умением пользоваться в речи союзами-синонимами;

в VII классе учащиеся должны выработать умение пользоваться в речи синонимическими вариантами со* ставного сказуемого с именной частью, выраженной пол­ным и кратким прилагательным; умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы; умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами *.

Формированию перечисленных умений и навыков на­ряду с упражнениями, приведенными выше, служат раз­нообразные виды заданий по лексике.

1. Определить, к какому лексическому пласту относятся выделенные олова.

Не праздно наши дни летели...

Не праздно И новых звезд взошло

Наши дни летели, немало

Земля постигла ритм труда: Над космодромом в глубь Под ней — и трубы,: небес,

и тоннели, Успели мы Над нею всюду провода. На диво много

Где сушь была, там шум За срок свой,

канала. что пи говори!.,

Где прежде — топь, А впереди — опять дорога,

Там нынче — лес. - И даль, и алый стяг зари.

(П. Бровка.)

2. Подобрать в тексте к выделенным словам синонимы с более общим значением.

Часто рабочие семьи имеют свой «семейный профиль»: отец — токарь — и дети токари; отец — литейщик — и дети литей­щики, отец—столяр — и дети пилят, строгают, точат древесину. Иной раз преемственность профессии идет не только от отца, но от деда и даже прадеда.

У Журбиных такого «семейного профиля» не было, или, вер­нее, он не определялся узко одной профессией — он охватывал чуть ли не все судостроение целиком..В семье были разметчики, свар­щики — представители всех главных специальностей, необходимых при постройке корабля. Когда на завод приезжали корреспонден­ты газет, директор так им и говорил: «Журбиными поинтересуй­тесь. Они своей семьей могут корабль построить. Даже технолога имеют».

(В. К о ч е т о в.)

Подобные задания развивают у школьников внимание к тексту, стремление правильно определить значение слов, правильно понять сущность лексических явлений. ^ Очень важны для формирования практических умений и навыков задания на замену слов и выражений. Они развивают у школьников навык сознательного отбора


слов для оформления своего высказывания, учат их пра­вильно определять границы употребления слов и выраже* ний в тексте. Наряду с этим такие задания наглядно по­казывают учащимся, как надо устранять в тексте повторе­ние одних и тех же слов. В большинстве случаев задания на замену строятся на материале различных пластов лексики.

1. Заменить слово или выражение другим, близким или противоположным по значению.

Правда (истина), проверка (контроль), из мухи делать слона (преувеличивать), холод (жара), молодость (ста­рость), высокий (низкий), находить (терять), осуяедать (оправдывать), высоко (низко), далеко (близко)!,

2. Заменить старославянские слова русскими синонимами.

Сребро (серебро), млеко (молоко), чрез (через), град (город), врата (ворота), пред (перед), страж (сторож), брег (берег), злато (золото), глава (голова), страна (сто­рона), хлад (холод), древо (дерево), млад (молод).

3. Заменить иностранные слова русскими синонимами. Аналогия (сходство), ресурсы (средства), декрет

(указ), абстрактный (отвлеченный), база (основание), ар­гумент (доказательство), регулировать (упорядочивать), оригинальный (подлинный).

4. Заменить архаизмы современными синонимами.

Пиит (поэт), уста (губы), ланиты (щеки), перст (па­лец), чело (лоб), баталия (битва).

5. Заменить устойчивые сочетания одним словом или сво­бодным сочетанием.

Чинить препятствия (мешать), бежать изо всех сил (быстро), зарубить на носу (хорошо запомнить), много воды утекло (прошло много времени).

Задания, связанные с синонимической заменой слов и выражений; целесообразно строить на законченных пред­ложениях или связных текстах, а упражнения, состав­ленные из отдельных слов, следует рассматривать лишь как предваряющие.

Способствуют активизации словаря учащихся и воспи­тывают у них умение выбирать слова для более точного оформления мысли задания по подбору слов и словосо­четаний определенного лексико-грамматического разряда.


Подобрать к данным словам синонимы и указать, к како­му лексико-грамматическому разряду они относятся.

Сообщение (известие), рассеянность (невниматель­ность); безграничный (беспредельный), тайный (загадоч­ный); восхищаться (любоваться), упрекать (бранить), везде (всюду) и др.

Такие задания возможны на антонимы, омонимы и т. д.

Подбирая слова определенных лексико-грамматических разрядов, учащиеся осознают лексическое значение этих слов, закрепляют грамматические нормы их употребления и в то же время пополняют свой словарный запас.

Не менее важное значение для воспитания практиче­ских навыков имеют задания, предусматривающие встав­ку слов п выражений в текст. Здесь большое значение имеют те задания, в которых слова, необходимые для вставки, не приведены и учащиеся должны их подобрать самостоятельно. Последнее не только обеспечивает повто­рение значений слов, но и ведет к их запоминанию.

И конечно, формируют практические умения и навыки задания, требующие составить словосочетание, пред­ложение или написать изложение. Целесообразно в этих случаях дать опорные слова для включения в изло­жение или указать тему для составления предложений.

Указанные виды заданий способствуют выработке у учащихся необходимых практических навыков, воспиты­вают у них языковое чутье, навык сознательного отноше­ния к слову, учат их правильно отбирать слова и правиль­но употреблять эти слова в своей речи, помогают овладеть лексическим богатством родного языка, развивают умст­венную деятельность школьников.

ОТБОР ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ

Отбор дидактического материала для упражнений по лексике определяется не только лексическими, граммати­ческими, орфографическими и стилистическими целями, по также воспитательными задачами, которые стоят перед русским языком как учебным предметом.

В методике русского языка и в практике преподавания получила довольно широкое распространение работа над тематическими группами слов, которая часто проводится с орфографической целью.

Вопрос о необходимости изучать слова но тематиче­ским группам был поставлен еще М. А. Рыбниковой. Вслед за ней В. А. Добромыслов, разрабатывая эту идею, в статье «Обогащение активного словарного запаса уча­щихся» наметил отдельные темы, по которым должно ид­ти расширение словаря школьника[11].

В методической литературе иногда указывались тема­тика и списки слов для проведения в основном словарно- орфографической работы. В первую очередь предлагалось брать слова на темы, близкие учащимся и необходимые им в.жизни (например: окружающие предметы, труд взрослых и детей, игры и развлечения, праздники, музеи, библиотеки, сельское хозяйство, спорт, транспорт и т.д.), слова-термины, относящиеся главным образом к школь­ным предметам (математика, история, география и др.).

Тематический принцип отбора слов позволяет органи­зовать на уроке связные высказывания на определенные темы. Работа по тематическим группам способствует введению в активный словарь школьника нужной для обще­ния лексики. Однако вопрос об отборе слов для тематиче­ских групп и распределении тем по классам еще в долж­ной мере не разработан в методике. Во-первых, в темати­ческие группы отбираются слова, в большинстве случаев содержащие какую-нибудь орфографическую трудность. Известно, что многие слова, представляющие трудность для написания, не являются трудными в семантическом отношении, так как они широко употребительны в совре­менном литературном языке, в особенности в разговорной речи. Во-вторых, большинство тем включает слова какой- нибудь одной лексико-грамматической группы, например имена существительные, при этом чаще всего имеющие конкретное значение и очень редко отвлеченное, абстракт­ное. Между тем программа по русскому языку рекоменду­ет включать в упражнения слова, обозначающие как конк­ретные, так и отвлеченные понятия — признаки, качества и названия предметов; деятельность людей, занятых в на­уке, технике, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.

В процессе обучения русскому языку учащиеся долж­ны овладеть всеми основными лексико-грамматическими разрядами слов, словами, относящимися к разным функ­циональным стилям, словами разной тематики. Помимо


этого, школьникам надо усвоить и специальную лексику, являющуюся принадлежностью грамматики как науки. Изучение, других предметов вводит в активный словарь школьника различную терминологию, которую по воз­можности также следует включать в лексические упраж­нения, осуществляя тем самым межпредметные связи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: