— Я бы так же, как мой отед, хлеб для страны растил, — заявил Семен. — Я бы стал агрономом.
— Я бы. крепчайшие выдумал стали, — ответил новым друзьям Сережа. — Я. на завод, как отец, пойду.
— Я бы летчиком смелым стал, — выдал тайну свою Андрей.
— А я бы училась, училась, училась, — сказала приятелям Зи«пп. — Я бы профессором видным стала...
Сбылись и у этих свои мечты. Немало каждый из них для власти народной сделал.
Вырастешь, сделай побольше и ты. Помни отцов и дедов!
(С. Алексеев.)
5. Подобрать антонимы к слову свежий в данных словосочетаниях.
Свежий воздух, свежий вид, свежий огурец, свежая рыба, свежие цветы, свежая газета, свежий хлеб, свежее белье.
6. К каждому устойчивому сочетанию подобрать синоним — одно слово.
Взяться за ум, поставить на ноги, одержать победу, выучить назубок, не видно ни зги, водить за нос, работать не покладая рук, жить бок о бок, раскинуть умом.
II. Упраяшения, предусматривающие ознакомление учащихся со словарным составом русского языка, со сферой употребления различных лексических пластов.
1. Выяснить при помощи толкового словаря, к какому лексическому пласту относятся данные слова.
Лороплап, пятилетка, стыковка, регистрировать, информировать, тиски, люлька, бирюк, дружина, витязь, порет, дождь, окно, белый, бежать, дышать, атомник; деревни, время, страница, заглавие, сюжет, роман, кислород, помещик, оброк, боярин, крепостной, бремя, писец, рыбари, дроио,
2. Указать общеупотробительныо слова и устаревшие.
Глаза, битва, золото, очи, знать, ведать, брег, ночь, средина, берег, нощь, хлад, ворота, глас, врата, голос, злато, холод, середина.
3. Указать общеупотребительные слова и неологизмы.
Телефон, невесомость, авиатор, лунник, пылесос, ударник, авиапочта, снегоочиститель, передовик, сутки, правда, труд, шорты, линкор, акваланг, вертолет, нейлон.
|
4. С помощью словаря указать заимствованные слова.
Составить с ними словосочетания.
Туризм, биография, бежать, граница, телефон, дождь, интернациональный, декрет, индивидуальный, благодарить, окно, весна, осень, интонация, реагировать, энергия, добрый, глядеть, троллейбус, джемпер, инициатива, популярный, ремень, голова, яблоня.
5. Заменить заимствованные слова русскими синонимами. Составить предложения с синонимами.
Аргумент (доказательство), демонстрировать (показывать), инструкция (наставление), классифицировать (распределять), форсировать (ускорять), рельефный (выпуклый), комично (смешно), коллективно (сообща), фиксировать (отмечать).
Таким образом, с помощью лексико-семантических упражнений учащиеся усваивают нужные теоретические сведения но лексике, приобретают различные практические умения и навыки: умение обнаружить изучаемое лексическое явление в теисте, раскрыть его сущность, выявить отличительные признаки и дать лексикологическую характеристику, умение определить по словарю значение слова и сферу его употребления. Все это развивает внимание к слову, воспитывает сознательный подход к отбору слов для высказывания, повышает интерес к изучению языка и способствует обогащению словарного запаса учащихся.
Лексико-семантические упражнения могут быть использованы на различных этапах изучения материала по русскому языку.
К лексико-семантическим упражнениям примыкают логико-лексические. Их главная цель — помочь овладению основными логическими приемами: сопоставлением, сравнением, противопоставлением, классификацией и т. д.
|
Полезными упражнениями, благодаря которым школьники учатся выделять предметы из ряда сходных, правильно устанавливать соотношение части и целого, являются такие:
1) Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. 2) Теннис, волейбол, гимнастика, футбол, хоккей, бокс. 3) Молоток, напильник, стамеска, клещи, долото.
Интерес представляют упражнения, которые учат подводить менее широкое понятие под более широкое, указывать существенные и несущественные признаки, вычленять общие и отличительные признаки предметов.
1. Распределить слова в соответствии со следующими значениями: название предмета, название качества или признака, название действия.
Металл, рекомендовать, ракета, ходьба, космодром, тренер, прилежный, диктор, серьезный, справедливый, стадион, прятать, преувеличивать, гранит, отстоять, рабочий, колхозник, хлеб, урожай, продавец, телеграфный, тиски, санаторий.
2. Указать в каждом ряду слова с более узким и более широким значением.
1) Паровоз, самолет, транспорт, троллейбус, автобус, трамвай. 2) Корова, овца, свинья, осел, лошадь, животное.
3) Зубило, долото, молоток, инструменты, напильник, сверло, клещи. 4) Сыроежка, подберезовик, гриб, груздь, лисичка, подосиновик, волнушка.
3. Исключить из каждого ряда слово, не подходящее по смыслу.
1) Автомобиль, трактор, комбайн, бульдозер, телевизор, экскаиитор. 2) Работать, пилить, строить, рубить, точить, купать. 3) Кимоппыи, деревянный, стеклянный, пластмассовый, горький.
|
Важно осложнять подобные унражиеиия заданиями на употребление слов в речи, например составить словосочетания или предложения с данными словами.
Логико-лексические уиражения оказывают положительное влияние на развитие мышления учащихся, заставляют их думать, готовят к сознательному овладению грамматическими категориями русского языка, способствуют обогащению словарного запаса.
Упражнения второго типа — синтетические — основаны на принципе взаимосвязи различных разделов
школьного курса русского языка: грамматики и лексики, орфографии и лексики, лексики и стилистики и т. д., поэтому в процессе их выполнения учащиеся пользуются не только теми знйниями, которые они получают во время изучения темы, но и приобретенными ранее.
Особенно полезны синтетические упражнения для более прочного закрепления полученных знаний по лексике. Использование этих упражнений позволяет повторить (при этом обобщая и систематизируя) теоретические сведения по лексике, помогает учащимся закрепить умение применять лексические средства в своей речевой практике.
Важно, чтобы указанные упражнения по возможности охватывали весь круг сведений по лексике, предусмотренный программой, чтобы в совокупности они представляли систему, так как, по словам К. Д. Ушинского, «систематичность упражнений есть первая и главнейшая основа их успеха» ’.
Сейчас, как уже было сказано, упражнения по лексике, особенно синтетические, во многих случаях определяются по существу только характером текста, предназначенного для усвоения грамматики. Такой подход исключает систему в повторении и закреплении знаний. При этом одни понятия, наиболее употребительные в речи и в литературе (например, переносное значение слова, синонимы, антонимы), повторяются чаще, а другие остаются забытыми. Нерегулярность повторения, отсутствие системы в закреплении знаний по лексике ведут к непрочности усвоения изученного языкового материала, к непрочности практического навыка.
Системность лексических упражнений синтетического типа будет обеспечена в том случае, если при составлении заданий, отборе текстов для упражнений будут учитываться задачи не только грамматические, орфографические, стилистические, но и лексические. А для этого необходимо, чтобы дидактический материал упражнений давал возможность проводить работу в разных направлениях.
На основе принципа взаимосвязи лексики с грамматикой, стилистикой и орфографией строятся упражнения лексико-грамматические, лексико-стилистические и лексико-орфографические.
Упражнения этого типа в основном рассчитаны на уча- щихся IV—VIII классов и могут быть различными по сте- пени трудности. Выбор того или иного упражнения обусловливается языковой темой и целью урока, а также зависит от речевой подготовки учащихся данного класса.
Остановимся на каждом виде упражнений синтетического характера.
Упражнения лексико-грамматического характера. Упражнения этого вида в первую очередь призваны решать задачу усвоения и закрепления грамматических знаний. Вместе с тем они решают и лексическую задачу: повторение и прочное закрепление теоретических сведений по лексике, пополнение словаря, главным образом за счет новых лексических единиц, связанных с изучением грамматики как научной дисциплины.
Большие возможности организации повторения и закрепления, обобщения и систематизации основных сведений по лексике открывает изучение частей речи как лексико-грамматических разрядов слов.
При изучении частей речи можно использовать следующие упражнения:
I. Упражнения, направленные на осмысление категориального значения частей речи. Среди них в первую очередь важны те, которые раскрывают лексическое значений частей речи. Например:
Определить лексическое значение слов, а также общее грамматическое значение для каждого ряда слов.
1) Акварель, рационализатор, ситуация, трансляция, фрезеровщик (предмет). 2) Деликатный, регулярный, янтарный, фантастический (признак). 3) Созерцать, грунтовать, копировать, нисходить (действие).
Составить предложения, употребив слова каждой группы.
II. Упражнения, предусматривающие усвоение морфологических категорий и в то же время повторение лексических понятий, связанных с семантикой слова, а также понятий, характеризующих лексику русского языка с точки зрения ее употребительности и происхождения. Например:
Определить, к какой части речи относятся однокоренные слова. Являются ли слова каждой группы синонимами?
1) Мир, мирный, мирить, мировой, миролюбие. 2) Даль, дальний, далекий, отдаленный. 3) Место, местный, местность, поместиться. 4) Лед, ледяной, ледник, обледенеть, ледниковый.
Составить предложения со словами, относящимися к разным частям речи.
III. Упражнения, направленные на разграничение лексического и грамматического значения слов. Например:
Проспрягать глагол рисую. Изменилось ли при спряжении лексическое и грамматическое значения глагола? Составить с этим глаголом несколько предложений.
Лексико-грамматические упражнения, отражающие взаимосвязь лексики и грамматики, способствуют осознанному усвоению грамматической и лексической теорий, позволяют учащимся обобщить и повторить ранее пройденные сведения но лексике русского языка. В процессе выполнения этих упражнений учащиеся развивают языковое мышление, у них пробуждается интерес к изучению русского языка, закрепляются практические умения и навыки: умение выяснить значение слова по толковому словарю, умение различать лексическое и грамматическое значения слова. Вместе с тем языковой материал упражнений обеспечивает пополнение словаря учащихся, так как они при выполнении этих упражнений узнают семантику новых слов и уточняют значение уже известных слов.
Упражнения л е к с и к о - с т и л и с т и ч е с к о г о характер а. Эти упражнения предусматривают прежде всего выработку навыка правильного Отбора и употребления слов в речи в зависимости от характера и целей высказывания, а также от условий общения. Раскрывая стилистическую функцию слов, эти упражнения расширяют словарь школьника, учат его дифференцировать лексику, точно и ясно выражать свои мысли. В свое время Л. А. Бу- лиховский писал, что «нужно научить их [детей] различать слона торжественные и обыденные, поэтические и прозаические, иежливые и бранные, изящные и вульгарные, серьезные и шутливые».
Упражнения лексико-стилистического характера:
I Упражнении, снизанные с определением стилистической роли изучаемых лексических понятий, с принад-
ложностью изучаемых лексических единиц к разным речевым стилям (в первую очередь к книжному и разговорному). Например:
1. Указать, к какому лексико-семантическому разряду относятся эти слова и словосочетания. Какие принадле- жат к книжному стилю, а какие — к разговорному?
Книга — книжка, учение — учеба, тетрадь — тетрадка, «Вечерняя Москва» — «Вечерка», столовая — столовка, картофель — картошка, газированная вода — газировка, «Литературная газета» — «Литературка», электрический поезд — электричка, сгущенное молоко — сгущенка, за- четная книжка — зачетка, продленный день — продленка.
2. Указать, к какому стилю речи относятся данные фразеологизмы. Где возможпо, заменить их одним словом- синонимом.
Играть роль, иметь значение, принять меры, оказать помощь, добиться успеха, вступить в силу, объявить результаты, довести до сведения, проверить исполнение, делать большие глаза, браться за ум, след простыл, принять за чистую монету.
Составить предложения, употребив разные по стилю слова и словосочетания.
3. Выяснить лексическое значение слов. Указать, в каком стиле употребляются приведенные ниже слова.
Вояка, плестись, писака, болтовня, слоняться, хихикать, глазеть, форсить, чепуха, закадычный, тарабарщина, чушь.
II. Упражнения, связанные с определением принадлежности текста к тому или иному стилю речи. Например:
Определить, к какому речевому стилю относится каждый текст. Доказать правильность своего решения.
1) Сегодня мы можем точно назвать даты всех космических стартов, довольно точно определить рубежи истории космоплавания, назвать имена дерзких мечтателей и смелых первопроходцев, но мы никогда не узнаем, когда появилась мечта о полете к ввез- дам. Мечта эта так же стара, как и само человечество.
Легенды и мифы о парении подобно птице, сказания о ковре- самолете, гигантской пушке сопровождали многие поколения лю- pi. и, Лудо|1пжм.мм воображение, рождали силы и жажду познания,
ми ипгргд. Человек рвался к Солнцу и звездам, чтобы прибли-
иить боишши'шо далекие миры, таинственно мерцающие в ночном ниб».
(В, А, Шаталов и М. Ф. Ребров.)
8) Отмечали день рождения Стасика. Гости прииесли подарки.
А кем ты хочешь быть? = спросил один из гостей, вручая мальчику куклу-космонавта.
|— Совестным человеком, — ответил пятилетний мальчуган.
Обычно дети отвечают; летчиком, капитаном, доктором, шофером. В комнате стало тихо.
Взрослые обступили Стасика.
•- Кем, кем?
— Совестным человеком, — повторил мальчик. — Не обижать животных, не портить деревьев, цветов. Я поломал веточку, а бабушка говорит; «Бессовестный ты человек, ей же больно».
Таким образом, лексико-стилистические упражнения воспитывают у школьников умение определять стилистические особенности слов и выражений, понимать их роль, а также воспитывают умение употреблять эти слова и вы-* ражения в различных функциональных стилях речи.
Упражнения л ек с и к о - о рф о граф и че с к о г о ха- р акт е р а. Эти упражнения непосредственно примыкают к лексико-грамматическим, поскольку они, с одной стороны, связаны с усвоением и закреплением грамматических знаний, а с другой, направлены на закрепление лексических понятий, на формирование лексических умений и навыков, а также на активизацию словаря учащихся. Укажем основные упражнения итого вида.
I, Упражнения, которые предусматривают выяснение значения слова и составляющих его морфем для того, что- бы определить орфографически правильное написание. Например:
1. К данным словам подобрать однокореиные так, чтобы
безударный гласный прояснился. Определить лексичс- ' ское значение слов.
Вареники (отвар), наводнение (подводный), тенистый (тень), пятнистый (пятна), скрипеть (скрип), осветить (свет), зарядить (заряд), качать (качка), примириться (мир), объединение (единый), разредить (редко),
Составить предложения с этими словами.
2. Подобрать к данным словам однокоренные так, чтобы
непроизносимый согласный прояснился.. Определить
лексическое значение слов* у
и
Вестник (весть), сердце (сердечный), гигантский (ги«ганты), повестка (оповестить), тростник (трость), честный (честь), захолустный (захолустье), доблестный (доблесть).
Составить предложения с этими словами.
3. Объяснить правописание гласных корпя в данных словах. Выяснить лексическое значение слов.
■Промокать — промакать, посвящать — просвещать, примирять — примерять, седеть — сидеть, развевать — развивать, сровнять — сравнять.
II. Упражнения, предусматривающие усвоение важней* шнх орфограмм и одновременно повторение лексических понятий.
1. К данным словам подобрать синонимы, имеющие ъ после приставки. Указать общее значение этих слов. Составить с ними словосочетания.
Приблизиться (подъехать), огромный (необъятный), пояснить (разъяснить), рассвирепеть (разъяриться).
2. Заменить выделенные слова синонимами с разделительным ъ или ь знаком. Выяснить лексическое значение этих слов.
1) Ночью разыгрался буран (вьюга). 2) На стене ви>
села афиша (объявление). 3) Туристы приблизились (нодъохали) к водопиду. А) Теснина (ущелье) находилась между отвесными горами.
3. Выиисать и дна столбца слона с омонимичными корнями. Выделить корень и выяснить его значение. Объяснить написание гласной в безударных корнях. Составить словосочетания с этими словами.
Нос, носить, переносица, переноска, поднос, подносить, носильщик,' медоносный, носик, носорог.
4. Подобрать к словам антонимы. Объяснить написание выделенных орфограмм.
Здоровье (болезнь), сила (слабость), молодость (старость), трудолюбие (лень), горе (радость), воздвигать (разрушать), открыть (закрыть), встречать (провожать),
пп.лгап, (приклеить), богатство (бедность), брать (отда-
ипть)■
Составить словосочетания с антонимами.
5. Подобрать к выделенным словам антонимы. Объяснить написание е после шипящих.
Мягкий хлеб (черствый), говорить громко (тихо), мягкие волосы (жесткие), дорогой ковер (дешевый), белый костюм (черный), легкая ткань (тяжелая).
Составить предложения, употребив словосочетания с антонимами.
6. Подобрать антонимы к прилагательным. Объяснить написание к и «и в прилагательных.
Поздняя весна (ранняя), внешняя политика (внутренняя), быстрая езда (медленная), постоянная работа (временная).
Составить предложения, употребив словосочетания с антонимами.
7. Списать, подобрав антонимы к выделенным глаголам. Вместо точек вставить пропущенные буквы.
1) Дождик вымоч..т, а солнышко (высушит). 2) Если что и забуд..шъ, то, может быть, потом и (вспомнишь).
3) Сначала свет эажок.мъ, а уходя, его (потушишь).
4) Один теря..т, а другой (находит).
8. Прочитать текст. Объяснить написание подчеркнутых орфограмм. Являются ли выделенные слова синонимами?
Собрались старые зайць^ сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается заяц...
— Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
— И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.
(Д. Н. Мамиы-Сибиряк.)
Таким образом, упражнения лексико-орфографическо- го характера, преследуя правописные задачи — формирование орфографических навыков, вместе с тем решают задачи лексические.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Как уже отмечалось, лексические упражнения разных видов не только способствуют усвоению и закреплению теоретических сведений по лексике, но и формируют у школьников различные лексические умения и навыки: умение обнаружить лексическое явление в тексте и отличить его от других, умение раскрыть его сущность, умение объяснить его употребление, умение употребить лексическое средство в речи в зависимости от целей и ситуации общения, умение пользоваться словарями русского языка.
Программа по русскому языку для средней школы (изд. 1970 г.) предусматривает наряду с ознакомлением учащихся с лексической системой русского языка также овладение школьниками некоторыми умениями и навыкал:! в процессе изучения лексики. Так, в IV классе учащиеся должны овладеть умением определять по толковому словарю прямое и переносное значение слова; умением использовать в речи существительные-синонимы для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов; умением использовать в речи прилагательные — синонимы и антонимы; умением использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения);
в V классе — умением определять по словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам; умением различать значения суффиксов в именах существительных (увеличительное, пренебрежительное или умень- шитольыо-ласкательиоо); умением употреблять в речи прилагательные в переносном значении; умением употреблять в речи неопределенные местоимения-синонимы; умением подбирать глаголы с приставками для выражения противоположного значения;
в VI классе — умением использовать в речи наречия — синонимы и антонимы; умением пользоваться в речи предлогами-синонимами; умением пользоваться в речи союзами-синонимами;
в VII классе учащиеся должны выработать умение пользоваться в речи синонимическими вариантами со* ставного сказуемого с именной частью, выраженной полным и кратким прилагательным; умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы; умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами *.
Формированию перечисленных умений и навыков наряду с упражнениями, приведенными выше, служат разнообразные виды заданий по лексике.
1. Определить, к какому лексическому пласту относятся выделенные олова.
Не праздно наши дни летели...
Не праздно И новых звезд взошло
Наши дни летели, немало
Земля постигла ритм труда: Над космодромом в глубь Под ней — и трубы,: небес,
и тоннели, Успели мы Над нею всюду провода. На диво много
Где сушь была, там шум За срок свой,
канала. что пи говори!.,
Где прежде — топь, А впереди — опять дорога,
Там нынче — лес. - И даль, и алый стяг зари.
(П. Бровка.)
2. Подобрать в тексте к выделенным словам синонимы с более общим значением.
Часто рабочие семьи имеют свой «семейный профиль»: отец — токарь — и дети токари; отец — литейщик — и дети литейщики, отец—столяр — и дети пилят, строгают, точат древесину. Иной раз преемственность профессии идет не только от отца, но от деда и даже прадеда.
У Журбиных такого «семейного профиля» не было, или, вернее, он не определялся узко одной профессией — он охватывал чуть ли не все судостроение целиком..В семье были разметчики, сварщики — представители всех главных специальностей, необходимых при постройке корабля. Когда на завод приезжали корреспонденты газет, директор так им и говорил: «Журбиными поинтересуйтесь. Они своей семьей могут корабль построить. Даже технолога имеют».
(В. К о ч е т о в.)
Подобные задания развивают у школьников внимание к тексту, стремление правильно определить значение слов, правильно понять сущность лексических явлений. ^ Очень важны для формирования практических умений и навыков задания на замену слов и выражений. Они развивают у школьников навык сознательного отбора
слов для оформления своего высказывания, учат их правильно определять границы употребления слов и выраже* ний в тексте. Наряду с этим такие задания наглядно показывают учащимся, как надо устранять в тексте повторение одних и тех же слов. В большинстве случаев задания на замену строятся на материале различных пластов лексики.
1. Заменить слово или выражение другим, близким или противоположным по значению.
Правда (истина), проверка (контроль), из мухи делать слона (преувеличивать), холод (жара), молодость (старость), высокий (низкий), находить (терять), осуяедать (оправдывать), высоко (низко), далеко (близко)!,
2. Заменить старославянские слова русскими синонимами.
Сребро (серебро), млеко (молоко), чрез (через), град (город), врата (ворота), пред (перед), страж (сторож), брег (берег), злато (золото), глава (голова), страна (сторона), хлад (холод), древо (дерево), млад (молод).
3. Заменить иностранные слова русскими синонимами. Аналогия (сходство), ресурсы (средства), декрет
(указ), абстрактный (отвлеченный), база (основание), аргумент (доказательство), регулировать (упорядочивать), оригинальный (подлинный).
4. Заменить архаизмы современными синонимами.
Пиит (поэт), уста (губы), ланиты (щеки), перст (палец), чело (лоб), баталия (битва).
5. Заменить устойчивые сочетания одним словом или свободным сочетанием.
Чинить препятствия (мешать), бежать изо всех сил (быстро), зарубить на носу (хорошо запомнить), много воды утекло (прошло много времени).
Задания, связанные с синонимической заменой слов и выражений; целесообразно строить на законченных предложениях или связных текстах, а упражнения, составленные из отдельных слов, следует рассматривать лишь как предваряющие.
Способствуют активизации словаря учащихся и воспитывают у них умение выбирать слова для более точного оформления мысли задания по подбору слов и словосочетаний определенного лексико-грамматического разряда.
Подобрать к данным словам синонимы и указать, к какому лексико-грамматическому разряду они относятся.
Сообщение (известие), рассеянность (невнимательность); безграничный (беспредельный), тайный (загадочный); восхищаться (любоваться), упрекать (бранить), везде (всюду) и др.
Такие задания возможны на антонимы, омонимы и т. д.
Подбирая слова определенных лексико-грамматических разрядов, учащиеся осознают лексическое значение этих слов, закрепляют грамматические нормы их употребления и в то же время пополняют свой словарный запас.
Не менее важное значение для воспитания практических навыков имеют задания, предусматривающие вставку слов п выражений в текст. Здесь большое значение имеют те задания, в которых слова, необходимые для вставки, не приведены и учащиеся должны их подобрать самостоятельно. Последнее не только обеспечивает повторение значений слов, но и ведет к их запоминанию.
И конечно, формируют практические умения и навыки задания, требующие составить словосочетание, предложение или написать изложение. Целесообразно в этих случаях дать опорные слова для включения в изложение или указать тему для составления предложений.
Указанные виды заданий способствуют выработке у учащихся необходимых практических навыков, воспитывают у них языковое чутье, навык сознательного отношения к слову, учат их правильно отбирать слова и правильно употреблять эти слова в своей речи, помогают овладеть лексическим богатством родного языка, развивают умственную деятельность школьников.
ОТБОР ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ
Отбор дидактического материала для упражнений по лексике определяется не только лексическими, грамматическими, орфографическими и стилистическими целями, по также воспитательными задачами, которые стоят перед русским языком как учебным предметом.
В методике русского языка и в практике преподавания получила довольно широкое распространение работа над тематическими группами слов, которая часто проводится с орфографической целью.
Вопрос о необходимости изучать слова но тематическим группам был поставлен еще М. А. Рыбниковой. Вслед за ней В. А. Добромыслов, разрабатывая эту идею, в статье «Обогащение активного словарного запаса учащихся» наметил отдельные темы, по которым должно идти расширение словаря школьника[11].
В методической литературе иногда указывались тематика и списки слов для проведения в основном словарно- орфографической работы. В первую очередь предлагалось брать слова на темы, близкие учащимся и необходимые им в.жизни (например: окружающие предметы, труд взрослых и детей, игры и развлечения, праздники, музеи, библиотеки, сельское хозяйство, спорт, транспорт и т.д.), слова-термины, относящиеся главным образом к школьным предметам (математика, история, география и др.).
Тематический принцип отбора слов позволяет организовать на уроке связные высказывания на определенные темы. Работа по тематическим группам способствует введению в активный словарь школьника нужной для общения лексики. Однако вопрос об отборе слов для тематических групп и распределении тем по классам еще в должной мере не разработан в методике. Во-первых, в тематические группы отбираются слова, в большинстве случаев содержащие какую-нибудь орфографическую трудность. Известно, что многие слова, представляющие трудность для написания, не являются трудными в семантическом отношении, так как они широко употребительны в современном литературном языке, в особенности в разговорной речи. Во-вторых, большинство тем включает слова какой- нибудь одной лексико-грамматической группы, например имена существительные, при этом чаще всего имеющие конкретное значение и очень редко отвлеченное, абстрактное. Между тем программа по русскому языку рекомендует включать в упражнения слова, обозначающие как конкретные, так и отвлеченные понятия — признаки, качества и названия предметов; деятельность людей, занятых в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.
В процессе обучения русскому языку учащиеся должны овладеть всеми основными лексико-грамматическими разрядами слов, словами, относящимися к разным функциональным стилям, словами разной тематики. Помимо
этого, школьникам надо усвоить и специальную лексику, являющуюся принадлежностью грамматики как науки. Изучение, других предметов вводит в активный словарь школьника различную терминологию, которую по возможности также следует включать в лексические упражнения, осуществляя тем самым межпредметные связи.