Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1978. 6 глава




Как уже было сказано, новое слово воспринимается в языке как неологизм лишь до тех пор, пока оно не будет окончательно освоено языком и не перейдет в активный словарный запас. Так, слова здравница, космонавт, лавсан н др., бывшие еще недавно неологизмами, сейчас не яв­ляются таковыми, поскольку они стали общеупотреби­тельными- и утратили свои специфические стилистические качества.

Любой неологизм, который появляется в русском язы­ке, создается по правилам русского словопроизводства и нормам русского грамматического строя. Так, например, слово стыковка образовано от исконно русского cnoisa стыковать с помощью суффикса -к(а), так же как зи­мовка.

Эти сведения следует закрепить с помощью упраж­нений, указанных в учебнике русского языка для V — VI классов, а также, если позволяет время, с помощы» дополнительных упражнений.

3. Выяснить с помощью словаря лексическое значение данных слов. В каком значении они являются неологиз­мами?

Знатный, ударник, разряд, династия.

Составить предложения с этими словами.

Как уже говорилось, школьный курс лексики преду­сматривает в V классе изучение устойчивых словосочета­ний (фразеологизмов). При изучении дайной темы учи­телю следует опираться на знания учащихся о сочетании слов, приобретенные в начальных классах. Эта лексиче­ская тема представляет для учащихся известную труд­ность, так как они зачастую не могут отграничить устой­чивые словосочетания от свободных сочетаний слов. В связи с этим учащиеся допускают ошибки при синтак­сическом разборе предложений, включающих фразеоло­гические обороты: производят пословный разбор устойчи- EI-X словосочетаний.

Учитывая все это, целесообразно изучение фразеоло­гизмов проводить в несколько этапов, расчленяя эту тему на ряд последовательных мыслительных операций и за­крепляя материал с помощью упражнений.

В связи с этим можно наметить следующие этапы ознакомления с фразеологическим оборотом: раскрытие сущности данного понятия, знакомство с термином; тол­кование значения фразеологизмов в словарях; выявление наиболее характерных грамматических признаков фразео­логических единиц; употребление устойчивых сочетаний слов в речи в зависимости от цели высказывания.

Остановимся на каждом этапе.

Раскрытие понятия «фразеологический оборот» и «фра­зеологизм» можно провести индуктивным путем, как это сделано в учебнике для V—VI классов (см. § 13): предложить учащимся выписать из текста устойчивые словосочетания и с помощью вопросов раскрыть их сущ­ность и отличительные признаки. Но можно ознакомить учащихся с этим лексическим понятием и дедуктивным путем — в процессе беседы.

Слово «фразеология» греческого происхождения (phrasis — вырая^ение и logos — учение).

Фразеологические обороты — это устойчивые сочета- ния слов. Они всегда состоят из двух или более слов, на­пример: бросить якорь, дать слово, играть в прятки, ей-, гп, па телефоне, бить в одну точку, вертеться как белка а колесе и др.

Как и знаменательные слова, фразеологизмы обозна­чают явления действительности.

По значению фразеологизм можно соотнести со сло­ном-синонимом, например: кот наплакал —- мало; точка прения — мнение; бить баклуши — бездельничать; на са­мом деле — действительно, фактически; само собой разу­меется — конечно, безусловно; спустя рукава — небреж­но; слово в слово — точно, дословно; переводить дух — отдохнуть; вешать нос — тосковать, грустить; непочатый край — много и др.

Значение фразеологических оборотов разъясняется в толковых словарях, а также в специальных фразеологи- ческих словарях[16]. Помимо словарей, существуют различ­ные книги-справочники, в которых раскрываются главным образом происхождение, история возникновения фразео* логизма[17]. Вот пример из книги «Крылатые слова»

II. С. Ашукииа и М. Г. Ашу киной:

Смотри в корень!

Афоризмы Козьмы Пруткова (1884).

Надо смотреть в корень и искать в каждом явлении причину «сох причин. (А. П. Ч е х о в. Рассказ неизвестного человека, 18.)

Вперед, рабкоры!

Лозунг рабкорин:

— Пишите в упор!

^Смотрите в корень!

(В. Маяковский. Рабкор.)

Эти сведения следует закрепить прежде всего с по­мощью упражнений, данных в учебнике русского языка для

V— VI классов, и задапий, направленных на обнаружение фразеологических оборотов в тексте и на выработку уме» и ия раскрывать их значение.

1. В следующих предложениях найти фразеологические обороты и выяснить их значение по словарю. Почему эти выражения являются фразеологизмами?

I. i) Как же это ты? Язык заплелся или голова не г.арила? Ведь ты же этот предмет как свои пять пальцев знаешь! (Осеева.) 2) Тебе учиться надо, не покладая рук учиться, тогда ты засверкаешь как золото. (Пере­гудов.) 3) Он сказал, что если б никто не подсказывал, то и дисциплина была бы лучше и никто не надеялся бы на подсказку, а сам бы взялся за ум и учился бы лучше. (Н. Носов.) 4) «Ну, подрос-то ты порядочно», — усмех­нулась Ольга Николаевна. «Только ума не набрался», — добавил Юра Касаткин. (Н. Носов.)

П. 1) Я вышел из кибитки. Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз вы­коли. (Пушкин.) 2) Вечер был как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и заж­женными свечами. (JI. Толстой.) 3) Мы стояли в воде по горло... Владимир дрожал, как лист, зуб на зуб не по­падал. (Тургенев.) 4) И целый день она [мать] кру­жилась как белка в колесе, варила обед, варила лиловый студень для прокламаций и клей для них. (Горький.)

2. Выяснить значение фразеологизмов по словарю. Заме­нить их одним словом — синонимом.

Один на один (наедине), воплотить в жизнь (осуще­ствить), не мудрствуя лукаво (просто), выпустить в свет (опубликовать), ни свет ни заря (рано), без году неделя (недавно), как зеницу ока (тщательно), ни зги не видно (темно), ни звука (тихо), ни к селу ни к городу (не­кстати).

Составить предложения с фразеологизмами.

3. К данным словам-синонимам подобрать фразеоло­гизмы. Правильность выполнения проверить по сло­варю.

Безразлично (как с гуся вода), исчез (как сквозь зем­лю провалился, промок насквозь (до последней нитки), перекусить (заморить червячка), долго (битый час), мед­ленно (через час по чайной ложке), постепенно (шаг за шагом), серьезно (шутки в сторону).

4. К следующим фразеологизмам подобрать синонимы- фразеологизмы. Значение их выяснить по словарю.

С глазу на глаз (один на один), первым делом (в пер­вую очередь), стреляный воробей (тертый калач), от дос­


ки до доски (от корки до корки), куда глаза глядят (куда нош несут), между двух огней (между молотом и нако- иальней), минута в минуту (секунда в секунду), не по душе (не по вкусу), плечом к плечу (рука об руку).

Далее следует остановиться на особенностях фразео­логических оборотов, их грамматических признаках.

Фразеологизмы по своему значению и грамматическим признакам соотносятся с той или иной частью речи. Раз­личаются фразеологизмы, соотносительные с именем су­ществительным (буря в стакане воды, игра слов, кроко­диловы слезы, медвежья услуга, ни конца ни краю, кровь с молоком и др.), с именем прилагательным (чистой воды, подбитый ветром, какой ни на есть, легкий на подъем и др.), с глаголом (клевать носом, ходить на цыпочках, видеть насквозь, гадать на кофейной гуще и др.), с на­речием (очертя голову, до мозга костей, во все лопатки, как снег на голову, на живую нитку и др.).

В составе предлоя<ения фразеологический оборот вы­ступает как один член предложения в соответствии с его значением и соотнесенностью с частью речи. Чаще все­го фразеологический оборот бывает сказуемым или.об­стоятельством, реже выступает в роли подлежащего, до­полнения и определения, например: Мой спутник держа,л свое слово и не трогал меня (Горький) — фразеоло­гизм держал свое слово выполняет роль сказуемого; Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник й даже механик (Короленко)—фразеологизм мастер на все руки — именная часть сказуемого; А у молодого пескаря ума палата была... (Салтыков- Ще д р и н) — фразеоло­гизм ума палата — подлежащее и т. д.

Раскрывая грамматические признаки фразеологизмов, важно остановиться на различении фразеологических обо* ротов и свободных словосочетаний.

В свободном словосочетании каждое слово сохраняет свое самостоятельное лексическое значение, может всту­пать в сочетания с другими словами, распространяться зависимыми словами; свободные словосочетания не икс- ют постоянного состава слов, а создаются говорящими » процессе общения.

Фразеологический оборот всегда состоит из одних: я тех же слов, он выступает как единица неразложим и. Фразеологизмы не создаются в процессе общения, а тю- производятся в речи в готоиом ииде, в котором они за* крепились в языке, причем в связи со словаки предложе­ния вступает не каждый компонент фразеологизма, а фра­зеологический оборот в целом. Так, в предложении Брыз­гая водой, он без умолку говорил о походе, о товарищах и

о том, что теперь можно ни о чем не думать и бить бак­луши до сентября (Осеева) весь фразеологизм бить баклуши (значение «бездельничать») соединяется со сло­вом можно, в предложении Они перевернули вверх дном все комнаты и чуланы (Горбатов) фразеологизм вверх дном (значение «кувырком») соединяется со словом пе­ревернули.

Изложенный в процессе беседы материал следует за­крепить с помощью упражнений лексико-грамматическо­го характера. Например:

1. С помощью словаря определить значения фразеологиз­мов. С какими частями речи они соотносятся?

Во все лопатки, мало каши ел, легкий на подъем, хо­дить на цыпочках, точка зрения, браться за ум, не по дням, а по часам, во весь дух.

Составить предложения с фразеологизмами.

2. Указать фразеологизмы и свободные сочетания слов.

Обосновать свой ответ.

Поднять на щит, зеленая роща, пустить корни, ломать голову, бросить мяч, длинный рукав, зеленая улица, сесть в поезд, бросать на ветер, поднять карандаш, длинный язык, пустить завод, сесть в лужу, ломать лед.

Составить предложения с фразеологизмами и свободными сочетаниями слов.


значения явлений действительности. Они употребляются » различных сферах человеческого общения.

Различают фразеологизмы общеупотребительные, ко­торые могут употребляться как в разговорном, так и в книжном стиле, например: от всего сердца, из года в год, сдержать слово, время от времени, под открытым небом и др. Наряду с этим есть фразеологизмы, которые упот­ребляются преимущественно или в разговорной (насту­пать на пятки, навострить лыжи, ломать голову, водить за нос, кривить душой, как сельди в бочке, шутки в сторону, первый блин комом и др.), или в книжной речи (сложить оружие, дела давно минувших дней, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень, дамоклов меч и др.).

Для закрепления этих сведений можно выполнить уп­ражнения лексико-стилистического характера. Например:

1. Выяснить значение фразеологизмов по словарю. Ука­зать, какие из них относятся к разговорному стилю, а какие — к книжному.

Браться за >м, коломенская верста, вылететь из голо­вы, вертеться на языке, прокрустово ложе, как снег на голову, на лоне природы, с минуты на минуту, за семью дамками, брать быка за рога, ума палата, звезд с неба не к натает, злоба дня, авгиевы конюшни, удельный вес, на­ходить общий язык, кануть в лету.

С.оспши'п. предложения с фразеологизмами разговорного и книжною стилей.

?. I |ид|>Г»рмг1. к данным фразеологизмам антонимы. Оира- II'шт., к каким стилям речи относятся фразеологизмы,

I’..mi i n и строй (выйти из строя), выбиваться из колеи (i <.дин. и колею), в глаза (за глаза), заваривать кату (р.к'.хлебывать кашу), гладить по шерсти (гладить проти* птрсти), легок на ногу (тяжел на ногу), жить своим умом (жить чужим умом).

К. Написать сочинение на тему «Живи, книга», по воз­можности включить в него следующие фразеологизмы: на каждом шагу, путевка в жизнь, увидеть свет, как зе­ницу ока.


РАБОТА ПО ЛЕКСИКЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ

Учебная программа по русскому языку отводит по

10 часов в каждом — IV и V — классе на изучение раз." дела «Лексика». Этого времени, конечно, недостаточно, чтобы привить учащпмся прочные знания, сформировать у них лексические умения и навыки. Поэтому на после­дующих этапах обучения нужна тренировочная работа но закреплению ранее полученных знаний.

«...Чтобы обеспечить действительно прочные знания учащихся, — отмечает А. В. Текучев, — необходимо про­водить упражнения по тому же материалу не только в пределах данного урока, но и включать их в последующие уроки Bi связи с прохождением нового или организовывать специальные уроки по закреплению знаний и навыков учащихся» '.

Прочность знаний и павыков обеспечивается целена­правленной и систематической работой по закреплению пройденного материала, которая позволяет обобщить на­чальные сведения, придать им стройный характер, помо­гает учащимся применять эти сведения на практике.

«Только система, — писал К. Д. Ушинский,— способна удержать в памяти многочисленные и разнообразные грам­матические сведения» [18].

Организуя 9ty работу, необходимо, чтобы закрепление й повторение изученного не было простым воспроизведе­нием ранее полученных знаний, а проводилось бы в ином аспекте, в «новых комбинациях», чтобы при этом пре­дусматривалась активная самостоятельная работа уча­щихся.

Работу по лексике следует продолжить и в дальней­шем, особенно при изучении грамматических тем. Это важно еще и потому, что лексические понятия, изученные в IV и V классах, в должной мере не используются при работе над частями речи. Между тем части речи, как лек­сико-грамматические разряды слов, обладают широкими возможностями для организации повторения и закреп­ления основных сведений по лексике.

Язык, как известно, строго организованная система, в которой все уровни взаимосвязаны и выполняют опреде­ленные функции. Слово же, как лексическая единица, яв­ляется предметом изучения на всех уровнях языка. В свя- т с этим, по терминологии В. В. Виноградова, имеются «слова фонетические», «слова грамматические», «слова лексические».

Грамматика, особенно морфология, органически связа­на с лексикой: в морфологии слова объединяются в раз­личные лексико-семантические разряды, а в синтаксисе участвуют в построении словосочетаний и предложений, являясь при этом членами предложения. «Грамматические формы и значения слов, — писал В. В. Виноградов, — на­ходятся в тесном взаимодействии с лексичесюши значе­ниями» f. Этой взаимосвязью и обусловливаются возмож­ности для повторения теоретических сведений по лексике, заложенные в самих грамматических категориях. Так, от лексического значения зависит окончание именительного надёжа множественного числа некоторых существитель­ных: лист — листва и листья, хлеб — хлеба и хлебы, зуб — иубы и зубья. Разные формы множественного числа этих существительных указывают на многозначность слова, переносное значение, омонимию. Не все существительные имеют множественное число (например: молоко, моло­дежь, сахар, зелень и др.), что также связано с семанти­кой слова. В то же время и лексическое значение отдель­ных слов может зависеть от грамматического значения. Например, существительное интерес в единственном чис­ло означает склонность, увлечение, а во множественном— запросы, стремления.

Таким образом, взаимосвязь лексики и грамматики по- IIполнот рассматривать слово в единстве семантики и грам- мп I н'юе.ких свойств, а это дает возможность учащимся в процессе изучения морфологии четко разграничивать лек-

I ниц I римматические значения, присущие частям речи (I рлмммIпческио значения рода, числа, времени, пакло- поnпи и т. д.), и лексическое значение каждого конкретпо- ю слова в пределах одной части речи.

((собенно следует учитывать связь лексики и грамма­тики при организации заданий, направленных па повто­рение и закрепление сведений по лексике, так как нередко и in изучении частей речи все внимание учащихся сосредо- гочивается на выявлении грамматических признаков, т. е. на грамматической стороне, которая иногда отрыва­ется от лексической.

На уроках морфологии в процессе изучения частей ре­чи обогащаются представления учащихся о типах значе­ний слов, развивается и углубляется понимание лексиче­ского значения слов. Наряду с этим изучение частей ре­чи как лексико-грамматических групп способствует обогащению словарного запаса учащихся.

Учебная программа по русскому языку ориентирует учителя на повторение и закрепление сведений по лекси­ке, изученных в IV и V классах, при прохождении грам­матики. Вторые пункты программы содержат указания, какие понятия по лексике следует закрепить при прохож­дении той или иной грамматической темы, какими рече­выми навыками должны при этом овладеть учащиеся. Так, в IV классе при изучении словообразования предусматри­вается работа по различению оттенков значения, вноси­мых суффиксами и приставками, по овладению умением подбирать слова определенной морфологической структу­ры (например, состоящие из корня и окончания, из при­ставки, корня и суффикса и т. д.); при изучении имени существительного, имени прилагательного и глагола — повторение и закрепление понятий «синонимы» и «анто­нимы», умение пользоваться синонимами в речи для уст­ранения неоправданных повторений одних и тех же слов; в V классе учащиеся, продолжая изучение существитель­ного к прилагательного, обязаны прочно усвоить значе­ние суффиксов увеличительных, пренебрежительных и уменьшительно-ласкательных; кроме того, при изучении прилагательного повторить сведения о словах с перенос­ным значением, при изучении глагола — приставки, име­ющие противоположное значение, и т. д.

Однако во вторых пунктах программы предусмотрено повторение не всех понятий, изученных на уроках лекси­ки. Предполагается, что учитель, приступая к изучению той или иной грамматической темы, исходя из природы самого языкового явления, а также учитывая уровень подготовки учащихся и время, отведенное программой на усвоение данной темы, сумеет наметить те лексические понятия, которые целесообразно повторить.

Объяснительная записка к программе указывает, что «круг предусмотренных вторыми пунктами умений и на-


шлков может быть расширен учителем, если сделать это позволяет ему время и уровень подготовленности класса» f. Так, имеются большие возможности для закрепления лек­сических понятий при изучении имени существительного

II IV—V классах.

Тема «Имя существительное» очень интересна в лексическом отношении, так как эта часть речи включает обширный разряд слов, обозначающих конкретные предме­ты, живые существа, вещества, различные явления объ­ективной действительности, отвлеченные понятия (каче­ство, свойство, действие и состояние). Все это способству­ет проведению словарной работы, обогащению словаря учащихся. В то же время сам теоретический материал и разнообразные упражнения, содержащиеся в разделе «Имя существительное», позволяют повторять сведения но лексике.

Так, усвоение грамматических категорий имени сущест­вительного хорошо сочетается с работой по лексике. Эту работу следует проводить практическим путем, вводя раз-[19] нообразные лексические задания к грамматическим упражнениям. В отличие от специальных уроков лексики, где лексические задания были основными, здесь они ста­новятся сопутствующими.

Рассмотрим закрепление и повторение сведений по лек­сике при изучении основных тем имени существительного}

1) значение имени существительного и его основные грам­матические признаки (изменение по падежам и числам, принадлежность к одному из трех родов); 2) род и скло­нение имени существительного; 3) образование существи­тельного; 4) не с именами существительными.

Уже при определении лексико-грамматического значе­ния имени существительного полезно грамматические задания осложнить заданиями лексическими, направлен­ными на формирование обобщенного понятия о предмете. Известно, что в грамматике понятие предметности охваты* лает не только предметы-вещи (стол, трактор, дом), жи­вые существа (человек, лиса, воробей), но и явления при­роды (ветер, дождь, снег), общественной жизни (мир, груд, коммунизм, разоружение, конституция), различные признаки (краснота, белизна, молодость), действия и со­стояния (стройка, беготня., плавание, болезнь).


? целью выяснения категориального значения имени существительного следует выполнить упражнения из учебника для IV класса, а также такое упражнение:

Прочитать текст; выписать выделенные имена существи­тельные, распределяя их в группы; сопоставить грамма- 1 тическое (значение предметности) и лексическое значе­ния этих слов.

Каждое утро на дощатый стол в саду мы насыпали крошки и крупу. Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки. У синиц были белые пушистые щеки, и когда синицы все сразу клевали, то было похоже, будто по столу торопливо быот десйтки белых молотков.

Синицы ссорились, трещали, и этот треск, напоминавший бы­стрые удары ногтем по стакану, сливался в веселую мелодию. Казалось, что в саду играл на старом столе живой щебечущий музыкальный ящик.

(К. Паустовский.)

Говоря о лексико-грамматическом значении: существи­тельного, важно обратить внимание учащихся на те суще­ствительные, которые обозначают качество или свойство, действие или состояние предметов. Эта группа существи­тельных вызывает у школьников затруднения, так как они смешивают их с соответствующими прилагательными и глаголами. Чтобы научить четко различать существитель­ные и прилагательные, с одной стороны, и существитель­ные и глаголы — с другой, а также пополнить словарь учащихся словами этой группы, можно предложить вы­полнить упражнения лексико-грамматического характера. Например:

1. Определить, к какой части речи принадлежат слова каждой пары, каково их грамматическое значение (предмета, признака или действия). При помощи сло- р.аря выяснить их лексическое значение. С выделенны­ми словами составить словосочетания.

2. Определить, к какой части речи относятся однокорен­ные слова.

а) 1) Лучший стрелок, которого удалось мне встре­чать, стрелял каждый день, по крайней мере три раза пе­ред обедом. (Пушкин.) 2) От орудийной стрельбы гуде­ло все вокруг, вздрагивала земля от взрывов. (А. Тол­стой.)

б) 1) Она попробовала решить задачу, взглянув пред­варительно в решения. (Вересаев.) 2) Этот вопрос должен решиться общим голосованием.

3. К словам старый, светлый, звонкий, цветочный, травя­ной, посадить, строить, решить подобрать однокореп- ные существительные. Определить грамматическое (значение предметности, признака или действия) и лексическое. значения существительных. Составить 6 предложений с однокоренными словами.

Подобные упражнения помогают учащимся осознать грамматическое понятие предметности путем сравнения имен существительных с однокоренными словами, при­надлежащими к другим частям речи. Наряду с этим уча­щиеся закрепляют навык правильно определять лексиче* ское значение слова.

В процессе работы над усвоением категориального зна­чения имени существительного и его основных граммати­ческих признаков следует повторить и закрепить лекси­ческие понятия, связанные с семантикой слова.

Можно предложить, например, такие упражнения:

1. Выяснить, что обозначают существительные каждой группы. Какие существительные являются однознач­ными, а какие многозначными? Проверить свои отве«ты по толковому словарю.

1) Стол, парта, река, пефть, золото, хлеб, перо, голо­ва. 2) Человек, колхозник, плотник, врач, офицер, маль­чик; орел, лошадь, бабочка, лев, окунь. 3) Зима, гроза, ветер, буря, утро. 4) Мир, разоружение. 5) Беготня, чест­ность, глубина, бодрость.

2. Составить предложения со словами-существительными в разных значениях: хлеб, земля, класс, корень, звезда, рукав, квартал. К какой группе существительных от­носятся данные слова?

3. Определить значения существительных. К данным сло­вам недобрать синонимы.

Холод, молодость, шум, начало, несчастье, план, авиа­ция, возвышенность, анализ, сражение, заседание.

Составить предложения с выделенными словами.

4. Указать антонимы разнокорневые и однокорневые. К какой группе существительных относятся антонимы?

Правда — ложь, счастье — несчастье, дело — безделье, труд — лень, ученый — неученый, друг — враг, моло­дость — старость, война — мир, зима — лето, недруг — друг, неудовольствие — удовольствие.

Составить 5 словосочетаний с антонимами.

5. Определить часть речи выделенных слов. Найти в сло­восочетаниях слова-омонимы. Почему эти слова явля­ются омонимами?

Лист бумаги — лавровый лист, автомобильный завод- завод у часов, печь пироги — каменная печь, мой лицо — мой друг, ключ от двери — ключ бьет из-под земли, ко­сой дождь — работать косой, русая ко.са — острая коса, звездный мир — движение за мир во всем мире, электри­ческая пила — пила кофе.

Составить 6 предложений с сочетаниями слов.

6. Выписать в две колонки: 1) существительные, которые употребляются только в единственном числе, и 2) су­ществительные, которые употребляются только во мно­жественном числе. К выделенным существительным по­добрать синонимы.

Орфография, санки, горелки, веселье, свет, правда, дрожжи, чистота, выборы, прохлада, воздух, чернила, кон­сервы, брюки, часы, ножницы, весы, очки.

7. Поставить данные имена существительные во множест­венном числе. Определить, какие значения могут иметь эти существительные.

Лист, лагерь, корень, зуб, корпус, пропуск.

Составить предложения с выделенными словами во мно­жественном числе в разных значениях.


8. Определить значения омонимов. Образовать, где воз­можно, множественное число. Составить предложения с выделенными существительными.

Лук, свет, мир, ключ, балка, коса, град.

Приведенные упражнения помогают учащимся унс- нить семантику имени существительного, как лексико- грамматической категории, усвоить грамматические при­знаки его, а также повторить некоторые лексические по­нятия.

При изучении рода и склонения имен существительных следует продолжить работу по закреплению лексических понятий. Например, можно предложить такие упраж­нения:

1. Определить род и число существительных. Почему не­которые существительные не имеют рода? Какие сло­ва являются многозначными? Проверить свои ответы по толковому словарю.

Родина, путь, дупло, ворота, погода, выборы, сон, звез­да, честность, золото, животное, свет, речь, молодежь» заморозки, восторг, сливки, мед, стол, клюква, корень, картофель, чай.

Составить 8 словосочетаний с многозначными словами (по выбору).

2. Выяснить грамматическое (значение рода и склоне­ние) и лексическое значения имен существительных. С выделенными словами составить предложения.

Рельс, плацкарта, туннель, тюль, полынь, ковыль, де­по, бандероль, шоссе, рояль, метро, кофе, эскимо, фойе.

Определить род и склонение существительных первой группы. Сопоставить грамматическое (значение рода и склонение) и лексическое значения слов первой и вто* рой групп.

1) Земля, земляк, землемер, земляника, землетрясе­ние. 2) Земля, земли, земле, землю, землей, о земле.

Эти упражнения учат школьников отличать разные iro иначению слова от форм одного и того же слова, отличать лексическое значение слова от грамматического.,


4. Списать предложения. Заменить выделенные слова си­нонимами. Сравнить, совпадает ли склонение синони­мов со склонением выделенных слов.

1. На вершние горы туристы любовались родником (ключ) с холодной прозрачной водой. 2) Рано утром мы с другом (товарищ) пошли на рыбалку. 3) На вечере я встретился с преподавателем (учитель). 4) По окончании института мой брат стал доктором (врач). 5) На занятии кружка ребята поделились своими впечатлениями о кни­ге «Повесть о настоящем человеке» с солдатом (боец).

5. Выписать существительные 1-го, 2-го и 3-го склонения. К выделенным существительным подобрать антонимы.

Отечество, мир, фронт, ударник, болезнь, молния, яб­лоня, запад, незнание, житель, насыпь, герой, труд, мо­лодежь, зима, шахта, станция, правда, скорость, раз­рядка.

Составить предложения с любой парой антонимов.

6. Подобрать к данным словам антонимы. Определить род антонимов. Совпадает ли он с родом данных слов? Ра­зобрать по составу выделенные существительные.

1) Шум, болезнь, холод, радость, начало. 2) Восход,

чистота, жизнь, добро, молодость.

С выделенными словами и антонимами к ним составить

предложения.

7. Указать несклоняемые существительные. С выделен­ными словами составить предлояшшя. Заменить, где можно, заимствованные слова русскими синонимами.

Абзац, информация, шефство, жюри, радио, шоссе, ателье, пианино, архитектор, экспорт, импорт, фонетика, морфология, геометрия, прогрессия, хирургия, библиоте­ка, астронавт, реконструкция, какао, метро, колибри, фи­ле, фойе.

Выполнение этих и других аналогичных упражнений потребует от учащихся определенных умственных усилии, обращения к ранее пройденному материалу. Учащиеся должны не только подобрать нужное слово, но и соста­вить с ним словосочетание или предложение. Такие за- даяия важны и тем, что учащиеся, выполняя их, активи­зируют свой словарный запас, пополняют его словами изу­чаемой лексико-грамматической категории.

При изучении тем «Способы образования имен суще­ствительных» и «Не с именами существительными» в

V классе учащиеся знакомятся с различными способами образования существительных, узнают, что существитель­ные можно образовать от других частей речи при помощи суффикса, приставки, суффикса и приставки одновремен­но, а также путем сложения основ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: