Как уже было сказано, новое слово воспринимается в языке как неологизм лишь до тех пор, пока оно не будет окончательно освоено языком и не перейдет в активный словарный запас. Так, слова здравница, космонавт, лавсан н др., бывшие еще недавно неологизмами, сейчас не являются таковыми, поскольку они стали общеупотребительными- и утратили свои специфические стилистические качества.
Любой неологизм, который появляется в русском языке, создается по правилам русского словопроизводства и нормам русского грамматического строя. Так, например, слово стыковка образовано от исконно русского cnoisa стыковать с помощью суффикса -к(а), так же как зимовка.
Эти сведения следует закрепить с помощью упражнений, указанных в учебнике русского языка для V — VI классов, а также, если позволяет время, с помощы» дополнительных упражнений.
3. Выяснить с помощью словаря лексическое значение данных слов. В каком значении они являются неологизмами?
Знатный, ударник, разряд, династия.
Составить предложения с этими словами.
Как уже говорилось, школьный курс лексики предусматривает в V классе изучение устойчивых словосочетаний (фразеологизмов). При изучении дайной темы учителю следует опираться на знания учащихся о сочетании слов, приобретенные в начальных классах. Эта лексическая тема представляет для учащихся известную трудность, так как они зачастую не могут отграничить устойчивые словосочетания от свободных сочетаний слов. В связи с этим учащиеся допускают ошибки при синтаксическом разборе предложений, включающих фразеологические обороты: производят пословный разбор устойчи- EI-X словосочетаний.
Учитывая все это, целесообразно изучение фразеологизмов проводить в несколько этапов, расчленяя эту тему на ряд последовательных мыслительных операций и закрепляя материал с помощью упражнений.
|
В связи с этим можно наметить следующие этапы ознакомления с фразеологическим оборотом: раскрытие сущности данного понятия, знакомство с термином; толкование значения фразеологизмов в словарях; выявление наиболее характерных грамматических признаков фразеологических единиц; употребление устойчивых сочетаний слов в речи в зависимости от цели высказывания.
Остановимся на каждом этапе.
Раскрытие понятия «фразеологический оборот» и «фразеологизм» можно провести индуктивным путем, как это сделано в учебнике для V—VI классов (см. § 13): предложить учащимся выписать из текста устойчивые словосочетания и с помощью вопросов раскрыть их сущность и отличительные признаки. Но можно ознакомить учащихся с этим лексическим понятием и дедуктивным путем — в процессе беседы.
Слово «фразеология» греческого происхождения (phrasis — вырая^ение и logos — учение).
Фразеологические обороты — это устойчивые сочета- ния слов. Они всегда состоят из двух или более слов, например: бросить якорь, дать слово, играть в прятки, ей-, гп, па телефоне, бить в одну точку, вертеться как белка а колесе и др.
Как и знаменательные слова, фразеологизмы обозначают явления действительности.
По значению фразеологизм можно соотнести со слоном-синонимом, например: кот наплакал —- мало; точка прения — мнение; бить баклуши — бездельничать; на самом деле — действительно, фактически; само собой разумеется — конечно, безусловно; спустя рукава — небрежно; слово в слово — точно, дословно; переводить дух — отдохнуть; вешать нос — тосковать, грустить; непочатый край — много и др.
|
Значение фразеологических оборотов разъясняется в толковых словарях, а также в специальных фразеологи- ческих словарях[16]. Помимо словарей, существуют различные книги-справочники, в которых раскрываются главным образом происхождение, история возникновения фразео* логизма[17]. Вот пример из книги «Крылатые слова»
II. С. Ашукииа и М. Г. Ашу киной:
Смотри в корень!
Афоризмы Козьмы Пруткова (1884).
Надо смотреть в корень и искать в каждом явлении причину «сох причин. (А. П. Ч е х о в. Рассказ неизвестного человека, 18.)
Вперед, рабкоры!
Лозунг рабкорин:
— Пишите в упор!
^Смотрите в корень!
(В. Маяковский. Рабкор.)
Эти сведения следует закрепить прежде всего с помощью упражнений, данных в учебнике русского языка для
V— VI классов, и задапий, направленных на обнаружение фразеологических оборотов в тексте и на выработку уме» и ия раскрывать их значение.
1. В следующих предложениях найти фразеологические обороты и выяснить их значение по словарю. Почему эти выражения являются фразеологизмами?
I. i) Как же это ты? Язык заплелся или голова не г.арила? Ведь ты же этот предмет как свои пять пальцев знаешь! (Осеева.) 2) Тебе учиться надо, не покладая рук учиться, тогда ты засверкаешь как золото. (Перегудов.) 3) Он сказал, что если б никто не подсказывал, то и дисциплина была бы лучше и никто не надеялся бы на подсказку, а сам бы взялся за ум и учился бы лучше. (Н. Носов.) 4) «Ну, подрос-то ты порядочно», — усмехнулась Ольга Николаевна. «Только ума не набрался», — добавил Юра Касаткин. (Н. Носов.)
|
П. 1) Я вышел из кибитки. Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз выколи. (Пушкин.) 2) Вечер был как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами. (JI. Толстой.) 3) Мы стояли в воде по горло... Владимир дрожал, как лист, зуб на зуб не попадал. (Тургенев.) 4) И целый день она [мать] кружилась как белка в колесе, варила обед, варила лиловый студень для прокламаций и клей для них. (Горький.)
2. Выяснить значение фразеологизмов по словарю. Заменить их одним словом — синонимом.
Один на один (наедине), воплотить в жизнь (осуществить), не мудрствуя лукаво (просто), выпустить в свет (опубликовать), ни свет ни заря (рано), без году неделя (недавно), как зеницу ока (тщательно), ни зги не видно (темно), ни звука (тихо), ни к селу ни к городу (некстати).
Составить предложения с фразеологизмами.
3. К данным словам-синонимам подобрать фразеологизмы. Правильность выполнения проверить по словарю.
Безразлично (как с гуся вода), исчез (как сквозь землю провалился, промок насквозь (до последней нитки), перекусить (заморить червячка), долго (битый час), медленно (через час по чайной ложке), постепенно (шаг за шагом), серьезно (шутки в сторону).
4. К следующим фразеологизмам подобрать синонимы- фразеологизмы. Значение их выяснить по словарю.
С глазу на глаз (один на один), первым делом (в первую очередь), стреляный воробей (тертый калач), от дос
ки до доски (от корки до корки), куда глаза глядят (куда нош несут), между двух огней (между молотом и нако- иальней), минута в минуту (секунда в секунду), не по душе (не по вкусу), плечом к плечу (рука об руку).
Далее следует остановиться на особенностях фразеологических оборотов, их грамматических признаках.
Фразеологизмы по своему значению и грамматическим признакам соотносятся с той или иной частью речи. Различаются фразеологизмы, соотносительные с именем существительным (буря в стакане воды, игра слов, крокодиловы слезы, медвежья услуга, ни конца ни краю, кровь с молоком и др.), с именем прилагательным (чистой воды, подбитый ветром, какой ни на есть, легкий на подъем и др.), с глаголом (клевать носом, ходить на цыпочках, видеть насквозь, гадать на кофейной гуще и др.), с наречием (очертя голову, до мозга костей, во все лопатки, как снег на голову, на живую нитку и др.).
В составе предлоя<ения фразеологический оборот выступает как один член предложения в соответствии с его значением и соотнесенностью с частью речи. Чаще всего фразеологический оборот бывает сказуемым или.обстоятельством, реже выступает в роли подлежащего, дополнения и определения, например: Мой спутник держа,л свое слово и не трогал меня (Горький) — фразеологизм держал свое слово выполняет роль сказуемого; Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник й даже механик (Короленко)—фразеологизм мастер на все руки — именная часть сказуемого; А у молодого пескаря ума палата была... (Салтыков- Ще д р и н) — фразеологизм ума палата — подлежащее и т. д.
Раскрывая грамматические признаки фразеологизмов, важно остановиться на различении фразеологических обо* ротов и свободных словосочетаний.
В свободном словосочетании каждое слово сохраняет свое самостоятельное лексическое значение, может вступать в сочетания с другими словами, распространяться зависимыми словами; свободные словосочетания не икс- ют постоянного состава слов, а создаются говорящими » процессе общения.
Фразеологический оборот всегда состоит из одних: я тех же слов, он выступает как единица неразложим и. Фразеологизмы не создаются в процессе общения, а тю- производятся в речи в готоиом ииде, в котором они за* крепились в языке, причем в связи со словаки предложения вступает не каждый компонент фразеологизма, а фразеологический оборот в целом. Так, в предложении Брызгая водой, он без умолку говорил о походе, о товарищах и
о том, что теперь можно ни о чем не думать и бить баклуши до сентября (Осеева) весь фразеологизм бить баклуши (значение «бездельничать») соединяется со словом можно, в предложении Они перевернули вверх дном все комнаты и чуланы (Горбатов) фразеологизм вверх дном (значение «кувырком») соединяется со словом перевернули.
Изложенный в процессе беседы материал следует закрепить с помощью упражнений лексико-грамматического характера. Например:
1. С помощью словаря определить значения фразеологизмов. С какими частями речи они соотносятся?
Во все лопатки, мало каши ел, легкий на подъем, ходить на цыпочках, точка зрения, браться за ум, не по дням, а по часам, во весь дух.
Составить предложения с фразеологизмами.
2. Указать фразеологизмы и свободные сочетания слов.
Обосновать свой ответ.
Поднять на щит, зеленая роща, пустить корни, ломать голову, бросить мяч, длинный рукав, зеленая улица, сесть в поезд, бросать на ветер, поднять карандаш, длинный язык, пустить завод, сесть в лужу, ломать лед.
Составить предложения с фразеологизмами и свободными сочетаниями слов.
значения явлений действительности. Они употребляются » различных сферах человеческого общения.
Различают фразеологизмы общеупотребительные, которые могут употребляться как в разговорном, так и в книжном стиле, например: от всего сердца, из года в год, сдержать слово, время от времени, под открытым небом и др. Наряду с этим есть фразеологизмы, которые употребляются преимущественно или в разговорной (наступать на пятки, навострить лыжи, ломать голову, водить за нос, кривить душой, как сельди в бочке, шутки в сторону, первый блин комом и др.), или в книжной речи (сложить оружие, дела давно минувших дней, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень, дамоклов меч и др.).
Для закрепления этих сведений можно выполнить упражнения лексико-стилистического характера. Например:
1. Выяснить значение фразеологизмов по словарю. Указать, какие из них относятся к разговорному стилю, а какие — к книжному.
Браться за >м, коломенская верста, вылететь из головы, вертеться на языке, прокрустово ложе, как снег на голову, на лоне природы, с минуты на минуту, за семью дамками, брать быка за рога, ума палата, звезд с неба не к натает, злоба дня, авгиевы конюшни, удельный вес, находить общий язык, кануть в лету.
С.оспши'п. предложения с фразеологизмами разговорного и книжною стилей.
?. I |ид|>Г»рмг1. к данным фразеологизмам антонимы. Оира- II'шт., к каким стилям речи относятся фразеологизмы,
I’..mi i n и строй (выйти из строя), выбиваться из колеи (i <.дин. и колею), в глаза (за глаза), заваривать кату (р.к'.хлебывать кашу), гладить по шерсти (гладить проти* птрсти), легок на ногу (тяжел на ногу), жить своим умом (жить чужим умом).
К. Написать сочинение на тему «Живи, книга», по возможности включить в него следующие фразеологизмы: на каждом шагу, путевка в жизнь, увидеть свет, как зеницу ока.
РАБОТА ПО ЛЕКСИКЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ
Учебная программа по русскому языку отводит по
10 часов в каждом — IV и V — классе на изучение раз." дела «Лексика». Этого времени, конечно, недостаточно, чтобы привить учащпмся прочные знания, сформировать у них лексические умения и навыки. Поэтому на последующих этапах обучения нужна тренировочная работа но закреплению ранее полученных знаний.
«...Чтобы обеспечить действительно прочные знания учащихся, — отмечает А. В. Текучев, — необходимо проводить упражнения по тому же материалу не только в пределах данного урока, но и включать их в последующие уроки Bi связи с прохождением нового или организовывать специальные уроки по закреплению знаний и навыков учащихся» '.
Прочность знаний и павыков обеспечивается целенаправленной и систематической работой по закреплению пройденного материала, которая позволяет обобщить начальные сведения, придать им стройный характер, помогает учащимся применять эти сведения на практике.
«Только система, — писал К. Д. Ушинский,— способна удержать в памяти многочисленные и разнообразные грамматические сведения» [18].
Организуя 9ty работу, необходимо, чтобы закрепление й повторение изученного не было простым воспроизведением ранее полученных знаний, а проводилось бы в ином аспекте, в «новых комбинациях», чтобы при этом предусматривалась активная самостоятельная работа учащихся.
Работу по лексике следует продолжить и в дальнейшем, особенно при изучении грамматических тем. Это важно еще и потому, что лексические понятия, изученные в IV и V классах, в должной мере не используются при работе над частями речи. Между тем части речи, как лексико-грамматические разряды слов, обладают широкими возможностями для организации повторения и закрепления основных сведений по лексике.
Язык, как известно, строго организованная система, в которой все уровни взаимосвязаны и выполняют определенные функции. Слово же, как лексическая единица, является предметом изучения на всех уровнях языка. В свя- т с этим, по терминологии В. В. Виноградова, имеются «слова фонетические», «слова грамматические», «слова лексические».
Грамматика, особенно морфология, органически связана с лексикой: в морфологии слова объединяются в различные лексико-семантические разряды, а в синтаксисе участвуют в построении словосочетаний и предложений, являясь при этом членами предложения. «Грамматические формы и значения слов, — писал В. В. Виноградов, — находятся в тесном взаимодействии с лексичесюши значениями» f. Этой взаимосвязью и обусловливаются возможности для повторения теоретических сведений по лексике, заложенные в самих грамматических категориях. Так, от лексического значения зависит окончание именительного надёжа множественного числа некоторых существительных: лист — листва и листья, хлеб — хлеба и хлебы, зуб — иубы и зубья. Разные формы множественного числа этих существительных указывают на многозначность слова, переносное значение, омонимию. Не все существительные имеют множественное число (например: молоко, молодежь, сахар, зелень и др.), что также связано с семантикой слова. В то же время и лексическое значение отдельных слов может зависеть от грамматического значения. Например, существительное интерес в единственном число означает склонность, увлечение, а во множественном— запросы, стремления.
Таким образом, взаимосвязь лексики и грамматики по- IIполнот рассматривать слово в единстве семантики и грам- мп I н'юе.ких свойств, а это дает возможность учащимся в процессе изучения морфологии четко разграничивать лек-
I ниц I римматические значения, присущие частям речи (I рлмммIпческио значения рода, числа, времени, пакло- поnпи и т. д.), и лексическое значение каждого конкретпо- ю слова в пределах одной части речи.
((собенно следует учитывать связь лексики и грамматики при организации заданий, направленных па повторение и закрепление сведений по лексике, так как нередко и in изучении частей речи все внимание учащихся сосредо- гочивается на выявлении грамматических признаков, т. е. на грамматической стороне, которая иногда отрывается от лексической.
На уроках морфологии в процессе изучения частей речи обогащаются представления учащихся о типах значений слов, развивается и углубляется понимание лексического значения слов. Наряду с этим изучение частей речи как лексико-грамматических групп способствует обогащению словарного запаса учащихся.
Учебная программа по русскому языку ориентирует учителя на повторение и закрепление сведений по лексике, изученных в IV и V классах, при прохождении грамматики. Вторые пункты программы содержат указания, какие понятия по лексике следует закрепить при прохождении той или иной грамматической темы, какими речевыми навыками должны при этом овладеть учащиеся. Так, в IV классе при изучении словообразования предусматривается работа по различению оттенков значения, вносимых суффиксами и приставками, по овладению умением подбирать слова определенной морфологической структуры (например, состоящие из корня и окончания, из приставки, корня и суффикса и т. д.); при изучении имени существительного, имени прилагательного и глагола — повторение и закрепление понятий «синонимы» и «антонимы», умение пользоваться синонимами в речи для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов; в V классе учащиеся, продолжая изучение существительного к прилагательного, обязаны прочно усвоить значение суффиксов увеличительных, пренебрежительных и уменьшительно-ласкательных; кроме того, при изучении прилагательного повторить сведения о словах с переносным значением, при изучении глагола — приставки, имеющие противоположное значение, и т. д.
Однако во вторых пунктах программы предусмотрено повторение не всех понятий, изученных на уроках лексики. Предполагается, что учитель, приступая к изучению той или иной грамматической темы, исходя из природы самого языкового явления, а также учитывая уровень подготовки учащихся и время, отведенное программой на усвоение данной темы, сумеет наметить те лексические понятия, которые целесообразно повторить.
Объяснительная записка к программе указывает, что «круг предусмотренных вторыми пунктами умений и на-
шлков может быть расширен учителем, если сделать это позволяет ему время и уровень подготовленности класса» f. Так, имеются большие возможности для закрепления лексических понятий при изучении имени существительного
II IV—V классах.
Тема «Имя существительное» очень интересна в лексическом отношении, так как эта часть речи включает обширный разряд слов, обозначающих конкретные предметы, живые существа, вещества, различные явления объективной действительности, отвлеченные понятия (качество, свойство, действие и состояние). Все это способствует проведению словарной работы, обогащению словаря учащихся. В то же время сам теоретический материал и разнообразные упражнения, содержащиеся в разделе «Имя существительное», позволяют повторять сведения но лексике.
Так, усвоение грамматических категорий имени существительного хорошо сочетается с работой по лексике. Эту работу следует проводить практическим путем, вводя раз-[19] нообразные лексические задания к грамматическим упражнениям. В отличие от специальных уроков лексики, где лексические задания были основными, здесь они становятся сопутствующими.
Рассмотрим закрепление и повторение сведений по лексике при изучении основных тем имени существительного}
1) значение имени существительного и его основные грамматические признаки (изменение по падежам и числам, принадлежность к одному из трех родов); 2) род и склонение имени существительного; 3) образование существительного; 4) не с именами существительными.
Уже при определении лексико-грамматического значения имени существительного полезно грамматические задания осложнить заданиями лексическими, направленными на формирование обобщенного понятия о предмете. Известно, что в грамматике понятие предметности охваты* лает не только предметы-вещи (стол, трактор, дом), живые существа (человек, лиса, воробей), но и явления природы (ветер, дождь, снег), общественной жизни (мир, груд, коммунизм, разоружение, конституция), различные признаки (краснота, белизна, молодость), действия и состояния (стройка, беготня., плавание, болезнь).
? целью выяснения категориального значения имени существительного следует выполнить упражнения из учебника для IV класса, а также такое упражнение:
Прочитать текст; выписать выделенные имена существительные, распределяя их в группы; сопоставить грамма- 1 тическое (значение предметности) и лексическое значения этих слов.
Каждое утро на дощатый стол в саду мы насыпали крошки и крупу. Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки. У синиц были белые пушистые щеки, и когда синицы все сразу клевали, то было похоже, будто по столу торопливо быот десйтки белых молотков.
Синицы ссорились, трещали, и этот треск, напоминавший быстрые удары ногтем по стакану, сливался в веселую мелодию. Казалось, что в саду играл на старом столе живой щебечущий музыкальный ящик.
(К. Паустовский.)
Говоря о лексико-грамматическом значении: существительного, важно обратить внимание учащихся на те существительные, которые обозначают качество или свойство, действие или состояние предметов. Эта группа существительных вызывает у школьников затруднения, так как они смешивают их с соответствующими прилагательными и глаголами. Чтобы научить четко различать существительные и прилагательные, с одной стороны, и существительные и глаголы — с другой, а также пополнить словарь учащихся словами этой группы, можно предложить выполнить упражнения лексико-грамматического характера. Например:
1. Определить, к какой части речи принадлежат слова каждой пары, каково их грамматическое значение (предмета, признака или действия). При помощи сло- р.аря выяснить их лексическое значение. С выделенными словами составить словосочетания.
2. Определить, к какой части речи относятся однокоренные слова.
а) 1) Лучший стрелок, которого удалось мне встречать, стрелял каждый день, по крайней мере три раза перед обедом. (Пушкин.) 2) От орудийной стрельбы гудело все вокруг, вздрагивала земля от взрывов. (А. Толстой.)
б) 1) Она попробовала решить задачу, взглянув предварительно в решения. (Вересаев.) 2) Этот вопрос должен решиться общим голосованием.
3. К словам старый, светлый, звонкий, цветочный, травяной, посадить, строить, решить подобрать однокореп- ные существительные. Определить грамматическое (значение предметности, признака или действия) и лексическое. значения существительных. Составить 6 предложений с однокоренными словами.
Подобные упражнения помогают учащимся осознать грамматическое понятие предметности путем сравнения имен существительных с однокоренными словами, принадлежащими к другим частям речи. Наряду с этим учащиеся закрепляют навык правильно определять лексиче* ское значение слова.
В процессе работы над усвоением категориального значения имени существительного и его основных грамматических признаков следует повторить и закрепить лексические понятия, связанные с семантикой слова.
Можно предложить, например, такие упражнения:
1. Выяснить, что обозначают существительные каждой группы. Какие существительные являются однозначными, а какие многозначными? Проверить свои отве«ты по толковому словарю.
1) Стол, парта, река, пефть, золото, хлеб, перо, голова. 2) Человек, колхозник, плотник, врач, офицер, мальчик; орел, лошадь, бабочка, лев, окунь. 3) Зима, гроза, ветер, буря, утро. 4) Мир, разоружение. 5) Беготня, честность, глубина, бодрость.
2. Составить предложения со словами-существительными в разных значениях: хлеб, земля, класс, корень, звезда, рукав, квартал. К какой группе существительных относятся данные слова?
3. Определить значения существительных. К данным словам недобрать синонимы.
Холод, молодость, шум, начало, несчастье, план, авиация, возвышенность, анализ, сражение, заседание.
Составить предложения с выделенными словами.
4. Указать антонимы разнокорневые и однокорневые. К какой группе существительных относятся антонимы?
Правда — ложь, счастье — несчастье, дело — безделье, труд — лень, ученый — неученый, друг — враг, молодость — старость, война — мир, зима — лето, недруг — друг, неудовольствие — удовольствие.
Составить 5 словосочетаний с антонимами.
5. Определить часть речи выделенных слов. Найти в словосочетаниях слова-омонимы. Почему эти слова являются омонимами?
Лист бумаги — лавровый лист, автомобильный завод- завод у часов, печь пироги — каменная печь, мой лицо — мой друг, ключ от двери — ключ бьет из-под земли, косой дождь — работать косой, русая ко.са — острая коса, звездный мир — движение за мир во всем мире, электрическая пила — пила кофе.
Составить 6 предложений с сочетаниями слов.
6. Выписать в две колонки: 1) существительные, которые употребляются только в единственном числе, и 2) существительные, которые употребляются только во множественном числе. К выделенным существительным подобрать синонимы.
Орфография, санки, горелки, веселье, свет, правда, дрожжи, чистота, выборы, прохлада, воздух, чернила, консервы, брюки, часы, ножницы, весы, очки.
7. Поставить данные имена существительные во множественном числе. Определить, какие значения могут иметь эти существительные.
Лист, лагерь, корень, зуб, корпус, пропуск.
Составить предложения с выделенными словами во множественном числе в разных значениях.
8. Определить значения омонимов. Образовать, где возможно, множественное число. Составить предложения с выделенными существительными.
Лук, свет, мир, ключ, балка, коса, град.
Приведенные упражнения помогают учащимся унс- нить семантику имени существительного, как лексико- грамматической категории, усвоить грамматические признаки его, а также повторить некоторые лексические понятия.
При изучении рода и склонения имен существительных следует продолжить работу по закреплению лексических понятий. Например, можно предложить такие упражнения:
1. Определить род и число существительных. Почему некоторые существительные не имеют рода? Какие слова являются многозначными? Проверить свои ответы по толковому словарю.
Родина, путь, дупло, ворота, погода, выборы, сон, звезда, честность, золото, животное, свет, речь, молодежь» заморозки, восторг, сливки, мед, стол, клюква, корень, картофель, чай.
Составить 8 словосочетаний с многозначными словами (по выбору).
2. Выяснить грамматическое (значение рода и склонение) и лексическое значения имен существительных. С выделенными словами составить предложения.
Рельс, плацкарта, туннель, тюль, полынь, ковыль, депо, бандероль, шоссе, рояль, метро, кофе, эскимо, фойе.
Определить род и склонение существительных первой группы. Сопоставить грамматическое (значение рода и склонение) и лексическое значения слов первой и вто* рой групп.
1) Земля, земляк, землемер, земляника, землетрясение. 2) Земля, земли, земле, землю, землей, о земле.
Эти упражнения учат школьников отличать разные iro иначению слова от форм одного и того же слова, отличать лексическое значение слова от грамматического.,
4. Списать предложения. Заменить выделенные слова синонимами. Сравнить, совпадает ли склонение синонимов со склонением выделенных слов.
1. На вершние горы туристы любовались родником (ключ) с холодной прозрачной водой. 2) Рано утром мы с другом (товарищ) пошли на рыбалку. 3) На вечере я встретился с преподавателем (учитель). 4) По окончании института мой брат стал доктором (врач). 5) На занятии кружка ребята поделились своими впечатлениями о книге «Повесть о настоящем человеке» с солдатом (боец).
5. Выписать существительные 1-го, 2-го и 3-го склонения. К выделенным существительным подобрать антонимы.
Отечество, мир, фронт, ударник, болезнь, молния, яблоня, запад, незнание, житель, насыпь, герой, труд, молодежь, зима, шахта, станция, правда, скорость, разрядка.
Составить предложения с любой парой антонимов.
6. Подобрать к данным словам антонимы. Определить род антонимов. Совпадает ли он с родом данных слов? Разобрать по составу выделенные существительные.
1) Шум, болезнь, холод, радость, начало. 2) Восход,
чистота, жизнь, добро, молодость.
С выделенными словами и антонимами к ним составить
предложения.
7. Указать несклоняемые существительные. С выделенными словами составить предлояшшя. Заменить, где можно, заимствованные слова русскими синонимами.
Абзац, информация, шефство, жюри, радио, шоссе, ателье, пианино, архитектор, экспорт, импорт, фонетика, морфология, геометрия, прогрессия, хирургия, библиотека, астронавт, реконструкция, какао, метро, колибри, филе, фойе.
Выполнение этих и других аналогичных упражнений потребует от учащихся определенных умственных усилии, обращения к ранее пройденному материалу. Учащиеся должны не только подобрать нужное слово, но и составить с ним словосочетание или предложение. Такие за- даяия важны и тем, что учащиеся, выполняя их, активизируют свой словарный запас, пополняют его словами изучаемой лексико-грамматической категории.
При изучении тем «Способы образования имен существительных» и «Не с именами существительными» в
V классе учащиеся знакомятся с различными способами образования существительных, узнают, что существительные можно образовать от других частей речи при помощи суффикса, приставки, суффикса и приставки одновременно, а также путем сложения основ.