Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1978. 7 глава




Они узнают также, что морфемы — суффиксы и при­ставки— являются значимыми частями слова и оказыва­ют существенное влияние на его лексическое значение. Работая над словообразованием и правописанием не о именами существительными, можно повторить и закре­пить с помощью упражнений изученные ранее теоретиче­ские сведения по лексике. Например:

1. Указать в словах суффиксы и приставки. В каждой па­ре сравнить лексические значения слов. Почему они из­менились?; Колхоз — колхозник, камень — каменщик, трактор —

тракторист, танк — танкист, разведка — разведчик, иерз- водить — переводчик, водить — водитель, красный — крас­нота, бодрый — бодрость, желтый — желтизна, старый — старик, белый — белизна, чистый — чистота.

2. Определить, от какой части речи образованы имена существительные и каким способом. Выяснить- лекси­ческое значение слов.

Наборщик, вертолетчик, станочник, бурильщик, мог*» тажник, грузчик, гордость, искатель, строгальщик, чер~ тежник, водопроводчик, газетчик, носильщик.

С выделенными словами составить предложения.

3. Подобрать к словам антонимы, имеющие приставк/ пре- или при-. Указать значение этих приставок. Отсутствие — уход —..., уважение —удаление —

4. От данных слов образовать существительные. К суще­ствительным подобрать антонимы.

1) Храбрый — храбрость — трусость; белый —.;. — * молодой — вежливый —...—...; грязный-...—

2) Лгать —.л —...; ненавидеть —... —...; грустить —

5. Списать предложения. Какой оттенок значения прида­ют выделенным словам суффиксы?

1) Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай. По­тешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек. Еще хоть ложечку. (Крылов.) 2) Ты жива еще, моя старушка... Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний неска­занный свет. (Есенин.) 3) Зеленой свежей травушкой полакомится скот. (Некрасов.) 4) Вдруг известье не­забвенное— получаю письмецо. (Некрасов.) 5) Коло­кольчик однозвучный утомительно гремит. (Пушкин.)

6) Вечно теплая шапчонка вся в пуху на нем, туго стянут сюртучонко узким ремешком. (Некрасов.) 7) Из лесу серый волчище выходит, *1ью он овцу унесет! (Н е- к р а с о в.)

6. Определить, каким способом образованы существитель­ные. Выяснить значения незнакомых слов но словарю. Указать в словах иноязычные элементы. Какие суще­ствительные являются неологизмами?

Авиамодель, кресло-кровать, атомоход, водопровод, велогонки, космодром, электропередача.

Составить словосочетания с данными словами.

7. Разобрать по составу выделенные существительные. Выписать из текста диалектные слова и определить их значения. Почему авторы использовали диалектные сло­ва, а не общеупотребительные?

1) Рано весной, как только сойдет снег и станет обсы­хать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары. (Аксаков.) 2) Вокруг со^ бора и за ним раскинулись «курени»: убогие деревянные домишки, порой плетневые мазанки с плоскими крыша­ми. (Короленко.) 3) Гостю постелили серую шубу в горнице, возле лежанки. (Шолохов.) 4) В чистой избе, возле русской печи висел искусно расшитый рушник.

5) На нем был оборванный зипун, на ногах обвязанные веревками по онучам оленьи поршни и растрепанная бе­лая шапчонка. (А. Толстой.) 6) И нагнулся старый ата­ман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком,


неотлучную сопутницу на морях, и на суше, н в походах, и дома. (Гоголь.) 7) Как доехал казак до станицы, на­поил он конька из криницы. (Бедный.)

8. Указать, где возможно, суффиксы существительных. Определить устаревшие слова. Выяснить в толковом словаре значение незнакомых слов. Для какого стиля характерны эти слова?

Лекарь, лабазник, писец, обитель, наперсник, оприч­ник, земство, ямщик, стольник, рыбарь, дружество, мла­дость.

9. Заменить данные определения одним словом — суще­ствительным. Проверить ответы по толковому словарю. Определить способ образования существительных дру­жинник, космонавт.

1) Тот, кто совершает полеты в космическое простран­ство. 2) Плотно соединить концами, частями. 3) Тот, кто состоит в дружине по охране общественного порядка.

4) Похожее на шелк синтетическое волокно и ткань из этого волокна.

Слова для справок: космонавт, дружинник, сты­ковка, нейлон.

10. К выделенным словам подобрать антонимы с при­ставкой не-. Вставить их вместо точек. Объяснить пра­вописание существительных с не.

1) Ученье свет, а... тьма. 2) Книга в счастье украша­ет, а в... утешает. 3) Друг до поры — тот же.... 4) Правда и со дна моря вынырнет, а... потонет.

11. Заменить, где возможно, существительные с пристав­кой не- синонимами без этой приставки.

Неприятель, несчастье, незабудка, неточность, неправ­да, невнимательность, неволя, негодование, независимость.

Составить словосочетания с синонимами.

12. Написать изложение. Указать профессиональные слова.

Восстановление домны

Восстановление домны началось.

Абрам Павлович Гамаюн поставил Павлика в своей бригаде


нагревальщиком заклепок. Это все, что он мог сделать для пле­мянника.

Никто из нагревальщиков не работал так споро, как Павлик. Ни у кого не было такого вишневого цвета нагрева, словно это была не заклепка, простой кусок горячего железа, а алая вишенка, зреющая и играющая на солнце. Ни у кого не было такого жара в саламандре, никто не нагревал в рабочий день столько заклепок, никто не умел так сноровисто подать пылающую заклепку котель­щику, как Павлик.

Его лицо почернело и высохло от вечного жара жаровни, па щеках и на носу появились большие алые пятна. Все хвалили Павлика. Сам мастер, ставший вдруг строгим к племяннику, пе мог удержаться от похвалы.

— Не племянника хвалю, — говорил он радостно,— нагреваль­щика я хвалю.

Мастер иногда вдруг останавливался среди работы и смотрел на белокурую грязную голову, склонившуюся над жаровней. Лицо мастера расплывалось в улыбке, он одобрительно качал головой и говорил рабочим:

— Из этого будет толк! Я мастер: я знаю.

Павлик краснел от этих похвал, он старался работать еще лучше. Заклепки прыгали в его щипцах, словно он вытаскивал из огня звезды.

(Б. Горбатов.)

Упражнения лексико-грамматического и лексико-ор­фографического характера, отражающие тесную связь грамматики и лексики, способствуют осознанному усвое­нию и закреплению грамматической теории и одновремен­но позволяют учащимся обобщить изученные ранее лек­сические понятия.

Вместе с тем в процессе выполнения упражнений школьники овладевают различными практическими уме­ниями: выяснять значение слова по толковому словарю, различать лексическое и грамматическое значение слова, устанавливать смысловые связи слова с другими словами, различать оттенки в значении синонимов, воспринимать переносное значение, выбирать из своего лексического за­паса наиболее точное слово, соответствующее целям вы­сказывания, и употреблять его в словосочетании или пред­ложении.

Характер заданий требует от учащихся умения пра­вильно раскрыть сущность того или иного лексического понятия, умения отличить его от близких, сопоставить с другими, сделать вывод, доказать выдвинутое положение.

Языковой материал упражнений обеспечивает попол­нение словаря учащихся, так как в процессе выполнения


этих упражнений они узнают значение новых слов и уточ­няют семантику уже известных.

Аналогично проводится закрепление знаний по лексике и при изучении имени прилагательного и глагола.

В разделе «Имя прилагательное» эта работа связывает­ся с раскрытием понятия признака предмета, лексико- грамматических особенностей этой части речи, с делением прилагательных на различные семантические группы (прилагательные качественные, относительные и притя­жательные), с ознакомлением образования прилагатель­ных от существительных, глаголов и других прилагатель­ных с помощью различных суффиксов и приставок» а также с изучением правописания не с прилагательными.

Раскрывая сущность понятия признака предмета и грамматические особенности прилагательного, важно об­ратить внимание учащихся на то, что грамматические фор­мы прилагательного (род, число и падеж) зависят от соответствующих форм имени существительного. Поэтому работу по закреплению грамматического и лексического материала следует строить преимущественно на словосо­четаниях, предложениях и связных текстах.

В процессе работы над семантическими группами имея прилагательных следует подчеркнуть большие возможно­сти качественных прилагательных вступать в синоними­ческие и антонимические отношения (например: жар­кий —г горячий — знойный — палящий, длинный — корот­кий, высокий — низкий, большой — маленький и т. д.).

При ознакомлении с относительными и притяжатель­ными прилагательными надо обратить внимание учащих­ся на ограниченные возможности этих прилагательных об­разовывать синонимические ряды (например: зимний спорт — спорт зимой, деревянный дом — дом из дерева., заячий мех—-мех зайца, волчьи зубы —зубы волк% и т. д.), на возможность перехода относительных прилага­тельных в качественные (например: золотое кольцо — з»- лотая пора, деревянный дом — деревянное лицо), а при* тяжательных прилагательных в относительные и качест­венные, в результате чего прилагательные выступают а переносном значении: лисья нора — нора лисы (притя­жательное значение), <<лисья шуба — шуба из меха лиса |(относительное значение), лисья натура — натура хитро­го, как лиса, человека (качественное значение); волчьи зубы =*= зубы волка (притяжательное значение), волчья


шапка — шапка из меха волка (относительное значение), волчьи нравы — нравы хищного, как волк, человека (ка­чественное значение).

Важно также показать, что одно и то же прилагатель­ное может обозначать разные признаки в зависимости от того, с каким существительным оно сочетается, напри­мер: зимний вечер (время), зимнее пальто (назначение), садовые цветы (место), садовые инструменты (назна­чение).

Изучение способов словообразования дает возмож­ность выявлять новые лексические значения прилагатель­ных и в первую очередь образование эмоционально-экс­прессивных слов с помощью суффиксов субъективной оценки,

В плане обогащения словаря учащихся представляет интерес образование прилагательных с помощью интер­национальных приставок, например: анти- ультра-, а-. Эти приставки характерны для заимствованных слов (аритмичный, антирелигиозный, ультрафиолетовые лучи).

Приемы работы по закреплению лексики при изучении правописания не с Прилагательными могут быть такими же, как и при изучении правописания не с существитель­ными.

Большие возможности для закрепления и повторения сведений по лексике предоставляет глагол, как лексико­грамматический разряд слов. По словам В. В. Виноградо­ва, это «самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка», очень богатая в семантиче­ском отношении. Это богатство смысловых значений обу­словлено наличием разнообразных глагольных категорий. Поэтому основное внимание при изучении глагола надо уделить отличию лексического значения от грамматиче­ского.

Как известно, в глаголе большую роль играют при­ставки, чем суффиксы. Одни приставки (от-, за-, про*, на- с-, по-, до-, раз-) образуют лишь парные видовые формы тех же глаголов (например: писать — написать, строить — построить, читать — прочитать и др.) и не изменяют лек­сического значения глагола, другие (пере-, под-, из-, воз-, вы- и др.), присоединяясь к глаголу, не только изменяют его вид, но и лексическое значение (например: писать — переписать, подписать, выписать и др.). Изменение ■ па- дожного управления у глагол.-в также ведет к изменению лексического значения (например: жить — непереходный 1лагол, прожить — переходный). Кроме того, при образо­вании глаголов с приставками следует обращать внима­ние учащихся на то, что часто вновь образованные гла­голы получают противоположное значение. Наряду с этим изучение других тем глагола позволяет повторить многие лексические понятия.

Таким образом, изучение основных грамматических тем по курсу русского языка в IV—VI классах предостав­ляет большие возможности для организации работы по лексике, которая тесно увязывается с морфологическими положениями. На этих уроках используются все типы уп­ражнений, рассмотренные выше,

В процессе изучения синтаксиса простого и слож­ного предложения в VII—VIII классах продолжается дальнейшее совершенствование знаний по лексике рус­ского языка, закрепление лексических умений и навыков.

Синтаксис тесно связан со всеми единицами языковой системы, ибо ои раскрывает функционирование этих еди­ниц в речи. Эта связь создает необходимые предпосылки для организации попутного повторения и закрепления лексических понятий при изучении различных синтакси­ческих тем.

Кроме того, усиленное внимание в школьном курсе русского языка, в том числе и в курсе синтаксиса, к се­мантике языковых единиц позволяет наряду с изучением синтаксического строя языка изучать синтаксические единицы на семантической основе, раскрывать внутрен­ние связи между их строением и значением.

Основными единицами синтаксиса, как известно, яв­ляются словосочетание и предложение.

Словосочетание предоставляет благодатный материал для изучения разных сторон языка в их взаимосвязи, воспитывает внимание у школьников к сочетаемости слов, к лексико-семантическим и грамматическим связям, спо­собствует усвоению норм построения словосочетаний, про дупреждению речевых ошибок.

Изучая словосочетания, их структуру и значение, спо собы связи слов в словосочетаниях, можно попутно прово дить повторение основных лексических понятий it не­сколько ином аспекте, чем проходило их изучение, и на более сложном дидактическом материале. В процессе этой


работы углубляются знания учащихся, связанные с: раз­личением лексического и грамматического значений слов.

Раскрывая сущность словосочетания, показывая отли­чие словосочетания от слова, от сочетания слов и пред­ложения, следует обратить внимание учащихся на то, что эти различия в первую очередь основаны на значении.

Словосочетание, как и слово, является номинативной единицей, которая служит для называния предмета, дей­ствия и признака. Сближаясь по своей роли в языке со словом, словосочетание отличается от него тем, что оно служит для расчлененного наименования предметов и яв­лений действительности, конкретизируя общее значение слова. Например, в словосочетаниях рабочий стол, пись­менный стол, диетический стол значение слова стол более конкретное, чем значение отдельного слова стол; в слово­сочетаниях работать на ферме, работать на стройке, друж­но работать значение слова работать более конкретное, чем значение отдельного слова работать, и т. д.

Отмечая семантическое различие между словом и сло­восочетанием, необходимо подчеркнуть, что словосочета­ние, как и слово, является строительным материалом для предложения, компоненты словосочетания выполняют в предложении ту или иную синтаксическую функцию*:

«Словосочетания,— пишет В. В. Виноградов, —...яв­ляются строительным материалом для предложения... и через предложение входят в систему коммуникативных средств языка. Но рассматриваемые вне предложения, как строительный материал для него, словосочетания так же, как и слова, относятся к области номинативных средств языка, средств обозначения предметов, явлений, процес­сов и т. п.» '.

Однако не всякое соединение слов образует словосо­четание, а лишь такое, которое состоит из знаменательных слов и в котором связь между словами устанавливается по смыслу и оформляется грамматически. Так, сочетание предлога с существительным (в лесу, на заводе, над мо­рем) не будет словосочетанием ввиду того, что предлог (в, на, над) не относится к знаменательной части речи. Это указание имеет существенное значение для отграни­чения словосочетания от сочетания слов.

Смысловая связь между словами в словосочетании

1 Грамматика русского языка. Т. II, Синтаксис. М., 1954, ч. I, с. 10.


обусловлена самой природой слова, относящегося к той или иной части речи, его лексическим значением, способ­ностью соединяться с другими словами.

Опыт работы школ показывает, что среди речевых оши­бок лексического и грамматического характера, допускае­мых учащимися, особенно много приходится на способы связи слов (главным образом на управление и согласо- вание).

Словосочетание отличается- и от предложения. Это различие довольно четко проведено в учебнике русского языка для VII—VIII классов]. Рассматривая схему на с. 23, в которой перечисляются существенные отличи­тельные свойства словосочетания и предложения, особо следует подчеркнуть, что словосочетание, являясь частью предложения, не имеет ни смысловой, ни интонационной законченности.

После того как понятие «словосочетание» раскрыто, для закрепления полученных знаний выполняются упраж­нения, которые содержатся в учебнике русского языка и которые, по мере возможности, целесообразно дополнить заданиями по лексике. Помимо этого, по усмотрению учи­теля и в зависимости от условий работы, можно выпол­нить и другие упражнения, преимущественно лексико­грамматического (лексико-синтаксического) характера. Например, такие:

1. Сопоставить значения отдельного слова и словосоче­тания, включающего данное слово. Где значение более конкретное? Почему?

Автомобиль — грузовой автомобиль, машина — сти­ральная машина, телевизор — цветной телевизор, ящик— почтовый ящик, молоко — парное молоко* перерыв —■ обе­денный перерыв, медаль — золотая медаль, обучение — производственное обучение, порошок — зубной порошок, галстук — пионерский галстук, значок — комсомольский значок, спорт — зимний спорт.

Составить предложения со словосочетаниями (по вы­бору).

1 См.: Русский язык. Учебник для 7—8 классов. Авт.: В а р х у- даров С. Г., К р ю ч к о в С. Б., Максимов JI. 10., Ч е ш к о Л. А. Изд. 6-е. М., 1978, с. 20 — 23.


2. Заменить слово еоМйййя одним словом. Синонимичны ли словосочетание и отдельное слово?

Передовая статья —..., открытое письмо —..., старый мужчина —..., молодой человек —..., столовая комната —..., принять решение —..., принести присягу —..., одер­жать победу —водитель трактора —..., житель Москвы —....

Слова для справо„к: юноша, решить, присягнуть, победить, передовица, старик, открытка, столовая, тракто­рист, москвич.

Изучая грамматическое значение словосочетаний, не­обходимо отметить, что словосочетания одного строения могут иметь различия, связанные с различными лекси­ческими значениями составляющих их слов. Например, словосочетания ударная стройка и обильный урожай име­ют одно строение (прилаг.+сущ.), однако они называют разные предметы и их признаки.

Знание учащимися категориальных значений частей речи поможет им правильно определять грамматическое значение словосочетаний, например: грамматическое зна­чение словосочетания мирный труд — это предмет и его признак (прилаг.+сущ.), словосочетания проложить трассу — действие и предмет, на который оно переходит (гл.+сущ. в в. п.), словосочетания работать быстро — действие и признак действия (гл.+нареч.) и т. д.

Теоретические сведения о строении и грамматическом значении словосочетаний закрепляются с помощью уп­ражнений учебника, которые целесообразно осложнить за­даниями на повторение лексики и упражнениями такого характера:

1. Составить словосочетания. Сравнить значение слов, входящих в словосочетание каждой пары. Почему грамматические значения словосочетаний разные?

Любовь (родина)—любить (родина), уважение (труд) — уважать (труд), постройка (дом) — построить (дом), рубка (лес)—рубить (лес), водитель (автобус) — водить (автобус), развитие (техника)—развивать (тех­ника), выполнение (долг)—выполнить (долг).

Составить подобные пары словосочетаний со словами уча­ствовать, помогать, бороться.


2. Составить словосочетания. Указать, в каких из них главное слово употреблено в переносном значении, а в каких является омонимом. Определить строение слово­сочетаний.

Играть (футбол, скрипка, глаза); извлечь (квадрат­ный корень, звук из струны, пулю из раны, пользу); из­дать (книга, постановление, звук); стирать (белье, пыль, в порошок).

3. Заменить выделенные слова синонимами. Изменилось ли грамматическое значение словосочетаний?

Обильный урожай (богатый), битва под Москвой (сра­жение), поставить вопрос (проблема), проложить трассу (магистраль), вызвать врача (доктор), заключить дого­вор (соглашение), стоит жара (зной), классифицировать растения (группировать), допустить ошибку (оплош­ность), выбрать профессию (специальность), любимая ра­бота (занятие).

С любыми словосочетаниями составить предложения.

4. Прочитать предложения. Выписать словосочетания с выделенными словами. Какие из них являются омони­мами, а какие нет и почему?

1) В северной части СССР находятся дремучие леса,— Для ремонта здания были возведены высокие леса.

2) В комнате была поставлена большая кирпичная печь, — Печь картофель — любимое занятие туристов. 3) К севе­ру от Москвы люди говорят на северном наречии. — На­речие в грамматике — неизменяемая часть речи, обозна­чающая признак действия или другого признака. 4) В ка­питалистических странах существуют антагонистические классы. — Старшие классы школы полностью укомплек­тованы. 5) В конце апреля на деревьях набухли первые почки. — Первые опыты пересадки почки у человека да­ли положительные результаты.

5. Написать изложение. Выписать словосочетания с вы­деленными словами. Заменить эти слова синонимами. Изменилось ли строение словосочетаний?

Корни жизни

Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место я поста­вил бы три слова: хлеб; труд, народ. Это три корня,, па которых держится наше государство. Это самая сущность нашего строя.

И эта корни так прочно переплелись, что ни разорвать их, ни разделить никогда. Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестает Сыть сыном своего народа, теряет лучшие духовные качества па- родные. Кто забывает^ что такое труд, пот и усталость, тот пе­рестает дорожить хлебом. Какой бы из этих трех могучих корней ни был поврежден у человека, он перестает быть настоящим че­ловеком...

(В. С у х о м л и н с к и й.)

При рассмотрении способов подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование, управление и при­мыкание) следует подчеркнуть большую роль, которая отводится лексическому значению слов.

Согласование и управление, как виды синтаксической связи, опираются на способность слова сочетаться с други­ми словами. Как уже говорилось, эта способность прису­ща всем знаменательным частям речи, хотя и не в оди­наковой степени. Так, имя существительное, обозначая иредмет, прежде всего соединяется с именем прилага­тельным, выражающим качества, признаки этих предме- тов; (например: майский дождь, известный мастер, при­лежный ученик), с причастиями (решенная задача, про­читанная книга, собранный урожай), с другими существительными в различных падежах с предлогами и Заз них (долгожитель космоса, содружество в космосе).

Глагол обладает широкой сочетаемостью с существи­тельными в различных падежах, в первую очередь с'су­ществительными прямого объекта (читать газету, видеть космонавта), с наречиями (говорить тихо, идти пешком, работать добросовестно, относиться по-дружески, распо­ложиться вблизи и др.). Эта сочетаемость обусловлена лексическим значением главного и зависимого слов.

Знакомя учащихся с примыканием, следует остановить ик внимание на том, что в отличие от согласования и уп­равления, где зависимое слово связывается с главным с помощью окончаний и предлогов, здесь эта связь осущест­вляется исключительно по смыслу,. поскольку в качест­ве примыкающего слова чаще всего выступают наречие, неопределенная форма глагола и деепричастие. В словосо­четаниях со связью примыкания в большинстве случаев выражаются обстоятельственные отношения (читать вслух, очень добрый, слушать улыбаясь, ехать шагом, хо­теть трудиться, рано проснуться).

Таким образом, изучение словосочетаний с опорой на знания учащихся по лексике способствует осмысленному

tiirt усвоению этой единицы языка, а следовательно, и более углубленному и осознанному пониманию синтаксического строя русского языка. Семантическая основа изучения словосочетания ведет к обогащению словарного запаса учащихся, позволяет повторить теоретические сведения по лексике.

Упражнения в учебнике желательно дополнить зада­ниями на повторение лексики, кроме того, можно предло­жить и такие упражнения:

1. Составить словосочетания с глаголами-синонимами. В скобках поставить вопросы. Указать способ связи слов в словосочетаниях.

Думать (над чем?) над задачей — размышлять (о чем?) о будущем, наградить (...?) (орден)—удосто­ить (...?) (награда), начать (...?) (занятие) — присту­пить (...?) (опыт), хотеть (...?) (мир) — стремиться (.,.?) (знания), ценить (...?) (труд) — дорожить (...?) (друж­ба), агитировать (...?) (кандидат в депутаты) — убеж­дать (...?) (слушатели), иметь (...?) (книга) — владеть (...?) (машина), руководить (...?) (учреждение) — воз­главлять (...?) (учреждение), ухаживать (...?) (живот­ные)— заботиться (...?) (животные).

2. Составить словосочетания с данными антонимами. Оп­ределить строение и грамматическое значение слово­сочетаний. Укапать способ связи слов в словосочета» ниях.

Приехать (Кавказ) — уехать (Кавказ), въехать (дом) — выехать (дом), прилететь (Крым) — вылететь (Крым), внести вещи (поезд) — вынести вещи (поезд)9 прийти (работа) — уйти (работа), прибежать (лес)— убежать (лес).

3* Заменить выделенные слова синонимами. К какому стилю относятся полученные словосочетания?

Сообщить о запуске спутника в космос (информиро­вать), сказать об отправлении поезда здоровья (извес­тить), ручаться за качественный ремонт (гарантировать), показать кинофильм (демонстрировать), рукоплескать оратору (аплодировать), доказывать правильность ответа (аргументировать), восстанавливать памятник искусства


(реставрировать), ввозить машины (импортировать), вы возить хлопок (экспортировать).

4. Заменить словосочетания одним словом, близким по значению. К какому стилю речи относятся словосо­четания?

Отправить телеграмму (телеграфировать), дать согла­сие (согласиться), оказывать помощь (помогать), принять участие (участвовать), вносить предложение (предла­гать), вести переписку (переписываться), хранить молча­ние (молчать), задать вопрос (спросить), подвергать критике (критиковать), вести разговор (разговаривать), заводить знакомство (знакомиться), принять решение (решить), дать разъяснение (разъяснить).

5. Заменить словосочетания синонимичными. Определить способ связи в данных и образованных словосочетаниях.

Шерстяное платье — платье из шерсти; моторная лод­ка —..., морской берег —..., сибирские реки —..., мор­ская служба —..., майские дожди —..., околоземная орби­та —..., пограничная застава —..., пшеничные поля —..., медвежья берлога —....

Составить предложения с синонимичными словосочета­ниями.

6. Составить словосочетания с данными словами, исполь­зовав разные способы связи. В какую тематическую группу входят эти слова? I

Слесарь, сваривать, машипист, токарь, водить, электро­сварщик, шлифовать, электромонтер, автослесарь, столяр, плотник, инструмент.

Ч. Составить словосочетания, использовав разные способы связи. Какая тематика объединяет эти слова?, К какому пласту лексики они относятся?

Спутник, лунник, космонавт, ракета, прилуниться, приземлиться, космодром, космос, ракетодром, космовиде­ние, луноход, интеркосмос, невесомость.

8. Заменить фразеологические обороты одним словом. Определить способ связи в полученных словосочетани­ях. Какие из фразеологизмов употребляются преиму­щественно в книжной, а какие — в разговорной речи?


Собраться с мыслями при ответе — сосредоточиться при ответе, поставить на ноги больного —вывести на чистую воду преступника — читать на сон грядущий — сказать положа руку на сердце —бежать сломя го­лову — до дома рукой подать —появиться как снег на голову — проснуться ни свет ни заря — все до лампочки —..., лежит за семью печатями — заехать в медвежий угол — точка зрения на вопрос — явиться ни к селу ни к городу — осваивать шаг за шагом — бросить взгляд вокруг —....

В результате выполнения упражнений на словосоче­тание, помещенных в учебнике, а также предложенных выше, учащиеся осмысливают основные признаки слово­сочетаний: их функцию называть предметы, признаки, действия более конкретно, чем слово; структуру; способы связи слов в словосочетаниях; синтаксические отношения между компонентами словосочетания. Учащиеся практи­чески устанавливают зависимость сочетаемости слов от их лексического значения и морфологической природы.

Изучение словосочетаний в тесной связи с повторени­ем лексики позволяет четко разграничивать прямое и пе­реносное значение слов.

Синонимическая и антонимическая работа со словосо­четаниями не только показывает учащимся возможности передачи мысли разными средствами языка, но и ведет к обогащению словарного запаса.

Благодаря работе над словосочетаниями учащиеся еще глубже познают связь грамматики с лексикой. Синтетиче­ские упражнения, используемые при изучении словосоче­таний, помимо усвоения грамматических знаний, выраба­тывают навыки употребления словосочетаний в речи и одновременно способствуют прочному закреплению лекси­ческого материала.

В дальнейшем работу по лексике следует проводить в процессе изучения членов предложения.

Различие словосочетания и предложения в известной мере связано с разграничением словосочетания и глав­ных членов предложения. Поэтому, рассказывая учащимся



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: