Они узнают также, что морфемы — суффиксы и приставки— являются значимыми частями слова и оказывают существенное влияние на его лексическое значение. Работая над словообразованием и правописанием не о именами существительными, можно повторить и закрепить с помощью упражнений изученные ранее теоретические сведения по лексике. Например:
1. Указать в словах суффиксы и приставки. В каждой паре сравнить лексические значения слов. Почему они изменились?; Колхоз — колхозник, камень — каменщик, трактор —
тракторист, танк — танкист, разведка — разведчик, иерз- водить — переводчик, водить — водитель, красный — краснота, бодрый — бодрость, желтый — желтизна, старый — старик, белый — белизна, чистый — чистота.
2. Определить, от какой части речи образованы имена существительные и каким способом. Выяснить- лексическое значение слов.
Наборщик, вертолетчик, станочник, бурильщик, мог*» тажник, грузчик, гордость, искатель, строгальщик, чер~ тежник, водопроводчик, газетчик, носильщик.
С выделенными словами составить предложения.
3. Подобрать к словам антонимы, имеющие приставк/ пре- или при-. Указать значение этих приставок. Отсутствие — уход —..., уважение —удаление —
4. От данных слов образовать существительные. К существительным подобрать антонимы.
1) Храбрый — храбрость — трусость; белый —.;. — * молодой — вежливый —...—...; грязный-...—
2) Лгать —.л —...; ненавидеть —... —...; грустить —
5. Списать предложения. Какой оттенок значения придают выделенным словам суффиксы?
1) Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай. Потешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек. Еще хоть ложечку. (Крылов.) 2) Ты жива еще, моя старушка... Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний несказанный свет. (Есенин.) 3) Зеленой свежей травушкой полакомится скот. (Некрасов.) 4) Вдруг известье незабвенное— получаю письмецо. (Некрасов.) 5) Колокольчик однозвучный утомительно гремит. (Пушкин.)
|
6) Вечно теплая шапчонка вся в пуху на нем, туго стянут сюртучонко узким ремешком. (Некрасов.) 7) Из лесу серый волчище выходит, *1ью он овцу унесет! (Н е- к р а с о в.)
6. Определить, каким способом образованы существительные. Выяснить значения незнакомых слов но словарю. Указать в словах иноязычные элементы. Какие существительные являются неологизмами?
Авиамодель, кресло-кровать, атомоход, водопровод, велогонки, космодром, электропередача.
Составить словосочетания с данными словами.
7. Разобрать по составу выделенные существительные. Выписать из текста диалектные слова и определить их значения. Почему авторы использовали диалектные слова, а не общеупотребительные?
1) Рано весной, как только сойдет снег и станет обсыхать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары. (Аксаков.) 2) Вокруг со^ бора и за ним раскинулись «курени»: убогие деревянные домишки, порой плетневые мазанки с плоскими крышами. (Короленко.) 3) Гостю постелили серую шубу в горнице, возле лежанки. (Шолохов.) 4) В чистой избе, возле русской печи висел искусно расшитый рушник.
5) На нем был оборванный зипун, на ногах обвязанные веревками по онучам оленьи поршни и растрепанная белая шапчонка. (А. Толстой.) 6) И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком,
|
неотлучную сопутницу на морях, и на суше, н в походах, и дома. (Гоголь.) 7) Как доехал казак до станицы, напоил он конька из криницы. (Бедный.)
8. Указать, где возможно, суффиксы существительных. Определить устаревшие слова. Выяснить в толковом словаре значение незнакомых слов. Для какого стиля характерны эти слова?
Лекарь, лабазник, писец, обитель, наперсник, опричник, земство, ямщик, стольник, рыбарь, дружество, младость.
9. Заменить данные определения одним словом — существительным. Проверить ответы по толковому словарю. Определить способ образования существительных дружинник, космонавт.
1) Тот, кто совершает полеты в космическое пространство. 2) Плотно соединить концами, частями. 3) Тот, кто состоит в дружине по охране общественного порядка.
4) Похожее на шелк синтетическое волокно и ткань из этого волокна.
Слова для справок: космонавт, дружинник, стыковка, нейлон.
10. К выделенным словам подобрать антонимы с приставкой не-. Вставить их вместо точек. Объяснить правописание существительных с не.
1) Ученье свет, а... тьма. 2) Книга в счастье украшает, а в... утешает. 3) Друг до поры — тот же.... 4) Правда и со дна моря вынырнет, а... потонет.
11. Заменить, где возможно, существительные с приставкой не- синонимами без этой приставки.
Неприятель, несчастье, незабудка, неточность, неправда, невнимательность, неволя, негодование, независимость.
Составить словосочетания с синонимами.
12. Написать изложение. Указать профессиональные слова.
Восстановление домны
Восстановление домны началось.
Абрам Павлович Гамаюн поставил Павлика в своей бригаде
|
нагревальщиком заклепок. Это все, что он мог сделать для племянника.
Никто из нагревальщиков не работал так споро, как Павлик. Ни у кого не было такого вишневого цвета нагрева, словно это была не заклепка, простой кусок горячего железа, а алая вишенка, зреющая и играющая на солнце. Ни у кого не было такого жара в саламандре, никто не нагревал в рабочий день столько заклепок, никто не умел так сноровисто подать пылающую заклепку котельщику, как Павлик.
Его лицо почернело и высохло от вечного жара жаровни, па щеках и на носу появились большие алые пятна. Все хвалили Павлика. Сам мастер, ставший вдруг строгим к племяннику, пе мог удержаться от похвалы.
— Не племянника хвалю, — говорил он радостно,— нагревальщика я хвалю.
Мастер иногда вдруг останавливался среди работы и смотрел на белокурую грязную голову, склонившуюся над жаровней. Лицо мастера расплывалось в улыбке, он одобрительно качал головой и говорил рабочим:
— Из этого будет толк! Я мастер: я знаю.
Павлик краснел от этих похвал, он старался работать еще лучше. Заклепки прыгали в его щипцах, словно он вытаскивал из огня звезды.
(Б. Горбатов.)
Упражнения лексико-грамматического и лексико-орфографического характера, отражающие тесную связь грамматики и лексики, способствуют осознанному усвоению и закреплению грамматической теории и одновременно позволяют учащимся обобщить изученные ранее лексические понятия.
Вместе с тем в процессе выполнения упражнений школьники овладевают различными практическими умениями: выяснять значение слова по толковому словарю, различать лексическое и грамматическое значение слова, устанавливать смысловые связи слова с другими словами, различать оттенки в значении синонимов, воспринимать переносное значение, выбирать из своего лексического запаса наиболее точное слово, соответствующее целям высказывания, и употреблять его в словосочетании или предложении.
Характер заданий требует от учащихся умения правильно раскрыть сущность того или иного лексического понятия, умения отличить его от близких, сопоставить с другими, сделать вывод, доказать выдвинутое положение.
Языковой материал упражнений обеспечивает пополнение словаря учащихся, так как в процессе выполнения
этих упражнений они узнают значение новых слов и уточняют семантику уже известных.
Аналогично проводится закрепление знаний по лексике и при изучении имени прилагательного и глагола.
В разделе «Имя прилагательное» эта работа связывается с раскрытием понятия признака предмета, лексико- грамматических особенностей этой части речи, с делением прилагательных на различные семантические группы (прилагательные качественные, относительные и притяжательные), с ознакомлением образования прилагательных от существительных, глаголов и других прилагательных с помощью различных суффиксов и приставок» а также с изучением правописания не с прилагательными.
Раскрывая сущность понятия признака предмета и грамматические особенности прилагательного, важно обратить внимание учащихся на то, что грамматические формы прилагательного (род, число и падеж) зависят от соответствующих форм имени существительного. Поэтому работу по закреплению грамматического и лексического материала следует строить преимущественно на словосочетаниях, предложениях и связных текстах.
В процессе работы над семантическими группами имея прилагательных следует подчеркнуть большие возможности качественных прилагательных вступать в синонимические и антонимические отношения (например: жаркий —г горячий — знойный — палящий, длинный — короткий, высокий — низкий, большой — маленький и т. д.).
При ознакомлении с относительными и притяжательными прилагательными надо обратить внимание учащихся на ограниченные возможности этих прилагательных образовывать синонимические ряды (например: зимний спорт — спорт зимой, деревянный дом — дом из дерева., заячий мех—-мех зайца, волчьи зубы —зубы волк% и т. д.), на возможность перехода относительных прилагательных в качественные (например: золотое кольцо — з»- лотая пора, деревянный дом — деревянное лицо), а при* тяжательных прилагательных в относительные и качественные, в результате чего прилагательные выступают а переносном значении: лисья нора — нора лисы (притяжательное значение), <<лисья шуба — шуба из меха лиса |(относительное значение), лисья натура — натура хитрого, как лиса, человека (качественное значение); волчьи зубы =*= зубы волка (притяжательное значение), волчья
шапка — шапка из меха волка (относительное значение), волчьи нравы — нравы хищного, как волк, человека (качественное значение).
Важно также показать, что одно и то же прилагательное может обозначать разные признаки в зависимости от того, с каким существительным оно сочетается, например: зимний вечер (время), зимнее пальто (назначение), садовые цветы (место), садовые инструменты (назначение).
Изучение способов словообразования дает возможность выявлять новые лексические значения прилагательных и в первую очередь образование эмоционально-экспрессивных слов с помощью суффиксов субъективной оценки,
В плане обогащения словаря учащихся представляет интерес образование прилагательных с помощью интернациональных приставок, например: анти- ультра-, а-. Эти приставки характерны для заимствованных слов (аритмичный, антирелигиозный, ультрафиолетовые лучи).
Приемы работы по закреплению лексики при изучении правописания не с Прилагательными могут быть такими же, как и при изучении правописания не с существительными.
Большие возможности для закрепления и повторения сведений по лексике предоставляет глагол, как лексикограмматический разряд слов. По словам В. В. Виноградова, это «самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка», очень богатая в семантическом отношении. Это богатство смысловых значений обусловлено наличием разнообразных глагольных категорий. Поэтому основное внимание при изучении глагола надо уделить отличию лексического значения от грамматического.
Как известно, в глаголе большую роль играют приставки, чем суффиксы. Одни приставки (от-, за-, про*, на- с-, по-, до-, раз-) образуют лишь парные видовые формы тех же глаголов (например: писать — написать, строить — построить, читать — прочитать и др.) и не изменяют лексического значения глагола, другие (пере-, под-, из-, воз-, вы- и др.), присоединяясь к глаголу, не только изменяют его вид, но и лексическое значение (например: писать — переписать, подписать, выписать и др.). Изменение ■ па- дожного управления у глагол.-в также ведет к изменению лексического значения (например: жить — непереходный 1лагол, прожить — переходный). Кроме того, при образовании глаголов с приставками следует обращать внимание учащихся на то, что часто вновь образованные глаголы получают противоположное значение. Наряду с этим изучение других тем глагола позволяет повторить многие лексические понятия.
Таким образом, изучение основных грамматических тем по курсу русского языка в IV—VI классах предоставляет большие возможности для организации работы по лексике, которая тесно увязывается с морфологическими положениями. На этих уроках используются все типы упражнений, рассмотренные выше,
В процессе изучения синтаксиса простого и сложного предложения в VII—VIII классах продолжается дальнейшее совершенствование знаний по лексике русского языка, закрепление лексических умений и навыков.
Синтаксис тесно связан со всеми единицами языковой системы, ибо ои раскрывает функционирование этих единиц в речи. Эта связь создает необходимые предпосылки для организации попутного повторения и закрепления лексических понятий при изучении различных синтаксических тем.
Кроме того, усиленное внимание в школьном курсе русского языка, в том числе и в курсе синтаксиса, к семантике языковых единиц позволяет наряду с изучением синтаксического строя языка изучать синтаксические единицы на семантической основе, раскрывать внутренние связи между их строением и значением.
Основными единицами синтаксиса, как известно, являются словосочетание и предложение.
Словосочетание предоставляет благодатный материал для изучения разных сторон языка в их взаимосвязи, воспитывает внимание у школьников к сочетаемости слов, к лексико-семантическим и грамматическим связям, способствует усвоению норм построения словосочетаний, про дупреждению речевых ошибок.
Изучая словосочетания, их структуру и значение, спо собы связи слов в словосочетаниях, можно попутно прово дить повторение основных лексических понятий it несколько ином аспекте, чем проходило их изучение, и на более сложном дидактическом материале. В процессе этой
работы углубляются знания учащихся, связанные с: различением лексического и грамматического значений слов.
Раскрывая сущность словосочетания, показывая отличие словосочетания от слова, от сочетания слов и предложения, следует обратить внимание учащихся на то, что эти различия в первую очередь основаны на значении.
Словосочетание, как и слово, является номинативной единицей, которая служит для называния предмета, действия и признака. Сближаясь по своей роли в языке со словом, словосочетание отличается от него тем, что оно служит для расчлененного наименования предметов и явлений действительности, конкретизируя общее значение слова. Например, в словосочетаниях рабочий стол, письменный стол, диетический стол значение слова стол более конкретное, чем значение отдельного слова стол; в словосочетаниях работать на ферме, работать на стройке, дружно работать значение слова работать более конкретное, чем значение отдельного слова работать, и т. д.
Отмечая семантическое различие между словом и словосочетанием, необходимо подчеркнуть, что словосочетание, как и слово, является строительным материалом для предложения, компоненты словосочетания выполняют в предложении ту или иную синтаксическую функцию*:
«Словосочетания,— пишет В. В. Виноградов, —...являются строительным материалом для предложения... и через предложение входят в систему коммуникативных средств языка. Но рассматриваемые вне предложения, как строительный материал для него, словосочетания так же, как и слова, относятся к области номинативных средств языка, средств обозначения предметов, явлений, процессов и т. п.» '.
Однако не всякое соединение слов образует словосочетание, а лишь такое, которое состоит из знаменательных слов и в котором связь между словами устанавливается по смыслу и оформляется грамматически. Так, сочетание предлога с существительным (в лесу, на заводе, над морем) не будет словосочетанием ввиду того, что предлог (в, на, над) не относится к знаменательной части речи. Это указание имеет существенное значение для отграничения словосочетания от сочетания слов.
Смысловая связь между словами в словосочетании
1 Грамматика русского языка. Т. II, Синтаксис. М., 1954, ч. I, с. 10.
обусловлена самой природой слова, относящегося к той или иной части речи, его лексическим значением, способностью соединяться с другими словами.
Опыт работы школ показывает, что среди речевых ошибок лексического и грамматического характера, допускаемых учащимися, особенно много приходится на способы связи слов (главным образом на управление и согласо- вание).
Словосочетание отличается- и от предложения. Это различие довольно четко проведено в учебнике русского языка для VII—VIII классов]. Рассматривая схему на с. 23, в которой перечисляются существенные отличительные свойства словосочетания и предложения, особо следует подчеркнуть, что словосочетание, являясь частью предложения, не имеет ни смысловой, ни интонационной законченности.
После того как понятие «словосочетание» раскрыто, для закрепления полученных знаний выполняются упражнения, которые содержатся в учебнике русского языка и которые, по мере возможности, целесообразно дополнить заданиями по лексике. Помимо этого, по усмотрению учителя и в зависимости от условий работы, можно выполнить и другие упражнения, преимущественно лексикограмматического (лексико-синтаксического) характера. Например, такие:
1. Сопоставить значения отдельного слова и словосочетания, включающего данное слово. Где значение более конкретное? Почему?
Автомобиль — грузовой автомобиль, машина — стиральная машина, телевизор — цветной телевизор, ящик— почтовый ящик, молоко — парное молоко* перерыв —■ обеденный перерыв, медаль — золотая медаль, обучение — производственное обучение, порошок — зубной порошок, галстук — пионерский галстук, значок — комсомольский значок, спорт — зимний спорт.
Составить предложения со словосочетаниями (по выбору).
1 См.: Русский язык. Учебник для 7—8 классов. Авт.: В а р х у- даров С. Г., К р ю ч к о в С. Б., Максимов JI. 10., Ч е ш к о Л. А. Изд. 6-е. М., 1978, с. 20 — 23.
2. Заменить слово еоМйййя одним словом. Синонимичны ли словосочетание и отдельное слово?
Передовая статья —..., открытое письмо —..., старый мужчина —..., молодой человек —..., столовая комната —..., принять решение —..., принести присягу —..., одержать победу —водитель трактора —..., житель Москвы —....
Слова для справо„к: юноша, решить, присягнуть, победить, передовица, старик, открытка, столовая, тракторист, москвич.
Изучая грамматическое значение словосочетаний, необходимо отметить, что словосочетания одного строения могут иметь различия, связанные с различными лексическими значениями составляющих их слов. Например, словосочетания ударная стройка и обильный урожай имеют одно строение (прилаг.+сущ.), однако они называют разные предметы и их признаки.
Знание учащимися категориальных значений частей речи поможет им правильно определять грамматическое значение словосочетаний, например: грамматическое значение словосочетания мирный труд — это предмет и его признак (прилаг.+сущ.), словосочетания проложить трассу — действие и предмет, на который оно переходит (гл.+сущ. в в. п.), словосочетания работать быстро — действие и признак действия (гл.+нареч.) и т. д.
Теоретические сведения о строении и грамматическом значении словосочетаний закрепляются с помощью упражнений учебника, которые целесообразно осложнить заданиями на повторение лексики и упражнениями такого характера:
1. Составить словосочетания. Сравнить значение слов, входящих в словосочетание каждой пары. Почему грамматические значения словосочетаний разные?
Любовь (родина)—любить (родина), уважение (труд) — уважать (труд), постройка (дом) — построить (дом), рубка (лес)—рубить (лес), водитель (автобус) — водить (автобус), развитие (техника)—развивать (техника), выполнение (долг)—выполнить (долг).
Составить подобные пары словосочетаний со словами участвовать, помогать, бороться.
2. Составить словосочетания. Указать, в каких из них главное слово употреблено в переносном значении, а в каких является омонимом. Определить строение словосочетаний.
Играть (футбол, скрипка, глаза); извлечь (квадратный корень, звук из струны, пулю из раны, пользу); издать (книга, постановление, звук); стирать (белье, пыль, в порошок).
3. Заменить выделенные слова синонимами. Изменилось ли грамматическое значение словосочетаний?
Обильный урожай (богатый), битва под Москвой (сражение), поставить вопрос (проблема), проложить трассу (магистраль), вызвать врача (доктор), заключить договор (соглашение), стоит жара (зной), классифицировать растения (группировать), допустить ошибку (оплошность), выбрать профессию (специальность), любимая работа (занятие).
С любыми словосочетаниями составить предложения.
4. Прочитать предложения. Выписать словосочетания с выделенными словами. Какие из них являются омонимами, а какие нет и почему?
1) В северной части СССР находятся дремучие леса,— Для ремонта здания были возведены высокие леса.
2) В комнате была поставлена большая кирпичная печь, — Печь картофель — любимое занятие туристов. 3) К северу от Москвы люди говорят на северном наречии. — Наречие в грамматике — неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака. 4) В капиталистических странах существуют антагонистические классы. — Старшие классы школы полностью укомплектованы. 5) В конце апреля на деревьях набухли первые почки. — Первые опыты пересадки почки у человека дали положительные результаты.
5. Написать изложение. Выписать словосочетания с выделенными словами. Заменить эти слова синонимами. Изменилось ли строение словосочетаний?
Корни жизни
Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место я поставил бы три слова: хлеб; труд, народ. Это три корня,, па которых держится наше государство. Это самая сущность нашего строя.
И эта корни так прочно переплелись, что ни разорвать их, ни разделить никогда. Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестает Сыть сыном своего народа, теряет лучшие духовные качества па- родные. Кто забывает^ что такое труд, пот и усталость, тот перестает дорожить хлебом. Какой бы из этих трех могучих корней ни был поврежден у человека, он перестает быть настоящим человеком...
(В. С у х о м л и н с к и й.)
При рассмотрении способов подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование, управление и примыкание) следует подчеркнуть большую роль, которая отводится лексическому значению слов.
Согласование и управление, как виды синтаксической связи, опираются на способность слова сочетаться с другими словами. Как уже говорилось, эта способность присуща всем знаменательным частям речи, хотя и не в одинаковой степени. Так, имя существительное, обозначая иредмет, прежде всего соединяется с именем прилагательным, выражающим качества, признаки этих предме- тов; (например: майский дождь, известный мастер, прилежный ученик), с причастиями (решенная задача, прочитанная книга, собранный урожай), с другими существительными в различных падежах с предлогами и Заз них (долгожитель космоса, содружество в космосе).
Глагол обладает широкой сочетаемостью с существительными в различных падежах, в первую очередь с'существительными прямого объекта (читать газету, видеть космонавта), с наречиями (говорить тихо, идти пешком, работать добросовестно, относиться по-дружески, расположиться вблизи и др.). Эта сочетаемость обусловлена лексическим значением главного и зависимого слов.
Знакомя учащихся с примыканием, следует остановить ик внимание на том, что в отличие от согласования и управления, где зависимое слово связывается с главным с помощью окончаний и предлогов, здесь эта связь осуществляется исключительно по смыслу,. поскольку в качестве примыкающего слова чаще всего выступают наречие, неопределенная форма глагола и деепричастие. В словосочетаниях со связью примыкания в большинстве случаев выражаются обстоятельственные отношения (читать вслух, очень добрый, слушать улыбаясь, ехать шагом, хотеть трудиться, рано проснуться).
Таким образом, изучение словосочетаний с опорой на знания учащихся по лексике способствует осмысленному
tiirt усвоению этой единицы языка, а следовательно, и более углубленному и осознанному пониманию синтаксического строя русского языка. Семантическая основа изучения словосочетания ведет к обогащению словарного запаса учащихся, позволяет повторить теоретические сведения по лексике.
Упражнения в учебнике желательно дополнить заданиями на повторение лексики, кроме того, можно предложить и такие упражнения:
1. Составить словосочетания с глаголами-синонимами. В скобках поставить вопросы. Указать способ связи слов в словосочетаниях.
Думать (над чем?) над задачей — размышлять (о чем?) о будущем, наградить (...?) (орден)—удостоить (...?) (награда), начать (...?) (занятие) — приступить (...?) (опыт), хотеть (...?) (мир) — стремиться (.,.?) (знания), ценить (...?) (труд) — дорожить (...?) (дружба), агитировать (...?) (кандидат в депутаты) — убеждать (...?) (слушатели), иметь (...?) (книга) — владеть (...?) (машина), руководить (...?) (учреждение) — возглавлять (...?) (учреждение), ухаживать (...?) (животные)— заботиться (...?) (животные).
2. Составить словосочетания с данными антонимами. Определить строение и грамматическое значение словосочетаний. Укапать способ связи слов в словосочета» ниях.
Приехать (Кавказ) — уехать (Кавказ), въехать (дом) — выехать (дом), прилететь (Крым) — вылететь (Крым), внести вещи (поезд) — вынести вещи (поезд)9 прийти (работа) — уйти (работа), прибежать (лес)— убежать (лес).
3* Заменить выделенные слова синонимами. К какому стилю относятся полученные словосочетания?
Сообщить о запуске спутника в космос (информировать), сказать об отправлении поезда здоровья (известить), ручаться за качественный ремонт (гарантировать), показать кинофильм (демонстрировать), рукоплескать оратору (аплодировать), доказывать правильность ответа (аргументировать), восстанавливать памятник искусства
(реставрировать), ввозить машины (импортировать), вы возить хлопок (экспортировать).
4. Заменить словосочетания одним словом, близким по значению. К какому стилю речи относятся словосочетания?
Отправить телеграмму (телеграфировать), дать согласие (согласиться), оказывать помощь (помогать), принять участие (участвовать), вносить предложение (предлагать), вести переписку (переписываться), хранить молчание (молчать), задать вопрос (спросить), подвергать критике (критиковать), вести разговор (разговаривать), заводить знакомство (знакомиться), принять решение (решить), дать разъяснение (разъяснить).
5. Заменить словосочетания синонимичными. Определить способ связи в данных и образованных словосочетаниях.
Шерстяное платье — платье из шерсти; моторная лодка —..., морской берег —..., сибирские реки —..., морская служба —..., майские дожди —..., околоземная орбита —..., пограничная застава —..., пшеничные поля —..., медвежья берлога —....
Составить предложения с синонимичными словосочетаниями.
6. Составить словосочетания с данными словами, использовав разные способы связи. В какую тематическую группу входят эти слова? I
Слесарь, сваривать, машипист, токарь, водить, электросварщик, шлифовать, электромонтер, автослесарь, столяр, плотник, инструмент.
Ч. Составить словосочетания, использовав разные способы связи. Какая тематика объединяет эти слова?, К какому пласту лексики они относятся?
Спутник, лунник, космонавт, ракета, прилуниться, приземлиться, космодром, космос, ракетодром, космовидение, луноход, интеркосмос, невесомость.
8. Заменить фразеологические обороты одним словом. Определить способ связи в полученных словосочетаниях. Какие из фразеологизмов употребляются преимущественно в книжной, а какие — в разговорной речи?
Собраться с мыслями при ответе — сосредоточиться при ответе, поставить на ноги больного —вывести на чистую воду преступника — читать на сон грядущий — сказать положа руку на сердце —бежать сломя голову — до дома рукой подать —появиться как снег на голову — проснуться ни свет ни заря — все до лампочки —..., лежит за семью печатями — заехать в медвежий угол — точка зрения на вопрос — явиться ни к селу ни к городу — осваивать шаг за шагом — бросить взгляд вокруг —....
В результате выполнения упражнений на словосочетание, помещенных в учебнике, а также предложенных выше, учащиеся осмысливают основные признаки словосочетаний: их функцию называть предметы, признаки, действия более конкретно, чем слово; структуру; способы связи слов в словосочетаниях; синтаксические отношения между компонентами словосочетания. Учащиеся практически устанавливают зависимость сочетаемости слов от их лексического значения и морфологической природы.
Изучение словосочетаний в тесной связи с повторением лексики позволяет четко разграничивать прямое и переносное значение слов.
Синонимическая и антонимическая работа со словосочетаниями не только показывает учащимся возможности передачи мысли разными средствами языка, но и ведет к обогащению словарного запаса.
Благодаря работе над словосочетаниями учащиеся еще глубже познают связь грамматики с лексикой. Синтетические упражнения, используемые при изучении словосочетаний, помимо усвоения грамматических знаний, вырабатывают навыки употребления словосочетаний в речи и одновременно способствуют прочному закреплению лексического материала.
В дальнейшем работу по лексике следует проводить в процессе изучения членов предложения.
Различие словосочетания и предложения в известной мере связано с разграничением словосочетания и главных членов предложения. Поэтому, рассказывая учащимся