Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1978. 5 глава




Составить предложения с выделенными словами.

2. Сравнить значения слов в каждой паре. Почему изме­нилось лексическое значение второго слова? Какое об­щее значение у слов с этими суффиксами? Изменилось ли грамматическое значение слов?

Бетон — бетонщик, набор — наборщик, паркет — пар­кетчик, ракета — ракетчик, разведка — разведчик, ле­теть—летчик, колхоз — колхозник, трактор — тракторист, парашют — парашютист, танк — танкист, горн — горнист, водить — водитель, преподавать — преподаватель.

Составить предложения с выделенными словами.

3. При помощи приставок и суффиксов образовать новые слова. Сравнить лексические и грамматические значе­ния данных и новых слов. Почему изменилось их зна­чение?

Город, цвет, воз, ход, добрый, бежать, учить, лететь, рост, школа, море, писать, камень, стрела, гора, стол, звезда.

 

Синонимы

Приступая к изучению данной темы, следует учитывать, что учащиеся начальных классов уже познакомились и практическом плане со словами, близкими по значению. Программой же IV класса предусмотрено сообщение уча­щимся некоторых теоретических сведений о синонимах. В связи с этим вначале следует раскрыть значение терми­на «синоним», кратко рассказать об этимологии его.

Слово «синоним» греческого происхождения (syno- nymos — одноименный). Слова-синонимы обозначают одни и те же явления объективной действительности (напри­мер, один и тот же предмет, одно и то же качество, одно и то же действие), но по-разному. Например, слова до­рога— путь являются синонимами, так как обозначают одно и то же понятие «полоса земли, предназначенная для передвижения»: войско — армия также синонимы, так как выражают одно и то же понятие «вооруженные силы государства»; лозунг <-* призыв — синонимы, потому что имеют общее значение «обращение в краткой форме, вы­ражающее руководящую идею, политическое требование»; слова мокрый — влажный — сырой —- синонимы, ибо имеют общее значение «пропитанный влагой»; слова юно­ша — юнец — парень — молодой человек — хлопец —си­нонимы, поскольку обозначают одно и то же понятие «не достигший зрелого возраста»; скрытый — тайный — сино­нимы, так как имеют общее значение «неизвестный дру­гим, скрываемый от других», и др.

Синонимы составляют пары или ряды слов, объеди­ненных общим значением.

Далее следует показать учащимся, что синонимы, вы­ражающие одно и то же понятие, отличаются друг от друга оттенками значения. Это важно потому, что учащи­еся нередко считают синонимами только те слова, кото­рые имеют одинаковое значение. Например, синонимы метель, пурга, буран имеют общее значение «ветер со сне­гом», но отличаются друг от друга оттенками значения:


метель — сильный ветер со снегом, выога; пурга — силь­ная выога, обычно на севере; буран — метель в степи; синонимы работать, трудиться, заниматься объединяются общим значением «направлять свои усилия на создание чего-либо», но работать имеет более конкретное значение, заниматься употребляется преимущественно по отноше­нию к умственному труду, а в слове трудиться подчерки­вается элемент усилия.

Закрепление полученных сведений осуществляется путем выполнения упражнений, данных в учебнике рус­ского языка для IV класса, а также упражнений лексико- сомантического характера. Например:

1. Определить общее значение каждой группы синонимов. Составить предложения с выделенными синонимами.

1) Дом, эдание, жилище; 2) родина, отчизна, отечест­во; 3) шофер, водитель; 4) отметка, оценка, балл; 5) труд, работа, дело; 6) путь, дорога; 7) зарядка, гимнастика.

2. Указать различия в значении синонимов.

Холм — возвышенность, ошибка — промах, жара -<• иной, сторожить — охранять, мерзнуть — зябнуть, враг — недоброжелатель, искриться — сверкать, большой — огромный, теплый — жаркий, смелый — бесстрашный.

.1 Заменить в предложениях повторяющиеся слова сино­нима ми.

I) Уг пнпшилмп. хорошин летняя погода. 2) В один из " | и им и ч я in'ii школ).ники (ciii ранились п лес за лекар- | I«11 ч I м 1.1 м и |шп пн ними,.4) Хорошо лотом отдыхать в 1111" 111 |" I им ли 11'|»>!) Питом тду было много хороших

Д||ИЙ| тают тетерева. Коппы сена, болотные кочки с крупной дробью созревших ландышей. Луна в реке, разбитая на осколки рыбьим хвостом, черного цвета озера, грибы с «телячью голову» и крики птиц, названия которых пе внаешь. Шуршит снег за окошком. Тушишь лампу и даешь себе честное слово: вот как растает — сразу туда. Это же но Африка, а то же -рядом — билет до Рязани, а там с попутным ветром, с попутным грузовиком.

(В. П е с к о в.)

Эти упражнения направлены на закрепление сведений

о сущности синонимов. На следующем этапе усвоения лексического понятия выясняются специфические призна­ки этой лексической единицы.

Углубляя знания учащихся о синонимах, важно отме­тить, что слова-синонимы имеют разный звуковой состав и относятся к одной части речи: ученик — школьник, лу­на — месяц, шофер — водитель, порт — гавань, ремонт — починка, подлинник — оригинал, зарядка — гимнастика, отметка — оценка — балл (имена существительные); вер­ный — правильный, заботливый — внимательный, мут­ный — непрозрачный, серьезный — вдумчивый, актив­ный — энергичный — деятельный, молчаливый — неразго­ворчивый (имена прилагательные); прибыть — прийти, рассказать — изложить — сообщить, обучать — учить — преподавать, публиковать — издавать — печатать, тем­неть — смеркаться, устать — утомиться (глаголы) и т. д.

Сообщая учащимся эти сведения, следует обратить их внимание на то, что однокоренные слова разных частей речи, близкие по значению, не будут синонимами, напри­мер слова лом, ломать, ломка, ломкость. Это указание предупредит появление распространенной ошибки, состо­ящей в смешении синонимов с однокоренными словами.

Одной из особенностей многих синонимов является их различная сочетаемость с другими словами. Эта особен­ность у разных синонимов проявляется по-разному. Так, слово старый вступает в сочетание со многими словами: старый дом, старый костюм, старый дуб, старый стол, ста­рая квартира, старый друг и т. д.; его же синоним древний образует ограниченное количество словосочета­ний: древний старик, древний дуб. То же самое явление мы можем обнаружить в словах-синонимах горячий — жаркий (горячий чай, горячая вода, горячая речь, горя­чий привет, горячий человек, горячее время и др.; жар­кая погода, жаркий день, жаркий спор, жаркие страны).

I'тюря об особенностях синонимов, следует остапо*

I м'п.ся на том, что многозначные слова могут иметь разные сипонимы. Например, слово разбор имеет такие груп­пы синонимов: 1) разбор — анализ, 2) разбор — обсужде­ние — рассмотрение, 3) разбор — критика — оценка; слово граница имеет следующие группы синонимов:

1) граница — рубеж — пограничная линия, 2) граница — черта — грань — водораздел, 3) граница — предел — мери; к разным значениям слова отметка можно подобрать та­кие синонимы: 1) отметка — оценка — балл, 2) отметка — метка — знак — помета.

Таким образом, в результате наблюдений над основ­ными признаками синонимов учащиеся приходят к вы­воду, что синонимы имеют разный звуковой состав, при­надлежат к одной части речи, обладают специфической сочетаемостью с другими словами и что многозначные слова могут иметь разные синонимы.

Полученные теоретические сведения учащиеся закреп­ляют в процессе выполнения упражнений лексико-семантического и лексико-грамматического характера. Напри^ мер:

1. Подобрать к выделенным словам синонимы.

Искусный мастер, отважный солдат, старый дом, громадный завод, дальняя дорога, сильный буран, случи­лось несчастье, тихий голос, красивый платок, верный друг, холодная зима, знаменитый писатель.

Указать, к какой части речи относятся синонимы.

2. Составить сочетания синонимов со словами, помещен­ными в скобках.

Полный — толстый (дерево, бумага, луна, материя, ствол), мрачный — угрюмый (человек, лес, вид, небо, ночь), густой — дремучий (роща, волосы, облака, лес, туман), старый ветхий (дом, вещи, друг, книги, време­на, квартира), задуть — погасить (свет, пламя, долг, угли), строить — сооружать (дом, здание, предложение, схема, плотина), выполнить — осуществить (план, зада­ние, революция, работа).


1) Большой громадный, чистый — прозрачный, тя­желый — массивный, карий — коричневый.

2) Открыть — отворить, найти — отыскать, бросить — кинуть, вынуть — достать.

4. К каждому значению данных многозначных слов подо*

брать синонимы. Указать, к какой части речи относятся

эти синонимы.

1) Крепкий (стол, рассол, сон, организм, дружба), худой (человек, платье, ведро, слава), тяжелый (чемодан, задача, характер, дыхание, день), крутой (берег, каша, характер), неясный (почерк, ответ, очертания гор).

2) Играть (дети, роль), бежать (рысью, облака, вода), передать (письмо, мысль, концерт по радио).

Слова для справок: 1) прочный, насыи^енный, глубокий, здоровый, верный; худощавый, рваный, дыря­вый, недобрый; увесистый, трудный, суровый, затруднен­ный, неудачный; обрывистый, густая, резкий; нечет­кий, неразборчивый, неопределенный; 2) резвиться, испол­нять; мчаться, нестись, течь; вручить, выразить, трансли­ровать.

(iii может быть употреблен и в книжном стиле, и в разго­ворном. Слово отнять нейтрально по отношению к стилю, в in время как его синоним забрать свойствен разговорной речи, То же можно сказать и в отношении слов-синони­мов: написать — нацарапать, бежать — нестись, термо- mi тр — градусник, ходить — похаживать, клевета — на­праслина, приезжий — залетный и др. Вместе с тем отне­сенность синонима к тому или иному функциональному г гилю не всегда можно четко установить, так как границы словоупотребления довольно подвижны.

В работе над синонимами важно научить учащихся выбирать тот синоним, который наиболее точно выражает мысль говорящего и соответствует функциональному сти­лю высказывания. В связи с этим можно показать, как тщательно отбирают слова, в том числе и синонимы, пи­сатели. Учащимся предлагается прочитать отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Певцы» и выписать из него глаголы-синонимы, вводящие прямую речь.

— Ну что ж! — возопил вдруг Обалдуй... — Чего еще ждать? Начинать так начинать... А? Яша?

— Начинать, начинать, — одобрительно подхватил Николай Ипанович.

— Начнем, пожалуй, — хладнокровно промолвил рядчик, — и готов.

— Ия готов, — с волнением произнес Яков.

— Ну, начинайте, ребятки, начинайте, — пропищал Моргач...

— Начинайте! — угрюмо и резко проговорил Дикий Барин. Икон вздрогнул. Рядчик встал, осунул кушак и откашлялся.

Л кому пачать? — спросил он слегка изменившимся го­лосом,,.

Тебе, ибо, рядчик, пплсигтпл Обалдуй, — тебе, братец.

|(|| мм перед учмщимисп следует поставить вопросы: к

е и с,им v Iт............. речи принадлежит данные глаголы? Почему

и псп | е ii |, испольаует разные синонимы? Такая работа по- мижс| школьникам уяснить роль синонимов п речи. «Си­ноним,- укапывал П. О. Афанасьев, — служит для уточ­нении слон в речи, для раскрытия содержания речи с какой-либо иной, новой стороны, наконец, для пе­ренесения речи из одного стилистического строя в другой» ’.

После знакомства с изложенными теоретическими све­дениями полезно выполнить ряд упражнений лексико-сти­листического характера, которые направлены па выработ- ку умения сознательно выбирать слова, соответствующие стилю речи.

1. Указать синонимы, относящиеся к разговорному стилю. Определить, какой частью речи выражены эти синони­мы.

Кормить — питать, написать — нацарапать, беседо­вать — болтать, дом — жилище, граница — рубеж, при­ехать — прикатить, доход — прибыль, флаг — стяг, сер­диться — серчать, исчезнуть — улетучиться, юноша — па­рень, спешка — горячка, учить — твердить, вынуть — из­влечь, двигаться — шнырять, заболеть — расклеиться, ку­шанье — стряпня.

Составить предложения с выделенными синонимами.

2. Объяснить, в каком стиле употребляются данные сино­нимы.

Лик, лицо, рожа; шествует, идет, плетется; грохнуть, бахнуть, бросить; врать, говорить неправду, лгать; прогул­ка, путешествие, экскурсия.

С выделенными словами составить предложения.

3. Написать изложение. Найти в тексте синонимы к сло­вам, данным в справке. Определить, какие из них отно­сятся к книжному и разговорному стилям, а какие яв­ляются нейтральными.

Приметы дождя

С дождями связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по двору петухи, облака вытягиваются по небу длинными туман­ными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дож­дем, хотя еще и пе натянуло тучи, слышится неясное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже про­лились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «кра­пать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, называют ласково--дождиком: «дож­дик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».

(К. П а у сто веки й.)

Слова для справок: признак, прижиматься, за- ходить, кричать, усиливаться, омытый, свежий, возникать, почва, сырой, изумительный.

Очень важен завершающий этап работы, когда проис­ходит обобщение всего изученного материала и формулироика определения.

И целях воспроизведения пройденного материала по данной лексической теме следует поставить перед учащи­мися несколько вопросов. Например: 1) Почему синонимы составляют одну группу слов? 2) Чем они отличаются друг от друга? 3) Каковы основные признаки синонимов? ^i) Что нужно учитывать при употреблении синонимов в речи? Свои ответы учащиеся сопровождают примерами, состоящими из отдельных слов, словосочетаний и предло­жений.

Под руководством учителя учащиеся формулируют примерно следующее обобщенное определение: синонимами называются слова, которые при различном звучании о5означают один и тот же предмет, или одно и то же качество, или одно и то жо действие, но отличаются друг or друга оттенками значения, принадлежат к одной части речи, могут обладать различной способностью сочетаться с другими словами. другими словами и употребляться в разных функцио­нальных стилях.

Итоговой работой по усвоению понятия о синонимах может служить сочинение, например «Экскурсия на за­вод» или «Экскурсия на ферму», в которых учащиеся пе должны допускать повторения одних и тех же слов, а за­менять их синонимами. В дальнейшем, при изучении ча­стей речи понятие «синонимы» закрепляется на болеа сложном дидактическом материале.

Основные приемы изучения понятия «синонимы», опи­санные выше, могут быть использованы и при работе над другими лексическими понятиями, в частности омони­мами.

Омонимы

При изучении омонимов следует более подробно оста­новиться на определении этого лексического понятия. Важно обратить внимание учащихся на то, что слова- омонимы имеют одинаковый звуковой состав, совпадают в произношении и написании, но совершенно различны но значению, так как они обозначают разные явления дейст­вительности. Например: лук (огородное растение) и лук (старинное оружие), коса (сплетенная прядь волос) и ко­са (сельскохозяйственное орудие), бюро (справочное бю­ро) и бюро (стол для письменных занятий и хранения бумаг).

Слово «омоним» греческого происхождения (homos одинаковый и onyma, onoma — имя).

Лексическое значение слов-омонимов можно выяснить только в словесном окружении, контексте, — в словосоче­тании или в предложении. Так, вне контекста неясно зна­чение слова ключ, ибо это слово может обозначать родник (вода бьет ключом) или металлический стержень для от­пирания и закрывания замка (запереть дверь на ключ).

Омонимы относятся к одной и той же части речи. На­пример: клуб (помещение), клуб (дыма) —оба слова име­на существительные; гласный (звук речи) и гласный (до­ступный для общественного ознакомления) относятся к имени прилагательному; издать (звук, восклицание) и издать (опубликовать) — оба слова глаголы.

Учащиеся довольно часто смешивают омонимы с мно­гозначными словами. Поэтому следует остановиться на доступных приемах различения омонимов и многозначных слов. Так, можно сказать, что слова-омонимы различаются в некоторых грамматических формах, например: слово ле­са — прикрепляемая к удилищу нить с рыболовным крюч­ком — имеет единственное и множественное число (капро­новая леса, капроновые лесы), а слово леса *— временное сооружение для строительных или ремонтных работ — имеет только множествепиое число (здание в лесах).

Слова-омонимы могут различаться и тем, что вступают в сочетание с разными словами, например: свет (погасить свет, зажечь свет, электрический свет, слабый свет, днев­ной свет) и свет (части света, объехать весь свет); дис­циплина (трудовая, воинская дисциплина, комсомольская дисциплина, соблюдать дисциплину) и дисциплина (гума­нитарные, физико-математические дисциплины, лингвис­тическая дисциплина).

Кроме того, опираясь на зиания по лексике, получен­ные учащимися в начальной школе, можно использовать прием подбора и сравнения слов. К каждому из одинаково звучащих слов подбираются ряды слов и сравниваются между собой. Если оказывается, что эти ряды близки по значению, то мы имеем дело с разными значениями много- мпачпого слова, если далеки —то с омонимами. Например:


мир— вселенная, планета, вемля (объехать весь мар) а мир — согласие, спокойствие (жить в мире). Слова вселен­ная, планета, вемля и согласие, спокойствие пе имеют сходства в значении, следовательно, слова мир и мир — омонимы. Точно так ate слова наступать — придавить (наступить на ногу) и наступать — настать (наступило лото) омонимы, так как придавить и настать различны не оначению.

В толковом словаре слова-омонимы располагаются в разных словарных статьях, даются отдельно как заглав­ные слова с цифровыми показателями вверху справа: валить1 (обрушивать вниз, заставлять падать: Ветер валит деревья);

валить2 (двигаться или падать массой, во множество: Снег валит хлопьями)',

горн1 (печь для переплавки металлов или обжига ке­рамических изделий);

горн2 (духовой медный инструмент: пионерский горн). Эти сведения целесообразно закрепить с помощью уп­ражнений, помещенных в учебпике для IV класса, а также выполнив и такие, которые направлены па различение омонимов и многозначных слов. Например:

1. Определить, в каких грамматических формах и чем раз­личаются следующие омонимы:

а) мех (мех зайца) — мех (мех кузнечный), пол (пар­кетный пол) — пол (мужской пол), клуб (клуб дыма) — клуб (заводской клуб), стопа (кости стопы) — стопа (сто­па газет), ток (электрический ток) —ток (молотить хлеб па току);

б) ударник (ударник производства) — ударник (удар­ник у стрелкового оружия); разведчик (опытный развед­чик)— разведчик (самолет-разведчик); счетчик (счетчик по переписи населения) — счетчик (электрический счет­чик); свинка (морская свинка)—свинка (заболеть свин­кой).

2. К каждой паре слов подобрать слова, близкие по зна­чению. Доказать, что данные слова являются омони­мами.

Выдержка (проявить выдержку) — выдержка (выдерж­ка из доклада); растворить (растворить окно) — раство­рить (растворить соль в воде); топить (топить печь) — топить (топить корабль).


3. Составить словосочетания со словами, данными в скоб­ках. Доказать, что выделенные слова — омонимы.

Кран (водопроводный, газовый) — кран (подъемный, передвижной); парк (городской, тенистый) — парк (трам­вайный, троллейбусный); разряд (электрический) — раз­ряд (спортивный, высший, третий); дробь (мелкая, круп­ная) — дробь (простая, десятичная); ударный (инстру­мент, волна, механизм) — ударный (бригада, работа); ча­совой (перерыв, привал, лекция) <— часовой (механизм, стрелка, завод, магазин); тушить (костер, огонь, по­жар) --тушить (овощи, мясо).

4. Указать, какие из этих слов имеют омонимы, а какие являются многозначными словами. Составить с ними словосочетания.

Печать, ножка, дно, почка, яблоко, крона, склонять, сплав, ручка, круг, пабор, лейка, теплый, мех, крыло, опе­рация, наречие, язык, острый; высокий, порог, бор.

Как уже отмечалось, в V классе учащиеся знакомятся с теми лексическими понятиями, которые характеризуют слово с точки зрения его происхождения, а также пока­зывают изменение и развитие словарного состава русско­го языка.

Остановимся на изучении заимствованных слов. Изве­стно, что русский язык постоянно пополняется новыми словами. Активпым источником пополнения словарного состава языка служит заимствование слов из других языков.

Ни один народ не может жить изолированно. Общаясь друг с другом, люди заимствуют не только сами предметы и понятия, но и их названия. Эти заимствования обуслов­ливаются различными причинами, преяэде всего социаль­но-исторического характера: торгово-экономическими, по­литическими, культурными. Необходимо отметить, что этот процесс не является отрицательным для языков, так как он приводит к их взаимному обогащению. Словарный состав русского языка пополняется за счет заимствованных слов, так же как словарь других языков пополняется за счет за­имствований из русского языка. В качестве примера можно воспользоваться словами, рожденными Октябрем: Совет, колхоз, пятилетка, комсомол, коммунист, космонавт, и др., которые проникли во многие языки мира.


Далее следует рассмотреть отдельные грамматические прнанакв заимствованных слов, отличающие их от исков- пи русских. Например, многие заимствованные слова име­ни общие словообразовательные элементы, такие, как <щ«(а)—-вода (акваланг); био(с)- — жизнь (биография);

Iч’(о)—земля (география); библио(п)—книга (библио­тека); теле- «** далеко (телевидение) и др. Отличительны­ми признаками заимствованных слов может быть наличие Оукпы а в начале слова и буквы ф в любом положении: айсберг, аккорд, арена, штраф, фестиваль, эстафета. В ря-> до случаев заимствованные слова не склоняются: кофе, де­по, пальто, радио, такси, фойе, кино.

Откуда пришло в наш язык то или иное слово, можно уапать по словарю иностранных слов.

Полученные сведения учащиеся закрепляют с по­мощью упражнений, имеющихся в учебнике русского язы­ка для V—-VI классов. Помимо этих упражнений, можно предложить и другие лексические упражнения. Например:

1. С помощью словаря указать заимствованные слова. Оп­ределить, для какой области пауки характерна та или иная терминология.

Сложение, экватор, вычитание, фонетика, сказка, ме­ридиан, лексика, алгебра, множитель, землетрясение, бух­та, былина, словосочетание, квадрат, пропорция, остров, числитель, буква, равнина, процент, знаменатель, залив, басня, словообразование, имя существительное, морфоло­гия, синтаксис, гипербола, умножение, деление, суффикс, олицетворение.

Составить предложения с выделенными словами.

2. Выписать из словаря по 3 заимствованных слова, начи­нающихся буквами а и ф. Выяснить, из каких языков заимствованы эти слова.

3. Заменить заимствованные слова русскими синонимами. Указать в выделенных словах признаки заимствован­ных слов.

Алфавит (азбука), аргументировать (доказывать)', ал­легория (иносказание), лексикон (словарь), диспут (спор), инфекция (заражение), эксперимент (опыт),

Составить предложения с синонимами.


4, Заменить определение заимствованным словом — су­ществительным. Ответы проверить по толковому сло«варю.

1) Краткое изложение содержания книги, статьи,

2) Беседа журналиста с каким-нибудь лицом, предназна­ченная для печати. 3) Животный мир. 4) Растительный мир. 5) Записки о прошлых событиях, сделанные совре­менником или участником этих событий. 6) Часть самоле­та, служащая для передвижения его по аэродрому, для взлета и посадки.

Слова для справок: мемуары, фауна, аннота­ция, флора, шасси, интервью.

Иноязычные слова пришли в русский язык в разное время и из разных языков: древних и новых (скандинав­ских, угро-финских, древнегреческого, латинского, старо­славянского, тюркских; западноевропейских: немецкого, французского, английского, голландского, итальянского, испанского и др.).

Заимствования представляют собой самую разнообраз- ную лексику: общественно-политические и научные тер­мины, слова, относящиеся к различным областям челове­ческой деятельности (производственная лексика, военная, бытовая, спортивная, техническая и т, д.). Иноязычное слово, попадая в русский язык, чаще всего изменяется, подчиняясь фонетическим, грамматическим, семантиче* ским законам и словообразовательным правилам русского языка:. Однако есть и такие иноязычные слова, которые вошли в русский язык без изменений. Примеры подобных слов даются в учебнике русского языка для V—VI классов.

Говоря о заимствованных словах, необходимо подчерк­нуть, что основной, наиболее многочисленный и разнооб­разный пласт словаря современного русского языка составляет исконно русская лексика. Она определяет самобытность русской речи, ее национальный ха­рактер.

На завершающем этапе необходимо обратить внима­ние учащихся на то, что заимствованные слова чаще всего употребляются в книжной речи и что ими не следует зло­употреблять. В связи с этим уместно привести слова

В. И. Ленина из статьи «Об очистке русского языка»;


«К нему говорить «дефекты», когда можно сказать недо- четы или недостатки или пробелы?»

В результате изучения заимствованных слов учащие- сн узнают, что лексический состав языка находится в по­стоянном развитии и изменении, что эти изменения отра­жают историю жизни народа, связаны с общественным, экономическим и культурным развитием страны и обще­нием с другими народами.

Хорошо поставить перед учащимися (после чтения по учебнику текста о заимствованных словах) такие вопро­сы: какие слова называются заимствованными? Как про­никают иноязычные слова в русский язык? Каковы ос­новные признаки заимствованных слов? В каком словаре можно узнать, из какого языка заимствовано слово? Для закрепления изученных сведений полезно выполнить та[15] кие упражнения:

1. Заменить выделенные заимствованные слова русскими синонимами. Какие из них нельзя заменить и почему?

4) Установить полезные контакты Советского Союза с другими странами. 2) Советская страна экспортирует мно­гие товары. 3) Киргизские умельцы готовят сувениры для 0лимпиады-80 в Москве. 4) Экспонаты выставки дают широкое представление о нашей жизни. 5) Мемуары вели­кого художника подробно знакомили с его жизнью. 6) За­вод взял шефство над школой. 7) В школе используются различные средства информации. 8) Советские школьники ведут корреспонденцию с учащимися многих стран.

2. Определить, какие из приведенных слов являются за­имствованными. Для каких профессий характерны дан­ные слова?

Молоток, терапевт, верстак, клиника, рецепт, долото, тиски, диагноз, рентген, клещи, карантин, кронциркуль, психиатр, окулист, хирург, напильник, чертеж, фармацевт, стоматолог, санитар.

3. Прочитать текст. Найти заимствованные слова и с по­мощью словаря определить, из каких языков они попали в русский язык.

Вот и снова па родной земле. Укрытая асфальтом и бето­ном, застроенная зданиями аэропорта, ангарами, какими-то выш­ками, павильонами. И над всем этим высоченное, чистейшее, про­мытое дождями и прокаленное жарким солнцем небо. Небо, какое приходилось видеть разве только в счастливых снах детства и юности...

Земля первой пятилетки. Исток нашей тяжелой огненной ин­дустрии. Купель снарядной и бронебойной стали, сокрушившей броню гитлеровской империи.

Могучий костер, от которого возгорелся неугасимый огонь всех наших пятилеток, прошлых и будущих. Край легенд и ле­гендарных былей. Бывшая глухая окраина Сибири. Земля ураль­ских казаков, бунтовщиков, соратников Емельяна Пугачева. Зем­ля, на которой впервые и во всю свою мощь был развернут и осу­ществлен ленинский план ГОЭЛРО.

(А. Авдеенко.)

При изучении заимствованных слов учащиеся узна­ли, что словарный состав русского языка постоянно по­полняется новыми словами.

Новые слова в языке возникают для обозначения но­вых предметов и явлений действительности. Развитие науки, производства, культуры вызывает к жизни и но­вые слова.

Новые слова, которые появились в языке для обозна­чения новых предметов и понятий, называются кеол(и из- мами. Слово «неологизм» греческого происхождения (neos — новый и logos — слово).

Неологизм не сразу входит в активный словарный со­став языка. Иногда новые слова употребляются в языке наряду со старыми. Например, долгое время одновремен­но употреблялись слова разнога и разность, паровоз и пароход и др.

Как только предметы или явления действительности перестают ощущаться как новые, становятся обычными, слова, их обозначающие, также становятся общеупотре­бительными и переходят в активный словарный запас. Так, сейчас уя?е не являются неологизмами слова кол­хозник, комсомолец, субботник, советский, звеньевой, трактор, новостройка и др.

Каждый период в жизни нашей страны вносит изме­нения в словарный состав языка. Так, после Великой Ок­тябрьской социалистической революции в русский язык влились такие слова, как передовик, ударник, совхоз, пя* тилетка, Советы, активист, партийный и др.


В последние годы вместе с началом космической эры появилось много неологизмов: космодром, космовидение, лунник, луноход, прилуниться, звездолет, приземлиться, ракетчик, ракетоноситель, ракетодром, стыковка и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: