Составить предложения с выделенными словами.
2. Сравнить значения слов в каждой паре. Почему изменилось лексическое значение второго слова? Какое общее значение у слов с этими суффиксами? Изменилось ли грамматическое значение слов?
Бетон — бетонщик, набор — наборщик, паркет — паркетчик, ракета — ракетчик, разведка — разведчик, лететь—летчик, колхоз — колхозник, трактор — тракторист, парашют — парашютист, танк — танкист, горн — горнист, водить — водитель, преподавать — преподаватель.
Составить предложения с выделенными словами.
3. При помощи приставок и суффиксов образовать новые слова. Сравнить лексические и грамматические значения данных и новых слов. Почему изменилось их значение?
Город, цвет, воз, ход, добрый, бежать, учить, лететь, рост, школа, море, писать, камень, стрела, гора, стол, звезда.
Синонимы
Приступая к изучению данной темы, следует учитывать, что учащиеся начальных классов уже познакомились и практическом плане со словами, близкими по значению. Программой же IV класса предусмотрено сообщение учащимся некоторых теоретических сведений о синонимах. В связи с этим вначале следует раскрыть значение термина «синоним», кратко рассказать об этимологии его.
Слово «синоним» греческого происхождения (syno- nymos — одноименный). Слова-синонимы обозначают одни и те же явления объективной действительности (например, один и тот же предмет, одно и то же качество, одно и то же действие), но по-разному. Например, слова дорога— путь являются синонимами, так как обозначают одно и то же понятие «полоса земли, предназначенная для передвижения»: войско — армия также синонимы, так как выражают одно и то же понятие «вооруженные силы государства»; лозунг <-* призыв — синонимы, потому что имеют общее значение «обращение в краткой форме, выражающее руководящую идею, политическое требование»; слова мокрый — влажный — сырой —- синонимы, ибо имеют общее значение «пропитанный влагой»; слова юноша — юнец — парень — молодой человек — хлопец —синонимы, поскольку обозначают одно и то же понятие «не достигший зрелого возраста»; скрытый — тайный — синонимы, так как имеют общее значение «неизвестный другим, скрываемый от других», и др.
|
Синонимы составляют пары или ряды слов, объединенных общим значением.
Далее следует показать учащимся, что синонимы, выражающие одно и то же понятие, отличаются друг от друга оттенками значения. Это важно потому, что учащиеся нередко считают синонимами только те слова, которые имеют одинаковое значение. Например, синонимы метель, пурга, буран имеют общее значение «ветер со снегом», но отличаются друг от друга оттенками значения:
метель — сильный ветер со снегом, выога; пурга — сильная выога, обычно на севере; буран — метель в степи; синонимы работать, трудиться, заниматься объединяются общим значением «направлять свои усилия на создание чего-либо», но работать имеет более конкретное значение, заниматься употребляется преимущественно по отношению к умственному труду, а в слове трудиться подчеркивается элемент усилия.
Закрепление полученных сведений осуществляется путем выполнения упражнений, данных в учебнике русского языка для IV класса, а также упражнений лексико- сомантического характера. Например:
|
1. Определить общее значение каждой группы синонимов. Составить предложения с выделенными синонимами.
1) Дом, эдание, жилище; 2) родина, отчизна, отечество; 3) шофер, водитель; 4) отметка, оценка, балл; 5) труд, работа, дело; 6) путь, дорога; 7) зарядка, гимнастика.
2. Указать различия в значении синонимов.
Холм — возвышенность, ошибка — промах, жара -<• иной, сторожить — охранять, мерзнуть — зябнуть, враг — недоброжелатель, искриться — сверкать, большой — огромный, теплый — жаркий, смелый — бесстрашный.
.1 Заменить в предложениях повторяющиеся слова синонима ми.
I) Уг пнпшилмп. хорошин летняя погода. 2) В один из " | и им и ч я in'ii школ).ники (ciii ранились п лес за лекар- | I«11 ч I м 1.1 м и |шп пн ними,.4) Хорошо лотом отдыхать в 1111" 111 |" I им ли 11'|»>!) Питом тду было много хороших
Д||ИЙ| тают тетерева. Коппы сена, болотные кочки с крупной дробью созревших ландышей. Луна в реке, разбитая на осколки рыбьим хвостом, черного цвета озера, грибы с «телячью голову» и крики птиц, названия которых пе внаешь. Шуршит снег за окошком. Тушишь лампу и даешь себе честное слово: вот как растает — сразу туда. Это же но Африка, а то же -рядом — билет до Рязани, а там с попутным ветром, с попутным грузовиком.
(В. П е с к о в.)
Эти упражнения направлены на закрепление сведений
о сущности синонимов. На следующем этапе усвоения лексического понятия выясняются специфические признаки этой лексической единицы.
Углубляя знания учащихся о синонимах, важно отметить, что слова-синонимы имеют разный звуковой состав и относятся к одной части речи: ученик — школьник, луна — месяц, шофер — водитель, порт — гавань, ремонт — починка, подлинник — оригинал, зарядка — гимнастика, отметка — оценка — балл (имена существительные); верный — правильный, заботливый — внимательный, мутный — непрозрачный, серьезный — вдумчивый, активный — энергичный — деятельный, молчаливый — неразговорчивый (имена прилагательные); прибыть — прийти, рассказать — изложить — сообщить, обучать — учить — преподавать, публиковать — издавать — печатать, темнеть — смеркаться, устать — утомиться (глаголы) и т. д.
|
Сообщая учащимся эти сведения, следует обратить их внимание на то, что однокоренные слова разных частей речи, близкие по значению, не будут синонимами, например слова лом, ломать, ломка, ломкость. Это указание предупредит появление распространенной ошибки, состоящей в смешении синонимов с однокоренными словами.
Одной из особенностей многих синонимов является их различная сочетаемость с другими словами. Эта особенность у разных синонимов проявляется по-разному. Так, слово старый вступает в сочетание со многими словами: старый дом, старый костюм, старый дуб, старый стол, старая квартира, старый друг и т. д.; его же синоним древний образует ограниченное количество словосочетаний: древний старик, древний дуб. То же самое явление мы можем обнаружить в словах-синонимах горячий — жаркий (горячий чай, горячая вода, горячая речь, горячий привет, горячий человек, горячее время и др.; жаркая погода, жаркий день, жаркий спор, жаркие страны).
I'тюря об особенностях синонимов, следует остапо*
I м'п.ся на том, что многозначные слова могут иметь разные сипонимы. Например, слово разбор имеет такие группы синонимов: 1) разбор — анализ, 2) разбор — обсуждение — рассмотрение, 3) разбор — критика — оценка; слово граница имеет следующие группы синонимов:
1) граница — рубеж — пограничная линия, 2) граница — черта — грань — водораздел, 3) граница — предел — мери; к разным значениям слова отметка можно подобрать такие синонимы: 1) отметка — оценка — балл, 2) отметка — метка — знак — помета.
Таким образом, в результате наблюдений над основными признаками синонимов учащиеся приходят к выводу, что синонимы имеют разный звуковой состав, принадлежат к одной части речи, обладают специфической сочетаемостью с другими словами и что многозначные слова могут иметь разные синонимы.
Полученные теоретические сведения учащиеся закрепляют в процессе выполнения упражнений лексико-семантического и лексико-грамматического характера. Напри^ мер:
1. Подобрать к выделенным словам синонимы.
Искусный мастер, отважный солдат, старый дом, громадный завод, дальняя дорога, сильный буран, случилось несчастье, тихий голос, красивый платок, верный друг, холодная зима, знаменитый писатель.
Указать, к какой части речи относятся синонимы.
2. Составить сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках.
Полный — толстый (дерево, бумага, луна, материя, ствол), мрачный — угрюмый (человек, лес, вид, небо, ночь), густой — дремучий (роща, волосы, облака, лес, туман), старый ветхий (дом, вещи, друг, книги, времена, квартира), задуть — погасить (свет, пламя, долг, угли), строить — сооружать (дом, здание, предложение, схема, плотина), выполнить — осуществить (план, задание, революция, работа).
1) Большой громадный, чистый — прозрачный, тяжелый — массивный, карий — коричневый.
2) Открыть — отворить, найти — отыскать, бросить — кинуть, вынуть — достать.
4. К каждому значению данных многозначных слов подо*
брать синонимы. Указать, к какой части речи относятся
эти синонимы.
1) Крепкий (стол, рассол, сон, организм, дружба), худой (человек, платье, ведро, слава), тяжелый (чемодан, задача, характер, дыхание, день), крутой (берег, каша, характер), неясный (почерк, ответ, очертания гор).
2) Играть (дети, роль), бежать (рысью, облака, вода), передать (письмо, мысль, концерт по радио).
Слова для справок: 1) прочный, насыи^енный, глубокий, здоровый, верный; худощавый, рваный, дырявый, недобрый; увесистый, трудный, суровый, затрудненный, неудачный; обрывистый, густая, резкий; нечеткий, неразборчивый, неопределенный; 2) резвиться, исполнять; мчаться, нестись, течь; вручить, выразить, транслировать.
(iii может быть употреблен и в книжном стиле, и в разговорном. Слово отнять нейтрально по отношению к стилю, в in время как его синоним забрать свойствен разговорной речи, То же можно сказать и в отношении слов-синонимов: написать — нацарапать, бежать — нестись, термо- mi тр — градусник, ходить — похаживать, клевета — напраслина, приезжий — залетный и др. Вместе с тем отнесенность синонима к тому или иному функциональному г гилю не всегда можно четко установить, так как границы словоупотребления довольно подвижны.
В работе над синонимами важно научить учащихся выбирать тот синоним, который наиболее точно выражает мысль говорящего и соответствует функциональному стилю высказывания. В связи с этим можно показать, как тщательно отбирают слова, в том числе и синонимы, писатели. Учащимся предлагается прочитать отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Певцы» и выписать из него глаголы-синонимы, вводящие прямую речь.
— Ну что ж! — возопил вдруг Обалдуй... — Чего еще ждать? Начинать так начинать... А? Яша?
— Начинать, начинать, — одобрительно подхватил Николай Ипанович.
— Начнем, пожалуй, — хладнокровно промолвил рядчик, — и готов.
— Ия готов, — с волнением произнес Яков.
— Ну, начинайте, ребятки, начинайте, — пропищал Моргач...
— Начинайте! — угрюмо и резко проговорил Дикий Барин. Икон вздрогнул. Рядчик встал, осунул кушак и откашлялся.
Л кому пачать? — спросил он слегка изменившимся голосом,,.
Тебе, ибо, рядчик, пплсигтпл Обалдуй, — тебе, братец.
|(|| мм перед учмщимисп следует поставить вопросы: к
е и с,им v Iт............. речи принадлежит данные глаголы? Почему
и псп | е ii |, испольаует разные синонимы? Такая работа по- мижс| школьникам уяснить роль синонимов п речи. «Синоним,- укапывал П. О. Афанасьев, — служит для уточнении слон в речи, для раскрытия содержания речи с какой-либо иной, новой стороны, наконец, для перенесения речи из одного стилистического строя в другой» ’.
После знакомства с изложенными теоретическими сведениями полезно выполнить ряд упражнений лексико-стилистического характера, которые направлены па выработ- ку умения сознательно выбирать слова, соответствующие стилю речи.
1. Указать синонимы, относящиеся к разговорному стилю. Определить, какой частью речи выражены эти синонимы.
Кормить — питать, написать — нацарапать, беседовать — болтать, дом — жилище, граница — рубеж, приехать — прикатить, доход — прибыль, флаг — стяг, сердиться — серчать, исчезнуть — улетучиться, юноша — парень, спешка — горячка, учить — твердить, вынуть — извлечь, двигаться — шнырять, заболеть — расклеиться, кушанье — стряпня.
Составить предложения с выделенными синонимами.
2. Объяснить, в каком стиле употребляются данные синонимы.
Лик, лицо, рожа; шествует, идет, плетется; грохнуть, бахнуть, бросить; врать, говорить неправду, лгать; прогулка, путешествие, экскурсия.
С выделенными словами составить предложения.
3. Написать изложение. Найти в тексте синонимы к словам, данным в справке. Определить, какие из них относятся к книжному и разговорному стилям, а какие являются нейтральными.
Приметы дождя
С дождями связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по двору петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и пе натянуло тучи, слышится неясное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.
Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.
Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.
Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, называют ласково--дождиком: «дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».
(К. П а у сто веки й.)
Слова для справок: признак, прижиматься, за- ходить, кричать, усиливаться, омытый, свежий, возникать, почва, сырой, изумительный.
Очень важен завершающий этап работы, когда происходит обобщение всего изученного материала и формулироика определения.
И целях воспроизведения пройденного материала по данной лексической теме следует поставить перед учащимися несколько вопросов. Например: 1) Почему синонимы составляют одну группу слов? 2) Чем они отличаются друг от друга? 3) Каковы основные признаки синонимов? ^i) Что нужно учитывать при употреблении синонимов в речи? Свои ответы учащиеся сопровождают примерами, состоящими из отдельных слов, словосочетаний и предложений.
Под руководством учителя учащиеся формулируют примерно следующее обобщенное определение: синонимами называются слова, которые при различном звучании о5означают один и тот же предмет, или одно и то же качество, или одно и то жо действие, но отличаются друг or друга оттенками значения, принадлежат к одной части речи, могут обладать различной способностью сочетаться с другими словами. другими словами и употребляться в разных функциональных стилях.
Итоговой работой по усвоению понятия о синонимах может служить сочинение, например «Экскурсия на завод» или «Экскурсия на ферму», в которых учащиеся пе должны допускать повторения одних и тех же слов, а заменять их синонимами. В дальнейшем, при изучении частей речи понятие «синонимы» закрепляется на болеа сложном дидактическом материале.
Основные приемы изучения понятия «синонимы», описанные выше, могут быть использованы и при работе над другими лексическими понятиями, в частности омонимами.
Омонимы
При изучении омонимов следует более подробно остановиться на определении этого лексического понятия. Важно обратить внимание учащихся на то, что слова- омонимы имеют одинаковый звуковой состав, совпадают в произношении и написании, но совершенно различны но значению, так как они обозначают разные явления действительности. Например: лук (огородное растение) и лук (старинное оружие), коса (сплетенная прядь волос) и коса (сельскохозяйственное орудие), бюро (справочное бюро) и бюро (стол для письменных занятий и хранения бумаг).
Слово «омоним» греческого происхождения (homos одинаковый и onyma, onoma — имя).
Лексическое значение слов-омонимов можно выяснить только в словесном окружении, контексте, — в словосочетании или в предложении. Так, вне контекста неясно значение слова ключ, ибо это слово может обозначать родник (вода бьет ключом) или металлический стержень для отпирания и закрывания замка (запереть дверь на ключ).
Омонимы относятся к одной и той же части речи. Например: клуб (помещение), клуб (дыма) —оба слова имена существительные; гласный (звук речи) и гласный (доступный для общественного ознакомления) относятся к имени прилагательному; издать (звук, восклицание) и издать (опубликовать) — оба слова глаголы.
Учащиеся довольно часто смешивают омонимы с многозначными словами. Поэтому следует остановиться на доступных приемах различения омонимов и многозначных слов. Так, можно сказать, что слова-омонимы различаются в некоторых грамматических формах, например: слово леса — прикрепляемая к удилищу нить с рыболовным крючком — имеет единственное и множественное число (капроновая леса, капроновые лесы), а слово леса *— временное сооружение для строительных или ремонтных работ — имеет только множествепиое число (здание в лесах).
Слова-омонимы могут различаться и тем, что вступают в сочетание с разными словами, например: свет (погасить свет, зажечь свет, электрический свет, слабый свет, дневной свет) и свет (части света, объехать весь свет); дисциплина (трудовая, воинская дисциплина, комсомольская дисциплина, соблюдать дисциплину) и дисциплина (гуманитарные, физико-математические дисциплины, лингвистическая дисциплина).
Кроме того, опираясь на зиания по лексике, полученные учащимися в начальной школе, можно использовать прием подбора и сравнения слов. К каждому из одинаково звучащих слов подбираются ряды слов и сравниваются между собой. Если оказывается, что эти ряды близки по значению, то мы имеем дело с разными значениями много- мпачпого слова, если далеки —то с омонимами. Например:
мир— вселенная, планета, вемля (объехать весь мар) а мир — согласие, спокойствие (жить в мире). Слова вселенная, планета, вемля и согласие, спокойствие пе имеют сходства в значении, следовательно, слова мир и мир — омонимы. Точно так ate слова наступать — придавить (наступить на ногу) и наступать — настать (наступило лото) омонимы, так как придавить и настать различны не оначению.
В толковом словаре слова-омонимы располагаются в разных словарных статьях, даются отдельно как заглавные слова с цифровыми показателями вверху справа: валить1 (обрушивать вниз, заставлять падать: Ветер валит деревья);
валить2 (двигаться или падать массой, во множество: Снег валит хлопьями)',
горн1 (печь для переплавки металлов или обжига керамических изделий);
горн2 (духовой медный инструмент: пионерский горн). Эти сведения целесообразно закрепить с помощью упражнений, помещенных в учебпике для IV класса, а также выполнив и такие, которые направлены па различение омонимов и многозначных слов. Например:
1. Определить, в каких грамматических формах и чем различаются следующие омонимы:
а) мех (мех зайца) — мех (мех кузнечный), пол (паркетный пол) — пол (мужской пол), клуб (клуб дыма) — клуб (заводской клуб), стопа (кости стопы) — стопа (стопа газет), ток (электрический ток) —ток (молотить хлеб па току);
б) ударник (ударник производства) — ударник (ударник у стрелкового оружия); разведчик (опытный разведчик)— разведчик (самолет-разведчик); счетчик (счетчик по переписи населения) — счетчик (электрический счетчик); свинка (морская свинка)—свинка (заболеть свинкой).
2. К каждой паре слов подобрать слова, близкие по значению. Доказать, что данные слова являются омонимами.
Выдержка (проявить выдержку) — выдержка (выдержка из доклада); растворить (растворить окно) — растворить (растворить соль в воде); топить (топить печь) — топить (топить корабль).
3. Составить словосочетания со словами, данными в скобках. Доказать, что выделенные слова — омонимы.
Кран (водопроводный, газовый) — кран (подъемный, передвижной); парк (городской, тенистый) — парк (трамвайный, троллейбусный); разряд (электрический) — разряд (спортивный, высший, третий); дробь (мелкая, крупная) — дробь (простая, десятичная); ударный (инструмент, волна, механизм) — ударный (бригада, работа); часовой (перерыв, привал, лекция) <— часовой (механизм, стрелка, завод, магазин); тушить (костер, огонь, пожар) --тушить (овощи, мясо).
4. Указать, какие из этих слов имеют омонимы, а какие являются многозначными словами. Составить с ними словосочетания.
Печать, ножка, дно, почка, яблоко, крона, склонять, сплав, ручка, круг, пабор, лейка, теплый, мех, крыло, операция, наречие, язык, острый; высокий, порог, бор.
Как уже отмечалось, в V классе учащиеся знакомятся с теми лексическими понятиями, которые характеризуют слово с точки зрения его происхождения, а также показывают изменение и развитие словарного состава русского языка.
Остановимся на изучении заимствованных слов. Известно, что русский язык постоянно пополняется новыми словами. Активпым источником пополнения словарного состава языка служит заимствование слов из других языков.
Ни один народ не может жить изолированно. Общаясь друг с другом, люди заимствуют не только сами предметы и понятия, но и их названия. Эти заимствования обусловливаются различными причинами, преяэде всего социально-исторического характера: торгово-экономическими, политическими, культурными. Необходимо отметить, что этот процесс не является отрицательным для языков, так как он приводит к их взаимному обогащению. Словарный состав русского языка пополняется за счет заимствованных слов, так же как словарь других языков пополняется за счет заимствований из русского языка. В качестве примера можно воспользоваться словами, рожденными Октябрем: Совет, колхоз, пятилетка, комсомол, коммунист, космонавт, и др., которые проникли во многие языки мира.
Далее следует рассмотреть отдельные грамматические прнанакв заимствованных слов, отличающие их от исков- пи русских. Например, многие заимствованные слова имени общие словообразовательные элементы, такие, как <щ«(а)—-вода (акваланг); био(с)- — жизнь (биография);
Iч’(о)—земля (география); библио(п)—книга (библиотека); теле- «** далеко (телевидение) и др. Отличительными признаками заимствованных слов может быть наличие Оукпы а в начале слова и буквы ф в любом положении: айсберг, аккорд, арена, штраф, фестиваль, эстафета. В ря-> до случаев заимствованные слова не склоняются: кофе, депо, пальто, радио, такси, фойе, кино.
Откуда пришло в наш язык то или иное слово, можно уапать по словарю иностранных слов.
Полученные сведения учащиеся закрепляют с помощью упражнений, имеющихся в учебнике русского языка для V—-VI классов. Помимо этих упражнений, можно предложить и другие лексические упражнения. Например:
1. С помощью словаря указать заимствованные слова. Определить, для какой области пауки характерна та или иная терминология.
Сложение, экватор, вычитание, фонетика, сказка, меридиан, лексика, алгебра, множитель, землетрясение, бухта, былина, словосочетание, квадрат, пропорция, остров, числитель, буква, равнина, процент, знаменатель, залив, басня, словообразование, имя существительное, морфология, синтаксис, гипербола, умножение, деление, суффикс, олицетворение.
Составить предложения с выделенными словами.
2. Выписать из словаря по 3 заимствованных слова, начинающихся буквами а и ф. Выяснить, из каких языков заимствованы эти слова.
3. Заменить заимствованные слова русскими синонимами. Указать в выделенных словах признаки заимствованных слов.
Алфавит (азбука), аргументировать (доказывать)', аллегория (иносказание), лексикон (словарь), диспут (спор), инфекция (заражение), эксперимент (опыт),
Составить предложения с синонимами.
4, Заменить определение заимствованным словом — существительным. Ответы проверить по толковому сло«варю.
1) Краткое изложение содержания книги, статьи,
2) Беседа журналиста с каким-нибудь лицом, предназначенная для печати. 3) Животный мир. 4) Растительный мир. 5) Записки о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий. 6) Часть самолета, служащая для передвижения его по аэродрому, для взлета и посадки.
Слова для справок: мемуары, фауна, аннотация, флора, шасси, интервью.
Иноязычные слова пришли в русский язык в разное время и из разных языков: древних и новых (скандинавских, угро-финских, древнегреческого, латинского, старославянского, тюркских; западноевропейских: немецкого, французского, английского, голландского, итальянского, испанского и др.).
Заимствования представляют собой самую разнообраз- ную лексику: общественно-политические и научные термины, слова, относящиеся к различным областям человеческой деятельности (производственная лексика, военная, бытовая, спортивная, техническая и т, д.). Иноязычное слово, попадая в русский язык, чаще всего изменяется, подчиняясь фонетическим, грамматическим, семантиче* ским законам и словообразовательным правилам русского языка:. Однако есть и такие иноязычные слова, которые вошли в русский язык без изменений. Примеры подобных слов даются в учебнике русского языка для V—VI классов.
Говоря о заимствованных словах, необходимо подчеркнуть, что основной, наиболее многочисленный и разнообразный пласт словаря современного русского языка составляет исконно русская лексика. Она определяет самобытность русской речи, ее национальный характер.
На завершающем этапе необходимо обратить внимание учащихся на то, что заимствованные слова чаще всего употребляются в книжной речи и что ими не следует злоупотреблять. В связи с этим уместно привести слова
В. И. Ленина из статьи «Об очистке русского языка»;
«К нему говорить «дефекты», когда можно сказать недо- четы или недостатки или пробелы?»
В результате изучения заимствованных слов учащие- сн узнают, что лексический состав языка находится в постоянном развитии и изменении, что эти изменения отражают историю жизни народа, связаны с общественным, экономическим и культурным развитием страны и общением с другими народами.
Хорошо поставить перед учащимися (после чтения по учебнику текста о заимствованных словах) такие вопросы: какие слова называются заимствованными? Как проникают иноязычные слова в русский язык? Каковы основные признаки заимствованных слов? В каком словаре можно узнать, из какого языка заимствовано слово? Для закрепления изученных сведений полезно выполнить та[15] кие упражнения:
1. Заменить выделенные заимствованные слова русскими синонимами. Какие из них нельзя заменить и почему?
4) Установить полезные контакты Советского Союза с другими странами. 2) Советская страна экспортирует многие товары. 3) Киргизские умельцы готовят сувениры для 0лимпиады-80 в Москве. 4) Экспонаты выставки дают широкое представление о нашей жизни. 5) Мемуары великого художника подробно знакомили с его жизнью. 6) Завод взял шефство над школой. 7) В школе используются различные средства информации. 8) Советские школьники ведут корреспонденцию с учащимися многих стран.
2. Определить, какие из приведенных слов являются заимствованными. Для каких профессий характерны данные слова?
Молоток, терапевт, верстак, клиника, рецепт, долото, тиски, диагноз, рентген, клещи, карантин, кронциркуль, психиатр, окулист, хирург, напильник, чертеж, фармацевт, стоматолог, санитар.
3. Прочитать текст. Найти заимствованные слова и с помощью словаря определить, из каких языков они попали в русский язык.
Вот и снова па родной земле. Укрытая асфальтом и бетоном, застроенная зданиями аэропорта, ангарами, какими-то вышками, павильонами. И над всем этим высоченное, чистейшее, промытое дождями и прокаленное жарким солнцем небо. Небо, какое приходилось видеть разве только в счастливых снах детства и юности...
Земля первой пятилетки. Исток нашей тяжелой огненной индустрии. Купель снарядной и бронебойной стали, сокрушившей броню гитлеровской империи.
Могучий костер, от которого возгорелся неугасимый огонь всех наших пятилеток, прошлых и будущих. Край легенд и легендарных былей. Бывшая глухая окраина Сибири. Земля уральских казаков, бунтовщиков, соратников Емельяна Пугачева. Земля, на которой впервые и во всю свою мощь был развернут и осуществлен ленинский план ГОЭЛРО.
(А. Авдеенко.)
При изучении заимствованных слов учащиеся узнали, что словарный состав русского языка постоянно пополняется новыми словами.
Новые слова в языке возникают для обозначения новых предметов и явлений действительности. Развитие науки, производства, культуры вызывает к жизни и новые слова.
Новые слова, которые появились в языке для обозначения новых предметов и понятий, называются кеол(и из- мами. Слово «неологизм» греческого происхождения (neos — новый и logos — слово).
Неологизм не сразу входит в активный словарный состав языка. Иногда новые слова употребляются в языке наряду со старыми. Например, долгое время одновременно употреблялись слова разнога и разность, паровоз и пароход и др.
Как только предметы или явления действительности перестают ощущаться как новые, становятся обычными, слова, их обозначающие, также становятся общеупотребительными и переходят в активный словарный запас. Так, сейчас уя?е не являются неологизмами слова колхозник, комсомолец, субботник, советский, звеньевой, трактор, новостройка и др.
Каждый период в жизни нашей страны вносит изменения в словарный состав языка. Так, после Великой Октябрьской социалистической революции в русский язык влились такие слова, как передовик, ударник, совхоз, пя* тилетка, Советы, активист, партийный и др.
В последние годы вместе с началом космической эры появилось много неологизмов: космодром, космовидение, лунник, луноход, прилуниться, звездолет, приземлиться, ракетчик, ракетоноситель, ракетодром, стыковка и др.