АРХЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 13 глава




А от Турукая де табуна пошол он, Иван, для проведыванья серебряные руды к Цысану, а с ним послан Турукай для береженья людей своих дву человек. И ехал де он от Турукая-табуна ево землею до Цысана-кана коньми 2 месяца, потому что вожи вели по улусом тихо для того что оказывали людей, а скорым де ходом мочно было до Цысана и дойти 2 недели. А людей де в тех цысановых улусех, куда ево вели, много, а бой у них лучной да копейной. Живет де Цысан-кан от Селенги-реки недалече, а иное кочюет и на Селенге-реке.

И как де он, Иван, пришел к Цысану-кану и поднес к нему 2 сорока соболей да 5 аршин сукна аглинсково красново да с аршин сукна вишневого кармазину, да кутухте 6 пар соболей да 2 аршина сукна аглинсково, а те де он подарки дал свои, а сказывал Цысану-кану, что прислано к нему то царского величества жалованье. И говорил ему, Цысану, чтоб он, Цысан, был под царского величества высокою рукою и ясак ему, великому государю, с людей своих давал, и спрашивал / л. 7 / у него про серебряную руду. И Цысан де ему сказал, что серебряной руды у него нет, а есть де серебряная руда в Китайском государстве у Богдоя-царя, а емлют ее китайские люди за морем, а ходу де до Богдоя-царя от Цысана-кана месяц. А в другом де месте серебряную руду сказал в Старом Китае 2 у Садуя-царя, а копают ее в горе, а у той горы сторожа стоит по 500 человек, да и царевич де сын Садуя-царя той сторожи надсматривает. А ходу де от Богдая-царя до Садуя 3 месяца. И он де, Иван, говорил Цысану-кану, чтоб ево, Ивана, пропустил до Богдая-царя. И Цысан де кан ево не пропустил, а говорил: ныне де он, Цысан, посылает к великому государю, к его царскому величеству, к Москве послов своих, а для чего посылает, и то де писано в грамоте ево, а как де послы ево к царскому величеству сходят здорово, и серебряная де руда царского величества будет, а в кою де [126] пору послы ево к царскому величеству ходят, а он де в то время для опыту руды изготовит; а только де вперед изволит царьское величество послать / л. 8 / своих государевых послов в Китайское государьство к Богдою-царю немногих людей, и у нево де тем государевым людей корм и подводы готовы будут. Да Цысан же де кан велел им, Ивану с товарыщи, стрелять ис пищалей по целе, а тое стрельбы посылал смотрить шурина своего да лутчево человека, а после стрельбы взял у него, Ивана, пищаль гладкую с лядункою и с натрускою и отпустил ево с послами своими к государю к Москве и поминки с ним, Иваном, к государю послал. А на отпуске де Цысан-кан говорил ему, Ивану, чтоб он государю известил, чтоб великий государь, его царское величество, ево, Цысана-кана пожаловал, своих царского величества людей на него войною посылать не велел и держал бы ево в своем царском милостивом жалованье.

По склейкам и над текстом скрепа: Третьяк Васильев.

ЦГАДА, ф. Монгольские дела, оп. 1, 1648 г., д. № 2, лл. 3-8. Подлинник.

Комментарии

1. После того, как у Турухай-табунанга и Цецен-хана побывал Константин Иванов (см. док. № 54), Василий Колесников решил отправить второй отряд, чтобы выяснить откуда Цецен-хан получает серебро. Одновременно к Байкалу прибыла новая партия казаков во главе с енисейским служилым человеком Иваном Похабовым. Отряды объединились и вместе отправились к Турухаю-табунангу и Цецен-хану.

2. Под Старым Китаем здесь, вероятно, подразумевается Южный Китай.

№ 56

1650 г. июля 9. — Из наказной памяти, данной из Якутской приказной избы приказному человеку Е. П. Хабарову, о походе в Даурию

Лета 7158 года июля в 9 день. По государеву цареву и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии указу и по приказу воеводы Дмитрия Андреевича Францбекова 1 да дьяка Осипа Степанова ехать приказному человеку Ярофею Павловичу Хабарову, да с ним Якутскаго острога служилым людям 21 человеку, да промышленным охочим 117 человекам в новую Даурскую землю [...] (Опущено краткое описание первого похода отряда Е. П. Хабарова по р. Амуру.)

И Ерофею и ко князю Богдаю посылать посланников. А велеть им говорить, чтоб князь Богдай с родом своим и с племенем и со всеми улусными людьми был под государевою нашего царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии высокою рукою в холопстве, потому что государь наш страшен и велик, и многим государствам государь и обладатель, и от его государскаго ратного бою никто не мог стоять. А про их землю государю нашему было неизвестно, а ныне ему, государю, ведомо учинилось, велел послать своих государевых ратных людей не для бою, для того что велел им говорить, чтоб он себя не разорял и бою бы с его государьими людьми не чинили, потому что многих государств государи живут при его государеве милости в холопстве, в тишине и благоденстве, и ему, государю, служат, и дань дают. И он бы, Богдай, потому ж с себя и своих людей государю дань давал златом и серебром и драгим каменьем и узорочными. И будет князь Богдай с родом своим и со всеми оными улусными людьми под его государевою царевою и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии высокою рукою будут послушны и покорны, дань и ясак с себя и рода своего [127] и со всеми улусными людьми по вся годы учнут платить, и им, князь Богдаю со всеми своими улусными людьми, жить на прежних своих городах без боязни, и велит государь их оберегать своим государевым ратным людям. И того князя Богдая с родом своим и с племянем и с его улусными людьми по их вере привесть к шерти на том, чтоб быти со всем своим родом и улусными людьми под государевою царевою и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии высокою рукою навеки неотступно в прямом холопстве.

А будет князь Богдай с родом своим и племенем и улусными своими людьми учинятся да непослушны и непокорны и государева ясака и аманатов давать не учнут, и ему, Ярофею, с товарищи, служилыми и промышленными людьми, безвестным и тайным обычаем смирять их ратным боем. И как бог помощи подаст и будет под государевою высокою рукою, и с него, Богдая, имать дань или ясак — собольи шубы, соболи, и ожерелья, и пластины собольи, и напольники собольи, и лисицы черныя, и чернобурыя, и бурыя и черночеревые, и красные, и шубы горностальи, и бобры, и выдры. А у которых будет неясачных людей степныя места, а не лесныя, а в тех степных местах соболей и лисиц и бобров и выдр нет, и с тех людей имать иными какими сборми или узорочными товарами, что у них в их земле есть, золото или серебро или камки или каменье дорогое, по их изможенью. А за тем бы он не раздумывал, что для своей ясачной звериной скудости им не быть под государевою высокою рукою, и им бы ни в чем однолично в том не опасаться, и впредь бы государю прочно было и стоятельно, а им бы, новым людям, не в тягость и не в налог, чтоб им тем от царския высокия руки не отгонить, а имать у них, что им вмочь платить.

А будет они, князи Лавкай, Шильгиней и Гильдигей и князь Богдай, с родом своим и улусными людьми платить не учнут и под государевою и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии высокою рукою в вечном холопстве быть не захотят, и на них, на князей на Лавкая, и на Шильгинея, и на Гильдига, и на князь Богдая, и на иных неясачных людей, прося у бога милости, воевода Дмитрий Андреевич Францбеков да дьяк Осип Степанов, будут они, собрався со многими ратными большими людьми, и велят их всех побивать и вешать и разорять, а повоевав до основанья, жен их и детей в полон возьмут. А будет они, неясачные люди, государю покорны и послушны во всем будут, и иных людей потому ж приводить по их вере к шерти, что они однолично, быв под государевою царскою высокою рукою, в вечном ясачном холопстве вовеки неподвижно быть и ясак бы с себя и улусных своих людей по вся годы безпереводно платить [...] (Опущена часть документа о судебных правах Е. П. Хабарова по отношению к служилым и промышленным людям его отряда.)

А как он, Ярофей, учнет посылать ко князю Богдаю служилых людей в послы, и ему, Ярофею, написать государевы титлы слово в слово, и приказать говорить в посольстве про государева царево и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии многолетное здоровье к его государеву повышенью с большим спасеньем, и никакою простотою в посольстве не оказаться. А титла писаны ниже сего:

Бога, в Троице славимаго, милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец, владимирский и московский и новгородский, царь казанский, царь астраханский, царь сибирский, государь псковский, великий князь иверский, югорский, пермский, вятский, болгарский и иных, государь и великий князь Нижняго Новагорода Низовския земли, рязанский, ростовский [128] и ярославский, белозерский и удорский и обдорский, кондийский и всея Северныя страны повелитель, Иверския земли карталинских и грузинских царей, Кабардинския земли черкасских и горских князей, и иных многих государств государь и обладатель.

Велели говорить по государеву цареву и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии указу воевода Дмитрий Андреевич Францбеков да дьяк Осип Степанов тебе, князю Богдаю, чтобы ты был под государя нашего царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Русии самодержца, высокою рукою. А государь наш царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии силен, велик и страшен, многим царям и государям и великим князьям повелитель и государь, и служат ему, государю, цари и великие князья со всеми своими государствы, которые все выше в государеве титле написаны, и от его государскаго ратнаго боя никто стоять не может. А про тебя, князя Богдая, ему, государю, было неведомо. И ныне государь изволил нам приказать послать небольших людей и оказать к вам государеву милость, посланы не для бою, чтобы ты, Богдай, был под его государевою высокою рукою. А будет ты, Богдай, не будешь под его государевою высокою рукою в вечном холопстве, и мы будем на тебя писать к великому государю своему царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Русии к Москве, чтоб он, государь, велел быть своим государевым ратным многим людям, и тебя, Богдая, за твое непослушание велел государь разорить, и город твой взять на себя, государя, и всех вас и жен и детей ваших побить без остатка, чтоб смотря на тебя, князя Богдая, и на твое непослушание и иные Даурския земли князи, которые не под твоим княженьем живут, видя государя нашего царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии смертную казнь и разорение, были бы покорны и послушны без бою. А государь наш царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руссии милостив, кровям нечьим не искатель, которые ему, государю, добьют челом в холопстве и учнут непротивны быть, тех их кровей и не искатель, и их пожалует. Да и тебе, князю Богдаю, ведомо б было, что и до больших государевых людей на тебя, князя Богдая, воевода Дмитрий Андреевич Францбеков и дьяк Осип Степанов пойдут шестью тысячи с пушками и с огненным многим боем за твое Богдаево непослушание. Люди посланы были для проведывания Лавкаева княжения, а ныне посланы небольшие люди для посольства и ведомости: будет ли твое Богдаево послушание? А здесь в его государеве цареве и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии в одном Сибирском государстве, и вверх и вниз по Лене и по иным сторонним рекам, в его государстве, в вечном холопстве в одном городе якуты, тунгусы и юкагиры многие люди ратному бою навычны, и государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Русии на изменников и на непослушных людей в походы ходят и бьются, не щадя голов своих в смерти. И самому тебе, князю Богдаю, ведомо, потому что государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии ясачныя тунгусы с князь Лавкаевыми с улусными людьми сходятся и живут с Олекмы на Шильских и на Амурских вершинах.

«Сын Отечества», 1840, кн. 1, стр. 104, 107-112; «Журнал для чтения воспитанников военных учебных заведений», т. 27, СПб., 1840, № 105, гл. VII, стр. 70-81. Опубл. по отпуску.

Комментарии

1. Новый якутский воевода Д. А. Францбеков был встречен Хабаровым еще прежде, чем он доехал до Якутска. Здесь Хабаровым и была подана челобитная с просьбой разрешить ему снарядить за свой счет, без всякой субсидии от казны, экспедицию на Амур. Францбеков не только дал свое согласие, но и принял непосредственное участие в организации экспедиции, открыв Хабарову широкий кредит из казны, выдав ему в долг казенное оружие, сукна, котлы и сельскохозяйственный инвентарь для устройства пашенных поселений. Кроме того, Францбеков в расчете на большие барыши выдал собственные средства Хабарову и примкнувшим к нему промышленным и служилым людям.

 

№ 57

1650 г. не ранее июля 9 *. — Грамота, посланная якутским воеводой Д. А. Францбековым князю Богдою о принятии русского подданства 1

(*— Датируется по времени составления наказной памяти Е. П. Хабарову (см. док. № 56))

/ л. 1 / Бога, в троице славимаго, милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец, владимирский и московский и новгородский, царь казанский, царь астраханский, царь сибирский, государь псковский, великий князь иверский, югорский, пермский, вятский, болгарский и иных государств, и великий князь Нижнегорода Низовския земли, рязанский и ярославский, белозерский, угорский и обдорский и кондийский, и всея Северныя страны повелитель и государь Иверския земли карталинских и грузинских царь, кабардинская земли черкаских и горских князей и иных многих государств государь и обладатель.

Ведомо ему государю, учинилось: на Амуре-реке князя Лавкаево княжение. И по государеву цареву великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу воевода Дмитрий Андреевич Францбеков да дьяк Осип Степанов в прошлом во 157 году послали [к] князю Лавкаю для проведывания в послах приказного человека Ярофея Хабарова не с большими людьми. И как Ярофей Хабаров на Амур пришел, и князь Лавкай с братьями и с улусными людьми 5 городов своих покинул пусты и побежал к тебе, князю Богдаю 2.

И ныне воеводы Дмитрий Андреевич Францбеков да дьяк Осип Степанов того приказного человека Ярофея Хабарова для посольства к тебе, князю Богдаю, послали с невеликими людьми, а велели тебе, князю Богдою, сказать государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии милостивое жаловальное слово, чтоб ты, князь Богдой, был под его государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Русии самодержца, высокою рукою в вечном холопстве со всем своим родом / л. 2 / и с-ыными даурскими князи, которые под твоим князь богдоевым княжением, и со всеми улусными людьми. А государь наш царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Руссии силен и велик и страшен, многим царям и государям и великим князьям повелитель и государь, и служат ему, государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичу, всеа Руссии самодержцу, цари и великие князи со всеми своими государствы, которыя писаны выше сего в титле государевом, и от ево государскаво ратнаво бою нихто стоять не может. А про тебя, князя Богдоя, ему, государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Руссии, было наперед сего неведомо. И ныне государь [изво]лил послать небольших людей и оказать к вам свою государеву милость и жаловальное слово сказать, а не для бою.

А будет ты, князь Богдан, не учнешь под ево государевою царевою и великаго князя Алексея Михайловича всеа Руссии высокою рукою в вечном холопстве быть, и воевода Дмитрий Андреевич Францбеков да диак Осип Степанов учнут писать на тебя, князя Богдая, к великому государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руссии к Москве, чтоб он, государь, велел быть своим государевым ратным многим людям, и тебя, князя Богдая, за твое непослушание велит государь разорить, и город твой взять на себя, государя, и тебя, [130] князя Богдая, и иных князей и всех вас и жен ваших и детей без остатка, чтоб смотря на тебя, князя Богдая, и на твое непослушание, и иные Даурския земли князья, которые не под твоим княжением, видя грозу нашего царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Руссии и смертную казнь к вам и разоренье, были бы покорны и послушны без бою. А государь наш царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии милостив и праведен и кровей ни чьих не искатель: которые ему, государю, добьют челом и учнут не противны быть, тех их кровей и не искатель и их пожалует. / л. 3 /

Да и то тебе, князю Богдаю, ведомо буди, что и до больших государевых людей на тебя, князя Богдая, воевода Дмитрий Андреевич Францбеков да дьяк Осип Степанов пойдут со шестью тысячью с пушками и с огненным многим боем за твое, князь богдаево, непослушание. А здесь в его государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Руссии в одном Сибирском государстве ратных руских людей многое множество. Да у государя ж нашего царя и великаго князя Алексея Михайловича всеа Руссии в Якутском остроге вверх и вниз по Лене и по иным сторонам в холопстве якуты и тунгусы и юкагиры, и многие люди к ратному бою навычны, и государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Руссии на изменников и на непослушных людей в поход ходят и бьются, не жалея голов своих. И самому тебе, князю Богдаю, ведомо, потому что государя нашего царя и великаго князя Алексея Михайловича всеа Русии ясачные тунгусы жили в соседстве, живут безбоязно, и с князь Лавкаевыми с улусными людьми сходились с Олекмы на Шильских и на Амурских вершинах.

ЛОИИ, ф. Якутские акты, картон, 12, стлб. 13, лл. 1-3. Отпуск. Опубл.: «Сын Отечества», СПб., 1840, кн. 1, стр. 99-101.

Комментарии

1. Грамота была составлена в Якутской приказной избе одновременно с наказной памятью Е. П. Хабарову, данной ему 9 июля 1650 г. перед его вторым походом в Даурию (см. док. № 56). Одновременно с грамотой Богдою Хабарову была вручена и грамота Лавкаю (см. «Сын Отечества», СПб., 1840, кн. 1, стр. 102-104).

Однако грамота Богдою, по-видимому, не была отправлена, так как во время похода Хабаров установил, что князь Богдой не существует (см. коммент. 1 к док. № 58). Поэтому позднее грамота была переписана на имя Шамшакана (см. док. № 60).

2. Имеется в виду первый поход Е. П. Хабарова на Амур 1649-1650 гг. В наказной памяти, данной из Илимской приказной избы, ему предписывалось привести в русское подданство князей Лавкая и Ботогу и собрать с них ясак («Акты исторические», т. IV, СПб., 1842, № 31/1, стр. 67-70).

 

№ 58

1651 г. июля 27. — Наказная память, данная из Якутской приказной избы приказному человеку Е. П. Хабарову, о посылке якутских служилых людей Т. Е. Чечигина с товарищами к князю Шамшакану 1

Лета 7159 года июля в 27 день. По государеву цареву и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии указу память в новую Даурскую землю Якутскаго острога приказному человеку Ерофею Павловичу Хабарову.

В нынешнем во 159 году посланы к тебе служилые люди Трепка Ермолин сын Чечигин, да Артюшка Филипов сын Петриловских да с ними 26 человек (из тех служилых людей одному служилому человеку Богдашке Забышеву быть с тобою, Ерофеем, в подьячих до весны вперед 160 году, и весною выслать в Якутской острог), да воеводы Дмитрия Андреевича Францбекова человек Ерусланов, да дьяка Осипа Степанова человек Афонька Михайлов сын Частиков, да охочих служилых промышленных людей 107 человек; и всего их 137 человек, все с ружьями, а кто имяны служилых и охочих промышленных [131] людей, и тому роспись под сею наказною памятью за дьячьею приписью.

И как к тебе сия память придет, и тебе б, Ерофею Павловичу, тех служилых людей Трепку Чечигина да Артюшку Филипова с товарищи 27 человек в рядовую службу, да охочих служилых людей 107 человек принять, да один служилой человек Богдашка Забышев. Да к тебе ж, Ерофею, послано для ратнаго бою 30 пуд зелья да 30 пуд свинцу, да стопа бумаги писчей.

Да тебе же, Ерофею, послать в посланниках царю Шамшакану 2 служилаго человека Трепку Чечигина, а в товарищах воеводы Дмитрия Андреевича Францбекова человека Ананью Русланову да в подьячих служилаго человека Богдана Забышева. А как им говорить царю Шамшакану, и им дана память (См. док. № 59.). Да им же дать служилых людей 5 человек, которых они, Трепка и Ананья и Богдашка, с собою в посланники у тебя, Ерофея, учнут просить. И тебе б тех служилых людей им дать для того, чтоб которым людям ратное дело было за обычай. И в те поры покаместа в посланниках Трепка с товарищи ездят или царь Шамшакан своих людей в послах к тебе, Ерофею, пришлет, и тебе, Ерофею, его Шамшакановых людей не воевать. А будет он, царь Шамшакан, под государевою царскою высокою рукою быть не похочет, и дань с себя брать не велит, и тебе б, Ерофею, по государеву указу над ними, царем Шамшаканом поиск чинить, сколько милосердый бог помощи подаст.

Да ему же, Ерофею, принять к себе в полк служилых людей, которые с Олекмы в прошлом во 158 году с тобою в Даур сошли, Максимка Михайлов да Лучка Иванова.

Да ему же, Ерофею Павловичу Хабарову, в новой Даурской земле, которые служилые и охочие служилые же люди упромышляют по досугу промышленныя мягкия рухляди соболей, и у тех людей с промысла имать государева 10 пошлина, от 9 соболей десятым лутчим соболем. Да те соболи записывать в книги именно. Да те десятинные соболи присылать в Якутской острог к воеводе Дмитрию Андреевичу Францбекову да к дьяку к Осипу Степанову за своею печатью. А которые будут служилые люди наперед тебя, Ерофея, поедут с промышленною рухлядью в Якутской острог, и тебе, Ерофею, о той мягкой рухляди писать к воеводе к Дмитрию Андреевичу Францбекову да к дьяку к Осипу Степанову.

«Сын Отечества», СПб., 1840, кн. 1, стр. 125-126. Опубл. по отпуску.

Комментарии

1. Составление специальной наказной памяти Е. П. Хабарову о посылке служилых людей к князю Шамшакану взамен предварительно намечавшегося посольства к князю Богдою было вызвано получением в Якутске отписки Е. П. Хабарова, в которой он писал:

«А что, государь, в прошлом во 158 году писали, государь, мы, холопи твои, к тебе, государь, к Москве про князя Богдоя, и в те поры, государь, у Ерофея Хабарова на великой реке Амуре изымана была на погроме только одна даурская баба и в роспросе росказать про то про все подлинно не умела. А по нынешним по подлинным, государь, даурским роспросным речам князя Богдоя у них нет, а словет де у них земля Богдойская, а царь Алака-Батура-кана» (см. «Акты исторические», т. IV, СПб., 1842, № 31/V, стр. 76).

2. Трудно сказать, кто скрывается под именем «богдойского царя Шамшакана», являвшегося, по словам дауров, наместником «царя Алака Батурахана». Вероятнее всего, под ним подразумеваются различные лица. Следуя указанию данного документа о том, что резиденция Шамшакана находилась на реке Нонницзян (Ноне), можно предположить, что здесь речь идет об одном из маньчжурских военачальников, стоявшем со своим отрядом в дер. Букей (Букуй)), на месте которой впоследствии вырос гор. Цицикар.

Однако пленный китаец, захваченный Хабаровым, сообщал в расспросе (см. док. № 61), что Шамшакан «богдойский царь, который никанских (китайских) людей воюет». Вероятно, эти сведения точнее, так как получены не от дауров, а от китайца. В таком случае вероятно, что Шамшакан — это цинский император Шицзу (годы правления Шуньчжи 1644-1661), а «алака Батур хан» — один из его титулов (возможно, искаженное из маньчжурского «алиха батуру-хань» — «правящий храбрый и благородный государь»).

 

№ 59

1651 г. июля 27. — Наказная память, данная из Якутской приказной избы служилому человеку Т. Е. Чечигину с товарищами, о поездке к князю Шамшакану

Лета 7159 года июля в 27 день. По государеву цареву и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии указу и по приказу воеводы Дмитрия Андреевича Францбекова да дьяка Осипа Степанова ехать [132] Трипку Чечигину да Онанье Русланову с товарищи в Богдайскую землю к царю Шамшакану с любительною грамотою. И говорить по росписи, какая вам дана под сим наказом. И как грамоту примут и ответ учинят, и в ответе учнут говорить, что он государю нашему дань давать учнет, и его царя Шамшакановых людей не воевать воевод без указу. А будет царь Шамшакан под государя нашего царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии, под его высокою рукою быть не похочет, и то в ответе станут говорить, и те речи писать в статейный список. И ехать с ответными речами и статейным списком к воеводе Дмитрию Андреевичю Францбекову да к дьяку Осипу Степанову. А приехав в Якутской острог явиться в съезжей избе воеводе Дмитрию Андреевичу Францбекову да к дьяку Осипу Степанову.

По государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу и по приказу воеводы Дмитрия Андреевича Францбекова да дьяка Осипа Степанова посланные в посланниках Трипка Чечигин да Онанья Русланов, подьячий Ананья Жедаев с товарищи, стать государю царю Шамшакану с любительною грамотою:

И тебе, царю Шамшакану, приняв, велеть, любительную грамоту вычетчи, любительно ответ учинить, и в Якутской острог к государю воеводе Дмитрию Андреевичу Францбекову да к дьяку к Осипу Степанову письмом ведомо учинить, как ты в титлах пишешься. И против твоего письма воевода Дмитрий Андреевич Францбеков да дьяк Осип Степанов учнут к великому государю, нашему царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Русии самодержцу, к Москве писать.

«Сын Отечества», СПб., 1840, кн. 1, стр. 123. Опубл. по отпуску.

 

№ 60

1651 г. июля около 27 *. — Грамота, посланная якутским воеводой Д. А. Францбековым князю Шамшакану о принятии русского подданства

(*— Датируется по времени составления наказной памяти якутскому служилому человеку Т. Е. Чечигину о поездке к князю Шамшакану (см. док. № 59))

/ л. 1 / Бога, в троицы славимаго, милостью великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец, владимирский и московский и новгородцкий, царь казанский, царь астраханский, царь сибирский, государь псковский, великий князь тверский, югорский, пермский, вятцкий, болгарский и иных, государь и великий князь Нижнего Новагорода Низовские земли, рязанский, ростовский и ярославский, белоозерский, удорский и обдорский, кондинский, и всея Северныя страны повелитель, и государь Иверские земли карталинских и грузинских царей, Кабардинские земли черкаских и горских князей и иных многих государств государь и обладатель.

В прошлом во 157 году ведома ему, государю, учинилась Даурская земля на Амуре-реке, князь Лапкаево княжение. И по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу воевода Дмитрей Андреевич Францбеков да диак Осип Степанов в прошлом во 157 году послали х князю Лавкаю для проведыванья вашие [133] земли (Вашие земли написано вместо зачеркнутого в послах.) приказного человека Ярофея Хабарова не з большими людьми. И как Ярофей Хабаров на Амур пришел, и князь Лавкай з братьями и с улусными людьми 5 городов своих покинули пусты, а побежали к тебе, царю Шамшакану (Написано вместо зачеркнутого: князю Богдою.).

И в прошлом во 158 году воевода Дмитрей Андреевич Францбеков да дьяк Осип Степанов того же приказного Ярофея Хабарова (Далее зачеркнуто: для посольства.) [к тебе, царю Шамшакану, с невеликими же людьми посылали, а велели тебе, царю Шамшакану, сказать государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии милостивое жалованное слово, чтобы ты, царь Шамшакан, был под его государя нашего и великаго князя Алексея Михайловича, всеа Русии самодержца, высокою рукою, со всеми живущими под твоею областью. А государь наш царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии велик во всех окрестных государствах, и служат ему, государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Русии самодержцу, царю и великие князи со всеми своими государствы, которые писаны выше сего в титлах государских, и от его государского ратнаго бою никто стоять не может. А про тебя, царя Шамшакана, ему, государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Русии было неведомо, и как тебя в титлах пишут, и их воеводе Дмитрию Андреевичу Францбекову да дьяку Осипу Степанову было неведомо.

В прошлом во 158 году государь изволил послать небольших людей и сказать вам свою государеву милость и жалованное слово сказать и не для бою. А буде ты, царь Шамшакан, не учнешь быть под его государевою царевою и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии высокою рукою, и мы воевода, Дмитрий Андреевич Францбеков да дьяк Осип Степанов, учнем писать на тебя, царя Шамшакана, к великому] (Один лист утрачен, помещенный в квадратных скобках текст дается на основании публикации по копии XVIII в. (см. легенду).) / л. 2 / государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии к Москве, чтоб он, государь, велел быть своим государевым ратным многим людем, и тебя, царя Шамшакана (Написано вместо зачеркнутого: князя Богдоя.), за твое непослушанье велит государь смирить (Написано вместо зачеркнутого: разорить.) своим государевым ратным боем, и городы твои взять на себя, государя (Далее зачеркнуто: и тебя, царя Шамшакана (князя Богдоя) и иных князей, и всех вас и жен ваших и детей побить без остатку.), чтоб, смотря на тебя, царя Шамшакана (Написано вместо зачеркнутого: князя Богдоя.), и на твое непослушанье, и иные даурские земли князи, которые не под твоею областью, видя грозу государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии и смертную казнь к вам и разоренье, были бы покорны и послушны впредь без бою. А государь наш царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии милостив и праведен и кровям ничьим не искатель: которые ему, государю, добьют челом и учнут непротивны быть, тем их кровям и не искатель и их пожалует.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: