АРХЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 52 глава




И для ведомости моего пути к тебе, великому государю, писал и сю отписку отдал я, холоп твой, в Сургуте воеводе, чтоб он сю отписку [468] послал в Тоболеск к боярину и воеводам к Петру Михайловичю Салтыкову с товарищи, а ис Тобольска к тебе, великому государю, к Москве. А отписку велел я, холоп твой, подать в Посольском приказе боярину Артемону Серге[е]вичю Матвееву да дьяком думному Григорью Богд[а]нову, Ивану Евстафьеву, Василью Бобинину, Емельяну [У]краинцову.

На л. 167 об. отметка о получении: 183-го августа в 10 день.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1674 г. д. № 1, лл. 167-168. Подлинник.

Списки — там же, оп. 1, кн. 3, лл. 238 об.—240 об.; кн. 4, лл. 15 об.16.

Частично опубл.: Ю. В. Арсеньев, Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г., СПб., 1882, стр. 169 (приложения); J. F. Baddeley, Russia, Mongolia, China, vol. II, London, 1919, pp. 251-252; Николай Милеску Спафарий, Сибирь и Китай, Кишинев, 1960, стр. 151.

 

№ 191

1675 г. июня 5 *. — Отписка Н. Г. Спафария в Посольский приказ о пути от Сургута до Нарыма

(*— Датируется на основании док. № 197)

/ л. 169 / Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу холоп твой Николайко
Сп[афа]рий челом бьет.

В нынешне[м], великий государь, во 183 году м[айя] в 24 день писал я, холоп твой, к [тебе], великому государю, что приехал я, ис Тобольска через Демья[нской] и Самаровской ямы в город Сург[ут], и того ж числа из Сургута по[ехал] тою ж рекою Обью к Нарымско[му] острогу. И ныне, государь, божиею милостию и твоими великого государя праведными молитвами приехал в Нарым июня в 4 день в целости, однакож [терпел] великую нужду для того, что по Обе-реке было великое наводнение и разлилось по полям и по лесам, бутто моря, и погода сильная и стужи и снеги по нынешнее число. И в Нарыме, государь, переменя гребцов, божиею ж милостию и твоими великого государя праведными молитвами поехал чрез Кедцкой и Маковской острожки до Енисейска июня в 5 день, оставляя Обь-реку направо к полудню, поехал Кедью-рекою налево к востоку. И так, аж даст бог, приеду в Енисейск, и о своем приезде учну писать к тебе, великому государю, к Москве.

А отписку велел подать в Посольском приказе боярину Артемону Сергеевич[ю] Матвееву да дьяком думному Григорью Богданову, Ивану Евстафьеву, Василью Бобинину, Емельяну Украинцову.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1675 г., д. № 1, л. 169. Подлинник.

Списки — там же, оп. 1, кн. 3, лл. 264 об.— 266; кн. 4, лл. 17 об.—18.

Частично опубл.: Ю. В. Арсеньев, Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г., СПб., 1882, стр. 169 (приложения); J. F. Baddeley, Russia, Mongolia, China, vol. II, London, 1919, p. 252; Николай Милеску Спафарий, Сибирь и Китай, Кишинев, 1960, стр. 151.

 

[469] № 192

1675 г. июня 5 *. — Письмо Н. Г. Спафария судье Посольского приказа А. С. Матвееву о пути в Нарым

(*— Датируется на основании док. № 197)

/ л. 170 / Государю моему многомилостивому и всегда благодетелю боярину Артемону Сергеевичу Николайко Спафарии рабски челом бьет. Подай, государь, бог тебе, государю, долголетное и благополучное здравие и всякая иная благая душевная и телесная с превозлюбленным сыном твоим з государем моим Андреем Артемоновичем 1.

Ведомость тебе государю моему чиню, что милостию божиею и великого государя счастием приехал в Нарым июня в 4 день в целости, однако ж де, государь, великую нужду принел на реке Обе, так что на море погода такая страшная и бури и стужи и снеги июня по 5 число. И июня в 5 день из Нарыму поехал в Енисейск. И по твоему, государь, приказу, как ты, государь, приказал, чтоб известить от всех городов о моем путьшествии, и преже того я писал от всех мест и ныне писал к великому государю и к тебе, государю, а как даст бог приеду в Енисейск, и из Енисейска о всем к великому государю к тебе, государю моему, учну писать. До того места богу поспешенствующую радением ис Тобольска в месяц поспел, до которого иные приходят месяца з два и в три, и чаю и впредь с помещением пойду для того, что попечествующимся и бог помоществует и паки рабски челом бью.

Пожалуй, милостивый государь мой, не забудь раба своего, изволь писать хотя одиножды про своего и про благородного сына своего многолетное здравия, а я надежен всегда в постоянстве и на милость твоя, благодетеля моего.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1675 г., д. № 1, ч. 2, л. 170. Подлинник.

Списоктам же, оп. 1, кн. 3, лл. 266-267 об.

Комментарии

1. Спафарий был в дружественных отношениях с Матвеевым и обучал иностранным языкам его сына Андрея, (см. Ю. Арсеньев, Новые данные о службе Николая Спафария в России (1671-1708 гг.), М., 1900, стр. 5-7).

 

№ 193

1675 г. не ранее июня 20 *. — Отписка енисейского воеводы М. В. Приклонского тобольскому воеводе П. М. Салтыкову о посылке к Москве товаров, привезенных из Цинской империи селенгинскими служилыми людьми Анцифером Ивановым с товарищами

(*— Датируется по упоминанию числа в тексте)

/ л. 294 об. / Господам Петру Михайловичю, Ивану Федоровичю, Федору Перфирьевичю, Григорью Алексеевичю Михайло Приклонской челом бьет.

В нынешнем, господа, во 183 году июня в 20 день писал ко мне в Енисейской из Селенгинского острогу приказной человек селенгинской сын боярский Гаврило Ловцов и прислал с селенгинскими служилыми людьми с Онцыферком Ивановым, с Тренькою Денисовым, с Фомкою (В этом же документе назван Офонькой, по-видимому, в данном случае допущена описка при снятии копии в XVIII в.) Елисеевым покупной государевы казны, что куплена на государевы ясашные соболи в Китайском государстве, полсема пуда шелку сырцу белого и желтого, 6 камок китайских валковых. Он же, Гаврило, [470] прислал товарной же десятинной казны 36 камок валковых, да 3 портища камок большой руки китайских розных цветов, 11 подставов камок же двое портишных, 73 конца китаек розных цветов, 32 фунта с полуфунтом бумаги хлопчатой. А те камки и китайски и бумагу имал он, Гаврило, с торговых и служилых людей с товаров десятую пошлину, которых отпущал он, Гаврило, из Селенгинского острогу в Китайское государство 1. Да у них же, господа, селенгинских служилых людей у Онцыферка Иванова с товарыщи, сверх отписки Гаврила Ловцова, объявилось в Енисейску на осмотре в приказной избе камка да отлас да чаша серебряная весом 2 / л. 295 / фунта без чети. А по скаске, господа, селенгинских служилых людей, как де они ехали ис Китайского государства мимо мунгальского кутухту, и мунгальской де кутухта с ними, селенгинскими служилыми людьми, послал тое чашу и камку и отлас к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, к Москве в дарах. И о присылке, господа, товарной покупной и десятинной казны писал я к великому государю к Москве, и та великих государей покупная и десятинная товарная казна и чаша серебряная и камка и отлас отпущена из Енисейска к великому государю к Москве с селенгинскими служилыми людьми с Онцыфорком Ивановым, с Тренькою Денисовым, с Офонькою Елисеевым. И об отпуске их ис Тобольска к великому государю к Москве учинити бы вам, господа, по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца. Да с ними ж, господа, Онцыфорком Ивановым с товарыщи, послан к великому государю к Москве Селенгинского острогу ясашной бабр-зверь с лапы без хвоста, и покупная и десятинная казна и бабр, и что послано от кутухты чаша серебряная и камка и отлас за их онцыфорковым с товарыщи приемом и отчетом.

ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 23, № 269 лл. 294 об.—295. Копия XVIII в. с отпуска.

Опубл.: «Дополнения к Актам историческим», т. VI, СПб., 1857, № 132, стр. 395.

Комментарии

1. Речь идет о торговом караване Ивана Поршенникова, Евстафия Филатьева и Гаврилы Романова.

 

№ 194

1675 г. ранее июля 9 *. — Грамота монгольского Тушету-хана царю Алексею Михайловичю с требованием о возвращении пленных и с отказом, в противном случае, пропустить русских послов и торговых людей в Цинскую империю

(*— Датируется по времени пребывания посольства в Енисейске (см. док. № 197) )

/ л. 12 / [Пере]во[д] мугальского Очорая-хана с ли[ста].

Великого доброго жалованья буди милости проси[ти]... его царского величества царю белому лист...

...Белого царя... указу з дарами и о здоровье спросить. Острог на реке на Селенге с нами поблиску, живут двух царей люди смежно, быть бы в любве и в совете промеж собою. И наши де улусные ясашные люди [жи]вут поблиску твоих государевых городов [око]ло Иркуцкого и Нерчинского и Иркенского [и [Бер]бузинского. И ис тех де городов [тв]ои государевы люди на тех наших людей ясашных в прошлых [471] и в нынешнем году весною на марте месяце войною ходили и людей наших многих з женами и з детьми и з животами побрали. А в которых урочищах те наши ясашные люди табуны жили, и те места разорены, а достальные наши люди с тех мест от раззорения врознь розбежались и от промыслов своих отстали. Да из наших уж улусов Чакыр Батур, подданной наш человек, с улусом своим 30 луков убежал на Селенгу реку на устье под Селенгинской город и иных людей наших ясашных 82 человек с собою увел и лошадей табуны отогнал, и ныне живет под твоею царскою высокою рукою. А твое царьское жалованье есть к нам, и от тебя, великого государя, в листу к нам писано, что ты государь нас пожаловал, велел нам послов своих к тебе, великому государю, присылать, а тво[и / л. 13 / государевы пос]лы ходили б к нам и в Китайское [государство, и нам] твоих государевых [послов и тор]говых людей от себя [до Китайского го]сударства провожать... из Китайского государства назад [до твоих] государевых городов до Селенгинского.

Пожалуй, великий белой царь, изволь прислать в свой [государев] город в Селенгинской свой государев указ... человеком, и вели, государь, сыскать [в]сякой задор и смуту, и велели, государь, людей наших ясашных громленых и беглецов нам пожаловать, отдать. А буде не пожалуешь, белой царь, нас, указу своего нам против нашего челобитья не учинишь, и нам пропущ[ать] и провожать твоих государевых [посло]в и торговых людей до Китайского [государ]ства не уметь. Пожалуй, государь, нас своим царьским жалованьем, вели про все розыскать и указ учинить.

А на конце листа написано: Печать у листа их мугальского Очороя-хана приложена.

Да в том же листу написано в-ыных местех речь скрытая загадками, и тех речей розтолковать не мочно.

А переводил тот лист тобольской сын боярской Павел Кульвинской. А толмачили тобольской городовой калмыцкой толмач Богдашка Неустроев да Селенгинской толмач Тараско Афонасьев.

По сставам, на лл. 13 и 13 об. рукоприкладство: К сему переводу вместо толмача Богдаш[ка Неу]строева по ево [велению] [к сему] перевод[у]... Селенгинсково толмач[а] Тараса Афонасьева по велению енисейской пятидесятник Афонька Коренев руку приложил. Павел Кульвинский руку приложил.

ЦГАДА, ф. Монгольские дела, оп. 1, 1675 г., д. № 1, лл. 12-13. Перевод XVII в. Подлинник на лл. 14.

 

№ 195

1675 г. не ранее июля 9 *. — Письмо Н. Г. Спафария судье Посольского приказа А. С. Матвееву о приезде посольства в Енисейск, с сообщением сведений о положении в Цинской империи, полученных от монгольских послов

(*— Датируется по упоминанию числа в тексте)

/ л. 178 / Государю моему милостивому и всегда благодетелю боярину Артемону Сергеевичю Николайко Спафарий рабски челом бьет. [472]

Подай, господь бог, тебе, государю моему, многолетное и благополучное здравие с превозлюбленным и благородным сыном своим з государем моим Андреем Артемоновичем.

Силою вышняго сохранен превыше всякого милостию божиею и великого государя счастием, приехал я, раб твой, в Енисейский июля в 9 день в целости со всеми моими, однако ж де, государь, с великою нужею для того, что река Кеть внизу была вода великая, что ни веслами, ни шестами, а вверху была зельми малая [ж] (Здесь и далее утраченная часть текста восстановлена на основании списка (см. легенду).), что внизу только завозами, а в[верх] еже день стояли на мелях помногожды для малые воды, и оприч того были и досадили стужи великие и снеги, и потом приняли и мучили нас фараоновы язвы, камары и песьи мухи и еще и по се время мучат, и сказывают, и впредь до самые зимы мучить будут, так что не дают ни есть, ни спать, а обороны у нас от них сетки и иная, однако ж де против силы их и обороны наши в суе. Только, государь, так те, которые в борбище страдают, забывают всякие труды свои, только намерение их одно есть и помышляют, как угодити начальнику своему, так и мы ныне, хотя и многие наши нужды и впредь немалые будут, однако ж де все иное забываем, опричь [того, что подчтимая] великого государя / л. 179 / службу служити и благополучно совершити и по силе угодити. А больши всех печальствует нас отдаление от тебя, государя моего и благодателя, и от собеседников пречестнаго дому твоего, потому что бутто на иной свет поехали, и мало, что не во аде для того, что от того времяни, как поехали с Москвы, ни письма, ни ведомости, ни слуху у нас не бывало, ни священник, ни лекарь, ни чертежщик, ни лекарства, ни иное ничего, однако ж де уповаем на милость божию, что великого государя счастием и без тех служба совершена будет. Только ты, государь, прежнюю милость свою не отими от раба своего, чтоб не было, как притча греческая говорит, что очи, которые не видятся, скоро забываются, а я надежен на постоянство милости твоей, что будешь ты, государь мой, ко мне так милостив в неприбытии, как и в прибытии.

Про китайские ведомости, что здесь слышал и роспрашивал, писал к великому государю в отписке про все, и для того не хочю тож дело дважды писать, потому что ведаю: не токмо ты, государь, в первых прочесть будешь, но и еще, буде какое дело не писано, как годитца такому превеликому монарху, недоумением моим, ты, государь, крайним разумом своим милостива исправишь, и о том рабски молю. Писал я к тебе, государю моему, чрез человека гостя Евстафья Филатьева Гаврила Романова, и он тебе, государь, словесно учинит про Китай и про китайские вести и про путь мой ведомости.

Здесь, / л. 180 / государь, Енисейская страна вельми хороша, бутто Волоская земля, а река Енисей, бутто Дунай, самая веселая и великая, и дал бог изобилие всякое, хлеба много и дешево и иное всякое ж и многолюдство. И стольник Михайло Васильевич Приклонской был ко мне зело д[обр], только не для меня, для милости твоей, что и[зволил] писать обо мне. И пожалуй, государь, милость свою покажи, чтоб не [переменили] ево отселе, покаместь я возврас[чусь] ис Китай.

Про китайской торг сказывали, что зело плохо торговали, а не ведаю, как нам бог даст торговать, однако ж де у нас товар не большой не так, как у них.

Отселе, государь, есть иной путь ходу до Красного Яру 10 дней, и от туду ближе и прямее степь и дорога в Китай, нежели на Селенгу. [473] Только, государь, кочюют калмыки и иные иноземцы. И тот путь не прове/ л. 181 /дан: смирно ль или нет?

Мугальские послы, которые ныне едут к Москве, были, государь, у меня трижды, и потчивали их накрепко и роспрашивали у них про китайского хана: какую войну имеет, и мочно ли мне ехать, и примет ли мое посольство? И они сказывали, что в Китаях ныне война великая и смущение (потому что они порубежны с китайцы) для того, что старые китайцы, которые от нынешних китайских владельцев татар бежали к морю тому ныне лет с 30, паки собрався войною, победили бугдыхановых татар многожды так, что конечно они погибнут и старые китайцы завладеют ими по-прежнему; а бугдыхан убежал в прежнее свое владение в Дауры, отколе пришол и победил Китай; и конечно де, государь, бугдыхан в великом безсилии. И естли, государь, так и ныне, благополучное время было бы разспространяти благочестие, потому что они и китайские татаровья самые худые люди и не военные, и мугальцы зело опасение имеют от казаков, и как я вижу, буде бы был только промысл в сих странах воистинно, что страх божий и великого государя паде на языцех сих, и бегут никим гонимы. Как буду блиско рубежа, увижу их места и люди и бои, однако ж де как слышу бои их зело худ, ныне учинились ссоры с казаками, которых / л. 182 / было только 40 человек, а калмык было 1500 человек, и их казаки палками побили. Я буде жив буду, всю сию крайную и порубежную страну от Селенги до Даур и до Амуры-реки осмотрю накрепко. Да мугальцы же мне говорили, что китайцы посольство мое примут потому, что имя великого государя везде преславно.

Естли бы государь сей путь знал так, как ныне осмотрел, то бы давно был в Китаях иным обычаем, однако же хотя иные до Енисейска ходили по полтора года, а я в 4 месяца достиг, теперь мне трудно, а назад, даст бог, будто летая и приду наскоро, понеж все вижу и разумею, что надобно к сему пути.

Пожалуй, государь мой милостивый, не предай забвению раба своего, но по прежней своей премногой милости жалуй. Государя моего Андрея Артемоновича пожалуй, государь, в науках научити изволь, ныне время удобное в молодых летех, покаместа лошеди и собаки не мешают. Бог вся ему дал чрез тебя, государя, а егда учение прибудет, тогда во всем совершенный будет.

Гречанин, что сослан за Мелетия, подал Гаврилу Романову письмо, чтоб он отдал мне. И я то письмо пошлю к тебе, государю. Писал он и к Мелетию, / л. 183 / и о том тебе, государю, как бог известит.

Мы теперво бутто на новом свете, кажетца нам страна новая, и не токмо ис Тобольска, ис Москвы письма не видали. Дай бог всем благое пребывание и вам, государем нашим, и нам, рабом вашим, а впредь со всех островов писать к великому государю и к тебе, государю, буду. И не прогневися, что я пишу своею рукою по-руски, для того, что хочю учиться языку и письму.

И паки рабски челом бью.

На л. 178 об. отметка о получении: 184-го октября в 19 день.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1674 г., д. № 1,ч. 2, л. 178-183. Подлинник.

Списоктам же, оп. 1, кн. 3, лл. 325 об. Опубл.: «Русский архив», М., 1881, кн. 1, стр. 52-57.

 

№ 196

1675 г. не ранее июля 18 *. — Отписка енисейского воеводы, М. В. Приклонского в Посольский приказ об изготовлении судов под посольство Н. Г. Спафария

(* — Датируется по упоминанию числа в тексте.)

/ л. 270 / Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холоп твой Мишка Приклонской челом бьет.

В нынешнем, государь, во 183 году июня в 22 день писали ис Тобольска боярин и воеводы Петр Михайлович Салтыков с товарыщи ко мне, холопу твоему, в Енисейской — по твоему великого государя указу послан с Москвы для твоих великого государя дел в Китайское государство в посланниках наскоро Николай Спафарий, а отпуск де, государь, ему, Николаю, будет ис Тобольска водяным путем чрез Енисейской и Даурские и Селенгинской остроги. / л. 270 об. / И по твоему великого [государя] указу велети б мне, холопу твоему, изготовить в Енисейску к ево Николаеву приезду суды и судовые снасти и кормщиков и гребцов, сколько человек ему будет надобно, и руских людей и отпустить ево, Николая, не задержав. И по твоему великого государя указу и по тобольской отписке велел я, холоп твой, изготовити в отпуск Николая Спафария суды и судовые снасти и кормщиков и гребцов и через Маковской волок подводы немешкая. И в нынешнем во 183 году июля в 9 день Николай Спафарий / л. 271 / приехал в Енисейской острог, а в Маковской пришел он, Николай, на одном дощанике, а 2 государь дощаника в ево ж Микулаеве отпуску остались от него, Николая, на Кети-реки в дальних местех, и тех, государь, дощаников дожидался он, Николай, в Енисейску июля по 18 число, а в Енисейску, государь, дано в отпуск ему, Николаю, 3 дощаника да каюк новые и снасти и парусы и лодки и якори даны новые ж, да на те ж, государь, дощаники и на каюк дано в работу енисейских служилых и гулящих людей всего 86 / л. 271 об. / человек до Селенгинского острогу, а в Селенгинском, государь, остроге велел я, холоп твой, потому ж изготовить ему, Николаю, подводы и провожатых до ево Николаева приезду, для того послал я, холоп твой, из Енисейска в Селенгинской острог даурского сына боярского Игнатья Милованова 1 наперед ево, Николая, чтоб, государь, ему, Николаю, ни где ни за чем мотчанья не было, а отпущен он, Николай, из Енисейска в нынешнем во 183 году июля в 18 день.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 1, кн. 3, лл. 270-271 об. Список.

Комментарии

1. Позже Игнатий Милованов был отправлен в Китай «с известием о посольстве Спафария». Вместе с Мэнгэдаем он ездил в Пекин тем же маршрутом, что и во время своей первой поездки.

 

№ 197

1675 г. июля 19 *. — Отписка Н. Г. Спафария в Сибирский приказ о пути его из Нарыма в Енисейск и о пребывании в Цинской империи торговых людей Гаврилы Романова с товарищами

(*— Датируется по времени выезда посольства из Енисейска. В отписке имеется некоторое противоречие, так как указано две даты: 18 и 19 июля. 18 июля, как время выезда Н. Г. Спафария из Енисейска, указано и в статейном списке посольства. Это позволило Арсеньеву, в свою очередь, датировать отписку 18 июля (см. Арсеньев, стр. 169). Однако нет оснований считать, что в отписке во втором случае (в конце документа) допущена описка, скорее всего основная часть документа была написана еще в Енисейске до отъезда из него посольства. Последняя же часть — при выезде из города, когда, одновременно с этим, отправлялся гонец в Москву)

/ л. 171 / Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холоп твой Николайко Спафарии челом бьет.

В нынешнем, великий государь, во 183 году июня в 5 день писал я, холоп твой, к тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, из Нарымского острога, что поехал Кетью рекою к Енисейску, и июля в 7 день приехал я, холоп твой, в Маковский острог и, взяв подводы в Маковском, поехал через волок сухим путем в Енисейск того ж числа. А в Енисейской божиею милостию и твоим великого государя счастием приехал я, холоп твой, в целости июля в 9 день. А по Кете, государь, реке учиилась мне, холопу твоему, замедление для того, что вода была великия.

И, приехав я, холоп твой, в Енисейск, сыскал твоих, великого государя, служилых людей и гостя Евстафья Филатьева человека Гаврила Романова, которые в недавных днях приехали ис Китайского государства чрез твой великого государя Селенгинской острог, потому, что они в прошлом во 182 году в августе месяце поехали из Селенгинского острога степью чрез Мунгальскую землю в Китай с торгом. И сказали, государь, мне, холопу твоему; как они приехали в порубежные городы Китайского государства, и спрашивали их, какие они люди и есть ли у них твоя великого государя грамота. И они сказали, что приехали с торгом ис порубежных городов. И китайцы им не верили, были в подозрении, чтоб за ними / л. 172 / не было войска, и для того их под тем городом задержали 5 недель, покамест посылали проведать по всей степи. И как проведали, что никакова войска нет, отпустили их в Китайское государство в город Камбалык. И будучи они еще в том порубежном городе, приехали к ним ис Камбалыка один боярин и иные чесные люди, и первое слово, что спрашивали, было: есть ли отповедь от тебя, великого государя, против ханова листа, которой послан в прошлых годех з Данилой Аршинским? И они говорили, что слышали, что тот лист послан к тебе, великому государю, а какой указ будет, того они не ведают для того, что они торговые люди, а не посланники. Да они ж спрашивали: есть ли поминки от великого государя к хану. И они сказали, что с ними от тебя, великого государя, поминков не послано для того, что они сами от себя торгуют, а не посланы от тебя, великого государя, однако ж де не большое от них к хану подарки будут. И после того спрашивали, есть ли указ от тебя, великого государя, про князьца тунгуского Гайтимура, которой ныне в Даурах, и в прошлых годех тот князец бежал ис под Китай в Даурские остроги и [476] ныне живет в Даурах, и чтоб того князца отдать назад, о котором и в листу ханове написано было. И они говорили, что о том не ведают для того, что они приехали чрез Мугальскую землю из Селенгинского острога, а не чрез Дауры. И после того отпустили их в Камбалык, и дали им подворье и корм и подарки от них приняли и кормили по 3 дни у хана во дворе, и после того / л. 158 (Листы в столбце перепутаны.)/ взяли их перед хана, только хан стоял на насилках и они ево не видали, а он их видел. И было их, твоих великого государя служивых и торговых человек, с 40. И после того дали им волю торговать на 7 недель, только торг их был зело некорыстен против прежняго для того, что у них всчалась война с Никанским царством 1 и то Никонское царство нет иного, опричь старого Китайского царства, потому что ныне есть лет с 30 завладели Китайским царством татары, а поколение царское бежал в дальние / л. 173 / приморские Китайские страны, и то ныне называют бугдыханове татары Никанским царством, и ныне собрали они никанские войска. И посылал против них бугдыхан дважды по сороку тысящ и все побиты от никанских. И ныне собирают новое войско, а хотят послать на Никантов. И боярин, которой сидит в приказе, спрашивал енисейского сына боярского, которой был в Китаях с торговыми людьми, много ли твоих великого государя служивых людей в Даурах, как были преж сего. И он говорил, что в Даурах и ныне великого государя служивых людей много, а сколько числом, того он не ведает для того, что они приехали не чрез Дауры. И после того сказывали твоим великого государя людем руские ж люди седьм человек, которые изменили тебе, великому государю, и ныне служат китайскому хану в Канбалыке, что тот боярин спрашивал сына боярского про даурских служилых людей сколько суть для того, что они хотят послать посла к тебе, великому государю, просить помочи против никантов, / л. 174 / несколько тысяч человек ис порубежных твоих великого государя острогов. Да они ж, изменники, тайно говорили: есть ли бы [были] твои великого государя ратные люди в Даурах тысячи з две в нынешнее время, мочно бы в подданство привесть под твою великого государя высокую руку нетокмо всю Даурскую землю, но и все, что есть до самых высоких китайских стен, для того, что ныне бугдыхан в великом безсилии и от твоих великого государя ратных людей от казаков имеют великой страх и, сказывают, что китайцы хотели послать к тебе, великому государю, посла и нарежали ево, а после того опять раздумали не знаю для чего. И как исполнились 7 недель, велели им из государства ехать вон, потому что они были в великом смущении для никанской войны. И так они повратилися назад в марте месяце тем же путем, которым ехали в Китай, в Селенгинской острог. И ныне из них едут к тебе, великому государю, к Москве и будут объявить обо всем, что они в Китаях видали и слышали. А в Енисейском, государь, сыскал я послов мугальских, которые едут к тебе, великому государю, к Москве, два от кутухты-ламы жрецы их духовного чина, потому что он, кутухта-лама, начальник их вере до самой Индии, а другой посол от Учюроя-Саинхана мугальского, а третей от брата ево, з небольшими поминками по их обычаю. И дали мне, холопу твоему, письмо к кутухта-ламе и к хану мугальскому, буде мне случитца путь чрез мугальскую землю, чтоб учинили всякое вспоможение. И ныне я, холоп твой, божиею милостию и твоим великого государя счастием / л. 175 / июля в 18 день поехал из Енисейска вверх Енисеем-рекою на трех дощаниках со всеми твоими великого государя служивыми людьми. А Енисеем-рекою ходу дни з два, а потом итить [477] Тунгускою рекою до самого да Байкальского моря вверх ж воды, и как я, холоп твой, буду при Байкальском море, буде поспею ранее осенних погодей, тогда мочно, государь, перебегать парусом, Байкальское море прямо к Барбузинскому даурскому острогу, и оттуду сухим путем мочно ехать и через Нерчинской острог и через твоих великого государя ясачных людей до самого Китайского рубежа, минуя всех чюжеземских владельцев. А буде, государь, захватит меня погода осенняя, тогда ни какими мерами перебегать парусом прямо в Барбузинской нельзя для того, что то море зело лютое и сердитое и каменистое и когда, государь, бывает и пособная тишина, и тогда на силу перебегают парусом в неделю, только, государь, поеду на право на усть Селенги реки, и то в пособную тишину мочно перебежать в судки для того, что только губа морская лежит до Селенгинского устья и оттуду не далеко и Селенгинской острог. И буде, государь, из Селенгинского острога не будет какова опасения, тогда мочно мне, холопу твоему, ехать чрез Мугальскую землю в Китай тем путем, которые ныне приехали ис Китай, а буде какое будет опасение, и я, холоп твой, поеду опять чрез Дауры для того, что лутче ехать до самого рубежа Китайского государства и честнее чрез твое, великого государя, государство, нежели чрез иноземские, и для того, чтоб и китайцы узнали, / л. 176 / что меж твоего великого государства и их государства нет иного владетеля и они соседи и порубежные с твоим, великого государя, государством суть. А из Селенгинского острога есть прямой путь, которым ездят чрез твоих же, великого государя, ясачных людей и острогов до самого Нерчинского острога, минуя всех чюжеземских владельцов до самого Нерчинского ж и до Даур. И так или вышеписанным прежним путем или тем безопасной путь будет до самого Китайского государства для того, что путь мой будет все чрез твое, великого государя, государство, а не чрез чюжеземское, только, государь, слух здесь носитца от торговых людей, которые ныне приехали из Даур, что даурские Албазинского последнего острога казаки, собрався вместе з гулящими, человек с 300 пошли войною на китайских подданных, которые живут по местечкам и пашут на Нагуне-реке 6 ден от Албазинского острога, и тех жителей будет человек с 600 и больши, и сказывают, государь, что те китайские подданные призвали албазинских казаков сами, чтоб они свободили их от подданства китайского. И буде, государь, учинилась так, и не малая препона будет путьшествию моему, однако ж де уповаю на милость божию и на твое, великого государя, счастие, хотя, государь, и случилась так, а твое великого государя дело и указ исполнен будет и мочно им, китайцем, учинить отповедь против того, буде они станут говорить про своих подданных, как бог наставит и время научит, только, государь, великую препону учинят не только торговым / л. 177 / руским людей, но и порубежным казаком и в подзрение подают китайцом приближение твоего, великого государя, государства бухарские и татарские торговые люди, которые ис Тобольска собирают корован великой и ходят в Китай, и не токмо они лутчие мяхкие рухляди возят в Китай из Сибирского государства, но и всякое оружие, наипаче пищали, промышляют.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: