АРХЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 54 глава




А про албазинских, государь, казаков сказали, что в прошлом году ходили в поход человек с полтретьяста на порубежных китайцев для того, что сотник китайской обещал им быть к ним со всеми своими людьми, выехать на твое великого государя имя в вечное поданство. И как они поехали, и их обманул и село запустошил и сам бежал со всеми своими людьми, и казаки поворотились назад и ничего ни кому не учинили. Иного походу на китайцев не было.

И едучи, государь, к порубежным городом, буде какая встреча будет от китайцев и что учинитца в порубежных городах и как учнут принимать, о том о всем учну я, холоп твой, писать к тебе, великому государю. А прежде, государь, сего не писал к тебе, великому государю, для того, что чрез Байкальское море воденым путем для [487] зимнего время ехать нельзе, а сухим путем проходу нет, для того, что Байкал море ставитца около Крещенья.

А отселе, государь, где мне, холопу твоему, ехать, есть большая река Аргуня, и до ней тихим ходом ехать 10 дней. А та река, как сойдетца [з] здешними реками с Шилкою [и с] Нерчею, применяет имя свое / л. 200 / и именуетца великая река Амур, которая течет и до Китайского моря. А та, государь, река Аргуня течет ис превеликова озера Далая, и то озеро Далай больши, нежели Байкал, и в нем и киты морские есть. А кочюют, государь, там розные иноземцы. И отселе мошно воденым путем ехать большими судами по Шилке да по Аргуни, и от Аргуни на Долай. И для того я, холоп твой, отселе взял казаков и, едучи, буду смотрить тамошние места, мочно ли, государь, острог поставить, потому что, чаю, чрез Долай мочно сыскать до Китай воденой путь. И про то про все и про китайские ведомости во время свое учну я, холоп твой, писать к тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, к Москве.

А сию отписку велел я, холоп твой, подать в Посольском приказе боярину Артемону Сергеевичю Матвееву да дьяком думному Григорью Богданову, Ивану Евстафьеву, Василью Бобинину, Емельяну Украинцову.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1674 г., д. № 1, ч. 2, лл. 195-200. Подлинник.

Списки — там же, оп. 1, кн. 3, лл. 281 об.— 294; кн. 4, лл. 29-34 об. Частично опубл.: Ю. В. Арсеньев, Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г., СПб., 1882, стр. 173-174 (приложения); Николай Милеску Спафарий, Сибирь и Китай, Кишинев, 1960, стр. 155-158.

 

№ 204

Между 1675 г. декабря 19 и 1676 г. марта 25 *. — Отписка баргузинского головы Б. Несвитаева нерчинскому воеводе П. Я. Шульгину о пересылке отписки Н. Г. Спафария

(* — Датируется по времени отсылки отписки Н. Г. Спафария из Нерчинска (см. док. № 203) и по отметке о получении)

/ л. 4 / Господину Павлу Яковлевичю Богдан Несвитаев челом бьет.

В нынешнем, господине, во 184 году посланы из Нерчинского острогу отписки к великим государем к Москве и в Тоболеск к боярину и к воеводам от посланника от Николая Спафария и от тебя с нерчинским служилым человеком с-Ывашком Романовым. А писал ко мне посланник Николай Спафарий, чтоб мне те отписки у Ивашка в Баргузинском принять и послать их в Енисейской острог. И я те отписки у него, Ивашка, в Баргузинском остроге принял и послал в Енисейской с сотником стрелецким с-Ываном Путиловым и велел подать в съезжей избе стольнику и воеводе Михаилу Васильевичю Приклонскому, а ево, Ивашка, отпустил из Баргузинского к тебе в Нерчинской острог.

Да в прошлом во 183 и в нынешнем во 184 годех з баргузинского ясачного тунгуса украинского роду с Лажучи нерчинские служилые люди в Теленбинском остроге взяли великих государей ясак, и того [488] тунгуса в Баргузинской острог не выпустят. И тебе б, господине, впредь с того баргузинского ясачного тунгуса в Нерчинском и в Теленбинском острогах ясаку имать не велеть. А те ясачные соболи, что с него в прошлом во 183 и в нынешнем во 184 году в Теленбинском взято, велеть прислать в Баргузинской острог, и того тунгуса велеть выслать в Кучитцкой острог, и чтоб впредь о том меж острогами в ясачных тунгусах и в ясачном зборе смятения не было.

Да в прошлом во 183 году писано ко мне из Енисейского многажды о енисейских служилых людех, которые сошли из Баргузинского без отпуску в Нерчинской острог, и о том я к тебе писал во многих отписках, и тебе б, господине, тех служилых людей выслать, и о том ко мне отписать в Баргузинской острог.

На л. 4 об. отметка о подаче: Марта в 25 день подал отписку ссыльной Ганька Пимов.

ЦГАДА, ф. Нерчинская приказная изба, д. № 3, л. 4. Подлинник.

 

№ 205

Не позднее 1675 г. * — Ведомость, составленная в Приказе Тайных дел, о путях в Индию и Китай

(*— Датируется по времени подготовки посольства Мухаммеда Юсуфа в Бухару и Индию (см. подробнее «Русско-индийские отношения в XVII в. стр. 218))

/ л. 1 / Описание, чего ради невозможно от Архангельского города морем проходити в Китайское государство и оттоле к Восточной Индии.

В прошлых годех в различные времена агличане и галанцы посылали по 2 и по 3 корабли изыскати ход мимо Новые земли в Китайское государство и оттоле в Восточную Индию. Понеж зело ближе бы было, аще ли тем путем могли проходити, однако ж сего учинити не возмогли и далее новые земли проходити великих ради льдов и стужи и тьмы и мгла, и того ради иные возвратились назад, а иные и погибли, потому что льды бывают толщиною по 20 и по 30 сажен и больши и движаютца в море, яко великие острова, и корабли разбивают, понеж не все море оледенеет, и на тех льдах бывают звери-медведи белые и пессы и иные, которые кидаются на карабли, и солнце едва только 3 месяца видится от июния до сентября, но и тогда малая теплота бывает, а тьма чрез 3 месяцы непрестанная, только луна светит и день и ночь, есть же и пролива морская, имянуемая Аипан, которою естьли б могли проплывати, мошно бы им было в Китай и во Индию пройти, однако ж так то Леденое море, яко и Новую землю, ни кто не может проведати, пролива ли есть или море. И Новая земля остров ли есть или твердая земля соединена со Америкою, се есть с Новым светом, зане многие земле писатели чают, что Новая земля соединяется с Северною Америкою. А ради выше причин ни кто те береги окияна отведати не может, даже до Обь-реки, пишут ж землеписатели, что буде кто не близ берега морем, но далеко во акиане плавати будет, может пройти в Китай, но тамо / л. 1а / тьмы ради трудно есть путь прямой [489] сыскать. А Обью-рекою или Иртышем и иными сибирскими реками мошно ли тамо плавание имети, еще никто того не проведал.

А сухим путем во Индею или в Китай ехати мошно и через Астрахань от Яика каменного города, как зрится от ниже писанной росписи.

ЦГАДА, ф. Госархив, Разряд XXVII, д. № 333, лл. 1-1а. Подлинник.

 

№ 206

Не позднее 1675 г. *— Роспись, составленная в приказе Тайных дел, путей в Индию и Китай

(*— Датируется на том же основании, что и док. № 205, с которым одновременно составлена)

/ л. 1 / Роспись, куды путь конной от Каменного города до Индейских земель.

От Яицкого города ехать степью через реку Енбу и через реку Дарью и через иные реки.

До бухарского города до Хивы 2 недели. А от Хивы до бухарского ж города до Балха 1 неделя. А от Балха до индейского ж до украинного города до Кабылы полнедели. А от Кабалы до другово индейского города до Малтан меньши недели. А от Малтана до города ж Женабата неделя. А от Женабата до города до Лагура, где индейской царь живет, полнедели. А от Лагура до индейского до великого царственного города Агры 5 дней. В том городе Агре живет большой индейской царь Могол, тот царь многими индейскими цари владеет. А от царственного города Агры до индейского ж города до Нарабата 3 недели 2 дни. В том городе Анарабате третей индейской царь. И всего от Яицкого города до индейского до третьево царя до города до Карабата езды конной 10 недель, а вьюками и на верблюдах вдвое.

В той Индее во Карабате каменья дорогово в земле сыскивают гораздо много. А от Нарабата до морской пристани до губы окияна моря до города Абасбейдерыка езды 1 неделя.

А немцы сказывают: окияном морем ходу караблями от немецких земель до тех, ис коих земель ездят торговать к Архангельскому городу, а от Архангельского города до того индейского города до Нарабаты и до пристани из задами в 4 годы и больши и меньши малым. Да и путь морской гораздо нужен. / л. 2 /

А от города Абасбендеруку до индейского города до Бендерь-Сурету езду 8 дней. А стоит тот город у той же акиянской губы. А от Бендерь-Сурету до шахова города до Бендер-Абасы езду 7 дней. А стоит тот город у той же акиянской губы. Да подле той же губы морской шахов же город Хурьмыс, езду до него от Бендер-Абасы 4 дни. И под теми городами в той морской губе добывают жемчюг, а иногды немцы тот жемчюжной промысл исполу откупают. А всего от Яитцкого города до города Хурьмыса езду конем 14 недель. А ехать все городами и жилыми местами.

Да от Яицкого ж города да бухарского ж города Самархай конной езды пол 2 недели. А от Самархани до Китайского царства скорою ездою в 3 месяца.

И всего от Яицкого города до Китайского царства в 14 недель скорою ездою, а вьюками вдвое ехать все городами, жилыми ж местами. [490] А от Яицкого ж города и ближе того есть путь х Китайскому ж государству / л. 3 / степью и тем путем проехать нельзя, потому: калмыки и татаровья и иные многие кочевные люди живут (В другом тексте росписи (см. легенду) далее следует: А та Китайская земля словет Хина, а ныне владеют татаровья. В той земле был Федор Байков.). А от Астрахани по другую сторону море через Терек и через Кумыки и шаховою землею к той же морской губе и к тем же городам к Бендер-Абасы и к Хурмысу путь. А езду:

А от Астрахани до Терка сухим путем 7 дней. А Ондреева деревня 1 день. Да Тарков 2 дни, до Буйнаков 2 дни, до Усмей 1 день, до Дербени 1 день, до Шемахи 5 дней, а от Шемахи дорога по загоры до Ардевиля 8 дней, до Кабзина 6 дней, до Савы 3 дни, до Кума 1 день, до Кашани 2 дни.

ЦГАДА, Госархив, Разряд XXVII, д. № 485, лл. 1-3. Подлинник. Имеется второй текст той же росписи (там же лл. 4-5), незначительно отличающийся от публикуемой (см. примеч. к тексту).

Опубл.: Д. Кобеко, Наказ царя Алексея Михайловича Исупу Касымову..., 1889, стр. 19-23; «Русско-индийские отношения в XVII в.», М., 1958, стр. 218-219.

 

№ 207

1676 г. февраля 18. — Расспросные речи нерчинского сына боярского И. Милованова перед Н. Г. Спафарием в Букее о поездке в Цинскую империю

/ л. 255 / 184-го февраля в 18 день. Приехал ис Китайского государства даурской нерчинской сын боярской Игнатей Милованов на Наун, которой в прошлом во 183 году послан наперед из Енисейска известить в китайских порубежных городех воеводам, что от великого государя, от его царского величества, идет посол к бугдыханову величеству; а в роспросе он, Игнатей, сказал:

Поехал де он из Нерчинского острогу в китайские порубежные городы ноября в 19 день на Албазинской острог, а из Албазинского острогу в первые порубежные городы на Наун приехал декабря в 14 день. И на Науне держали ево, Игнатья, воеводы неделю, не отпустили ни назад ни наперед. И после того взял ево Мангутей, которой в прошлых годех был в Нерчинском, с собою в царство, и ехали они до царства 15 дней. И как приехали в царство, дали ему подворья жить у толмача их. А держали ево за крепким караулом, не пускали нигде, и наказную память, которую дал ему в Нерчинском остроге Павел Шульгин, отнели силою и перевели изменники руские люди, которые издавна там живут, а переводили перед самим ханом. А роспрашивали ево про посла и про ево великого государя грамоту и про поминки. А он, Игнатей, им сказал, что он про то не знает, а послал ево посол наперед известить и подводы готовить, а как будет сам в царство посол, и про то про все известит. А корму ему, Игнатью, давали довольно, а з двора никуды не отпускали. И просился он много и в приказе бил челом, чтоб ево отпустили по рядам торговать и купить ему что надобно, а они ему говорили, что указ бугдыхана таков, что ево, Игнатья, отпустить не велено никуды, покаместь не будет ему отпуску. И будучи он там, никакие к нему люди не приходили, опричь Тарского горо[да [491] бухаретин] торговый / л. 256 / человек, которой с Тары приехал в Китай тому уже 4-й год, а назад ехать не смеет, для того, что меж калмыцкими тайшами, которые живут по тобольской дороге, война зачалась и еще не перестала. А про мяхкую рухледь сказал, что торг зело плох для того, что стало время не смирно, а карован бухарской и татарской, которой идет в Китай ис Тобольска, еще не бывал для того, что война и могут ли они в Китай попасть или нет, того он не ведает, потому что война везде зачелась.

А ево, Игнатья, держали 4 недели и все с сроку на срок отложили отпуск ево и после того взяли ево в приказ и говорили, что бугдыхан посылает навстречю к послу боярина с товарыщем, и ему дан полной указ про все, и чтоб и он ехал с тем боярином навстречю к послу. И подарили ево и трех человек казаков немногим и отпустили. И тому ныне, как он поехал ис царства, полтрети недели.

А тот которой большой боярин сидит в приказе, которой принимает всех иноземцов 1, потому что узнали ево казаки, которые преж сего были в Китаех; а товарыщ ево приказной же человек и сидит с ним же, да 2 подьячих. И как ехали они ис Камбалыка дорогою, везде ево зело почитают. И он и прежде сего отпустил лист от бугдыхана к тебе, великому государю. И едучи они ис царства, встретились с сыном боярским и с толмачом, которого я послал отселе, и бояре те поворотили назад и в царство не отпустили. И наперед себя отпустили ево, Игнатья, и Ивана и толмача на Наун, чтоб они объявили, что едут с поспешением, и посол бы ни о чем не тужил, потому как они приедут, всякое удовольствование будет, а без них давать не смеют, да и они сами после их в пятой день будут.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1674 г., д. № 1, ч. 2, лл. 255-256. Подлинник.

Списки: 1-й — там же, оп. 1, кн. 3, лл. 302-305; 2-й (сокращенный) включен в статейный список Н. Г. Спафария (там же, оп. 1, кн. 4, л. 88).

Опубл.: Ю. В. Арсеньев, Статейный список посольства Н. Спафария, СПб., 1906, стр. 41-43.

Комментарии

1. Речь идет о Лифаньюане.

 

№ 208

1676 г. не ранее апреля 8 (Датируется по упоминанию числа в тексте.). — Донесение албазинского приказчика Федора Евсевьева нерчинскому воеводе П. Я. Шульгину о прекращении экспедиций по рекам Амуру и Зее до возвращения посольства Н. Г. Спафария из Цинской империи

Государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца Нерчинских острогов началу Павлу Яковлевичу Албазинскаго острогу прикащик Федька Евсевьев челом бьет.

В нынешнем во 184 году государев посол Микулай Гаврилович Спафарий из китайских порубежных городов с Науну Нерчинскаго острогу с сыном боярским с Игнатьем Миловановым прислал к нам в Албазинской острог указную память об том, что не велел нам из [492] Албазинскаго острогу в дощаниках вниз по Амуру и по Зее-реке вверх ходить на государеву службу для ради ясашного сбору к Улагирским оленным тунгусам, покаместа посольство вершитца. Да в нынешнем 184 г[оду] писал ты, Павел Яковлевич, в указной памяти об том, что велено мне выслать из Албазинскаго острогу дву человека, что препроводили с Аргуни реки служилой человек Василий Терентьев с товарищи, Гантимурова роду Солоуна да Солбогона и я тех мужиков выслал к тебе, Павел Яковлевич, с служилыми людьми с Сергеем Григорьевым да с Иваном Белокопытовым.

Да в нынешнем 184 году апреля 8 дня выехали на государево имя из даурскова города мужик в Албазинской острог, имя тому мужику Намоча, а жил он за Амуром-рекою повыше Зеи-реки, и бил челом тот мужик великому государю, и в судной избе мне, Федьке, подал челобитную; а в челобитной ево написано, чтобы великий государь ево пожаловал, велел привести в православную христианскую веру и просветить святым крещением. И яз, Федька, у него челобитную принял и во святую православную веру привели и во святом крещении наречено имя ему Феодор.

Да изволь, Павел Яковлевич, пожаловать, прислать к нам подчал дощаничной, что взял у нас Ларион Борисович Талбузин для ради церковнаго подъему на время. А у нас в Албазинском остроге заводится церковь. Снастей нет, подымать нечем, нужно.

И обо всем об том, что ты, Павел Яковлевич, укажешь.

Прилож. к кн. В. Паршина, Поездка в Забайкальский край, ч. 1, М., 1844, стр. 157—158.

 

№ 209

1676 г. апреля между 15 и 17 *. — Отписка Н. Г. Спафария в Посольский приказ о пути от Нерчинска до границы Цинской империи и о переговорах с маньчжурскими чиновниками в Букее

(*— Датируется по упоминанию числа в тексте и времени выезда И. Милованова из Букея (см. док. № 183))

/ л. 203 / Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холоп твой Николайко Спафарий челом бьет.

В нынешнем, великий государь, во 184 году декабря в 19 день писал я, холоп твой, к тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, из Нерчинского острогу, что поехал я, холоп твой, в Китайское государство к реке Аргуне и к Науну, где живут китайские воеводы, которые в прошлых годех послали лист к тебе, великому государю, чрез Нерчинской острог (См. док. № 136.).

А от Нерчинского, государь, острогу ехал я, холоп твой, до реки Аргуни 10 дней лесными местами и степьми и многими великими реками. А жилых людей и кочевных до той реки никаких не видали, а стужи и снеги были большие. И река Аргуня, река большая, течет из [493] великого озера Далая и впадает в реку Шилку, и от того идет великая река Амур, а около реки Аргуни горы высокие без лесу, только, государь, подле реки лес небольшой тальник, а сказывают, государь, что есть лес на низу реки большой.

А проехав, государь, Аргуню, на другой день сыскали след кочевных людей на реке Гану, и посылал я, холоп твой, проведать — / л. 204 / какие люди. И как юрты их сыскали, и увидели, что пришли к ним русские люди, почали бегать и за оружие свое принимались, потому, государь, что их род был тунгуской намясинские, которые тебе, великому государю, изменяли многижды, и многих твоих, великого государя, служилых людей побивали, и бежали ис твоего, великого государя, государства, и живут в тех местах издавна, и никому есаку не платят. И походы на них были от твоих, великого государя, служилых людей многижды, однако ж де, государь, им ничего не учинили. А как я, холоп твой, про них проведал, посылал к ним тунгуса вожа, которой со мною, холопом твоим, был в вожах, и объявили им, что я, холоп твой, иду не войною, а иду от тебя, великого государя, с посольством х китайскому хану. И как они услышали и видели верблюды и корован, что не воинские люди, приехали ко мне, холопу твоему, и привели коня и корм, и продали твоим, великого государя, служилым людем коней з 20, и обещали тебе, великому государю, впредь есак платить и по-прежнему быть в подданстве. Однако ж де, государь, те намясинские мужики воры великие и есаку никому не платят, а живут самовольно, и для того, государь, не ведаю, будет ли у них постоянство или нет.

И после, государь, того, оставя реку Гана, ехали степью 3 дни. И видя, что от Игнатья Милованова, которого послал наперед себя х китайским порубежным воеводам, никакие ведомости нет / л. 205 / и кони и верблюды от стужи и от худых кормов померли многие, опять посылал наперед себя тобольского сына боярского в китайские порубежные городы да 5 человек служилых людей известить про мой, холопа твоего, приезд и о подводах. А я, холоп твой, ехал за ними потихоньку от реки Аргуни до Кайлара-реки 8 дней. И при Кайларе сыскали людей немногих баргуцких, и приходили ко мне, холопу твоему, и сказывали, что лутчего их роду человек взят был к Москве и сослан к Архангельскому городу, и буде ты, великий государь, пожалуешь того человека, и они будут в подданстве и есак тебе, великому государю, платить будут. А род, государь, их великой и кочюют около реки Кайлара. А река Кайлар не само велика, однако ж де судовая и лесу по ней много всякого и впадает в Аргуню-реку.

А от Кайлара, государь, реки ехал я, холоп твой, чрез иные мелкие реки и степью до китайского рубежа до хребта 5 дней. И генваря в 13 день, недоезжая, государь, до хребта, встретили меня, холопа твоего, нерчинской казак, которого я, холоп твой, посылал наперед себя, а с ним 7 человек сотников каргачинских китайских подданных, а с ними служилых их людей человек с 60, и привели, государь, в подводы 60 лошадей.

А приехали, государь, ко мне, холопу твоему, со всякою учтивостью и говорили, чтоб на них не подивили, что они не вскоре встретили, для того: моим людем не верили, что идем посольством, а они чаели, что идем на них войною, потому / л. 206 / что недавно Игнатей проехал к воеводам иным путем чрез Албазинской острог и сказал, что я, холоп твой, буду весною; а ныне они видели, что чрез них иду зимою, и для того они не верили и подводы вскоре не привели сколько надобно, а как приедем в улусы их, и тогда будут телеги и кони и корм встречею от [494] их воевод. И я, холоп твой, им сказал, что ты, великий государь, [желаешь] (Текст утрачен, восстановлен на основании статейного списка Н. Г. Спафария (см. ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. I, кн. 4, л. 48).) миру и соседственную дружбу держать з государем их. И они, государь, о том зело радовались. И велел я, холоп твой, твоим, великого государя, жалованьем поить и кормить их довольно. И от того места провожали меня, холопа твоего, по реке Ялу, по которой они живут, 5 дней.

И на край реки Ялу встретили меня, холопа твоего, 2 казака, один албазинской, которой приехал с-Ыгнатьем, а другой ис тех, которых послал я, холоп твой. И сказали мне, холопу твоему, что Игнатей Милованов, как приехал на Наун чрез Албазин, тому пятая неделя, и воеводы ево принели со всякою учтивостью; и Мангутей наунской воевода, которой преж сего был в Нерчинском с хановым листом, взял ево, Игнатья, а с ним трех человек казаков и поехал в царство известить про мой, холопа твоего, приезд, потому что они чаели без их провожатых из Нерчинского острога приехать на Наун мне, холопу твоему, никакими мерами нельзе, что опасно было наипаче зимнею порою, и для того послали в царство, чтоб взять с Науна многих людей и встретить меня, холопа твоего, в Нерчинском. А как, государь, услышали ныне от последних посланных моих людей, что уже я, холоп твой, / л. 207 / приехал на рубеж их в Таргачины, зело удивились и, собрав наскоро 126 телег з быками и кони и корм, посылали с сотниками навстречю наскоро.

И генваря в 21 день приехали ко мне, холопу твоему, с Науна сотники и привезли корму, свиного мяса да круп, да 130 телег з быками о дву колесах, да 60 коней, а телег взято 120, и склали на те телеги с великою легкостию. Да те ж сотники говорили мне, холопу твоему, что будут навстречю воеводы, и буде какая скудость будет, они сами, как будут навстречю, исполнят. И на другой день те наунские воеводы прислали с сотником же 60 коней. И ис того числа взял я, холоп твой, 50 коней для того, что коней привели много.

И генваря, государь, в 23 день приехал ко мне, холопу твоему, с Науна воевода и старого воеводы дети и иные [многи]е (Текст утрачен, восстановлен на основании статейного списка Н. Г. Спафария (там же, л. 49).) их честные люди человек з двесте, / л. 208 / и с коней слезли далеко от обозу. И я, холоп твой, видя их учтивость, с твоими, великого государя, с людьми встретил близ становья, и призвал их в юрту свою, и спрашивал про здравье государя их и их. А они, государь, спрашивали тако ж де про твое, великого государя, здоровие и про мое, холопа твоего, путное шествие. И сказали, что они чаели, что до весны я, холоп твой, не буду, как им объявил Игнатей Милованов, и для того они, государь, не встретили дале с подводы и с кормом, и о том бы на них не пенял. А чают, государь, они, что воевода их с-Ыгнатьем ис царства вскоре будут, и с ними будут большие бояре, и тогда всякое удовольствование будет. Также спрашивали, есть ли грамота твоя, великого государя, ко государю их и про лист, что отослан был к тебе, великому государю, от государя их, — есть ли? Также, государь, и про поминки и про иное многое спрашивали ж: добрыми ль делами иду и с миром ли или войною?

И я, холоп твой, им отповедь учинил, / л. 209 / что про твою, великого государя, грамоту и про лист государя их и про поминки и про иные государственные дела спрашивать им не належит, а про те дела, как буду я, холоп твой, в Камбалыке у государя их, тогда обо всем будет [495] ведомость, а им належит ведать только, что порубежным воеводам с твоим, великого государя, государством, что ты, великий государь, желаешь миру и соседственную дружбу держать, и для того б они дали мне, холопу твоему, подводы и корм и отпустили вскоре ко государю своему для того, что ведаем каким желанием желает государь их посольства от тебя, великого государя. И они, государь, зело радовались, как услышали, что ты, великий государь, желаешь миру, и говорили: нет лутче на свете миру, и когда государи живут в миру, тогда и мелким людем и подданным счастие и богатство живет. А про иные дела сказали, что им ныне говорить не время, а как будем в селах Наунских, и будет большой их воевода, тогда будут говорить. И принесли мне, холопу твоему, корму — мяса свинова и круп и вина горячева, и поили твоих, великого государя, служилых людей. А я, холоп твой, поил их водкою, а людей их вином. И после, государь, того поехали они на станы свои, которые от нас были не далеко. И на другой, государь, день ехали со мною, холопом твоим, до другово становья для того, что они встретили меня, холопа твоего, от Науна за 3 дни.

А на третей [день] генваря в 26 день недалеко от сел Наунских встретил меня, холопа твоего, старой воевода и иные многие честные их люди китайские и служи/ л. 210 /лые, человек с 500, и издали слазили с коней и оружие скинули. И я, холоп твой, приближась к ним, с коня слес и с ним витался. И провожал меня, холопа твоего, до села и до подворья. И поноровя немного, покамест я, холоп твой, твою, великого государя, казну склал в-ызбу, и воеводы и иные многие честные люди пришли ко мне, холопу твоему, и объявили, что они всякую честь, которую могли, воздавали для того, что слышали они, что двух таких великих государей, что на свете иных нет, письмо со мною, холопом твоим, есть, се есть твоя, великого государя, грамота да лист государя их бугдыхана, и у них чеснее нет иное против писем государских. И они, государь, тому зело ради, что видели они от тебя, великого государя, посольство, и чают, что впредь будет меж государствы соседственная дружба и любовь, которое великую прибыль учинит обоим великим государствам. И говорили мне, холопу твоему, чтоб я на них не пенял, что они не прислали кони навстречю в Нерчинской острог и провожатых, потому что то дело учинилось от Игнатья Милованова или от толмача его, которой им неистинно сказал, что я, холоп твой, поеду из Нерчинского весною, а не зимою, и для того они Игнатья послали с воеводою своим в царство известить для того, что по их обычаю будут ис царства навстречю большие бояре, и тогда будет всякая честь и довольство/ л. 211 /вание до царства, только они имеют указ от государя своего для того, что они порубежные воеводы, роспрашивать всякого иноземского человека, посла или иного какого-нибудь: откуда приехал, и куды идет, и с какими делами — дружбою или недружбою, и про всякие дела роспрашивати накрепко; и, по роспросу смотря, принимают и корм и подводы дают, а без того никакими мерами принимать не смеют.

И я, холоп твой, им говорил, что ты, великий государь, желая соседственную дружбу и любовь держать с их государем, з бугдыхановым величеством, послал меня, холопа твоего, к их государю, а для каких дел послал, как, аж даст бог, буду у бугдыханова величества, тогда обо всем ему, ханову величеству, явно будет, а больши того ведать им непочто. И о том споровались со мною, холопом твоим, больши часа, и хотели всячески проведать. И как увидели, что не могут от меня, холопа твоего, никакую ведомость взять, тогда опять говорили про твою, великого государя, грамоту: есть ли со мною или нет, и для каких дел послан, и про поминки — есть ли, и какие? Также, государь, [496] и об-ыных делех полагаютца на мою волю, для того, что видят и они, буде бы я, холоп твой, не был послан от тебя, великого государя, не так бы с ними дерзко и надежно говорил, и не столько со мною, холопом твоим, всяких чинов людей было. Только как я, холоп твой, твой, великого государя, указ храню накрепко, / л. 212 / так и они должны своего государя указ хранити, также и для народа их и для ради всяких чинов людей их, которые с ними, воеводы, есть. Буде мне, холопу твоему, как ведетца, доброго гостя принимать хочетца, и корм мне и всем твоим, великого государя, служилым людем довольну быть, и в селех своих нас принимать и покоить, и верблюды и кони наши для прокормления по селам роздатъ, — тогда надобно им показать только лист государя их, которой в прошлых годех они сами чрез Нерчинской послали к тебе, великому государю. И слышали они прежде приезду моего от казаков, что тот лист со мною, холопом твоим. И буде есть лист со мною и покажут им, и они узнают, что тот, тогда каковую они честь воздадут и какие протори учинятца со мною, холопом твоим, тогда чрез видение того листа будет им очистка пред государем своим и пред народом своим. Да и сверх того говорили, что до царства, опричь их, многие воеводы, которые им не послушны и больши их, и как они услышат, что лист их государя идет со мною, холопом твоим, тогда, и не подождав указу ис царства, будут строить ямы и корм с подводы, и тогда безо всякие мешкоты в царство поеду; а буде не услышат / л. 213 / про лист государя своего, тогда хотя и указ будет, однако ж де не вскоре будет собрание подвод для того, что они степные люди. И притом многие речи говорили накрепко.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: