Материалы для ЭУМК
· Л. И. Юликов — канд. экон. наук, доцент (электронный учебник);
· Е. Л. Драчева — канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры туризма ГАОУ ВО г. Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю. А. Сенкевича» (электронный учебник и контрольно-оценочные средства).
Экспертиза материалов ЭУМК
· Л. В. Донцова — д-р экон. наук, профессор (электронный учебник);
· Л. М. Чупрякова — канд. экон. наук, доцент (электронный учебник);
· Е. И. Журавлева — преподаватель ГАПОУ г. Москвы «Колледж предпринимательства № 11» (контрольно-оценочные средства).
Предисловие
Предлагаемый вниманию читателей учебник предназначен прежде всего для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальностям экономики и управления.
Цель учебника — дать возможность учащимся ознакомиться с основами менеджмента — современной науки об организации и управлении производством.
При написании данного учебника авторы отдавали себе отчет в многогранности менеджмента как науки, чрезвычайно большом объеме связанной с этой дисциплиной информации. Поэтому, стремясь по возможности кратко излагать учебный материал, авторы в то же время старались полнее осветить узловые проблемы менеджмента. При этом авторы исходили из того, что студент должен иметь четкое представление о роли и месте менеджмента в области экономики и технологии, процессе принятия и реализации управленческих решений, информационном обеспечении менеджмента, формах делового общения в коллективе. Наряду с этим студент должен уметь использовать в своей профессиональной деятельности нормативную, правовую информацию и справочный материал. При написании учебника широко использовался богатый зарубежный опыт менеджмента. Авторы стремились учесть также специфику российского менеджмента, чтобы помочь студенту понять особенности управления предприятиями в нашей стране.
|
Учебник состоит из 12 глав, в которых раскрывается содержание основных разделов менеджмента. Заканчивают главу вопросы.
Авторы будут благодарны за отзывы и пожелания по дальнейшему совершенствованию учебника.
ГЛАВА1Менеджмент: сущность и характерные черты
· 1.1. Понятие и сущность менеджмента
· 1.2. Эволюция управленческой мысли
· 1.3. Зарубежный опыт менеджмента
· 1.4. Специфика менеджмента в России
1.1Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции; изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.
Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:
§ организация и управление (производством и коллективом);
§ постановка и корректировка задач;
§ разработка этапов работы;
|
§ принятие решений;
§ налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
§ регулирование процессов;
§ сбор и обработка информации;
§ анализ информации;
§ подведение итогов работы.
Существует более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент — эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью». В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.
Цели менеджмента:
§ получение (увеличение) прибыли;
§ повышение эффективности хозяйствования;
§ удовлетворение потребностей рынка;
§ решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
§ организация производства конкурентоспособных товаров;
§ совершенствование производственного процесса;
§ внедрение новейших наукоемких технологий;
§ повышение качества продукции;
§ снижение затрат на производство.
Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.
Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.
|
В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера (рис. 1.1).
Рис. 1.1.Структура распределения служебных полномочий на предприятии
Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:
§ высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;
§ среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;
§ низшее звено (еntry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп.
Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Как показывает практика работы крупных компаний, такой менеджер более 80% рабочего времени отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководящих, т.е. менеджеров среднего и низшего звеньев.
Таким образом, если высшее руководство практически целиком ориентируется на формулирование общей политики и стратегии предприятия, то на среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:
§ за изменение организационных структур;
§ разработку систем производства и сбыта продукции;
§ организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;
§ своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;
§ координирование и управление работой руководителей низшего звена.
Выполнение таких задач требует от менеджеров среднего звена способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способность быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умения видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения.
В свою очередь особенностью работы менеджеров низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала. Специфика функционирования различных предприятий и организаций объективно затрудняет определение круга обязанностей таких менеджеров.
В целом можно отметить следующие основные функции, которые выполняются руководителями низшего звена управления:
§ планирование деятельности подчиненных;
§ организация производственного процесса;
§ мотивация труда персонала;
§ контроль за рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил техники безопасности;
§ сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.
Менеджеры различаются также по служебным функциям. Наиболее распространенной позицией является sales manager — менеджер по продажам: если он отвечает за работу с регионами — это regional manager; если за распространение какой-то группы товаров — product manager; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара — brand manager; если же менеджер участвует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения, — это project manager.
Где бы ни работал менеджер, он должен быть настоящим знатоком своего дела, чтобы принести максимальную прибыль фирме. В свою очередь компании должны поддерживать своих менеджеров, развивать их таланты, положительно мотивировать и способствовать дальнейшим успехам.
Понятия «менеджер» и «руководитель» не тождественны.
Руководителями являются все люди, которые возглавляют тот или иной коллектив. Это могут быть, например, директоры предприятий, школ, гостиниц и др. Однако не всех их можно назвать «менеджерами». Менеджер работает на конкретный экономический результат: получение прибыли и достижение эффективности производства. А основной результат работы, например директора муниципальной общеобразовательной школы, — высокий уровень знаний школьников, что не является экономическим результатом. Поэтому нельзя считать такого руководителя менеджером. Итак, каждый менеджер — это руководитель, но не каждый руководитель — менеджер.
Небезынтересно сравнить советского руководителя и менеджера. Внешне принципы, функции и понятия управления в социалистической экономике и менеджменте похожи. Однако основное различие состоит в подчинении руководителя советского предприятия административно-хозяйственной системе, порой в ущерб эффективности производства и удовлетворению потребностей людей. Это ведет к ограничению инициативы производителя продукции, выполнению плана любой ценой, отсутствию заинтересованности в результатах труда. Для руководителя социалистического предприятия основные лимитирующие показатели — ограничения ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Для менеджера же основным лимитирующим показателем в работе является спрос на продукцию его предприятия.
Советский руководитель ориентировался не на эффективность работы предприятия, а на указания вышестоящих органов управления. Менеджер не имеет директивно установленного жесткого плана. Его ориентир — потребитель, рынок сбыта.
Существует также отличие и в основах авторитета руководителя советского типа и менеджера.
В административно-командной системе авторитет руководителя опирается:
§ на формальный статус в организации;
§ формальный авторитет;
§ формальную компетентность;
§ наличие практического опыта;
§ формальное право на принятие решений, в том числе по кадровым проблемам и материальному вознаграждению;
§ следование жестким инструкциям;
§ подчинение вышестоящему руководству, партийной дисциплине.
При рыночных отношениях авторитет менеджера основывется: на заинтересованности и творческом подходе; искусстве стратегического управления и умении осуществлять общее руководство; умении сотрудничать и мотивировать людей; искусстве планирования деятельности; готовности к риску; духовном и физическом здоровье; быстрой реакции на изменения, происходящие во внешней и внутренней среде организации. Иными словами, менеджер должен обладать высоким управленческим потенциалом.
Современному менеджеру необходимы следующие качества:
§ глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;
§ знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;
§ предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений);
§ новаторство, изобретательность;
§ напористость, смелость, целеустремленность.
Ему нужно быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности; отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтных ситуаций; быть предельно объективным независимо от своих симпатий; подбирать, обучать и выдвигать работников; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры.
Богатый практический опыт менеджмента выработал некоторые рекомендации начинающему менеджеру:
§ не делайте все самостоятельно;
§ не считайте себя лучше других;
§ не беритесь за все дела сразу;
§ не переносите на завтра то, что можно сделать сегодня;
§ четко разграничивайте функции работников, определяйте конкретные задания и обязанности;
§ не перекладывайте собственные упущения в работе на других.
Нельзя забывать о социальной направленности менеджмента. Социальная сторона деятельности менеджера предполагает, с одной стороны, заботу о создании благоприятных условий работы для своих подчиненных (достойный уровень оплаты труда, комфортные условия в производственных помещениях и др.). Однако есть и другая сторона социальных обязанностей менеджера, о которой, к сожалению, многие менеджеры забывают. Речь идет о необходимости честного отношения к стране, народу, обществу, которые создали объективные условия для плодотворной деятельности менеджера и возглавляемой им компании. Здесь возможности для участия менеджера в решении социальных проблем безграничны. Это не только своевременная уплата налогов, но и различные формы благотворительной деятельности.
Хороший пример для подражания в этом отношении продемонстрировал в свое время К.Мацусита — основатель японской компании Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. (торговые марки Panasonic, Technics). Его считают одним из гениев менеджмента.
К.Мацусита так сформулировал основные цели бизнеса: «Через производство товаров высокого качества, удовлетворяющих требованиям потребителей, служить прогрессу, вносить вклад в общественное благосостояние и в дальнейшее развитие культуры». Он разработал семь основных положений менеджмента:
§ не хитри, будь честным;
§ будь хозяином на своем месте;
§ не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои познания;
§ относись с уважением и вниманием к окружающим;
§ все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к законам его развития;
§ с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь, — мы все берем у общества в долг;
§ не уставай вопрошать: на кого ты работаешь? Ответ только один — на общество.
Менеджмент — не догма. Современный менеджмент — это многообразие различных вариантов действий в конкретных условиях. За минувшие сто лет в мире накоплен богатый опыт менеджмента.
Определены закономерности, сформулированы принципиальные выводы и рекомендации. Принято считать, что если предприятие работает плохо, то это означает отсутствие эффективного менеджмента. Плохой менеджмент — основная причина спада в деятельности предприятия.
Практический опыт работы всемирно известных компаний и выдающихся менеджеров подтверждает это правило. Так, Г.Форд-старший говорил: «Если предприятие нуждается в деньгах вследствие дурного руководства, нужно убрать руководителей. Надо лечить недуг изнутри, а не наклеивать пластырь снаружи». Принцип фирмы IBM гласит: «Вы можете свалять дурака в чем угодно и вам дадут шанс исправиться. Но если вы хоть немного схалтурите в том, что касается управления людьми, то вам конец. Здесь все просто: либо высший уровень работы, либо нам придется расстаться». Эту же точку зрения разделяют и в фирме General Motors: «Руководитель не может позволить себе роскошь учиться на ошибках». И еще: «Успех нашего бизнеса тесно связан с дарованием и преданностью наших менеджеров. Прибыль течет туда, где есть мозги».
Ведущий специалист по менеджменту Питер Ф.Друкер так формулирует основные правила эффективного руководства:
1) хорошо обдумайте цели и задачи, которые вы ставите. При неясной цели требуются двойные усилия;
2) сосредоточьтесь на чем-нибудь одном. Редкий человек может успешно справляться с разными делами одновременно;
3) считайтесь со своими возможностями и возможностями ваших сотрудников. Как отличить способного руководителя от неспособного? Один из главных критериев здесь такой: боится ли он больше всего, что его сотрудники не справятся с задачей, или он обращает в первую очередь внимание на то, что они хорошо делают и соответственно распределяет работу. Изучая условия рынка, хороший менеджер ищет такие возможности, которые его фирма может использовать с максимальным успехом.
Эффективность работы менеджеров могут снижать характерные недостатки:
§ озабоченность тем, чем, собственно, не следует заниматься;
§ недооценка своей роли;
§ непонимание того, что деятельность менеджера как руководителя коллектива приобретает все большее значение.
К недостаткам также можно отнести: стремление к получению более высокой заработной платы и других материальных благ в ущерб интересам дела; стремление к внешним атрибутам, символам власти (дом, кабинет, автомобиль и др.); заботу о собственной карьере в ущерб интересам своих подчиненных, присвоение себе заслуг других; самоизоляцию (потерю интереса к подчиненным, их нуждам и заботам); сокрытие своих мыслей, чувств, эмоций от сотрудников.
Приведем краткое содержание Кодекса чести менеджера, который является совокупностью убеждений и правил поведения.
Менеджмент — это не только профессия, но и образ мышления, деятельности, жизни. Менеджер — творец конкретной деловой ситуации. Он не ждет, когда кто-то создаст ему благоприятные условия для деятельности, а создает эти условия сам. Никакая выгода не стоит того, чтобы добиваться ее любой ценой. Менеджер категорически воздерживается от участия в незаконном или безнравственном деле и предпримет все возможное, чтобы не допустить его.
1.2Эволюция управленческой мысли
Основные этапы истории менеджмента. Историю менеджмента нельзя рассматривать без увязки с эволюцией социально-экономических условий развития мирового сообщества. Принято выделять пять основных этапов такого развития:
1. Промышленный переворот (с 20—30-х гг. по 80—90-е гг. XIX в.):
§ техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вулканизация резины и другие новые промышленные технологии;
§ инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;
§ формирование общенационального рынка;
§ возникновение предприятий — действенной формы социальной организации работников;
§ конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.
2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.):
§ внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;
§ малонасыщенный рынок;
§ конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;
§ четкая дифференциация отраслей;
§ хорошие перспективы экономического роста для компаний;
§ слабое вмешательство государства в бизнес.
3. Эпоха массового сбыта (30—50-е гг. XX в.):
§ насыщение спроса на товары и услуги;
§ переход от стандартной продукции к дифференцированной;
§ смена производственной ориентации на рыночную;
§ усиление роли внешней среды в деятельности предприятия;
§ государственное регулирование экономики.
4. Постиндустриальное общество (60—90-е гг. XX в.):
§ новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;
§ новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;
§ растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все бо́льшая нехватка ресурсов;
§ смещение социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.
5. Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):
§ новая экономика: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг;
§ переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;
§ глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;
§ изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;
§ ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.
В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода:
§ с позиций различных научных школ (конец XIX в. — по настоящее время);
§ процессный (20-е гг. XX в. — по настоящее время);
§ системный (50—60 гг. XX в. — по настоящее время);
§ ситуационный (60-е гг. XX в. — по настоящее время).
Научные школы. Школа научного управления (1885—1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете».
Ф.Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда. В результате руководитель получает возможность устанавливать нормы выработки и отбирать лучших работников на основе научных критериев (профессионализма, силы, ловкости, сообразительности). Для повышения эффективности производства необходимо сотрудничество администрации и рабочих. Оплата труда должна быть сдельной, т.е. оценивать нужно конкретно выполненную работу. Следует, считал Ф.Тейлор, вводить систему распределения труда и персональную ответственность за порученное дело. В результате реализации положений этой научной школы на одном из сталелитейных заводов за три с половиной года производительность труда выросла в 2 раза. Объем работ, который ранее выполняли 600 чел., стали делать 140 чел. Возросло качество продукции, снизились расходы на производство.
Школа административного управления (1920—1950) основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого — рациональное построение организации как иерархической структуры. Необходимо, считал автор, четкое определение следующих функций управления:
§ техническая (технологическая) деятельность;
§ коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен);
§ финансовая деятельность (поиски капитала и его эффективное использование);
§ защитная деятельность (защита собственности и личности);
§ бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);
§ административная деятельность (воздействие на персонал), которая включает несколько общих функций управления (предвидение, планирование, организация, распоряжение, координирование и контроль).
А.Файоль, кроме того, разработал ряд универсальных принципов управления:
Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.
Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большого масштаба.
Вознаграждение персонала. Работники должны получать справедливую заработную плату за свою службу.
Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьировать в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие результаты.
Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без необходимости, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.