Управленческая технология ведения телефонных переговоров 6 глава




Рис. 2.15.Кросс-функциональная структура управления

Дос­то­инс­тва бри­гад­ной струк­ту­ры: сок­ра­щение уп­равлен­ческо­го ап­па­рата и по­выше­ние эф­фектив­ности уп­равле­ния; гиб­кое ис­пользо­вание кад­ров, их зна­ний и ком­пе­тен­тнос­ти; соз­да­ние ус­ло­вий для са­мосо­вер­шенс­тво­вания; воз­можность при­мене­ния эф­фектив­ных ме­тодов пла­ниро­вания и уп­равле­ния; сок­ра­щение пот­ребнос­ти в спе­ци­алис­тах ши­роко­го про­филя.

Не­дос­татки бри­гад­ной струк­ту­ры: ус­ложне­ние вза­имо­действия (осо­бен­но это про­яв­ля­ет­ся в кросс-фун­кци­ональной струк­ту­ре); слож­ность в ко­ор­ди­нации ра­бот от­дельных бри­гад; пот­ребность в вы­сокой ква­лифи­кации и от­ветс­твен­ности пер­со­нала и вы­сокие тре­бова­ния к ком­му­ника­ци­ям.

Со­вер­шенс­тво­вание ор­га­низа­ции ра­боты пред­при­ятия. Ра­бота по уп­равле­нию пред­при­яти­ем слож­на и раз­но­об­разна. Для обес­пе­чения сла­жен­ной ра­боты всех струк­турных под­разде­лений, стро­гого рас­пре­деле­ния фун­кций меж­ду ни­ми пред­при­ятию це­лесо­об­разно иметь внут­ри­про­из­водс­твен­ные нор­ма­тив­ные до­кумен­ты (по­ложе­ния об от­де­лах, це­хах, сек­то­рах, груп­пах, бри­гадах и др.). В них дол­жны быть точ­но оп­ре­деле­ны за­дачи под­разде­ления, его струк­ту­ра, под­чи­нен­ность, раз­ра­бота­ны обя­зан­ности и от­ветс­твен­ность его ру­ково­дите­ля и сот­рудни­ков. Чет­кое рас­пре­деле­ние обя­зан­ностей сре­ди под­чи­нен­ных име­ет ре­ша­ющее зна­чение для ус­пешно­го уп­равле­ния пред­при­яти­ем.

Для обес­пе­чения не­об­хо­димой гиб­кости и опе­ратив­ности уп­равле­ния ме­нед­же­ру сле­ду­ет на­делять сот­рудни­ков пра­вами и рас­пре­делять со­от­ветс­тву­ющие обя­зан­ности с та­ким рас­че­том, что­бы воз­ни­ка­ющие воп­ро­сы ре­шались на воз­можно бо­лее низ­кой сту­пени ру­ководс­тва. Кон­крет­ный круг прав и обя­зан­ностей ра­бот­ни­ков под­разде­лений сис­тем уп­равле­ния пре­дус­матри­ва­ет­ся дол­жностны­ми инс­трук­ци­ями, ко­торые сле­ду­ет иметь на каж­дом ра­бочем мес­те. Дол­жностные инс­трук­ции зна­чительно по­выша­ют от­ветс­твен­ность ра­бот­ни­ка, кон­кре­тизи­ру­ют его фун­кции и да­ют воз­можность ме­нед­же­ру чет­ко кон­тро­лиро­вать ход их вы­пол­не­ния.

Обя­зательным ус­ло­ви­ем дос­ти­жения ус­пе­ха в ра­боте яв­ля­ет­ся гра­мот­ная ор­га­низа­ция про­вер­ки ис­полне­ния по­ручен­но­го де­ла. Каж­дое на­руше­ние ус­та­нов­ленно­го по­ряд­ка, вся­кое не­удов­летво­рительное вы­пол­не­ние воз­ло­жен­ных на оп­ре­делен­но­го ра­бот­ни­ка обя­зан­ностей дол­жны пов­лечь за со­бой со­от­ветс­тву­ющие сан­кции.

Пот­ребность в со­вер­шенс­тво­вании сис­те­мы уп­равле­ния обус­ловле­на объек­тивны­ми про­цес­са­ми, свя­зан­ны­ми с ус­ложне­ни­ем про­из­водс­твен­ных и хо­зяйствен­ных свя­зей: рос­том объемов ра­бот по сбо­ру и об­ра­бот­ке ин­форма­ции; из­ме­нени­ем (рас­ши­рени­ем) нап­равле­ний де­ятельнос­ти пред­при­ятий.

Осо­бое мес­то при­над­ле­жит проб­ле­ме сбо­ра и об­ра­бот­ки ин­форма­ции, ка­чес­тву при­нима­емых на ее ос­но­ве ре­шений.

Про­веден­ные за ру­бежом ис­сле­дова­ния по­казы­ва­ют, что в ря­де слу­ча­ев фак­ти­чес­кие по­токи ин­форма­ции при­мер­но в 4—5 раз пре­выша­ют че­лове­чес­кую спо­соб­ность ее вос­при­ятия и пе­рера­бот­ки.

В ре­зульта­те по­лез­но ис­пользу­ет­ся только часть ин­форма­ции, что в ито­ге ска­зыва­ет­ся на про­из­водс­твен­ном про­цес­се. Ста­тис­ти­чес­кие дан­ные сви­де­тельству­ют, что низ­шее, а час­то и сред­нее звенья ру­ководс­тва тра­тят не ме­нее 40—50% ра­боче­го вре­мени на сбор ин­форма­ции и сос­тавле­ние от­че­тов. По­это­му эф­фектив­но только та­кое уп­равле­ние, ко­торое поз­во­ля­ет в сжа­тые сро­ки об­ра­баты­вать воз­раста­ющие по­токи ин­форма­ции, ис­пользо­вать объек­тивно не­об­хо­димое чис­ло со­дер­жа­щих­ся в ней по­каза­телей. Ре­шение проб­ле­мы воз­можно лишь с по­мощью со­от­ветс­тву­ющих средств ме­хани­зации и ав­то­мати­зации об­ра­бот­ки ин­форма­ции. Од­на­ко тех­ни­чес­кие средс­тва са­ми по се­бе не мо­гут обес­пе­чить вы­сокой эф­фектив­ности уп­равле­ния.

По­это­му для ме­нед­же­ра чрез­вы­чайно важ­но эко­номи­чес­ки обос­но­вать в каж­дом кон­крет­ном слу­чае вы­бор тех­ни­чес­ких средств; оп­ре­делить на­ибо­лее ра­ци­ональные ор­га­низа­ци­он­ные фор­мы при­мене­ния этих средств; до внед­ре­ния пе­рес­мотреть действу­ющие сис­те­мы и ме­тоды ра­боты, из­ме­нить фор­мы и мар­шру­ты до­кумен­та­ции.

Не­малые ре­зер­вы по­выше­ния про­из­во­дительнос­ти уп­равлен­ческо­го тру­да зак­лю­чены в ус­тра­нении по­терь ра­боче­го вре­мени, сов­ме­щении фун­кций, раз­ви­тии раз­де­ления и спе­ци­али­зации тру­да ра­бот­ни­ков ап­па­рата уп­равле­ния. Ос­новная пред­по­сыл­ка уменьше­ния объема ра­боты по уп­равле­нию — со­вер­шенс­тво­вание про­из­водс­твен­ной и ор­га­низа­ци­он­ной струк­ту­ры пред­при­ятия пу­тем объеди­нения родс­твен­ных под­разде­лений, ра­ци­онально­го сок­ра­щения их ко­личес­тва.

Су­щес­твен­ное зна­чение для сок­ра­щения объема ра­бот по уп­равле­нию име­ют так­же уп­ро­щение и сок­ра­щение до­кумен­та­ции и от­четнос­ти, ра­ци­она­лиза­ция до­кумен­то­обо­рота, со­вер­шенс­тво­вание де­ло­про­из­водс­тва.

Контрольные вопросы и задания

1. Объяс­ни­те сущ­ность по­нятия «сре­да пред­при­ятия».

2. Ка­ковы фак­то­ры пря­мого воз­действия внеш­ней сре­ды?

3. В чем осо­бен­ность фак­то­ров кос­венно­го воз­действия внеш­ней сре­ды?

4. Дайте ха­рак­те­рис­ти­ку внут­ренней сре­ды пред­при­ятия.

5. По­чему при ха­рак­те­рис­ти­ке внеш­ней сре­ды пред­при­ятия го­ворят о ее слож­ности, под­вижнос­ти и не­оп­ре­делен­ности?

6. На­зови­те ос­новные прин­ци­пы пос­тро­ения ор­га­низа­ци­он­ных струк­тур.

7. Пе­речис­ли­те дос­то­инс­тва и не­дос­татки от­дельных ти­пов струк­тур уп­равле­ния.

8. Как осу­щест­вля­ет­ся рас­пре­деле­ние тру­да в сис­те­ме уп­равле­ния?

9. В чем зак­лю­ча­ет­ся роль ме­нед­же­ра при соз­да­нии ор­га­нов уп­равле­ния пред­при­яти­ем?

10. Ка­ковы осо­бен­ности ме­нед­жмен­та на пред­при­яти­ях раз­личных ор­га­низа­ци­он­ных форм?


 

ГЛАВА3Процесс управления. Цикл менеджмента

· 3.1. Содержание процесса управления

· 3.2. Основные функции управления. Цикл менеджмента


 

3.1Содержание процесса управления

Уп­равле­ние — это ре­гули­рова­ние про­цес­сов вло­жения и об­ра­бот­ки ре­сур­сов, про­из­водс­тва и ре­али­зации про­дук­ции.

В сис­те­ме про­из­водс­тва про­дук­ции уп­равле­ние за­нима­ет оп­ре­деля­ющее мес­то (рис. 3.1).

Рис. 3.1.Управление в системе производства продукции

Ха­рак­тер и эф­фектив­ность про­цес­са про­из­водс­тва то­варов или ус­луг обус­ловли­ва­ет­ся уров­нем ор­га­низа­ции его уп­равле­ния. Оно не­от­де­лимо от про­цес­са про­из­водс­тва, яв­ля­ет­ся его сос­тавной частью, не­об­хо­димым эле­мен­том. Ос­новные за­дачи уп­равле­ния — обес­пе­чение на­ибо­лее эф­фектив­но­го ис­пользо­вания ма­тери­альных, тру­довых, фи­нан­со­вых и ин­форма­ци­он­ных ре­сур­сов, соз­да­ние пред­по­сылок для все­мер­но­го по­выше­ния эф­фектив­ности про­из­водс­тва. Слож­ность и ди­намич­ность сов­ре­мен­ных тех­но­логи­чес­ких про­цес­сов, ин­форма­ци­он­ных по­токов, про­из­водс­твен­ных и хо­зяйствен­ных свя­зей, зна­чительный объем ра­бот по сбо­ру и об­ра­бот­ке ин­форма­ции — все это обус­ловли­ва­ет по­выше­ние тре­бова­ний к ор­га­низа­ции уп­равле­ния пред­при­яти­ем. Фун­кци­ональное наз­на­чение уп­равле­ния — обес­пе­чить единс­тво, со­от­ветс­твие и сог­ла­сован­ность всех звеньев про­из­водс­тва, для то­го что­бы про­из­водс­твен­но-хо­зяйствен­ная де­ятельность осу­щест­вля­лась бес­пе­ребойно и спо­собс­тво­вала дос­ти­жению пла­новых це­лей при на­именьших зат­ра­тах ре­сур­сов. Схе­мати­чес­ки про­цесс уп­равле­ния мож­но пред­ста­вить сле­ду­ющим об­ра­зом (рис. 3.2).

Рис. 3.2.Схема процесса управления

По­луче­ние и об­ра­бот­ка ин­форма­ции о сос­то­янии объек­та. Про­цесс уп­равле­ния на­чина­ет­ся с по­луче­ния и об­ра­бот­ки ин­форма­ции о сос­то­янии уп­равля­емо­го объек­та.

Ин­форма­ция — это пе­реда­ча све­дений о сос­то­янии уп­равля­емой сис­те­мы объек­та.

Со­вокуп­ность та­ких све­дений мо­жет быть пред­став­ле­на в ви­де ко­личес­твен­ных зна­чений пе­ремен­ных, ха­рак­те­ризу­ющих сис­те­му. Для оп­ти­мально­го ис­пользо­вания об­ра­ботан­ной ин­форма­ции не­об­хо­димо знать кон­крет­ные це­ли и за­дачи. Пер­вое пра­вило эф­фектив­но­го ру­ководс­тва: «Хо­рошо об­ду­майте це­ли и за­дачи, сто­ящие пе­ред пред­при­яти­ем». Од­на­ко преж­де чем оп­ре­делять кон­крет­ные це­ли, не­об­хо­димо сфор­му­лиро­вать прин­ци­пы хо­зяйство­вания и вы­явить хо­зяйствен­ные ори­ен­ти­ры.

Оп­ре­деле­ние хо­зяйствен­ных прин­ци­пов и ори­ен­ти­ров, це­лей и за­дач. Прин­цип хо­зяйство­вания — это ос­но­вопо­лага­ющее, кар­ди­нальное нап­равле­ние де­ятельнос­ти пред­при­ятия. Прин­ци­пам хо­зяйство­вания обыч­но свойствен­ны ста­бильность и пос­то­янс­тво, од­на­ко они при не­об­хо­димос­ти мо­гут под­ле­жать кор­ректи­ров­ке и пе­рес­мотру. Сов­ре­мен­ные прин­ци­пы хо­зяйство­вания су­щес­твен­но от­ли­ча­ют­ся от тра­дици­он­ных (табл. 3.1). Это свя­зано с прин­ци­пи­ально ины­ми под­хо­дами к по­нима­нию це­лей про­из­водс­твен­ной де­ятельнос­ти, осоз­на­нию важ­ности уче­та со­ци­альной сос­тавля­ющей ме­нед­жмен­та, сох­ра­нению ок­ру­жа­ющей при­род­ной сре­ды и др.

Таблица 3.1. Основные черты традиционных и современныхпринципов хозяйствования
Прин­цип хо­зяйство­вания
тра­дици­он­ный сов­ре­мен­ный
Ин­ди­виду­ализм, иму­щес­твен­ное пра­во, са­мос­то­ятельные ре­шения Раз­ви­тие со­ци­альной эти­ки, кол­лектив­ное учас­тие и от­ветс­твен­ность, со­ци­ально-культур­ное воз­действие на лич­ное бла­госос­то­яние
Лич­ная вы­года и проц­ве­тание каж­до­го — за­лог бо­лее ус­пешной ра­боты пред­при­ятия Не­об­хо­димость сог­ла­сован­ных об­щес­твен­ных действий
Подъем эф­фектив­ности пу­тем раз­де­ления тру­да и спе­ци­али­зации Осоз­на­ние пре­дела спе­ци­али­зации с по­зиций че­лове­чес­кой удов­летво­рен­ности ха­рак­те­ром тру­да
Пред­при­ятие как хо­зяйствен­ная еди­ница Пред­при­ятие как со­ци­ально-эко­номи­чес­кая сис­те­ма
Мак­си­миза­ция при­были как единс­твен­ная цель При­быль яв­ля­ет­ся глав­ной, од­на­ко рас­тет осоз­на­ние со­ци­альных це­лей
Ак­цент на эф­фектив­ные эко­номи­чес­кие ре­шения Ак­цент на эф­фектив­ность и удов­летво­рение ин­те­ресов пот­ре­бите­лей
Ор­га­низа­ция пред­при­ятия как зак­ры­той сис­те­мы Ор­га­низа­ция пред­при­ятия как от­кры­той сис­те­мы, вза­имо­действу­ющей с ок­ру­жа­ющей сре­дой
Ре­ак­ция только на ры­нок и кон­ку­рен­тную сре­ду Ре­ак­ция на ры­нок, кон­ку­рен­цию и со­ци­альную сре­ду
Под­ход к де­ятельнос­ти пра­ви­тельства с по­зиций нев­ме­ша­тельства во вза­имо­действия субъек­тов ры­ноч­ной эко­номи­ки По­нима­ние ро­ли пра­ви­тельства в со­от­ветс­твии с об­щес­твен­ны­ми це­лями
Стрем­ле­ние к ис­пользо­ванию при­роды и гос­подс­тву над ней Жизнь в гар­мо­нии с при­родой и в под­чи­нении ей
Ис­пользо­вание эко­логи­чес­ких ре­сур­сов в свя­зи с эко­номи­чес­ким рос­том Осоз­на­ние пре­делов рос­та и действий для ох­ра­нения эко­логи­чес­кой це­лос­тнос­ти
Из­ме­рение дос­ти­жений пред­при­ятий по при­были Оцен­ка де­ятельнос­ти фир­мы по при­были и дос­ти­жению со­ци­альных ре­зульта­тов

Вли­яние прин­ци­пов хо­зяйство­вания на про­из­водс­твен­но-хо­зяйствен­ную де­ятельность пред­при­ятия мож­но прос­ле­дить на клас­си­чес­ком при­мере ра­боты ком­па­нии Ford Motor Company (рис. 3.3). Из при­веден­ной ин­форма­ции вид­но, что гра­мот­ный и в то же вре­мя нес­тандар­тный под­ход вла­дельца ком­па­нии Г.Фор­да к фор­му­лиро­ванию ос­но­вопо­лага­ющих хо­зяйствен­ных прин­ци­пов поз­во­лил ему до­биться ре­ша­юще­го пре­иму­щес­тва в кон­ку­рен­тной борьбе с дру­гими про­из­во­дите­лями ав­то­моби­лей.

Рис. 3.3.Влияние принципов хозяйствования на результаты работы за период 1900—1940 гг. (на примере работы компании Ford Motor Company)

Хо­зяйствен­ный ори­ен­тир — это весьма от­да­лен­ная цель. Хо­зяйствен­ным ори­ен­ти­рам не­об­хо­дима бо́льшая, не­жели прин­ци­пам хо­зяйство­вания, кон­крет­ность и опе­ратив­ность. При этом же­лательно иметь их рас­четное вы­раже­ние. Они оп­ре­деля­ют­ся в за­виси­мос­ти от из­ме­нения внеш­ней и внут­ренней сре­ды пред­при­ятия. Чис­ло дос­ти­га­емых ори­ен­ти­ров име­ет связь с эта­пами раз­ви­тия пред­при­ятия. Так, для не­большо­го пред­при­ятия обыч­но дос­та­точ­но еди­ного ори­ен­ти­ра, ко­торый, как пра­вило, оп­ре­деля­ет­ся при­былью. Хо­зяйствен­ная де­ятельность круп­но­го пред­при­ятия оп­ре­деля­ет­ся не­об­хо­димостью дос­ти­жения мно­жес­тва раз­но­об­разных ори­ен­ти­ров. При этом при­ори­теты у раз­личных пред­при­ятий мо­гут ме­няться.

При­меры на­ибо­лее важ­ных хо­зяйствен­ных ори­ен­ти­ров:

§ рост до­ли ос­во­ения рын­ка;

§ уве­личе­ние до­ли но­вой про­дук­ции;

§ при­быль на вло­жен­ный ка­питал;

§ улуч­ше­ние ас­сорти­мен­та про­дук­ции;

§ ра­ци­она­лиза­ция про­из­водс­тва;

§ рас­ши­рение сбы­товой се­ти;

§ улуч­ше­ние ус­ло­вий тру­да;

§ рост со­ци­ально­го имид­жа пред­при­ятия и т.д.

Це­ли пред­при­ятия от­ра­жа­ют бо­лее кон­крет­ный уро­вень при­нятия ре­шений. Они мо­гут вы­ражаться в ко­личес­твен­ных и ка­чес­твен­ных по­каза­телях.

Раз­ли­ча­ют об­щие це­ли пред­при­ятия и спе­ци­альные. Об­щие це­ли раз­ра­баты­ва­ют­ся для пред­при­ятия в це­лом. Они от­ра­жа­ют ос­новную кон­цепцию раз­ви­тия ком­па­нии (ос­новные нап­равле­ния прог­раммы раз­ви­тия) и раз­ра­баты­ва­ют­ся на дос­та­точ­но дли­тельную пер­спек­ти­ву.

При­меры об­щих це­лей:

§ обес­пе­чение оп­ти­мальной рен­та­бельнос­ти про­из­водс­тва;

§ обес­пе­чение ус­тойчи­вос­ти по­ложе­ния фир­мы на рын­ке;

§ раз­ра­бот­ка но­вых нап­равле­ний раз­ви­тия или но­вых ви­дов про­из­водс­твен­но-хо­зяйствен­ной де­ятельнос­ти и т.д.

Спе­ци­альные це­ли оп­ре­деля­ют­ся на ос­но­ве об­щих це­лей пред­при­ятия по ос­новным ви­дам и нап­равле­ни­ям де­ятельнос­ти в каж­дом из про­из­водс­твен­но-хо­зяйствен­ных под­разде­лений.

При­меры спе­ци­альных це­лей:

§ оп­ре­деле­ние рен­та­бельнос­ти по каж­до­му под­разде­лению;

§ дос­ти­жение оп­ре­делен­но­го уров­ня про­даж;

§ ос­во­ение но­вой про­дук­ции;

§ со­вер­шенс­тво­вание сис­те­мы сбы­та;

§ оп­ре­деле­ние струк­ту­ры и ис­точни­ка фи­нан­си­рова­ния;

§ рас­ши­рение объема ус­луг по сер­висно­му об­слу­жива­нию.

За­дачи — это, по су­щес­тву, раз­верну­тый план действий.

Важ­нейшей за­дачей ме­нед­жмен­та яв­ля­ет­ся ор­га­низа­ция про­из­водс­тва то­варов или ус­луг с уче­том вы­яв­ленных пот­ребнос­тей на ос­но­ве име­ющих­ся ма­тери­альных, тру­довых и фи­нан­со­вых ре­сур­сов, а так­же обес­пе­чение эф­фектив­ности де­ятельнос­ти пред­при­ятия и его ста­бильно­го по­ложе­ния на рын­ке. Пе­речень за­дач, ре­ша­емых пред­при­яти­ем, мо­жет быть чрез­вы­чайно раз­но­об­разным.

В ка­чес­тве при­мера от­ме­тим лишь не­кото­рые на­ибо­лее важ­ные:

§ ос­во­ение но­вых рын­ков сбы­та про­дук­ции;

§ по­выше­ние ква­лифи­кации пер­со­нала;

§ пос­то­ян­ный кон­троль за эф­фектив­ностью де­ятельнос­ти пред­при­ятия;

§ ав­то­мати­зация про­из­водс­тва;

§ соз­да­ние луч­ших ус­ло­вий тру­да и т.д.

Ка­чес­тво ра­боты ме­нед­же­ра по вы­пол­не­нию пос­тавлен­ных за­дач и дос­ти­жению на­мечен­ных це­лей по­луча­ет оцен­ку лишь в ре­зульта­те ре­али­зации про­из­ве­ден­ной про­дук­ции на рын­ке.

Вы­работ­ка ре­шений. Сле­ду­ющее зве­но про­цес­са уп­равле­ния — вы­работ­ка ре­шения, ко­торое сле­ду­ет в мак­си­мальной сте­пени оп­ти­мизи­ровать пу­тем дос­ти­жения за­яв­ленных це­лей пред­при­ятия при ми­нимальном ис­пользо­вании ре­сур­сов. Ре­шения яв­ля­ют­ся ос­новным средс­твом воз­действия ме­нед­же­ра на про­из­водс­твен­ный кол­лектив. Ме­тоды обос­но­вания ре­шений вы­бира­ют­ся с уче­том спе­цифи­ки объек­та, на ко­торый об­ра­ща­ет­ся ре­шение.

Вы­дача ко­ман­ды, ре­али­зация ре­шения, из­ме­нение объек­та. За­вер­ша­ющие звенья про­цес­са уп­равле­ния — вы­дача на ос­но­ве при­нято­го ре­шения ко­ман­ды, приз­ванной обес­пе­чить ре­али­зацию при­нято­го ре­шения, из­ме­нение уп­равля­емо­го объек­та или пе­ревод его из од­но­го сос­то­яния в дру­гое.


 

3.2Основные функции управления. Цикл менеджмента

Уп­равле­ние не мо­жет су­щес­тво­вать от­дельно от его объек­та, по­это­му со­дер­жа­ние фун­кций уп­равле­ния в каж­дом кон­крет­ном слу­чае в зна­чительной ме­ре оп­ре­деля­ет­ся осо­бен­ностя­ми уп­равля­емо­го объек­та.

При уп­равле­нии пред­при­яти­ем ре­али­зу­ют­ся как об­щие фун­кции, ха­рак­терные для всех сис­тем, так и фун­кции, при­сущие только дан­ной сис­те­ме. На­личие об­щих фун­кций пре­доп­ре­деля­ет прин­ци­пи­альное единс­тво струк­ту­ры про­цес­са уп­равле­ния на пред­при­яти­ях не­зави­симо от их от­расле­вой при­над­лежнос­ти.

Ос­новны­ми фун­кци­ями уп­равле­ния пред­при­яти­ем яв­ля­ют­ся: пер­спек­тивное и те­кущее пла­ниро­вание; ор­га­низа­ция и ре­гули­рова­ние; мо­тива­ция и ко­ор­ди­ниро­вание; кон­троль и учет. Та­ким об­ра­зом, ос­но­ва уп­равлен­ческой де­ятельнос­ти — это вы­пол­не­ние ме­нед­же­ром че­тырех об­щих фун­кций, ко­торые сос­тавля­ют так на­зыва­емый цикл ме­нед­жмен­та: пла­ниро­вание, ор­га­низа­ция, мо­тива­ция, кон­троль (рис. 3.4).

Рис. 3.4.Цикл менеджмента

Цикл — со­вокуп­ность про­цес­сов, со­вер­ша­емых в те­чение оп­ре­делен­но­го вре­мени. В про­цес­се про­из­водс­тва про­дук­ции цикл ме­нед­жмен­та обыч­но осу­щест­вля­ет­ся неп­ре­рыв­но и име­ет тен­денцию к во­зоб­новле­нию.

Пла­ниро­вание. Важ­нейшей фун­кци­ей уп­равле­ния счи­та­ют пла­ниро­вание. Оно поз­во­ля­ет под­держи­вать про­пор­ци­ональность про­из­водс­тва, сла­жен­ную ра­боту всех под­разде­лений пред­при­ятия, ра­ци­онально ис­пользо­вать име­ющи­еся ма­тери­альные, тру­довые и фи­нан­со­вые ре­сур­сы. Бла­года­ря это­му обес­пе­чива­ет­ся не­об­хо­димая ор­га­низа­ция хо­да про­из­водс­тва — ди­нами­чес­кое рав­но­весие внут­ренних про­цес­сов пред­при­ятия.

Ос­новны­ми прин­ци­пами пла­ниро­вания яв­ля­ют­ся: ком­плексность, точ­ность, неп­ре­рыв­ность (ор­га­ничес­кое единс­тво пер­спек­тивных и те­кущих пла­нов), гиб­кость, эко­номич­ность. Це­лос­тность пер­спек­тивно­го и те­куще­го пла­ниро­вания — од­но из глав­ных ус­ло­вий, обес­пе­чива­ющих неп­ре­рыв­ность про­из­водс­твен­но­го про­цес­са, бес­пе­ребойную ра­боту пред­при­ятия, ста­бильность его хо­зяйствен­ных свя­зей. План пред­при­ятия выс­ту­па­ет как на­уч­но обос­но­ван­ная прог­рамма его дальнейше­го раз­ви­тия. В пла­не не только ста­вят­ся оп­ре­делен­ные ко­неч­ные це­ли, но и пре­дус­матри­ва­ют­ся ус­ло­вия их дос­ти­жения.

Преж­де чем рас­смат­ри­вать осо­бен­ности пла­ниро­вания про­из­водс­тва в ус­ло­ви­ях ры­ноч­ной эко­номи­ки, крат­ко оз­на­комим­ся со спе­цифи­кой ра­боты по пла­ниро­ванию при цен­тра­лизо­ван­ной сис­те­ме хо­зяйство­вания, ха­рак­терной для пе­ри­ода су­щес­тво­вания СССР. В этой сис­те­ме бы­ло мно­го по­зитив­но­го, то­го что мо­жет быть с ус­пе­хом ис­пользо­вано в сов­ре­мен­ной Рос­сии.

В ус­ло­ви­ях пла­новой эко­номи­ки су­щес­тво­вала сис­те­ма ди­рек­тивно­го (обя­зательно­го к вы­пол­не­нию) на­род­но­хозяйствен­но­го пла­ниро­вания в мас­шта­бах всей стра­ны. Де­ятельность пред­при­ятия на­ходи­лась в не­пос­редс­твен­ной за­виси­мос­ти от ка­чес­твен­но­го со­дер­жа­ния и ко­личес­тва ди­рек­тивно пла­ниру­емых для не­го по­каза­телей.

Вы­шес­то­ящи­ми ор­га­низа­ци­ями пред­при­яти­ям ут­вер­ждал­ся пе­речень ос­новных по­каза­телей хо­зяйствен­ной де­ятельнос­ти: про­из­водс­тво важ­нейших ви­дов про­дук­ции в на­туральном вы­раже­нии; объем ре­али­зу­емой про­дук­ции; об­щая сум­ма при­были и рен­та­бельность; про­из­во­дительность тру­да; за­дания по ос­во­ению про­из­водс­тва но­вых ви­дов про­дук­ции и др. Ряд рас­четных по­каза­телей раз­ра­баты­вал­ся са­мими пред­при­яти­ями (объем ва­ловой и то­вар­ной про­дук­ции, чис­ленность ра­бот­ни­ков, сред­няя за­работ­ная пла­та и др.).

В пос­ледние го­ды су­щес­тво­вания пла­новой эко­номи­ки на­мети­лась тен­денция к рас­ши­рению прав пред­при­ятий и их хо­зяйствен­ной ини­ци­ати­вы. Это бы­ло сде­лано с целью со­вер­шенс­тво­вания сис­те­мы по­ощ­ре­ния кол­лекти­вов пред­при­ятий за ре­зульта­ты их де­ятельнос­ти. Од­на­ко они ока­зались бо­лее чем скром­ны­ми, так как ос­но­ва, фун­да­мент эко­номи­чес­кой сис­те­мы ос­та­вались преж­ни­ми.

Су­щес­тво­вала сис­те­ма тех­ни­ко-эко­номи­чес­ко­го пла­ниро­вания, ос­но­вой ко­торой бы­ла дол­госроч­ная прог­рамма (прог­ноз) на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го и со­ци­ально-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия на­род­но­го хо­зяйства (по со­от­ветс­тву­ющим от­раслям), оп­ре­деля­ющая важ­нейшие нап­равле­ния раз­ви­тия пред­при­ятия и его про­из­водс­твен­но-хо­зяйствен­ной де­ятельнос­ти.

Сер­дце­виной сис­те­мы пла­ниро­вания яв­лялся пя­тилет­ний (сред­несроч­ный) план, ко­торый был нап­равлен на ре­шение ко­рен­ных за­дач про­из­водс­тва. Ис­ходны­ми дан­ны­ми для раз­ра­бот­ки пя­тилет­не­го пла­на пред­при­ятия яв­ля­лись: дан­ные пер­спек­тивных (на бо­лее дли­тельный срок) прог­но­зов и пла­нов раз­ви­тия от­расли; ос­новные нап­равле­ния к сос­тавле­нию пя­тилет­не­го пла­на (кон­трольные циф­ры); тех­ни­ко-эко­номи­чес­кие нор­мы и нор­ма­тивы (рис. 3.5).

Рис. 3.5.Система планирования в СССР

В от­ли­чие от пя­тилет­не­го пла­на те­кущее пла­ниро­вание зак­лю­чалось в раз­ра­бот­ке го­дово­го пла­на пред­при­ятия — тех­пром­фин­пла­на, ко­торый рег­ла­мен­ти­ровал про­из­водс­твен­но-хо­зяйствен­ную и фи­нан­со­вую де­ятельность пред­при­ятия на год. Раз­ра­баты­вал­ся он на ба­зе уточ­ненных по­каза­телей пя­тилет­не­го пла­на и кон­трольных цифр на со­от­ветс­тву­ющий год. С по­мощью те­кущих пла­нов дос­ти­галась пре­емс­твен­ность тех­ни­ко-эко­номи­чес­ких по­каза­телей, кон­кре­тизи­рова­лись рас­че­ты пя­тилет­не­го пла­на с уче­том до­пол­ни­тельных воз­можнос­тей, об­на­ружен­ных в хо­де его вы­пол­не­ния, из­ме­нений в ре­сур­сах и пот­ребнос­тей на­род­но­го хо­зяйства.

К мо­мен­ту вы­пол­не­ния оче­ред­но­го пя­тилет­не­го пла­на дол­госроч­ный прог­ноз уточ­нялся на оче­ред­ные пять лет, тем са­мым обес­пе­чива­лась сис­те­ма неп­ре­рыв­но­го прог­но­зиро­вания и пла­ниро­вания про­из­водс­тва.

Пла­ниро­вание в ус­ло­ви­ях ры­ноч­ной эко­номи­ки име­ет оп­ре­делен­ную спе­цифи­ку.

В раз­ви­тых в эко­номи­чес­ком от­но­шении стра­нах на пред­при­яти­ях су­щес­тву­ет хо­рошо на­лажен­ная сис­те­ма пла­ниро­вания при од­новре­мен­ном от­сутс­твии та­ковой в мас­шта­бах всей стра­ны. Дру­гими сло­вами, го­сударс­тво не тре­бу­ет от пред­при­ятий обя­зательно­го сос­тавле­ния и, со­от­ветс­твен­но, вы­пол­не­ния пла­новых за­даний. Каж­дое пред­при­ятие ре­ша­ет эту проб­ле­му ав­то­ном­но. При этом ос­новное вни­мание уде­ля­ет­ся дол­госроч­но­му пла­ниро­ванию в про­тиво­вес пла­ниро­ванию еже­год­но­му.

Дол­госроч­ное пла­ниро­вание оп­ре­деля­ет­ся как пе­ри­од, прос­ти­ра­ющийся за пре­делы то­го вре­мени, ко­торое да­ет воз­можность точ­но­го пред­ви­дения от­дельных со­бытий.

Дол­госроч­ное пла­ниро­вание — это про­цесс оп­ре­деле­ния же­ла­емо­го по­ложе­ния пред­при­ятия в бу­дущем и сос­тавле­ния пла­нов для дос­ти­жения это­го по­ложе­ния.

Ди­нами­ка рын­ков, тен­денции внут­ри от­расли, сдви­ги в ас­сорти­мен­те, тех­но­логи­чес­кие но­вов­ве­дения — все это воз­действу­ет на де­ятельность пред­при­ятия и пре­доп­ре­деля­ет его пер­спек­ти­ву. Ми­нимальный пе­ри­од эф­фектив­но­го дол­госроч­но­го пла­ниро­вания — пять лет, но не­кото­рые ком­па­нии де­ла­ют на­мет­ки на де­сять и бо­лее лет впе­ред.

Счи­та­ет­ся, что пла­ниро­вание дол­жно быть неп­ре­рыв­ным. Пер­во­начально сос­тавлен­ный план слу­жит лишь от­прав­ной точ­кой. Пос­то­ян­ный пе­рес­мотр и ре­визия пла­нов не­об­хо­димы, что­бы они сох­ра­няли свою ак­ту­альность и при­носи­ли мак­си­мальную пользу, что­бы мож­но бы­ло про­верить, как идет вы­пол­не­ние пла­нов, из­ме­нить их в за­виси­мос­ти от кон­крет­ной об­ста­нов­ки.

В большинс­тве слу­ча­ев пер­спек­тивные пла­ны пе­рес­матри­ва­ют­ся еже­год­но. Мно­гие ком­па­нии пред­при­нима­ют пе­рес­мотр пла­нов каж­дое по­луго­дие или да­же каж­дый квар­тал. Та­ким об­ра­зом, пред­при­ятие в ус­ло­ви­ях ры­ноч­ной эко­номи­ки пред­став­ля­ет со­бой ор­га­низа­цию, действу­ющую на ос­но­ве пер­спек­тивно­го пла­на.

Вни­мание, уде­ля­емое пла­ниро­ванию, яв­ля­ет­ся ха­рак­терной осо­бен­ностью сов­ре­мен­но­го про­из­водс­тва. Лю­бой про­ект, преж­де чем он до­ходит до про­из­водс­твен­ной ста­дии, тща­тельно пла­ниру­ет­ся.

Пер­вым ша­гом яв­ля­ет­ся изу­чение рын­ка.

Пла­ниро­вание час­то поз­во­ля­ет ме­нед­же­ру ид­ти на до­вольно серьез­ный риск. Ком­па­ния, вы­яс­нив воз­можность из­го­тов­ле­ния но­вой про­дук­ции, на­чина­ет ра­боту по тща­тельно­му изу­чению по­тен­ци­ально­го рын­ка. Ис­ходную ин­форма­цию мо­гут со­об­щить тор­го­вые пред­ста­вите­ли фир­мы, идея мо­жет воз­никнуть в са­мой ком­па­нии, она мо­жет так­же ис­хо­дить от по­купа­теля или же вы­зов мо­жет быть бро­шен кон­ку­рен­том. Изу­чение рын­ка име­ет ис­клю­чительно большое зна­чение. Под­го­тов­ка к про­из­водс­тву на­чина­ет­ся только в том слу­чае, ес­ли выс­ший ме­нед­жмент ком­па­нии уве­рен в том, что спрос на дан­ный то­вар действи­тельно су­щес­тву­ет.

Сис­те­ма уп­равле­ния, при ко­торой в ос­но­ву при­нятия ре­шения о на­чале про­из­водс­тва про­дук­ции по­ложе­на ин­форма­ция о рын­ке, на­зыва­ет­ся мар­ке­тин­гом. Осо­бое зна­чение мар­ке­тин­го­вая де­ятельность име­ет в ус­ло­ви­ях, ког­да на рын­ке наб­лю­да­ет­ся сос­то­яние ус­тойчи­вого пре­выше­ния пред­ло­жения про­дук­ции над спро­сом. В этой си­ту­ации ус­ло­вия куп­ли-про­дажи то­варов и ус­луг оп­ре­деля­ют­ся по­купа­телем, ко­торый име­ет воз­можность вы­бирать не­об­хо­димый ему то­вар сре­ди изо­билия.

На рис. 3.6 по­каза­на схе­ма про­из­водс­тва и ре­али­зации про­дук­ции.

Рис. 3.6.Схема производства и реализации продукции

В дан­ной си­ту­ации пред­при­ятие пла­ниру­ет свое раз­ви­тие ис­хо­дя из пот­ребнос­тей и же­ланий по­тен­ци­альных по­купа­телей. Это ста­новит­ся для про­дав­ца глав­ным ус­ло­ви­ем по­беды в кон­ку­рен­тной борьбе за по­купа­теля. Та­кая сис­те­ма пла­ниро­вания про­из­водс­тва пред­по­лага­ет на­личие у про­из­во­дите­ля про­дук­ции, как пра­вило, дос­та­точ­ных ма­тери­альных, фи­нан­со­вых и тру­довых ре­сур­сов, ре­зер­вно­го про­из­водс­твен­но­го по­тен­ци­ала. В свою оче­редь это поз­во­ля­ет пред­при­ятию быс­тро адап­ти­роваться к пос­то­ян­но из­ме­ня­ющим­ся ус­ло­ви­ям про­даж на рын­ке и зап­ро­сам пот­ре­бите­лей. Ста­бильное, проч­ное по­ложе­ние на рын­ке, ра­бота с по­купа­теля­ми на дол­говре­мен­ной ос­но­ве, при ко­торой до­вольный по­купа­тель, со­вер­шив по­куп­ку, сно­ва че­рез не­кото­рое вре­мя по­купа­ет у то­го же про­дав­ца, тре­бу­ет от пред­при­ятия обес­пе­чения вы­соко­го ка­чес­тва и на­деж­ности про­дук­ции при от­но­сительно дос­тупной це­не.

Це­на про­дажи то­вара кальку­лиру­ет­ся на ос­но­ве изу­чения рын­ка, и только пос­ле это­го дол­жен ре­шаться воп­рос о том, мо­жет ли про­из­водс­тво дан­но­го из­де­лия обес­пе­чить по­луче­ние не­об­хо­димо­го уров­ня при­были. Ес­ли этот уро­вень при­были не мо­жет быть дос­тигнут, про­ект пе­рес­матри­ва­ет­ся.

На рис. 3.7 по­каза­на схе­ма це­но­об­ра­зова­ния.

Рис. 3.7.Схема ценообразования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: