Незаинтересованный. Характеристика: тема беседы такого собеседника не интересует. Он как бы «спит» во время беседы и безразличен к обсуждению.
Рекомендации по общению во время беседы:
§ следует задавать ему вопросы информативного характера, постепенно вовлекая его в беседу;
§ нужно, выясняя точку зрения такого собеседника, избегать вопросов, при ответе на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»;
§ следует задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным;
§ можно постараться выяснить, что интересует лично его.
Важная птица. Характеристика: абсолютно не выносит критики — ни прямой, ни косвенной; чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных.
Рекомендации по общению во время беседы:
§ нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;
§ следует время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно;
§ не показывать свое раздражение по поводу манеры поведения такого собеседника;
§ следует до определенного момента соглашаться с таким собеседником, чтобы уменьшить его желание противоречить и подготовить его к контраргументации: «Вы совершенно правы. Учли ли вы то, что…?».
Почемучка. Характеристика: постоянно сочиняет и задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны; имеет непреодолимое желание спрашивать.
Рекомендации по общению во время беседы:
|
§ следует на вопросы информационного характера отвечать сразу;
§ при групповой беседе нужно привлекать к ответам на вопросы такого собеседника, имеющие отношение к теме разговора, всех участников;
§ можно при индивидуальной беседе переадресовать вопросы к нему самому. Например: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что вы сами об этом думаете»;
§ сразу признавать его правоту, если не можете дать нужный ему ответ.
8.3Факторы повышения эффективности делового общения
Менеджер должен не только обладать навыками делового общения, но повышать эффективность отдельных его видов.
Если речь идет об эффективности проведения делового совещания, менеджер должен уметь рассчитать его цену. Цена делового совещания исчисляется следующим образом. Определяются число участников совещания, его продолжительность и часовая тарифная ставка каждого участника. Расчет производится по формуле
где С — стоимость совещания, руб.; N — число участников; Т — продолжительность совещания, ч; Р ср — среднемесячная заработная плата участников, руб.; Н ср — среднее число рабочих часов в 1 мес; 1 — коэффициент скрытых потерь, связанных с участием в совещании.
Нужно стремиться к получению минимального значения С. Для этого полезно знать слагаемые эффективности проведения деловых совещаний как субъективные, так и объективные. Рассмотрим некоторые из них, наиболее важные для повышения эффективности делового совещания.
|
Создание благоприятных условий для коллективной работы и принятия коллективного решения. Если на совещании рассматриваются сложные проблемы, надо обеспечить условия для коллективного умственного труда присутствующих. При этом могут активно использоваться методы творческого мышления. Говоря об эффективности работы группы, анализу подвергают ее результат по следующим критериям: результат труда группы выше результата труда лучшего члена группы; результат труда группы в целом лучше суммы индивидуальных результатов всех членов группы.
Организация начала деловых совещаний в точно назначенное время и обеспечение сжатых графиков работы. Это позволяет работникам подготовиться к деловому совещанию и эффективно распоряжаться своим временем в течение рабочего дня.
Создание атмосферы непринужденности и деловитости. Создание плодотворной рабочей обстановки на совещании главным образом зависит от руководителя. Он должен сразу предотвратить возможность проявления факторов, мешающих деловому сотрудничеству. К таким факторам можно отнести неконструктивную, чрезмерную критику друг друга, жалобы, взаимные упреки и т.д. Руководитель должен создать такую атмосферу, чтобы каждый участник чувствовал себя равным на совещании и ощущал не только значимость рассматриваемых проблем, но и свою значимость в этом процессе. Иногда случается, что непринужденность подавляет деловитость и деловое совещание превращается в дружескую посиделку. Бывает, что деловитость подавляет непринужденность. Тогда у собравшихся заглушаются творческие порывы. Если на повестке дня стоит обсуждение неприятной проблемы, то ее следует рассматривать в конце совещания, возможно не полным составом. Сотрудников, не имеющих прямого отношения к решаемой проблеме, можно отпустить. Такого рода проблемы должны решаться, по возможности, коротко. Желательно вообще решать такие проблемы в индивидуальном порядке.
|
Обеспечение эффективности ведения записей. Это очень важный фактор успеха. Менеджер должен знать, что хорошо, грамотно организованные записи помогают внимательно следить за ходом совещания, делать обобщения, замечания, вносить коррективы или конкретные предложения, а также накапливать важную информацию. Форма записей должна зависеть от характера обсуждаемого вопроса. Так, если вырабатывается план конкретных действий, то делаются три колонки. В первой колонке записывается фамилия выступающего, во второй — кратко отмечается суть выступления или предложения, в третьей — записываются фамилии тех, кто поддержал выступающего. Такие записи могут стать не только базой для создания плана текущей работы, но и послужить резервом идей и работы на перспективу.
Обеспечение активности всех участников совещания. Задачей ведущего совещания является учет психологического феномена при организации порядка выступлений. Заключается это в создании очередности выступающих обратно пропорционально их авторитету и положению. Часто бывает так, что молодые, менее опытные, сотрудники не решаются выступать после более старших и опытных, особенно если их мнение не совпадает с мнением руководителя, а идеи, высказанные молодыми специалистами, обычно не обсуждаются, а только принимаются к сведению.
Другим методом повышения активности на совещании является требование выступления от каждого его участника.
Обсуждение особых мнений. В этом случае руководитель может столкнуться с двумя ситуациями. Первая ситуация возникает, если имеются явно ошибочные мнения отдельных участников совещания. В этом случае руководитель совещания должен коротко объяснить причину возникновения ошибочного мнения. В противном случае сотрудник, имеющий ошибочное мнение, с таковым и останется.
Вторая ситуация возникает, если бо́льшую часть особых мнений составляют суждения, высказанные сотрудниками, которые стремятся сузить или расширить выдвинутое предложение или поставленную проблему. Такие мнения требуют обсуждения, так как имеют ценное зерно и позволяют достигнуть положительных результатов. Ни в коем случае нельзя на совещании прибегать к голосованию, потому что деловое совещание превратится в собрание.
Важное правило при обсуждении особых мнений — критиковать только точки зрения или подходы к решению проблем, но не самих выступающих.
В целях повышения эффективности проведения делового совещания любому участнику в заключение можно предложить определенные рекомендации, учет и выполнение которых может повысить результативность совещания.
Участники совещания должны ответить на вопросы:
§ Уверены ли вы, что ваше участие в данном совещании было крайне необходимым?
§ В чем состоит лично ваш вклад в успешное проведение совещания?
Совещающиеся должны создавать единую рабочую группу только в том случае, если необходимо провести анализ таких проблем работы предприятия, решение которых не входит в компетенцию каждого участника в отдельности.
Важнейшими качествами, требующими постоянного совершенствования, являются умение слушать и анализировать то, что говорится на совещании.
8.4Техника телефонных переговоров
Исследования показывают, что менеджеры различных предприятий тратят на телефонные переговоры от 4 до 27% рабочего времени.
Построение любого телефонного разговора состоит из четырех обязательных элементов:
§ взаимного представления;
§ введения собеседника в курс дела;
§ обсуждения ситуаций;
§ заключительного слова.
Необходимые для ведения телефонного разговора материалы должны быть подобраны заранее.
Управленческая технология ведения телефонных переговоров
Если звоните вы:
§ до разговора:
§ подумайте, так ли необходим этот разговор;
§ определите его цель;
§ подготовьте бумагу, карандаш или ручку, а также календарь и нужные для разговора материалы;
§ во время разговора:
§ услышав собеседника на другом конце провода, поздоровайтесь («Алло, добрый день / доброе утро / добрый вечер»);
§ представьтесь (имя—подразделение—предприятие);
§ говорите прямо в трубку;
§ произносите слова четко;
§ выясните, с тем ли человеком вы говорите, который вам нужен;
§ спросите, есть ли у собеседника время на разговор или лучше перезвонить попозже;
§ постарайтесь создать положительное настроение;
§ не возражайте «в лоб» собеседнику, если желаете добиться благоприятного исхода разговора;
§ внимательно слушайте собеседника;
§ не прерывайте его;
§ говорите спокойным голосом, не кричите;
§ постарайтесь придать своему голосу приятную интонацию;
§ чаще улыбайтесь. Собеседник этого не видит, но чувствует;
§ избегайте монотонности — меняйте интонацию и темп разговора;
§ не говорите слишком быстро или медленно — попробуйте подстроиться под темп собеседника;
§ не переоценивайте способность собеседника понять специальную терминологию;
§ избегайте жаргона;
§ используйте паузы;
§ если собеседник вас не понимает, не раздражайтесь и не повторяйте сказанное теми же словами, а найдите новые;
§ в конце разговора уточните, кто и что будет делать дальше;
§ после разговора:
§ проанализируйте, сказано ли все нужное;
§ проверьте, не следует ли передать кому-либо это сообщение;
§ точно запишите итог разговора (о чем вы договорились с собеседником);
§ запишите, что пообещали сделать;
§ сделайте необходимые заметки в ежедневнике.
Если звонят вам:
§ всегда рядом с телефоном держите карандаш или ручку и бумагу;
§ отвечая после приветствия, называйте свое имя, отдел и предприятие;
§ сразу запишите фамилию звонившего и его проблему;
§ если позвонивший не представился, попросите его об этом;
§ если вы не можете сразу ответить на вопрос, то передайте содержание разговора человеку, знающему данную проблему;
§ спросите, можно ли перезвонить сразу же, как выясните вопрос;
§ если для выяснения вопроса потребуется много времени, сообщите об этом собеседнику и спросите, может ли он еще подождать или лучше позвонить попозже;
§ выяснив вопрос, поблагодарите собеседника и извинитесь за то, что заставили его ждать;
§ если передаете сообщение своему коллеге, предварительно коротко объясните ситуацию.