Зачем нужен школьный театр или театральная студия?




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«В помощь начинающему руководителю театральной студии, педагогу дополнительного образования по театральной деятельности в образовательной организации»

Москва

2022

 

В 2020 году, при поддержке Министерства просвещения России, стартовал Всероссийский проект «Школьная классика».

Всероссийский проект «Школьная классика» разработан Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» и Театральным институтом имени Бориса Щукина.

Цель Проекта – формирование поликультурной среды, способствующей всестороннему развитию личности, приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям посредством стимулирования развития театральных студий в образовательных организациях всех регионов нашей страны.

Авторитет педагогов Театрального института имени Бориса Щукина очень высок и в нашей стране, и в мире. Вахтанговская школа - не просто один из театральных институтов, а носитель и хранитель театральной культуры, её лучших достижений и традиций.

В рамках проекта «Школьная классика» Институтом реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Мастерство учителя», разрабатываются методические рекомендации и пособия для педагогов по организации театральной деятельности в общеобразовательных учреждениях.

Данная методическая рекомендация открывает цикл методических пособий и разработок, составленных Центром науки и методологии Театрального института имени Бориса Щукина, в помощь педагогам дополнительного образования.


 

 

Дети – будущее нашей страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин. Если мы желаем своей стране достойного будущего, то должны приложить все возможные усилия к тому, чтобы наши дети могли воспитываться на основе высоких моральных ценностей хорошо образованными, высококультурными преподавателями, для которых работа со школьниками – это призвание. Жизнь современных школьников должна быть насыщенной, яркой, интересной, досуг – захватывающим и запоминающимся.

Театральный институт имени Бориса Щукина (Вахтанговском школа) - один из ведущих театральных вузов нашей страны, педагоги нашей Школы обладают фундаментальными знаниями и опытом в области театральной педагогики. Деятельность Российского движения школьников направлена на всестороннее воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга школьников. В настоящее время Российское движение школьников играет важнейшую роль в процессе воспитания высоконравственных, социально успешных граждан.

Совместный проект наших организаций - Всероссийский проект «Школьная классика» - уже стал универсальной площадкой для реализации творческого потенциала участников, обеспечения условий для методического фундамента общеразвивающих и предпрофессиональных программ в сфере театрального искусства, соприкосновение с которым будет максимально способствовать формированию растущей личности на основе главных человеческих ценностей и с пониманием культурных традиций нашей страны. Создавать благоприятные условия для формирования личности ребенка, приобщать его к жизненно важным знаниям и истинным нравственным ценностям – это приоритетная задача государства и общества.

Реализация Всероссийского проекта «Школьная классика» стала возможной благодаря участию Театрального института имени Бориса Щукина в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Евгений Владимирович Князев,

народный артист Российской Федерации,

ректор Театрального института им. Бориса Щукина

 


Содержание

Введение……………………………………………………………………...  
Зачем нужен школьный театр или театральная студия?......................  
Кто может/должен/готов/способен руководить школьным театром?  
Дополнительное образование или внеурочная деятельность?……….  
С чего начать? Алгоритм деятельности педагога по созданию театральной студии…………………………………………………………  
Разработка программы ………………………………………….…….  
Реклама театральной студии ………………………………………….  
Формирование групп ………………………………………………….  
Условия деятельности театральной студии …………………............  
Форма одежды …………………………………………………….......  
Устав и традиции ……………………………………………………...  
Проведение занятий …………………………………………………..  
Рефлексия ……………………………………………………………...  
Совместное творчество……………………………………………………..  
Вместо заключения…………………………………………………………  
Приложение № 1 Примерные должностные обязанности руководителя театральной студии ………………………………………………………………….    
Приложение № 2 Нормативно-правовые основы осуществления дополнительного образования детей и внеурочной деятельности …………………….    
Нормативно-правовые основания разработки дополнительных общеразвивающих программ ………………………………………..  
Нормативно-правовые основания разработки рабочих программ курсов внеурочной деятельности ……………………………………  
Приложение № 3 Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ………………………………………    
Приложение № 4 Технология разработки рабочей программы по внеурочной деятельности ………………………………………………………….    
Приложение № 5 Свод правил театральной студии ……………………………………  
Приложение № 6 Игры на знакомство …………………………………………………..  
Приложение № 7 Анкета участника театральной студии ………………………………  
Приложение № 8 Алгоритм создания театральной постановки ……………………….  
Рекомендуемая литература………………………………………………..  

«Главная ошибка (театральных) школ та,

что они берутся обучать,

между тем, как надо воспитывать».

Из дневника Е.Б. Вахтангова

Введение

«Школа Станиславского, по свидетельству Вахтангова, имеет своей целью «воспитание» в учениках тех способностей и свойств, которые дадут возможность освободить плененную штампами и предрассудками творческую индивидуальность ученика. Освобождение и раскрытие индивидуальности, — вот в чем должна заключаться задача театральной школы. Театральная школа должна расчистить дорогу творческим возможностям ученика, — двигаться же по этой дороге он сам начнет; научить этому нельзя».

Одна из задач современной театральной студии – вовлечение ребёнка в общечеловеческую культуру, в уникальный и своеобразный мир, обладающий индивидуальной особенностью, своим языком, обучение школьников этому языку, привитие юному зрителю понимание театра. Школьный театр является средством развития творческих задатков и многогранных способностей обучающихся.

Современное общество стремительно развивается, и школа не может существовать обособленно в этом мире. В современных условиях системы образования учитель уже не является только носителем информации. Время требует от педагога и ученика новых компетенций. У школьного учителя возникает необходимость в получении других специальностей, среди которых обязательно должны быть те, которые связаны с социальной педагогикой и творчеством. Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы – это действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.

Зачем нужен школьный театр или театральная студия?

На этот вопрос каждый участник образовательного процесса: ребенок, педагог или родитель, отвечают по-разному. Для кого-то это способ занять ребенка после школы, чтобы не слонялся без дела. Другие направляют ребенка в студию, чтобы он научился правильно говорить, преодолел страх публичных выступлений, получил опыт успешности. Некоторые школьники мечтают выступать на сцене. А кто-то приходит в студию из простого любопытства…

В последние годы в образовательных организациях произошли значительные изменения в вопросах организации учебно-воспитательного процесса. Активно развиваются познавательные, исследовательские и поисковые способности школьников. В связи с этим дополнительное образование и внеурочная деятельность в школе стали более востребованными.

Современное общество в XXI веке требует от человека новых базовых навыков в профессиональной деятельности, незаменимых в век высоких технологий:

- концентрация и управление вниманием (навык, который поможет справляться с информационной перегрузкой, управлять сложной техникой);

- эмоциональная грамотность (эмоциональный интеллект) (понимание своих эмоций и эмпатия помогут сконструировать свою идентичность и взаимопонимание с другими людьми);

- цифровая грамотность (способность работать в цифровой среде будет также востребована, как способность читать и писать);

- творчество и креативность (в любой деятельности, на любой работе будет все больше необходимости мыслить нестандартно и создавать новое);

- экологическое мышление (понимать связанность мира, воспринимать свою деятельность в контексте своей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы);

- кросскультурность (в любом городе, в любой рабочей среде будут встречаться все более разные (суб)культуры, в том числе за счет разрыва поколений);

- способность к (само)обучению (в быстро меняющемся мире человеку придется продолжать обучение в течение всей жизни, иногда самостоятельно осваивая новые навыки).

Где получить или как приобрести универсальные навыки, необходимые в профессии и жизни человеку будущего?

С уверенностью можно сказать, что, при правильно выстроенной работе, больше половины из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь в театральной студии.

Неоспоримо, театральное искусство развивает многогранную личность нового времени, умеющую нестандартно мыслить, быть уверенным в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки, умеющую слушать и слышать мнение другого человека, видеть мир в его разнообразии, различать оттенки эмоций и уметь говорить о своих чувствах. Театр, с его широчайшим спектром художественно-выразительных и воспитательных возможностей - это ещё и искусство общения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: