МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«В помощь начинающему руководителю театральной студии, педагогу дополнительного образования по театральной деятельности в образовательной организации»
Москва
2022
В 2020 году, при поддержке Министерства просвещения России, стартовал Всероссийский проект «Школьная классика».
Всероссийский проект «Школьная классика» разработан Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» и Театральным институтом имени Бориса Щукина.
Цель Проекта – формирование поликультурной среды, способствующей всестороннему развитию личности, приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям посредством стимулирования развития театральных студий в образовательных организациях всех регионов нашей страны.
Авторитет педагогов Театрального института имени Бориса Щукина очень высок и в нашей стране, и в мире. Вахтанговская школа - не просто один из театральных институтов, а носитель и хранитель театральной культуры, её лучших достижений и традиций.
В рамках проекта «Школьная классика» Институтом реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Мастерство учителя», разрабатываются методические рекомендации и пособия для педагогов по организации театральной деятельности в общеобразовательных учреждениях.
Данная методическая рекомендация открывает цикл методических пособий и разработок, составленных Центром науки и методологии Театрального института имени Бориса Щукина, в помощь педагогам дополнительного образования.
Дети – будущее нашей страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин. Если мы желаем своей стране достойного будущего, то должны приложить все возможные усилия к тому, чтобы наши дети могли воспитываться на основе высоких моральных ценностей хорошо образованными, высококультурными преподавателями, для которых работа со школьниками – это призвание. Жизнь современных школьников должна быть насыщенной, яркой, интересной, досуг – захватывающим и запоминающимся.
|
Театральный институт имени Бориса Щукина (Вахтанговском школа) - один из ведущих театральных вузов нашей страны, педагоги нашей Школы обладают фундаментальными знаниями и опытом в области театральной педагогики. Деятельность Российского движения школьников направлена на всестороннее воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга школьников. В настоящее время Российское движение школьников играет важнейшую роль в процессе воспитания высоконравственных, социально успешных граждан.
Совместный проект наших организаций - Всероссийский проект «Школьная классика» - уже стал универсальной площадкой для реализации творческого потенциала участников, обеспечения условий для методического фундамента общеразвивающих и предпрофессиональных программ в сфере театрального искусства, соприкосновение с которым будет максимально способствовать формированию растущей личности на основе главных человеческих ценностей и с пониманием культурных традиций нашей страны. Создавать благоприятные условия для формирования личности ребенка, приобщать его к жизненно важным знаниям и истинным нравственным ценностям – это приоритетная задача государства и общества.
|
Реализация Всероссийского проекта «Школьная классика» стала возможной благодаря участию Театрального института имени Бориса Щукина в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Евгений Владимирович Князев,
народный артист Российской Федерации,
ректор Театрального института им. Бориса Щукина
Содержание
Введение……………………………………………………………………... | |
Зачем нужен школьный театр или театральная студия?...................... | |
Кто может/должен/готов/способен руководить школьным театром? | |
Дополнительное образование или внеурочная деятельность?………. | |
С чего начать? Алгоритм деятельности педагога по созданию театральной студии………………………………………………………… | |
Разработка программы ………………………………………….……. | |
Реклама театральной студии …………………………………………. | |
Формирование групп …………………………………………………. | |
Условия деятельности театральной студии …………………............ | |
Форма одежды ……………………………………………………....... | |
Устав и традиции ……………………………………………………... | |
Проведение занятий ………………………………………………….. | |
Рефлексия ……………………………………………………………... | |
Совместное творчество…………………………………………………….. | |
Вместо заключения………………………………………………………… | |
Приложение № 1 Примерные должностные обязанности руководителя театральной студии …………………………………………………………………. | |
Приложение № 2 Нормативно-правовые основы осуществления дополнительного образования детей и внеурочной деятельности ……………………. | |
Нормативно-правовые основания разработки дополнительных общеразвивающих программ ……………………………………….. | |
Нормативно-правовые основания разработки рабочих программ курсов внеурочной деятельности …………………………………… | |
Приложение № 3 Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ……………………………………… | |
Приложение № 4 Технология разработки рабочей программы по внеурочной деятельности …………………………………………………………. | |
Приложение № 5 Свод правил театральной студии …………………………………… | |
Приложение № 6 Игры на знакомство ………………………………………………….. | |
Приложение № 7 Анкета участника театральной студии ……………………………… | |
Приложение № 8 Алгоритм создания театральной постановки ………………………. | |
Рекомендуемая литература……………………………………………….. |
«Главная ошибка (театральных) школ та,
|
что они берутся обучать,
между тем, как надо воспитывать».
Из дневника Е.Б. Вахтангова
Введение
«Школа Станиславского, по свидетельству Вахтангова, имеет своей целью «воспитание» в учениках тех способностей и свойств, которые дадут возможность освободить плененную штампами и предрассудками творческую индивидуальность ученика. Освобождение и раскрытие индивидуальности, — вот в чем должна заключаться задача театральной школы. Театральная школа должна расчистить дорогу творческим возможностям ученика, — двигаться же по этой дороге он сам начнет; научить этому нельзя».
Одна из задач современной театральной студии – вовлечение ребёнка в общечеловеческую культуру, в уникальный и своеобразный мир, обладающий индивидуальной особенностью, своим языком, обучение школьников этому языку, привитие юному зрителю понимание театра. Школьный театр является средством развития творческих задатков и многогранных способностей обучающихся.
Современное общество стремительно развивается, и школа не может существовать обособленно в этом мире. В современных условиях системы образования учитель уже не является только носителем информации. Время требует от педагога и ученика новых компетенций. У школьного учителя возникает необходимость в получении других специальностей, среди которых обязательно должны быть те, которые связаны с социальной педагогикой и творчеством. Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы – это действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.
Зачем нужен школьный театр или театральная студия?
На этот вопрос каждый участник образовательного процесса: ребенок, педагог или родитель, отвечают по-разному. Для кого-то это способ занять ребенка после школы, чтобы не слонялся без дела. Другие направляют ребенка в студию, чтобы он научился правильно говорить, преодолел страх публичных выступлений, получил опыт успешности. Некоторые школьники мечтают выступать на сцене. А кто-то приходит в студию из простого любопытства…
В последние годы в образовательных организациях произошли значительные изменения в вопросах организации учебно-воспитательного процесса. Активно развиваются познавательные, исследовательские и поисковые способности школьников. В связи с этим дополнительное образование и внеурочная деятельность в школе стали более востребованными.
Современное общество в XXI веке требует от человека новых базовых навыков в профессиональной деятельности, незаменимых в век высоких технологий:
- концентрация и управление вниманием (навык, который поможет справляться с информационной перегрузкой, управлять сложной техникой);
- эмоциональная грамотность (эмоциональный интеллект) (понимание своих эмоций и эмпатия помогут сконструировать свою идентичность и взаимопонимание с другими людьми);
- цифровая грамотность (способность работать в цифровой среде будет также востребована, как способность читать и писать);
- творчество и креативность (в любой деятельности, на любой работе будет все больше необходимости мыслить нестандартно и создавать новое);
- экологическое мышление (понимать связанность мира, воспринимать свою деятельность в контексте своей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы);
- кросскультурность (в любом городе, в любой рабочей среде будут встречаться все более разные (суб)культуры, в том числе за счет разрыва поколений);
- способность к (само)обучению (в быстро меняющемся мире человеку придется продолжать обучение в течение всей жизни, иногда самостоятельно осваивая новые навыки).
Где получить или как приобрести универсальные навыки, необходимые в профессии и жизни человеку будущего?
С уверенностью можно сказать, что, при правильно выстроенной работе, больше половины из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь в театральной студии.
Неоспоримо, театральное искусство развивает многогранную личность нового времени, умеющую нестандартно мыслить, быть уверенным в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки, умеющую слушать и слышать мнение другого человека, видеть мир в его разнообразии, различать оттенки эмоций и уметь говорить о своих чувствах. Театр, с его широчайшим спектром художественно-выразительных и воспитательных возможностей - это ещё и искусство общения.