Свод правил театральной студии




Устав – документ, который будет отражать всю совокупность нормативных и поведенческих правил, задач, регламентирующих порядок работы детского и юношеского творческого коллектива с его отличительной спецификой деятельности, включая систему взаимоотношений внутри коллектива и самого коллектива с внешним миром, детали, имеющие принципиальное значение для успешного проведения обучения.

Устав театральной студии или школьного театра должен быть «живым», он не может существовать в вакууме, рекомендуется прописать так, чтобы он вдохновлял, воодушевлял детей, побуждал их гордиться своей причастностью к большому и важному делу, которым они занимаются. Важно чтобы была мотивация соблюдать правила, заранее договориться какие будут поощрения или последствия. Правила и последствия позволяют показать, что все ученики равны. Мотивацией к соблюдению правил может стать – вербальная похвала, определённый жест, разговор на интересующую тему; в конце занятия совместное чаепитие, коллективное прочтение и обсуждение интересного произведения, экскурсия; накопительные поощрительные бонусы/смайлики, которые потом можно обменять на приз. Каждый руководитель должен знать – нарушение правил не связано с отношением к ребенку!

Свод правил своей театральной студии нужно составить всем участникам вместе, откорректировать, распечатать и разместить на видном месте. Такой документ должен стать своего рода эталонной инструкцией для всех участников театральной студии: педагогов, обучающихся и их родителей.

Борис Евгеньевич Захава - замечательный режиссер и актер, педагог, народный артист СССР, профессор, доктор искусствоведения, в течение полувека руководил Щукинской театральной школой, один из основоположников Вахтанговского театра - в своей книге «Вахтангов и его студия» целую главу посвятил правилам поведения учеников Вахтанговской театральной студии. Надо отметить, что учениками были взрослые люди, а студия начала свое существование в 1913 году…

Фрагмент главы из книги Бориса Евгеньевича Захавы «Вахтангов и его студия»

«ТРЕБОВАНИЯ «СТУДИЙНОГО ТАКТА»

«…Исключительно требовательным был Вахтангов в области студийной дисциплины, порядка и добросовестного отношения к своему делу. Он не выносил того вульгарного и самоуверенного тона, который отличал учеников тогдашних драматических школ.

Деликатность и скромность он считал обязательным качеством учеников своей Студии. Он не мог видеть у себя тех накрашенных девиц с папироской в зубах и с «челкой» на лбу, которые наполняли собою учебно-театральные заведения того времени.

«Художник должен быть художником во всем», — говорил Вахтангов: «высокий аристократический вкус есть непременное качество всякого художника». Этот вкус Вахтангов воспитывал в своих учениках, и он проявлялся во всем, начиная с манеры поведения, кончая костюмом.

…………………………………………………………………………

Каждый ученик Вахтангова должен был усвоить ряд правил, которые Вахтангов называл требованиями «студийного такта». Сюда относилось: вежливость в обращении (как с товарищами, так и с посторонними людьми), скромность в отношении личной жизни (как своей собственной, так и своих товарищей), уменье вести себя во время работы (репетиции или урока) так, чтобы не мешать, а помогать (своим вниманием и добрым расположением) товарищам, занятым работой, максимальная скромность (как за себя, так и за Студию в целом) среди посторонних Студии людей, отсутствие легкомыслия, такт и осторожность в критике художественной работы товарищей и т. д. и т. д.

От каждого студийца Вахтангов требовал заботливого и бережного отношения к имуществу Студии. Заботу о поддержании чистоты и порядка в помещении Студии он также считал непременной обязанностью каждого студийца.

Он требовал особого отношения со стороны каждого студийца к сцене, как к месту, предназначенному исключительно для работы и творчества. Находиться на сцене без надобности строжайше воспрещалось.

Однажды Вахтангов пришел в неописуемый гнев, когда один из учеников позволил себе, находясь на сцене, разговаривать с ним, заложив руки в карманы.

Особые требования предъявлял Евгений Богратионович к тем студийцам, которые были поставлены во главе административного управления Студией. Следуя в этом отношении учению Л. А. Сулержицкого, Вахтангов требовал от каждого студийца, призванного к управлению Студией, чтобы он помнил о том, что он принял «не власть, а служение». «Часто тот, кто призван к управлению другими людьми», — говорил он словами Сулержицкого, — и сам не успевает заметить, как он из служителя идеи превращается в урядника». Того, кто любит ответственное положение преимущественно ради удовольствия держать других людей в подчинении себе, Вахтангов рекомендовал лучше совсем не ставить в столь опасное (в этическом отношении) положение».

 

Приложение № 6

Игры на знакомство

«Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности ».

В.А. Сухомлинский.

Игры на знакомство позволяют создать из собравшихся незнакомых (или знакомых) ребят коллектив, помогают детям перестать стесняться. Руководитель студии заинтересован в том, чтобы и он, и дети не только узнали имена, а, чтобы зародился интерес друг к другу, сформировалась дружественная, доброжелательная атмосфера.

Снежный ком

Играющие сидят в кругу. Первый - руководитель называет своё имя, второй называет имя первого и своё, третий – имя первого, второго и своё и т. д. пока очередь не дойдёт до первого, который называет всех.

Эту игру можно усложнять, добавляя к имени жест, гримасу или краткую характеристику, которая начинается на ту же букву, что и имя.

Снежный ком с эпитетами

Всё то же самое, только говоря своё имя, участник называет ещё и эпитет на ту же букву, что и его имя (Лариса – ласковая, Шурик – шумный). Следующий перечисляет имена с эпитетами. В конце игры можно устроить «угадайку» и спрашивать у ребят: «Кто самый шумный? Кто ласковый? и т.п.

О себе в трех словах

Главное условие игры – нужно сказать о себе как можно «больше», но все должно «поместиться» в трех словах. Участник игры может назвать имя, где учится, чем любит заниматься, любимую еду или описать себя тремя словами. Можно выбрать любой вариант. Например, «Мария, танцы, чаепитие» или «Алексей, добрый, озорник».

Любимые занятия

Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинает игру руководитель, он бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя и то, что он любит делать (например, «Я – Петя, я люблю петь»). После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу.

Во втором раунде другие правила. Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Участник бросает мяч и называет имя и любимое занятие того человека, которому бросает мяч (например, «Это Лена, она любит танцевать»). Первый участник не опускает руку, а то про него никто не скажет, а следующие участники опускают руку (опущенная рука – это знак, что это участник уже поиграл). Второй раунд можно сделать проще - Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.

Варианты игры могут быть разные. Можно придумать любой другой жест, можно называть свои лучшие характеристики, любимую еду, любимый школьный предмет, или наоборот назвать нелюбимый предмет, не любимое занятие и т.п.

 

Следующие игры можно проводить на втором и последующих занятиях, когда участники уже знают имена друг друга.

Мяч по кругу

Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.

Алфавит

Построиться по именам в алфавитном порядке. Хорошо проводить в начале занятия или при смене видов деятельности.

Счет в круге

Дети располагаются по кругу. Задание – не договариваясь сосчитать по порядку, при этом каждое число должен называть только один человек. Если число произносят двое, счет начинается сначала. При этом детям нельзя устанавливать какую-либо очередность.

Задание можно усложнить. Дети не располагаются по кругу, а хаотично ходят по залу или классу.

Кого нет?

После представления каждого, гасится свет и один человек покидает помещение. Оставшиеся должны угадать кого нет, и назвать его имя.

Лучшее о ближнем

Эта игра совершенно универсальна. Играть в нее хорошо в новом коллективе и в группе, в которой все знакомы; на первом занятии или на следующем для закрепления знакомства; с малышами или с ребятами постарше. Она не только знакомит, но и помогает создать добрую атмосферу в группе. Главное ее достоинство — она позволяет внимательно и с интересом посмотреть на другого.

Можно любым способом разбить ребят на пары. Дать им 5 минут на то, чтобы они как можно больше интересных фактов узнали друг о друге. Затем озвучить задание: за 1 минуту представить своего партнера как можно лучше и интереснее. Можно попросить придумать легенду: «Вам нужно рекомендовать нового члена в элитарный клуб», «Сделать выпуск телепередачи о супергерое» и пр.

 

Приложение № 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: