Алгоритм создания театральной постановки




«Вахтангов любил самый процесс творческой работы, а не ее результат… Этому же он учил и своих учеников: «практический результат придет сам собой», — говорил Вахтангов, и его ученики не думали о «результате»: они целиком отдавались творческим радостям сегодняшней репетиции, сегодняшнего урока, сегодняшних исканий».

Школьный театр - дело, требующее очень глубокого личностного участия. Первым важным этапом в создании спектакля является выбор пьесы, которая должна быть актуальна, понятна и интересна для всех участников спектакля. Нельзя забывать, что актёры – дети, которые только начинают своё знакомство с театральным искусством. Классика беспроигрышна и подходит для любого возраста. И в современном обществе могут возникнуть ситуации, в которые попадают герои Мольера, Гоголя, Островского, Чехова… Увлекательными, искренними получаются спектакли, где дети играют своих ровесников. Нельзя брать то, чего дети не понимают, что не соответствует их возрасту! Конкретно намеченная цель будет хорошим мотиватором для ребят.

При определении материала первой работы рекомендуется опираться на «вахтанговскую триаду»: время-автор-коллектив. То есть — почему именно в это время собираетесь ставить именно этого автора именно с этим коллективом.

Процесс постановки спектакля начинается не с распределения текста артистам. Прежде чем начать раздавать роли и репетировать сцены спектакля, руководитель студии «презентует» учащимся сценарий будущей театральной постановки, «погружает» в события, растолковывает замысел и идею автора, знакомит с жанром, характерами персонажей, мотивацией поступков героев. Знакомит детей с историей произведения и биографией его автора.

Если есть возможность, можно организовать просмотр театральных постановок по выбранному произведению в театре или предложить дома посмотреть телеспектакль. После знакомства с произведением и просмотра спектакля, рекомендуется всем участникам вслух почитать отрывки, подготовленные заранее руководителем студии, и провести обсуждение, высказать своё мнение, отстоять свою точку зрения. Во время обсуждения произведения выявляется мировоззрение участников, проявляется собственная позиция по отношению к разным конфликтным вопросам и проблемным ситуациям, происходит пересмотр и формирование новых убеждений. Самое сложное для руководителя состоит в том, чтобы научить ребят видеть то, что стоит за текстом.

Одновременно с этим выбирается тема, созвучная со сценами выбранного спектакля. Ничего не разъясняя, руководитель предлагает детям показать зарисовки из этой темы, как они это понимают. Этюд – это территория выбора детей, их фантазии, их свободы (но этому надо сначала научить, объяснить). Задача руководителя следить, чтобы творчество детей оставалось в рамках приличия и в пределах театрального искусства (не скатывалось на уровень стендап шоу).

Для педагога очень важна эта подготовительная работа. Наблюдая за обсуждением, руководитель «примеряет» участникам роли.

Следующий этап. Поделить пьесу на эпизоды, раздать роли детям и организовать творческий пересказ этих эпизодов. Можно попробовать представить отдельные эпизоды в форме этюдов.

При подборе исполнителей ролей в спектакле и организаторов театрального представления в школе, необходимо открыто объяснять детям причину данного выбора. Не скрывать от ребенка его сегодняшнюю данность как актера или организатора, но в свою очередь, показывать те возможности, которые могут быть открыты именно им на предложенном месте. Безусловно, делать это нужно серьезно и максимально тактично. Каждому ребенку необходимо понимать, как именно его личностные качества соотносятся с выполняемыми функциями, и важность его работы в общем деле. В этом случае внешне незначительная работа становится значимой в его собственных глазах и в глазах сверстников. Помочь ребенку найти свое место в структуре школьного театра и сделать его весомым в глазах коллектива – один из способов ухода от конфликта и обид.

Перед педагогом стоит важная задача - при распределении ролей в предстоящем спектакле необходимо занять всех желающих, причем так, чтобы каждый чувствовал себя нужным, чтобы мог проявить себя на сцене. Поэтому каждому желающему нужна пусть маленькая, но интересная роль, а не просто минутный выход «в массовке». Для решения этой задачи существует два пути: приспособить для постановки подходящее произведение, добавив и сократив какие-то роли, или сделать распределение «на два состава».

Не надо бояться двойных-тройных составов (когда на одну роль утверждаются два-три ребёнка). Это может быть необходимо не только в условиях нестабильной эпидемиологической ситуации, текучка кадров в школьном театре может серьезно порушить далекоидущие планы, если сильно понадеяться на участие конкретных ребят. На уход школьников из студии может повлиять множество внешних факторов: неожиданное изменение самочувствия, смена места жительства или расписания, появление репетиторов, факультативов для подготовки к ОГЭ или ЕГЭ и пр.

При распределении ролей на два-три состава важно помнить: в школьном театре не должно быть «первого» состава и «запасного» - все составы равнозначны, а играющие одну роль – не конкуренты, а союзники, каждый со своим видением, помогающие друг другу в создании образа! Все актёры студии имеют право на выход на сцену, все имеют право на свое индивидуальное прочтение роли, каждый из них привыкает к возможной вариативности действий на сцене, таким образом снижается риск «звездной» болезни. И главное - все составы ОБЯЗАНЫполучить право сыграть спектакль для зрителя!

Постановка спектакля привлекает к работе не только учащихся-актёров. Одни ребята больше склонны к рисованию, другие – к пению, третьи – к поэзии или к новым технологиям.

Школьный театр даёт возможность каждому ребёнку попробовать на себя в разных профессиях, почувствовать себя начинающим актёром, помощником режиссёра, декоратором, музыкантом, костюмером, стилистом, гримёром, фотографом, оператором, аниматором…

После определения мизансцен, совместно с детьми, создаются эскизы декораций, костюмов, афиш, программки, пригласительных билетов. Для их изготовления можно привлекать педагогов соответствующих дисциплин и родителей.

Назначаются ответственные за смену декораций и реквизита на сцене во время спектакля, за световое и звуковое оформление.

Важные действующие лица – это видео и фото операторы, которые ведут летопись создания спектакля с первых дней и до её премьерного показа.

Также надо подумать об ответственных в зрительном зале, которые будут встречать зрителей, раздавать программки и приглашать занять места.

Заранее нужно подумать об рассадке в зрительном зале. Первые ряды распределить за маленькими зрителями, последующие ряды закрепить за определенными классами (можно отметить стикерами с номером и литерой класса). Не забыть пригласить учителей, родителей, бабушек, дедушек, друзей.

Самый сложный и ответственный этап - репетиционный процесс.

Поиск музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Использование светового оборудования, уместность декораций, реквизита, звуков на сцене… Это далеко не полный перечень повседневных забот руководителя школьного театра.

Определив идею и сквозную линию спектакля, начинается работа над ролью. Создать образ, постараться понять логику действий, поступков, мыслей героя, «вжиться» и почувствовать своего героя - для юных актёров эта задача не из легких.

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным и световым оформлением. Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля.

После определения всех ответственных назначается день для генеральной репетиции. Генеральная репетиция должна проходить так, как будто зрители уже смотрят. На генеральной репетиции не должно быть заминок, остановок, переговоров. Если актер где-то ошибся, пусть не останавливается, а импровизирует, ведь в реальной ситуации ему никто не поможет. После репетиции комментарии руководителя. Перед показом ничего нельзя кардинально менять, можно только постараться доработать.

И самое главное – школьный театр не должен копировать «взрослые театры». Любое стремление школьного театра изобразить из себя театр профессиональный ведет к антипедагогическому результату. Дети перестают быть детьми, теряют тот живой творческий потенциал, которым так щедро наградила природа любого ребенка, превращаются в подражателей, становятся похожими на механических кукол, которых можно включить и выключить по необходимости.

Важным условием в школьном театре, так же, как и в профессиональном, является работа в коллективе, ответственность за то дело, которое выполняет лично каждый. И тогда каждый ребенок почувствует себя нужным и значимым - выходя на сцену, как главный герой трагедии, или рассаживая малышей в зрительном зале, объясняя им, куда и зачем они пришли.

Постановка спектакля – это результат общих стараний и усилий! Пусть не принято в профессиональных театрах, а в школьном театре необходимо и очень важно в конце спектакля поблагодарить всех, кто трудился над созданием праздника – администраторов, организаторов, гримеров, костюмеров, художников, работников сцены, режиссёра, актеров. Даже если представление всех участников будет затянутым, имя каждого участника, кто создал театр в школе, должно быть объявлено публично! И каждый причастный с трепетом и радостью должен услышать: «Сегодняшний спектакль школьного театра «название » для вас подготовили (перечисляются все участники, кроме артистов) и сыграли (артисты), режиссёр спектакля «ФИО ».

Рефлексия со всеми участниками театральной студии. Обсуждение спектакля, подведение итогов работы сразу после показа.

Рекомендуемая литература

1) Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: «Интеллектуальная Литература», 2020.

2) Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922 гг. [Текст] / Записаны заслуж. артисткой РСФСР К. Е. Антаровой; [Общ. ред. и вступ. статья, с. 3-20, Ю. С. Калашникова]; Всерос. театр. о-во. - 3-е изд., испр. и доп. – М., «Искусство», 1952.

3) Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: «Первое сентября», 2000.

4) В помощь художественной самодеятельности. Серия библиотечка – М., «Советская Россия», 1948-1990.

5) Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. – М., 1990.

6) Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота – подросткам. – Ивантеевка, 1994.

7) Захава Б.Е. Вахтангов и его студия. – М., «Типография «Наука», 2010.

8) Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. – М., «Просвещение», 1973.

9) Каргина З.А. Алгоритм разработки дополнительной общеобразовательной программы. – М., 2017.

10) Корогодский З. Я., Первый год. Начало. – М., «Советская Россия», 1973.

11) Корогодский З. Я., Первый год. Продолжение. – М. «Советская Россия», 1974.

12) Любимцев П.Е. Вахтангов продолжается! – М., NAVONA, 2017.

13) Никитина А.Б. Театр, где играют дети. – М.: Владос, 2001.

14) Станиславский К.С. Работа актера над ролью. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. – М., «Искусство», 1957.

15) Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., «Искусство», 1954.

16) Филатова М.Н. Индивидуализация и персонификация дополнительного образования детей. М., 2015.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: