Вступление в силу гл.25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" внесло существенные изменения в практику налогообложения прибыли. Упразднив предыдущие нормативные документы, она объединила в себе вопросы, связанные с порядком исчисления и уплаты данного налога. Кроме того, произошла значительная унификация налога на прибыль.
Для того чтобы разобраться в данном вопросе и обозначить роль налога на прибыль организаций в РФ, рассмотрим основные элементы налога.
Налог на прибыль организаций относится к федеральным прямым налогам (п.5 ст.13 НК РФ).
Налогоплательщиками этого налога признаются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации (п.1 ст.246 НК РФ).
Освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль лица, применяющие специальные налоговые режимы в соответствии с гл.26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)", 26.2 "Упрощенная система налогообложения", 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ.
В Российской Федерации плательщиками этого налога признаются организации. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст.247 НК РФ).
Прибылью признается:
) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через эти представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных представительствами расходов;
|
) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ.
Доходы и расходы учитываются в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ. Налогоплательщик учитывает доходы от реализации (ст.249 НК РФ), внереализационные доходы (ст.250 НК РФ) и не учитывает доходы, предусмотренные ст.251 НК. Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Следовательно, исчисленная сумма доходов подлежит уменьшению на расходы, которые должны соответствовать требованиям гл.25 НК РФ. Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные затраты) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК, убытки), осуществленные налогоплательщиком. Расходы подразделяются на:
) расходы, связанные с производством и реализацией (ст.253 НК РФ);
) внереализационные расходы (ст.265 НК РФ). Но именно в этой ситуации налогоплательщики зачастую сталкиваются с проблемами при проверках отчетности налоговыми органами.
Положения указанной главы предоставляют хозяйствующим субъектам право в отдельных случаях самим принимать решения об учете затрат в составе расходов, исходя из особенностей предпринимательской деятельности.
Основные требования к возможности учета расходов при налогообложении прибыли установлены п.1 ст.252 НК РФ. Согласно названному пункту налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ. В этой статье приведен перечень расходов, которые налогоплательщики не вправе учитывать при налогообложении прибыли. Названный перечень является открытым и предусматривает, что налогоплательщик не может уменьшить полученные доходы на любые расходы, которые не соответствуют требованиям п.1 ст.252.
|
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению (ст.265 НК РФ). Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки 20%, определяется налогоплательщиком отдельно. Налоговая ставка устанавливается в размере 20%. При этом 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ (ст.284 НК РФ).
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5% (п.1 ст.284 НК РФ).
Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год (ст.285 НК РФ), отчетными периодами по налогу признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п.2 ст.285 НК РФ).
Порядок исчисления налога и авансовых платежей изложен в ст.286 НК РФ.
Говоря о правовой основе налога на прибыль организаций, следует отметить, что основными законодательными актами, устанавливающими порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, являются: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ; Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ; Международные договоры.
|
Обладая частью прибыли организации, государство является "акционером" данного предприятия. Другими словами, государство заинтересовано в повышении массы прибыли организации для того, чтобы увеличить налоговые поступления по этому налогу.
Существует способ наращивания суммы налоговых поступлений - повышение налоговой ставки (увеличение доли участия государства в организации). Очевидно, что этот способ обречен на неудачу: при высоких ставках налога на прибыль у предпринимателей снижается стимул к инвестированию в производство, так как его рентабельность падает из-за чрезмерной налоговой нагрузки. Например, повышение ставки налога в 2001 году на 5% привело к снижению поступлений налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ, а до этого его поступления увеличивались, и, следовательно, на макроуровне стала затухать предпринимательская активность [38, с.14]. Обострилась и проблема сокрытия доходов, устранить которую довольно сложно.
Таким образом, налог на прибыль организаций является важнейшим инструментом для регулирования деловой активности хозяйствующих субъектов.
Роль налога на прибыль организаций достаточно существенна, опираясь на анализ статистических данных, по которым налог на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета занимает ведущую позицию.
Следует отметить, что постоянные изменения отдельных статей и пунктов гл.25 НК РФ, вносимые законодателем, вносят не столько обременительный характер в отношения налогоплательщика и государства, сколько стимулирующую составляющую в деятельность организаций, повышая тем самым инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. Всё это позволяет выработать определенные инструменты налогового регулирования и стимулирования, с помощью которых государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики.
Далее рассмотрим особенности налоговых рисков по налогу на прибыль организаций, что послужит основой для проработки и анализа наиболее актуальных аспектов данного налога во второй главе дипломной работы.