На основании приказа финансового управления исполнительного комитета Омской области от 23.03.1990 г. № 09-55 "О формировании налоговых инспекций", в районах области были образованы новые структуры - налоговые инспекции, путем высвобождения части полномочий из финансовых отделов исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов. В том числе, в Исилькульском районе была образована Государственная налоговая инспекция по городу Исилькулю.
В 2004 году, в результате очередной реорганизации, была создана Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Омской области, которая в настоящее время является территориальным органом ФНС РФ и входит в единую централизованную систему органов ФНС РФ.
Инспекция имеет три территориально обособленных подразделения, расположенных в г. Называевске, р. п. Крутинка, г. Тюкалинске.
Межрайонная ИФНС России №1 по Омской области является органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Так же инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, контроль за своевременным предоставлением налоговой и бухгалтерской отчетности и т.д. Результаты работы инспекции рассматриваются на заседании Коллегии Управления.
Таким образом, инспекция выполняет достаточно большой спектр возложенных на неё функций и задач, обеспечивая тем самым стабильность и полноту налоговых платежей в бюджет и внося весомый вклад в развитие региона в целом.
|
Говоря об эффективном устойчивом росте инспекции сквозь призму динамичных результативных поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней и положительных отзывов налогоплательщиков, следует отдать должное коллективу инспекции, болеющих за свое дело и успешно выполняющие свои должностные обязанности.
Так, за период с июня по декабрь 2012 года установленные показатели по поступлению налогов и сборов в целом инспекцией выполнены на 113,7%, при доведенном задании 302 919 тыс. руб., поступило 344 345 тыс. руб. Выполнение задания в федеральный бюджет составляет 104,6%, при задании 64 412 тыс. руб. в бюджет мобилизовано 67 352 тыс. руб., в территориальный бюджет план выполнен на 103,8%, при доведенном задании 238 507 тыс. руб., поступление составляет 247 572 тыс. рублей. Государственных внебюджетных фондов мобилизовано 29 420 тыс. руб. Объем поступлений по сравнению с июнем - декабрем 2011 года возрос на 42894 тыс. руб. или на 16,03%, в федеральный бюджет наблюдается рост поступлений на 26337 тыс. руб. или на 32,2 %, в территориальный бюджет мобилизовано на 16557 тыс. руб. больше, чем за второе полугодие 2011 года или на 7,2%.
Основная масса налоговых платежей консолидированного бюджета сформирована за счет следующих доходных источников: НДФЛ - 143 032 тыс. руб. (46,7%), НДС - 61 420 тыс. руб. (19,5%), НПО - 37 759 тыс. руб. (14,2%), ЕНВД - 14 313 тыс. руб. (4,5%).
Кроме того, можно представить динамику доначислений по инспекции в разрезе камеральной и выездной проверок (табл.4).
Таблица 4
Результаты контрольной работы за 2-ое полугодие 2012г.
6 мес. 2011 | 6 мес. 2012 | к предыдущему периоду, % | |
Камеральные проверки | 1 231 | 2 884 | 234.3 |
Выездные проверки | 10 642 | 9 107 | 85.6 |
Количество выездных проверок | 116.7 | ||
Всего | 11 873 | 11 991 | 101.0 |
|
Исходя из данных таблицы, можно отметить положительную динамику доначислений по результатам камеральных проверок, но, несмотря на увеличение кол-ва выездных проверок, сумма доначислений по выездным налоговым проверкам меньше на 14.4%.
Соотношение видов платежей в структуре доначислений составляет: налог - 64,7% (7758 тыс. руб.); штрафные санкции - 12% (1439 тыс. руб.); пени по актам - 24,8% (2973 тыс. руб.).
Таким образом, структура Межрайонной ИФНС России №1 по Омской области представляется оптимальной и достаточной для выполнения фискальных, контрольных и регулирующих функций, присущих российской налоговой системе.
Далее перейдем к анализу деятельности отдела камеральных проверок в целом, и особое внимание уделим администрированию налога на прибыль организаций, тем самым заложив предпосылки вопроса практики предупреждения налоговых рисков по данному налогу на этапе камеральной проверки.
Одним из значимых структурных подразделений, в большей степени характеризующий работу инспекции, является отдел камеральных проверок №2.
Отдел осуществляет контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей; проводит камеральные налоговые проверки налогоплательщиков, отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок, осуществляет взаимодействие с правоохранительными и иными контролирующими органами.
|
Для обобщения основных функций отдела можно выделить 2 основных направления деятельности, а именно контрольная деятельность и аналитическая.
К контрольной деятельности относится:
) осуществление контроля за своевременностью и полнотой представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деклараций и иных документов;
2) служащих основанием для исчисления и уплаты налогов;
) осуществление отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговые проверок;
) участие в производстве по делам об административных правонарушениях и т.д.;
) проведение камеральных налоговых проверок деклараций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всем налогам.
К аналитической деятельности относится мониторинг и анализ информации о деятельности налогоплательщиков из внешних источников, информации от правоохранительных и других контролирующих органов, организаций МПС России, Минтранса России, ГИБДД, МВД России, других данных; анализ схем ухода от налогообложения, в т. ч. крупнейших и основных налогоплательщиков и т.д.
Итогом реализации всех вышеперечисленных функций является оформление результатов проверки, включая выработку предложений по устранению выявленных нарушений (если они имели место быть) налогоплательщику и подготовка отчетности в вышестоящий налоговый орган о результатах контрольной работы.
По результатам контрольной работы по состоянию на 01.11.2012г. дополнительно начислено по камеральным проверкам 5272 тыс. руб. За аналогичный период 2011 г. доначислено 2808 тыс. руб., т.е. в динамике рост составляет 87.7 %
Проведено 549 проверок выявивших нарушения налогового законодательства, 334 камеральных налоговых проверок, в процессе которых были использованы дополнительные документы.
Удельный вес налоговых вычетов по НДС, составляет на 01.10.2012 г. - 65.5%, тогда как на 01.10.2011г. составлял 89.4%, то есть наблюдается снижение суммы заявленных вычетов к сумме налога исчисленной по объектам налогообложения на 23.9%.
Общая сумма возвратов по НДС в 3 квартале 2012г. составила 726 тыс. руб., за аналогичный период 2011 г. - 1215 тыс. руб., т.е. снижение на 67.4% в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля.
Анализируя данные показатели, уже можно сделать вывод о результативности работы отдела, о более детальном подходе к контролю налогоплательщиков в рамках обоснованности заявленных налоговых вычетов по НДС.
Определяющими факторами увеличения объема поступлений в бюджеты всех уровней явилось повышение эффективности налогового администрирования отдела: в процессе проведения камеральных проверок налогоплательщиками предоставлено 142 уточненные декларации с суммой налога к доплате 3315 тыс. руб., в том числе по налогу на прибыль 478 тыс. руб. Кроме того предоставлено 2 уточненные декларации на уменьшение убытка заявленного в целях налогообложения на сумму 1954 тыс. руб., а также 5 деклараций уменьшающих сумму НДС заявленного к возмещению на суммe 22639 тыс. руб.
Для того чтобы представить более точную картину состояния дел проведем анализ контрольной работы отдела камеральных проверок № 2 в разрезе выявленных нарушений и динамики доначислений по администрированию налога на прибыль организаций.
Отделом камеральных проверок №2 проводится анализ показателей предоставленной отчётности по итогам каждого отчётного периода на основании, которого разрабатываются графики проведения Комиссий по легализации объектов налогообложения.
Для анализа динамики налоговой базы по налогу на прибыль организаций рассмотрим доходы налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) от реализации за 2010-2012 г. (рис. 2).
Рис. 2. Суммы доходов всех организаций от реализации по 4-м районам (тыс. руб.)
По итогам 12 месяцев 2011 г. произошло снижение уровня доходов от реализации к аналогичному периоду 2010 г. на 13,7% (464 368 тыс. руб.). На основе направленных обращений о даче пояснений или предоставлении уточнённой декларации были получены пояснительные записки от налогоплательщиков, анализ которых указал следующие причины снижения налоговой базы: трудности в финансовой экономике в 2010 г., резкое снижение количества заказов на различные виды работ, отсутствие финансирование заказчиков по объектам, в связи с изменением местонахождения организации и др.
Кроме того, по итогам 12 месяцев 2012г. также произошло уменьшение доходов от реализации в сравнении с аналогичным периодом 2011г. на 17,3% (503 926 тыс. руб.), а относительно 2010г. снижение на 28,6% (968 294 тыс. руб.). В результате анализа предоставленных пояснений, причинами снижения доходов в 2012г. послужили уменьшение спроса на продукцию и работу, невозможность запуска новых производственных линий, не своевременное погашение дебиторской задолженности и др.
Таким образом, анализ динамики налоговой базы позволяет сделать вывод о значительном спаде уровня доходов организаций от реализации в 2011 и 2012 гг., что в целом не лучшем образом повлияло на развитие региона, однако налог на прибыль организаций по-прежнему является одним из бюджетообразующих.
Кроме того, проведен анализ удельного веса убыточных предприятий и суммы заявленного убытка, динамика удельного веса по нулевым организациям за 2010-2012 г. (табл. 5).
Таблица 5
Показатели контрольной работы по налогу на прибыль организаций
№ п/п | Наименование показателей | 12 мес. 2010г. | 12 мес. 2011г. | 12 мес. 2012г. |
Общее количество плательщиков налога на прибыль организаций | ||||
Количество убыточных предприятий | ||||
Сумма заявленного убытка (тыс. руб.) | 10 170 | 10 915 | ||
Доля убыточных организаций к общему количеству (%) | 1,3 | 5,2 | 7,5 | |
Количество нулевых организаций | ||||
Динамика удельного веса по нулевым организациям к общему количеству (%) | 58,9 | 47,8 | 35,8 |
На основе данных таблицы можно сделать следующие выводы (в сравнении с 2010г.).
Сумма заявленного убытка за последние 3 года снизилась на 209 тыс. руб. (2,1%) в 2011г. и возросла 1 066 тыс. руб. (7,3%). Рост заявленного убытка в 2012г., исходя также из разъяснений налогоплательщиков, обусловлен такими факторами, как: у предприятия велась процедура банкротства, отрицательный финансовый результат вызван сезонно возросшими постоянными затратами, несвоевременный расчет от населения и др.
Также увеличилась доля убыточных организаций в общем количестве на 3,9% (2011г.) и на 6,2% (2012г.); однако произошло снижение количества организаций, предоставляющих нулевую отчетность - на 34 организации (2011г.) и на 46 организации (2012г.). Снижение количества "нулевых" деклараций по налогу на прибыль обусловлено в основном переходом КФХ в статус индивидуальных предпринимателей в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, не смотря на увеличение общего количества налогоплательщиков налога на прибыль организаций, в настоящее время всё же остаются организации, которые под воздействием неблагоприятных факторов (как внутренних так и внешних), к сожалению, становятся убыточными или по иным причинам "нулевиками". Поэтому, при проведении мероприятий налогового контроля должны быть выявлены те узкие места, воздействуя на которые можно исправить или предотвратить возникновение подобных ситуаций.
Мы можем сделать вывод о том, что деятельность отдела камеральных проверок №2 представляет собой достаточно сложную, ответственную, но в тоже время интересную работу в различных направлениях сферы контроля и анализа. Достаточно большой перечень функций и задач отдела находит своё проявлении в результирующих показателях. На основе проведенного анализа контрольных показателей по налогу на прибыль организаций можно говорить о достаточно четко налаженной, групповой и эффективной деятельности сотрудников отдела, обладающих высокой профессиональной квалификацией и навыками работы в налоговых органах. Кроме того, хотелось бы обратить внимание и на качество работы с налогоплательщиками, и пожелать, чтобы отношения с ними складывались на взаимовыгодной основе и своевременной поддержке.
Далее имеет смысл рассмотреть практику предупреждения налоговых рисков по налогу на прибыль организаций на этапе камеральной проверки с целью выявления и анализа наиболее актуальных проблем и спорных моментов в администрировании данного налога, а также определить возможные области воздействия на данные риски.