Законодательство о налогах сборах состоит из Налогового Кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения:
- виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
- основания возникновения(изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий(бездействия) и их должностных лиц.
Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основные принципы налогообложения лежат в основе построения любой налоговой системы. Современная налоговая система формируется на основе общих принципов построения и функционирования. К таким принципам относят:
- установление налогов на основе закона. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ;
- принцип всеобщности и равенства налогообложения. Каждое лицо уплачивает законно установленные налоги и сборы, нет различных ставок, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала;
|
-принцип понятности и налогового законодательства. Акты законодательства о налогах и сборах, должны быть сформулированы таким образом: каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги, когда и в каком порядке он должен их уплачивать. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика;
- принцип экономической обоснованности налогов. Налоги не могут быть произвольными и должны иметь экономическое обоснование;
- принцип эффективности налогообложения. Максимальная эффективность каждого конкретного налога состоит в относительно низких издержках государства на сбор этого налога;
- принцип единства налоговой системы РФ. Запрещается устанавливать налоги, нарушающие единое пространство РФ.
К субъектам налоговых отношений относят налогоплательщиков, налоговых агентов, налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы, органы внутренних дел.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ налогоплательщики имеют следующие права:
- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований;
|
- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный кредит (скидка с налога на прибыль);
- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и должностных лиц, не соответствующих НК РФ и иным федеральным законам.
К обязанностям налогоплательщика относят:
- уплачивать законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах;
- вести учет своих доходов;
- представлять в налоговый орган налоговые декларации по налогам, которые они должны уплачивать, если это предусмотрено законодательством, вести бухгалтерскую отчетность;
- представлять налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность по исчислению и удержанию в бюджетную систему РФ налогов. Например- организация, выплачивающая зарплату работникам является налоговым агентом. Права те же, обязанности отличаются:
- правильно и своевременно исчислять и удерживать из средств, начисляемых налогоплательщику, и перечислять в бюджетную систему;
- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
- вести учет выплаченных налогоплательщиком доходов и удержанных налогов;
- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля за полнотой исчисления налогов и их правильностью.
|
К задачам налоговых органов относят:
- контроль за соблюдением налогового законодательства РФ;
- контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов;
- валютный контроль. Систему налоговых органов в РФ составляют: Федеральная налоговая служба РФ, налоговые органы по республикам, краям и областям- территориальные налоговые органы, межрайонные налоговые инспекции.
Таможенные органы следят за исполнением таможенного законодательства
Финансовые органы осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, государственного долга и др. К числу финансовых органов относят Министерство финансов. Минфин дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и сборам, формы налоговых деклараций, порядок их заполнения.
Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Органы внутренних дел являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ.