Сущность консолидации «113




имеет несколько дочерних компаний SCb SC2,..., SCn. В свою очередь, компания SC2 яв­ляется материнской по отношению к компаниям SC21, SC22,


I


Рис. 5.1. Схема взаимосвязи компаний при создании корпоративной группы

Понятия материнской и дочерней компаний в различных странах определяются по-разному. В частности, в пашей стране соответствующие дефиниции приведены в первой части Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 105 «хозяйственное общест­во признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товари­щество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность опреде­лять решения, принимаемые таким обществом». Что касается понятия «зависимое об­щество», то согласно ст. 106 Гражданского кодекса таковым признается общество в том случае, «если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голо­сующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограни­ченной ответственностью».

Как следует из данного определения, при наличии многоуровневых связей типа |*«мать - дочь» материнская компания (в терминах Кодекса - основное общество), на­ходящаяся в самом верху древововидпой структуры, может фактически управлять ^компаниями, находящимися па нижних уровнях, даже в том случае, когда ее прямое или косвенное влияние на них ничтожно. Действительно, если в ситуации на рис. 5.1 компании PC принадлежит 58% голосующих акций SC2, а доля компании SC2 в устав­ном капитале SC22paBiia51%,TO компания PC, владея лишь 30% капитала SCw, тем не менее может оказывать па нес доминирующее влияние, т. е. определять ее политику (в данном случае речь идет не о повседневной опеке текущей деятельности, а о приня­тии решений стратегического характера). Очевидно, что разветвленность отношений «мать - дочь» может приводить к резкому сокращению формальной доли материн­ской компании, находящейся во главе всей иерархической структуры, в капитале ком­паний нижних уровней, вместе с тем косвенное влияние сохранится именно благода­ря этим отношениям.

В гл. 1 было показано, что основные отчетные формы демонстрируют пользовате­лям два аспекта деятельности фирмы - статический (с каким имущественным потен­циалом фирма начала отчетный период и с каким потенциалом она входит в новый пе­риод - прерогатива баланса) и динамический (какой финансовый результат достигнут в отчетном периоде от использования имевшегося имущественного потенциала - пре­рогатива отчета о прибылях и убытках). С позиции собственников материнской компа-


114 • Глава 5. Консолидированная отчетность: сущность и процедуры

нии, процесс создания корпоративной группы, инициируемый, естественно, будущей «мамой», имеет как минимум три ключевых момента.

Во-первых, формирование (или расширение) корпоративной группы инициируется высшим руководством будущей (или фактической) материнской компании, при этом большая часть ее рядовых акционеров может и не отдавать себе отчета в необходимости и целесообразности приобретения очередной «дочки». Для снятия возникающей при этом напряженности необходимы как минимум дополнительные информационные комментарии, подтверждающие оправданность сделки, т. е. скорее всего обычной от­четностью, в которой как результат сделки могут появиться лишь две дополнительные статьи («Долгосрочные финансовые вложения» и «Полученные дивиденды»), уже нельзя будет ограничиться.

Во-вторых, включение некоторой фирмы в состав группы на правах дочерней ком­пании связано с крупными капиталовложениями (в данном случае подразумевается, что группа формируется путем покупки будущей «дочки»). Поэтому акционеры хотели бы иметь и более детальную информацию о результатах и ожидаемых последствиях сделки. А потому следует очевидный вывод: приведение в балансе сделанной инвести­ции в виде одной строки «Долгосрочные финансовые вложения» вряд ли устроит ак­ционеров материнской компании - им желательно знать более подробно структуру ак­тивов и обязательств объекта столь масштабного инвестирования.

В-третьих, создание корпоративной группы имеет целью, среди прочего, генериро­вание дополнительных прибылей, что находит воплощение, в частности, в получении дивидендов от дочерних компаний. Иными словами, пользователи обычной отчетно­сти материнской компании (в данном случае вновь подразумеваются прежде всего ее собственники) могут видеть, что у фирмы появились дополнительные доходы, однако они не получат представления о том, что послужило их источником, если соответст­вующая информация не будет раскрыта. Иными словами, и с позиции сделанных за­трат, и с позиции информирования об источниках и факторах дополнительных дохо­дов желательна определенная аналитичность - сведения о дочерних фирмах не долж­ны быть отгорожены от собственников материнской компании (а в широком смысле -от любых пользователей отчетности) своеобразной антиинформационной стеной (рис. 5.2).

Заметим, что каждый из участников группы является самостоятельным юридиче­ским лицом и имеет свой комплект отчетных форм; следовательно, утверждение о ан­тиинформационной стене нужно понимать лишь в том смысле, что пользователям в явном виде не предоставляется какого-либо' сводного информационного источника о ключевых элементах группы, а потому в случае необходимости они должны будут са­мостоятельно «добывать» отчетность дочерних фирм. Кроме того, и это будет показано позже, консолидированная отчетность представляет собой свод данных, осуществляе­мый по специальным алгоритмам, т. е. такая отчетность обладает дополнительными ин­формационными и аналитическими возможностями, нежели несколько наборов отчет­ных форм участников корпоративной группы.

Таким образом, в случае формирования и функционирования корпоративной груп­пы должны быть созданы возможности дополнительного информирования пользовате­лей (и прежде всего собственников материнской компании) о группе в целом, ее акти­вах, обязательствах, прибылях. Составление консолидированной отчетности, в которой в развернутом виде представлены все задействованные группой мощности и получен­ные с их помощью результаты, как раз и имеет целью, с одной стороны, убедить собст­венников материнской компании в правильности шагов по расширению масштабов деятельности фирмы, а с другой стороны, продемонстрировать любым пользователям (собственникам, конкурентам, потенциальным инвесторам, возможным контрагентам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: