Дайте определение следующим ключевым понятиям: бухгалтерский счет, синтетические и аналитические счета, активные, пассивные и активно-пассивные счета, балансовые и забалансовые счета, капитализируемые (некапитализируемые) счета.
Вопросы для обсуждения
1. Каким образом соотносятся между собой бухгалтерские счета и отчетность?
2. В чем смысл классификаций бухгалтерских счетов?
3. Что представляет собой Главная книга предприятия?
4. Каким образом можно проверить, что разноска данных по счетам была выпол
нена правильно?
5. В рекомендованных форматах отчетности много статей. Все ли они обязатель
но должны быть заполнены, т. е. иметь ненулевое значение?
6. Проанализируйте каждую статью отчетности и поясните, в каком случае сумма
по данной статье будет равна нулю.
7. Проанализируйте каждую статью отчетности с позиции изменения суммы по
этой статье за отчетный период. Приведите примеры фактов хозяйственной жиз
ни, влияющих соответственно на увеличение или уменьшение суммы по статье.
8. Измените приведенный в главе пример таким образом, чтобы в отчетности
сформировалась статья «Отложенные налоговые активы». Составьте новую от
четность, однако прежде чем это сделать, спрогнозируйте, какие изменения
в ней произойдут.
9. Зачем нужна «перекладка» отчетности?
10. В чем сложность трансформации отчетности из одного формата в другой? Воз
можна ли унификация процедур перекладки?
11. Сформулируйте основные, на ваш взгляд, различия между текущими отечест
венными форматами отчетности и форматами, принятыми в странах - членах ЕС.
12. Какие форматы из приведенных в приложении 3 вы выбрали бы для своей фир
мы и почему?
|
Глава 5
КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ПРОЦЕДУРЫ
После изучения этой главы вы сможете получить представление:
• о причинах формирования корпоративных групп;
• о сущности консолидированной отчетности и причинах ее составления;
• об истории появления консолидации;
• о методах объединения бизнесов;
• об алгоритмах составления консолидированной отчетности.
Сущность консолидации
Практика ведения бизнеса в экономически развитых странах свидетельствует о том, что наиболее важную роль в рыночной экономике играют акционерные общества (корпорации), представляющие собой форму организации бизнеса в виде совокупности предприятий (независимых юридических лиц), капитал которых разбит па паи (доли). Основными преимуществами подобной формы предпринимательской деятельности являются: (а) ограничение ответственности собственников корпорации величиной принадлежащего им чистого капитала; (б) удобство и быстрота в смене собственников; (в) неограниченность деятельности по масштабам и видам; (г) диверсификация риска собственников. В отличие, например, от индивидуального частного предприятия корпорация имеет множество собственников, которые в подавляющем большинстве случаев никак не связаны между собой и имеют лишь право голоса в отношении судьбы фирмы. Отсюда видно, что степень самостоятельности корпорации как участника экономических отношений гораздо выше, а потому выше и способности и возможности развития и экспансии деятельности. Не случайно корпорации обычно быстрыми темпами наращивают свой капитал и масштабы производственно-коммерческой деятельности, они в полной мере пользуются так называемым эффектом от масштаба и в условиях конкуренции постепенно вытесняют или поглощают более мелких конкурентов в ключевых сегментах-рынка. Так, в США примерно ■% общего числа фирм являются индивидуальными частными предприятиями (на них приходится около 10% общего объема продаж в стране), около 10% - партперствами (примерно 4% объема продаж) и менее 20% - корпорациями (свыше 80% совокупного объема продаж) [Экономикс, с. 318-334].
|
Одна из особенностей преимущественной ориентации на корпоративный бизнес заключается в том, что корпорации, как правило, объединяются (добровольно или вынужденно) в корпоративные группы. В наиболее общем виде корпоративную группу можно представить как объединение одной материнской и нескольких дочерних компаний, однако в реальной жизни отношения «материнская компания - дочерняя компания» могут быть многоуровневыми и схематично представляют собой опрокинутую древовидную структуру. На рис. 5.1 представлена ситуация, когда материнская компания PC