Оценка и ее роль в формировании представления о фирме




В гл. 3 при обсуждении понятия «Добавочный капитал» на простейших примерах были продемонстрированы возможности манипулирования оценками, в результате ко-

1 Причины возможного расхождения множественны. Например, одни управленцы считают це­лесообразным примерять метод ФИФО, а другие - метод ЛИФО. Оба варианта разрешены к применению, вместе с тем очевидно, что в отчетности мы увидим разные представления о фир­ме и ее финансовых результатах.


136 • Глава 6. Отчетность и пользователь: условности интерпретации

торого меняются как валюта баланса фирмы, так и некоторые ключевые характеристи­ки ее финансового положения. Российская практика становления бизнеса в 90-х годах прошлого века изобилует куда более показательными ситуациями; в их числе: создание фирм, основу уставного капитала которых составляли нематериальные активы в виде интеллектуальных и деловых качеств их учредителей1, оценивавшихся, естественно, без какого-либо формального обоснования; использование балансовых оценок в ходе приватизации, когда инвестиции в активы буквально год-два спустя окупались много­кратно одной лишь годовой прибылью приватизированного объекта и др. Иными сло­вами, очевидно, что, манипулируя оценками, можно либо преуменьшить имуществен­ный потенциал фирмы, либо неоправданно его завысить - все зависит от целевого пред­назначения проводимой операции по оценке или переоценке. Приведем общие сведения об оценках, фигурирующих в учете и анализе.

Оценка - (а) некоторая характеристика объекта (события), позволяющая выделять его из совокупности других объектов (событий) или упорядочивать их; (б) процесс присвоения упомянутой характеристики. Как характеристики объектов (событий) оценки подразделяются на формализованные (количественные) и неформализованные (качественные). Первые используются для реализации кардииалистских отношений упорядоченности, т. е. отношений, основанных на сопоставлении количественных оце­нок; вторые - для реализации ординалистских отношений упорядоченности, т. е. отно­шений, основанных на предпочтениях. Процесс формирования количественной оценки заключается в присвоении численного значения объекту (событию) по определенным правилам и включает три элемента: (а) объект (событие); (б) подлежащее количествен­ной оценке свойство (качество, признак и др.); (в) шкалу измерения или совокупность единиц, в которых будет выражена оценка.

Оценка имеет целью отграничение оцениваемого объекта от других и представляет собой способ приписывания этому объекту некоторой характеристики или собственно эту характеристику. Поскольку в бухгалтерии имеется множество причин, влияющих на выбор того или иного способа или приема оценивания, и, в частности, осуществляет­ся достаточно много всевозможных расчетов, в том числе и оценочного характера, оцен­ка не является внутренне присущей объекту характеристикой - она субъективна, ус­ловна и может существенно варьировать в зависимости, например, от:

- множественности возможных подходов к оцениванию конкретного объекта (на­
пример, оценка остаточной стоимости объекта основных средств зависит от того, какой
метод амортизации - линейный, прогрессивный или дегрессивный - выбран);

- принятого алгоритма расчета в рамках конкретного подхода к оценке (например,
в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» продемонстрировано, что ускоренную, или дег-
рессивную, амортизацию можно считать разными методами, при этом меняется оценка
актива, финансовый результат и др.);

- множественности сторон объекта, потенциально доступных для количественно­
го оценивания (например, дебиторскую задолженность можно характеризовать с пози­
ции либо формальной ее оценки, т. е. в сумме, предусмотренной договором или факти-

1 Согласно ст. 1042 Гражданского кодекса РФ при создании простого товарищества, а его сторонами могут выступать только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие орга­низации, отдельным вкладом могут быть признаны «профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи». В ст. 4 ПБУ 14/2000, распространяемого на коммерческие организации, отмечается, что деловая репутация организации относится к нема­териальным активам, т. е. может присутствовать в балансе; что касается интеллектуальных и дело­вых качеств персонала организации, их квалификации и способности к труду, то они не включа­ются в состав нематериальных активов, поскольку неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: