Еще одна условность, с которой, не исключено, может столкнуться пользователь отчетности, - это введение или, напротив, отсутствие в балансе некоторых в каком-то смысле искусственных активов и обязательств. В отношении возможного наличия в ба-
6.3. Гудвилл и его отражение в отчетности «141
лансе подобных объектов приведем известные примеры с самокотировками собственных ценных бумаг (этот прием активно использовался в российских финансовых пирамидах конца XX в.) и с операциями между материнской и дочерними компаниями, когда между ними проводятся фиктивные операции, в частности, связанные с эмиссией долгосрочных финансовых инструментов и их выкупом подконтрольными структурами. Что касается отсутствия некоторых существенных для деятельности фирмы активов и обязательств, то наиболее яркими примерами являются неучет неосязаемых активов (в немецкой финансовой школе их называют импопдерабилями) и операции с гудвиллом. Именно последняя категория представляется исключительно важной в плане понимания ценности фирмы и ее потенциальных возможностей, а потому рассмотрим более подробно ее сущность, оценку, представление.
Гудвилл - категория многозначная и вряд ли относимая к специфически бухгалтер
ским; ею с равным успехом оперируют и финансисты, и менеджеры. Тем не менее прак
тика развития бизнеса свидетельствует о том, что в современных условиях функции;
главного бухгалтера и финансового директора нередко пересекаются, более того, в не
больших фирмах бухгалтеру зачастую приходится заниматься и чисто финансовыми |
вопросами. Иными словами, вряд ли оспариваемо утверждение о том, что необходи- ■
мость владения финансовой проблематикой становится для бухгалтера все более и бо- ■
лее насущной. Объявленная Россией адаптация отечественных бухгалтерских регуля-
тивов к требованиям международных стандартов финансовой отчетности (МСФО),
кстати, документу в большей степени финансовому, нежели бухгалтерскому, также
с неизбежностью приводит к более активному использованию в учете и анализе новых j
для российской практики учетных объектов. В их число входит «деловая репутация op- j
ганизации», или «гудвилл». В специальной литературе по бухгалтерскому учету и фи- \
нансовому анализу эти термины подразумеваются как синонимы и представляют собой |
русскоязычные аналоги используемого в английском языке понятия goodwill. Заметим, }
что мнения российских ученых в отношении предпочтительности применения того или
иного варианта перевода этого термина разделились; что касается отечественных нор
мативных документов, то в них используется понятие «деловая репутация» (см., напри- |
мер, ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»). Понимая, что каждое из упомяну- |
тых названий имеет свои плюсы и минусы, авторы данной книги тем не менее не убеж- |
дены в том, что выбор методологов учета абсолютно безупречен (справедливости ради i
заметим, что этот выбор в известном смысле предопределен необходимостью следова- ' I
ния регулятивам более высокого порядка - в частности, термин «деловая репутация» '
используется в ряде статей Гражданского кодекса РФ).
|
Согласно энциклопедическому словарю репутация дословно означает «создавшее
ся общее мнение о качестве, достоинствах и недостатках кого-либо, чего-нибудь».
В контексте бизнес-отношений это понятие трансформируется в термин «деловая ре- f
|
путация», а смысл его, вероятно, заключается в том, что субъект (физическое или юри- \
дическое лицо), в отношении которого делается суждение о его репутации, производит I
продукт, оказывает услуги и отвечает по своим обязательствам в соответствии с припя- I
тыми нормами, причем чем выше качество продукта (услуг) и меньше вероятность на- i
рушения принятых обязательств, тем выше репутация данного субъекта. Репутация, '
в том числе и деловая, в подавляющем большинстве случаев представляет собой не-
квантифицируемую категорию, т. е. она не имеет количественной оценки. Тем не менее
оказалось, что в сделках, связанных с куплей-продажей фирмы как единого имущест-.:
венного комплекса, появляются некоторые стоимостные оценки, которые условно можно увязать с неким нематериальным активом фирмы, имеющим в том числе отношение и к ее деловой репутации. На самом деле этот актив более объемлющ в своем смысловом наполнении, нежели категория «(деловая) репутация» в ее традиционном
142 • Глава 6. Отчетность и пользователь: условности интерпретации
понимании - не случайно, по-видимому, в английском языке и придуман специальный термин goodwill.
В частности, основа гудвилла (goodwill) - это не только и не столько репутация в плане морально-этических и деловых качеств, сколько прежде всего мнение о целом комплексе характеристик фирмы, таких как качество продукции (услуг), технологическая культура, ноу-хау в системе организации производства и управления, добропорядочность в отношениях с контрагентами и др. Именно эти факторы являются уникальными для любой компании, нарабатываются в течение многих лет и существенным образом влияют на результативность финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем, и это будет показано ниже, важнейшей составной частью категории гудвилла, по крайней мере с позиции его оценки, является рыночная перспективность бизнеса, т. е. характеристика, имеющая в известном смысле внефирмепиое происхождение.
|
Кроме того, goodwill по сути является при некоторых обстоятельствах объектом купли-продажи, тогда как репутацию вряд ли можно купить - ее можно заслужить, создать, потерять. Именно поэтому варваризм «гудвилл», т. е. прямое заимствование из английского языка соответствующего термина, представляется более предпочтительным, нежели не вполне адекватный перевод «деловая репутация» (заметим, к слову, что точно так поступили немецкие специалисты - они заимствовали термин goodwill в английской транскрипции).
Рассмотрим смысловое содержание этого понятия, его роль в учете и анализе.
В самом общем смысле гудвилл означает совокупность рассматриваемых как единое целое нематериальных факторов, которые в совокупности позволяют данной фирме иметь определенные конкурентные преимущества в отрасли и благодаря этому генерировать дополнительные доходы. В эту совокупность входят: фирменное наименование компании, ее репутация, технологическая культура, связи с контрагентами, ноу-хау в области организации и управления, перспективность бизнеса и др.
Для понимания сути дела представим себе две гипотетические фирмы, вышедшие на рынки факторов производства и продукции с абсолютно равными исходными параметрами и возможностями. Все у них одинаково, однако спустя некоторое время финансовые результаты одной фирмы оказываются более значимыми, причем это становится тенденцией. Иными словами, складывается впечатление, что эта фирма обладает каким-то дополнительным фактором, невесть откуда появившимся. Это и есть гудвилл.
Из приведенного определения и примера следует, что гудвилл - это комплексная характеристика фирмы, неотъемлемая по своей сути, весьма многоаспектная и сложная в идентификации и оценке. Поскольку в оценке гудвилла косвенно (через котировку акций) участвует рынок (т. е. внешний по отношению к фирме фактор), вполне естественно обособить два его компонента с условными названиями «внутрифирменный» и «внефирмепный» (рис. 6.1).
С первым компонентом будем связывать упоминавшиеся выше внутренние наработки фирмы в области ведения бизнеса в целом, складывающиеся и шлифующиеся годами, т. е. те нематериальные факторы, которые сложились в фирме как результат предшествующей ее деятельности. Со вторым компонентом будем связывать текущие ожидания рынка в отношении данной фирмы, влияющие на ее стоимость. Несложно понять, что именно первый компонент как раз и несет ту смысловую нагрузку, которая вкладывается отечественными регулятивами в понятие «деловая репутация», а потому условно его можно назвать гудвиллом в узком смысле. В плане оценки этот компонент относительно стабилен; иная ситуация с внефирменным компонентом, стоимостная оценка которого может весьма ощутимо варьировать.