Гудвилл и его отражение в отчетности «147





I


Строго говоря, формула (6.2) также не столь проста в реализации. Действительно, прежде всего нужно найти стоимость фирмы. Как известно, в теории оценивания опи­саны три подхода (метода) к оценке стоимости фирмы:

сравнительный (на рынке подыскивается сделка по фактической продаже фирмы, аналогичной фирме оцениваемой; стоимость проданной фирмы-аналога и берется за ориентир при расчете стоимости оцениваемой фирмы);

затратный (в основе метода - оценка текущей рыночной стоимости воспроизводст­ва активов фирмы);

доходный (в основе метода - оценка дисконтированных доходов фирмы, ожидае­мых к получению в будущем).

Считается, что третий метод является наиболее обоснованным. Если это так, то сра­зу же возникает недоуменный вопрос: а чем же формула (6.2) тогда предпочтительнее по сравнению с формулой (6.1)? С позиции счетной техники - ничем, однако в плане обоснованности доступных для расчета данных она представляется более реалистич­ной. Действительно, формула (6.1) предполагает выщепление доходов, обусловленных именно гудвиллом фирмы, тогда как для расчета по формуле (6.2) нужно спрогнозиро­вать все доходы фирмы в целом. Безусловно, последняя задача в принципе не столь оче­видна, тем не менее она все же более реалистична.

Нахождение второго слагаемого в формуле (6.2) также сопряжено с определенными сложностями (достаточно подробная информация об экономической трактовке и вари­антах оценки чистых активов приведена в гл. 9). В практическом плане PVnrim находится как разность между рыночной оценкой активов фирмы (PVam) и задолженностью фир­мы перед сторонними лицами (PVcry.

PVmni-PVam - PVcr. (6.3)

Второе слагаемое в формуле (6.3), а это долгосрочная и краткосрочная кредитор­ские задолженности, определено и зафиксировано в учете, что касается оценки PVam, то здесь в принципе также подразумевается справедливая стоимость активов фирмы (в практическом плане она молсет исчисляться либо как комбинация рыночных оценок для активов, по которым существует рынок, и оценок, предоставленных профессио­нальными оценщиками, для прочих активов, либо как оценка профессиональных оцен­щиков для всех активов).

Таким образом, последовательность действий по оценке приобретаемого гудвилла такова. Одним из наиболее распространенных методов объединения бизнеса является так называемый метод покупки, когда некая компания АА покупает контрольный пакет акций другой компании ВВ, т. е. создается корпоративная группа, в которой АА являет­ся материнской компаний, а ВВ - дочерней, при этом юридическая самостоятельность компаний не нарушается. Традиционно покупка осуществляется по следующей схеме (приводим лишь укрупненный алгоритм): (1) активы компании ВВ переоцениваются по рыночным ценам; (2) рассчитывается величина чистых активов, т. е. из рыночной оценки активов ВВ вычитается вся кредиторская задолженность; (3) полученная сумма сравнивается с уплаченной суммой денежных средств (так называемой рыночной це­ной покупки); (4) если рыночная цена превышает стоимость чистых активов, что чаще всего и имеет место, появляется гудвилл (положительный), численно равный разнице между этими показателями.

В балансе материнской компании сам факт покупки отражается в статье «Инвести­ции (долгосрочные финансовые вложения)», по при составлении консолидированной отчетности эта статья по специальным алгоритмам расшифровывается, а в результате па балансе группы появляются активы дочерней компании и гудвилл.


148 • Глава 6. Отчетность и пользователь: условности интерпретации

Трактовка гудвилла и его отражение в отчетности различаются по странам. Так, в США и Германии гудвилл можно амортизировать в течение сорока лет, в Испании -десяти лет; во Франции формальных ограничений по срокам списания гудвилла нет, однако большинство фирм укладывается в срок 20—40 лет; в Великобритании гудвилл рекомендуют списывать за счет резервов материнской компании, однако не запрещена и его амортизация.

Итак, можно подвести некоторые общие итоги в отношении гудвилла, его оценки и представления в отчетности. Как показано выше, гудвилл - исключительно важная и абсолютно рыночная категория, однако в отличие от других активов, торгуемых на рынке, он обладает несколькими специфическими особенностями. А именно, гудвилл:

- по сути является одним из наиболее показательных критериев оценки работы
топ-менеджеров, характеризующим приращение стоимости фирмы, достигнутое благо­
даря эффективному управлению;

- абсолютно уникален;

- не отчуждаем от фирмы, т. е. его нельзя передать во временное пользование или
продать как самостоятельную ценность, а потому он имеет ценность лишь в контексте
фирмы, т. е. в комплексе со всеми ее составным частями — имуществом, капиталом, обя­
зательствами, менеджментом и др.;

- имеет двойственную природу;

- объективно квантифицируем лишь при определенных обстоятельствах;

- исключительно вариабелен в оценке по сравнению с другими активами фирмы;

- является одним из ключевых показателей в оценке инвестиционной привлека­
тельности фирмы.

Сделаем краткий комментарий к перечисленным особенностям гудвилла.

Гудвилл как индикатор создания дополнительной ценности. Как известно, в усло­виях развитой рыночной экономики, одной из характерных черт которой является раз­деление функций, проистекающих из прав (а) собственности и (б) экономического кон­троля, весьма остро стоит вопрос об оценке эффективности работы наемного персонала (в особенности топ-менеджеров). Соответствующая проблематика обсуждается в рам­ках так называемой агентской теории. Что касается значимости финансовой компонен­ты системы управления финансами, то уже является общепринятым мнение о том, что финансовый менеджмент имеет непосредственное касательство к созданию экономиче­ской ценности (или богатства) и управлению ее величиной, причем результаты дея­тельности топ-менеджеров, а большинство действий таких менеджеров имеет финансо­вую природу, могут иметь различные последствия для собственников фирмы. Так, аме­риканские авторы приводят весьма показательный пример в отношении двух известных фирм: крупной фармацевтической компании «Merck» и автогиганта «General Motors». На конец 1998 г. совокупная рыночная ценность «Merck» составляла 153 млрд долл., причем за время существования фирмы ее собственники вложили в бизнес около 30 млрд долл.; это означает, что менеджменту компании удалось нарас­тить бизнес (т. е. создать дополнительную ценность для акционеров) в сумме 123 млрд долл. Напротив, рыночная капитализация «General Motors» составила 67 млрд долл., при этом ее собственники инвестировали в фирму около 85 млрд долл., т. е. ее топ-менеджеры не только не нарастили совокупную ценность, но и принесли потери собственникам в сумме 18 млрд долл. [Keon, Martin, Petty, Scott, p. 2].

Несложно понять, что в случае с фирмой «Merck» как раз и имеет место появление положительного гудвилла. Совокупная величина чистых активов, инициированных собственниками, составила 30 млрд долл., а общую сумму наращения рыночной капи­тализации в сумме 123 млрд долл. можно подразделить на четыре компонента:

- реинвестированная (т. с. неизъятая собственниками) прибыль;


6.3. Гудвилл и его отражение в отчетности • 149


I


 

- влияние фактора инфляции (активы растут в цене, что с формальной позиции
приводит к росту добавочного капитала, а в неформальном смысле, безусловно, сказы­
вается на текущей цепе акций);

- гудвилл как квинтэссенция приобретенного фирмой с годами позитивного по­
тенциала в виде ноу-хау, репутации, эффективной системы управления, грамотных
кадров и т. п. (с известной долей условности его можно трактовать как гудвилл в узком
смысле);

- ожидания перспективности бизнеса (в принципе этот компонент также можно
рассматривать как составную часть гудвилла, понимаемого в широком смысле и охва­
тывающего как наработанный ранее потенциал, так и ожидания в отношении данной
фирмы).

Следовательно, общее изменение рыночной капитализации (Атс) можно предста­вить как четырехфакторную аддитивную модель, в которой факторами выступают при­ращения за счет соответственно: реинвестированной прибыли (А;„), инфляции (А,), гудвилла в узком смысле (Ай), ожиданий рынка (А„,е):

Дис-Дрг + Дг + Дв + Д™- (6.4)

Безусловно, структурные зависимости между означенными компонентами могут иметь различный характер, а в наиболее типовом и в принципе приемлемом варианте все эти приращения имеют положительный знак, причем наибольший вклад, естествен­но, должен принадлежать фактору «реинвестированная прибыль». Относительно сле­дующих факторов рассуждения могут быть таковы. Инфляция является общемировой тенденцией (отчасти рост цеп стимулирует инвестиционную деятельность, т. е. умерен­ная инфляция выгодна), а потому вклад этого фактора (А,) обычно также положителен, причем если инфляция в данной стране высока, то вклад фактора в наращивание ры­ночной капитализации может быть весьма и весьма существенным. Кроме того, в зна­чительной степени этот фактор является внешним, т. е. с позиции фирмы малоуправ-ляемым. Гудвилл в узком смысле (то, что у нас называют деловой репутацией) в успеш­но работающей фирме с годами наращивается, однако темпы этого наращения не могут быть слишком быстрыми, т. е. вклад этого фактора (Ай) скорее всего весьма умерен. По­следний фактор имеет спекулятивную природу, а вариабельность рыночной капитали­зации в значительной степени определяется именно его вкладом (А„ю). Супербыстрые изменения рыночной капитализации ряда американских фирм («Enron», «WorldCom» и др.), имевшие место в конце 2001 — начале 2002 г.,'в немалой степени обусловлены влиянием этого фактора (безусловно, данный фактор не является единственным; в ча­стности, подавляюще значимую роль в случае с упомянутыми фирмами, конечно, сыг­рал фактор неуверенности рынка в реальности представленной менеджерами информа­ции об активах, обязательствах и прибылях фирм). Вообще, если говорить о факторе рыночных ожиданий, то несложно понять, что роль его может быть исключительно зна­чимой как в положительном, так и в отрицательном смыслах - так, сам факт попадания некой фирмы в рейтинги крупнейших корпораций мира, ее выход на ведущие фондо­вые биржи и другие подобные события могут существенно сказаться па быстром росте ее капитализации и наоборот.

Весьма показательные примеры с гудвиллом как характеристикой и фактором нара­щивания богатства собственников имеются и в российской экономике. Так, по мнению генерального директора петербургской энергетической компании «Ленэнерго», рента­бельность подобного бизнеса редко превышает 5%, вместе с тем за последние три года капитализация компании выросла как минимум в пять раз; руководство известной фирмы «ЮКОС» полагает, что за последние два года фирма инвестировала в формиро-


150 • Глава 6. Отчетность и пользователь: условности интерпретации

вание своей деловой репутации примерно 300 млн долл. и только за счет этого фактора добилась роста капитализации на 7 млрд долл.1

Модель (6.4) имеет прежде всего познавательное значение. Что касается исчисле­ния значений приращений по модели (6.4), то в принципе оно возможно, но с опреде­ленными оговорками. Если первые два фактора еще как-то поддаются количественной оценке (данные о реинвестированной прибыли и темпах инфляции доступны, а опреде­ленную сложность имеет лишь учет фактора инфляции), то обоснованно и разумно рас­пределить остаток приращения на два оставшихся фактора (гудвилл в узком смысле и ожидания рынка) не только затруднительно, но и вряд ли целесообразно. Поэтому часть общего изменения рыночной капитализации, полученная в результате элимини­рования первых двух факторов, в полном объеме можно трактовать как вклад гудвилла, понимаемого в широком смысле.

Уникальность гудвилла. Любая фирма располагает множеством активов; в той или иной степени эти активы имеют свои аналоги как в самой фирме, так и в других видах бизнеса^ Иное дело с гудвиллом, представляющим собой абсолютно уникальный актив, а причина подобной уникальности заключается в том, что он является, во-первых, осо­бой характеристикой конкретной фирмы, которая не повторяема сама по себе, и, во-вторых, представляет собой совокупность компонентов, большинство из которых, если не все, с очевидностью не могут быть воспроизведены с абсолютной похожестью. Уникальность гудвилла и в том, что это единственный актив фирмы, который, несо­мненно, приносит ей доход и в то же время не отражается на ее балансе (в данном случае речь идет о внутренне созданном гудвилле). Наконец, вряд ли можно сказать с опреде­ленностью, когда появляется гудвилл, когда влияние его становится значимым.

Гудвилл как неотторгаемая характеристика фирмы. Будучи потенциально рыноч­ным товаром, гудвилл не может продаваться сам по себе, т. е. эта категория - есть иеот-торгаемая характеристика фирмы. Гудвилл близок по смыслу к некоторым понятиям, например, «репутация», «торговая марка» и др., по все же отличается от них по многим параметрам. Выше приводились различия между гудвиллом и репутацией; что касается торговой марки, то она в отличие от репутации уже может служить объектом купли-продажи (это реализуется в системе франчайзинга), причем сама по себе, что невоз­можно в отношении гудвилла. Как следствие неотторгаемости - ценность гудвилла проявляется лишь в контексте фирмы. Имеется в виду следующее. Любой актив фирмы имеет ценность сам по себе, т. е. даже будучи отторгнутым от фирмы он продолжает иметь определенную ценность. Иное дело с гудвиллом, который не может быть оценен в отрыве от фирмы.

Двойственный характер гудвилла. Об этой особенности гудвилла можно говорить в двух аспектах - с позиции его оценки и с позиции его представления в отчетности. Суть первого аспекта в том, что гудвилл может быть оценен лишь теоретически, а мо­жет иметь и фактическую оценку, причем если в течение своей жизни фирма ни разу не была куплена как единый имущественный комплекс, то ее гудвилл так и не получит фактической оценки. Иными словами, двойственность гудвилла предопределяется его потенциальной способностью трансформироваться из формально не квалифициро­ванного в фактически квантифицированпый актив. До тех пор пока в отношении фир­мы не производится операция купли-продажи, присущий ей внутренне созданный гуд­вилл не имеет формально обоснованной количественной оценки.

Двойственность гудвилла в плане его представления в отчетности определяется тем обстоятельством, что любая фирма помимо собственного как правило обладает и одним или несколькими приобретенными гудвиллами. Если собственный гудвилл ни при ка-

1 Эксперт. Северо-Запад. 2 июня 2003 г. 20. С. 12-13.


6.3. Гудвилл и его отражение в отчетности «151

ких условиях не может появиться в балансе, с гудвиллами приобретенными ситуация диаметрально противоположная - они будут отражены как самостоятельные активы, но лишь в консолидированном балансе. Таким образом, делая суждение о представ­ленном в отчетности гудвилле, необходимо отдавать себе отчет в том, о чем, собствен­но говоря, идет речь. Яркий пример возможного недоразумения можно показать па цитировавшемся выше положении ПБУ 14/2000, согласно которому «в составе нема­териальных активов учитываются также деловая репутация организации»; в свете при­веденных выше рассуждений очевидно, что данное утверждение относится не к внут­ренне созданному, а лишь к приобретенному гудвиллу.

Особые условия квантифицируемости и сложность оценки. Выше было показано, что всегда существует возможность оценки гудвилла, однако любая подобная оценка является весьма условной до тех пор, пока не будет осуществлена операция купли-про­дажи фирмы в целом. В том случае если фирма не продается, то присущий ей внутренне созданный гудвилл может быть оценен лишь приблизительно как разность между ры­ночной стоимостью фирмы и ее нетто-активами в рыночной оцепке. О какой бы фирме речь пи шла, оценка ее рыночной стоимости (а следовательно, и оценка гудвилла) свя­зана в основном с ожиданиями рыпка в отношении способности фирмы генерировать доходы в будущем. Поскольку говорить о более или менее объективной оценке рыноч­ной стоимости фирмы можно лишь в отношении листинговой компании, это означает, что приемлемый ориентир в стоимостной оценке ее гудвилла может быть получен толь­ко для такой компании. Однако и здесь вряд ли можно говорить об абсолютной досто­верности оценки, поскольку продажа фирмы в целом (несмотря на то, дружественный или не дружественный характер она носит) всегда чревата исключительно серьезными изменениями в оценках ее активов и ценных бумаг. Иными словами, говорить о досто­верности оценки гудвилла можно лишь но завершении операции по продаже фирмы.

Вариабельность оценки гудвилла. В отличие от прочих активов, оценка которых достаточно стабильна и потому не может варьировать слишком сильно, с гудвиллом ровно наоборот — его оценка весьма вариабельна. В некотором смысле гудвилл как по­тенциальный объект купли-продажи ближе к финансовым активам, стоимость которых также может ощутимо варьировать, причем в достаточно короткое время, однако в слу­чае с гудвиллом ситуация еще более острая. Причина очевидна - любой гудвилл это, грубо говоря, штучный, совершенно уникальный товар, не имеющий аналогов в том смысле, что если некая фирма АА имеет оцененный гудвилл стоимостью X, то второго аналогичного ему товара на рынке нет по той простой причине, что данный гудвилл это характеристика именно фирмы АА, которая абсолютно своеобразна по многим пара­метрам в совокупности. Именно уникальностью гудвилла как раз и объясняется тот факт, что рыночные стоимости компаний могут ощутимо и достаточно быстро ме­няться.

В последние годы произошли весьма существенные изменения в оценках рынком стоимости ряда компаний, причем многие из них после известных финансовых сканда­лов в США ощутимо «потеряли в весе». Так, в 2002 г. по сравнению с 2001 г. рыночная капитализация компании «General Electric» снизилась более чем на 100 млрд долл. (причем такое значимое снижение наблюдается уже второй год подряд); для компании «Microsoft» это снижение составило 60 млрд долл. Что касается компаний «Merck» и «General Motors», то их рыночная капитализация по итогам торгов 28 марта 2003 г. составила соответственно 124,3 млрд долл. (12-е место в списке пятисот крупнейших компаний мира, ежегодно составляемом специалистами известной газеты «Financial Times») и 21 млрд долл. (154-е место)1.

1 См.: Ведомости. 2003. 21 мая.


152 • Глава 6. Отчетность и пользователь: условности интерпретации

Вспомним, что рыночная капитализация - это совокупная оценка экономической ценности всех акций компании, допущенных к официальной торговле па фондовой бирже. С формальных позиций ее можно представить как стоимостную оценку трех компонентов: (1) чистых активов фирмы, остающихся в распоряжении ее собственни­ков после удовлетворения требований третьих лиц; (2) гудвилла в узком смысле; (3) ожиданий перспективности бизнеса.

Достаточно очевидно, что ценность первого компонента мало вариабельна; кроме того, логика подсказывает, что именно третий компонент наиболее волатилен. Вместе с тем ранее упоминалось о том, что вряд ли возможно обоснованное и разумное распре­деление остатка приращения на два последних фактора. Вот почему можно без особого преувеличения утверждать, что стоимость гудвилла исключительно вариабельна и, в свою очередь, в значительной степени определяет вариабельность рыночной капита­лизации.

Гудвилл в системе критериев оценки инвестиционной привлекательности. Оценка гудвилла всегда неявно присутствует в работе финансовых аналитиков; проявляется это в активном использовании так называемого q-отиошения, или коэффициента Тоби-на. Известны два подхода к его исчислению: в первом случае сопоставляются рыночная капитализация фирмы и величина его чистых активов; во втором случае сравниваются совокупная рыночная цена акций и облигаций фирмы с восстановительной стоимо­стью активов фирмы формулы (6.5) и (6.6) соответственно:

(6.5)

MV, + MV.

<?=—--------- -, (6.6)

RC,,

где MVS - совокупная рыночная цена акций фирмы, т. е. ее рыночная капитализация; MVnn - величина чистых активов в рыночной оценке; MV,i - рыночная стоимость долговых обязательств фирмы; RC,, - восстановительная стоимость активов фирмы.

Приведем краткий комментарий к данным коэффициентам.

В экономическом смысле формула (6.5) безупречна, поскольку числитель и знаме­натель дроби логически сопоставимы. Действительно, в знаменателе дроби — чистые активы фирмы, т. е. все ее активы, отраженные в балансе, за минусом той их части, кото­рая профинансирована сторонними лицами, причем стоимость активов взята в расчет по рыночным оценкам. Чистые активы еще интерпретируются как та стоимость, кото­рая теоретически достанется собственникам фирмы в случае ее ликвидации и распро­дажи активов по частям. В числителе дроби - рыночная стоимость фирмы как единого функционирующего комплекса, т. е. та стоимостная оценка, которую приписывает ры­нок фирме в плане ее возможностей генерирования будущих доходов. Как известно, любая фирма обладает гудвиллом, т. е. некоторым нематериальным активом, не отра­жаемым в балансе, но представляющим собой фактор генерирования дополнительных доходов. Этот фактор не отражен в балансе, но, безусловно, учитывается рынком. От­сюда следует очевидный вывод - для успешно функционирующей фирмы числитель дроби должен превосходить ее знаменатель. Чем больше расхождение, т. е. чем больше значение коэффициента Тобина превосходит единицу, тем более перспективной рас­сматривается рынком фирма. Безусловно, положительное отклонение от единицы нельзя приписывать лишь одному гудвиллу как активу, «наработанному» в предшест­вующие годы, - в этом отклонении проявляются и другие факторы, такие как удачли­вое вложение денег именно в этот бизнес, грядущее изменение конъюнктуры рынка


I
6.3. Гудвилл и его отражение в отчетности «153 '


I


в пользу данной фирмы и т. п. (в качестве элементарных примеров представьте себе до­вольно случайное приобретение фирмой земельного участка, недра которого, как оказа­лось, таили природные богатства; приобретение бизнеса в регионе, получившем в ско­ром будущем налоговые льготы, и т. п.). Тем не менее любые действия инвестиционно­го характера, даже кажущиеся случайными, все же можно рассматривать как результат грамотной работы собственников фирмы и ее топ-менеджеров, что в той или иной сте­пени как раз и отражается в ее гудвилле. Иными словами, превышение значения q-отношения над единицей и его позитивная динамика в немалой степени могут рас­сматриваться как своеобразная оценка гудвилла. Если к знаменателю формулы (6.5) добавить стоимостную оценку гудвилла, то значение коэффициента Тобина будет го­раздо ближе к единице, а возможное в этом случае превышение над единицей как раз и можно идентифицировать с влиянием фактора позитивного ожидания доходов в бу­дущем. Поскольку выщепить влияние этого фактора практически невозможно, без осо­бого преувеличения можно трактовать разницу между числителем и знаменателем дро­би как оценку гудвилла.

Значение q-отношения, большее единицы, имеет и еще одну наглядную интерпрета­цию: подобное свидетельствует о том, что, по мнению рынка, выгоднее вкладывать до­полнительные ресурсы в активы именно этой фирмы, нежели, например, пытаться от­крывать аналогичное новое производство, т. е. создавать заново тот же набор ресурсов. Иными словами, чем выше превышение q-отношения над единицей, тем больше инве­стиционная привлекательность фирмы. Если q < 1, то это первый признак того, что фирма может стать объектом враждебного поглощения.

Формула (6.6) может рассматриваться как некое дополнение к формуле (6.5). Во-первых, она, безусловно, нуждается в уточнении. При расчете q-отношения через чистые активы имеет место логическая сопоставимость числителя и знаменателя, по­скольку в формуле (6.5) неявно присутствует гудвилл как актив, хотя и опосредованно, через фирму, но несомненно принадлежащий ее собственникам. В формуле (6.6) сопос­тавляются все активы фирмы, с одной стороны, и долгосрочные источники финансиро­вания, с другой. Поскольку существуют еще и краткосрочные источники финансирова­ния, то элементарная логика требует принятия их во внимание при расчете q-отно­шения. Самый простой вариант - оговорка о том, что в знаменателе (6.6) должна быть приведена стоимость активов, очищенная от задолженности перед текущими (т. е. крат­косрочными) кредиторами (заметим, что подобная «очистка» делается, например, при составлении баланса в британском учете). Во-вторых, введение в рассмотрение средств лендеров вряд ли способствует уточнению значения коэффициента Тобина, поскольку рыночная стоимость облигаций складывается также исходя из ожидания долгосрочной кредитоспособности фирмы, т. е. ее способности отвечать по своим долгосрочным обя­зательствам, которая, кстати, менее рискова, нежели «ответственность» фирмы перед своими собственниками (проценты по обязательствам выплачиваются ранее, нежели дивиденды по акциям). Кроме того, доля заемного капитала обычно гораздо ниже, чем собственного, а для многих компаний, в частности для российских, она ничтожно мала.

Амортизация гудвилла. Согласно ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» приобретенный гудвилл амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока дея­тельности фирмы) в следующем порядке:

- амортизационные отчисления по положительному гудвиллу отражаются в бух­
галтерском учете путем равномерного уменьшения его первоначальной стоимости;

- отрицательный гудвилл учитывается как доходы будущих периодов, а его стои­
мостная оценка равными долями относится на финансовые результаты фирмы как опе­
рационный доход.


154 • Глава 6. Отчетность и пользователь: условности интерпретации

Для целей налогообложения гудвилл во внимание не принимается.

В заключение параграфа рассмотрим на примере логику и последовательность рас­чета величины гудвилла. В данном случае мы будем рассматривать его как некий услов­ный актив, который при необходимости может быть показан в балансе, что, по сути, и имеет место при составлении консолидированной отчетности.

Пример

В нижеследующей таблице 6.1 приведен баланс фирмы. Ее уставный капитал со­ставляют 900 тыс. акций. В настоящее время акции продаются на бирже по цене: (а) 250 руб.; (б) 310 руб. Рассчитать гудвилл данной фирмы.

Таблица 6.1 Баланс,

(в исторических ценах)

(млн руб.)

 

Актив Пассив
Статья Сумма Статья Сумма
I. Внеоборотные активы   III. Капитал и резервы  
Основные средства   Уставный капитал  
Прочие активы   Добавочный капитал  
II. Оборотные активы   Нераспределенная прибыль  
Запасы   IV. Долгосрочные обязательства  
Дебиторская задолженность   V. Краткосрочные обязательства  
Баланс   Баланс  

Решение

Расчет делается в три этапа: (1) пересчет активов фирмы в текущие рыночные цены; (2) расчет величины чистых активов приобретаемой фирмы; (3) расчет гудвилла.

Этап 1. Активы фирмы пересчитываются в текущие рыночные цены. Пересчет каса­ется в основном материальных активов, т. е. основных средств и запасов сырья и мате­риалов. Как правило, их стоимость увеличивается; в особенности это касается основ­ных средств, которые традиционно учитываются по историческим ценам, а потому в ус­ловиях инфляции, которая в долго- и среднесрочном планах всегда присутствует, их балансовая стоимость в подавляющем большинстве случаев ниже текущей рыночной (правильнее сказать - ликвидационной стоимости, т. е. той цены, которую можно вы­ручить при продаже данного актива). Предположим, что текущая рыночная стоимость основных средств и производственных запасов составляет соответственно 145 и 100 млн руб. Увеличение стоимости активов отражается в пассивной статье «Добавочный капитал», а баланс в ликвидационных ценах приведен в табл. 6.2.

Таблица 6.2 Баланс

(в ликвидационных ценах)

(млн руб.)

 

Актив Пассив
Статья Сумма Статья Сумма
1. Внеоборотные активы170 Основные средства 145 Прочие активы 25 III. Капитал и резервы240 Уставный капитал " 50 Добавочный капитал 66
       

6.3. Гудвилл и его отражение в отчетности • 155

 

      Окончание табл. 6,2
  Актив   Пассив  
  Статья Сумма Статья   Сумма
II. Оборотные Запасы Дебиторская активы задолженность 160 100 60 Нераспределенная прибыль IV. Долгосрочные обязательства V. Краткосрочные обязательства 124 20 70
Баланс     Баланс  
           

Этап 2. Рассчитывается величина чистых активов по формуле:

ЧА = [ВА + (ОА - ЗУ)] - [ДО + (КО - ДБП)], (6.7)

где ВА - внеоборотные активы (итог первого раздела актива баланса); ОА - оборотные активы (итог второго раздела актива баланса); ЗУ - задолженность учредителей по взносам в уставный капитал; ДО - долгосрочные обязательства; КО - краткосрочные обязательства; ДБП - доходы будущих периодов.

Согласно приведенной формуле (6.7): '

ЧА = 330 -20-70 = 240 млн руб.

Заметим, что в условиях задачи величина чистых активов совпала с итогом раздела «Капитал и резервы». Безусловно, подобное совпадение не является предопределен­ным, а в зависимости от финансового состояния фирмы величина чистых активов мо­жет даже не достигать величины уставного капитала (это касается баланса, составлен­ного в любых ценах). Причинами этого могут быть наличие непокрытого убытка про­шлых лет, а также активов, которые не принимаются во внимание при расчете величины чистых активов (имеются в виду собственные акции, выкупленные у акцио­неров, и задолженность учредителей по взносам в уставный капитал).

Этап 3. Рассчитывается величина гудвилла.

1. Если акции продаются по цене 250 руб. за штуку, это означает, что рынок оцени­вает компанию в сумму 225 млн руб. (250 руб. • 900 000 = 225 000 000 руб.). Таким обра­зом, чистые активы фирмы в рыночной оценке составляют 240 млн руб., а капитал фир­мы оценивается в 225 млн руб., т. е. фирма имеет отрицательный гудвилл в сумме 15 млн руб., она недооценена рынком. Подобные фирмы являются объектами поиска так называемых рейдеров, которые, обнаружив подобную фирму и скупив ее акции, мо­гут в дальнейшем действовать двояко. По первому варианту активы фирмы распрода­ются по частям, что и приносит выгоду рейдерам1. Согласно второму варианту, новые собственники проводят коренные изменения в системе производства и управлении приобретенной фирмой (нанимают новый управленческий персонал, избавляются от непрофильных активов, меняют схемы финансирования, производственные линии и др.), имея в виду повысить ее рыночную стоимость и в дальнейшем перепродать фир­му. В обоих случаях собственно бизнес не интересует новых владельцев фирмы - они пытаются в достаточно сжатые сроки получить доход от купли-продажи фирмы.

1 С подобными ситуациями можно встретиться и в нашей стране. Естественно, что действия по фактической ликвидации или радикальному перепрофилированию предприятий, что по сути также представляет собой ликвидацию ранее функционировавших объектов, обычно не афиширу­ются и пока еще в научной литературе не обобщаются, однако в отношении подобных сделок на бытовом уровне информация иногда публикуется. Так, недавно в одной из газет появилась публи­кация о продаже за 100 тыс. долл. дачи одной известной певицы, причем собственно дача покупа­теля не интересовала - его привлекло месторасположение дачи, а сами постройки будут снесены.


156 • Глава 6. Отчетность и пользователь: условности интерпретации

2. Если акции фирмы продаются по цепе 310 руб. за акцию, то рыночная стои­мость фирмы составляет 279 млн руб., а приобретенный покупателем положитель­ный гудвилл равен 39 млн руб. (279 - 240). Эта ситуация как раз и является наибо­лее распространенной. Она говорит о том, что оцениваемая фирма за время своего существования наработала некий нематериальный актив — гудвилл, который в обычном учете не отражается, а его смысл в том, что у фирмы «есть имя», престиж-пая марка, опытные и умелые топ-мепеджеры, хорошие управленческие, информа­ционные, производственные и сбытовые технологии, система стимулирования ини­циативы работников, повышения их квалификации и т. п., т. е. все то, что именуется производственно-технологической культурой. Эта культура нарабатывается года­ми, но именно она в конечном итоге становится тем дополнительным фактором, ко­торый позволяет фирме при прочих равных условиях получать дополнительные конкурентные преимущества.

Что же приобретает покупатель в этом случае? Можно составить баланс приобре­тенной фирмы, при этом гудвилл будет указан как нематериальный актив во внеобо­ротных активах и соответственно на такую же величину возрастет добавочный капитал. В таком представлении раздел «Капитал и резервы» как раз и будет отражать рыноч­ную стоимость фирмы: 50 + 97 + 132 = 279 млн руб. (табл. 6.3).

Таблица 6.3
Баланс,

(в ценах ожидаемого приобретения)

(млн руб.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: